Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 21

15 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Индоевропейцы

3. Мифология. Египетская мифология. Легенда о Псамметихе

4. Этнография. Коги - наследники древних Тайрона

5. Тексты. Рассказы о дзэнских монахах

6. Классики религиоведения. Фридрих Делич. Вавилон и Библия

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске. Рассказ об индоевропейцах - раздел История религий. В рамках раздела Мифология предлагаю вновь обратиться к египетской мифологии и познакомиться с легендой о Псамметихе в изложении Геродота. В разделе Этнография мы продолжим разговор о культуре Тайрона, а точнее - об ее отголосках, позволяющих судить об имеющихся "наследниках" этой культуры. "Коги - наследники древних Тайрона" - так называется одна из глав статьи Ю.И. Березкина "Тайрона", к которой мы уже обращались в прошлом Выпуске. Сегодня речь пойдет о племени Коги, которое по праву можно назвать наследником Тайрона. В разделе Тексты - рассказы о дзэнских монахах. Раздел Классики религиоведения - Фридрих Конрад Герхард Делич и его религиоведческая работа "Вавилон и Библия".  В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список Литературы и Обзоры сайтов о религии.
 

Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Индоевропейцы

И вновь работа М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий, обрядов и верований (см. : Литература). Приведенный ниже фрагмент содержит общие сведения об индоевропейцах.

Идея о лингвистическом родстве между такими языками, как санкскрит, греческий и латынь, возникла сравнительно недавно (1786). Термин индоевропейцы входит в оборот с 1816 г., печальной памяти арийцы - с 1819 г., наконец националистическое обозначение индогерманцы, которое имеет не больше смысла, чем, скажем, "индославяне" или "индогреки", начинает бытовать с 1823 г. Первым индоевропейским лингвистом был немецкий ученый Франц Бопп (1791-1867).

Филология XIX в. очень серьезно относилась к реконструкции общего индоевропейского языка, получившего название "прото-индоевропейского" (ПИЕ), как если бы он действительно существовал. В наше время большинство ученых считают ПИЕ обыкновенной фикцией.

Хотя у индоевропейцев никогда не было общего языка, они, по всей видимости, происходят из одного региона, который археологи часто идентифицировали с нижним бассейном Волги, откуда эти воинственные, полукочевые, патриархальные племена распространялись несколькими волнами, начиная с середины пятого тысячелетия до н.э. Для них характерна культура холмов или курганов. Около 3000 г. до н.э. вторая волна курганов образовала еще один центр распространения, почти совпадающий с тем ареалом, который большинство лингвистов именуют "родиной индоевропейцев". К 2500 г. до н.э. эта территория простиралась от Урала до Луары и от Северного моря до Балкан. Согласно теории Марии Гимбутас, патриархальная культура индоевропейцев полностью вытеснила однородную матриархальную и мирную культуру, которая существовала в древней Европе в течение двадцати тысяч лет от эпохи палеолита до неолита. Главной особенностью этой культуры было поклонение богине, имеющей несколько функций. В бронзовом веке (1600-1200 гг. до н.э.) почти все народы Европы были индоевропейского происхождения - единственное исключение составляли финны, пришедшие с Урала и принадлежавшие к финно-угорской группе.

Религиозные верования индоевропейцев имеют общие черты, выявленные в XIX в. мифологами - компаративистами Адальбертом Куном (1812-1881) и Фридрихом Максом Мюллером (1823-1900). Компаративистские исследования обрели новый масштаб благодаря трудам Жоржа Дюмезиля (1899-1986), ученика лингвиста Антуана Мейе (1866-1936) и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). В 1938 г. Жорж Дюмезиль впервые выдвинул теорию трех функций в первобытном индоевропейском обществе: жреческой, военной и хозяйственной. В классическом изложении своей доктрины (1958) Жорж Дюмезиль утверждал, что наличие этих трех функций отличает индоевропейское общество от любого другого. Как можно предположить, эта тройственная схема, основанная на существовании класса жрецов, воинов и производителей, отражалась на всех уровнях культуры и даже в психологии индоевропейских народов. Обнаружив ее в индийской, иранской, римской и германской религиях, Жорж Дюмезиль приходит к выводу, что она должна была существовать у кельтов, греков и славян, однако документальных свидетельств, способных подтвердить подобную интерпретацию, почти не сохранилось.


3. Мифология

Легенда о Псамметихе.

(Геродот. История, книга II, глава 2)

Египтяне до того, как над ними воцарился Псамметих, считали, что они родились прежде всех людей (1). А с тех пор, как Псамметих стал царем и захотел узнать, кто же родился прежде, они считают, что фригийцы родились прежде них, и они - (прежде) остальных.

Псамметих, как ни допытывался, никоим образом не мог узнать, какие из людей были первыми, и вот что придумал. Двух новорожденных младенцев, детей простых людей, он отдал пастуху, чтобы растить их среди стад вот каким образом: приказал никому при них не произносить ни единого слова, поместить их одних в уединенном жилище, в определенные часы пригонять им коз, давать вдоволь молока и выполнять все прочее.

Так Псамметих действовал и приказывал, желая слышать, какое слово вырвется у детей первым на смену бессмысленному лепету. Так и было; по прошествии двух лет, когда пастух, исполнявший это, открыл дверь и вошел, оба ребенка бросились к нему, протягивая руки, и говорили "бекос" (2). Первый раз это услышав, пастух промолчал; но сколько раз он ни приходил ухаживать за детьми, столько раз повторялось слово, и он известил государя и по приказу привел детей пред его очи.

Псамметих, услышав все сам, стал допытываться, у кого из людей какая вещь называется "бекос", и узнал, что так фригийцы зовут хлеб. На этом основании египтяне признали, что на самом деле фригийцы древнее их. Такое я слышал от жрецов Гефеста (3) в Мемфисе. <...>

Примечания:
1. Утверждение, что египтяне - древнейший народ в мире, распространено у античных авторов.
2. "Бекос" - слово "хлеб" засвидетельствовано в ионийском диалекте греческого языка, а также в одной фригийской надписи.
3. Под Гефестом здесь подразумевается бог Птах.


4. Этнография

Коги наследники древних Тайрона

Ниже приведен фрагмент из работы Ю.И. Березкина "Тайрона" ("Исчезнувшие народы", см.:
Литература),  посвященной древней культуре Тайрона.

В Сьерра-Неваде нет удобных для земледелия возвышенностей или широких долин. Узкие ущелья, крутые склоны и непроходимые леса стали надежными союзниками укрывшихся в горах племен. Их культура сохранялась на протяжении веков, почти не испытывая европейского влияния. Среди нескольких горных племен древние обычаи лучше всего сохранили коги (или кагаба), нынешняя численность которых, по разным оценкам, составляет 2-6 тысяч человек. Постепенно отступая под натиском испаноязычных поселенцев, коги поднялись по долинам на высоту 1500-2000 м. Раньше они вероятно, жили значительно ближе к морю. < >

Нынешние племена Сьберра-Невады не знакомы со многими другими элементами культурно-хозяйственного комплекса, которым обладали древние перуанцы. Коги, в частности, не строят ни оросительных каналов, ни террас по склонам гор и не знают скотоводства. Они неплохие ткачи, но посредственные гончары, металлургия же им вовсе не знакома. Основная форма политической организации объединение нескольких десятков семей вокруг деревенского жреца. Семьи, ведущие хозяйство в разных частях долины, лишь на короткое время собираются в селении, чтобы решить под руководством жреца свои дела и совершить необходимые обряды. <...>

Этнографы полагают, что на культуру коги в прошлом сильно повлияли их соседи тайрона, этим и объясняется противоречивое сочетание архаических и развитых элементов. В 1914-1915 гг. немецкий языковед и этнограф К.Т. Прейс впервые провел среди коги полевые исследования. Оказалось, что помимо общего языка у этих индейцев есть другой, священный, известный только жрецам. Обучение тайному языку входит в программу подготовки жреца, которую мальчики и юноши проходят долгие годы. Как и обычный язык, жреческий принадлежит к семье чибча, на языках которой говорили многие племена Колумбии, Панамы и Коста-Рики, в том числе и муиски.

По утверждению самих жрецов, на этом особом языке говорили как предки коги, так и тайрона, о былом соседстве с которыми нынешние индейцы Сьерра-Невад сохранили смутные воспоминания. Подобная точка зрения подтверждается лингвистическим анализом. Дело в том, что коги называют себя "бункузи", что значит "старшие братья", а иноплеменников зовут "младшими братьями". Оказалось, что на жреческом языке "старший брат" будет "теру". Если предположить, что индейцы, первоначально говорившие на этом языке, тоже делили окружающих на "старших" и "младших" братьев, т.е. на "своих" и "чужих", то слово "тайрона" можно понять как "народ старших братьев". Такое самоназвание весьма типично: по всему миру члены того или иного племени выделяли себя как единственных "настоящих" людей, имеющих преимущества над иноплеменниками. <...>

Прейс сфотографировал и описал культовые предметы коги - жезлы и маски. Некоторые жезлы, раздвоенные на конце, очень похожи на предметы тайрона, только сделаны из дерева, а не из камня. У коги жезл вручается жрецу при посвящении в должность. В это время поют песню о том, что когда-то этот жезл сделала сама Великая Мать для одного из первых жрецов.

Маски коги надевают во время ритуальных танцев. Они изображают демонов с клыкастыми, далеко выступающими вперед челюстями. В случае с масками древние материалы помогли лучше понять увиденное этнографом. Коги назвали Прейсу лишь имена демонов, которых изображали танцоры, но не могли объяснить их природу. Секрет раскрывается, если сравнить маски с золотыми фигурками тайрона, на которых показан человек-крокодил. Вот откуда длинная зубастая челюсть.

Колумбийскому этнографу и археологу Рейчео-Долматову удалось определить, почему  под полами домов тайрона встречаются урны с камешками. Оказывается, у коги существует обычай прятать под столом глиняный сосуд. В него кладут камешки - по одному на каждого члена семьи, добавляя новый с рождением каждого ребенка. По-видимому, камешек воплощает мифического двойника, духа-покровителя, от которого зависят здоровье и благополучие человека. А что же жезлы, топоры и подвески, которые в Пуэблито тоже найдены под полами в урнах? Может быть, они были такими же амулетами, но только не рядовых общиников, а членов  жреческих или княжеских династий? В пользу такого мнения - связь этих предметов лишь с самыми крупными зданиями.

Этнографические материалы помогли понять и особенности планировки домов тайрона. Как говорилось, это были круглые строения с двумя выходами. У коги так выглядят не обычные жилища (имеющие лишь один выход), а храмы, достигающие в диаметре 12 м. Каждый храм мыслится маленькой копией Вселенной. Его круглые стены как бы ограничивают земной диск; внутрь круга вписан квадрат из четырех опорных столбов и четырех очагов, которые соответствуют четырем главным святилищам коги в Сьерра-Неваде и четырем жреческим династиям. С пятым, центральным святилищем и пятой династией сопоставляются два опорных столба в центре храма. По представлениям коги, над землей располагаются четыре небесных яруса, поэтому в крыше храма укреплены четыре горизонтальные рамы. Зеркальное отражение храма, соответствующее подземным мирам, незримо продолжается внизу.

По-видимому, у тайрона не только главные храмы, но и любые круглые дома рассматривались как не только жилые помещения, но и своего святилища, Следовательно, им планировка не могла быть изменена без соответствующих перемен в мифологических представлениях. У многих южноамериканских племен любой большой дом одновременно служит святилищем: его центральная часть предназначена для обрядов, а по периметру идут очаги, принадлежащие отдельным семьям.

О происхождении культуры Тайрона читайте в следующем выпуске.


5. Тексты

Рассказы о дзэнских монахах.

Чашка чая

Нан Ин, японский мастер дзэн, живший в эру Мэйдзи (1868-1919), принимал как- то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзэн.  Нан Ин разливал чай. Налив гостью полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, ответил Нан Ин, - и Вы наполнены своими суждениями и мнениями. Как же я могу показать Вам дзэн, пока Вы не опорожните свою чашку.

Луну не украдe:шь

Рe:кан, мастер дзэн, скромно жил в маленькой хижине у подножья горы. Как-то вечером туда забрался вор, но лишь чтобы найти, что красть там совершенно нечего.

Возвратившись, Рe:кан застал вора. - Ты, верно, прошe:л долгий путь, чтобы меня навестить,- сказал он вору, - и ты не должен уходить с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду. Ошеломлe:нный вор взял одежду и выскользнул прочь.

Рe:кан сидел голый и глядел на луну. - Бедняга,- отрешe:нно размышлял он, как бы я хотел подарить ему эту прекрасную луну.

Капля воды

Наставник дзэн по имени Гисан попросил юношу-ученика принести ведро воды, чтобы остудить ванну. Юноша принe:с воду и, вылив в ванну сколько нужно для охлаждения, выплеснул остаток на землю.
- Болван! - закричал на него учитель. - Почему же ты не отдал остаток воды растениям? Да и есть ли у тебя право выбросить в этом монастыре хоть каплю воды?
В это мгновенье ученик постиг дзэн. Он сменил своe: имя на Тэкисуи, что значит "Капля воды".


6. Классики религиоведения

Фридрих Конрад Герхард Делич (1850-1922)

Родился в Эрлангене (Германия), где получил начальное и среднее образование. Поступил в лейпцигский университет (1870), где изучал индоевропейские и семитские языки. Под руководством Э. Шредера специализировался в изучении аккадских (вавилонского и ассирийского) языков (1873). Преподаватель семитских языков и ассириологии в Лейпцигском университете (1877). Получил должность профессора в Берлинском университете (1899). Принимал участие в археологических раскопках в Месопотамии (1902 и 1905). Вышел в отставку в 1920 г. Умер в Лангеншвальбахе (1922).

Основные религиоведческие работы: "Ассирийские исследования" (1874), "Где находился рай?" (1881), "Вавилонский эпос о сотворении мира" (1897), "Вавилон и Библия" 91902), "Великое заблуждение" (1920).

Вавилон и Библия.

К чему все эти усилия в далекой, суровой, полной опасностей стране? К чему это дорогостоящее перекапывание отложений четырех тысячелетий, достигающее глубины грунтовых вод, но не сулящее, однако, ни золотых, ни серебряных находок? К чему соревнование наций ради того, чтобы обеспечить себе как можно больше этих бесплодных холмов - поприще для производства раскопок? И откуда, с другой стороны, этот постоянно возрастающий, готовый на любые жертвы интерес, который проявляется к раскопкам в Вавилоне и Ассирии как по ту, так и по другую сторону океана?

Есть один ответ на оба вопроса, который, хоть и не является вполне исчерпывающим, все же раскрывает основную причину и цель указанных действий: это Библия. Такие названия, как Ниневия и Вавилон, рассказы о Валтасаре и о трех волхвах окутаны для нас таинственным волшебством с самой нашей юности; какую бы ценность ни представляли для истории и культуры те длинные списки правителей, которых мы пробуждаем к новой жизни, она не возбуждали бы и половины того участия, если бы среди них не было Амрафела, Сеннахирима и Навуходоносора, которые уже со школьных времен знакомы нам.
Однако в зрелом возрасте к этим воспоминаниям юности присоединяется стремление, которому как раз в наше время мыслящий человек может найти удовлетворение, - стремление выработать мировоззрение, которое устраивало бы и рассудок, и сердце; а это вновь и вновь заставляет задаваться вопросом о том, каково происхождение и значение Библии, в первую очередь Ветхого Завета, с которым Новый Завет связан неразрывной исторической связью. Удивительно, что именно сейчас в Германии, Англии и Америке - в этих трех "странах Библии", как их не без основания называют, - необозримое число христианских ученых исследует вдоль и поперек Ветхий Завет, эту небольшую библиотеку разнообразных книг. Мы все еще мало внимания обращаем на этих скромных тружеников духа; несомненно, однако, что, когда все вновь полученные познания, преодолев пределы кабинета ученого, выйдут в жизнь - в церкви и в школы, - они, несомненно, вызовут значительные изменения в духовной жизни и отдельных людей, и целых народов и будут содействовать прогрессу больше, чем самые выдающиеся открытия в области естественных наук. При этом все более широкую дорогу прокладывает себе убеждение, что результаты вавилоно-ассирийских раскопок послужат преимущественно тому, чтобы открыть новую эпоху как в понимании Ветхого Завета, так и в оценке его, и что в будущем Вавилон и Библия навсегда останутся тесно связанными друг с другом.

Как же все-таки изменились времена! Давид и Соломон жили за тысячу лет до Рождества Христова, Моисей - за тысячу лет, а еще восемью столетиями раньше жил Авраам, и о каждом из этих людей имеются сообщения в Библии, содержащие мельчайшие подробности! Это казалось столь необычным и столь сверхъестественным, что люди с доверием относились к рассказам о происхождении мира и человечества - даже великие умы, и те находились под обаянием тайны, которая окружала 1-ю книгу Моисея. Теперь, когда вскрыты пирамиды и обнаружены ассирийские дворцы, народ Древнего Израиля и его письменность выглядит самыми молодыми среди своих соседей. Ветхий Завет явился "миром в себе", вплоть до нашего столетия: в нем говорилось о временах, с которыми едва соприкасается нижняя граница классической древности, и о народах, о которых у греков и римлян не говорится ничего или встречается лишь беглое упоминание. Библия была единственным источником по истории переднеазиатского мира примерно до 550 г. до н.э., и поскольку в поле ее зрения находится довольно обширный квадрат от Средиземного моря до Персидского залива и от Арарата до Эфиопии, то она просто переполнена загадками, которые, возможно, никогда и не удалось бы разрешить. Теперь наконец рухнули стены, скрывающие "место действия" Ветхого Завета, и свежий, оживляющий ветер с Востока, соединенный с потоком света, пронизывает и освещает стародавнюю книгу - тем сильнее, чем более становится очевидным, что иудейская древность от начала и до конца сопряжена с Вавилонией и Ассирией.
Американские раскопки в Ниппуре извлекли на свет торговые грамоты некогда крупной купеческой фирмы "Мурашу и сын", относящиеся ко временам Артаксеркса (около 450 г. до н.э.). Тут мы можем прочесть имена многих оставшихся в Вавилоне еврейских изгнанников - Нафанаил, Вениамин, Аггей - а в связи с городом Ниппур прочтем и о канале "Кабар", вновь открыв тем самым знаменитый канал Ховар в земле Халдейской, известный благодаря свидетельству Иезекииля (Иез. 1, 3). этот canale grande (великий канал) - ибо именно так переводится его название, - быть может, существует и до сегодняшнего дня. Так как вавилонские кирпичи, как правило, несут на себе клеймо, в котором среди прочего указано и название города, сэру Генри Роулинсону уже в 1849 г. удалось обнаружить давно разыскиваемый город Ур Халдейский, который многократно упоминается как родина Авраама, родоначальника Израиля (Быт. 11,  31; 15, 7) - в обширном районе раскопок Эль - Мугаджар в южной части Вавилонии, на правом берегу самого нижнего течения Евфрата. Данные клинописной литературы позволяют очень точно сориентироваться на местности. Так, если прежде город Кархемис, при котором Навуходоносор в 605 г. до н.э. одержал великую победу над фараоном Нехас (иер. 46,2), безуспешно искали повсюду по берегам Евфрата, то английский ассириолог Джордж Смит в марте 1876 г. отправился из Алеппо вниз по течению Биредшика, где, по данным клинописных текстов, должна была лежать хеттская столица, и точнейшим образом идентифицировал с Кархемисом находившиеся там развалины Джерабиз, более обширные, чем Ниневия, включающие стены кирпичной кладки и дворцовые курганы, что было тут же подтверждено рассеянными по всей территории развалин надписями на своеобразном хеттском иероглифическом письме. <...>


7. Словарь религиоведения.

Айны - племенной шаманизм айнов, исконных жителей северных японских островов. В их пантеоне имеются богини солнца, луны и огня. Вода, леса и горы обладают своими божественными существами, которые посещают людей в обличье животных. Главный религиозный обряд айнов состоит в искупительном жертвоприношении прирученного медведя. Айны почитают все живые создания. Назначение похоронного ритуала - успокоить душу умершего и помешать ей вернуться в виде дурного духа.

Акиту - древнее месопотамское праздненство, получившее широкое распространение и зафиксированное в рукописных памятниках уже к 2000 г. до н.э. (Ур II). В Вавилоне в первом тысячелетии до н.э. это празднование Нового года во время весеннего месяца Нисан. Оно было посвящено главному божеству города Мардуку, дабы увековечить память о его победе над морским чудовищем Тиамат.

Караимы - еврейская фундаменталистская секта IX в. н.э., которая признает только закон Моисея. Любые последующие толкования не обладают для них никаким авторитетом.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 150-151. Мифология: Сказки Древнего Египта / Сост. и общ. ред. Беловой Г.А., Шерковой Т.А. - М.: Алетейа, 1998. С. 162-165.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988 (Ю.И. Березкин. Тайрона) . С. 132-135.
Классики религиоведения: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 346-349.


9. Обзоры
Христианство:
Ростовская Церковь Христа Спасителя
http://lamp.jeo.ru/

Приход Покрова Пресвятой Богородицы в г. Минске
http://ashramko.virtualave.net/prihod.htm

Центр исследования Библии
http://mgoll.narod.ru

Христианская газета
http://www.chrigaz.nm.ru

Разное:
Викинги
http://www.vikings.newmail.ru/

New! Гностицизм.
http://www.gnosis.newmail.ru

Древнейший культ плодородия
http://www.crosswinds.net/~kanstc/

Религиозная жизнь в России. Еженедельный обзор по материалам российской региональной печати.
http://www.wps.ru/digest/religio.html


10. Почта Упельсинке

Писем почти что нет... :-((   Из чего делаю вывод, что сентябрь - исключительно напряженный месяц.

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное