Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 04/12/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 04/12/2019
============================================================
На борту с Папой Римским
Что говорят и едят в самолете понтифика

04.12.2019 17:59 | ТАСС
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85787
------------------------------------------------------------

============================================================


Патриарх Кирилл: Мы молимся и трудимся, чтобы силы зла не погубили единство Православных Церквей

04.12.2019 17:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85788
------------------------------------------------------------




Фото: xxc.ru



Москва, 4 декабря. На братской трапезе после литургии в столичном Храме Христа Спасителя 2 декабря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся ситуации в мировом Православии, сложившейся после признания неканонической группы «ПЦУ» некоторыми Поместными Церквами.



«Непременно в каждую эпоху Церковь переживает и страдания, и скорби. Так и нас Господь не лишил скорбей — в первую очередь, в связи с тем, что происходит в мировой православной среде, — отметил Патриарх Кирилл. — Удивительно, как под влиянием внешних политических факторов наши православные собратья становятся на путь признания раскольников — людей, не имеющих законной хиротонии, то есть фактически мирян, которые называют себя священнослужителями! И особенно опасно и печально,
что поддержка раскольникам оказывается не на уровне маргинальных групп, как бывало и раньше, но среди канонических Поместных Церквей».



«Пока никто не знает, к чему приведет вся эта ситуация, — продолжил глава РПЦ. — Конечно, мы молимся и трудимся ради того, чтобы силы зла не погубили единство Православных Церквей; чтобы не произошло смешение сил добра и зла в некую аморфную массу, где уже невозможно понять, где добро, а где зло, где правда, а где кривда, где канонический строй, а где попрание канонов. Другими словами, мы с вами вступили в очень сложную эпоху, и успех нашего прохождения через эти испытания во многом
зависит от внутреннего состояния нашей Церкви. Чем крепче будет наше единство — как в решении задач внутреннего развития, так и в диалоге с мировым Православием, — тем успешнее будут наши действия. Нам предстоит тщательно рассмотреть и осмыслить процессы, происходящие сегодня во всемирном Православии, и я надеюсь, что в ближайшее время Архиерейский Собор четко определит нашу позицию по отношению к расколам и к тем нашим братьям, которые, к сожалению, эти расколы подде
рживают».



«Дай Бог, чтобы испытания, которые выпали на нашу долю, на нынешнее поколение епископата, духовенства, верующего народа, не разрушили наше единство, не ослабили наши силы, чтобы мы могли неуклонно двигаться по пути, завещанному нашими благочестивыми предками, храня чистоту Православия и канонического строя, не уступая никаким ухищрениям, проистекающим как извне, так иногда и изнутри Церкви», — заключил Кирилл, слова которого приводит пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.


============================================================


США: методистский приход совершил службу для женщины, состоящей в однополом браке
Ее не допустили к причастию в католическом храме

04.12.2019 17:14 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85786
------------------------------------------------------------




Католический храм св. Стефана в Гранд-Рапидсе. Фото: WOOD



Гранд-Рапидс, штат Мичиган (США), Благовест-инфо. Методистcкий приход в американском городе Гранд-Рапидс провел «инклюзивную» службу для католички, которой ее собственный приход отказал в причастии, сообщает NBC News.



Священник Скотт Нолан не допустил 62-летнюю прихожанку – судью Сару Смоленски – к причастию за то, что она в последние три года состоит в однополом браке с другой женщиной. По словам Смоленски, в приходе св. Стефана прошла вся ее жизнь – здесь поженились ее родители, в приходской школе училась она и девять ее братьев и сестер. Недавно женщина пожертвовала 7 000 долларов на восстановление храма.



«Мне 62 года и мне до этого никогда не отказывали в причастии. Почему именно сейчас? Почему именно я?» – заявила Смоленски.



Смоленски живет со своей партнершей уже около 30 лет, из которых три года они состоят в браке, о чем священнику было хорошо известно. В последний раз Смоленски получала причастие из рук о. Нолана 17 ноября, а через неделю после этого клирик позвонил ей по телефону и попросил ее «уважать Церковь и не приступать к причастию».







Отец Нолан и Сара Смоленски. Фото: WOOD



По словам прихожан, приход св. Стефана раньше был открыт для представителей ЛГБТ, однако все начало меняться после назначения о. Нолана. Священник уже отказывал в причастии однополой паре во время крестин их ребенка, а также уволил учителей-геев из приходской школы.



Сам о. Нолан признает, что после его назначения в храме стало меньше прихожан, а в церковной школе – учеников, однако уверен в правильности своих решений, так как они соответствуют учению Католической Церкви.



Позицию о. Нолана поддержал диоцез Гранд-Рапидса. «Ни одна община верующих не может допустить, чтобы ее члены противоречили ее же учению – говорится в официальном заявлении епархии. – Это особенно важно в отношении учения о браке, который Церковь всегда считала и продолжает считать священным союзом мужчины и женщины».



Узнав об истории Смоленски, члены общины Первой объединенной методисткой церкви в Гранд-Рапидсе пригласили женщину на «инклюзивную службу». Методистский приход начал проводить такие богослужения после того, как в феврале текущего года Генеральная ассамблея этой деноминации отказалась разрешать однополые браки и рукоположения ЛГБТ-пасторов.



«Мы стараемся быть голосом надежды, показать, что, несмотря на решения других церквей, наша община может рассказать другую историю о Божией любви», – пояснила пастор Джоан ВанДессел, инициировавшая «инклюзивные службы».


============================================================


Менее одного процента храмов Украинской Православной Церкви перешло в ПЦУ
Речь идет о 300 приходах, сообщили в УПЦ

04.12.2019 17:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85785
------------------------------------------------------------




Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Фото: pravmir.ru



Киев, 4 декабря. Около 300 приходов Украинской Православной Церкви (УПЦ) перешли под давлением или добровольно в юрисдикцию так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), что составляет менее 1% от общего количества ее приходов. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), слова которого приводит ТАСС.



«Я часто общаюсь со священниками и прихожанами тех храмов, которые были захвачены, и я поражаюсь их молитвенному стоянию. Около 100 храмов у нас было рейдерским образом захвачено, где-то 220 приходов были незаконно перерегистрированы так называемой ПЦУ и где-то 78 перешли добровольно. Но из более 12 тысяч приходов, которые имеет Украинская Православная Церковь, это составляет менее 1%. Конечно, жалко каждую человеческую душу, которая, таким образом может погибнуть, но ведь Господь всегда по-своему
заботится о каждом из нас», – сказал митрополит.



Представители Русской Православной Церкви (РПЦ) и УПЦ неоднократно заявляли о том, что сторонники ПЦУ проводят захваты принадлежащих УПЦ храмов.



ПЦУ была создана после объединительного собора в Киеве на основе двух неканонических структур – Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата – и получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь не признают ее канонической церковью.


============================================================


30 человек с инвалидностью заселились в инклюзивное арт-поместье "Новые берега"
Проект создан при поддержке РПЦ в Пензенской области

04.12.2019 16:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85784
------------------------------------------------------------




Пенза, 4 декабря. При поддержке Русской Православной Церкви в Пензенской области сдана первая очередь инклюзивного коттеджного поселка «Новые берега». Первые 30 людей с инвалидностью и семей, воспитывающих детей с особенностями развития, из Самарской, Воронежской, Орловской, Пензенской областей, Вологды и Екатеринбурга уже заселились в новое жилье. В квартирах учтены все требования для комфортного проживания людей с инвалидностью: широкие проемы, низкие столы для колясочников, безбарьерные
входные группы для незрячих, ванные со сливными трапами в полу.



Проект был создан с учетом опыта инклюзии Австрии, Германии, Финляндии, Италии и США. Арт-поместье станет продолжением уже работающих в Пензе инициатив одной из ведущих в России общественно-церковных организаций сопровождаемого проживания «Квартал Луи», сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе Синодального отдела по благотворительности РПЦ.



«В этом проекте объединились все – власть, Церковь, бизнес, неравнодушные люди, СМИ, которые помогали в сборе средств, ­– сказала руководитель общественно-церковного проекта «Квартал Луи», руководитель направления помощи людям с инвалидностью Пензенской епархии, член Общественной палаты РФ Мария Львова-Белова. ­– У нас уже есть половина жильцов следующего дома, открытие мы планируем на конец апреля ­– начало мая. В очереди на заселение ­– 89
человек из 19 регионов».



Коттеджный поселок «Новые берега» общей площадью 7,6 тыс. кв. м. рассчитан на 30 квартир для 120 человек с инвалидностью. Весной будет сдана вторая очередь квартир. Арт-поместье станет местом жительства, работы и самореализации людей с разной формой инвалидности. В «Новых берегах» планируется организовать 70 рабочих мест.



«Завершен первый этап уникального проекта. Все вы приобретаете не только новое жилье, но и новых друзей, новые условия для жизни, новые возможности себя реализовать. Важно, чтобы этот проект продолжался, был и второй, и третий этапы, я уверен, что они будут реализованы, – сказал полномочный представитель президента РФ в Приволожском федеральном округе Игорь Комаров. – У меня самые теплые и положительные впечатления от увиденного, и то, что здесь делается, уверен, будет примером для других
регионов, работа проделана очень качественно и с душой».







Единственный в стране мини-городок для семей и людей с инвалидностью станет многофункциональным комплексом и ресурсным центром доступной среды для отработки современных инклюзивных практик и технологий, центром неформального образования, общения и обмена опытом специалистов сопутствующих профессий.



«Для меня тема помощи людям с инвалидностью, как и для многих, была раньше совершенно закрытой. Но когда мы с Марией Львовой-Беловой стали вплотную этим заниматься, я был поражен, когда узнал, что после детских домов эти люди попадают в дом ветеранов, ­– сказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. – Церковь включилась в проекты "Квартала Луи" с типографии, чтобы люди с инвалидностью могли работать. Затем вместе построили "Дом Вероники". С первых проектов
прошло всего около пяти лет, но сегодня мы видим, как в "Новые берега" приезжает люди с инвалидностью из Орловской, Пензенской, Самарской и других областей. Мы просто обязаны прилагать все возможные усилия, чтобы помочь этим людям».



Инициаторами создания арт-поместья «Новые берега» стала команда общественно-церковного проекта «Квартала Луи», успешно реализующая на протяжении 5 лет программы сопровождаемого проживания молодежи с инвалидностью в активном пансионе «Дом Вероники», арт-холле «Квартал Луи», мастерских развития, инклюзивной типографии и адаптационном центре «Дом на Березовском».


============================================================


Папа Франциск призвал богословов давать людям "пищу, которая укрепляет веру"

04.12.2019 15:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85782
------------------------------------------------------------




Аудиенция Папы Франциска членам Международной богословской комиссии. Фото: ANSA



Ватикан, 4 декабря. Папа Франциск принял на аудиенции членов Международной богословской комиссии. Встреча прошла 29 ноября по случаю 50-летия со дня основания этого церковного органа, созданного Папой Павлом VI, информирует Vatican News.



В своем приветствии Папа Франциск сослался на письмо Бенедикта XVI, обнародованное незадолго до этой даты, и добавил к сказанному Папой на покое, что за последние пять лет члены комиссии разработали два значимых текста. Первый из них посвящен соборности (синодальности) в жизни и миссии Церкви. «Сегодня некоторые думают, что соборность означает взяться за руки и идти вместе, праздновать с молодежью или же проводить опросы типа ʺЧто вы думаете о женском священстве?ʺ» «Соборность
– это церковный путь, а ее душа – Святой Дух», – пояснил Папа Франциск.



Второй документ, о котором упомянул понтифик, посвящен различным современным интерпретациям религиозной свободы с особым вниманием к «этически нейтральному» государству.



Помимо этих двух тем, комиссия провела значительную работу по вопросу таинственного характера встречи между Богом и человеком, подчеркнув необходимость преодоления любых форм разделения между верой и таинственной жизнью.



Богословие – это не «разбор жизни с кафедры», а «воплощение веры в жизнь», подчеркнул далее Папа и призвал теологов к «смиренной и постоянной молитве и открытости Святому Духу»: богословие рождается и растет в коленопреклонении, а также внутри Церкви, – это дело общины, а не индивида, служение, которое осуществляется в духе доброжелательности и уважения.



Папа добавил, что при обсуждении недостаточно ясных вопросов не следует выносить свои дискуссии за пределы богословского сообщества, поскольку народу Божьему необходима «твердая пища» веры, – не спорные вопросы, а ясность. Богословская дискуссия – это призвание богословов, остальным же верующим следует предлагать «пищу, которая укрепляет веру», – подчеркнул Папа.


============================================================


В московском музее им. Андрея Рублева представили видеогид на жестовом языке

04.12.2019 15:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85783
------------------------------------------------------------




Фото с сайта surdonika.ru



Москва, 3 декабря. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева 1 декабря прошла апробация мобильного музейного видеогида на жестовом языке по постоянной экспозиции. Об этом сообщает сайт Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими РПЦ.



Неслышащие посетители музея могли с помощью своих смартфонов отсканировать QR-код с изображением иконы и перейти через него на соответствующее видео с рассказом на жестовом языке. Такой мобильный видеогид дополнительно сопровождается субтитрами.



Реализация видеогида в рамках грантового проекта «Православная инициатива» – это очередной шаг к обустройству безбарьерной среды в сфере культуры и искусства, доступности для глухих информации о выдающихся шедеврах древнерусского искусства – иконах XIII–XVII веков.







Фото с сайта surdonika.ru



Православный канал для глухих и слабослышащих «Десница» уже в течение нескольких лет создает видеоролики на жестовом языке разнообразной тематики, включая переводы Евангелия совместно с Институтом перевода Библии, видеогиды по монастырям Москвы, а теперь и по иконописному искусству.



Люди с нарушением слуха имеют возможность находиться в доступном для их восприятия музейном пространстве и самостоятельно знакомиться с экспозицией – для этого нужен только мобильный телефон.



Музейная экспозиция очень обширная, и на жестовый язык переведена информация только по 40 иконам, но по мере востребованности работа по пополнению видеогида новыми роликами будет продолжаться и в следующем году совместными усилиями команды канала «Десница» и музея им. Андрея Рублева.



Мобильный музейный видеогид будет доступен для скачивания по QR-кодам, размещенных на буклетах, посвященных основным экспонатам экспозиции музея, специально для неслышащих посетителей, а также через приложение izi.travel.



Канал «Десница» создан на приходе храма Всех святых в земле Российской просиявших, в Новокосино, где действует одноименный Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми. Также филиал Центра «Десница» работает при храме святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.


============================================================


На русском языке издана книга Киликийского Католикоса Арама I "Армянская Церковь"

04.12.2019 14:35 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85781
------------------------------------------------------------




Ереван, 4 декабря, Благовест-инфо. Впервые на русском языке вышла в свет книга армянского Киликийского Католикоса Арама I «Армянская Церковь». В оригинале эта книга была издана два года назад на английском языке, сообщили «Благовест-инфо» в Департаменте информации и коммуникации Киликийского Католикосата в ливанском Бейруте.



Книга была написана Арамом I для иностранцев, которые пожелают ознакомиться с имеющей 17-вековую историю Армянской Апостольской Церковью (армяне приняли христианство в качестве государственной религии в 301 году), и получат общее представление об армянах и древневосточной православной Церкви. Книгу также будет интересно прочесть и тем молодым армянам, которые владеют русским, но не знают армянского языка или плохо им владеют, потому что Арам I рассказывает в ней о национальных традициях и ценностях, о
вероисповедании и об истории Церкви в целом.



В Департаменте информации отмечают, что Арам I написал книгу популярным, понятным простым людям языком, избегая академического анализа и сложной терминологии. Это не книга об истории Армянской Церкви в классическом понимании, а взгляд на исторические события, происходившие с армянским народом, и на роль Церкви в жизни людей. Вместе с тем Католикос в своей книге рассказывает о межцерковных связях Армянской Апостольской Церкви, давая представление широкому кругу читателей о богословии Армянской Церкви.



Перевела книгу с английского на русский Лилит Агекян. До этого книга Арама I была переведена также на фарси, германский, французский и арабский языки. Вскоре книга появится в продаже в русскоязычных странах.



Наринэ Киракосян


============================================================


В Северной Осетии архиепископ РПЦ обвинил власти республики в притеснении православных

04.12.2019 14:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85780
------------------------------------------------------------




Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид. Фото: пресс-служба Владикавказской и Аланской епархии



Владикавказ, 4 декабря. Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид в одной из последних проповедей пожаловался на руководство Северной Осетии и поднял поднял тему распространения в республике традиционной религии.



Аудиозапись проповеди появилась в сети, в епархии сайту "Кавказ.Реалии" подлинность записи подтвердили.



В проповеди архиепископ Леонид, говоря о предстоящем праздновании 1100-летия крещения Алании, утверждает, что он так и не смог добиться включения в план юбилейных мероприятий роспись кафедрального собора.



Также, по словам архиепископа, заверения главы республики Вячеслава Битарова о том, что Северная Осетия-Алания будет развиваться в православном векторе, "не выдерживает никакой критики".



"Совершенно неприемлемы те факты, когда наши традиции и обычаи, наши три пирога и три ребра, три тоста и агъдау возводятся в разряд религии, - заявил Леонид. - Мы не можем допустить такого, чтобы людей уводили от истины Господней, от истины Христа и возможности спасения".



Он посетовал, что в республике открыта площадка для различного рода проповедников, не имеющих педагогического образования, которые в школах от имени общественного движения "Стыр Ныхас" начинают рассказывать детям про то, что "Уастырджи – совершенно другой человек, это не Святой Георгий".



В североосетинской прокуратуре "Кавказ.Реалии" сообщили, что никаких обращений с просьбой проверить проповедь архиепископа на отсутствие или наличие признаков разжигания межрелигиозной розни не поступало.


============================================================


В Москве прошел круглый стол об актуальности наследия Поместного собора 1917-1918 годов

04.12.2019 13:57 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85779
------------------------------------------------------------




Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. Круглый стол, посвященный актуальности наследия Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., состоялся 2 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Организаторы встречи, руководитель издательства «Спасское дело» Александр Мраморнов и его коллеги представили новые книги популярной тематической серии, раскрывающей дискуссии и решения собора. Историк рассказал также об изучении и популяризации наследия собора: о многочисленных
лекциях и встречах в разных городах России и других странах, о поиске и фиксации мемориальных мест, связанных с участниками собора, о работе с архивными документами и издательских планах.



В 2018 г. отмечалось 100-летие Всероссийского Поместного собора. Мраморнов напомнил, что Патриарх Кирилл в одной из своих речей призвал изучать документы собора, но «никто этого делать не стал». Более того, официальное празднование свелось, по словам историка, к теме восстановления патриаршества, а «о самом соборе совсем забыли». В год столетия собора при неясных обстоятельствах Московской патриархией был свернут проект академического издания документов Поместного собора при
Новоспасском монастыре (Мраморнов с 2012 г. был научным руководителем этого проекта, в рамках которого было издано 6 томов документов и целый ряд книг).



Возможно, поэтому самые частые вопросы, которые слышит историк во время своих поездок по стране и выступлений в разных епархиях: «Неужели и правда так было? Действуют ли еще постановления Поместного собора 1917-1918 гг.?» Зачастую выясняется, что изрядная часть аудитории вообще впервые узнает о соборе, что подтвердил и священник Павел Бочков из Норильска: «Мало кто на окраинах задумывается об этом соборе».



А между тем, «постановления Поместного собора 1917-1918 гг. никто не отменял» – эта фраза не однажды звучала на круглом столе. Именно ради популяризации этих решений и ценных дискуссий, которые им предшествовали, издательство «Спасское дело» развернуло свою многоплановую деятельность.



«Дух этих дискуссий совершенно уникальный, но за сто лет он утерян. Задача нашего времени – возродить этот высокий уровень дискуссии, популяризировать дух Собора и решать текущие проблемы [церковно-общественной жизни] в этом духе». Однако сегодня «дух Собора отторгается духом времени и текущей политической ситуации», продолжил Мраморнов. По его словам, дискуссии после его лекций в епархиях, как правило, «выходят не на собор, а на тему судьбы России: будет ли РПЦ
институтом, влияющим на 20-30% населения, или останется влияющим на 2-3%, как сейчас? В случае возвращения к соборным механизмам (в адаптированном для нашего времени виде) РПЦ может стать реальной Церковью 20-30% населения, а в этом кроется серьезная угроза государству».



Поясняя свою мысль, он напомнил, что император Николай II долгие годы не давал разрешения на проведение Поместного собора, который готовился с начала 1900-х гг. и начать его можно было бы и в 1905, и в 1913 гг. Мраморнов предполагает, что император был во власти опасений, которые достались ему в наследство от августейших предков: спор «священство выше царства», затеянный патриархом Никоном при Алексее Михайловиче, упразднение патриаршества при Петре I – все это в какой-то степени было
«в голове у Николая II», который не хотел конкуренции в случае восстановления патриаршества. «Так и нынешнему государству ни к чему сильная, самостоятельная Церковь», – так связывает историк проблему отторжения «духа Собора» с политической ситуацией в России.



Издатель обратил внимание на парадокс: «наследие Поместного собора во многом элитарное, но создано оно для широких масс верующих. С этим надо что-то делать в грядущем десятилетии». Мраморнов и его сподвижники, не дожидаясь следующего десятилетия, уже много делают для популяризации сведений о Поместном соборе. На вечере была представлена серия книг, каждая из которых раскрывает одну из тем соборного обсуждения. Не приходится говорить об особой актуальности сейчас книги «Об Украинском
церковном вопросе», посвященной Всеукраинскому собору 1918 г. в его взаимодействии с Поместным собором в Москве. Делегаты Всеукраинского собора тогда постановили: «Да автономии. Нет автокефалии», а Поместный собор во главе со святителем Тихоном утвердили это решение. Издательство «Спасское дело» готовит публикацию полного собрания документов Всеукраинского собора.



«О жизни и устройстве церковного прихода» – эту книгу, представляющую соборное мнение и документы по теме, которая касается каждого христианина, представил один из составителей Роман Иферов. Он упомянул также, что готовы к выходу книги о том, как видели отцы собора проблему церковно-государственных взаимоотношений и вопрос о служении диаконис. «О христианском браке, сохранении семьи и поводах к разводу» – еще одна книга из тематической серии адресована самым широким
кругам читателей.







Глава издательства «Спасское дело» сообщил также о подготовке первого сборника документов Предсоборного совещания 1912-1917 гг. , ранее никогда не издававшихся. Огромная архивная работа предшествовала также подготовке к изданию документов Сибирского соборного совещания и других провинциальных предсоборных дискуссий. В издательстве работают над изданием мемуаров делегатов Поместного собора – архиереев, клириков и мирян, над увековечением их памяти – в ряде мест уже установлены
мемориальные таблички, скоро будет поклонный крест на родине секретаря Поместного Собора В.П. Шеина (священномученика Сергия). Силами волонтера-профессора финансов Дмитрия Тихомирова создано уже около 100 портретов соборян, и эта галерея будет продолжена, как и соответствующие выставки. Мраморнов надеется создать документальный фильма о Поместном соборе и готовит материалы для него. Это далеко не полный перечень изданий и мемориальных мероприятий, предпринятых «Спасским дело
м», которое превратилось в независимый Центр изучения Поместного собора 1917-1918 гг.



«Наша задача – разрабатывать идеи и практики христианской демократии и соборности в современной России, во что верили делегаты Поместного собора… У нас нет ни одной причины отклонять дух Поместного собора. Возвращение к подлинной соборности неизбежно, но наверное, время еще не пришло», – сказал Мраморнов в заключение.



На вечере выступили участвующие в работе издательства историки Дмитрий Давиденко, Тимофей Житенев (Тольятти), публицист Виктор Коган-Ясный. О важности изучения документов Поместного собора для Православной Церкви в Латвии говорил преподаватель христианской академии; об актуальности решений Собора по украинскому вопросу – Кирилл Фролов. Протодиакон Андрей Кураев выступил с кратким критическим анализом современной рецепции Поместного собора 1917-1918 гг. и завершил обсуждение той же фразой:
«Решения собора никто не отменял. И формально он еще не закрыт».



Юлия Зайцева


============================================================


Православное единство пытаются вернуть Амманом
Перспективы Всеправославного собора в Иордании более чем сомнительные

04.12.2019 13:34 | "НГ - Религии"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85778
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск выступил с посланием по случаю Международного дня инвалидов

04.12.2019 13:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85777
------------------------------------------------------------




Рим, 4 декабря. Папа Римский Франциск выступил с посланием по случаю Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Vatican News.



Понтифик призвал «обновить наш взгляд веры, в каждом брате и сестре узнающий Самого Христа». Несмотря на достижения в медицинской сфере и в сфере социальной помощи инвалидам, многие из них продолжают быть жертвами «культуры отбросов». Какими бы серьезными ни были проблемы людей с инвалидностью, «все они могут внести свой неповторимый вклад в общее благо посредством своей уникальной биографии», отмечает Папа, призывая признать достоинство каждого человека, осознав, что
это достоинство никоим образом не зависит от функционирования органов чувств. «Необходимо выработать антитела к культуре, в которой одни жизни относят к первому сорту, а другие – ко второму: речь идет о социальном грехе», – подчеркивает Папа и добавляет, что в некоторых странах по сей день инвалидов не воспринимают как братьев и сестер по роду человеческому и как людей с тем же достоинством, что и остальные люди.



Недостаточно устранения одних лишь физических барьеров, – необходимо изменить менталитет, исключающий людей с инвалидностью из участия в обычной жизни. В последние годы, отмечает Папа, был достигнут значительный прогресс в деле включения инвалидов в разные сферы жизни, однако этих шагов недостаточно: к сожалению, по-прежнему существуют ограничения в доступе инвалидов к образованию и труду, к участию в общественной жизни. Именно включение инвалидов во все эти сферы, – подчеркивает Папа, –
«определяет степень цивилизованности нации».


============================================================


В Пскове после 16 лет реставрации представили плащаницу XVI века

04.12.2019 12:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85776
------------------------------------------------------------




Псков, 4 декабря. Уникальный экспонат — плащаница «Положение во гроб» середины XVI века - открылся для посетителей 4 декабря в Фондохранилище Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.



Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на сайт музея.



Плащаница состоит из средника с изображением многофигурной композиции «Положение во гроб», по кайме вышит текст песнопений Великой субботы. На среднике вышита многофигурная композиция. В головах гроба изображены Богоматерь и две жены-мироносицы, в ногах — апостолы Иоанн и Никодим, Иосиф Аримафейский.



Летом этого года плащаница вернулась из Москвы, где ее реставрацией занимались специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Работы по восстановлению памятника лицевого шитья продолжались 16 лет. Группу реставраторов возглавляла заведующая отделом реставрации тканей ВХНРЦ Е. В. Семечкина.



В 2003 году плащаницу передали в центр Грабаря в Москве. А в июле 2010 года в ВХНРЦ произошел сильный пожар. Пожару была присвоена третья категория по пятибалльной шкале сложности. Застекленный «балкон», составляющий примерно ¾ площади третьего этажа здания, полностью выгорел, пострадала от огня крыша над оставшейся частью третьего этажа и несколько помещений второго. Все помещения второго и первого этажей залиты пеной и водой. Устояло против воды только хранилище на первом этаже, где и
находилось большинство экспонатов.



В результате пожара пострадал архив, было повреждено несколько картин. Безвозвратно утерянными были признаны: туркменский ковер, только что отреставрированный в Центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского.



На момент пожара в Центре находилось 36 предметов из коллекции Псковского музея-заповедника. В том числе икона Богоматери Одигитрии XIII—XIV веков, две иконы из псковской церкви Успения с Пароменья, четыре иконы из так называемого ивановского клада, а также предметы декоративно-прикладного искусства из кости. Плащаница XVI века тогда была залита водой, но серьезно не пострадала.



Лицевое шитье



Этот вид декоративно-прикладного искусства был широко распространен в эпоху Древней Руси. Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.



Шитье было весьма сложным технологическим процессом. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли
чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.



Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.



Как правило, лицевым шитьем украшали предметы церковного назначения: судáри, или покровцы — небольшие платы на дискос и потир, плащаницы — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста», шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства. Редко встречаются шитые иконы. Эти произведения
сделаны из дорогих тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.



Обычно произведения шитья состояли из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.


============================================================


Лекции и экскурсии на жестовом языке в Музее русской иконы. Москва
7 декабря

04.12.2019 12:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85775
------------------------------------------------------------



============================================================


РПЦ призвала отказаться от принятия закона о семейном насилии

04.12.2019 11:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85774
------------------------------------------------------------




Москва, 4 декабря. Патриаршая комиссия по делам семьи выступила против принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия, проект которого на днях был опубликован на сайте Совета Федерации.



«По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым», - говорится в заявлении комиссии, поступившем в среду в «Интерфакс».



В частности, по мнению Церкви, закон фактически направлен на создание новой системы правовых норм, параллельных существующим нормам законодательства.



«Эта новая система правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции виновности лиц, объявляемых «нарушителями», не предполагает для них никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой вины. Это представляется совершенно недопустимым», -
отмечено в заявлении.



В патриаршей комиссии указали и на то, что в силу неопределенности норм законопроекта «практически любое нормальное человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием», любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики», имеющим откровенно репрессивный характер».



В итоге, как считают в Церкви, «создается ситуация, когда каждый сможет в любой момент, без реальных оснований, воспользоваться возможностями системы «профилактики семейно-бытового насилия» против своих близких». В такой ситуации межличностными отношениями начинают править не доверие и взаимопомощь, не любовь и уважение, а взаимный страх и подозрительность, говорится в заявлении комиссии.



Помимо этого, обращает внимание Церковь, законопроект создает новые возможности для произвольного отстранения родителей от воспитания детей, разлучения детей и родителей.



Особую озабоченность РПЦ вызывает то, что «многие соавторы и сторонники законопроекта добиваются его принятия, широко используя заведомую ложь». «Наш народ убеждают, что российская семья – это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но в действительности не имеют под собой никаких реальных оснований», - пишут авторы заявления, имея в виду, в частности, данные о том,
будто в российских семьях 14 тыс. женщин ежегодно убиваются мужьями.



На этом фоне в РПЦ считают не вызывающим удивления тот факт, что предлагаемый законопроект активно поддерживают организации, связанные с «радикальными антисемейным идеологиями», такими как ЛГБТ и феминизм, а также значительное количество организаций, официально получающих иностранное финансирование.



«Учитывая все сказанное, очевидно, что законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» неприемлем как с правовой, так и с концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит законодателей отказаться от его рассмотрения и принятия», - резюмируют авторы заявления.


============================================================


Митрополит Иларион открыл церковный музей при храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"

04.12.2019 11:33 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85773
------------------------------------------------------------




Фото «Благовест-инфо»



Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. Торжественная церемония открытия церковного музея при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке состоялась 3 декабря. Постоянную экспозицию музея открыл настоятель храма – митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. В мероприятии приняли участие представители крупнейших музеев Москвы — Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской Галереи
(ГТГ), Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР), Музея русской иконы.



Церковный музей расположен в двух залах Духовно-просветительского центра на территории храма. В экспозиции – иконы, церковная утварь и облачения, паломнические реликвии, книги, фотографии и документы по истории Русской Церкви. Большинство из этих предметов хранились в ризнице и других помещениях храма: это реликвии из коллекции прихода, предметы, переданные в ХХ веке из закрытых храмов, и подарки частных коллекционеров-жертвователей – «то, что накоплено за долгую жизнь храма»,
рассказал митрополит Иларион. Он подчеркнул, что новый музей будет общедоступным, он будет открыт не только для прихожан. Митрополит поблагодарил семью Гурьевых, которые способствовали реставрации здания Духовно-просветительского центра, и выразил особую благодарность искусствоведам и реставраторам, которые сделали возможным экспонирование произведений церковного искусства.



Создателей нового музея поздравила генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова. Она считает «очень правильным», что церковные музеи создаются при содействии серьезных специалистов и меценатов. «Это сближение невероятно важно, потому что в основе того, что делаете вы и делают музейщики, лежит забота о человеческой памяти и о человеческой душе. Мы должны объединять свои усилия», – обратилась она к создателям экспозиции. Вместе с заведующей Отделом древнерусского искусства ГТГ
Натальей Шередегой они преподнесли в дар новому музею один из каталогов, изданных ГТГ.



Митрополита Илариона и сотрудников нового музея поздравил также генеральный директор ЦМИАР Михаил Миндлин. «Открытие такого музея вносит невероятно значительный вклад в развитие всего музейного дела в России и в дело популяризации церковного искусства», – сказал он. Миндлин подчеркнул, что искусство Синодального периода пока оценено недостаточно, оно нуждается в переосмыслении, и музей при Скорбященском храме, в котором выставлены произведения конца XVII-XX вв., дает возможность глубже
вникнуть в эту тематику.



Тему актуальности изучения поздней иконы продолжил замдиректора Музея русской иконы Сергей Богатырев, который подарил новому церковному музею каталог выставки «Иконописные сокровища Российской Империи. Памятники XVIII – начала XX века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы».







Фото «Благовест-инфо»



Древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, видел немало церковных музеев, но этот он оценил высоко: «Это один из лучших приходских музеев, он может претендовать на профессиональный уровень… Здесь каждый предмет – святыня, и именно в церковном музее их можно представить так, как невозможно показать в светских музеях, потому что здесь есть свои акценты, своя красота». Священник
отметил также большое миссионерское значение приходских музеев.







Скорбященские иконы. Фото К. Бенедиктова



Искусствоведы Яна Зеленина и Елена Давыдова провели первую экскурсию. Первый зал посвящен истории Русской Церкви в XIX–XX веках и подвигу новомучеников Российских, а экспонаты второго зала рассказывают об истории и святынях Скорбященского храма. Здесь посетителей встречает большая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» первой четверти XVIII века, написанная в традициях Оружейной палаты, а также несколько списков этой иконы разных изводов и размеров. Эта икона была прославлена в 1688
г., после церковного раскола, тем интересней обнаружить в экспозиции образ позднего старообрядческого письма, свидетельствующий о почитании иконы в среде староверов.



Обращает на себя внимание большая позолоченная водосвятная чаша с вкладной надписью – не каждый музей может похвастаться столь хорошо сохранившимся произведением конца XVII века. Во втором зале экспонируется антиминс, подписанный Патриархом Алексием I для Скорбященского храма в 1948 г., когда он вновь был открыт после паузы в 18 лет. Почти 40 лет, до 1987 г. настоятелем храма был протоиерей Михаил Зернов, впоследствии архиепископ Киприан. О нем свидетельствуют документы и фотографии, а также икона его
небесного покровителя святителя Киприана, написанная вскоре после его монашеского пострига в 1961 году выдающимся иконописцем монахиней Иулианией (Соколовой).







Фото «Благовест-инфо»



Первый зал знакомит с изображениями подвижников, причисленных к лику святых в начале XX века: священномученика Патриарха Ермогена, благоверной княгини Анны Кашинской, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Макария (Невского), преподобного Серафима Саровского. О прославлении последнего, в частности, рассказывает один из номеров журнала «Кормчий», который издавали представители священнической династии Ляпидевских, служивших в храме в XIX веке. Журнал был приходским, но имел общецерковное
распространение, отметил клирик Скорбященского храма о. Димитрий Агеев.



Музейная экспликация обращает внимание на Православный календарь на 1919 год, на обложке которого впервые был размещен фотопортрет святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России. В экспозиции можно увидеть памятную шкатулку с портретами алапаевских страстотерпцев и камнем из стены «напольной школы» в Алапаевске, где они находились в заключении в 1918 году. С историей Русской Церкви в советский период связаны многие предметы церковного обихода: брачные венцы, трикирий,
дарохранительница, митра, крестильный набор священника. В большинстве из них использованы детали от утвари и шитья более раннего времени. С ветхих облачений или покровцов спарывали годные детали, чтобы дать им вторую жизнь. Эта особенность представляет особую сложность для реставраторов, сказала Я. Зеленина. В самые тяжелые годы гонений на Церковь выходили из положения, изготовив, например, ковшик с блюдцем для теплоты из алюминиевой банки. Монашеский параман, облачения священника
сшиты из подручных тканей, отмечается в экспликации.



Рассказывая о коллекции, священник Димитрий Агеев сказал «Благовест-инфо»: «Мы хотим, чтобы этот музей стал не красным уголком, а местом подлинного знакомства с церковной историей и искусством». Он отметил также, что в помещении музейной экспозиции будут проходить просветительские мероприятия, детские занятия и молодежные встречи, и уточнил, что осмотреть музей можно будет по предварительной договоренности с экскурсией.



Юлия Зайцева


============================================================


Русская Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

04.12.2019 10:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85772
------------------------------------------------------------




Москва, 4 декабря. Русская православная церковь (РПЦ) отмечает 4 декабря (21 ноября по старому стилю) праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщается на сайте патриаршей пресс-службы.



«4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и в день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 10:00», - говорится в сообщении.



В день Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1917 году состоялась также интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, который стал первым патриархом Русской церкви после завершения периода в ее истории, когда высшей властью в ней обладал Святейший правительствующий синод. «В праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 102-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершит молебен у раки с мощами святителя в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря Москвы», - сообщается на сайте пресс-службы Патриарха.



Введение во храм Пресвятой Богородицы - это один из двунадесятых праздников, то есть двенадцати праздников, связанных непосредственно с жизнью Иисуса Христа и Богоматери. Дата этого праздника неизменна. Литургическое почитание Девы Марии началось после Эфесского собора (III Вселенский Собор) 431 года. Несмотря на то, что известно о нем было с первых лет христианства, первые документальные сведения о том, что Введение стало широко отмечаться, относятся к VIII веку.



По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна из Назарета дали обет посвятить своего ребенка служению Господу. Когда ей исполнилось три года, ее торжественно привели в Иерусалимский храм. Трехлетняя девочка с легкостью самостоятельно взошла по ведшей ко входу высокой лестнице из пятнадцати ступеней, а потом первосвященник ко всеобщему удивлению ввел ее в Святая святых - место в храме, в которое запрещен вход прихожанам, а самому первосвященнику - открыт только раз в год. Дева Мария жила в храме вплоть до
совершеннолетия, проводя в молитве почти все свое время.



В народном календаре праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был связан с началом (или же вводом) зимы. В это время начинались катания на санях, к празднику приурочивали первые зимние ярмарки и торги. В Москве Введенская ярмарка устраивалась на Лубянке, основным товаром на ней были сани.



Введение во храм по православной традиции отмечается шесть дней: этот период включает сам праздник, предшествующий ему день предпразднества и четыре дня попразднества. Введение предшествует Рождеству Христову, поэтому начиная с этого дня в церквях начинают петь «Христос рождается, славите». Священнослужители в это время облачаются в голубые и белые одежды. Христианские храмы, освященные в честь праздника, называют Введенскими, передает ТАСС.


============================================================


В Ираке христиане не будут праздновать Рождество из-за демонстраций

04.12.2019 10:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85771
------------------------------------------------------------




Дамаск, 4 декабря. Глава халдейской католической церкви Ирака кардинал-патриарх Луис Рафаэль I Сако принял решение отменить все рождественские и новогодние торжества на фоне трагических событий в охваченной антиправительственными демонстрациями стране, говорится в опубликованном во вторник заявлении кардинала-патриарха.



«Мы решили отменить все праздничные торжества. В церквях и на площадях не будет украшенных новогодних деревьев, отменяются праздничные мероприятия, патриархия не будет принимать поздравления по случаю праздников. Мы ограничимся молебном о душах погибших и о выздоровлении пострадавших, а также о возвращении страны к нормальной жизни», – говорится в заявлении, текст которого публикует агентство Shafaq.



Кардинал-патриарх призвал верующих сделать пожертвования больницам и детским домам, которые нуждаются в медикаментах для раненых.



Демонстранты в Ираке в ходе идущих с начала октября протестов требуют отставки правительства, борьбы с коррупцией, безработицей, улучшения условий жизни. СМИ заявляли, что в результате сопровождающих акции протеста столкновений и беспорядков погибли более 350 человек, пострадали около 50 тысяч. Это самые масштабные акции протеста, которые произошли в Ираке с момента свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году, сообщает РИА Новости.


============================================================

В избранное