Взаимоотношения интернет-площадки и рекламного
агентства - тема, которая в последнее время неоднократно напрашивалась
на то, чтобы получить некое письменное изложение. Конечно же, являясь
представителем площадки, а не агентства, излагать буду точку зрения со
своей колокольни.
1. Агентства бывают разные
В первую очередь, стоит сказать о том, что рекламные агентства
конечно же, бывают разные, и вовсе не со всеми из них возникает
непонимание. Условно я бы разделила их на три группы.
Первая - это профессионалы рынка, которые уже достаточно плотно и
разнообразно работают с интернетом. Они всегда понимают, что хотят
получить на выходе, прислушиваются к советам площадки по
месту-времени-и тд-размещения, и всегда интересуются результатами
оного. К ним можно отнести и то небольшое количество агентств, которые
только начали работать с интернетом, но будучи действительно
профессионалами, быстро учатся и внимательно слушают - что и как. С
этой категорией работать всегда легко и приятно. Они приходят с
конкретными клиентом (обычно хорошим), аккуратно платят, и вообще
оставляют о себе приятное впечатление. Обычно такиерекламные кампании
проходят тоже вполне успешно, зачастую имея продолжение.
Вторая группа - это агентства, которые практически не работают с
интернетом, но в которые пришел клиент с просьбой "разместить это еще и
в интернете". Обычно они мучительно выясняют, "сколько это будет в
сантиметрах", и "на какой срок выйдет на сайте статья", в 80% случаев
заявленный клиент так и не доходит до размещения. У меня возникает
ощущение, что его просто успевают отговорить, чтобы не заморачиваться
такими сложными дробями. Оставшиеся 20% проводят операцию, не вникая в
"пугающие" детали размещения.
Третья группа - собственно, та самая, к которой обычно возникают все
самые мрачные претензии. Обычно это вполне подкованная публика, которая
понимает, чем отличаются хосты от хитов, и разбирается во многих других
нюансах, включая и тот, с какой стороны лучше намазывать масло на хлеб
за чужой счет. Из общения с ними с вероятностью 98% не получается
ничего хорошего. Либо это впустую потраченное на переговоры путем
разных средств связи время, либо время+нервы.
2. Договора и проценты
Вот они, основные камни преткновения в работе с третьей группой -
договора и проценты. По договорам: это единственная группа рекламных
агентств, которая предлагает вам подписать казалось бы, формальный
договор безо всякого клиента на горизонте. Конечно, в своем "письме
счастья" такие рекламные агенты прогнозируют толпы клиентов, но реально
когда хоть один появится - неизвестно. В договорах, которые
присылаются, можно встретить массу просто волшебных пунктов, типа вот
такого:
пункт№х: Сайтовладелец не имеет права, минуя Агента, оказывать
услуги по размещению Рекламных материалов Рекламодателям, когда-либо
размещавшимся/размещающимся на Интернет-сайтах Сайтовладельца при
посредничестве Агента.
При неисполнении пункта №х Договора, Сайтовладелец обязан
выплатить Агенту компенсацию равную 1000 рублей в день за каждый
Рекламный материал Рекламодателя, размещенный на Интернет-сайте
Сайтовладельца без посредничества Агента
Попадались и пункты, которые подразумевают руление ценовой политикой
площадки не просто Агентом, а еще и без уведомления площадки, ну и т.д.
Рассчитаны они, видимо, на совсем уж не читающих договора или
ослепленных видениями сказочного совместного будущего сайтовладельцев.
Тем не менее, тебе всерьез предлагается обсуждать эту бумажку, дескать,
"давайте придем к консенсусу".
Следующее мероприятие - это выговаривание себе эксклюзивных условий
или агентских процентов выше, чем вы даете обычно агентствам. Запросы
колеблются от 20 до 50% за любое размещение. При этом абсолютно
отсутствует не просто понимание - нет - знание того факта, что
рекламное агентство зарабатывает не только и не столько на скидках,
которые дает ей площадка (эту тему я хочу поподробнее затронуть в
дальнейшем, попросив собственно, представителей рекламных агентств
откомментировать - на чем РА делают деньги).
Самое удивительное, что подобные месседжи всегда исходят от тех, кто
еще не привел ни одного клиента. Те агентства, которые приходят с
клиентским размещением, обычно просто выясняют процентную ставку, и
больше этот вопрос не всплывает.
3. Что есть, что будет, чем рынок успокоится
Что пугает, так это то, что вторая и третья группы умножаются
гораздо быстрее, чем первая: рассказы о том, какими темпами растет
рекламный рынок в интернете не дают спокойно спать что оффлайновым РА,
которые не хотят упускать доходы, что разного рода ушлым мальчикам и
девочкам, которые хотят заработать, не особо напрягаясь. Кстати
сказать, информация, которая от последних исходит клиенту, иногда
приобретает самые фантастические очертания. Особенно это касается
статистики - которая либо перевирается, либо вообще не предоставляется.
Понятно, что и площадки для агентств - не сахар, ведь работать с
самыми разными сайтовладельцами, зачастую - очень молодыми людьми с
разнообразными заморочками и амбициями - тяжело. Возможно, ситуация
начнет развиваться в сторону неких общих стандартов и правил игры -
очень бы этого хотелось, начиная от появления неких вменяемых шаблонов
договоров, заканчивая неписанными правилами игры на рынке. А каким был
ваш опыт в этой сфере?