Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хомаранизм (учение Заменгофа)

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

HOMARANISMO (учение Заменгофа)


Nr 26 (julio 2000)

Здравствуйте, дорогие друзья! Saluton, karaj amikoj!
Сегодня в номере:

ЦИОЛКОВСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК

ВОЛЯ ВСЕЛЕННОЙ

L.ZAMENHOF. KONGRESAJ PAROLADOJ

ЭСПЕРАНТО - ЯЗЫК АНАРХИИ?

АГНИ-ЙОГА ОБ АНАРХИСТАХ

EUTOPIO (ЭСПЕРАНТСКАЯ "УТОПИЯ" В ГРЕЦИИ)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК
......
Вероятно, можно исписать много бумаги, рассказывая о мыслях Циолковского в
последние годы жизни. Они действительно на редкость пестры. От дирижабля до
ракеты, от солнечных машин до исследования морских глубин, от размышлений о
причинах космоса до общечеловеческого языка. Впрочем, в этой пестроте есть и
известная общность. Циолковский думает о людях, о благе людей. Он, стоящий
уже у порога смерти, полон жизнью будущего - той жизнью, которую предстоит
прожить людям следующего Поколения.

В числе экспонатов Выставки межпланетных сообщений 1927 года был один,
физически неосязаемый. Это "АО" - искусственный космический язык, которому
отводилась роль всеобщего языка той части вселенной, куда проникнут ракетные
корабли землян. Воспоминания М. И. Попова позволяют проследить отношение
Циолковского к этому забавному замыслу.

Надо заметить, что проблема единого языка много лет занимала ум
Циолковского. Еще в 1915 году в брошюре "Образование Земли и солнечных
систем" он посвятил ей отдельную главу. "Как важно людям понимать друг
друга! По преданию, вначале люди имели один язык, но в наказание потеряли
общий язык и заговорили на разных. Прекратились общее согласие и
деятельность, направленная к одной цели..." Так писал в 1915 году
Циолковский. Гуманная мысль о сближении человечества, о ликвидации языковой
розни не оставляла его много лет. И не приходится удивляться, что ученый
развил свои мысли в брошюре "Общечеловеческая азбука, правописание и язык",
выпущенной в 1927 году.

Наиболее серьезной и глубокой из попыток создания искусственной общепонятной
речи был язык эсперанто. Среди его приверженцев оказался и Циолковский. "В
свое время, - писал он в 1934 году Попову, - я очень интересовался
эсперанто, и у меня есть письмо доктора Заменгофа, но отыскать его трудно во
многих тысячах других писем".

В другом письме к М. И. Попову Циолковский писал: "Разумеется, эсперанто
самый лучший из всех искусственных языков. Несомненная простота алфавита,
изумительная легкость грамматики, распространенность словаря делают его
изобретателя бессмертным".

Циолковский вступает в Союз эсперантистов советских республик. Попов
сохранил его членскую карточку. И легко понять старого ученого, когда,
подарив Попову одну из своих брошюр, он написал на ней: "Эсперанто - лучшее,
АО - чушь".


Философские, научно-популярные и научно-фантастические работы
К.Э.Циолковского:

Будущее земли и человечества
Вне земли. Научно-фантастическая повесть
Воля Вселенной
Воображение
Гений среди людей
Горе и гений
Естественные основы нравственности
Животные космоса
Жизнь человечества
Знание и его распространение
Идеальный строй жизни
Как устроить общество и создать благосостояние
Любовь к самому себе или истинное себялюбие
Монизм вселенной
Мысль
Научная этика
Неизвестные разумные силы
Непротивление
Нирвана
Общественная организация человечества
Причина космоса
Радость и страдание
Растение будущего
Странный случай (из личных записей, архив)
Самозарождение
Совершенство вселенной
Ум и страсти


  • Каждое существо должно жить и думать так, как будто оно всего может
    добиться рано или поздно.

  • ...все порождено Вселенной. Она - начало всех вещей, от нее все и
    зависит. Человек, или другое высшее существо, и его воля есть только
    проявление воли Вселенной.

  • ...космос подобен добрейшему и разумнейшему животному.

  • Ни один атом Вселенной не избегнет ощущений высшей разумной жизни.

  • Вселенная так устроена, что не только сама она бессмертна, но бессмертны
    и ее части в виде живых блаженных существ. Нет начала и конца Вселенной, нет
    начала и конца также жизни и ее блаженству.

  • Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие
    же свойства всеобщей любви.

  • Объединение должно быть, ибо этого требуют выгоды существ. Если они
    зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла.
    Анархия есть несовершенство и зло.

  • Между тем, отмечено в истории и литературе множество необъяснимых
    явлений. Большинство их, без сомнения, можно отнести к галлюцинациям и
    другого рода заблуждениям, но все ли? Теперь ввиду доказанной возможности
    межпланетных сообщений следует относиться к таким "непонятным" явлениям
    внимательнее.

  • Есть еще ряд явлений, правда, в большинстве случаев столь же
    сомнительных, как и предыдущие. Они говорят нам о проникновении каких-то
    разумных сил в наш мозг и вмешательстве их в человеческие дела.

  • ...я допускаю, что некоторая часть такого рода явлений - не иллюзия, а
    действительное доказательство пребывания в космосе неизвестных разумных сил,
    каких-то существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере из несравненно
    более разреженной материи.


    К.Э.Циолковский. Воля Вселенной


L.ZAMENHOF. KONGRESAJ PAROLADOJ

Из речи Л.Л.Заменгофа на Втором конгрессе эсперантистов
(г.Женева, Швейцария, 28 августа 1906 г.)

Мы не так наивны, как думают о нас некоторые лица; мы не верим, что
нейтральный фундамент сделает из людей ангелов; мы знаем очень хорошо, что
плохие люди и потом останутся плохими; но мы верим, что общение и знакомство
на нейтральном фундаменте устранит по крайней мере огромное количество тех
зверств и преступлений, которые вызваны не злой волей, а просто не
знанием...
Сейчас, когда в разных местах мира борьба между народами стала такой
жестокой, мы, эсперантисты, должны работать энергичней, чем когда-либо. Но
чтобы наша борьба была плодотворной, мы должны прежде всего хорошо уяснить
самим себе внутреннюю идею эсперантизма. Мы все бессознательно часто
намекали на эту идею в наших речах и сочинениях, но никогда не говорили о
ней яснее. Пора поговорить яснее и точнее.
Из декларации, единодушно принятой на Булоньском конгрессе, мы все знаем,
что такое эсперантизм в практическом отношении; из этой декларации мы знаем
также, что "эсперантистом называется любое лицо, которое использует язык
эсперанто, независимо с какими целями". Эсперантист, следовательно, не
только тот, кто использует эсперанто единственно и исключительно для
практических целей; эсперантист - и тот, кто использует эсперанто, чтобы
зарабатывать на нем деньги; эсперантист - и тот, кто использует эсперанто
только чтобы развлекаться; эсперантист, наконец, - и тот, кто использует
эсперанто с самыми подлыми и ненавистническими целями. Но кроме практической
стороны, обязательной для всех и показанной в декларации, эсперантизм имеет
еще и другую сторону, не обязательную, но гораздо более важную, идейную
сторону. Эту сторону разные эсперантисты могут объяснять себе самым разным
способом и в самой различной степени. Потому, чтобы избежать всякого
раздора, эсперантисты решили оставить каждому полному свободу принимать
внутреннюю идею эсперантизма в той форме и степени, как он сам желает, или -
если он хочет - вообще не принимать для эсперантизма никакой идеи. Чтобы
снять с одних эсперантистов всякую ответственность за поступки и идеалы
других эсперантистов, Булоньская декларация уточнила официальную, всеми
бесспорно принятую суть эсперантизма и добавила следующие слова: "Всякая
другая надежда или мечта, которую то или иное лицо связывает с
эсперантизмом, является его частным делом, за которое эсперантизм не
отвечает". Но, к сожалению, слово "частное" некоторые друзья-эсперантисты
истолковали как "запрещенное", и таким образом, вместо того чтобы сохранить
за внутренней идеей эсперантизма возможность совершенно свободно
развиваться, они захотели эту идею вообще убить...


ЯЗЫК АНАРХИИ

Цель анархистов - ликвидация государства, как организованного
аппарата насилия. Но государство имеет совершенно определенные
атрибуты, без которых оно немыслимо, и без отрицания которых нельзя
говорить и об отрицании государства. Одним из таких важнейших
атрибутов государства является ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА.
Границы существуют вполне объективно, т.к. определяются отнюдь не
только волюнтаристскими решениями власть предержащих и межгосударственными
договорами, но и этническими факторами: различиями людей по обычаям,
традициям, воспитанию, языку... Главное - по языку, т.к. все остальное
находит свое выражение в первую очередь в языке. Основа существования,
естественности и реальности любого этноса - это язык. Родной язык есть
нечто настолько необходимое каждому человеку, без чего невозможно
существование каждого отдельного "я", что люди ради сохранения
возможности самовыражения на нем, защиты его от каких-либо посягательств,
готовы поступиться частью своих прав и создать орудие для его защиты...
в форме государства. Этнос, создавший (или стремящийся создать)
государство, становится НАЦИЕЙ.

Сильный этнос, самоопределившийся в нацию, неизбежно стремится подчинить
и поглотить более слабые этносы. Сие есть имперская политика - хотя бы в
потенции. Слабые этносы в целях самозащиты, в первую очередь языковой,
стремятся в ответ создать свои государства. Нормальное этническое
самосознание перерождается в национализм со всеми его "прелестями".
Нам, "детям страшных лет России" (а также Югославии, Закавказья и пр.,
и пр.) этого объяснять не надо. Без действенного средства для решения
межэтнических, т.е. языковых, проблем любая анархическая программа
является утопией, т.к. государство в условиях межэтнических конфликтов
будет обязательно самовоспроизводиться. Чтобы убедиться, где причина,
а где - следствие, достаточно вспомнить, что распад Союза начался
именно с серии законов о языках! К сожалению приходится констатировать,
что все великие теоретики анархизма практически игнорировали эти проблемы.
Существует, однако, решение этих проблем, появившееся вне анархических
теорий. Это - простой в изучении (т.к. доступный для всех слоев населения)
международный нейтральный язык, который мог бы стать вторым (после родного)
для каждого, и на котором представители разных этносов могли бы без
ущемления достоинства друг друга общаться на равных. В результате
долгих усилий - было не менее тысячи попыток создать такой язык -
он появился. Его проект был предложен в 1887 г. варшавским врачом
Л.М. Заменхофом и известен под названием Эсперанто.

За сто с лишним лет существования этот язык прошел серьезную эволюцию.
В принципе, дело не только в самом языке, какими бы лингвистическими
достоинствами (а у Эсперанто они есть!) он ни обладал. История
Эсперанто и движения эсперантистов - это уникальный
социолингвистический эксперимент по созданию сообщества людей
принципиально нового типа и альтернативной международной культуры.
Сообщество эсперантистов относительно невелико - постоянно активно
пользуются языком не более, чем несколько сотен тысяч человек
(пассивно владеют Эсперанто 10-15 миллионов), но их роль для
человечества очень велика, хотя обычно она недооценивается или вовсе
не замечается. Однако же это единственная группа людей, которая сумела
преодолеть национально-государственные границы. Для эсперантиста нет
границ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ! Ведь национально-государственные границы,
основанные на языковом неравенстве, состоят не из перепаханных полос
и колючей проволоки - их может и не быть - а из психологических запретов:
они проведены прежде всего в наших головах. И даже в головах самых
убежденных анархистов эти границы, пусть в подсознании, есть.
А у эсперантистов их нет! Эта, причем самая глубинная, основа
государственности преодолена с помощью национально-нейтрального
языка. Преодолена морально. И моральные нормы мирового эсперантистского
сообщества (а мораль - основа любой культуры) иные, чем
вне его, хотя это обычно и не осознается самими эсперантистами. В
отношении национального - это анархистская мораль.

Кстати, идеал эсперантизма, т.е. состояние, когда международный
язык станет повсеместно основным средством межэтнического общения,
невозможен без достаточно развитой анархии (самоуправления, федерализма)
в обществе. Ни анархический идеал без Эсперанто не достижим,
ни эсперантистский без анархического. Хорошо бы, чтобы и анархисты,
и эсперантисты это поняли!

А вот зато государственные мужи давно поняли опасность для себя как
анархистов, так и эсперантистов. Недаром в их устах как слово "анархия",
так и слово "Эсперанто" являются ругательствами. И тех и других едва
терпят при демократических и уничтожают при репрессивных режимах - в
них в равной степени видят подрывателей государственных устоев. Только
одни концентрируют усилия на борьбе с внутренней структурой государства,
а другие - с его границами. Поэтому эсперантисты не должны обижаться,
что их "не любят" даже при внешней законопослушности - ведь для властей
они враги одного из самых основополагающих принципов государственности,
т.е. АНАРХИСТЫ. Теперь надо, чтобы сами анархисты и эсперантисты осознали
свое духовное родство и необходимость друг в друге.

Николай ГУДСКОВ
http://anarchive.virtualave.net/esperanto.htm

Анархия - это разрушение и хаос. Ведущий данной рассылки категорически
против анархизма, но полезно знать все точки зрения, тем более что
Н.Гудсков - бывший руководитель Российского Союза Эсперантистов... -
К.


Найдете людей, которые скажут - долой Вождей, долой Учителей, долой
Руководителей. Знайте, что они паразиты, которые питаются смутою и
разложением. Ложь и ущемление лежат в природе паразитов, они тайно собирают
богатства и не прочь пожинать роскошь. Так нужно отличать всех, кто
строители в природе своей и кто разрушители. Так справедливо побыть с теми,
кто знает радость труда. Они знают и Руководителей и почитают Учителя, ибо
природа их устремлена к кооперации.


(Агни-Йога, "Напутствие Вождю")


EUTOPIO
(Centro en Grekio serchas kunlaboron por instrui Esperanton)
http://www.zyworld.com/retejo/alianco.htm#Pri Eutopio

Eutopio celas esti kultura centro kiu konsistas sube el
biblioteko-esploradejo rilate al esoterio, nova epoko kaj spiritualismo kaj
supre el konferencejo kaj loghejo por gastoj, turistoj kaj vizitantoj. Chio
estas bone adaptata por diversaj aktivecoj kaj seminarioj. Eutopio ankau
funkcias kiel spirita ripozejo en 9000 kvadratmetra arkitekture desegnita
olivarba ghardeno kun vido sur la maro kiu situas al nur 2 km de distanco.

Ni shatus vidi ke la kulturcentro servu al instruado de Esperanto kaj al
renkontighoj por paco kaj harmonio inter la popoloj. Ni esperas trovi junajn
esperantistojn kiujn scipovas la grekan au la anglan por instrui
Esperanton...
Eckhard Bick
lineb@hum.aau.dk


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Циолковский Константин Эдуардович - биография
http://www.space.hobby.ru/firsts/tsiolkovsky.html

Astronomia Esperanto-Klubo
http://members.xoom.com/astro_esp/

Esperanto-Radio Interreta
http://esperanto-radio.net/
(корейский сайт)

Jan Amos Komensky (Komenio) (1592-1670)
http://www.volny.cz/malovec/komenio.htm
Эсперантская страница о чешском педагоге и философе, который не только
реформировал школьное обучение, но и предложил искусственный международный
язык (Panglottia)


РЕКЛАМА

Приглашаем Вас подписаться на интересную рассылку "Обзоры спонсоров".
Заработок в Internet, как известно, давно стал реальностью. Мы поможем не только
обучить Вас мастерству заработка, но и увеличить Ваш доход!
Форма для подписки:


Подписка Статистика Предыдущие номера рассылки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

До новых встреч!

Konkordo (konkordo@rdven.lv)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное