Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хомаранизм (учение Заменгофа)

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

HOMARANISMO (учение Заменгофа)


Nr 24 (julio 2000)

Здравствуйте, дорогие друзья! Saluton, karaj amikoj!
Сегодня в номере:

ОБЩИЙ ЯЗЫК В УТОПИИ

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУЩНОСТИ ЭСПЕРАНТИЗМА

В.ЧЕРНОВ. ЗВЕЗДА ЭСПЕРАНТО

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЕДИНЕНИЕ И ЭСПЕРАНТО

ИЗ ПИСЕМ

PEDAGOGIA VALORO DE ESPERANTO

PROVERBOJ PRI INFANOJ

АГНИ-ЙОГА О ВОСПИТАНИИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


ОБЩИЙ ЯЗЫК В УТОПИИ

Л.Н. Мясников


"Сойдем же, и смешаем там язык их,
так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле".

Книга Бытия, 11, 7-8
Вот уже какое тысячелетие не дают покоя человечеству эти строки из книги
Бытия. На протяжении всей своей истории человек мечтал устранить последствия
Вавилонского столпотворения и снова прийти к единению. Эта идея пронизывает
историю всех культур и в особенности христианской, что показал, к примеру,
У. Эко в своей книге "La ricerca della lingua perfetta nella cultura
europea". Однако, с этой универсальной объединительной идеей вполне
уживается прямо противоположная уже не идея, а тенденция - тенденция к
обособлению языков и культур. Для понимания чужих культур человек до сих пор
выработал лишь одно практическое средство - перевод. Однако средство это не
только сложно и громоздко, но и не всегда надежно, что выразилось в
известном изречении "Traduttori - traditori" [переводишь - значит,
предаешь].

Проблема общего языка в наше время перестала быть проблемой только
лингвистической или даже политической, она уже давно перешла в экономическую
плоскость. Журнал "Европа" недавно отметил, что услуги по письменному и
устному переводу обходятся Еврокомиссии в 250 миллионов экю в год. И это при
том, что материалы в этом учреждении переводятся далеко не на все
европейские языки...

Именно утопии (а они суть модели) дают возможность мысленно представить себе
альтернативность будущего. Нет ничего удивительного в том, что проблемы
языка (общего, всеобщего, единого, международного, вспомогательного)
привлекают внимание утопических писателей. Во многих утопиях именно общий
язык является одной из главных составляющих "счастья" и гармонии общества.
Наличие общего языка подразумевает отсутствие этнических проблем, единство
культурного процесса и, в целом, значительно большую предсказуемость
развития общества, его большую управляемость. У целого ряда авторов введение
общего языка моментально гарантирует социальную гармонию.

В данной работе приводится очень краткий и общий обзор трактовок проблемы
языка в произведениях писателей-утопистов. Причем под утопией здесь
понимается широкий круг литературных источников, в которых так или иначе
рассматривается будущее человеческого общества в целом или же в отдельных
его проявлениях: собственно утопические произведения, классика утопии (Т.
Мор, Т. Кампанелла); социально-философские работы ранних социалистов (А.
Бебель, В. Вейтлинг и др.). В ХХ веке классическая утопия (как вид
литературы) дала три новые ветви, основы которых были заложены еще в
предшествующие века. Это фантастика, антиутопия и футурология. Наиболее
интересной областью для интерлингвиста и социолога является фантастическая
литература. Именно здесь моделируются все мыслимые (и немыслимые!)
возможности развития человечества, в том числе и в языковом отношении.

http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/MEN/UTOLANG.HTM


ДЕКЛАРАЦИЯ О СУЩНОСТИ ЭСПЕРАНТИЗМА

(принята на последнем рабочем заседании Конгресса Эсперанто в Болонье:
заседание от 9 августа 1905 г.)

Поскольку о сущности Эсперантизма многие имеют ложное представление, мы,
нижеподписавшиеся, представители Эсперантизма в разных странах мира,
собравшиеся на международный Эсперантистский конгресс в Болонье-сюр-Мер, по
предложению автора языка Эсперанто, нашли необходимым дать следующее
разъяснение:
1. Эсперантизм - это стремление распространить во всем мире использование
языка нейтрального, который, "не навязываясь во внутреннюю жизнь народов и
нисколько не стремясь вытеснить существующие национальные языки", дал бы
людям различных наций возможность сообщаться между собой, который мог бы
служить миротворческим языком общественных институтов тех стран, где
различные нации враждуют между собой из-за языка, и на котором могли бы быть
опубликованы те произведения, которые имеют равный интерес для всех народов.
Любая другая идея или надежда, которую тот или иной эсперантист связывает с
Эсперантизмом, есть дело чисто личное, за которое Эсперантизм не отвечает.

2. Поскольку в настоящее время ни один исследователь в мире уже не
сомневается в том, что международным языком может быть только язык
искусственный, и так как практически все из великого множества попыток,
предпринятых на протяжении последних двух веков, представляют собой лишь
теоретические проекты, а языком действительно законченным, всесторонне
испытанным, совершенно жизнеспособным и во всех отношениях наиболее
пригодным является лишь один язык, Эсперанто, сторонники идеи международного
языка, сознавая, что теоретический диспут ни к чему не приведет и цели можно
достичь только практической работой, уже давно объединились вокруг одного
языка - Эсперанто - и работают над его распространением и обогащением его
литературы.

3. Поскольку автор языка Эсперанто в самом начале раз и навсегда отказался
от всех персональных прав и привилегий по отношению к этому языку, Эсперанто
не является ничьей собственностью ни материальном, ни в моральном
отношениях.
Материальным владельцем языка является весь мир и каждый желающий может
издавать на или об этом языке всевозможные произведения, какие он желает, и
использовать язык во всех возможных целях; в качестве духовных же владельцев
всегда будут рассматриваться те лица, которые будут признаны в
эсперантистском мире как лучшие и наиболее талантливые писатели, пишущие на
этом языке.

4. Эсперанто не имеет персонального законодателя и ни от кого не зависит.
Взгляды и сочинения создателя Эсперанто, подобно взглядам и сочинениям
любого другого эсперантиста, имеют характер абсолютно личный и ни для кого
не обязательный. Единственными обязательными раз и навсегда для всех
эсперантистов основами языка Эсперанто является книга
"Fundamento de
Esperanto"
(Основы Эсперанто), в которую никто не имеет права вносить
изменения. Если кто-либо отлонится от правил и образцов, данных в этой
книге, он никогда не сможет оправдаться словами: "так желает или советует
автор Эсперанто". Любую мысль, которая не может быть выражена тем
материалом, который находится в "Основах Эсперанто", каждый эсперантист
имеет право выразить в той манере, которую он сочтe:т наиболее точной, так
же, как это делается в любом другом языке. Но ради полного единства языка
эсперантистам рекомендовано как можно больше подражать тому стилю, что
выработан в сочинениях создателя Эсперанто, который больше всех работал над
и на Эсперанто и лучше сознаe:т его дух.

5. Эсперантистом называется любой человек, который знает и пользуется языком
Эсперанто, все равно для каких целей он его использует. Принадлежность к
какому-либо эсперантистскому обществу рекомендована каждому эсперантисту, но
не обязательна.


ЗВЕЗДА ЭСПЕРАНТО

Благословенен будь язык,
Чья цель - взаимопониманье,
В сердца он многие проник,
Свою звезду зажег в тумане.

Неповторимой простотой,
Звучаньем чистым, поэтичным,
Он покорит весь шар земной
И станет всем родным, привычным.

Гори, зеленая звезда,
Сияй планете обновленной.
В лучах твоих она всегда
Пусть будет мирной и зеленой

В.Чернов


polemiko

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЕДИНЕНИЕ И ЭСПЕРАНТО

Облегчение общения между народами может решаться двумя способами. Первый:
совершенствование преподавания ин. языков, увеличение числа переводчиков и
т.д.; второй: распространение нейтрального международного языка (эсперанто).
На данном этапе преобладает общение и сотрудничество народов посредством
первого способа. И хотя энтузиасты международного языка пытаются
распространить его уже более 100 лет, общаются на нем (с грехом пополам),
вероятно, лишь сотни тысяч человек. Цифру - 10 миллионов эсперантистов,
которой иногда манипулируют в печати, следует оценивать лишь как
пропагандистскую...
Многие относятся скептически к этому языку, обосновывая свой скепсис
ничтожностью, бесцветностью, безинициативностью самих носителей этого
языка... Я лично не отношусь к числу рьяных энтузиастов эсперанто, может
быть, это лишь большой лингвистический эксперимент... Но преимущества
нейтрального международного языка все же огромны, потенциальные возможности
также немалые. Эсперанто уже стал живым языком и развивается по тем же
законам, что и "естественные" языки. И хотя сами эсперантисты действительно
распространить свой язык не могут, но если за это дело в будущем возьмутся
носители идей Великого Единения, то, может быть, и удастся сделать этот язык
мировым.
Только граждане мира с идеалом Великого Единения в сердце могут существенно
повлиять на формирование из существующих народов нового народа Земляне. Ибо
только они - носители духа этого народа. Только из граждан мира могут
появляться ныне так нужные человечеству пассионарии (термин Л.Гумилева) для
рывка вперед из кризиса, в котором находится человечество.
И тот, кто знаком с историей эсперанто-движения, знает, что почти все, что
было там сказано и сделано стоящего, было сказано и сделано носителями духа
Великого Единения. Ведь и сам инициатор международного языка Заменгоф был не
эсперантист, а гражданин мира (homarano). И всю свою жизнь он пытался
вложить дух Великого Единения в эсперанто-сообщество, но, к сожалению,
основная масса эсперантистов даже не понимала, о чем он им толкует. И в
дальнейшем интерес к международному языку пробуждали у общества не сами
эсперантисты, а Л.Толстой, Скиталец, фон Битнер, Горький, позднее
Циолковский и Вернадский. Сами же эсперантистские общества были чаще даже не
сектами (секта предполагает постоянный состав), а какими-то тусклыми
образованиями, возникающими неизвестно зачем и почти бесследно
исчезающими...
Что наиболее неприятно в так называемых эсперантистах, так это сочетание
амбиций с пустотой содержания. Они выучили международный язык, но сказать на
нем что-либо могущее заинтересовать мир - бессильны. Унылой, затхлой
атмосферы э-клубов не может выдержать ни один мыслящий человек... Статистика
э-курсов показывает, что заканчивают курсы в лучшем случае треть учащихся.
Остальные уходят от скуки и пришедшего понимания, что изучать международный
язык бесполезно...
Дебильность так называемых эсперантистов больше всего проявляется в том, что
они никак не возьмут в толк, что развитие их языка возможно лишь при
соединении языка с мозгом. Когда-то Заменгоф создал младенца, надеясь,
что он будет развиваться гармонично, но эсперантисты вырвали у младенца язык
и пытаются уже сто лет выращивать этот язык отдельно...
Обобщим: трансформация народов Земли в единый народ возможна лишь усилиями
носителей духа Великого Единения, то есть граждан мира. Поэтому граждане
мира, даже не зная международного языка, имеют в себе больше качеств этого
будущего человека, чем так называемые эсперантисты...

А.Глазунов (г.Санкт-Петербург)


ИЗ ПИСЕМ

Меня очень интересует мнение разных людей об языке Эсперанто.
По моему, язык Эсперанто дает внешнее представление о том инструменте,
который используется в речевой деятельности. На этом инструменте мы учимся
играть с детства, когда осваиваем свой родной язык. Этот инструмент не
зависит от национальности, поскольку если только что родившегося ребенка
поместить в семью, говорящую на другом языке, он освоит именно этот язык.
Интересный вопрос: а может быть, этот инструмент позволяет говорить на своем
родном языке, а понимать все языки Земли. Просто, возможно, никто еще не
попробовал использовать его так. Или проще - никто еще не попробывал на нем
играть так. Я назвал этот инструмент "внутренним эсперанто". То есть, это то
апаратное обеспечение, которое есть у каждого человека. А вот вопрос как его
использовать, это личное дело каждого.
Это направление я назвал "Лингвонавтика, Языконавтика или Глоссонавтика" -
т.е. погружение в простанство вербализуемой вселенной. Все множество языков
существующих на Земле позволяет получить голографическое, целостное
представление об этой вселенной. Отсюда вытекает простой способ освоения
этой вселенной - надо начать изучать все множество движения речевого
аппарата, ну а главным образом возможности движений языка. ("Очарование -
это красота в движении. " Г. Э. Лессинг) Оказывается, возможностей у языка
не так много. (Можно посмотреть в книге В.А. Куринского "Аэробика во рту",
как это происходит в английском, немецком и французском языке). То есть как
и в детстве надо начинать с освоения мелодики, темпа, и других особенностей
иностранных языков. Любой язык - это шедевр, который создавался нацией в
течении тысячелетий (исключение - американский английский). Все составные
элементы в любом языке - гармонизированы. Поэтому, если вы не учитываете
опыт носителей языка, то вы попросту пытаетесь создать псевдоязык, а это
неподъемная задача для одного человека. Исключение - Эсперанто. За более чем
два тысячелетия было сделано более тысячи попыток создать международный
язык, но только один язык вышел из стадии социально-лингвистического
эксперимента - эсперанто. На нем по разным оценкам говорит порядка
нескольких миллионов человек в более чем 120 странах. Создатель эсперанто Л.
Заменгоф учел опыт развития национальных языков. Он выбрал самые
гармонизированные слова и создал самую простую и мощную грамматику.
Остальное - это дело тех людей, которые встанут в ряды движения
эсперантистов.
Резюме: Изучать любой язык надо с поиска гармонии в этом языке. Первую
задачу, которую решает ребенок - это встать на ноги (на этой задаче
оттачиваются внутренние алгоритмы поиска гармонии), вторая задача - это
освоение языка, который будет для него родным. Вспомните детство и освоение
любого иностранного языка для вас станет "детской задачей"! Успеха вам в
этом!
Чижиков Игорь (Ikaro): naasipa2000@glasnet.ru

Вопрос: Я слышал, что известный эстрадный исполнитель Леонид Агутин создал
группу "Эсперанто". Кто-нибудь знает подробности?
Ответ: Эта группа существует уже несколько лет. Я был на одном из концертов
Леонида Агутина в нашем городе и разговаривал с его менеджером. Он сообщил
мне, что слово "эсперанто" он нашел в одном английском словаре и ему
понравилась идея мира и дружбы между народами и он дал название "Эсперанто"
своей группе. Но тогда, на момент интервью, никто из группы не говорил на
эсперанто. Я рекомендовал им выучить хотя бы несколько песен на эсперанто,
чтобы название соответствовало истине.
А как обстоит дело сейчас, я не знаю.
Vladimir bespalov@sochi.ru


"Pedagogia valoro de Esperanto.
...Посредством эсперанто ребенок овладевает международным языком. Он
чувствует, как будто упрямые барьеры расступились вокруг него, он дышит
свободнее, начинает чувствовать, что он принадлежит Миру и получает духовный
горизонт, ранее невообразимо широкий. Он переписывается: его географические,
этнографические, лингвистические и др. знания увеличиваются и углубляются.
Для него Франция - уже не просто розовое пятно на географической карте, а
живая, настоящая страна, в которой живут такие же люди, как он сам, с
которыми у него есть бесконечно много общих мыслей, чувств, понятий. И так
он достигает более благородного мировоззрения, настоящие пацифизм и братство
овладевают его сердцем, хоть и свободные от красивых фраз, но тем более
искренние и глубокие..."
(По "Enciklopedio de Esperanto")


PROVERBOJ PRI INFANOJ

Infana inklino restas ghis la fino.
Ne punu edzinon antau infanaj okuloj, ne punu infanojn antau fremduloj.
Infano shtelas ovon, grandaghulo shtelas bovon.
Infano ne krias, patrino ne scias.
En infano vidighas, kia homo farighos.
Forfluas infano kune kun la bano.
Kiu cedas al sia infano, ghin pereigas per propra mano.
Malsaghulo kaj infano parolas la veron.
Por patrino ne ekzistas infano malbela.
Infanoj kaj fishoj vochon ne havas.
Al malrichulo infanoj ne mankas.
Bonaj infanoj gepatrojn felichigas, malbonaj ilin entombigas.
Malgrandaj infanoj kauzas laboron, grandaj - doloron.
Patroj avaras, infanoj malshparas.
Pli da infanoj, pli da beno.
Pli da infanoj, pli da manoj.
Pli zorgas unu patrino pri dek infanoj, ol dek infanoj pri unu patrino.
Infanon malbonigas ne petolado, sed malbona kamarado.
Bovidon mi atendis, infanon Dio sendis.
Dio donis infanon, Dio donos por ghi panon.


Образование народов нужно вести с начального обучения детей, с возможно
раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга
бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребенка,
скажет первую формулу образования - ты все можешь. Не надобны запреты, даже
вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и
привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое может возвеличить
привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные образы, как бы
во имя детского неразумения. Не унижайте детей! Твердо помните, что истинная
наука призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы
зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно
после трех лет организм полон восприятия. Рука водителя уже при первом шаге
должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен
почуять молодой глаз. Именно глаз должен привыкать допускать
Беспредельность. Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль.
Изгоняется ложь, грубость, насмешка. Предательство, даже в зачатке,
недопустимо. Работа, как большие, поощряется. Только сознание до трех лет
вместит легко кооперацию. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его
вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими. Сознание - все
могу, не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата. Самый убогий может
найти повод к Беспредельности, ибо каждый труд, в качестве своем, открывает
затворы.

(Агни-Йога, Напутствие Вождю)


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

"Детки и Предки" - электронная газета для родителей. Рождение, воспитание,
образование, отдых и юмор - новости, письма с родительским опытом, полезные
ссылки и пр.
http://www.detki-predki.aha.ru/

Рождение без насилия
http://birth.ft.inc.ru/

Школа академика Щетинина - школа будущего
http://roerich.rost.ru/rvd/99_02/rvd2_5.htm#s

"JUNA AMIKO"
Internacia Esperanto-revuo por lernejanoj kaj komencantoj

http://www.banyai-kkt.sulinet.hu/esperanto/Index.htm
Эсперантский журнал для школьников и начинающих

Vortaro de la porinfana revueto "JUNA AMIKO"
http://www.banyai-kkt.sulinet.hu/esperanto/VORT.html
Слова, приставки, суффиксы и окончания, используемые в детском журнале "Juna
Amiko".


Retposhta novajhservo RET-INFO
http://www.esperanto.hu/ret-info.htm


Подписка Статистика Предыдущие номера рассылки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

До новых встреч!

Konkordo (konkordo@rdven.lv)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное