Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Будь-здоров!

[Будь-здоров! 2] МИСТИКА В ЖИЗНИ. Как по деревьям, посаженным на могиле, можно было определить, кем был покойник

[Будь-здоров! 2] МИСТИКА В ЖИЗНИ. Как по деревьям, посаженным на могиле, можно было определить, кем был покойник
приветствует Вас!
Как по деревьям, посаженным на могиле, можно было определить, кем
был покойник
23 августа 2021

Я помню, как в детстве мое воображение поражала огромная сосна, которая
росла рядом с могилами моих бабушки и дедушки. Сосна потом сгнила
изнутри, и ее срубили. Думаю, что дерево выросло там еще до смерти моих
родственников. Однако раньше русские специально сажали на кладбищах
деревья. По ним можно было узнать, кем же был покойник и что с ним
случилось.
Какое дерево посадить на кладбище: обзор с фото и описаниями

На самом деле в былые времена сажать на могилах усопших деревья было
принято, и это не было чем-то из ряда вон выходящим. Данный обычай
ученые объясняют существовавшими верованиями в то, что душа покойного
связана с могилой и предметами, находящимися с ней в непосредственной
близости. Дерево на могиле имело то же предназначение, что и надгробный
камень - это новое вечное место обитания (пребывания) души покойника. А
вообще посаженное на могиле дерево считалось залогом благополучия всей
семьи умершего.

Дерево сажали либо сразу после похорон, либо на 40-й день смерти.
Считалось, что до этого момента душа умершего еще находилась внизу.
Славяне верили в то, что, посадив дерево, они сделают легче душе
покойного. А болгары и сербы, например, были уверены в том, что именно в
дерево переселяется душа усопшего. Однако повсеместно бытовала примета -
если дерево принималось и хорошо росло, то покойник был праведником.
Если же этого не происходило, то говорили, что похороненный в могиле
человек совершил много грехов при жизни. Но в каком бы состоянии не
находилось дерево, трогать его было запрещено. Дерево не разрешалось
жечь и рубить, а также срывать с него плоды. Сербы считали, что человек,
сорвавший с кладбищенского дерева ветку или плод, причиняет душе
невыразимые страдания. Поэтому славяне боялись, что покойник может
обидеться, начнет приходить в дом, насылать болезни.

Как бы то ни было, далеко не все славяне сажали деревья на любых могилах
родственников. Так, южане сажали деревья на могилах молодоженов, на
могилах людей, не оставивших потомства, и тех, кто не успел вступить в
брак. Вероятно, как символ продолжения преждевременно оборвавшейся
человеческой жизни. Что касается погребения влюбленных, не успевших
вступить в брак, то для этой цели брали веточку или небольшое дерево
целиком. Чаще всего это была слива или яблоня, реже черешня, вишня,
абрикос. Погребальное деревце украшали лентами, нитками, пряниками,
яблоками. Кое-где, если умирала девушка, на ветках закрепляли платок, а
если парень - рубаху. Дерево нес перед гробом девушки молодой человек,
перед гробом парня - девушка. Интересно, что дерево помещали после
погребения в изголовье и таким образом, чтобы оно не принялось.
Прижившееся дерево сулило еще одну смерть. А вот, когда дерево засыхало
и падало, на его место уже сажали точно такое же.

Плодовые деревья сажали также там, где был погребен так называемый
заложный покойник, то есть тот, кто умер раньше срока неестественной
смертью, а также тот, кто совершил суицид. Как известно, таких людей
нельзя было хоронить на кладбище, поэтому вместо креста или надгробной
плиты и сажали деревья. Вообще плодовые деревья чаще других использовали
в ритуальных обрядах. Недаром именно под плодовыми деревьями раньше
закапывали тела мертворожденных и некрещеных младенцев. Наибольшей
популярностью пользовалась яблоня, которая считалась посредником между
двумя мирами, связующим звеном в приобщении души к миру предков. В
восточно-сербском и болгарском похоронном обряде маленькую яблоню тоже
несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста), чтобы умершие
могли через нее общаться с живыми. Медиатором между миром живых и миром
мертвых, равно как и символом теплых чувств считалась и калина. Поэтому
ее, как правило, сажали на могилах наиболее дорогих, близких и любимых
людей: матерей, девушек.
Какие цветы можно посадить на могиле [список + фото>

Вечнозеленые растения тоже сажали на кладбище. Согласно старинному
украинскому обычаю, на могиле казака сажали ель. Правда, ее могли
заменить дубом или явором (белым кленом). Украинцы считали, что ель,
как, впрочем, и сосна, не позволяли умершему <<ходить после смерти>>.
Жители Урала были уверены в том, что сосна - это исключительно
кладбищенское дерево. Аналогичного мнения они были и о березе. Березы -
своеобразный символ скорби, в отличие от той же сосны, олицетворяющей
бессмертие. Именно березовыми ветвями обметали могилы усопших на Троицу.

Кстати, ветки, собранные с деревьев, растущих на кладбищах,
использовались на Руси во многих ритуалах. В частности кладбищенские
березы считались магическими деревьями: их ветками следовало стегать
<<подменыша>> (ребенка, которого похитили духи, заменив его на другое
существо или предмет), чтобы вернуть украденного младенца. Ветки
кладбищенских деревьев участвовали и в любовной магии. Также ветки,
сорванные с таких деревьев, использовались во всевозможном вредоносном
колдовстве. А вот использовать кладбищенскую древесину в хозяйственных
или производственных целях (например, в качестве дров) запрещалось. Люди
верили, что это очень опасно для жизни нарушителя запрета.

Ответить   Thu, 26 Aug 2021 00:48:05 +0300 (#3675697)