Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] статья: ЭТО БЫЛО В ЖИЗНИ МОЕЙ

Здравствуйте, rest.

Ветеран ВОС рассказывает о первых днях работы на УПП
О том, что в Бугульме есть ячейка ВОС, я знал ещё до войны. Да и после слышал
о её существовании. Но дойти было недосуг. Сначала ждал отмены карточек на продукты,
потом хоть небольшой стабилизации. Только в 1949 году мы с другом решили наведаться
туда. Рано утром 14 сентября вышли из деревни, пешком добрались до станции. Долго
плутали по путям, пока не оказались рядом с товарным поездом. Мой товарищ сказал,
что между вагонами есть площадка, где можно удобно устроиться и без проблем доехать
до места. Так и сделали. Но когда состав тронулся, к нам подсел железнодорожник.
Познакомились, разговорились. Думали, что в Бугульме новый знакомый поможет нам
выбраться на перрон, но он тихо исчез. Мы не заметили, когда. На остановке не
у кого было спросить, в каком направлении двигаться. Но тут нас остановил милиционер.
Сначала отругал, потом, войдя в наше слепецкое положение, вывел на привокзальную
площадь Ну, а дальше мы пешком добрались до центра города, где располагалась
ячейка.
Нас встретил председатель Александр Фёдорович Анисимов, который познакомил новичков
с историей Общества слепых и сказал, что есть работа в валяльном цехе, да и в
общежитии места найдутся. Вступив в члены ВОС, мы написали заявление о приёме
на работу.
Учебно-производственная мастерская, отделившись в 1946 году от промкомбината,
набирала силу. Имела три цеха и 26 рабочих. Общежитие располагалось рядом в двухэтажном
доме, внизу жили ребята, наверху девушки. В общем-то, жили мирно. Только некоторые
парни любили выпить, и тогда всякое бывало. Питались так: продукты в магазине,
вода в бочке. Соседи с хутора приносили молоко. У кого на тумбочке есть банка,
обязательно нальют. А за деньгами со списком должников приходили после зарплаты.
В обеденный перерыв те, у кого молоко есть, подходили к тем, у кого хлеб. Садились
напротив друг друга, делились съестным. Двухкилограммовая буханка быстро кончалась.
За неделю съедали до пяти килограммов. Узнали, что недалеко есть магазин мясокомбината,
там пирожки из ливера дешевле. На два рубля купишь, наешься. Потом приобрели
чугунок со сковородкой, стали варить картошку. Поначалу чистили сами, а затем
стали просить девушек. Делали это таким способом. Заходили на женскую половину,
слушали, кто из девушек более свободен, подходили, затем брали за талию и несли
на мужскую половину, на кухню. Они тут же догадывались, в чём дело, спрашивали,
где картошка. Девушки и сварят, и посолят. Да и бельё постирают, лишь бы дров
приготовили. До сих пор удивляюсь, как слепая Хазяр забирала на стирку по пять
наборов белья. Приносила и раздавала, не перепутав. Была ещё одна традиция. Ребята,
которые не умели беречь деньги, отдавали их на сохранение девушкам.
Были трудности с дровами. Чтобы раздобыть их, приходилось хитрить. Однажды наш
вожак Асаф предложил пройтись по городу, поискать что-нибудь подходящее для растопки.
Идём, щупаем заборы. Нашли у ворот частного дома скамейку на полбревна. Но как
унести незаметно? Сели, покурили. Вожак шепчет мне на ухо: Сейчас я буду изображать
пьяного. С силой толкнул меня и товарища. А сам схватил скамейку, стал размахивать
ею и ругаться. Мы побежали, он за нами. А когда почувствовали, что погони нет,
скамейку подмышку и дошли до общежития. Распилили, раскололи, и девушки нам
приготовили картошку.
Некоторые ребята жаловались уборщице тёте Нюре, что в общежитии холодно, рабочая
одежда не сохнет. Она сказала: Знаю, ребятки. Не успеваю. Помогите. Мы подумали
и нашли выход. Двое ребят перевелись во вторую смену. Тётя Нюра принесёт нам
лузгу овсяную или гречневую, запечёт, установит форсунку. Мы сидим, подкладываем
топливо, пока она другие дела делает. За это время успевала и картошку сварить,
и четырёхведёрную бочку с водой на плиту поставить. Вечером мы девушкам носили
эту горячую воду, не забывали при этом заигрывать с ними. Они не ругались. А
если
кто распускал руки, то тут же получал оплеуху. Недели по две-три потом не разговаривали.
Но если заведёшь речь о женитьбе, не отворачивались, а говорили: Ты, новичок,
одевайся, крепись, потом обсудим вопрос. Думаю, что с тобой можно жить. Наши
девушки считали нас защитниками. Порой просили выпроводить пьяных гостей. Мы
не отказывались. Обращались и с такими просьбами: Ребята, в магазин макароны
привезли. Очередь пушкой не пробьёшь. Выручайте! Куда денешься? Благодаря им
чистыми и сытыми ходили. Шли в магазин, ведь слепых пропускали без очереди. Однажды
мужчин пропустили, а девушек нет. Приняли нас за их мужей. Мол, на семью и одной
порции хватит, а то другим не достанется. Хорошо, что женщина из очереди подтвердила,
что мы одинокие, из общежития, а не семейные. Говорю продавщице: Дайте уж и им.
Их только двое, к тому же одни до дома не дойдут. Ведь совсем не видят. Я получил
три пакета. Потом и их позвали. Мне кажется, в то время мужчин уважали больше.
Часто можно было слышать: Пускай берут. Они обувают дешевле и качественнее, чем
частники. Посмотри, руки у них какие: чёрные, блестящие, как чугун. Время шло,
ребята женились. Снимали квартиры в частных домах. У многих порой всего-то добра
было, что чашка и ложка. Но жили, учились, детей рожали. В люди выбивались.
Постепенно УПП окрепло. Получило 5 гектаров земли, построило производство на
400 рабочих мест, четыре жилых дома на 248 квартир, склады, гаражи, два магазина,
столовую, библиотеку, и потом контору. Всё это в одном районе. Автобусная остановка
посередине участка. До 1956 года слепым жилось нелегко. Зарплаты небольшие,
а пенсии не платили. Чтобы поддержать друг друга, искали разные выходы. Один
из них чёрная касса. Вносили в общую копилку определённую сумму денег. Каждый
потом по очереди получал их и покупал обновку. Сейчас жизнь другая, хотя и со
своими проблемами. Но начиналось моё приобщение к ВОС именно так, как я написал.
Г. Батыршин,
Татарстан

источник журнал наша жизнь.

Ответить   Sat, 20 Feb 2010 00:39:20 +0300 (#1008481)