Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 18

5 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Кельтское Христианство

3. Мифология. Египетский миф творения

4. Этнография. Майя. Часть 2

5. Тексты. Блаженный Августин. О боязни смерти

6. Классики религиоведения. Альберт Швейцер. Вопрос об историчности Иисуса

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске я предлагаю Вам ознакомиться с несколько необычным разделом История религий. Информация, помещенная в этом разделе, была предоставлена мне Натальей Румянцевой, организатором выставки "Христианская миссия", которая проходит в сентябре в Городской Центральной библиотеке им. В.В. Маяковского г. Санкт-Петербурга. Главная тема выставки - Кельтское христианство.

Раздел Мифология  - еще один миф о потопе,  в этот раз - египетский. Этнография - продолжаем разговор о культуре майя. В разделе Тексты - Изречения Святых отцов. Сегодня мы обратимся к размышлениям Блаженного Августина  - "О боязни смерти". Классики религиоведения - Альберт Швейцер и его работа "Вопрос об историчности Иисуса", в которой автор дает краткий исторический обзор жизнеописаний Иисуса Христа и формулирует свои позиции по этому вопросу. В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.
 
 
Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница


2. История религий

Кельтское христианство

(По книге Эндрю Р.М. Паттерсона Кельтская Сага: Уиворн, Айона и Линдисфарн).

Уиворн, Айона и Линдисфарн - три очень красивых и отдаленных места, которые благополучно избежали убожества индустриального века машин. Экономические и экологические жестокости мало затронули их - они, хочется надеется, так и останутся приятными местами для посещения.

Каждое из этих мест связано друг с другом историей, каждое из них питало Кельтскую Церковь в темные века агонии Римской империи. В те отдаленные от нас дни, до нашествия викингов и норманов, которые создали Шотландию, Ирландию, Уэльс и Англию, на этих островах жили четыре народа: кимры, пикты, гэльцы и англо-саксоны. Они соперничали друг с другом за контроль над территориями.

Даль времени отточила взгляд на события, которые основали и утвердили христианское Евангелие среди этих воинственных народов. Записи различных летописей того периода датируются между II и VII веками от рождества Христова. Эти летописи немногочисленны; те редкие детали, которые известны, относятся к народам, которые населяли эти западные от Европы острова в то время. В VI веке, в Уэльсе, жил монах Гилдас, который составил хронику истории кельтских народов. Сам Гилдас происходил из Дамбартона, из Шотландии. А в VIII веке Достопочтенный Беда из Нортумбрии написал очень детально и тщательно, исследованную им историю англичан, куда вошли фамильное дерево и списки королей различных народов, а также коллекция историй о жизни святых. Но они, все же, схематично прочерчивают рост кельтской церкви.

Ниниан, Патрик, Коломба и Аидан - три имени, которые нам сохранила история Кельтской Церкви с тех времен, когда в Европе бушевало пламя войн и разрушение. Уиворн, Айона и Линдисфарн - сердцевина оплота, утверждавшего среди насилия мужество и героизм, веру и надежду в любовь Христа. Кельтская Церковь долгое время была лишена контактов с Римско-католической церковью, что позволило ей развиваться уникальным, ни на кого не похожим путем.

В 398 году один священник возвращался домой, на британские острова, из Рима. Он обучался в Риме в течение 10 лет, и был рукоположен там в епископы.

Этого священника звали Ниниан. По пути домой, он отдохнул в общине монахов, основанной Мартином Турским во Франции. Такие общины на континенте, как у Мартина, а позже, у Бенедикта, были оплотами христианства. которые помогли Церкви выжить в разрушительных войнах пятого столетия. Мартин и монашеский идеал оказали большое влияние на Ниниана. По возвращении на острова, Мартин поселился на юго-западе Англии, в Уиворне, где построил церковь. Отсюда он начал проповедывать Евангелия местным воинственным племенам.  Между Нинианом и местными исполнителями языческого культа жрецов-друидов не было подозрительности, наоборот, в ходе мирного и взаимного обмена мнениями, Ниниану удавалось обращать друидов в христианство. Поэтическое мировосприятие, присущее кельтской духовности, одухотворяющей стихии и природу вообще, очень органично и естественно преображалось в христианское, просветленное христианской истиной.

Имя Патрика навсегда связано с Ирландией, хотя по рождению он британец. Сын священника, он тоже принял веру в Христианского Бога. Патрик родился до того, как Ниниан вернулся из Европы. Подростком, он был похищен ирландскими пиратами, и провел несколько безрадостных лет рабом на пиратской галере. Эхо легенд доносит до нас историю о мистическом откровении, которое ему было дано в одну из ночей на пиратском судне, и которое подвигло его к побегу. Достигнув Европы, он обучался богословию в Риме, после чего отправился в Ирландию. Его прибытие в Ульстер было подобно небольшому камешку, прокатившемуся по склону горы и вызвавшего лавину булыжников - перемен, остановить которые уже было невозможно. Люди Ирландии слушали Евангелие и многие обратились. Однажды Патрик был приглашен ко двору Высокого Короля Ирландии, для того чтобы объяснить христианскую доктрину о Троице. Перед тем как начать говорить, Патрик, оглянувшись, сорвал трехлипестковое растение - шамрок, трилистник, после чего начал свое объяснение об Одном в Трех, и Троих в Одном. Высокий Король, его свита, дворянство и друиды слушали Патрика с величайшим вниманием, многие уверовали. Патрик не жил на одном месте долго. За свою жизнь он исходил Ирландию вдоль и поперек.

Шотландский князь О' Нейл из клана Донегал, остался в истории как священник Коломба. В 563 году Коломба и его соратники прибыли на остров Айона (остров на западном побережье Шотландии), где они основали монастырь, осуществляя духовное руководство над шотландскими племенами, и укрепляясь в молитве. Со временем монастырь на Айоне стал христианским центром, где воспитывались и готовились к миссии монахи.

Однажды, на Айону прибыли братья - принцы - Освальд и Озви, которые бежали из Нортумбрии, опасаясь мести от дяди, захватившего трон. Проведя несколько лет на Айоне, Освальд вернулся в Нортумбрию и завоевал трон. Вскоре после этого, он направил делегацию на Айону с просьбой прислать миссионеров-монахов, для того чтобы они обратили народ Нортумбрии в христианскую веру. В Нортумбрию был послан Аидан, который стал первым христианским епископом в Британии.  Для поселения он выбрал небольшой остров - Линдисфарн (Святой Отсров), откуда отправлялся сам и отправлял монахов на проповедь. Местное население любило монахов, потому что те вели скромный образ жизни, помогая нуждающимся и проповедуя Слово Божье.

В 664 году состоялась конференция в Уитби, которое установило римско-католический порядок на территории Британских островов. Все же, Кельтская Церковь продолжала существовать. Ее историческая слабость заключается в ослабленном внимании к иерархии, а строиться, более на неформальных связях.

Интерес к Кельтской Церкви - Церкви в ранней истории Британии (IV-VII вв.) никогда не прекращался. Периодически он возрастает вновь, вдохновляя новые поколения англичан на паломничества по тропам святых.


3. Мифология

Египетский миф о потопе

Солнечный бог Ра получил предупреждение от своего отца, Водной Бездны, о том, что человечество стало слишком жестоким и готово вот-вот восстать на богов. Тогда Ра призвал свое Око, богиню Хатхор, и послал ее наказать ослушников.

Хатхор спустилась на землю и принялась убивать тысячи людей, потом тысячи тысяч. Богиня была так ужасна, что по улицам Четенутена текли реки крови. Кровь стекала в Нил, река вышла из берегов, и вода, смешанная с кровью, хлынула на землю, разрушая все на своем пути. Потом поток достиг моря, которое тоже вышло из берегов. Кровожадная Хатхор с наслаждением пила эту страшную жидкость.

Но Ра намеревался наказать человечество, а не уничтожить его совсем. Поэтому он призвал Тота, мудрейшего из богов, и попросил у него совета. Потом он послал богиню Сектет и повелел ей растереть множество фиников, смешать их с ячменем и сделать крепкое пиво. Это пиво следовало подмешать в кровь несчастных людей, чтобы привлечь Хатхор.

Потом Ра приказал своим слугам взять кувшины с пивом и вылить их рядом с Хатхор. Из пива получилось огромное море. Хатхор учуяла запах крови и принялась пить пиво. Она так опьянела, что не могла устоять на ногах. В конце концов она уже перестала замечать оставшихся в живых людей, повалилась и уснула. От этих оставшихся в живых и возродился человеческий род.

Ра устал возиться с людьми, Хатхор и прочими сложностями. Он прилег отдохнуть на спине огромной небесной коровы, поручив Тоту управлять землей. Это был прекрасны выбор, потому что Тот научил людей писать, сочинять стихи и управлять государством.


4. Этнография

Майя

Судя по изображениям на стелах и рельефах, во главе общества майя стоял светский правитель, или царь. Росписи глиняной посуды имеют, как правило, 4 мотива: правитель, сидящий на троне в окружении слуг и сановников; божество со старческим лицом, выглядывающее из раковины (видимо, бог-улитка); два  юных персонажа, внешне похожих друг на друга; божество в виде летучей мыши с символами смерти. Эти сцены часто сопровождаются короткими стандартными по форме иероглифическими надписями. Между более или менее понятными иероглифами стоят знаки в виде голов различных богов, большинство из которых ассоциируется со смертью и подземным миром. Некоторые ученые подобную кера мику считают погребальной. Однако многие росписи на сосудах содержат вполне земные светские мотивы: "правитель на троне", "батальная сцена" и пр. В одной из батальных сцен в ожесточенной схватке столкнулись два отряда; более многочисленный, судя по всему, битву проиграл. Три воина из его состава попали в плен, и их уводят торжествующие победители.

Вполне вероятно, что в 1 тысячелетии н.э. у майя власть правителя была сакрализована: умершие вожди почитались как превратившиеся в сильных и опасных духов; вождь выполнял ритуальные и культовые функции. Военный аспект царской власти у майя подчеркивается обилием военной тематики в изобразительном искусстве ("царь на поле брани", "сцены триумфа" и т.д.), а также вероятным происхождением ее из института военных вождей.  <...>

В уцелевших иероглифических рукописях майя XII-XV вв. тексты религиозно-календарного характера сопровождаются многочисленными цветными рисунками, отражающими все основные моменты земледельческого цикла: вырубку и выжигание участков в лесу, сев и т.д. Причем действующими лицами во всех этих актах являются божества - покровители земледелия. Чаще всего в рукописях изображен бог ветра и дождя К'аш-иш: он показан обычно на фоне потоков дождя, с топором, горящим факелом и палкой-копалкой, т.е. с орудиями подсечно-огневого земледелия.

В древности покровитель земледельцев - бог дождя - носил имя Ч'ак - топор; в даном случае топор - не оружие, а главное орудие земледельца. Согласно списку 13 небесных богов древних майя, в 1 тысячелетии н.э. Ч'ак был владыкой 6-го неба. Иероглиф лицевого варианта цифры 6 представляет собой "портрет" этого божества с горбатым коротким носом и оскаленными верхними резцами. Наиболее характерный признак его - стилизованный знак топора, вписанный в глаз. Таким образом, в условиях господства мильповой системы земледелия топор стал главным орудием земледельцев майя и важнейшим атрибутом их бога-покровителя. На одном из каменных рельефов с городища Тикаль изображен правитель, или жрец, облаченный в пышный костюм с изображением лягушки на груди (земноводные ассоциировались с дождем, водой, плодородием) и левой рукой опирающийся на мотыгу. Правая рука его поднята ладонью вверх, как бы взывая к богам.<...>


5. Тексты

 Блаженный Августин.

О боязни смерти

 
Боится и Христос смерти, однако не трепещет. Смутился, видя приближение кровавой смерти Своей, но по могуществу, а не по слабости, чтобы мы не отчаялись спасения нашего, когда придет в смущение не по могуществу, но по слабости. Таким образом Он хотел утешить всех немощных, восприяв на тело Свое, которое есть Церковь Его, вольное подобие немощи их, чтобы мы рассуждали, какого блага мы должны ожидать и надеяться от причащения Божества Его, когда самое смущение Его делает нас спокойными, и когда немощь Его укрепляет нас.


6. Классики религиоведения

Альберт Швейцер (1875-1965)

Родился в Кайзерберге (Германия). Начальное образование получил в Гюнсбахе, а среднее - в  Мюльгаузене. Поступил в Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Защитил докторскую диссертацию, посвященную религиозной философии И. Канта (1899) и стал проповедовать в одной из церквей Страсбурга. Получил должность приват-доцента в Страсбургском университете (1902). Изучал медицину, совмещая учебу с преподаванием в университете, проповеднической деятельностью и занятиями музыкой (1906 - 1912). Уехал в Габон (французская Экваториальная Африка) (1912) и основал лечебницу в Ламбарене. Вернулся в Европу (1917), затем снова уехал в Африку (1924). Основал еще одну лечебницу в Ламбарене (1927), которую и возглавлял до конца своей жизни. Умер в Ламбарене.

Религиоведческая проблематика затрагивается во многих работах А. Швейцера, но наиболее важными из них являются: "Вопрос об историчности Иисуса: Критическое изучение его развития от Реймара до Вреде" (1906) и "Мистика апостола Павла" (1930).

Вопрос об историчности Иисуса.

1. Проблема

Когда-нибудь в будущем, когда наш отрезок истории, цельный и завершенный, предстанет перед взором последующих поколений, немецкая теология будет выделяться как выдающееся и уникальное явление в интеллектуальной и духовной жизни нашего времени. Нигде более не найти сохранившееся в немецком темпераменте такое совершенство соотношения условий и факторов - философскую мысль, критическую проницательность, историческую интуицию и религиозные чувства, без которых невозможна глубокая теология.

Величайшее достижение немецкой теологии - критическое исследование жизни Иисуса. В этом вопросе она обозначила условия и предопределила ход развития религиозной мысли будущего.

С исторической точки зрения ее работа была негативной; она, так сказать, расчистила место для нового здания религиозной мысли. Описывая, как идеи Иисуса овладели греческим духом, немецкая теология прослеживает развитие того. что должно казаться нам странным и действительно кажется таковым.

Ее попытки создать новую догматику вряд ли нуждаются в историческом описании; они живы в нас. Несомненно, интересно проследить, каким образом современное мышление обнаружило способ проникновения в древние догматические системы и, на основе содержащихся в них вечных идей, образовало новые конструкции; интересно проникнуть в сознание мыслителя, в котором происходит подобный процесс. Но подлинную истину о том, что мы в данном случае подразумеваем под историей, мы постигаем из собственного внутреннего опыта. Как в монаде Лейбница отражена вся Вселенная, так и мы, даже независимо от наличия у нас ясного исторического знания, интуитивно переживаем внутри себя последовательные стадии развития современного учения от рационализма до Ритчля. Это переживание является истинным знанием и становится все истиннее, поскольку мы осознаем целое как какое-то неопределенное, медленное и трудное движение к цели, которая все еще окутана мраком. Мы еще не достигли полного примирения между историей и современной мыслью, а находимся только на полпути к компромиссу между ними. Мы не знаем, какой будет конечная цель, к которой мы движемся, и что даст новую жизнь и новые регулятивные принципы грядущим векам. Мы можем только смутно предчувствовать, что это будет огромным делом некоего всесильного самобытного гения, чья истина и правота будут доказаны тем, что мы, занимаясь ничтожными вещами, изо всех сил будем препятствовать ему - мы, воображающие, то ничего так страстно не желаем, как появления достаточно могущественного гения, который обладает высшей властью указать миру новый путь, видя, что мы не преуспевали в продвижении по пути, с таким трудом нами подготовленном.

По этой причине история критического изучения жизни Иисуса имеет более высокую внутреннюю ценность, чем история исследования древнего учения или попыток создания нового. Она должна описать самую ужасную вещь, на которую когда-либо отважилось религиозное сознание и претворяло ее в жизнь. В изучении истории христианской догмы немецкая телология принимала в расчет прошлое; в своей попытке создать новую догматику она стремилась сохранить место для религиозной жизни в современном мышлении; изучая жизнь Иисуса, она работала на будущее, ибо придерживалась чистой веры в истину, не осознавая, куда может привести исследование.

Более того, в данном случае мы имеем дело с самим жизненным явлением в мировой истории. Пришел Человек, чтобы управлять миром; Он, как свидетельствует история, правил не только на благо, но и на погибель; Он разрушил мир, в котором родился; духовная жизнь нашего времен, кажется, как бы гибнет в Его руках, поскольку Он ведет борьбу против нашего мышления, содержащего в себе сонм мертвых идей с помощью духовных сил, над которыми не властна смерть, и Он сам же вновь уничтожает истину и добро, которые Его дух создал в нас, так что они уже не могут править миром. То, что Он продолжает, несмотря ни на что, править как единственно Великий и единственно Истинный в мире, существование которого Он отрицал, являет собой главный пример антитезы между духовной и природной истинами, которая лежит в основании всей жизни и всех событий, а через Него проявляется в области истории. <...>


7. Словарь религиоведения.

Вульгата (лат. народная, общедоступная) - перевод библии на латинский язык. Блаженный Иероним Евсевий Софроний (342-420), уроженец Далмации, возможно славянин, около 374 г. уехал в Палестину, где в 385-405 в основанном им монастыре в Вифлееме осуществил перевод на латинский язык большинства библейских книг, что составило основу Вульгаты. Ветхий Завет переводился с еврейского текста, а Новый завет - с греческого. В VIII в. текст Вульгаты критически пересматривался Алкуином. В 1546 Тридентский Собор признал Вульгату богодухновенным (Богодухновенность - религиозная концепция, утверждающая, что Библию писали "святый Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1, 21)), аутентичным переводом Библии. В 1589, при папе Сиксте V, а затем в 1592, при Папе Клименте VIII, был издан окончательный вариант Вульгаты, принятый римско-католической Церковью в качестве официального текста Библии. С 1979 его заменил по постановлению II Ватиканского Собора новый перевод - Неовульгата.


8. Литература

Мифология: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 141-142.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988. - В.И. Гуляев. Майя, с. 163-166.
Тексты: Церковь Христова / Сост. И.М. Косов - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. С. 371.
Классики религиоведения: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 372-374.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


9. Обзоры

Христианство:
Ростовская церковь Христа Спасителя
http://church.jeo.ru/

Христианская веб-студия "Хорошие новости"
http://gospel.jeo.ru/

Свет Евангелия. Российская еженедельная католическая газета
http://www.avenewmedia.com/svet/

Братская христианская газета "Слово и Дело"
http://word-act.narod.ru

"Библиотека законника" - православная библиотека
http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/nav.html

Богословский форум "Ареопаг"
http://www.areopag.com

Ислам:
Ислам для всех
http://www.islam-ua.net/

Религия Ислам для мусульман и не только
http://religion-islam.narod.ru/1st_pages.html

Объединенная исламская группа The Real Party of Allah. Официальный сайт
http://www.al-Islamic.newmail.ru/

Бисмиллах. Ислам в России
http://dhikr.homepage.com/

Разное:
Египет
http://www.goegypt.ru/
        (Раздел: Страна и люди: http://www.goegypt.ru/site.htm)


10. Почта Упельсинке

1. Вопросы:

- Вы о суфизме будете писать? А то лично у меня после Руми о них одно представление сложилось, а после Идрис Шаха - совсем другое. Интересно, что правильнее?(или что неправильнее).

Писать буду.  Но чуть позже... :)

2. Ответы:

В прошлом Выпуске рассылки в разделе Почта Упельсинки был опубликован следующий вопрос читательницы:

- Из  какого языка происходит румынский язык и являются ли румыне тоже славянами?

Вот что написал по этому поводу один из подисчиков:

Насколько мне известно, эта нация образовалась когда римские легионы завоевали Дачию (Дакию).  Римляне сумели покорить даков, только уничтожив практически все мужское население. Таким образом, современное население Румынии составляют потомки легионеров и женщин-даков. Дальнейшее развитие этой страны проходило в условиях сильного влияния латинской культуры. Современный румынский язык, особенно письменный, это процентов на 60 римская латынь, т.е. он похож на латынь даже больше, чем итальянский. Название Румыния (Romania) также говорит о связи с Римом.  Православие, роднящее их со славянами, они переняли от византийцев. Интересно, что в отличие от славян, румыны (все-таки, по-моему, так произносить правильнее) молятся на современном румынском. Принятие православия определило обширные культурные связи румын с соседями-славянами, прежде всего с болгарами. Могу ошибаться, но кажется, они даже некоторое время использовали кириллицу.

Признаюсь честно: не спец я в этой области :(  Но если кто-нибудь из читателей может что-нибудь добавить к вышесказанному - непременно опубликую.

И еще. По поводу "пернатого змея", о котором уже обмолвилась как-то. Ростислав Васильевич Кинжалов в своих очерках по культуре Месоамерики, говорит о Кукулькане, "Змее, покрытом перьями кецаля", как об одном из самых сложных мифологических образов в пантеоне юкатанских майя. "В нем слились мифы и легенды об историческом лице - предводителе тольтекизированных путунов, и тольтекские представления о Кецалькоатле, и более древние верования майя в облачных змеев, связанные с культом дождя" (Р.В. Кинжалов. Орел, кецаль и крест. СПб, "Наука", 1991 - С. 61). Синкретические процессы привели к тому, что у поздних майя Кукулькан, как и Кецалькоатль,  почитался в качестве бога ветра, культурного героя и т.п.

К обзору этой интересной работы мы обратимся в одном из следующих Выпусков. А пока -

Пишите и задавайте Ваши вопросы!



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное