[Club Gopal.ru] Re[2]: Приветствие
Здравствуйте, Максим.
"Виток клубка" я надеюсь почитать, когда Вы его закончите. Я начальной
частью я уже когда-то ознакамливался, мне очень понравилось.
Действительно, написание крупных произведений требует большей
ответственности, автор обязан быть не только хорошим тактиком, но и
отличным стратегом. :) Если серьёзно, большие расказы, тем более
повести и романы, гораздо легче задумть, чем воплотить.
Правда у Вам, Максим, разница между короткими и длинными рассказами
скорее именно количественная (в числе слов), нежели качественная.
Длинная интересная сказка, словно булочка с изюмом - интригующий
экзотический сюжет плюс вкрапления мудрых мыслей. Правда, я
преувеличил дифференциацию составляющих, лучше сказать: органичное
переплетение красивой сказки и глубоких истин, проекция Вечности на
акварельные наброски.
Хоть мне очень нравится читать Ваши рассказы (а я читатель
чрезмерно избалованный), я всё-таки не могу не поделиться мнением:
писатель в Вас, Максим, растворён в религиозном человеке. Для Вас это
естественно, едва ли вы будете спорить, навреное, для Вас и
литература не является чем-то самодостаточным, а стала лишь ещё одним
драгоценным камнем в сияющем убранстве Господа. Камнем, который
бросает отблеск на Ваш путь, Максим, возможно, даже ведёт Вас к Богу.
Ваши рассказы - высшая форма проповеди, это притчи, и герои в них,
хоть и имеют рисованые мелом лица, всё-таки дышат. Поэтому так легко
и приятно читать Ваши сказки. Иногда кажется, ещё чуть-чуть больше
обобщений, абстракций и станет скучно, но тут приходит на помощь
фигура автора. Личное выпирает могучими углами, и часто Вы этого
сами не пытаетесь скрыть. Ведь есть проблемы, которые религия ещё не
привела к универсальному решению, и Вы решаете их для себя в Ваших
рассказах. Так, когда умирают Ваши герои - ошибка, перегиб палки,
близко наведённый фокус (видны папье-маше и крашеное дерево), взгляд
невольно карабкается вверх по нитям и натыкается на смущённого
автора, бережно шевелящего пальцами и говорящего десятком голосов.
Тогда автор сам выходит к своим безжизненным куклам и играет за них,
искренне, без масок, играет свою жизнь, только роскошь этого зрелища
не всякому читателю доступна, надобен особый угол падения света, что
ли. :) И Вы, Максим, кажетесь по-настоящему религиозным человеком
(и в традиционной трактовке, и в понимании Ошо, мне думается, тоже),
и пусть Вы не Иисус Христос, но Ваши сомнения и искушения тоже
чего-то стоят.
Иными словами, внимательный читатель никогда не перепутает Ваш
рассказ с индийским (или ещё каким-то) эпосом. :)
Обратите внимание на свою сказку с продолжением. Ради не приятно Вам
было пустить свою маленькую копию на писки приключений? Приятно ведь?
И нам приятно за этим следить. :) Мне вот, например, эта сказка ОЧЕНЬ
приглянулась, и хотелось бы, чтобы Вы её писали дальше. А ведь такие
же Ваши копии, пусть лишённые тел, бродят по страницам абсолютно всех
Ваших произведений. И для Вас, вероятно, это вполне естественный, а,
возможно, и единственно представляемый способ Творить. Это исповедь и
проповедь одновременно, и, на мой взгляд, Вам лучше воспринимать свой
писательский талант, как нечто конкретное, цельное, и данный Вам
природой инструмент предназначен для изделий определённой формы и
содержания. Я делаю этот вывод, сопоставляя Ваши разные произведения
и анализируя ход Вашего пера. Помните "Месть"? Не зря в Вас было
столько сомнений, это причудливая фигурка из непривычного Вашему
резцу материала, такие рассказы писателю нужны, чтобы лучше понять
свой стиль (развитый или врождённый, не важно).
> Он не мог оказать на меня влияние, хотя бы потому, что я его почти не
> читал, и что-то меня в его текстах "напрягает" и настораживает. Не
> могу выразить словами что, но я привык доверять своему чутью.
Возможно, в текстах Коэльо Вас напрягает именно то, что я назвал
"обратной, тёмной, скрытой стороной". Она воспринимается чутьём, так
что всё правильно, и действительно способна напрягать. Видите ли,
религия всегда взывает к рассудку, и проповеди разумны, а мистика
часто принимает облик добрых мифов, меж тем, как жизнь сама по себе
мистична (и это никому не секрет), и выходит за пределы ума, а,
следовательно, и за пределы коллективного религиозного опыта. Коэльо
это понимает и его проповеди не религиозны, Вас это настораживает,
ведь его скульптуры отбрасывают живую тень, а буквы подмигивают в
самых казалось бы абсурдных местах. Вы не хотите искушений, и не надо,
Вы счастливы, Максим? Я хочу услышать "да", надеюсь услышать, почти
слышу.
> Но выше вы говорили, что отсутствие этой "темной" стороны - мое
> отличие от того же Коэльо? Так, может, это и не плохо? Кстати, вы
> читали мои "Вечное одиночество", "Запрограммированный"? Я вижу темную
> сторону жизни, но слишком заглядываться не хочу...
Пока не успел прочитать, прочитаю в ближайшее время.
Конечно, все знают о темноте. ("только во тьме свет")
Для меня больнее всего зло проявляется в виде нищих стариков, почти
сошедших с ума и брошенных на улицы городов словно капли чьих-то слёз,
в которых солью смешались нелепость и страх, сентиментальность и
уродство, жалость и даже любовь (вечный ингридиент, почти всегда в
объёме 0.001%, и тем самым не ощутимый на вкус, но без него вещество
начнёт разлагаться).
Это то, о чём бы я не хотел писать. Но есть темнота завораживающая,
взятая не со значка инь-ян, а... не знаю, не знаю откуда. Она похожа
на закрытые глаза, на экран для сновидений. Это их области чистого
искусства, которому продали душу все истинные творцы. (не сочтите эту
реплику вызывающей) Я не хочу спорить о том, чем искусство отличается
от Бога (в конце концов все разделения лишь у нас в уме, но пока мы
привыкли рассуждать словами), однако путь этот отнюдь не похож на луч с
плавно кружащимися пылинками.
> Я не стилист. Меня не интересует красивый текст сам по себе, если он
> ничего не несет. Поэтому мою прозу, помню, называли "слишком
> наставительной". :) Конечно, если у меня даже снежинки, звездочки и
> богомолы пытаются чему-то научить! :)
Да, я понимаю. Поэтому и говорю о том, что, мне кажется, для того,
чтобы наиболее эффективно творить, Вам лучше всего нащупать границы
своих владений в литературе и поставить пограничников. Пожалуйста, не
считайте это критикой, я говорю о функциях книги с Вашей точки зрения
и пытаюсь найти способ, который позволил бы Вам совершенствоваться в
соответствии с задатками, не тратя время на исследование terra
incognita в средствах и темах.
А прозу Ваше нельзя называть слишком наставительной. :) Это похоже на
то, как видившие снег только на картинках при столкновении с ним
назовут его слишком холодным, а прозревшие слепцы - слишком белым. :)
Кто-то скажет: Ваши сказки, Максим, чересчур нравоучительны, а кто-то
скажет: Ваши прововеди, Максимилиан, чрезмерно сказочны. :)
> Мне нравится все доброе, простое и чистое. Поэтому, например, я не
> смог читать "Замок" Кафки, который вы мне рекомендовали, потому что
> при всей красоте текста, от него у меня стало формироваться ощущение
> липкого, неприятного сна.
Я Вам Кафку рекомендовал лишь для расширения кругозора, уже очень он
на Вас не похож. :) А меж тем, прочтение ни его книг, ни Ваших я не
считаю пустой тратой времени. И ещё, знаете, хотелось макнуть вашу
кисть слегка, хоть парой волосинок в ту банку с краской, которую Вы не
разу не открывали. :) Но это была тщетная попытка. И правильно.
Только мне всё равно немножко боязно, что рано или поздно вы всё-таки
собъётесь с этого пути и тогда рассказы Ваши проникнутся грустью. Это
может случить, если в жизни Вашей произойдут перемены, или что-то
оставит глубокий след в душе. Ваши убеждения могут не пошатнуться, но
пошатнётся перо. Тогда придётся начинать всё сначала. Но, надеюсь,
этого не произойдёт.
Кстати, сказки Козлова только нам, людям, кажутся добрыми светлыми и
чистыми. Сама по себе сказочная история не может быть доброй и чистой
или злой и грязной. Конечно, Козлов ангел по сравнению с маркизом де
Садом. :) А ведь по сути он лишь отфильтровал жизнь по частотам.
Частоты боли и страха умножил на коэффициент 0.0001, прочие
гармонизировал, чтобы не проподала ясность звука. Вот нашему уху и
слышится добрая и чистая мелодия. А она относительна, и, увы, рождена
злом и грязью, как ни пародоксально. Ибо фильтр, использованный при её
создании очень хорошо знал, что такое зло и грязь. Проинвертируйте де
Сада, получится Козлов, проинвертируйте Козлова, получится де Сад. :)
Видите какая простая логическая операция здесь имеет место? Всего-то
инвертор, одна шестая дешёвой отечественной микросхемы 1533ЛН1. :)
Простите за кажущийся цинизм, его нет, честно. Я не против Козлова, но
его уникальность, как и всё, имеет две стороны.
С уважением, Леон.
www.gopal.ru - Творчество души (сайт этого клуба)
www.bhaktiCD.by.ru - Музыка и философия на CD (это наш спонсор!)
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:lit.writer.meister.club-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:lit.writer.meister.club--unsub@subscribe.ru
http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru
