Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Творческий клуб

[Club Gopal.ru] проверка связи и заодно вопрос

В письмах уже затрагивался вопрос, кому подражает рассказ «Свет
тьмы», по моему Коэльо, но не в этом суть. Меня больше
интересует, а каково общее отношение к стилю, который можно назвать
«стилем Коэльо»?
Попробую объяснить, что я имею в виду.
Я бы назвал этот стиль абстрактным, хотя, если обратиться к
первоисточникам этого стиля, никакой абстракции в нем не
обнаруживается, он конкретен и реалистичен как, скажем, соцреализм.
Стиль Коэльо основывается на притчах семитической литературы,
«Алхимик» наиболее показателен в этом плане. На нить
сюжета – сквозной, основной притчи нанизываются притчи -
отдельные главы.
Формально он не выходит за рамки традиции, но лично я ощущаю разницу.
Притчи Библии, Корана, Талмуда поражают своей достоверностью, они
безусловно реальны, они происходили с конкретными людьми в конкретное
время, даже сейчас, спустя тысячи лет переложений, толкований и
переводов в них сохраняется какая-то деталь, которая заставляет верить
в жизненность произошедшего. Такие рассказы родились в народной среде,
к которой принадлежали проповедники и их слушатели, притчи упоминались
к случаю, для иллюстрации проповеди, и поэтому должны были быть
реальными. Иначе терялось доверие между проповедником и его
слушателями, фантастичность и абстрактность притчи снижало воздействие
речи на аудиторию. Возможно, именно в этом была сила воздействия языка
притч на слушателей, в простоте и безыскусности, но безусловной
правдивости, реальности для слушателей. Иудеев времен Христа не
привлекли бы истории об индийских мудрецах, а вот то, что происходило
за воротами их городков, было интересно. Как бы фантастична не
звучала бы повесть о воскресении человека из мертвых, но реальные
подробности заставляли поверить в это.
Коэльо же, повторюсь, абстрактен. Для него первична идея, под которую
выстраивается сюжет, а уж потом выстраиваются декорации и подбираются
костюмы для актеров. Он обращается с обстоятельствами как модный
театральный режиссер с классической пьесой: захочет – поставит
«Гамлета» в кубистических декорациях и переоденет актеров
в панков, захочет – вернется в пышный елизаветинский интерьер.
Для зрителей это второстепенно, так как сюжет в принципе известен. Ни
в одной повести Коэльо я не почувствовал органической связи сюжета и
обстоятельств, в которых действуют герои. И сами герои, и
обстоятельства – универсальны. Представьте
«Алхимика» среди оленеводов тундры или ловцов жемчуга
– повесть от такой перестановки ничего не потеряет и не
выиграет, потому что заложенная в ней идея самодостаточна, способна
существовать сама по себе и не нуждается в развитии сюжета. А вот
Галилеянина или его апостолов в тогах в римских колоннадах в кружке
стоиков представить невозможно…
Кстати, «абстрактоно-философский» стиль начался задолго
до Коэльо, его предшественник – Кастанеда. То, что мне удалось
переварить из учения Дона Хуана, не обнаруживает никакой связи с
мексиканской глубинкой, где разворачивается действие, это учение может
прозвучать в любой точке земного шара. Понятно, что Кастанеда
рассчитывал на аудиторию не из неграмотных пеонов, а обращался к
западным читателям, которым этнография индейцев яки по барабану, но
все же в чем причина подчеркнутого пренебрежения бытовыми
подробностями, реалиями, которые делают любой вымысел достоверным?
По природному занудству я пытаюсь понять особенности такого стиля, в
чем секрет его популярности. В том, что сейчас важнее философская
идея, а не ее литературное оформление?

www.gopal.ru - Творчество души (сайт этого клуба)
www.bhaktiCD.by.ru - Музыка и философия на CD (это наш спонсор!)

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:lit.writer.meister.club-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:lit.writer.meister.club--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

Ответить   Tue, 17 Feb 2004 07:55:42 +0300 (#81858)

 

Ответы:

Здравствуйте, Константин,

Tuesday, February 17, 2004, 10:55:42 AM, Вы писали:

Пара моих соображений:

Если речь идет действительно об универсальной идее, то каждый сможет
пересадить развитие ее сюжета на почву собственной реальности,
нарастить подробности своей жизни.

Если писатель заземлит свою идею на какой-то конкретной реальности,
он может помешать читателю, верящему в жизненность происходящего,
увидеть универсальность идеи.

Человек с типом мышления а-ля Коэльо вряд ли замечает эту конкретность
и реалистичность.

Ответить   Tue, 17 Feb 2004 21:20:12 +0600 (#82352)

 

Абстрактная притча больше подходит для книги, а живая - для проповеди.
Поэтому сравнивать евагельсие притчи, которые Иисус рассказывал на
ходу, перед народом и авторские - не совсем верно. Например, если бы
того же Алхимика попробовать рассказать в качестве устной проповеди -

Как вам моя версия: абстрактная схема рассказа позволяет ДУМАЮЩЕМУ
читателю самому "раскрасить" мир текста, и это делает этот мир более
родным для читателю. Что-то вроде философского, универсального
каркаса, который читатель может сам разукрасить в соответствие со
своим вкусом и уровнем понимания.

www.gopal.ru - Творчество души (сайт этого клуба)
www.bhaktiCD.by.ru - Музыка и философия на CD (это наш спонсор!)

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:lit.writer.meister.club-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:lit.writer.meister.club--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

Ответить   Tue, 17 Feb 2004 22:41:42 +0500 (#82529)

 

Как-то получилось, что письма от Максима и Константина пришли
одновременно и, что еще удивительнее, тезисы в них совпадают. Коэльо
преднамеренно выстраивает абстрактную схему, заставляя читателя
самостоятельно, так сказать, облекать идею плотью своего воображения.
Вот этот труд делает читателя сопричастным идее автора, своего рода
соавтором, заставляет постигать при этом новые истины и
совершенствоваться.
По-моему этот путь уводит от литературы, пусть даже философской.
Логическое завершение такого процесса – голая абстрактная схема,
логическая конструкция. Остается формальная спекулятивная философия?
Нечто вроде конспекта сутр, к которому обязательны пояснения и
дополнения?
Я могу припомнить чисто философские произведения, авторы которых сочли
необходимым сохранить описание обстановки – сократические
диалоги Платона, к примеру. А если коснуться индийской традиции, более
близкой нам всем, то даже «Бхагават-Гита» немыслима без
конкретных обстоятельств ее появления. Именно так, на самой грани
жизни и смерти, в предельном состоянии, когда слово долг означает
страшный выбор, по-иному звучат банальные в принципе истины, и
заставляют верить в себя.
В принципе я согласен, что устная проповедь и литературное
произведение, предназначенное для чтения - вещи разные и строятся по
разным законам. Когда я привожу список Ветхий завет - Новый завет -
Талмуд - Коран, то я сам не могу не заметить, что доля конкретности в
нем постепенно падает. Если Пятикнижие - суровый реалистичный эпос, то
Коран - авторское произведение поэта-визионера. Но мне хочется уловить
неуловимое - грань между абстракцией, голой идеей, и банальным
бытописательством, на которой балансирует вся настоящая литература.
Банально, что каждый человек воспринимает все по-своему, согласно
своего типа мышления. Себе я давно поставил диагноз. В то же время мне
безумно интересно как думают и воспринимают мир другие люди, особенно
те, для которых Коэльо не просто модный писатель. Я не фанат Коэльо,
но не могу не признать силу его воздействия, и мне хочется в этом
разобраться. К примеру, мне интересно как понимает Константин мышленя
а-ля Коэльо. В чем его особенность?
Мне хватает знаний и воображения, чтобы дополнить
«Алхимика» живыми картинами. Здесь будет и суфийское
«Путешествие птиц», первооснова повести – о том, что
каждое путешествие есть постижение самого себя, «Дон
Кихот», описавший закат удивительной Испании реконкистадоров,
утонченных мавров и мудрецов–морисков, пейзажи
«Альгамбры» Ирвинга, описания Сахары. Стилистика
«Алхимика» безукоризненна, идеи безупречны. Тогда почему
лично мне холодно и хочется повторить «Не верю»
Станиславского? Мне хочется знать, как воспринимают Коэльо те, для
которых он стал откровением, а не просто очередной ступенью, как для
меня.
И второе.
На первичное впечатление от Коэльо наложились некие личные
впечатления. Как-то совпало, что именно в это время я впервые посетил
местный Ачаирский монастырь. Немного истории. Женский монастырь был
основан в начале прошлого века, в двадцатые разогнан и снесен, в
тридцатые на этом месте устроили скромный лагерь, настоящую фабрику
смерти в зимнее время. Замерзших хоронили тут же, во рвах, сколько их
там – число и имена их Ты один, Господи, веси - не меньше сорока
тысяч. Потом все распахали, пропустили нитку магистрального
газопровода, а в начале девяностых решили восстановить. Сейчас там
неплохой ансамбль часовенок, жилых корпусов и соборного храма в
березовой рощице на берегу Иртыша. Самих монашек не больше десятка и
вокруг них не сложилась община прихожан - в этом беда всех омских
храмов. Я был там в апрельский тихий и солнечный день: голые березы,
желтая пожухлая трава, пронзительный весенний свет, сияние новеньких
куполов – и очень пустынно, тишина без шелеста ветра, шагов,
шума голосов, закрытые двери храмов.
Жуткая аллегория современной России – пустынный храм на костях и
газе. Я до сих пор не могу понять, что это? Знамение того, что вера
все равно прорастет и воссияет? Цинизм и амбиции губернатора-спонсора,
которому не дают покоя лавры Великого князя Московского Юрия
Строителя, при всеобщем пофигизме обывателей? Но это свое, своя боль,
своя беда.
И тут же – переваривание абстрактного Коэльо. Идеи без эмоций,
обращенные только к разуму. А, возможно, чисто русское раздражение
против чего-то чистого, светлого, высокого где-то там, далеко, а не
здесь и сейчас.

www.gopal.ru - Творчество души (сайт этого клуба)
www.bhaktiCD.by.ru - Музыка и философия на CD (это наш спонсор!)

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:lit.writer.meister.club-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:lit.writer.meister.club--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

Ответить   Wed, 18 Feb 2004 09:01:00 +0300 (#82826)

 

Здравствуйте, Константин,

Wednesday, February 18, 2004, 12:01:00 PM, Вы писали:

Объясняю, как я понимаю. На примере Вашего текста.

Два разных типа мышления пересекают эту границу в разных направлениях:
одно идет от конкретности к абстракции, другое - обратно, от обобщений
к быту.

Вот блестящий пример первого мышления:

Вот описание обратного хода:

Вот претензии прямого хода к обратному:

Да вот, собственно говоря, поэтому...
Потому что у Вас мышление первое, а не второе.

Вам непривычно и неприятно мыслить наоборот.
А для меня это естественный ход мыслей.
Вот я пошел от общей схемы абстрактно-математической и
проиллюстрировал ее примерами. Это мышление а-ля Коэльо, как я не
очень удачно выразился.

Ответить   Thu, 19 Feb 2004 00:19:33 +0600 (#83577)

 

Не знаю, противоположностью такого подхода может быть "жвачка для
мозгов". Знаете, есть такие книги, которые читаешь, а после чтения
ничего внутри не остается, кроме пустоты и ощущения потеряного
времени. Интересно, как определить литературу-жвачку? Какие ее
основные признаки? Почему она так популярна? Неужели люди все-таки не
любят думать, и предпочитают просто глушить себя. Телевизором ли,
увлекательной ли, но пустой книгой...

www.gopal.ru - Творчество души (сайт этого клуба)
www.bhaktiCD.by.ru - Музыка и философия на CD (это наш спонсор!)

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:lit.writer.meister.club-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:lit.writer.meister.club--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

Ответить   Thu, 19 Feb 2004 17:19:45 +0500 (#84195)

 

Здравствуйте, Константин,

Могу дать наводку на книги, которые сам читал и могу сказать, что они
написаны с подключением "первого" мышления:

Габриэль Маркес "Сто лет одиночества"
Кендзабуро Оэ "Игры современников"

Такие бытовые жизнеописания, переходящие в эпос...

Ответить   Thu, 19 Feb 2004 19:47:52 +0600 (#84307)