Здравствуйте, rest.
Незрячая студентка Лейла Капушева учится в Ставропольском государственном университете
на филологическом факультете. Девушка награждена юбилейной медалью 70 лет Ставропольскому
дворцу детского творчества. Ежегодно она принимала участие в краевых фестивалях
художественного творчества. Именно коллектив Дворца был инициатором выдвижения
Лейлы на стипендию Президента Российской Федерации, которую дают не только за
отличную успеваемость, но и за научную и творческую деятельность. Какая она,
эта целеустремлённая девушка, что помогло ей поступить в престижный вуз, о чём
мечтает? Об этом наша беседа.
Лейла, наверное, незрячему человеку без обучения письму Брайля невозможно начинать
путь к знаниям? Когда ты впервые познакомилась с этой системой?
Когда мне исполнилось 7 лет, и пора было идти в школу, мои родители начали серьёзно
задумываться о необходимости обучения меня рельефно-точечному письму.
Возникали ли у них сомнения в надобности этого шага? Признаюсь, в моей семье
они были, так как ещё жила надежда на восстановление зрения. Теперь, конечно,
я не представляю свою жизнь без Брайля.
Да, сомневались и мы, но после того, как нам встретился знаменитый брайлист и
великолепный преподаватель Иван Данилович Труфан, все сомнения исчезли. Во-первых,
он рассказал мне и родителям о значении рельефно-точечной системы в жизни слепых
людей, а во-вторых, он сам является ярким примером того, чего может достичь незрячий
человек во многом благодаря Брайлю.
Ты помнишь первую самостоятельно прочитанную книгу?
Конечно, помню, это был букварь. Рядом изображены выпуклая плоскопечатная буква
и идентичная брайлевская. Ой, как я не
любила писать их по целой строчке! Потом я читала сказки. Они были в девяти книгах.
Как радовалась, когда одолела их! Я тогда очень гордилась собой!
Знаю, что в школе ты училась по индивидуальной программе. Как складывались отношения
с учителями, которые не были подготовлены к работе со слепым ребёнком?
В целом, пожаловаться ни на кого не могу. Был случай, когда с одной из преподавательниц
мы не смогли найти общий язык. Она просто не понимала, как себя вести со мной.
Это была учительница по географии. По большому же счёту, всё было хорошо.
Могу поделиться подобными неприятными эпизодами и из своей школьной жизни: учительница
по биологии отказалась работать со мной, так как она не знала, как можно слепому
объяснить строение клетки. Наверное, она ничего не слышала о медицинских колледжах,
где успешно учатся, а затем работают массажистами незрячие. Расскажи, пожалуйста,
а как ты готовила домашние задания по русскому языку, учила заданные параграфы
по истории, географии?
В начальной школе упражнения по русскому языку я писала по Брайлю, Иван Данилович
проверял написанное, а с учительницей мы всё проговаривали устно. В старших классах
кое-что печатала на пишущей машинке или набирала на компьютере, когда он у нас
появился. В таком виде я, например, сдавала сочинения или другие объёмные задания.
К истории, географии и некоторым другим предметам я готовилась по-разному: либо
читала брайлевские учебники, привезённые из Кисловодской школы, либо прослушивала
заданный материал, начитанный мамой на аудиокассеты.
А ты не пробовала писать обычным шрифтом, используя прибор, как трафарет?
Пробовала, только у меня получались одни каракули.
Лейла, расскажи, пожалуйста, как ты сдавала выпускные экзамены в школе, в форме
ЕГЭ или традиционным способом?
В тот год, когда я сдавала экзамены, в нашем крае только вводили ЕГЭ, но меня
он не миновал. Целая комиссия, заседавшая
по моему вопросу, решила, что в форме ЕГЭ мне нужно будет сдать только русский
язык, а два другие экзамена устно.
Как всё проходило, поделись впечатлениями.
Мне помогали две ассистентки: одна из них читала задания, а другая записывала
мои ответы. В третьей, творческой, части экзамена нужно было представить небольшое
сочинение. Писала я его по системе Брайля, а потом диктовала одной из моих помощниц.
Было очень обидно, что она, переписывая текст, сделала орфографические ошибки.
Хорошо, что мы проверяли сочинение, и я заметила их. Школу окончила с золотой
медалью!
Лейла, существует множество мнений о том, где ребёнку-инвалиду лучше учиться:
в школе-интернате или на дому, по индивидуальной программе. Выскажи своё мнение.
Мне кажется, обучаясь по индивидуальной программе, знания получаешь неплохие,
урок ведётся один на один, но ребёнок почти полностью оторван от сверстников,
он не знает, как жить потом среди них. Когда-нибудь всё равно придётся выходить
из дома, но строить отношения, находить общий язык будет гораздо труднее. Но
бывают случаи, когда по состоянию здоровья ребёнок не может жить и учиться вне
дома.
А как ты относишься к интеграции детей-инвалидов в массовые школы?
Я думаю, что это неплохо. Когда ребята учатся в специализированных школах-интернатах,
они сплачиваются, помогают друг другу, но потом среди зрячих людей им уже сложнее:
более коммуникабельный человек преодолеет трудности, а кто-то может и растеряться.
Известно, что дети бывают жестоки к тем, кто отличается от них. Думаешь, это
не пугает родителей, которым предлагают отдать ребёнка-инвалида в массовую школу?
Да, это настораживает.
Кстати, как складывались у тебя отношения с одноклассниками?
Я пыталась общаться с ними, но особого внимания они ко мне не проявляли, друзей
у меня среди них так и не появилось.
Что-то подобное было и у меня. Однажды я услышал, как девочка говорила своей
маме по телефону, что делегация от класса ходила к мальчику, который учится из-за
отсутствия зрения на дому. Одним словом, я почувствовал, что ко мне пришли не
друзья, а просто посланники с официальным визитом.
Наверное, все, учившиеся на дому, испытывали подобные чувства.
Скажи, трудно ли тебе учиться в университете? Однокурсники помогают?
Пока справляюсь. Лекции записываю по Брайлю, так как с диктофона приходится
всё равно потом переписывать, получается двойная работа. Однокурсники никогда
не отказываются помочь.
Друзья среди них есть?
Дружу с несколькими девочками.
Понимают ли преподаватели твои особенности?
В нашем университете учатся ещё несколько инвалидов по зрению, так что опыт
работы с незрячими у преподавателей есть, хотя сначала относились ко мне настороженно.
Как ты думаешь, есть разница между общением со зрячими людьми и слепыми? С кем
ты легче находишь общий язык?
Чаще я общаюсь со зрячими, поэтому особых трудностей не испытываю, но разница,
конечно, есть.
А тебя не угнетает тот факт, что собеседник видит тебя, а ты его нет, даже
не знаешь выражение его лица?
Да, это мучает, но я стараюсь догадаться о том, что собеседник обо мне думает,
по его голосу, интонации.
Как ты считаешь, может ли переписка заменить личное общение? Для меня она очень
важна. У меня много друзей по всей России, есть и на Украине.
Полностью заменить живое общение она не может. Когда-то у меня тоже было много
друзей по переписке, сейчас поддерживаю связь только с девушкой из Владивостока.
Лейла, а до университета ты ходишь сама?
Ходить с тростью я пытаюсь, но пока чаще обращаюсь к сопровождающим, до университета
помогают добираться однокурсницы.
Представь, что твои родные куда-то уехали. Смогла бы ты прожить одна?
Не буду лукавить, ещё далеко не всё по дому я могу делать самостоятельно.
Лейла, ты уже упоминала, что компьютер играет в твоей жизни большую роль, расскажи
об этом подробнее.
Компьютер я начала осваивать примерно в 14 лет на базе Ставропольской краевой
библиотеки для слепых им. В. Маяковского. В университете он необходим: учебной
литературы по системе Брайля немного, поэтому обращаюсь к помощи сети Интернет,
к тому же часто надо набрать какой-нибудь текст.
У тебя установлен синтезатор речи?
Да, ведь брайлевский дисплей удовольствие дорогое.
Лейла, расскажи немного о своей семье.
Нас в семье четверо. После окончания института мама успела поработать только
год. Сначала родилась моя старшая сестра Ася, а через три года появилась на свет
я. Когда мне было около трёх лет, я из-за болезни потеряла зрение, и мама всю
дальнейшую жизнь посвятила семье. Опорой для всех нас является папа. Близкие
помогают мне постоянно. С сестрой мы очень близки.
Я знаю, что ты пишешь стихи...
Сейчас из-за загруженности в университете стала писать меньше.
Какие твои любимые темы?
Чаще всего, пишу о людях, об их чувствах. Да и вообще обо всём, что меня окружает.
Недавно я познакомился с одним из твоих сборников, называется он Мой Кавказ.
Мне понравились стихотворения о родной природе. Какие у тебя есть ещё увлечения?
Это вязание, бисероплетение и многое другое, но сейчас опять-таки из-за недостатка
времени всё это отошло на задний план. Больше всего люблю вязать крючком. Всем
этим я раньше занималась в городском дворце детского творчества, участвовала
во многих выставках, были даже персональные.
По-моему, ты увлекалась и музыкой?
Да, я училась игре на гитаре, баяне, фортепьяно. В последнее время отдаю предпочтение
гитаре.
Если я не ошибаюсь, с Иваном Даниловичем, кроме всего прочего, ты изучала международный
язык эсперанто?
Стыдно признаться, но эсперанто уже давно не занимаюсь, многое забыла. Наверное,
международный язык нужен, так как может объединить слепых людей из разных стран.
Ты уже задумываешься о том, чем будешь заниматься после окончания университета?
Хочется стать преподавателем русского языка и литературы. В обычной школе это
невозможно, ведь надо проверять тетради, так что, скорее всего, буду работать
в специализированной. Примером для меня служит доктор филологических наук, профессор
Юрий Леденев, известный лингвист, написавший более 300 научных работ, статей,
монографий по русскому языку. В течение 30 лет он возглавлял кафедру русского
языка в Ставропольском университете. Ему не помешала слепота.
Беседовал с Лейлой Капушевой Дмитрий Гостищев,
Ставрополь
источник журнал наша жизнь.