Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Финкризис не скажется на боеготовности Внутренних войск
Нынешний финансово-экономический кризис не отразится на финансировании Внутренних войск (ВВ) МВД России и не снизит их боеготовность, заявил главком ВВ генерал армии Николай Рогожкин. "Все социальные статьи финансового обеспечения Внутренних войск остались без изменения. Внесены изменения в статьи по гособоронзаказу, но они существенно не повлияют на обеспечение материально-техническими средствами ВВ", - сказал Рогожкин в ходе он-лайн конференции в редакции газеты "Московский комсомолец". Если говорить о финансовом обеспечении, то сокращению подлежит часть денежных средств, выделенных войскам по гособоронзаказу на закупку вооружения и военной техники, пояснил Рогожкин. "Но даже эти финансы, которые выделены, вполне дадут возможность выполнить задачу по насыщению ВВ необходимыми системами вооружения", - отметил генерал. Говоря о численности ВВ, Рогожкин сообщил, что она устанавливается, исходя из тех задач, которые определил Совет безопасности РФ в 2005 году. "Никаких отходов или манипуляций с этим мы не проводим. Могу сказать, что численность Внутренних войск соответствует объему задач, которые они выполняют", - указал генерал. Общая численность Внутренних войск МВД России составляет более 170 тысяч человек. 25.03.2009
ЭРА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНИКА, СОЗДАННАЯ В ОАО "ГСКБ "АЛМАЗ-АНТЕЙ", ПРЕВОСХОДИТ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ АНАЛОГИНаша страна постепенно выбирается из глубочайшего провала девяностых годов прошлого века, бесчисленных потерь территорий, международного имиджа, технологий, потерь времени, необходимого для собственного развития, и даже деградации в каких-то областях хозяйства и жизни. Жизнь заметно наладилась, приобрела системный характер. Появились деньги, которые правительство желает и может потратить на развитие хозяйства страны. Даже несмотря на мировой кризис! Настало время назначать приоритеты. Конечно, приоритетов много: это и сельское хозяйство, которое было сильно разрушено за период так называемой перестройки, и электроника, которая, не успев догнать в конце восьмидесятых, теперь окончательно отстала не только от Запада, но уже и от Востока. Здесь же и добывающие отрасли, и машиностроение, и многое другое. Одним из главнейших приоритетов, безусловно, является оборонно-промышленный комплекс, который важен для нашего государства в двух ипостасях: с одной стороны, необходимо укреплять оборону страны, с другой - экспорт вооружений дает немалые деньги в бюджет, а военно-техническое сотрудничество приносит неплохие политические дивиденды. Однако перестроечный девятый вал сильно прошелся и по военной промышленности, не оставив на большом количестве предприятий и технологий камня на камне. Время разбрасывать камни прошло, настала пора их собирать. Тем более что пока мы искали точки опоры, чтобы встать на ноги, Запад ушел далеко вперед в создании новой элементной базы, новых технологий, дающих колоссальные преимущества в тактико-технических возможностях средств вооружений. Конечно, созданная на старых технологических запасах советского периода, наша военная техника пока еще вызывает интерес у довольно многих зарубежных покупателей. Известно, что наша инженерная мысль способна создавать технические шедевры из того, что есть под рукой. И все же возможности рано или поздно исчерпываются. Уже есть признаки ухода от нас наших бывших крупнейших партнеров: прошла информация, что Индия заключила огромный контракт на закупки военной техники с Соединенными Штатами. Это означает, что сотрудничество с нами в этой сфере будет постепенно сворачиваться. Нам надо срочно наверстывать упущенное! Это понимают и в правительстве. Поэтому финансирование оборонно-промышленного комплекса признано одним из важнейших приоритетов. Сегодня техника, созданная специалистами ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей", по своим параметрам превышает лучшие мировые аналоги по дальности обнаружения целей и их количеству, по умению отстроиться от создаваемых помех, точности наведения и дальности уничтожения. Главным в создании этих возможностей, безусловно, является радиолокатор. От его "прозорливости" и зависят все высокие качества систем С-400. В трудных условиях безденежья, исчезающей также в силу бедности российской элементной базы наши ученые сумели создать и поставить на серийное производство эти совершеннейшие изделия. Более того, они сумели заложить в них резервы для достижения в дальнейшем еще более высоких параметров. В мире постоянно идет соревнование в создании все более и более совершенных систем, и выигрывает тот, кто может предложить лучшее. А лучшее сегодня, как правило, базируется на применении высоких технологий и созданных с их помощью новых материалов, новых элементов, новых технических решений. Отрадно отметить, что уже приняты реальные меры в возрождении электронной компонентной базы нового уровня. Отечественные заводы "Ангстрем" и "Микрон" смогли приобрести технологическое оборудование, способное обеспечить минимальный размер элемента на кристалле 0, 13 - 0, 18 мкм. Микросхемы, полученные по этой технологии, дадут разработчикам радиоэлектронного оборудования новые возможности в создании вычислительной техники, систем управления, связи, бытовой техники. Растущие требования к качеству передачи все более возрастающих объемов информации заставляют разработчиков радиоаппаратуры повышать диапазон частот, все далее уходя в область СВЧ. Для создания этих возможностей ведутся работы как в направлении уменьшения минимального размера на кристалле микросхем, так и в создании микросхем на основе новых материалов. Сюда вкладываются довольно значительные средства, и большие коллективы людей подключены к решению этих задач. Хуже обстоит дело с элементами частотной селекции - резонаторами, фильтрами, являющимися одной из основ приемоизлучающей аппаратуры. В настоящее время наиболее распространенными элементами частотной селекции в области частот сотни мегагерц - единицы гигагерц являются элементы, основанные на использовании эффекта поверхностных акустических волн (ПАВ), открытого российским академиком Ю. В. Гуляевым. ПАВ-элементы изготавливаются по технологиям, сходным с технологиями микросхем: тонкопленочная металлизация, фотолитография. Подложка - монокристаллические пластины кварца, ниобата лития, танталата лития. Частотный диапазон этих изделий также зависит от размеров элементов топологии. Уровень сегодняшних требований к размерам элементов уже составляет 0, 13 - 0, 15 мкм. Однако, к большому сожалению, таких технологических возможностей в России еще не создано. Добавляет сложности сюда и специфика технологии этих изделий: свой диаметр пластин, отличный от кремниевых, особенности формирования изображения при фотолитографии, особенности корпусирования, метрики. Эти особенности приводят к необходимости создания собственной технологии производства этих изделий, тем более что спрос на них с развитием средств коммуникаций постоянно растет. Создание новой технологии производства ПАВ-изделий, конечно, дешевле, чем новые технологии микросхем, но все же довольно дорогое удовольствие. Но ведь технологии создаются не на один год! У нас в России они потом служат десятки лет. Достаточно сказать, что технологии, которыми мы пользуемся сегодня, создавались в начале 80-х годов прошлого века! И даже они позволили на своей основе создать систему С-400. Но вот использовать заложенные в ней резервы дальнейшего совершенствования без применения новых высоких технологий весьма затруднительно. А новый уровень систем - это очередная победа в жестокой конкурентной борьбе, расширение рынка продаж, получение еще больших денежных ресурсов. Надо вкладывать деньги в создание новой технологии ПАВ-изделий! Надо дать разработчикам систем новую элементную базу высокого уровня! Сафронов Алексей 18.03.2009
Секретный доклад Минобороны США: Израиль обладает ядерным оружием, а Россия похожа на нацистскую ГерманиюВпервые военные США полуофициально заявили, что Израиль обладает ядерным оружием и что Россия может повторить судьбу нацистской Германии. Как сообщает Washington Profile, эти выводы содержаться в только что рассекреченном докладе Министерства обороны США. Доклад под названием «Вызовы и последствия для объединенных сил будущего» подготовлен Объединенным Командованием США. В документе анализируются тренды мировой политики, обороны, экономики, энергетики, экологии и демографии (в частности, указывается, что население России ежегодно сокращается на 0,5%), которые могут повлиять на задачи, стоящие перед вооруженными силами США. О ядерном оружии Израиля говорится следующим образом: «растущая арка ядерных держав, начинающаяся с Израиля на западе, проходящая через активно действующий Иран в Пакистан, Индию, Китай, Северную Корею и Россию на востоке». Дело в том, что Израиль официально не признает и не отвергает наличие у него ядерного оружия, а США традиционно замалчивают этот вопрос. Вашингтон хранил молчание даже в 1986 году, когда израильский техник Мордехай Вануну, работавший в израильском ядерном центре в Димоне, обнародовал информацию о сверхсекретной ядерной программе Израиля. В 1991 году известный американский журналист Сеймур Херш (именно он ранее сделал достоянием гласности историю о вьетнамской деревне Сонгми) опубликовал книгу «Вариант Самсона», в которой описывалась ядерная стратегия Израиля. По данным Херша, термин «вариант Самсона» родился в кругах военно-политического истэблишмента Израиля в 1960-е годы, он предполагает, что если существованию еврейского государства будет угрожать опасность, Израиль может применить ядерное оружие, действуя по примеру библейского Самсона, обрушившего здание вместе с пленившими его филистимлянами и погибшего вместе с ними. Ныне, по различным оценкам, Израиль обладает 200-400 ядерными боеголовками. Как отмечает Washington Profile, если США официально признают Израиль государством, обладающим ядерным оружием, это будет иметь серьезные последствия. В частности, США будут обязаны остановить программы военной и экономической помощи Израилю (Израиль является крупнейшим получателем этой помощи на Ближнем Востоке), поскольку принятый в 1976 году Конгрессом США закон запрещает оказывать поддержку тем государствам, которые занимаются разработками военных ядерных технологий. Относительно России, авторы доклада отмечают, что «ее прошлое трагично, а будущее неопределенно». Также указывается, что «природа современного российского режима сама по себе вызывает серьезное беспокойство», поскольку костяк российской власти составляют выходцы из КГБ, обладающие соответствующим менталитетом и образом мыслей. По данным доклада, Россия играет все более активную и все менее конструктивную роль в регионах Черного и Балтийского моря, а также Кавказа: «В то время, как многие европейские соседи России практически полностью разоружились, Россия проводит программу массового военного строительства». Потенциально Россия может сфокусироваться на восстановлении власти в своих «бывших провинциях» под предлогом защиты прав русскоязычного населения. Раздел, посвященный России, заканчивается следующим пассажем: «Ныне это опасная комбинация паранойи – частично оправданной историей – национализма и разочарования в том, что Россия утратила статус сверхдержавы. Именно этот коктейль, в сочетании с серией прискорбных событий, некогда заставил нацистскую Германию пойти известным путем». 20.03.2009
Вашингтону нужна новая "длинная рука". Неясное будущее американской стратегической авиации Решив "перезагрузить" отношения с Россией, американское военно-политическое руководство не забывает и о "бронепоезде на запасном пути". В активную фазу вступили прения по вопросу будущего стратегической бомбардировочной авиации - воздушной компоненты стратегических ядерных сил Соединенных Штатов.
Диктует обстановка Необходимость в создании нового средства доставки ракетного и бомбового вооружения на большую дальность встала перед Пентагоном еще добрый десяток лет назад. Главная причина - изменившаяся военно-политическая обстановка в мире и перенос руководством Соединенных Штатов своего внимания с Европейского ТВД на Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, в частности, по расчетам аналитиков американского Центра стратегического и бюджетного анализа, при проведении операций в районе Персидского залива ВВС США могли бы рассчитывать на 37 военно-воздушных баз на 1 млн. квадратных миль территории, а в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона и того меньше - только на 15 авиабаз на ту же площадь (для сравнения: в Европе этот показатель - 55 баз на 1 млн. квадратных миль). Если же речь вести об объектах, имеющих хорошо защищенные укрытия-ангары для самолетов, то на Ближнем Востоке показатель падает до 14 военно-воздушных баз на 1 млн. квадратных миль, а в бассейне Тихого океана - вообще до трех. Кроме того, в перечне предпосылок для принятия вышеуказанного решения отмечается увеличение количества стран, обладающих современным высокоточным ударным вооружением и высокоэффективными средствами ПВО и ПРО. Особый упор американские аналитики делают на российских системах С-300 и С-400, на факте достаточно активного оснащения ЗРК данного класса подразделений НОАК, что фактически позволяет Китаю установить плотный "зонтик безопасности" над Тайваньским проливом и даже над самим Тайванем в случае начала военного вторжения на остров. Не забыто и появление у ряда государств истребителей, равных или близких по боевому потенциалу американским F-35 и F-22 (естественно, что здесь упомянуты, в частности, российские "сушки" с БРЛС с АФАР). Обращено внимание также на необходимость более широкого применения бомбардировочной авиации в условиях существенного сокращения парка самолетов истребительно-бомбардировочной авиации. Последний к 2018 году, по оценкам американских экспертов, уменьшится примерно на 200 единиц. Законодательно задача создания к 2037 году ударной системы большой дальности нового поколения (NGLRS) в интересах ВВС США была прописана еще в 1999 году в так называемой "Белой книге по проблеме дальнего удара" (White Paper on Long-Range Strike), подготовленной генералами по требованию американского Конгресса. Срок был определен исходя из того, что в течение ближайших 40 лет не произойдет существенного прорыва в сфере разработки средств ПВО/ПРО, не предвидится серьезного увеличения средств, необходимых на поддержание в боеготовности нынешнего парка бомбардировочной авиации, нет угрозы возникновения серьезного вооруженного конфликта или полномасштабной войны. На основе этого делался вывод о том, что имеющиеся стратегические бомбардировщики вполне справятся со стоящими перед дальней авиацией задачами. Однако в опубликованном в феврале 2006 года очередном четырехлетнем обзоре (плане) по вопросам обороны (QDR-2006) сроки создания системы были кардинально сокращены - в изменившихся условиях американское военно-политическое руководство посчитало необходимым иметь такую ударную систему уже к 2018 году. Причем в документе указывалось, что "командование национальных ВВС поставило перед собой цель к 2025 году увеличить на 50% численность авиационных систем большой дальности и в пять раз - парк машин, способных осуществлять прорыв сильной системы ПВО противника" (сегодня "группа прорыва" включает только 16 бомбардировщиков В-2). Для этого Пентагону необходимо будет закупить около 80 новых стратегических бомбардировщиков. Только в этом случае Вашингтон получит возможность сохранить способность к нанесению мощного ракетно-бомбового удара силами стратегической авиации в любой точке планеты - даже несмотря на сокращение числа доступных для использования военно-воздушных баз. Новая ударная система также позволит ВВС США применять стратегические бомбардировщики в рамках концепции "волчьей стаи", когда на объекты противника на определенном ТВД "набрасываются" одновременно различные средства воздушного нападения - в основном пилотируемые и беспилотные летательные аппараты. Кроме того, новые бомбардировщики смогут обеспечить большую степень боевой напряженности (благодаря особенностям их конструкции, американские летчики смогут выполнять большее количество самолето-вылетов, чем это возможно сегодня). Дополнительно же новые стратегические бомбардировщики, бортовой комплекс радиоэлектронного вооружения которых намечено строить по принципу "открытой архитектуры", будут обладать возможностью проведения - самостоятельно или во взаимодействии с другими силами и средствами - отдельных кибератак и комплексных разведывательных/наступательных операций. "Основой наших ударных сил большой дальности останется бомбардировщик или по крайней мере то, что мы под этим понимаем, но с намного большей дальностью полета, более высокими живучестью и величиной полезной нагрузки", - заявил пару лет назад генерал Майкл Моусли, исполнявший тогда обязанности командующего ВВС США.
Предлагает "Нортроп Грумман" Один из вариантов такой "длинной руки" Пентагону предлагает корпорация "Нортроп Грумман", являющаяся разработчиком и производителем стратегического бомбардировщика В-2 "Спирит". Свое видение ударной системы большой дальности аналитический центр компании изложил в специальном докладе-исследовании "Бомбардировщик 2018 года: изучение возможности ускорения работ по созданию ударной системы большой дальности нового поколения", официально обнародованном 10 сентября 2008 года. Вице-президент "Нортроп Грумман" Дэйв Мазур так описывает наиболее возможный вариант перспективного стратегического ракетоносца: дальность полета - около 3000 миль (5500 км), масса ракетно-бомбовой нагрузки - около 20 000 фунтов (9000 кг), стоимость программы - 20 млрд. долл. При этом для максимально возможного снижения закупочной цены будущего самолета предполагается широко использовать технические и технологические наработки, уже внедренные на других боевых и гражданских машинах. В случае реализации предлагаемого "Нортроп Грумман" варианта перспективного стратегического бомбардировщика и закупки ВВС около 80 машин эта группа сможет выполнять минимум 48 самолето-вылетов в сутки - вместо 4-5 самолето-вылетов в сутки для группы из 16 бомбардировщиков В-2. Особенно же наглядно преимущества парка новых стратегических бомбардировщиков представлены специалистами аналитического центра корпорации в случае участия ВВС США в операции по защите Тайваня от китайской агрессии при условии отказа Южной Кореи и Японии принимать у себя самолеты американских ударных группировок и, таким образом, необходимости использования военно-воздушных баз на территории Австралии. По мнению аналитиков, 16 самолетов В-2 в таком случае смогут доставить к цели в общей сложности до 256 боеприпасов типа JDAM и потребуют привлечения 8 танкеров-заправщиков, а группа из 48 перспективных бомбардировщиков доставит 672 боеприпаса при том же количестве танкеров-заправщиков. Есть, однако, и другие варианты ударных авиационных систем большой дальности. Например, компания "Локхид Мартин" предлагает использовать сверхзвуковой боевой беспилотный летательный аппарат, способный развивать скорость крейсерского полета до 2М, а американское Агентство по перспективным разработкам DARPA - совместно с ВВС США - в рамках программы "Фалькон" осуществляет исследовательское проектирование с целью создания воздушно-космического ударного летательного аппарата.
Генералы колеблются Изначально военно-воздушные силы США увлеклись идеей разработки нового стратегического бомбардировщика, и потому в бюджете на 2007 финансовый год на данную тематику было выделено 25,6 млн. долл. Но в настоящее время командование ВВС, по крайней мере - большая его часть, уже склоняется в пользу продления срока эксплуатации бомбардировщиков В-2 и проведения их модернизации. С этим согласны и независимые американские эксперты в области военной авиации. Так, например, аналитик одного из исследовательских центров, полковник запаса П.Дж.Кроули считает, что, "принимая во внимание имеющийся у ВВС план закупок ВВТ, можно с большой долей вероятности предположить, что генералы имеют в портфеле больше, чем могут теперь реально себе позволить". В подобной ситуации новый стратегический бомбардировщик становится весьма серьезной обузой для Пентагона. В пользу этого свидетельствуют и примерные расчеты по стоимости программы: по данным бюджетного комитета Конгресса, закупочная цена нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика составит 912 млн. долл., что в перерасчете на флот из 150 машин составит 137 млрд. долл. А те же показатели по отношению к перспективному дозвуковому стратегическому бомбардировщику окажутся в пределах 409 млн. долл. и 61 млрд. долл. соответственно. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что если в 1999 году командование ВВС США намеревалось получить через 38 лет построенный с широким использованием технологии "стелс" тяжелый стратегический бомбардировщик со сверхзвуковой скоростью полета и большой полезной нагрузкой, то в мае 2007 года специально образованная рабочая группа представила уже иные пожелания: дозвуковой стратегический бомбардировщик с боевым радиусом не менее 2000 миль (около 3700 км) и боевой нагрузкой от 14 до 28 тыс. фунтов (6300-12 600 кг). Однако на ближайшую перспективу приоритетным для ВВС Соединенных Штатов объявлена программа продления срока службы В-2 еще минимум на 40 лет: по оценкам специалистов компании "Нортроп Грумман", эксплуатацию 21 бомбардировщика В-2 можно продлить до 2057-2058 года. Потенциал для этого есть - знаменитый В-52 "Стратофортресс" служит американской авиации верой и правдой уже более полувека, и его отправка в отставку ожидается никак не ранее 2040 года - тогда самому молодому из них уже "стукнет" 77 лет! Однако для этого компании-разработчику и эксплуатанту необходимо совместно продумать и реализовать целый комплекс программ, направленных на повышение боевых возможностей "Спирита". На эти цели в бюджете ВВС США на период 2006-2011 годов было зарезервировано 4,5 млрд. долл. В то же время на этот же период генералы "выбили" 1,6 млрд. долл. по строке "разработка перспективного стратегического бомбардировщика с применением технологий, ожидаемых к внедрению в ближнесрочной перспективе" и еще 275 млн. долл. - на работы по теме "средств доставки большой дальности", которые необходимо завершить к 2035 году. Именно поэтому руководство "Нортроп Грумман" все же рассчитывает получить от ВВС США заказ на проектирование нового стратегического бомбардировщика и поднять его в небо не позднее 2018 года. Пока же основное внимание уделено программе модернизации и продления срока службы бомбардировщиков В-2. Причем в число первоочередных задач, реализация которых оценена специалистами в размере около 100-300 млн. долл. на каждый самолет, входят, к примеру, установка нового стелс-покрытия, модернизация средств радиосвязи - установка цифровой линии связи и новой системы спутниковой связи - и обмена данными, оснащение машин перспективными пассивными и активными системами самообороны, бортовой радиолокационной станцией. Причем новое стелс-покрытие, создаваемое на совершенно ином принципе, чем нынешнее радиопоглощающее плиточно-красочное, будет не только иметь более высокие характеристики, но и существенно сократит время, затрачиваемое техниками на обслуживание В-2 и его подготовку к вылету. Так, если в настоящее время типовое обслуживание бомбардировщика, в ходе которого для доступа к различным системам самолета необходимо удалять плитки стелс-покрытия, занимает до 37 часов, то с новым покрытием на это будет уходить время, исчисляемое минутами. Также планируется оснастить "Спириты" новой системой управления оружием, которая позволит в автоматическом режиме индивидуально наводить каждую сбрасываемую авиабомбу, избавив от этой обязанности членов экипажа стратегического ракетоносца. Для таких "умных бомб" в соответствующий отсек В-2 будут устанавливаться новые держатели, рассчитанные на 80 боеприпасов калибра 500 фунтов. В настоящее время бомбардировщики В-2 могут нести только 16 подобных авиабомб высокой точности. Кроме того, в арсенал "стратега" войдут и тяжелые, массой 30 000 фунтов (13 600 кг), авиабомбы, предназначенные для разрушения хорошо укрепленных и глубоко заглубленных бункеров. Такая бомба, по результатам испытаний, способна пробивать железобетонную стену толщиной 60 футов (18,3 м). Намечено приспособить "Спирит" и к применению так называемых "авиабомб малого калибра" (SDB), оснащенных системой коррекции траектории полета и способных преодолевать после сброса расстояние до цели до 60 миль (около 100-110 км). Это, по расчетам специалистов, позволит существенно снизить уязвимость американских стратегических бомбардировщиков от средств ПВО противника.
В сухом остатке "Каждый новый стратегический бомбардировщик военно-воздушных сил имел новые, выдающиеся, характеристики, отличавшие его от предшественников", - подчеркивается в аналитическом отчете корпорации "Нортроп Грумман". И действительно, если, например, В-52 был первым "межконтинентальным" бомбардировщиком, то В-1 стал первым сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком, а в бомбардировщике В-2 удалось реализовать технологию "стелс" и возможность применения высокоточных управляемых авиационных боеприпасов типа JDAM и т.п. Но какие же отличительные особенности окажутся присущи стратегическому бомбардировщику следующего поколения? Будет ли "овчинка стоить выделки"? Пожалуй, самой яркой изюминкой данного проекта является то, что впервые после окончания Второй мировой войны в Соединенных Штатах намерены создать стратегический авиационный комплекс, приоритетной задачей которого станет нанесение авиаударов с использованием обычных, а не ядерных авиационных боеприпасов. Нет, конечно, бомбардировщик будет способен нести ядерное оружие, но все же в основном новый самолет предназначен для решения обычных задач. А это накладывает отпечаток и на его характеристики и возможности. Во-первых, новый "стратег" должен обладать способностью совершать большее количество самолето-вылетов в сутки (это, в свою очередь, вызовет необходимость сократить сроки межполетного техобслуживания и проч.). Во-вторых, экипаж получит возможность "перенацеливать" в полете вооружение самолета на новые цели - в случае необходимости (В-2 сегодня выполнять это не способен). В-третьих, перспективный бомбардировщик сможет более тесно интегрироваться в единую сеть с такими самолетами, как Е-3 AWACS и Е-8 Joint Stars, обеспечивая решение задач радиоэлектронной разведки, наблюдения и целеуказания. В-четвертых, новый самолет предназначен стать ядром объединенных авиационных групп, в состав которых также будут входить беспилотные разведывательные и боевые (ударные) летательные аппараты (такие группы получили у американцев наименование "волчьи стаи"). В конечном итоге, как указывают американские эксперты, обновленный парк стратегической авиации позволит Соединенным Штатам сохранить возможность обеспечения контроля за обстановкой на глобальном уровне. Ведь наличие у Вашингтона нескольких десятков самолетов, способных в любое время суток и времени года нанести сокрушительный ракетно-бомбовый удар по объектам в любой точке планеты, заставит любого его противника задуматься о неотвратимости возмездия и принудит его к принятию и реализации целого комплекса "недешевых" мер по противодействию такой угрозе. А, как мы помним, "боятся - значит, уважают". Владимир Щербаков 20.03.2009
Информация к размышлению: Афганские изыски Вашингтона ("Зеркало.az", Азербайджан) В Афганистане продолжается нескончаемая гражданская война. Движение "Талибан", которое еще несколько лет назад казалось разгромленным, набирает силу не только на юге страны, но и в центральных провинциях. По словам главы афганского МВД Мохаммада Ханифа Атмара, боевики активно действуют в 17 из 34 провинций. Интенсивность боевых действий только возрастает: талибы успешно совмещают партизанскую тактику борьбы с террористическими актами против войск афганского правительства и международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF). В результате американцы несут серьезные военные потери: начиная с октября 2001 года около шестисот американских солдат были убиты, а более двух с половиной тысяч получили ранения. Причиной роста популярности талибов стала не сила убеждений проповедников-фундаменталистов - в стране растет недовольство солдатами из ISAF. От их случайного огня погибает много мирных жителей. А это, кстати, негативно отражается и на рейтинге популярности Хамида Карзая, которого многие афганцы считают американской марионеткой. Да и сами действия центрального правительства вызывают протест. И не потому, что правительство Карзая не способно сдержать коррупцию: для афганского общества в порядке вещей решать проблемы посредством бакшиша. А вот попытки властей ограничить наркобизнес вызывают куда более серьезное недовольство: для миллионов афганцев, проживающих за чертой бедности, выращивание опиумного мака является единственным средством к существованию. Пытаясь найти рецепт действий, способных стабилизировать ситуацию в Афганистане и окончательно покончить с "Талибаном", администрация Барака Обамы пересматривает стратегию республиканцев в этой стране. В 2001 году Соединенные Штаты были ориентированы на военную победу и формирование правительства, способного провести в Афганистане экономические и демократические реформы. Одновременно с привлечением средств для восстановления экономики Вашингтон и его союзники занимались подготовкой афганских сил безопасности. Однако по мере возрождения движения "Талибан" и активизации его членов администрация Буша-младшего остановилась именно на силовом варианте. Этим объясняются и решение США значительно увеличить свой контингент в Афганистане, а также призыв к членам антитеррористической коалиции увеличить численность своих солдат как в военной, так и в гуманитарной сферах. Но эта стратегия не привела к столь желаемой победе. Потому, хотя Вашингтон и намеревается отправить в Афганистан дополнительно семнадцать тысяч солдат, нынешняя администрация Белого дома ищет и другие пути решения проблемы, более комплексные. Один из них - сотрудничество с умеренными талибами, о чем на днях заявил Барак Обама. Такой политический союз может стать частью долгосрочного урегулирования афганского кризиса. Союзники США поддержали инициативу Вашингтона. Лондон уже не раз предлагал Вашингтону рассмотреть вариант "раздела власти" с талибами. А немецкая пресса вовсю обсуждает эту возможность. "Разыскивается хороший "Талибан" - заголовок статьи в Sueddeutsche Zeitung. Уже заголовок соответствующе настраивает читателя, а именно - как воспринимают талибов немецкие эксперты и обозреватели. Надежда Барака Обамы на завершение войны с помощью компромисса, а не пушек замечательна, отмечает газета. Однако компромисс с кем? Мы имеем дело с группой лиц, у которых нет программы, официальных героев, политического крыла. Всего этого действительно нет. Но есть власть, основанная на насилии и способная насилие остановить. Однако первое обстоятельство как-то упускается из виду массовым сознанием афганского общества, остается второе. Именно этим объясняется мечта миллионов жителей страны о сильной руке. Правда, народ уже успел позабыть, что "Талибан", пытающийся выглядеть справедливым и миролюбивым, начал с убийств. 27 сентября 1996 года вместе с братом был повешен просоветски настроенный лидер Наджибулла. Страна должна была, по представлению лидеров движения, стать другим государством. Музыка, спорт, музеи и телевизоры запрещались. Закрылись многие школы и университеты. Женщины могли появляться на улице только в парандже и в сопровождении мужчин. Нынешний хаос пробуждает у определенных кругов ностальгию по сильной руке, то бишь по "Талибану". Однако надо учитывать и тот факт, что планы о терактах 11 сентября вызревали именно в Афганистане. Через считанные дни после событий в Нью-Йорке, в октябре 2001-го, войска США и Великобритании начали здесь военные операции и свергли вместе с Северным альянсом режим "Талибана". Тогда еще никто не употреблял выражения "умеренный "Талибан". Впервые его применил президент Афганистана Хамид Карзай. Концепция "умеренный "Талибан" всегда была частью политической риторики Карзая. Чего достиг Карзай? Это видно невооруженным взглядом. Перенимая у Карзая, сильно разочаровавшего Запад, его риторику, Б.Обама может повторить "достижения" автора этого выражения. Отсутствие у США афганской стратегии как таковой, помноженное на терминологию политического ставленника-неудачника, каким все более очевидно предстает нынешний президент Афганистана, усиливается давлением талибов. Они заявляют, что "переговоры с правительством Афганистана и американцами могут быть достигнуты только в том случае, если они отвечают условиям движения "Талибан", а это означает безусловное выполнение первого условия - отсутствие международных сил в лице войск НАТО. По мнению немецких экспертов, движения "Талибан" как такового вообще не существует. Речь идет о четырех различных группировках, которых объединяют этим понятием. Они частично дублируют друг друга. Во-первых, есть афганская группировка, которая является частью международной террористической организации "Аль-Каида". Во-вторых, есть группировка пакистано-кашмирского характера, которая, в частности, ответственна за недавние события в Мумбае. Третья и четвертая группировки состоят соответственно из пакистанских и афганских талибов и возглавляются лидером так называемого неоафганского крыла "Талибана" муллой Омаром. Стремление широких слоев афганского общества увидеть в талибах решение сложных политико-экономических проблем происходит на фоне многолетних безуспешных попыток сегодняшних властей изменить ситуацию. Именно по этой причине они переложили на плечи сорока стран заботы по обеспечению безопасности и восстановлению собственной страны. Власти понимают, над чем бьется мировое сообщество, главное, по его мнению, не позволить деструктивным силам создать на территории Афганистана новые центры по подготовке актов международного террора. Тревожное общее положение объясняется, кроме всего прочего, тем, что правительству не удалось при президенте Карзае - вопреки международным ожиданиям и содействию НАТО - продолжить начатое в ходе Боннского процесса. Не удалось сделать государственные учреждения дееспособными. Карзай и его команда не способны распространить сильную административную власть на все части страны. Дополнительно ко всему Карзай дискредитировал себя тем, что пригласил на работу в высокие кабинеты продажных региональных властителей. Поскольку каждый из них вел свою политику в интересах собственного этнического, религиозного или семейного клана, это объективно тормозило национальный процесс объединения миротворческих усилий и развития. Отсюда и разочарование населения в слабых результатах восстановления и борьбы с бедностью. По крайней мере, ежегодное сокращение на 3% людей, живущих на доход менее 1 доллара в день (оно определено документами Лондонской конференции), притом, что в Афганистан закачиваются миллиарды долларов, не достигнуто. К примеру, министр обороны Афганистана генерал А.Р. Вардак несколько месяцев назад обнародовал намерение Кабула увеличить численность АНА с 86 до 134 тыс. человек, что, по его мнению, позволит успешно обеспечивать безопасность в стране. Срок для решения этой задачи не определен, однако озвучена цифра расходов - 20 млрд. долларов, из которых 17 млрд. предоставят США. Остальные 3 млрд. будут выделены другими странами. Как видим, достижения нынешнего официального Кабула весьма сомнительны. Однако при всем этом фигура Хамида Карзая остается ключевой в урегулировании афганской проблемы. Пусть многие афганцы считают его американской марионеткой, а международное сообщество полагает, что его режим коррумпирован и не способен бороться с наркобизнесом. Но в Афганистане также хорошо понимают, что этому пуштуну пока нет альтернативы. Этот афганский политик достаточно гибок и умеет приспосабливаться к ситуации, лавируя между различными военно-политическими и религиозными группами. И он приложит все усилия для того, чтобы сохранить целостность страны. Не вызывает удивления и тот факт, что Карзай горячо поддержал предложение Барака Обамы о перемирии с представителями умеренных талибов, отметив, что его администрация давно выступает за контакты с частью вооруженной оппозиции, не связанной с террористической деятельностью. Было бы архинеожиданно, если бы Карзай вдруг оказался против. По словам афганского лидера, единственный путь для дальнейшего развития Афганистана - заключение мира с некоторыми членами талибов. Впрочем, не все разделяют точку зрения президента: идея диалога с талибами неоднократно вызывала критику внутри Афганистана. И ряд афганских политиков считает, что переговоры со сторонниками "яростных мулл" должны вестись только с позиции силы. Пока же представители фундаменталистского движения отвергают предложения Барака Обамы о переговорах с умеренными талибами. Впрочем, Моджахед выдает желаемое за действительное: внутри "Талибана" уже давно происходят конфликты, о которых речь шла выше. И самый серьезный из них - противостояние между лидером афганских талибов муллой Омаром и вождем пакистанских талибов Бейдуллой Мехсудом. По оценке экспертов, наметившийся "конфликт поколений" в "Талибане" между "старыми" лидерами движения и "новыми командирами" может стать самым опасным для движения "яростных мулл". А это увеличивает шансы международного сообщества на победу в войне с "Талибаном" и решение афганской проблемы. Думается, что сотрудничество с движением "Талибан" не стабилизирует положение в регионе, это может даже привести к новым волнениям. Их причина - в этнической разнородности. Большинство талибов, к примеру, пуштуны - это наиболее многочисленный народ в Афганистане (40% населения), причем наиболее радикальный и непримиримый. Поэтому, если талибы пойдут на переговоры и вдобавок успешно завершат их, интегрируясь как в переговорный процесс, так и в будущее преобразование афганского государства, политический вес пуштунов значительно поднимется. Однако в Афганистане живут и другие народы - таджики (30%), хазарейцы (20%), узбеки (5%), которых в сумме больше, чем пуштунов. Однако они фактически отстранены от управления страной. А в данной вероятной ситуации не исключен всплеск антипуштунских настроений в этнических группах, что приведет к новому витку дестабилизации. При этом решающим фактором является то, насколько готов лидер движения "Талибан" мулла Омар вести переговоры и каковы его мотивы. К тому же на происходящее в Афганистане сильное влияние имеет Пакистан: пакистанская разведка имеет давние связи с "Талибаном". И потому от отношений Исламабада с талибами зависит очень многое в Афганистане. Впрочем, это движение и само оказывает влияние на политику Исламабада. В самом Пакистане проживает много пуштунов. И территории, которые они населяют, не контролирует центральное правительство. Это способствует передвижению талибов из одной страны в другую. Именно в Пакистане находятся лагеря талибов и религиозные школы - медресе, где готовится пополнение для фундаменталистского движения. В самом же Пакистане в конце 2007-го местные группы талибов объединились в организацию "Техрик Талибан-и-Пакистан", которую возглавил Бейдулла Мехсуд, находящийся в весьма непростых отношениях с муллой Омаром. Целями "Техрик Талибан-и-Пакистан" являются борьба против войск коалиции в Афганистане, введение законов шариата и активное противостояние пакистанской армии. Чтобы как-то стабилизировать ситуацию в стране, пакистанские власти достигли с лидерами местных талибов соглашения о введении шариатских судов в Свате - оплоте боевиков "Техрик Талибан-и-Пакистан". Поэтому еще один элемент сегодняшней стратегии Вашингтона - расширение сотрудничества с Исламабадом в борьбе с талибами. Этого удалось достичь лишь в последнее время. И то благодаря угрозам Белого дома лишить Пакистан американской финансовой помощи. Вот почему, хотя Исламабад и выражает протест против нанесения ракетных ударов по расположенным на его территории лагерям талибов и действий американского спецназа, пакистанские власти не предпринимают никаких резких шагов. Подготовка к вазиристанской операции во многом определила и день проведения в Афганистане президентских выборов. Одно время говорили, что выборы пройдут в мае или апреле, поскольку существовала опасность возникновения "вакуума власти": если голосование прошло бы в августе, страна практически три месяца была бы без президента. Для Афганистана это означало бы серьезный политический кризис, который привел
бы к росту внутриэлитных и межклановых противоречий и в конечном счете - к дестабилизации ситуации. Именно тогда, как считают в руководстве коалиционными силами, в стране будет достаточно войск, чтобы не допустить срыва голосования талибами. Пока же Соединенные Штаты проводят подготовку к крупномасштабной наземной операции сил коалиции в восточных районах Афганистана и пакистанских провинциях Вазиристана весной-летом 2009 года. По мнению ее разработчиков, эта военная операция должна завершиться окончательным разгромом движения талибов и "Аль-Каиды". Хотя, по всей видимости, политика США в Афганистане многогранна. На этом фоне любопытным выглядит то, что, по материалам мировых СМИ, глава Пентагона Роберт Гейтс считает: Вашингтон, возможно, был бы не против, если бы афганские власти заключили соглашение с талибами, подобное недавнему перемирию в Пакистане. Без всякого сомнения, для новой администрации Белого дома сегодня нет более важной внешнеполитической проблемы, чем Афганистан. Для этого администрация демократов прикладывает все усилия, для начала вырабатывая новую стратегию действий. Обама назначил известного американского дипломата Ричарда Холбрука своим спецпосланником по Афганистану и Пакистану, а ради транзита через российскую территорию грузов для солдат коалиции Вашингтон согласился на восстановление работы Совета Россия-НАТО. Еще свежи воспоминания, как во время своей избирательной кампании Барак Обама критиковал республиканскую администрацию Джорджа Буша-младшего за то, что она переключила внимание общественности на Ирак, в то время как лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен скрывается где-то у талибов на афгано-пакистанской границе. Как с горечью замечает американский президент, Соединенные Штаты проигрывают в войне, которая начиналась для них так успешно. А это удар не только по престижу Америки. Поражение сил коалиции в борьбе с международным терроризмом приведет к новому хаосу в Афганистане, а значит, и к дестабилизации ситуации во всем Центрально-азиатском регионе. Поэтому Вашингтон намерен переломить ситуацию. Намерен весьма серьезно и любой ценой. 25.03.2009 ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стали доступны для скачивания электронные книги:
_____________________________________________________________________________ РЕКЛАМА на VPN Если Вам нужен тот или иной ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru. Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru
|
В избранное | ||