Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Ваш пилот окончен

Ваш пилот окончен

Росавиация закрывает профильные учебные программы.

Кризис в сфере обучения пилотов в России, развивающийся на фоне усиления
оттока кадров за рубеж, может обостриться. Росавиация решила признать
недействительными
программы подготовки коммерческих пилотов в рамках среднего и
дополнительного профессионального образования, действовавшие в 2006--2016
годы.

Мера затронет выпускников частных и государственных училищ, а свидетельств
могут лишиться около 5 тыс. действующих пилотов.

Росавиация отменила свое распоряжение от 2006 года, утверждавшее программы
подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях РФ,
следует
из телеграммы ведомства в адрес Челябинского летного училища гражданской
авиации (ЧЛУГА). Таким образом, программы подготовки коммерческих пилотов в
рамках
среднего и дополнительного профессионального образования, одобренные до 1
января 2016 года, аннулируются. В Росавиации <<Ъ>> не ответили.

О конфликте в авиационном образовании стало известно в мае. Пилоты и другие
работники отрасли обратились в ICAO, требуя <<прекратить произвол со стороны
Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров>>.

По мнению протестующих, ведомство, <<зачастую не объясняя причин или
по-разному трактуя законы>>, аннулировало свидетельства сотен
авиаспециалистов.

Пилоты считали, что Росавиация <<проводит карательную политику>>, пытаясь
прикрыть собственные упущения после завершения расследования катастрофы
самолета
Boeing 737 в Казани в 2013 году. Тогда Межгосударственный авиационный
комитет выяснил, что основной причиной трагедии стала неподготовленность
экипажа
и неправомерная сертификация командира воздушного судна (см. <<Ъ>> от 4
мая).

Новая инициатива Росавиации, полагают источники <<Ъ>>, может лишить
свидетельств около 5 тыс. действующих пилотов -- выпускников частных и
государственных
училищ, среди которых Красный Кут, Бугуруслан, Сасово (их телефоны вечером
22 августа не отвечали).

Сейчас в РФ работают две схемы подготовки пилотов: начальная в рамках
среднего или высшего образования по федеральному госстандарту и
дополнительная профессиональная
переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием.
Начальную подготовку в основном осуществляют шесть государственных
заведений:
вузы в Петербурге и Ульяновске (программы длительностью пять лет) и четыре
училища (два года десять месяцев). Стоимость обучения одного пилота
составляет
2-23 млн руб. (бюджетных или собственных средств) за весь период, включая
летный модуль в 150 часов. По окончании выдается свидетельство коммерческого
пилота.
Частные училища по большей части занимаются профессиональной
переподготовкой, но могут и учить пилотов с нуля.

В 2016 году в летные образовательные заведения Росавиации поступили 805
человек (325 -- в вузы, 480 -- в училища), а выпуск составил 735 человек, из
которых
314 -- окончили вузы, а 421 -- училища. В 2005 году число поступивших
составляло 215 человек, а пик пришелся на 2013 год, когда в вузы было
принято 940 студентов.

В целом отзыв лицензий у пилотов -- нормальная практика. За несколько лет
было аннулировано около 400 документов. Однако с лета 2016 года порядок
отзыва
вызывает вопросы у участников рынка, и наиболее ярким примером стало
развитие ситуации как раз вокруг ЧЛУГА (создано в 2008 году на базе
<<Челавиа>>).

До августа 2016 года Росавиация не находила нарушений в работе учебного
центра в Челябинске, выдавая его выпускникам пилотские свидетельства. Но
после
того как в августе истек срок действия сертификата ЧЛУГА на переподготовку,
Росавиация отказалась его продлевать. Как рассказывают в ЧЛУГА, ведомство
пыталось
полностью остановить его учебные программы, в том числе путем обращений в
Уральскую транспортную прокуратуру, Ространснадзор, Рособрнадзор, к ректору
ЮУрГУ
(ЧЛУГА -- партнер вуза). Но в рамках среднего профессионального и
дополнительного профессионального образования людей, не имеющих летной
подготовки, можно
обучать на основании лицензии министерства образования Челябинской области.
По окончании обучения выдается диплом и присваивается квалификация. Но
свидетельство
авиационного специалиста выдает Росавиация по итогам тестов, и многие
выпускники получить его не могут.

Борис Рыбак из Infomost считает, что события последних месяцев в сфере
российского авиационного образования ведут к сокращению базы летчиков в
стране,
что будет иметь <<крайне негативные последствия для отрасли>>. Профессия
пилота, поясняет эксперт, станет еще более дефицитной, стоимость труда
вырастет,
а отток специалистов за рубеж ускорится.

Елизавета Кузнецова

Источник:
https://news.mail.ru/economics/30766009/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Wed, 23 Aug 2017 12:22:34 +0300 (#3514561)