Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 11/12/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 11/12/2019
============================================================
Учиться, учиться... проповедовать
Студенты и преподаватели Теологической семинарии ЕЛЦ в Новосаратовке надеются на возрождение очного отделения

11.12.2019 21:24 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=85895
------------------------------------------------------------




Антон Тихомиров



Лютеране шутят: «Кто был первым либеральным теологом? — Змей в Эдемском саду! Он первый спросил: «Подлинно ли сказал Бог?..». Шутки-шутками, но лютеранский опыт интерпретации Слова Божия и сомнения в нем настолько сложен и многообразен, что освоение его требует солидной подготовки. Такую подготовку дает Теологическая семинария Евангелическо-лютеранской церкви в Новосаратовке, деревне Всеволожского района Ленинградской области.



Екатерина и немцы



— Нет, это была недальновидная идея, — так нынешний ректор лютеранской семинарии в Новосаратовке Антон Тихомиров характеризует задумку немецкого профессора доктора Герхарда Кроделя основать учебное заведение на лоне природы, в идиллической местности, вдали от городской суеты. — Новосаратовка — деревня с населением 550 человек; добираться до нее сложно, автобус и маршрутки ходят нечасто. Трудно проводить мероприятия, круглые столы, конференции, поддерживать связь с общественностью,
приглашать гостей. При этом сложно переоценить заслугу Герхарда Кроделя. Именно он создал в США фонд поддержки семинарии. По сути учебное заведение существует благодаря ему, а также его супруге Джоне Кродель.







Логотип семинарии, изображенный, кстати, на визитной карточке ректора, — здание с колоннами. Это храм святой Екатерины, в стенах которого разместилось учебное заведение. «В стенах» стоит понимать буквально: к моменту основания семинарии ничего, кроме них, от храма не осталось. А история у храма долгая и интересная. Ещё в XVIII веке его построили немцы, которых, по легенде, первоначально планировали поселить в Саратове (отсюда и название Новосаратовка, сменившее «Саратовку» и
«Малую Саратовку».) Строительство финансировала сама Екатерина II, в честь ее святой покровительницы церковь и получила своё имя. Деревянное здание потом заменили на каменное.







После революции храм был закрыт, но последний пастор Бруно Райхерт продолжал заботиться об общине. Он избежал гибели, в отличие от своего отца Пауля Райхерта, который принял мученическую смерть, отвечая за приход святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Храм разделили на два этажа, добавили пристройки и разместили в здании школу. Позже её сменила автошкола. В 1994 году Евангелическо-лютеранская церковь выкупила здание у государства (надеяться на возвращение, к сожалению, не имело смысла). И уже в 1997 году
семинария начала свою работу. Кроме основного здания с несколькими помещениями теперь есть второе, его строительство было завершено в 2004 году. Этот корпус носит имя Катарины фон Бора — жены и ближайшей сподвижницы Лютера. В нём располагаются жилые, рабочие и учебные помещения для студентов, сотрудников и преподавателей.



Сейчас от немецкой общины не осталось ничего, кроме храма, да и то капеллы, — внутри полностью перестроенного здания. В капелле стоит алтарь, две свечи, парамент — одеяние на алтарь — рождественского цвета. Лютеранский минимализм.



Первые и последние



В 1997 году началось обучение первых студентов, одновременно во многом силами этих самых студентов продолжались работы по восстановлению. Сейчас в главном здании на первом этаже (деление на этажи оставили) находятся две аудитории, капелла, столовая, библиотека, читальный зал. На втором этаже — комнаты для студентов, кухня и комната отдыха.



— А тогда, в девяностые, первые студенты, — вспоминает ректор Антон Тихомиров, который и сам из их числа, — довольствовались практически одной комнатой.



За расставленными столами молодые люди и девушки слушали лекции, в обеденное время столы сдвигали и устраивали один большой, за которым собирались на трапезу. Затем это комната стала кабинетом ректора (по завершении строительства дома Катарины фон Бора офис ректора перенесли туда). Спали в коридорах на матрасах. Кухней заведовала жена одного из студентов. На всём приходилось экономить. Не всегда были вода и свет. Да и по сей день перебои с электричеством — нормальное явление.



Освящение семинарии состоялось через год после её открытия, 26 сентября 1998 года. Отсрочка была вызвана желанием провести церемонию торжественно, пригласив множество гостей, в доведённом до блеска здании. Однако чуть ли не весь блеск был наведён накануне.



— Кажется, за последнюю ночь, — улыбается Антон Владимирович, — было сделано больше, чем за весь предыдущий год. Естественно, никто не спал. Продолжалась покраска, расстановка мебели…



Итак, в первом наборе — восемь студентов очного отделения (существовавшего тогда параллельно с заочным) — были юноши и девушки из Санкт-Петербурга, других городов России, а также Украины и Казахстана. Почти все из них благополучно дошли до диплома. И сейчас половина работает в церковной среде. В данный момент на разных курсах семинарии в общей сложности обучаются 36 человек, в их числе студенты из России, Украины, Казахстана, Эстонии.



Пять благородных качеств



Не удивляйтесь глаголам прошедшего времени в дальнейшем изложении: с сентября 2012 года усилились требования Министерства образования, и семинария была вынуждена перейти исключительно на заочную форму обучения. Теперь учебный процесс идет с применением дистанционных технологий. А раньше… Три года обучения в семинарии были посвящены теоретическим дисциплинам. Среди курсов — гомилетика, литургика, душепопечительство, катехетика, догматика, этика, история Церкви, теология Ветхого и Нового Заветов,
конфессиоведение (в православной Церкви эта дисциплина называется «сравнительное богословие»). Читали курсы преподаватели из России, Германии, США… В каждой аудитории — фортепиано, так как будущие пасторы должны обладать хотя бы начатками музыкальных знаний.







Кроме собственно лекций жизнь студентов сопровождали интересные культурные события. Например, совместные походы в театр, прогулки на теплоходе, в рамках изучения истории Церкви — посещение музея в Исаакиевском соборе и выставки орудий пыток в Петропавловской крепости. Ежегодно устраивались поездки за грибами. Самые большие праздники, конечно, — Пасха (на Рождество студенты часто уезжали домой) и выпускной.



По окончании обучения выпускники защищали диплом и получали специальность «бакалавр теологии». Но чтобы подойти к моменту рукоположения (ординации) и стать пастором, любой выпускник должен пройти годичную практику. Как последняя будет выглядеть, решает община, к которой он принадлежит. Чаще всего в течение года, а иногда и двух лет, молодой человек или девушка выполняет роль помощника пастора.



Я спросила ректора семинарии о том, что необходимо знать и уметь будущему пастору. Антон Тихомиров назвал пять качеств, расположив их по степени важности:



1. Желание служить Церкви.



2. Серьёзный интеллектуальный уровень, научная подготовка.



3. Хорошая проповедь (главной задачей пастыря является публичная проповедь. Функции проповеди в Лютеранской и Православной Церквах несколько различны. У лютеран она приближена к понятию таинства и является не просто наставлением, но возвещением Евангелия, актуализированием событий спасения).



4. Умение общаться с людьми.



5. Организаторские способности.



— Что из этого даёт кандидатам на служение семинария?



— Образование. Однако не только набор знаний, но и умение думать. Каждая лекция — это открытие, сюрприз (тем более такими должны быть лекции по гомилетике), это совместная интеллектуальная работа преподавателя и студентов. Семинария может пробудить интерес к служению в Церкви, научить проповедовать, дать навыки общения с людьми. Но неоправданны ожидания, что семинария способна изменить человека, воспитать его…



Студенты не только молились за богослужениями, но и участвовали в их подготовке и проведении. Они не могли, не будучи рукоположенными пасторами, проводить Причастие, но могли, например, читать проповедь. Однако на воскресную службу и студенты, и преподаватели отправлялись в храмы Санкт-Петербурга. А в будни в капелле проходили утренние молитвы, обязательные для посещения, и вечерние — по желанию. В порядок проведения молитвы студенты вносили свои изменения.



Устами студента



Елена Тришина застала ещё обучение на очном отделении — и продолжает его на заочном. Она родом из Москвы, желание изучать богословие возникло у нее в 11 лет. Чтобы осуществить его, Елена поступила на богословский факультет ПСТГУ, но потом поняла, что хочет изучать теологию в рамках своей конфессии. Семинария в Новосаратовке привлекла ее тем, что преподавание в ней ведётся на русском языке, можно жить среди таких же студентов, есть возможность взглянуть на лютеранское богословие с разных точек зрения:
преподают в семинарии лекторы из разных стран, а иногда и конфессий. Например, читать лекции в семинарию приходили протоиерей Владимир Фёдоров (клирик Князь-Владимирского собора, заведующий кафедрой богословия и религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии), Борис Тихомиров (преподаватель СПбДА), иерей Антоний Борисов (профессорский ассистент в МДС).



— Жизнь здесь на очном обучении, — рассказывает Елена, — была просто потрясающей. В христианском плане очень активной, именно такой, какой мне хотелось в ПСТГУ. Но самое приятное в учебе — это сама учеба. Я наслаждаюсь каждой лекцией, каждым словом преподавателя, даже каждым замечанием, потому что изучение теологии — это исполнение моей мечты. После занятий приятно поговорить со студентами, съездить с ними куда-нибудь.



На вопрос о цели обучения, Елена говорит, что сама учёба и есть цель, но после получения диплома она надеется посвятить всю свою жизнь служению и стать проповедницей.



— В семинарии я дорожу, — заканчивает свой рассказ Елена, — в первую очередь людьми. Каждым человеком, который присутствует там. Я имею в виду не только ректора, преподавателей, переводчиков и студентов, но и всех сотрудников. Мне просто дороги люди, переступившие этот порог. И мне очень нравится, что эту позицию разделяют все, кто работает в семинарии.



Главное же, что и у студентов, и у ректора, и у преподавателей есть надежда на возрождение очного отделения, чтобы у учащихся была возможность жить в семинарии и посещать лекции каждый день, жить одной общей жизнью.



Татьяна Цветкова



Фото: Теологическая семинария ЕЛЦ, Wikipedia


============================================================


Александр Галич: "Я вышел на поиски Бога"
Дочь знаменитого поэта и диссидента - о духовном пути отца

11.12.2019 18:05 | "Крестовский мост"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85894
------------------------------------------------------------

============================================================


В Ирландии при строительных работах обнаружены остатки старого католического храма

11.12.2019 16:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85893
------------------------------------------------------------




Церковь св. Андреяв Дублине.Фото: liveinternet.ru



Дублин, 11 декабря. В Ирландии при строительных работах обнаружены остатки старинного католического храма времен гонений на католиков, и археологические раскопки находки продлятся, как минимум, до конца декабря, сообщает «Седмица» со ссылкой на catholicnewsagency.



В Дублине при сносе здания под строительный проект был найден фундамент 300-летней церкви. Археологи приостановили строительство 10-этажного офисного здания на этом месте и производят раскопки, которые займут не менее месяца. «Мы ведем раскопки предельно внимательно и скрупулезно, поскольку церковь является ценным памятником истории, культуры и архитектуры», заявил в интервью изданию The Irish Times главный археолог Франк Майлз ( Franc Myles).



По архивным документам установлено, что приходская церковь святого Андрея была построена здесь, в самом центре Дублина, в 1709 году, когда британское уголовное законодательство запретило католические богослужения и проповеди. «По всей видимости, здесь в 1709 году возвели здание, использовавшееся в качестве часовни для Андреевского прихода, – поясняется в первичном археологическом отчете. – Изображение часовни имеется на карте Джона Рока [из Дублина] 1756 года».



Несмотря на запрет католицизма, приход за первые сто лет значительно вырос. По данным археологического отчета, в связи с разрастанием прихода «было принято решение о реконструкции часовни» в 1811 году. Отец Даниэль Мюррей (Daniel Murray), впоследствии (с 1823 по 1852 год) служивший архиепископом Дублинским, заложил первый камень нового храма в 1814 году. К 1831 году храм был практически выстроен, однако новое священноначалие решило перенести церковь в другое место. Археологи, по словам Майлза,
надеялись обнаружить на месте деревянные конструкции, датируемые 1670-ми годами, однако с разочарованием приходят к убеждению, что они, видимо, были полностью уничтожены в ходе строительных работ в 1960-е годы.


============================================================


Открытые лекции Института св.Фомы. Москва
Декабрь

11.12.2019 16:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85892
------------------------------------------------------------
Открытые лекции Института св.Фомы в декабре. Регулярно выкладываются на официальном сайте института и на Facebook.



11.12. Пастор Брэдн Бэркле. Реформация окончена? Совместный семинар с лютеранами



12.12. Штефан Липке SJ. Реформация окончена? Совместный семинар с лютеранами



19.12. Надежда Нечаева. Боговоплощение в послании к Филиппийцам



26.12. Штефан Липке SJ. Восприятие Рождества Христова в Римской и Византийской традициях


============================================================


Папа Франциск посетил выставку рождественских яслей

11.12.2019 16:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85891
------------------------------------------------------------




Рим, 11 декабря. Вечером 9 декабря Папа Франциск посетил выставку «100 рождественских яслей в Ватикане», размещённую недалеко от улицы Кончилиационе, в Зале Пия X, сообщает Vatican News.



Незапланированный визит Епископа Рима удивил и обрадовал авторов маленьких произведений искусства: мастера с удовольствием сопроводили понтифика и показали ему свои работы. На экспозиции представлены более 130 яслей из около 30 стран мира; отдельные рождественские сцены выполнены из стекла, бумаги, кораллов, с помощью детских рисунков; во многих из них персонажи двигаются, а вся сцена сопровождается световыми и звуковыми эффектами.



Во время встречи в Зале Пия X прозвучали рождественские колядки: их исполнил камерный хор Будапештской хоровой школы «Кодай», который приехал в Ватикан вместе с венгерской делегацией. В конце визита Папа Франциск благословил выставку, мастеров и посетителей и вознёс молитву.



Понтифика сопровождал президент Папского совета по содействию новой евангелизации монсеньор Рино Физикелла. Комментируя это событие, прелат подчеркнул, что визит Папы подтвердил написанное им в апостольском послании Admirabile signum - о смысле и ценности рождественских яслей: «Тот факт, что Святейший Отец пожелал посетить выставку и что она его поразила, ещё раз подчёркивает, насколько ясли являются подлинным делом евангелизации», - сказал президент ватиканского департамента, отметив, что Папа
задержался перед каждой композицией и отозвался о каждом экспонате: «Этим он показал, насколько важно внимание к простым вещам, которые обладают большим духовным значением».


============================================================


В центре Москвы открыт музей Златоустова монастыря
Святыни древней обители обнаружили под ковшом экскаватора

11.12.2019 15:25 | "Крестовский мост"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85890
------------------------------------------------------------

============================================================


Благотворительная ярмарка движения "Вера и Свет". Москва
14 декабря

11.12.2019 15:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85889
------------------------------------------------------------
Благотворительная ярмарка движения «Вера и Свет» состоится 14 декабря, в субботу, с 15 до 19 часов.



На этот раз организаторы приглашают всех отправиться в плавание в Ноевом ковчеге.



Адрес: Пироговская школа – 1-й Бабьегородский переулок, д. 5. Метро «Полянка», «Октябрьская» (радиальная).



Подробности – на сайте движения «Вера и Свет» https://www.vera-i-svet.ru/single-post/Yarmarka-2019-12-14



Одна из последних публикаций «Благовест-инфо» о движении «Вера и свет» – здесь.






============================================================


В Москве и в Бежецке почтили память выдающегося хорового дирижёра Виктора Попова

11.12.2019 15:04 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85888
------------------------------------------------------------




Фото: страница РПУ в Фейсбуке



Москва, 11 декабря, Благовест-инфо. Московский студенческий хор при Российском православном университете (РПУ) принял участие в поминовении хорового дирижера и педагога Виктора Сергеевича Попова на Ваганьковском кладбище. 10 декабря отмечается 85-летняя годовщина со дня его рождения.



После Божественной литургии в храме Воскресения Словущего была совершена лития на его могиле, сообщает сайт РПУ.



За богослужением пел Московский студенческий хор под руководством Михаила Котельникова, действующий при поддержке Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы. Михаил Котельников – молодой дирижер и композитор. Недавно он выступал в зале «Зарядье» на концерте, где прозвучала оратория итальянского композитора «Андрей Рублев».



Почтить память создателя Академии хорового искусства, которая теперь носит его имя, пришли ученики и воспитанники Виктора Сергеевича.



«Поминаемому сегодня хормейстеру Виктору Сергеевичу Попову принадлежит особое место в истории. Педагог, дирижёр, организатор хоровых коллективов, он всю свою жизнь посвятил сохранению традиций русского хорового искусства, приумножению духовных основ, музыкальному воспитанию подрастающего поколения», - сказал игумен Петр Еремеев, ректор РПУ и настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.



Виктора Попова почитают и в его родном Бежецке. В тверском городке поставили памятник земляку, здесь проводят музыкальные фестивали его имени. Сюда приезжает из Москвы его знаменитый хор и поет не только на концертах, но и в храмах за Божественной литургий.


============================================================


Полиция пресекла нападение на католическую базилику Национальной святыни Непорочного Зачатия в Вашингтоне

11.12.2019 14:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85887
------------------------------------------------------------
Вашингтон, 11 декабря. Полиция пресекла нападение на католическую базилику Национальной святыни Непорочного Зачатия (National Shrine of the Immaculate Conception) в Вашингтоне, в результате которого два человека получили ранения, передает «Седмица» со ссылкой на издание британских католиков Сatholic Нerald.



Два охранника храма, как сообщается, «находятся в сознании и дышат» после того, как один из них был ранен, а другой был сбит автомобилем вскоре после 9 часов утра во вторник, 10 декабря 2019 года.



По данным столичного управления полиции, в 9:14 утра был получен звонок после того, как на парковке к востоку от базилики была сбита машиной сотрудница охраны. Внедорожник подозреваемого также ударил несколько других автомобилей, которые были припаркованы на участке. Затем подозреваемый преследовал другого мужчину охранника и нанес ему удар в самой базилике.



Затем подозреваемый скрылся с места происшествия на автомобиле, который позднее был найден в северо-западной части округа Колумбия. Столичная полиция заявила, что подозреваемый затем забаррикадировался в своем доме, прежде чем сдался и был взят под стражу в полиции. Он был доставлен в больницу, где его будут лечить от мелких травм, в том числе от порезов. Полиция подтвердила, что мужчине будут предъявлены обвинения.



В сообщении помощника начальника полиции Джеффри Кэрролла говорится, что полиция смогла установить связь с подозреваемым, который затем сдался. Кэрролл сказал, что существует предположение, что у подозреваемого были какие-то личные отношения с одной из сотрудниц охраны базилики.



Кэрролл также предоставил более подробную информацию о нападении, заявив, что женщина-охранник, как полагают, дважды «ударилась» об машину подозреваемого и в течение некоторого времени была «зажата» между его автомобилем и другим автомобилем. Охранник мужского пола «несколько раз» был ранен в базилике после того, как автомобиль сбил сотрудницу охраны. Обе жертвы находятся «в стабильном состоянии в местной больнице», сказал Кэрролл.



Никакой дополнительной информации о подозреваемом не было обнародовано. Неясно, имел ли он прежде какую-либо криминальную историю или же когда-то работал в храме. В то же время известно, что «подозреваемый был известен» обоим охранникам.


============================================================


Предстоятель РПСЦ призвал учитывать церковные праздники при назначении дат экзаменов

11.12.2019 13:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85886
------------------------------------------------------------




Москва, 11 декабря. Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий считает, что назначаемые без учета церковного календаря даты экзаменов лишают верующих школьников возможности посещать богослужения, передает ТАСС.



«Даты экзаменов назначаются без учета церковного календаря. К примеру, итоговое сочинение у 11-х классов в этом году было назначено на великий праздник - введение Богородицы. А предстоящий экзамен по русскому языку назначен на праздник Вознесения Господня, что делает невозможным посещения в этот великий день богослужений и праздников», - сказал он во вторник на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями на тему «Актуальные вопросы
подготовки научно-преподавательских кадров в сфере национальных и религиозных отношений в образовательных и научных организациях» в Совете Федерации.


============================================================


Якутский шаман Габышев снова задержан, заявляют правозащитники

11.12.2019 12:30
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85885
------------------------------------------------------------




Москва, 11 декабря. Якутского шамана Александра Габышева, ранее возобновившего свой поход в Москву, задержали, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу «Правозащиты Открытки».



«Шамана Александра Габышева, недавно объявившего о возобновлении похода, задержали на пути в Москву. Об этом сообщает наш координатор Алексей Прянишников», - сообщили в проекте.



Кроме того, в Якутске был задержан член «отряда» Габышева Евгений Ростокин. Отмечается, что ранее сотрудники ФСБ приходили домой к сестре Габышева Екатерине и пытались передать ей повестку на его имя о явке в управление службы.



«Екатерина сказала сотрудникам искать шамана на трассе и передать повестку ему самому», - заключили правозащитники.



Называющий себя шаманом Александр Габышев в марте начал пешее путешествие длиной в 8 тыс. км из Якутии в Москву, чтобы «изгнать Путина» и «восстановить народовластие». В общей сложности поход должен был продлиться два года. С начала путешествия он прошел около 3 тыс. км и привлек немало последователей.



В ночь на 19 сентября сотрудники правоохранительных органов в масках и с оружием задержали Габышева на федеральной трассе «Байкал» в Бурятии. Позднее стало известно, что в отношении Габышева возбуждено уголовное дело о публичных призывах к экстремистской деятельности (ч.1 ст.280 УК РФ). Государственная экспертиза признала Габышева невменяемым.


============================================================


В Белграде открыт памятник русскому архитектору Краснову
Среди его работ - собор Александра Невского и храм святой Нины в Ялте

11.12.2019 12:10 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85884
------------------------------------------------------------




Фото: diletant.media



Белград, 11 декабря. Памятник Николаю Краснову (1864, Россия – 1939, Королевство Югославии (Сербия), одному из самых значительных русских архитекторов, который оставил свой творческий след в Сербии, открыт в Белграде рядом со зданием архива Сербии, которое спроектировал Краснов, сообщает сербская газета «Политика».



Открытие памятника приурочено к 80-летию со дня смерти зодчего. В церемонии приняли участие министр культуры и информации Сербии Владан Вукосавлевич, заместитель мэра Горан Весич, посол России в Сербии Александр Бокан-Харченко и правнук Краснова Сэм Смол.



Посол России поблагодарил правительство Сербии и города Белграда, Министерство культуры и информации. «Наследие Краснова в России и Сербии является значительным звеном, которое еще больше связывает наши народы и государства в дружбе, братстве и совместном сотрудничестве»,- сказал Бокан-Харченко. Он добавил, что Краснов, как и многие россияне, приехавшие в Сербию, посвятили ей свое мастерство и творчество.



С 14 декабря 2019 года в Музее русского зарубежья будет работать выставка «Архитектор Н.П. Краснов. Возвращение», сообщает сайт Дома русского зарубежья.







Николай Краснов. Фото: ru.wikipedia.org



Экспозиция познакомит с жанровым многообразием творчества Н.П. Краснова: впервые будут представлены фотоматериалы о первых работах архитектора в Москве — короткий, но насыщенный период становления зодчего, немаловажный для понимания его будущего творчества в Крыму и Сербии, и его более поздние мальтийские акварели, отмечается на сайте.







Часовня Ливадийского дворца. Фото: ru.wikipedia.org



В 2019 году исполняется 155 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти Николая Краснова. Архитектор Высочайшего двора, автор проекта и строитель резиденции российских императоров в Крыму, и в годы вынужденной эмиграции оставался верен своему таланту и работоспособности. В первые годы изгнания (1919–1921) на Мальте в полную меру был раскрыт его талант художника; впоследствии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев/Югославии, авторитет Краснова и поддержка короля Александра I Карагеоргиевича
позволила ему стать придворным архитектором и работать над проектами и декоративным оформлением почти всех основных королевских, правительственных и парламентских зданий в Белграде и Сербии в целом.



Среди церковных работ Николая Петровича Краснова – собор Александра Невского и храм святой Нины в Ялте; реставрация разрушенного храма Петра Цетинского в черногорском Которе.


============================================================


"Невидимая Ася" как мост между двумя мирами

11.12.2019 11:09 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85883
------------------------------------------------------------




С. Панич и ведущий встречи В. Фролов



Москва, 11 декабря, Благовест-инфо. «Невидимая Ася» – так назвала свою лекцию об Анастасии Борисовне Дуровой (1908-1999) переводчик, историк и литературовед Светлана Панич. 6 декабря она рассказала всем собравшимся в Музейной экспозиции Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) о католической монахине русского происхождения, которую знавшие ее называли «ангел самиздата». Встреча была приурочена к 20-летию со дня смерти А.Б. Дуровой.



Почему «невидимая»? В 50-70-е гг. Ася Дурова была одной из тех немногих, кто стал тайным «связным» между верующими и интеллигенцией в СССР и остальным миром, кто помогал хранить и передавать на Запад запрещенные к изданию в СССР рукописи (А.Солженицына, протоиерея Александра Меня и других). Будучи сотрудницей посольства Франции, она «без всякого героизма в коробках конфет, в посылках передавала на Запад неподцензурную русскую словесность, дружила с о. Александром Менем и его
прихожанами, которые и сейчас лучатся при упоминании ее имени, помогала огромному множеству людей», была знакома с Б. Пастернаком, М. Юдиной, Н. Мандельштам, Д. Паниным, о. Дмитрием Дудко и другими. Самым точной характеристикой ее роли С. Панич считает слова Ива Амана: «Она, как мост, как паромщик, связывала два берега, два мира». При этом, как точно заметил Солженицын, «она всегда мечтала жить в России».



Рассказывая о биографии А. Дуровой, лектор отметила, что она происходила из типичной для России начала XX века образованной, довольно демократичной дворянской семьи. Род Дуровых широко известен благодаря «кавалерист-девице», героине Отечественной войны 1812 года Надежде Дуровой, а в ХХ веке – представителям династии знаменитых дрессировщиков Дуровых. Ася родилась в 1908 г. в Луге под Петербурге. Поскольку отец был офицером, семья кочевала вслед за ним: Киев, деревня под Киевом,
Брест-Литовск, Нижний Новгород, деревня на Кавказе (накануне революции 1917 г.), Новороссийск, потом – эмиграция во Францию. С. Панич предполагает: «Возможно, ранняя встреча с атмосферой культурного пограничья, где пересекались польские, русские, литовские традиции, соседствовали православная, католическая, протестантская церкви и иудаизм, была первой прививкой органической открытости, воспитала ту способность соединять в себе родное и вселенское, которая во многом оп
ределит ее путь».



В своей книге «Россия – очищение огнем» (вышла в 1999 г. в издательстве «Рудомино») А. Дурова рассказывает о первой встрече с Богом, которая произошла в 4 года: «… Я поняла, что это Он, Бог, бесконечно личностный и бесконечно реальный, и что я составляю с Ним единое целое. <… > Это тесное общение с тех пор никогда не прерывалось». Эта встреча была не единственной, что побудило девушку позже, во Франции, выбрать монашеский путь. Но сначала она
стала первой русской православной ученицей коллежа Пресвятой Девы Марии, основанного Мадлен Даниелу. В этом учебном заведении никто не принуждал к католичеству, вспоминала Ася, которая искренне любила православное богослужение. Но именно в коллеже она «не без горечи» приняла решение перейти в католичество, на что болезненно отреагировала семья. Четырнадцатилетняя девушка объясняла единственную причину: «ей хотелось как можно чаще приступать к Причастию&raq
uo;, а это было возможно только в Католической Церкви, где с начала XX века существовала практика частого причащения.







Анастасия Дурова. Фото А.И. Солженицына



Позже в молитве Ася Дурова услышала ответ Бога на свое вопрошание о дальнейшем пути: «Я чувствовала, что Господь хочет, чтобы я отдала Ему свою жизнь ради России… Если Россия когда-нибудь откроет свои границы, я смогу вернуться туда». «Эта мечта объединяла всю русскую эмиграцию», – отметила лектор, упомянув такой же настрой матери Марии (Скобцовой), Ильи Фондаминского, других членов РСХД.



В 1929 г. Ася поступает, а в 1937 г. приносит вечные обеты в Апостольской общине св. Франциска Ксаверия, которая была ориентирована на активное служение в миру. Ася преподает в школе для детей рабочих, ведет детский сад в рабочем предместье, поступает на курсы сестер милосердия и во время учебы работает в больнице, где лежат алкоголики, бездомные старики, клошары. Рассказывая об этом служении своей героини, С. Панич все время проводила параллель с судьбой матери Марии, которая тоже деятельно помогала всем
несчастным.



После войны Ася Дурова трудится не покладая рук в диспансере, помогает Парижской миссии, которая готовила священников-рабочих, получает диплом социального работника и не оставляет мысли вернуться в Россию. По совету отца Жана Даниелу, будущего кардинала и известного богослова, она вступила в Общину св. Иоанна Крестителя, одной из задач которой была подготовка миссионеров. Ася изучает русский язык и культуру в Институте восточных языков и знакомится с русским клубом «Очаг двух медведей», который
создали два католических священника византийского обряда.



И вот в 1959 г. ей удается впервые приехать в Россию в составе туристической группы. С. Панич привела фрагменты дневников Аси Дуровой о том, что она увидела на родине, оставленной 40 лет назад, и подчеркнула, что Ася никогда не идеализировала Россию и была лишена «эмигрантской сентиментальности», но ее «сострадательный, участливый взгляд» позволил увидеть Россию, «которая куда больше нуждалась в помощи, чем она себе представляла». Разумеется, Ася всегда думала о том, чем
она может помочь. Эта поездка запомнилась ей и поиском могилы любимой бабушки Жени (чудом не арестованной в Ленинграде за дворянское происхождение, но не пережившей блокаду), и тайными мессами, которые служились в столичной гостинице «Интурист», и «побегом» в Переделкино, где она смогла передать Е. Пастернаку деньги за публикацию во Франции «Доктора Живаго».



Через несколько лет, в 1964 году, Ася Дурова приехала в Москву уже в качестве сотрудника французского посольства. Это произошло накануне Страстной недели, и первые записи в ее дневнике посвящены богослужениям, которые она посещала в московских переполненных церквях, в Троице-Сергиевой лавре. Цитируя ее воспоминания, С. Панич отметила, что они могут служить ценным источником по истории церковной жизни России 60-70-х гг., о которой не так много известно: «В ее дневниках описываются верующие люди,
которые живут так, как будто советской власти нет».



В 1966 году через Евгения Барабанова Ася познакомилась с о. Александром Менем. Как пишет Ив Аман, после первой же встречи, когда священник подробно рассказал ей о разрушении Церкви в СССР, о религиозной безграмотности, духовном голоде, отсутствии книг, Ася отдала ему все свои книги, а потом получала религиозную литературу для прихожан о. Александра из Франции с диппочтой.



Прочитав сочинения самого о. Александра, ходившие в самиздате, Ася решила способствовать их изданию за рубежом: связавшись с Ириной Посновой, русской эмигранткой и католичкой, основателем издательства «Жизнь с Богом» в Брюсселе, она инициировала издание книги «Сын Человеческий», известной теперь во многих странах мира, переведенной на десятки языков. А тогда, в 1968 году, небольшая книжка вышла под псевдонимом А. Боголюбов. Это было началом многолетнего сотрудничества между о.
Александром и издательством «Жизнь с Богом», в котором вышли все основные его работы, чему немало способствовала Ася Дурова. Благодаря ей удалось наладить и сотрудничество духовных детей о. Александра (Е. Барабанова, М. Аксенова-Меерсона и других) с «Вестником РХД» и его главным редактором Никитой Струве.



Ася Дурова работала в посольстве Франции 15 лет, но и потом приезжала в Россию, встречалась с людьми, со многими дружила, «сдруживала русских и французов», в 90-е гг. помогала восстанавливать Бобренев монастырь в Коломне. Лектор рассказала, что как в своих записках Ася была очень внимательна к подробностям и деталям, так и в жизни она проявляла большую заинтересованность в предметах русского быта – собирала прялки, жостовские подносы, дулевскую керамику и т.д., но не ради
коллекционирования как такового, а «для того, чтобы спасать». Ей вообще было свойственно «литургическое отношение к жизни», ощущение, что в жизни «нет ничего второстепенного, непричастного Богу», полагает С. Панич.



В заключение она процитировала одно из последних писем Аси Дуровой в Россию, в котором есть такие слова: «Я слежу за всем, что происходит у вас, и болею душой». 8 июня 1991 г. ее не стало.



С. Панич надеется, что архивы А. Дуровой, которые сейчас хранятся во Франции, удастся опубликовать. Помимо исторической ценности, ее тексты являются свидетельством того, «каким образом в атеистическом обществе или в индифферентной к вере среде можно прямо говорить о собственной вере», подытожила лектор.



Юлия Зайцева


============================================================


В православном центре в Париже проходит пятый салон "Русская литература"

11.12.2019 10:17 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85882
------------------------------------------------------------




Фото: Вера Медведева, rg.ru



Париж, 11 декабря, Благовест-инфо. В Российском духовно-культурном православном центре на набережной Бранли в декабре проходит пятый салон русской книги «Русская литература». На нем представлены изданные во Франции книги русских и французских писателей. В программе – диспуты, чтения, встречи с авторами, кинопоказы, сообщает «Российская газета».



В 2020 году более чем в 60 городах Франции пройдут «Русские сезоны». Запланировано 300 разнообразных мероприятий, в том числе связанных с литературой, издательским делом, сказал на открытии посол РФ во Франции Алексей Мешков. По его словам, участники салона французские слависты стали настоящими послами русской культуры во Франции.



Корреспондент газеты побеседовал с популярным французским писателем Давидом Фёнкиносом, последняя книга которого «К красоте» переведена и опубликована в России. Он признался в давней любви к русской литературе, а имена Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского, Булгакова звучат для него «как магическая музыка».



Об особенностях нынешнего салона на Бранли сказал руководитель Роспечати Михаил Сеславинский. Он заметил, что сейчас привлекают внимание исторические книги, очевидно в связи с юбилеем падения Берлинской стены. Продолжают издаваться произведения о Второй мировой войне, 75-летие Победы в которой отмечается в наступающем году. «Много книг — и это видно по тем, что представлены на салоне, о трагической судьбе последней царской династии России Романовых», - отметил глава Роспечати. Он напомнил,
что в России в среднем за год издается около 120 тысяч наименований книг общим тиражом порядка 450 миллионов экземпляров.



Российский духовно-культурный православный центр на набережной Бранли и новый Троицкий собор отмечают трехлетие со дня открытия. За это время здесь прошли десятки художественных, исторических, богословских и литературных выставок и конференций, о чем писал наш портал.


============================================================


Работы Шагала выставят на благотворительном аукционе по случаю Хануки

11.12.2019 09:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85881
------------------------------------------------------------




© РИА Новости / Владимир Вдовин



осква, 11 декабря. Работы знаменитых художников Анри Матисса и Марка Шагала выставят на продажу на приеме по случаю иудейского праздника Ханука, вырученные средства пойдут на благотворительность, сообщили РИА Новости в израильской адвокатской коллегии «Эли Гервиц», которая выступила организатором мероприятия.



Гостями мероприятия станут известные политики, религиозные и общественные деятели, в том числе президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, телеведущие Леонди Якубович и Елена Ханга, временный поверенный в делах Израиля в России Яков Ливне и другие.



«Во время мероприятия состоится благотворительный аукцион, на котором будут выставлены три работы: «Агарь в пустыне» и «Иеремия» Марка Шагала, «Розетка» Анри Матисса. Вырученные средства пойдут на поддержку и развитие благотворительных проектов Российского еврейского конгресса», - отметили в адвокатской коллегии «Эли Гервиц».



Кроме того, как уточнили организаторы, на вечере выставят девять работ Анри Матисса. Также широкой публике представят хранящиеся в частных коллекциях работы Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Эгона Шиле, Хуана Миро и Такеши Мураками.



Иудейский праздник света и огней Ханука длится восемь дней. В сотнях городов мира по случаю Хануки на площадях зажигают семисвечники - меноры, а когда зажигают свечи дома, то светильник традиционно устанавливают у входа или на подоконнике, чтобы свет был виден прохожим. В 2019 григорианском году иудеи начнут праздновать Хануку 22 декабря с заходом солнца.


============================================================

В избранное