Webloft:Все о создании, поддержке, продвижении веб-проектов! Регистрация СМИ: нужно ли регистрировать интернет-издание
Вопрос, который мне несколько раз задавали знакомые – надо ли, и как
регистрировать СМИ, когда речь идет об интернет-изданиях. Подобный опыт
у нас случился лишь однажды. Но тем не менее, видимо он может быть
познавательным для тех, кто только решает – стоит или нет, и если да,
то как:)
С того момента, как мы регистрировали СМИ (2005 г.), прошло несколько
лет, но, насколько я успела заметить по свежим бланкам и
регламентирующим документам, ситуация сильно не изменилась. Все приведенные ниже документы и бланки являются соответствующими августу 2008 г..
Сначала о том, стоит ли вообще заморачиваться с регистрацией СМИ. На мой взгляд, это стоит делать в том случае, если:
- вы планируете ходить на мероприятия для прессы, на которые не будучи
официально удостоверенной прессой, вы не попадете. Если смотреть с
практической точки зрения, то гарантированное законом право попадания
журналиста за различные закрытые двери и мероприятия безусловно,
полезно, обладание статусом, который подкреплен бумажкой вообще всегда
полезно
- иногда обладание статусом, подкрепленным бумажкой еще и необходимо.
Если вы планируете работать с аудиториями, которые с недоверием
относятся к интернету и слабо представляют, что это такое, лучше быть
для них «изданием». Обтекаемо и достоверно. Ну и что говорить, степень
серьезного восприятия вас будет существенно возрастать, если вы будете
уточнять, что вы являетесь зарегистрированным СМИ.
Если вы планируете работать как специфическое, узкотематическое издание
и/или армия ваших ньюсмейкеров, спикеров, и прочих –ов никогда не
поинтересуется номером вашей лицензии, а также если для нее важен
только непосредственный результат вашей деятельности по публикации
информации в интернете, то пока, я думаю, можете не заморачиваться.
Пока – потому как попытки государства каким-то образом начать
регистрировать все интернет-ресурсы, имеющие отношение к
информированию, как СМИ, еще не результативны:)
Объективно – нам, как региональному изданию это помогало – не сказать,
что глобально, но вполне себе приятно, во всяком случае, это позволило
попасть на несколько крупных международных событий с достаточно жесткой
аккредитацией через администрацию Президента, а также в различные
пресс-туры и т.д.
Теперь что касается непосредственно регистрации. Сегодня этим вопросом
занимается Министерство связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации, а точнее, подведомственная ему Федеральная служба по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия,
иначе называемая Россвязьохранкультурой. Именно она регистрирует и перерегистрирует СМИ в РФ.
Регистрация региональных СМИ производится местными эмиссарами службы,
регистрация изданий федерального покрытия – в Москве. В том, что
касается интернет-изданий, четких инструкций конечно же, не существует,
но с позиции здравого смысла - регистрироваться надо в Москве (конечно,
если вы доступны для посетителей не только в пределах одного региона).
Там мы собственно, и регистрировались.
Вся процедура проста, надо сказать, что (пока?) в России регистрация СМИ носит уведомительный, а не разрешительный характер,
так что если у вас все заполнено в соответствие с требованиями закона и
службы, то СМИ зарегистрируют, в крайнем случае, завернут документы на
доделку. Единственная сложность – если вы находитесь в регионе – это
непосредственно подача документов. Подавать нужно лично или по
доворенности. Нам подавал знакомый человек, на которого была оформлена
нотариально заверенная доверенность. Он же их потом по ней и получил.
Из «задумчивых» мест в заполнении бланка заявления существует
во-первых, то, как вы себя назовете (имеется в виду, не имя, а форма
периодического распространения массовой информации:) – это,
соответственно, электронное периодическое издание.
Предполагаемая территория распространения - территория РФ, зарубежные страны – учитывая, опять-таки, специфику интернета.
В новом бланке заявления добавилась интересная ремарка (раньше ее не было) - тематика сообщается с указанием планируемого процента рекламы от общего объема СМИ.
Здесь, конечно, в случае с интернет-изданиями объективную цифру всегда
будет вычислить сложно, так что имеет смысл использовать подсказку -
«не более 15% от общего объема вещания в соответствии с действующим
законодательством по рекламе в Российской Федерации - для электронных
СМИ нерекламного характера». Она приведена в дополнительной
документации по регистрации. Тематику можно расшифровать и
самостоятельно – в произвольном режиме.
Стоимость госпошлины, которую нужно оплатить, невысока, и
составляет 3 000 руб. Регистрация СМИ осуществляется в течение одного
месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган, после
чего либо вы или ваше доверенное лицо получаете свидетельство, либо оно
приходит к вам по почте. Вот, собственно, и все.