13.08.2001 07:41 Высокий урожай зерна: "Дар Божий" или очередная проблема?
Министерство аграрной политики Украины продолжит практику регулирования цен на зерно, - заявил журналистам министр аграрной политики Иван Кириленко.
"Такая политика была, есть и будет" - жестко заявил он. По его словам, Указ Президента Украины от 29 июля 2000 г., в котором содержится требование относительно регистрации контрак!
та на биржах, продолжает выполняться. "Регистрации контрактов на биржах никто отменять не будет", - твердо заявил И.Кириленко.
Тем не менее, он отметил, что действие приказа N163 Минагрополитики, который вводил временный порядок обращения зерна на рынке, приостановлено, а пункт 8 отменен вообще. (Пункт 8 приказа требовал обязательной продажи на бирже всего производимого в Украине зерна - УФС).
По мнению И.Кириленко, "на рынке должна быть установлена такая цена, которая удовлетворяет производителей, переработчиков и потребителей". Сложившаяся на рынке цена на пшеницу 3 класса в размере 650 грн. за тонну является именно таковой, - считает он. По его словам, цены на пшеницу 4 класса должны держаться на уровне 600 грн. за тонну, 5-го класса - 500 грн. за тонну, 6-го класса - 400 грн. за тонну, а кормового ячменя - 420-250 грн. за тонну. Сейчас цены держатся приблизительно на этом уровне, и Министерство аграрной политики сделает все, для того, чтобы удержать их!
на этом уровне, - подчеркнул он.
По мнению И.Кириленко, высоких цен на пшеницу требуют и убыточные сельскохозяйственные предприятия, которых в прошлом году насчитывалось приблизительно 30% от общего числа. Такие предприятия, по его словам, вынуждены реализовывать собранный урожай "прямо сейчас" для того, чтобы закупить необходимые для завершения уборки материальные ресурсы.
Как известно, централизованное административное регулирование цен на любой продукт (и зерно не исключение) приводит к искажениям реальной рыночной цены, что, в свою очередь, посылает ложные сигналы производителям и приводит к неоправданным денежным потерям потребителей.
Из высказываний отечественных "аграрных" руководителей вполне очевидно, что в текущем году Министерство аграрной политики Украины избрало традиционный ("советский") путь для повышения цен на зерно. Поскольку денежных ресурсов для проведения интервенционных закупок в необходимом объеме у него нет, то р!
егулирование сводится к прямому и опосредованному давлению на участников рынка с целью поддержания ими относительно высокой цены. Необходимо отметить, что намерения министерства самые благие - оно пытается не допустить сезонного падения цен на зерно и поддержать уровень доходов сельхозпроизводителей. Однако методы исполнения этого оставляют желать лучшего. Кроме того, вовсе не факт, что они смогут гарантировать ожидаемый результат.
Во-первых, жесткое административное давление на зерновой рынок отпугивает трейдеров от использования легальных каналов реализации и дает толчок развитию "теневого" рынка зерна. Последнее ведет к сокрытию реального оборота этого продукта и к потерям бюджета в виде неуплаченных налогов. При этом своеобразной "платой за риск" работы на таком рынке для трейдеров является уменьшенная цена. Иными словами, возникает эффект, прямо противоположный ожидаемому "профильным" Министерством.
Во-вторых, очевидно, что оно (Министерство) сможет ок!
азать сколько-нибудь эффективное давление на рынок лишь в течение весьма ограниченного периода времени. Однако, поскольку избыточное предложение зерна оказывает понижательное давление на рынок постоянно, то практически неотвратимым представляется значительное падение цен на зерно тогда, когда административное давление ослабнет. И здесь результат вновь оказывается прямо противоположным тому, который ожидается Министерством. Причем в подобных условиях "проигравшей" стороной станут предприниматели, которые поддадутся на уговоры и заплатят за зерно цену, которая превышает реальную рыночную. В этой ситуации неясным является то обстоятельство, почему трейдеры должны "субсидировать" производителей за свой счет.
В-третьих, очевидно, что относительно высокая внутренняя цена на зерно препятствует его экспорту, что опять-таки увеличивает понижательное давление на внутренний рынок. Отметим, что если все производители осуществят продажу зерна на аграрных биржах по относительно !
высокой внутренней цене, то экспортерам будет абсолютно бессмысленно приобретать его по такой высокой цене внутри страны и вывозить его за пределы Украины туда, где цена на него ниже. Государство не имеет сейчас и никогда не имело ранее достаточных средств для того, чтобы компенсировать экспортерам подобную разницу. Да и Минагрополитики ни словом не обмолвился о своем желании осуществить такую программу.
Напомним, что в настоящее время в Украине стоимость зерна пшеницы 3-го класса остается на уровне 610-650 грн. за тонну, что значительно превышает уровень мировой цены. Очевидно, что разница между реальной (мировой) и внутренней ценами оплачивается из карманов отечественных потребителей, которые в своей массе еще не достигли того уровня благосостояния, который позволяет им спокойно оплачивать эту "субсидию" посредством завышенных цен на муку, хлебобулочные изделия и т.д. На фоне таких относительно высоких внутренних цен среди производителей практически отсутствует к!
онкуренция, призванная оставить на рынке самых эффективных. В связи с этим в отрасли отсутствуют стимулы к понижению себестоимости выращиваемого зерна, а производители не чувствуют острой необходимости совершенствования производственных и маркетинговых технологий.
Кстати
Фактическая "изоляция" Украины от мирового рынка зерновых (при низком урожае в 1999/2000 маркетинговом году), привела к значительному росту цен на зерно, который не смог быть компенсирован за счет импорта. Импорт зерна и муки из России и Казахстана (беспошлинный из-за договоров о свободной торговле) был весьма ограничен вследствие довольно низкого урожая зерновых в этих странах, высоких цен и сложностей при транспортировке. Невозможность ценового арбитража за счет поставок зерна из Европы и Северной Америки обеспечила высокие цены на внутреннем рынке и создала дефицит зерна. Высокие цены были безропотно оплачены потребителями.
При этом сельхозпроизводители получили не!
двусмысленный сигнал о значительной прибыльности выращивания зерновых, на что в 2000/2001 маркетинговом году они ответили значительным увеличением посевных площадей.
Кроме того, производители инвестировали огромные средства в закупку удобрений и качественных семян. Очевидно, что этот "сигнал" был вызван искусственно и не был рыночно оправданным.
Результатом этого стало значительное повышение валового сбора зерновых в 2001 г. Пока результаты уборочной кампании еще не известны, но упрямо стремящиеся "вниз" ценовые индикаторы свидетельствуют о неизбежности этого сценария.
В текущем году Украина экспортирует приблизительно 5-6 млн.тонн зерна, как и прогнозировалось Министерством аграрной политики ранее, - сообщил министр агарной политики Украины И.Кириленко.
По его словам, на сегодняшний день уже заключены экспортные контракты на поставку 1 млн.тонн.
Однако, заявил он, "я не сторонник большого экспорта". По мнению И.Кириленко, У!
краине следует развивать отрасль животноводства, для чего необходимо активизировать производство комбикормов. По мнению министра, в нынешнем году Украина должна произвести не менее 10 млн.тонн комбикормов, в то время как в прошлом его производство едва превысило 2,5 млн.тонн. Как считает И.Кириленко, это позволит увеличить производство продукции животноводства, что, в свою очередь, значительно увеличит доходы от производства зерна. По его словам, на сегодняшний день на комбикормовых заводах Украины уже находится 0,5 млн.тонн зерна, в то время как в 2000 г. его закупки не осуществлялись вовсе.