Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Паевые фонды, доверительное управление, пенс. фонды и другое


Информационный Канал Subscribe.Ru


рынок ценных бумаг для частного инвестора

22 декабря, 2003
Сбер  Таймс
72 выпуск

последние новости, обзоры прессы для ваших финансов


сегодня в выпуске:
- Слишком мало денег чтобы ими можно было эффективно управлять
- "Что значит "даже хуже", чем у ВЭБа?"




Слишком мало денег чтобы ими можно было эффективно управлять

Только 300 тысяч из 42 миллионов, или менее одного процента всех застрахованных граждан, передадут в этом году свои пенсионные накопления в частные управляющие компании (УК). Таким образом, реальность оказалась хуже самых пессимистичных прогнозов. В результате 55 УК, претендующим на пенсионные накопления, на всех достанется около 300 миллионов рублей. Проблемы из-за этого возникнут не только у самих управляющих, но и у их немногочисленных "пенсионных" клиентов. Управление мелкими деньгами может оказаться нерентабельным, и некоторые УК не смогут обеспечить ту доходность, на которую рассчитывали граждане.

300 миллионов на всех

До окончания срока выбора управляющих компаний осталось меньше двух недель. Пока частным УК доверили свои накопления лишь 100 тысяч из 42 млн. застрахованных. И как прогнозирует Пенсионный фонд России (ПФР), в этом году количество выбравших УК не превысит 300 тысяч. Ранее ПФР предполагал, что частные компании выберет до 3 млн. человек, но "текущие данные и прогнозы говорят, что накопления переведут менее 1 % от будущих пенсионеров", - констатирует советник главы фонда Владимир ВьюниЦкий. "На сегодня это мизерный процент", - соглашается с ним замминистра финансов Белла Златкис.

Таким образом, в совокупности на все 55 УК, допущенных к инвестированию пенсионных накоплений, может достаться лишь несколько сотен миллионов рублей. "По данным ПФР, средняя сумма на накопительных счетах застрахованных - 1 тысяча рублей. Если в частный сектор придут 300 тысяч человек, то мы получим как минимум 300 млн. рублей", - считает Алексей Ермолов, руководитель инвестиционного департамента УК "Промышленные традиции" (год основания 1995, размер собственного капитала 57 млн. рублей). Часть экспертов настроена более оптимистично. "Учитывая, что частные компании выбирают экономически активные граждане, а также работники аффилированных с УК крупных предприятий, у которых более высокие зарплаты и, соответственно, высокие отчисления, то управляющие могут получить и около 1 млрд. рублей", - полагает заведующий сектором Бюро экономического анализа Ростислав Кокорев. Но и 1 млрд. по сравнению с общей суммой пенсионных накоплений в 50 млрд. рублей, которые собрал и прирастил в прошлом году ПФР, - все равно мизерная сумма. По мнению экспертов, львиная доля этих средств достанется 5 - 8 УК, аффилированным с крупными финансово-промышленными группами.

Остальным придется довольствоваться настолько мелкими суммами, что это может оказаться нерентабельным, и такие компании не смогут обеспечить необходимую доходность, считает Белла Златкис. "Чем меньше средств, тем легче ориентироваться на рынке и тем большую доходность можно обеспечить", - спорит с ней Алексей Ермолов. Но большинство участников рынка не согласны с ним.

"Для того чтобы можно было говорить о нормальном инвестировании, каждая УК должна привлечь минимум 5 тысяч застрахованных. Совершенно очевидно, что большинство УК не смогут собрать столько клиентов", - считает Евгений Зайцев, управляющий директор УК "Атон-Менеджмент" (год основания - 2000, размер собственного капитала - 57 млн. 342 тыс. рублей). По мнению экспертов, самые большие проблемы ждут прежде всего компании-новички, которые создавались как раз под пенсионные деньги. А таких среди 55 компаний - более половины. "Это ужасная цифра, но больше половины УК не имеют опыта, у большинства небольшой капитал. Чтобы получить доступ к пенсионной реформе, они подогнали свои показатели, но уже через два дня у некоторых оказалось 7 млн. в управлении вместо 100 млн., которые мы требовали на конкурсе", - печально констатирует Златкис.

"Компания сама себя съест"

От объема средств, которые получат УК, зависит, насколько эффективно они смогут ими управлять и какую доходность обеспечат своим "пенсионным" клиентам. А значит, заложниками "мизерного процента" могут стать не только сами управляющие, но и выбравшие их граждане. "Основная проблема с маленькими суммами - это диверсификация портфеля. По закону в нашем портфеле должны быть бумаги не менее 20 разных эмитентов. А на 200 тысяч рублей сформировать диверсифицированный портфель практически невозможно", - говорит Роман Соколов, президент УК "Тринфико" (год основания - 1997, размер собственного капитала - 50 млн. 499 тыс. рублей).

"Управление маленьким портфелем требует от управляющего больших издержек. Для крупных УК, работающих с большими объемами денег, сделки на бирже обходятся дешевле. А мелким УК даже сложно будет найти брокера, который согласится обслуживать небольшие суммы", - утверждает Элизабет Хиберт, гендиректор УК "Паллада Эссет Менеджмент" (год основания 1996, размер собственного капитала 48,9 млн. рублей). На расходы управляющие могут взять до 1,1% от суммы пенсионных активов в управлении. Если крупные УК, имеющие льготы у банков и брокеров, уложатся в эту сумму, то мелким компаниям придется покрывать расходы за свой счет.

"Чтобы не потерять все на комиссионных, они будут вынуждены сократить количество сделок", - считает Наталия Плугарь, заместитель гендиректора УК "НИКойл" (год основания - 1993, размер собственного капитала - 231,8 млн. рублей). В результате клиенты УК могут получить более низкую доходность, чем рассчитывали. "Управление таким портфелем будет пассивным. И это, конечно, отразится на доходности", - добавляет эксперт. Впрочем, не стоит забывать, что пенсионная реформа рассчитана на перспективу. Первое поколение будущих пенсионеров сможет почувствовать ее результаты только через 10 лет. Поэтому скромные результаты в первые годы реформы не столь страшны.

"Пенсионные накопления - это длинные деньги, и поэтому люди не будут требовать от управляющих моментального результата", - уверен замгендиректора УК "КИТ" Вадим Бараусов. Однако вряд ли застрахованные останутся равнодушными, обнаружив через год в извещении соседа более высокие проценты, сомневаются эксперты. В итоге наиболее успешные УК перетянут к себе основную массу застрахованных. УК, которая не сможет в течение первых лет привлечь к себе достаточно клиентов, сама себя съест, разорившись на издержках, полагают эксперты.
Газета

наверх

"Что значит "даже хуже", чем у ВЭБа?"

Частным управляющим компаниям (УК) доверили свои пенсионные накопления менее 1% застрахованных. В связи с этим у управляющих могут возникнуть проблемы - работать с маленькими суммами на рынке сложно. О том, как это скажется на доходности, на которую рассчитывали ушедшие в УК граждане, корреспонденту Газеты Наталии Бияновой рассказала замминистра финансов Белла Златкис.

"Как потопаешь - так и полопаешь"

- Распределительная пенсионная система выработала у людей своего рода уравнительный менталитет. Даже если зарплаты сильно отличались, то пенсии у большинства граждан все равно примерно одинаковые. Новая система приведет к тому, что богатые и более разбирающиеся в инвестиционных процессах еще больше разбогатеют, а экономически неграмотное население еще больше обеднеет.
- У нас у всех был уравнительный менталитет, когда мы получали примерно равную зарплату. Сейчас зарплаты очень разные. И люди начали понимать - как потопаешь, так и полопаешь. Тот, кто в период своей трудовой деятельности больше зарабатывал, у того и пенсия будет больше.

- Управляющие тоже плохо "потопали" - набрали менее 1% застрахованных. Им придется покупать бумаги на ММВБ, где торгуются небольшие портфели облигаций и акций. Но сейчас у ММВБ нет права на листинг, а пенсионные деньги можно вкладывать только в бумаги, которые листингуются. Может ли случиться, что управляющим негде будет формировать портфель?
- Ну, во всяком случае, здесь есть о чем рассуждать и волноваться. Действительно, в соответствии с законом о рынке ценных бумаг, с 1 января 2004 года ММВБ должна трансформироваться в полноценную фондовую биржу и, выработав все регламенты, получить необходимые лицензии и право на листинг в том числе. В настоящее время ММВБ начинает реализовывать эту схему вместе с ФКЦБ. Однако может возникнуть такая ситуация, что ММВБ получит лицензии и разрешения не в январе, а в феврале. Но поскольку УК реально будут вкладывать деньги после 31 марта, то мы думаем, что к этому времени все вопросы будут решены. Мы это держим под контролем.

- Может ли повлиять на доходность инвестирования то, что у управляющих будут маленькие портфели? Сами они опасаются, что комиссионные от сделок могут съесть весь доход.
- Смотря какие инструменты они будут себе покупать. Мне сложно представить, что значит съесть доходность, положим, на капитальных бумагах.
Мы со своей стороны обращаемся к руководству ММВБ, с тем чтобы они внимательно просчитали издержки и минимизировали их. Но мелкие компании, у которых будут очень маленькие деньги в управлении, должны были заранее подумать о том, сумеют ли они привлечь достаточное количество застрахованных и сколько денег им удастся собрать. Работать с очень мелкими деньгами на рынке, естественно, очень сложно и, как правило, это менее доходно, чем с крупными суммами. Поэтому здесь вопрос не только в том, какая будет комиссия, - биржа ведь все равно должна покрыть свои издержки. Вопрос еще в том, что, взявшись управлять чужими деньгами, любая управляющая компания должна оценивать объем этих денег и возможность на них что-то заработать.

"Нигде в мире быстрых результатов не было"

- А очень мелкие суммы - это какие? С каких сумм можно управлять более или менее свободно, не оглядываясь на размер комиссионных?
- На сегодняшнем рынке это, конечно, не менее ста миллионов рублей в управлении.

- То есть такую сумму УК должны получить с застрахованных? Учитывая, как неохотно население выбирает УК, 100 миллионов наберется только у крупнейших компаний.
- Мы с вами говорим о перспективе. Ведь пенсионная реформа только началась. И нигде в мире - я специально озаботилась этой тематикой - быстрых результатов не было. На постсоветском пространстве наиболее хорошие результаты у Казахстана. Но у них первые два года тоже были минимальные объемы и не слишком высокие результаты. Потому что такие грандиозные реформы, как пенсионная, требуют того, чтобы люди подумали, все решили, все узнали. Дойти до каждого застрахованного лица - это процесс не полугода.

- Не случится ли так, что у частных компаний, получивших слишком небольшие суммы, результаты инвестирования окажутся даже хуже, чем у ВЭБа?
- Что значит "даже хуже, чем у ВЭБа"? Внешэкономбанк вообще довольно профессионально работает. Результаты по управлению в текущем году у него очень неплохие. Поэтому, конечно, может получиться, что у некоторых компаний результаты будут хуже. Но мы предупреждали застрахованных, что при выборе управляющей компании нужно руководствоваться ее величиной и опытом.

- Насколько, на ваш взгляд, будет отличаться доходность инвестирования ВЭБа и частных компаний? Сможет ли ВЭБ на госбумагах получить доходность выше инфляции?
- Я конкретные доходности не комментирую. Не знаю, какие результаты покажут частные УК, но могу сказать, что ВЭБ в состоянии сработать выше инфляции, потому что он же не вкладывает деньги до погашения облигаций.

"Все придут на торгуемый рынок, накупят бумаг и будут сидеть в них до погашения"

- В следующем году Минфин намерен выпустить консервативные инструменты специально под пенсионную реформу. Эти государственные сберегательные облигации предназначаются в основном для Пенсионного фонда России или для частных компаний?
- Конечно, для частных компаний. Но ПФР тоже сможет их покупать. Поймите, нет ни одного рынка с институциональными инвесторами, где государство не дает консервативный инструмент. Почему? Потому что пенсионные деньги очень длинные и, как правило, значительная часть этих денег вкладывается в какой-то инструмент до погашения. Это хеджирует те риски, которые возникают по более доходным, но и более рискованным инструментам. Если мы сейчас не предпримем меры, чтобы дать управляющим малоторгуемый инструмент, то это значит, они все придут на торгуемый рынок, накупят бумаг и будут сидеть в них до погашения. Тогда у нас торгуемый рынок потеряет ликвидность. Поэтому мы выпускаем инструменты, в которых управляющие компании и пенсионные фонды могли бы держать часть средств - 15-20%.

- В инвестпортфеле УК может быть до 40% облигаций субъектов Федерации и муниципалитетов, между тем сами субъекты не очень спешат делать эмиссии. Вы планируете стимулировать этот рынок?
- Должна вам сказать, что мы не просто стимулируем, мы уже три года раскручиваем рынок субъектов Федерации. И это действительно качественный актив. А для самих регионов это способ решить большое количество своих собственных проектов.

- А что это за субъекты? И в какие проекты они собираются вкладывать средства пенсионных накоплений?
- Это 45 российских субъектов, они все представлены на ММВБ. Они делают по несколько эмиссий. На сегодняшний день рынок субъектов Федерации достаточно развит - он торгуется на ММВБ, на Санкт-Петербургской бирже.

- Эксперты критикуют долговую политику субъектов Федерации и муниципалитетов, утверждая, что они предпочитают занимать на рынке не на инвестпроекты, а на рефинансирование своих старых долгов.
- Во-первых, действительно, в 2000, 2001 и 2002 годах многие субъекты Федерации вылезали из своих долгов, частично реструктурировали их. В чем у них была проблема? Часто менялись администрации, каждая администрация набирала долг под свою четырехлетнюю программу. Приходил следующий губернатор, у него начинали накручиваться эти долги, которые еще и были взяты под очень высокие проценты. Поэтому многие субъекты Федерации в первые годы направляли часть средств, полученных от размещения займов, на рефинансирование долгов. Но есть очень много регионов (и это не только Москва и Санкт-Петербург, но и, положим, Чувашия, Башкирия), в которых все стопроцентно идет на инвестиционную программу, а не на рефинансирование долгов.

"Каждый божий день будем проверять"

- Пенсионные накопления в полной мере защищены от "мусорных" облигаций? Если какая-то УК захочет привлечь застрахованных высокой доходностью, сможет ли она воспользоваться этими облигациями?
- Четкого понятия junk bonds, как это положено в Америке, у нас, конечно, нет. У нас в пенсионной системе есть ограничения на классы активов, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений, - эти бумаги обязательно должны листинговаться, обязательно должны торговаться, по ним должен быть оборот не менее 400 тысяч рублей. В облигации второго эшелона вкладывать пенсионные накопления нельзя - у нас очень консервативный портфель.

- Минфин и спецдепозитарий должны в режиме реального времени следить за сделками пенсионных управляющих на рынке. Как будет работать этот оnlinе-контроль?
- Это сделано для того, чтобы защитить накопления. Но отменять сделку спецдепозитарий не сможет - она уже состоялась. Он сможет принять меры для того, чтобы результаты сделки вернулись к своим исходным параметрам. Это более сложный механизм. Мы каждый божий день будем получать оценку стоимости портфеля по каждой управляющей компании. Если обнаружим какие-то отклонения, значит, придем в эту компанию. Должна вам сказать, что эффективный надзор, эффективная защита интересов клиентов на финансовом рынке заключается в быстром реагировании на первые же проблемы.
Газета

наверх
>>> обратная связь !!!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное