Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Чем питаются протесты

Привет всем!

Скажу заранее, что я не со всем полностью согласен с этой статьёй, но
в ней по-моему есть над чем подумать.

Чем питаются протесты

Самое поразительное в истории человечества то, что любовь сильнее всего:
страха, расчёта, смерти. В дурные моменты истории находится человек, который
любовью
превозмогает опасность. Христианство выбрало любовь в качестве главной
скрепы общества; любовь, по замыслу Спасителя, именно та субстанция, что
объединяет
ближних и дальних. А христианин Данте полагал, что любовь движет Солнце и
светила.

<Сокрытый двигатель>, пользуясь выражением Блока, имеется у всех социальных
движений и во все эпохи - вычленяется энергия события легко. Если брать
крупные
события истории, а не только продвижение компании на бирже, то энергия
движения безусловно будет положительной. Например, революциями движет
справедливость,
иногда ложно понятая, её часто именуют <социальной справедливостью>.
Солдатами движет долг, а союзами и народами - верность. Потому и возникает
слово <предательство>,
когда солдат, или муж, или Гай Марий Кориолан переступают через присягу.

Многое совершалось по зову чести, который часто перекрывал голос разума.
Честь двигала дворянами и офицерами, честь препятствовала девице совершить
опрометчивый
поступок. Честь могла быть превратно истолкована, но то, что честь
определяла последовательность поведения - безусловно. Даже у эсэсевцев,
весьма несимпатичных
людей, на пряжке форменного ремня было выбито: <Честь - в верности>. Мотивом
безнадёжного сопротивления часто выступало чувство достоинства. Вы всё
забрали,
но не в силах отнять у меня право умереть честным человеком.

Для того чтобы понять характер сегодняшних событий, хорошо бы обозначить
энергию, которой питаются протесты. Имя у вещества обязательно имеется, надо
найти.

Очевидно, что двигатель волнений - не любовь, поскольку любовь исключает
презрение к себе подобным, стоящим на нижней ступени социальной лестницы. И
это
- не справедливость. Справедливость, в сущности, последнее слово, которое мы
хотели бы слышать. Пришлось бы не только пересмотреть итоги приватизации,
но и происхождение трёх рублей в кармане стало бы сомнительным. Кто их туда
положил, и за что конкретно - лучше не выяснять.

И верность - не относится к числу уважаемых свойств натуры. Не только
потому, что мы за свободу сексуальных меньшинств и добрачные половые связи,
но прежде
всего потому, что хранить верность - нечему: ни стране, ни народу, ни
культуре, ни общей истории хранить верность никто не собирается.

Долг - такое слово забыто прочно, и, возможно, навсегда. Формулой
взаимоотношений с косным народом является фраза, в целом убедительная: <Я
тебе ничего
не должен>. Мы родились в одной местности - но взаимных обязательств у нас
нет. Существуют, разумеется, долг корпорации и верность работодателю, но это
локальные чувства - большие движения они питать не могут.

Честь - совсем не то слово, которое приходит на ум, когда думаешь о борцах
за капитализм. Честь - понятие дворянское, совсем не купеческое, и в
капитализме
- неудобоприменимое. Честь - в делах помеха. Невозможно сегодня
организовывать избирательную кампанию продажного министра, а завтра
становиться в ряды
оппозиции; нельзя вчера баллотироваться на мэра города Сочи, а сегодня
говорить о коррупции. Честь, как и описанная Булгаковым осетрина, - имеет
одну лишь
степень свежести.

Можно говорить о феномене <достоинства> - мешает то, что массового
достоинства в природе не бывает. Бывает честь у полка и у знамени, даже у
армии есть
честь; бывает общечеловеческая любовь, о ней молятся в храме; бывает
общественная справедливость; есть гражданский долг - по отношению к обществу
себе
подобных. Но вот общечеловеческого достоинства - в природе нет, оно выдается
индивидуальными пакетами. Повзводно достоинство не распределяется. Бывало
так, что отдельный большевик хранил достоинство - в то время как у партии не
было ни совести, ни ума, ни чести. Бывало и так, что боец французского
Сопротивления
(Марк Блок, например) хранил достоинство - а Сопротивление было в целом не
очень значительным. Так что достоинство приходится измерять по
индивидуальным
пробиркам. Представляется, что распускать слух о беременности 57-летней жены
премьера, - такое с понятием <достоинство> не сочетается никак; но это
отдельный
случай, описание отдельного оппозиционера. Возможно, другой оппозиционер -
крайне достойный человек!

Общее вещество, дающее энергию борьбы, - иное. Для определения этого
вещества существенны два фактора.

Первый фактор - это разумное и в какой-то степени законное презрение к
нижестоящим. Общая масса российского народа образована плохо, больших
успехов в накоплении
денег не имеет, талантами коммуникаций не обладает. Эту массу есть за что
презирать, особенно если масса мешает прогрессу.

Второй фактор - это пылкое уважение к богатым. Крайне любопытную картину
можно было наблюдать в предвыборном штабе олигарха Прохорова: собираясь в
комнате,
где обычно сидят спортсмены-биатлонисты, свободолюбивые журналисты очень
смешно шутили: <Раздайте нам винтовки, мы сейчас смажем лыжи>, и т.п. Они
обсуждали,
какую фотографию богача выбрать на плакат - с широкой улыбкой или с менее
широкой. <Мы, конечно, не повесим эту фотографию в деревне Гадюкино!>

Вообще говоря, почтительное подхихикиванье в общении с богачом является
нормой поведения креативного класса - до той поры, разумеется, пока Лужкова
или
Путина, или Слуцкера, или Бута - не разрешат ругать всем сразу. Но я не
наблюдал ни одного случая (прописью: ни одного), чтобы отчаянный
оппозиционер написал
или публично сказал, что Абрамович - вор. Вот хозяин Челси уже и в суде
Лондона рассказал о том, что он - мошенник, а никто из окармливаемых им
деятелей
искусства никогда, ни единого разу, нигде не скажет, что этот богач - вор.
Напротив, вьются у фалд, в глаза заглядывают.

И презрение к бедным и уважение к богатым - являются понятными и даже во
многом естественными качествами.

Сочетание этих качеств - вот что интересно. Мы легко поворачиваемся спиной к
несостоятельному человеку (для лузеров принято употреблять эпитет <товарищ>
- не <господин> же!), но к господам повернуты лучезарной улыбкой, точно
подсолнух к солнышку. Смотришь на корпоративные посиделки - сколько шуток,
сколько
понимания, сколько взаимной приязни!

Лебезить перед вышестоящим и грубить нижестоящему - такое сочетание имеет
свое название. Такое поведение называется хамством.

Хам - это тот, кто улыбается, глядя вверх, и оскорбляет, глядя вниз.

Тот, кто скажет Абрамовичу: вор, а тёте Маше

89/0s
Мастер-класс Ирины Хакамады
Секреты успеха Хакамады. Тренинг. Регистрация открыта! Запишитесь.
cityclass.ru

Москва
89/9s
Ленты триколор
Лента триколор с металлической клипсой и замком обрыва от 30 руб.
idlanyards.ru

Москва
2/249540292s
футболки Ноггано
480 руб. Оплата при получении. Доставка по России. Гарантия.
tee-shirt.ru

Москва
begun
advert
улыбнётся - этот человек не хам, он просто грубиян, и он совсем не понимает
момента. Теперь грубить не принято, теперь хамить принято.

Именно хамство является сегодня движущей энергией поиска лучшей жизни.

Хамство движет новейшей русской историей. Не забота о народе, не поиск
истины, не справедливость и не честь. И на достоинство это не похоже.

Достойно было бы задуматься о судьбе страны. Власть - отвратительна,
правящая мафия - мерзостна. Система олигархии в целом не даёт и тени шанса
изменить
структуру власти. До тех пор, пока будут ловить улыбки директоров корпораций
и дерзить необразованной тёте-анчоусу, ничего лучше у нас не будет. И это
правильно. Так и надо.

Путин - единственный президент, которого мы заслужили.

Автор - Максим Кантор

Мой skype ikar505

С уважением
Валерий.

Ответить   Wed, 4 Jul 2012 21:12:58 +0400 (#2498734)