Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 85.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

Смысловой разбор языка и мышления продолжается

«Здравствуйте, уважаемая команда ЗоВУ! Спасибо Вам за Вашу замечательную рассылку "От дикого Запада до далекого Севера", её чистоту, доброту и свет! … Новых успехов вам и вашему проекту! С уважением, Тимур С.» (23.02.2005)

- За год рассылки «От дикого Запада до далекого Севера» по нашим очеркам: «Лад, Лада, Сладость», «Волшебное слово Спасибо» и «Тварь, Сотворение, Творчество» (если не считать опубликованных за это время статей по языкознанию), мы рассказали о смыслах следующих букв-звуков: А, Б, В, Д, И, Л, О, П, Р, С.

В очерке «Жива, Живот, Житие», трансляция которого сейчас начинается, разговор пойдет о букве Ж.

Общий тираж четырех рассылок на 21.02.2005г. составляет более 17300 экз.

Справочная информация по уровням вещания и практика: 1) Теория и практические наблюдения - через подписку на четыре рассылки РИТМ (http://www.zovu.ru/podpiska.htm). 2) Теория, практические наблюдения, дополнительные материалы, методические основы и примеры (через заказ компакт-диска "Возрождение Человека": см. на http://www.zovu.ru/cd.htm). 3) Вторая ступень РИТМ: кто уже имеет диск, но еще не получает дополнительную спецрассылку, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "вторая ступень РИТМ" - и поднимем вас на вторую! 4) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса").5) Практика: а) мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm) б) семинар-тренинг "НАУКА РАДОСТИ, или Фактор страха с ночным дозором" (http://www.zovu.ru/ritm.htm).

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-3" - 1. Про то, как "вылупляется" личность..

2. "Властелин Времени-2" - 36. Техноутопия как она есть.

3. "Назад в Будущее-3" - 2. Смысл Бытия в Сладости Жизни.

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 15. Жива, Живот, Житие... (Рассказы о словах).

5. Спецрассылка: "РИТМ. Вторая ступень. Выпуск 59." - Из откликов на "Открытое письмо зовущих".

15. ЖИВА, ЖИВОТ, ЖИТИЕ...

(Рассказы о словах)

 

Нам часто задают вопрос: а что значит – ЖИТЬ, что есть ЖИЗНЬ? На первый взгляд, вопрос довольно странный. Правда? Ну, заглянули бы в словарь и прочитали. Разве не логично?

Мы так и решили поступить. Взяли современный толковый словарь, открыли нужную страницу и читаем:

- «ЖИЗНЬ, и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осуждённого; высок.). Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-что-н. (пожертвовать собой). Положить (класть) ж. за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.). 3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Прервалась чья-н. ж. Ж. прожить не поле перейти (посл.). Моя ж. в деревне. 4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж. 5. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться). 6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.). ∙ Не на жизнь, а на смерть (бороться, биться) (разг.) до последней возможности, не жалея жизни. Как жизнь? (разг.) как поживаете? Ни в жизнь (прост.) никогда, на за что. Не от хорошей жизни (разг.) поневоле, вынужденно, под давлением обстоятельств. Дать жизни кому (прост.) устроить чтон. неприятное. Весёлую жизнь устроить кому (разг. шутл.) причинить неприятности. | прил. жизненный, ая, ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.)».

* * *

М-да. Нет слов, конечно, для выражения нашего разочарования! Все вокруг да около, а в яблочко так и нет попадания. Поэтому не стоит удивляться, видимо, что, несмотря на миллионные тиражи словарей, люди не находят ответа на свои насущные вопросы о словах. Составители объясняют современное словоупотребление слова «жизнь», как нянечка в садике (или питомнике-инкубаторе) показывает детишкам кубик и объясняет, мол, его можно рассматривать со всех сторон вот так-то, так-то и так-то, кубики бывают из дерева, пластмассы, бумаги и т.д. Но нянечка не объясняет, суть и смысл кубика, зачем он, откуда и как вообще появился, как составители словаря не объясняют суть и смысл слова «ЖИЗНЬ»: откуда это слово по происхождению, как оно изменялось исторически, что оно изначально обозначает в Реальности символически и по смыслу? Вплоть до того, почему стали меняться значения и написание? Почему именно такое слово из этих букв, а не другое слово с другими буковками? В общем, вместо этого, все концы в воду, чтобы никто ничего не знал.

Словарь просто предлагает заучить то, что написано, и пользоваться, не разобравшись до глубины, с чем это связано и что в итоге получится. Вы согласны заучить непонятно что и пользоваться этим, ничего не зная о последствиях вашего пользования, к чему это приводит? Скорее всего, нет. А вот когда «все делают это» - то можно (так люди себя и успокаивают, так получается общий «дурдом», или, как это нейтрально выражаются в телевизоре, «этот безумный-безумный мир»). Такое вот верхоглядство, технический подход. Это сейчас считается логичным и «нормальным». Хочется спросить, для кого это «нормально»: для «человека разумного» или для «биомашины» с минимизированными мозгами, в которых остаются порой только амбиции и претензии?

А ведь нельзя сказать, что в словарной статье нет сути, откуда все начинается. Чаще всего присутствует дезориентация (когда слепые пишут для слепых). Возможно, составители догадывались, в чем суть и смысл, и нарочно поместили то, с чего нужно было начать, на последнее место. Может быть, это получилось случайно. Посмотрите на 6-е значение ЖИЗНИ как «проявления деятельности, энергии». Но это поставлено на последнее место, а на первом какая-то абстракция, смысловая размазанность в виде «особой формы существования материи». Где это и как пощупать, не объясняется. А с чем это нужно есть, так и не сказали, а может быть, и не знали те, кто составлял словарь. Ну, ладно, не будем спешить с выводами, посмотрим в словаре, что дальше:

- «ЖИВОЙ – 1) такой, который живет, обладает жизнью… 2) подлинный, самый настоящий… 3) деятельный, полный жизненной энергии… 4) легкий и занимательный, выразительный… 5) отвечающий реальным потребностям, жизненный… 6) остро переживаемый… 7) такой, который существует чем-н., черпает силу в чем-н. Живая сила – люди, животные (в отличие от механизмов, техники)».

Обратили внимание? «Живость» - это то, что связано с «энергией», «силой», но при этом такое свойство, которое «отличает» от «механизмов, техники». Мы давно говорили, что в современном информационном пространстве можно что угодно найти, если знать, что ищешь. Пока что мы ничего от себя не добавляем, а смотрим только на то, что есть в официальных источниках.

Можно для разнообразия и полноты взять еще такие слова, как:

- «ЖИВИНКА – (разг.) живое, творческое начало в чем-н.». Здесь выделяется «творческое начало». В подтверждение можно привести определение из другого места того же словаря: «Животворить – оживлять, бодрить…»

- «ЖИВИЦА – смолистое вещество, выделяющееся при порезе из стволов хвойных деревьев». Здесь подчеркивается некая «вещественность» живого содержимого в том, что традиционно относится к живому.

- «ЖИВНОСТЬ – собир. (разг.) всякие мелкие живые существа, а также домашние птицы». Подчеркивается, что это является свойством отдельных «существ», относимых по этому признаку к живым.

Как видите, это уже не сухая словарная статья. В пространстве между словами угадывается СМЫСЛ, который составителями четко не прописывается. Почему? Зачем это сделано? Для упрощения сознания и дезориентации людей в окружающем их мире? Знают же, что многие из них не имеют полноценного филологического образования, чтобы читать между строк то, что языковеды вольно или невольно утаили. ... ... ...

(Продолжение следует)

Все новички, незнакомые с нашими рассылками, и те, кто нас читает давно, но хочет перейти на вторую ступень РИТМ, могут получить всю информацию, необходимую для того, чтобы "догнать" остальных. Достаточно заказать CD "Возрождение Человека". (полную информацию см. http://www.zovu.ru/cd.htm)

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы можете поместить также на http://www.ritm-zovu.narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2004.

.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.1yazik
Отписаться

В избранное