Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Дева Мария против ООО РПЦ

Дева Мария против ООО РПЦ
Петербургские ученые внесли свою лепту в защиту Pussy Riot. Они подготовили
и опубликовали рецензию на официальную экспертизу

30.07.2012

Петр Саруханов - <Новая>

Ирина Левинская и Валентина Узунова, эксперты из Института истории РАН и
Музея антропологии и этнографии, растолковывают значение фразеологизма
<срань Господня>, которым участницы Pussy Riot <эмоционально выразили свое
негативное отношение к тому, что Московская патриархия вступила в тесный
альянс с политической властью>.

С подачи петербургских экспертов вторую жизнь получила и ключевая строка
панк-молебна: <Патриарх Гундяй верит в Путина. Лучше бы в Бога, сука,

экспертов в суд.

Левинская и Узунова обращают внимание на то, что в вопросах следствия
совмещены разные события, - те, что произошли во время панк-молебна в храме
Христа Спасителя (ХХС), и те, что представлены в аудиовидеозаписи. Эксперты,
делавшие исследование по запросу суда (Троицкий - Абраменкова - Понкин),
могли затребовать от следствия оригинальную, не смонтированную запись акции,
но, по мнению петербургских ученых, сделали выводы на основании
смонтированного ролика. <В ролик, изображающий известную акцию в храме
Христа Спасителя, вмонтирована запись из Елоховского собора, именно там
участники группы успели развернуть гитары>, - пишут они, подчеркивая, что
проводить исследование произошедшего в ХХС, не затребовав результаты
технической экспертизы, которая бы определила места склейки разных записей,
эксперты не имели права.

Рецензентов удивляет, почему, если в ХХС был исполнен только первый куплет
песни, эксперты исследуют не отдельно взятый кусок, а всю композицию?

Ученые указывают на пристрастность и необъективность процерковных
специалистов, <нахрапом взявшихся не за свое дело, подчиняясь неким
чрезвычайным обстоятельствам>. Исследовательская часть экспертизы, по мнению
Левинской и Узуновой, это не анализ, а <эмоциональная инвектива с
нагромождением оценочных, не требующих подтверждения суждений>. В частности,
голословными они считают утверждения Троицкого - Абраменковой - Понкина,
указывающих на якобы нарушение обвиняемыми общепризнанных норм и правил
поведения. Здесь нет, говорят Левинская и Узунова, ссылок на социологические
исследования о том, что россияне почитают за правила. Вместо этого
перечислены <нормы> со ссылками на апостольские правила и решения
средневековых соборов.

Авторы рецензии подчеркивают, что канонические правила, которым следует РПЦ,
являются внутренними правилами этой церкви и не могут квалифицироваться как
общепризнанные.

Питерские эксперты почерпнули от коллег небесполезные знания. Так, например,
Троицкий - Абраменкова - Понкин, разбирая лексему <срань>, одаривают научное
сообщество неологизмом <анально-экскрементальная семантика>. <Эксперты
утверждают, что <соединение в указанном выражении лексемы <срань> с лексемой
<Господня>, учитывая ее значение (<Бог> - объект религиозного поклонения),
усиливает оскорбительно-издевательский характер текстовой конструкции <срань
Господня> в целом, - приводят строки из официальной экспертизы ученые. -
Фактически словосочетание <срань Господня> обладает <богохульным>,
<кощунственным> смыслом, имея объектом посягательства православных верующих,
их права:>

Узунова и Левинская настаивают, что словосочетание <срань Господня> -
фразеологизм, ставший популярным, - калька с американской идиомы Holy shit.
<Согласно Кембриджскому словарю американских идиом, это выражение (с
пометкой <грубое>) имеет значение <как неприятно>, <какой неприятный
сюрприз>, - утверждают ученые. По их мнению, участницы группы этим
фразеологизмом эмоционально выражают негативное отношение к тому, что
Московская патриархия вступила в альянс с политической властью.

Узунова и Левинская указывают, что авторы официального исследования
постоянно утверждают, что панк-молебен направлен против социальной группы
православных верующих, однако не дают определения понятию <социальная
группа>. В то время как внутри православия существует большое количество
церквей. Священник Украинской православной автокефальной церкви Яков Кротов,
напоминает Левинская, комментируя действия девушек в одном из интервью,
заметил: <Способы и формы этой молитвы нетрадиционны для средней полосы
России, но формально это молитва>.

Авторы экспертизы, утверждают петербургские ученые, произвольно меняют
порядок текста панк-молебна и не анализируют его как целостное произведение.
<Делается это для того, чтобы заявить об искусственности и логической
необоснованности включения в песню упоминания о Путине в начале и конце
панк-молебна, - объясняют они. - В исследовании говорится, что указанный
фрагмент выбивается из контекста песни, посвященной оскорблениям и
издевательствам в отношении не Путина, а социальной группы православных
верующих>.

Левинская напоминает, что Владимир Путин упоминается в панк-молебне трижды.
Однако Троицкий - Абраменкова - Понкин почему-то не полностью цитируют
строку, обращенную к <патриарху Гундяю>: <Патриарх Гундяй верит в Путина.
Лучше бы в Бога, сука, верил>, и <забывают> о связанной с ней строке: <На
протестах с нами Приснодева Мария>. В то время как, по убеждению
петербургских специалистов, в этих двух строках участницы Pussy Riot
формируют основную мысль: Богородица находится на стороне протестующих
против режима Путина, а не на стороне Московской патриархии, чьи служители
заменили веру в Бога на веру в светскую власть.

Рецензия была личной инициативой Левинской и Узуновой. Уже после Левинская
связалась с Марком Фейгиным. Эксперты были возмущены официальным
исследованием, которое, по их мнению, дискредитирует экспертную
деятельность. <Когда мы с Валентиной Георгиевной Узуновой прочитали
исследование Троицкого, Абраменковой и Понкина, в котором панк-молебен
характеризировался как действие, совершенное по мотивам религиозной
ненависти, мы были возмущены тем, что их заключение является еще одним
примером дискредитации экспертной деятельности, поскольку в нем были
нарушены все писаные и неписаные правила, - пояснила она. - Над своей
рецензией мы работали около двух недель>.

Левинская профессионально занимается новозаветной библеистикой. В частности,
она опубликовала 1000-страничный историко-филологический комментарий к
<Деяниям апостолов>. <Я заканчивала кафедру классической филологии, поэтому
материалы соборов (включая Трулльский), в отличие от авторов экспертизы,
читала в оригинале>, - заметила она в разговоре с корреспондентом <Новой>.

Оба эксперта, Узунова и Левинская, вместе с Николаем Гиренко, убитым членами
неонацистской банды за его деятельность, стояли у истоков проведения
экспертиз по <языку ненависти> (ст. 282 УК РФ).

Собеседница <Новой> подчеркивает, что религиозные убеждения - это личное
дело, которое не имеет никакого отношения к науке. <Наука должна быть
честной, не допускаются доводы, продиктованные <провидением свыше>.
Существуют определенные методики исследования, все заключения должны быть
доказаны, аргументированы, поскольку перед экспертами стоит научная задача,
которая должна решаться научными методами, - говорит госпожа Левинская. - В
данном случае мы имеем дело с текстом, который к научному анализу никакого
отношения не имеет>.

Ответить   Mon, 30 Jul 2012 14:48:53 +0600 (#2518384)