Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Морская пехота США начала масштабную операцию на юге Афганистана

 

Основным мотивом, побудившим российского солдата Дмитрия Артемьева дезертировать в Грузию, являются неуставные отношения со стороны сослуживцев, сообщил РИА Новости в четверг по телефону высокопоставленный источник в Северокавказском военном округе.

"По имеющимся в настоящее время данным, Артемьев покинул расположение своей части из-за фактов дедовщины со стороны сослуживцев, уроженцев Северного Кавказа", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, солдат покинул расположение российской базы в Южной Осетии минувшей ночью.

Артемьев был призван в ряды Вооруженных сил в ноябре прошлого года.

Ранее представитель грузинского министерства по делам беженцев и расселению сказал, что солдат Артемьев в Грузии стал "соискателем статуса беженца". По данным грузинской телекомпании "Рустави-2", в настоящее время солдат находится в офисе ООН в Тбилиси.

"Со мной (в армии) обращались очень плохо. Я бежал с пункта в Переви", - сказал Артемьев в эфире грузинских телеканалов.

Ранее на грузинскую сторону из Южной Осетии перешел сержант российской армии Александр Глухов. Недавно Грузия предоставила ему политическое убежище и он получил там работу.

2.07.2009
         Права на данный материал принадлежат
РИАНовости

 

Еще один российский солдат попросил убежища в Грузии

Еще один российский военнослужащий Дима Артемьев попросил убежища в Грузии, сообщает в четверг грузинская телекомпания Рустави-2.

Эту информацию РИА Новости подтвердили в пресс-службе грузинского министерства по делам беженцев и расселению. Представитель ведомства сказал, что военнослужащему присвоен так называемый статус соискателя статуса беженца.

По данным телекомпании, солдат в настоящее время находится в офисе ООН в Тбилиси.

"Российский военный Дима Артемьев накануне обратился в офис ООН с просьбой о получении политического убежища в Грузии. ООН же в свою очередь выступили посредниками и обратились к нам в министерство. Мы уже присвоили ему статус соискателя статуса беженца", - сообщил представитель пресс-службы министерства.

Причиной своих действий российский военнослужащий назвал невыносимые условия службы. Он сообщил, что бежал с территории контролируемой югоосетинской стороной - из села Переви (Сачхерский район Грузии).

"Со мной обращались очень плохо. Я бежал с пункта в Переви", - сказал Артемьев в эфире грузинских телеканалов.

Ранее на грузинскую сторону перешел сержант Александр Глухов. Недавно ему было предоставлено политическое убежище в Грузии и он получил работу.

РИА Новости пока не располагает комментарием российских структур по поводу перехода Артемьева на грузинскую сторону.

2.07.2009
         Права на данный материал принадлежат
РИАНовости

 

Основной мотив дезертирства солдата Артемьева в Грузию – дедовщина

Основным мотивом, побудившим российского солдата Дмитрия Артемьева дезертировать в Грузию, являются неуставные отношения со стороны сослуживцев, сообщил РИА Новости в четверг по телефону высокопоставленный источник в Северокавказском военном округе.

"По имеющимся в настоящее время данным, Артемьев покинул расположение своей части из-за фактов дедовщины со стороны сослуживцев, уроженцев Северного Кавказа", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, солдат покинул расположение российской базы в Южной Осетии минувшей ночью.

Артемьев был призван в ряды Вооруженных сил в ноябре прошлого года.

Ранее представитель грузинского министерства по делам беженцев и расселению сказал, что солдат Артемьев в Грузии стал "соискателем статуса беженца". По данным грузинской телекомпании "Рустави-2", в настоящее время солдат находится в офисе ООН в Тбилиси.

"Со мной (в армии) обращались очень плохо. Я бежал с пункта в Переви", - сказал Артемьев в эфире грузинских телеканалов.

Ранее на грузинскую сторону из Южной Осетии перешел сержант российской армии Александр Глухов. Недавно Грузия предоставила ему политическое убежище и он получил там работу.

2.07.2009
         Права на данный материал принадлежат
РИАНовости

 

Американский "Орёл" против МиГов и Су

"Недоразумения" в зарубежных аналитических оценках отечественных истребителей

В моей предыдущей статье "Су-35 в прицеле западных экспертов" был поднят вопрос о правильности методического понимания и практической трактовки результатов сравнительных оценок отечественных и зарубежных истребителей, активно используемых сегодня рядом западных фирм в продвижении своих боевых самолетов на мировой рынок авиационных вооружений.

В частности, были рассмотрены результаты имитационного исследования, проведенного британским агентством DERA в начале 1990-х годов применительно к сравнению истребителя EF-2000 с машиной семейства Су-30/Су-35. Некоторые из этих результатов стали известны благодаря обсуждению в печати как "недоразумения" в сравнительной оценке самолетов.

Сегодня подобные "недоразумения" далеко вышли за рамки имитационного исследования DERA. И многие из них по-прежнему связаны с рассмотрением истребителей семейства Су-30/Су-35, что и понятно. Ведь эти машины являлись в последние годы основным экспортным продуктом отечественного авиапрома, составляя на мировом рынке конкуренцию западным самолетам F-15С и F/A-18E/F. В сравнительных оценках этих самолетов с самолетами семейства Су-30/Су-35, полученных в зарубежных исследованиях, также накопилось немало "недоразумений".

Не только летно-технические характеристики

Интерес к оценке боевых свойств и возможностей самолетов семейства Су-30/Су-35 проявляется в последние годы в наибольшей степени в США и, в частности, при сравнении с ними не только основного на данный день истребителя американских ВВС F-15С, но и только что развернутого на вооружении самолета 5-го поколения F-22. Отличием американского подхода к изучению рассматриваемого вопроса от подхода, принятого в Европе, является ориентация на использование не имитационных исследований с компьютерным моделированием сравниваемых машин, а боевых учений, максимально приближенных по своей достоверности к реальным боевым действиям.

Именно таким образом появился коэффициент побед 8,11:1, установленный в 2003 году для истребителя F-15C по результатам воздушных боев, проведенных в рамках боевых учений "Рэд Флэг" с имитируемыми "агрессорской эскадрильей" боевыми самолетами семейства Су-30/Су-35. А ведь в упомянутом выше имитационном исследовании агентства DERA британские специалисты оценили в свое время F-15C коэффициентом побед 0,8:1 в его сравнении с истребителем Су-35.

Можно говорить о наличии здесь какого-то "недоразумения" в результатах зарубежных исследований, но при внимательном рассмотрении становится очевидным, что в этом расхождении оценок эффективности присутствует влияние факторов, наличие которых очень часто вообще упускается из внимания. Все они тем или иным образом связаны с системным подходом к оценке боевой эффективности истребителя.

Очевидно, что 10 лет, различающие по времени своего проведения имитационные исследования агентства DERA и боевые учения "Рэд Флэг", в которых были получены рассматриваемые оценки, не прошли даром для развития боевой авиации. Одним из проявлений этого развития стало внедрение централизованно-сетевого управления (ЦСУ) в практику боевого применения истребителей. Разумеется, эффект внедрения технологии ЦСУ можно обнаружить только в рамках масштабных боевых действий с задействованием больших групп самолетов, причем организованных в соответствующие боевые системы.

К подобной практике боевых действий авиации и относятся рассматриваемые оценки боевой эффективности истребителя. И американцы не только определили коэффициент побед истребителя F-15C, соответствующий использованию технологии ЦСУ при ведении дальнего ракетного боя, но и оценили то влияние, которое оказывает использование данной технологии на этот показатель. Считается, что реализация информационного взаимодействия истребителей F-15C с использованием существующих средств технологии ЦСУ, повышает коэффициент побед этого самолета в ходе ведения группового боя с противником. А при изъятии данной технологии из использования, что превращает единую боевую систему просто в группу находящихся в воздухе истребителей, коэффициент побед F-15C с упомянутого выше соотношения 8,11:1 уменьшается до 3,1:1.

Это уже ближе к оценке эффективности F-15C в сравнении с Су-35, данной специалистами агентства DERA в начале 1990-х годов. Но не совсем, и в этом также можно обнаружить влияние ряда факторов, определяющих рассматриваемый показатель. Ведь 10 лет, разделяющие сравниваемые оценки боевой эффективности, помимо внедрения в практику ведения боевых действий технологии ЦСУ характеризовались еще и активной модернизацией истребителей 4-го поколения, стоящих на вооружении.

Применительно к истребителю F-15C это было связано прежде всего с заменой первоначально установленной на самолете РЛС AN/APG-63 традиционной технологии на ее усовершенствованную модель AN/APG-63(v)3 с АФАР, обладающую гораздо более высокими характеристиками. Благодаря чему, по мнению специалистов ВВС США, истребителю F-15C обеспечивалась возможность успешного ведения дальнего ракетного боя с превосходящим в численном отношении противником. А это значит, что коэффициент побед 3,1:1, относящийся к сравнению истребителя F-15C с самолетами семейства Су-30/Су-35 без учета эффекта использования системной технологии ЦСУ, соответствовал качественно более совершенному авиационному боевому комплексу, чем тот, который представлял собой истребитель F-15C с исходным вариантом РЛС AN/APG-63, рассматривавшийся в имитационных исследованиях агентства DERA.

Нельзя точно утверждать, что различие этой оценки боевой эффективности F-15C и упоминавшегося выше коэффициента побед 0,8:1, которым охарактеризовали эффективность этого самолета британские специалисты в начале 1990-х годов, полностью определяется внесенными усовершенствованиями радиолокационной обзорно-прицельной системы F-15C. Однако это различие вполне "коррелируется" результатами учений "Коуп Индия-2004", состоявшихся в 2004 году на авиабазе Гвалиор индийских ВВС. Проведение этого мероприятия, вызвавшего сначала сенсационную шумиху в средствах массовой информации по поводу полной неэффективности истребителей F-15C в сравнении с истребителями Су-30МКИ, а затем крайнее удивление по поводу того, что истребители Су-30МКИ, оказывается, вообще не принимали участия в маневрах, оставило после себя ряд "недоразумений".

Длившиеся в течение двух недель учения "Коуп Индия-2004" были построены на основе имитирования боевых операций двух типов - наступательной и оборонительной, - в каждой из которых американские и индийские участники выступали в качестве противоборствующих сторон. В истребительных операциях американские истребители F-15C действовали, как правило, против истребителей Су-30МКИ, а в ударных операциях - против истребителей МиГ-21, прикрывавших ударные самолеты МиГ-27 индийских ВВС.

Как это со временем стало очевидно на основании комментариев американских участников учений, в "Коуп Индия-2004" со стороны Соединенных Штатов были задействованы истребители F-15C, не проходившие программы модернизации в полном объеме. Это были самолеты F-15C, оснащенные РЛС старого образца. И это вполне может объяснять низкий уровень боевой эффективности, проявленный этими машинами в противоборстве с боевыми самолетами ВВС Индии. Во всяком случае именно этим американцы в конце концов объяснили одно из "недоразумений", порожденных итогами "Коуп Индия-2004", - боевым превалированием истребителей МиГ-21 ВВС Индии над истребителями F-15C. И этот факт в познавательном плане, несомненно, представляет интерес в свете рассматриваемых в данной статье вопросов.

Сразу же следует подчеркнуть: речь в данном случае идет об истребителях модели МиГ-21 "Бизон", отличающейся от обычной версии этого самолета существенной модернизацией специального бортового оборудования и системы вооружения, что существенно повышает его возможности как авиационного боевого комплекса. Одной из составляющих программы модернизации являлось оснащение МиГ-21 новой РЛС и станцией РЭБ израильского производства. Использование индийскими летчиками практики постановки радиолокационных помех существенно снизило и без того не очень высокие, по современным меркам, возможности РЛС AN/APG-63 истребителей F-15C по обнаружению противника в дальнем ракетном бою за пределами визуальной видимости.

По признанию одного из американских летчиков, принимавшего участие в учениях "Коуп Индия-2004", сплошное радиолокационное поле, которое, руководствуясь принятой тактикой ведения боя, пыталась установить в зоне своей ответственности четверка F-15C, под влиянием радиолокационного противодействия противника оказывалось нарушенным. Пользуясь этим, "индийские летчики умело проскальзывали через бреши, образовавшиеся в обороне противника, выводя свои истребители МиГ-21 "Бизон" в зону ближнего боя, где численное превосходство создавало им неоспоримые преимущества".

Резюмируя сказанное выше, можно констатировать, что оценки боевой эффективности современных истребителей, рассматриваемые сегодня за рубежом, выходят по своему методическому содержанию за рамки учета одних только летно-технических характеристик самолета. Они охватывают характеристики вооружения и специального оборудования истребителя, переводя оценку боевой эффективности машины в категорию оценки авиационного боевого комплекса. А в некоторых случаях она выходит и за эти рамки, учитывая свойства истребителя как элемента авиационной боевой системы. И, приняв участие в боевых учениях "Коуп Индия-2004", американцы могли, в частности, убедиться в том, что модернизированный авиационный боевой комплекс МиГ-21 "Бизон" на базе истребителя 3-го поколения мало чем уступает по своей эффективности немодернизированному авиационному боевому комплексу в виде истребителя 4-го поколения F-15C.

О факторах боевой эффективности

Анализ причин "недоразумения" учений "Коуп Индия-2004", выразившегося в успехе применения истребителей МиГ-21 "Бизон" индийских ВВС против истребителей F-15С 3-го авиакрыла ВВС США, будет неполным, если не коснуться еще некоторых факторов, определяющих оценку боевой эффективности истребителя. Это оперативно-тактическое мастерство, летная подготовка пилотов и вообще профессионализм всего военного персонала авиационной боевой системы, в рамках которой проводится оценка боевой эффективности конкретных истребителей.

Очевидно, что эти факторы, весьма трудно воспроизводимые в имитационных исследованиях, всегда в явном виде присутствуют при проведении боевых учений. Присутствие данных факторов (как это стало известно позднее, после придания гласности некоторых подробностей) имело место и на учениях "Коуп Индия-2004". Это касается прежде всего оперативно-тактических аспектов проведения учений, начиная с их подготовки.

Так, согласно разъяснениям командира 3-го авиакрыла ВВС США полковника М.Снодграсса, появившимся в бюллетене ВВС США Inside the Air Force, по настоянию индийской стороны потолок ведения воздушных боев был ограничен средними высотами. Это ограничение, как потом оказалось, имело для американцев тяжелые последствия. Ведь если на больших высотах дальность пуска ракеты AMRAAM, которыми были вооружены истребители F-15C, составляет более 60 км (а на очень больших - более 100 км), то на средних высотах она снижается до 30-35 км. Что, естественно, ведет к уменьшению времени упреждения противника в применении оружия, делая комплексную оценку боевой эффективности истребителей более чувствительной к его возможностям ведения ближнего боя.

"Загнав" своего противника на средние высоты, участники учений со стороны индийских ВВС лишили американцев возможности использовать хорошо отработанную ими тактику ведения боевых действий, рожденную в специальных исследованиях по совершенствованию технологии боевых действий.

Однако было бы неправильным упомянуть только об ограничениях высоты полетов, говоря об оперативно-тактических аспектах, проявившихся в ходе учений "Коуп Индия-2004" при сравнительной оценке боевой эффективности истребителей американских и индийских ВВС. По признанию капитана М.Сноудена, отвечавшего в 3-м авиакрыле ВВС США за тактическую подготовку летного состава, "общее удивление вызвало то, что вместо традиционного стиля ведения боевых действий "красных", представление о котором сформировалось в годы холодной войны, индийская сторона продемонстрировала в учениях большую гибкость планирования боевых задач и разнообразие тактик их исполнения. Индийские штабные офицеры никогда не планировали повторение оперативно-тактических приемов, к которым их противник сумел адаптироваться, а командиры летных эскадрилий, участвовавших в маневрах, стремились всячески разнообразить тактические приемы своих действий при выполнении поставленных им боевых задач".

Можно сказать, что впервые "затрещала по всем швам" хорошо изученная в начале 1990-х годов исследовательской корпорацией RAND концепция оперативно-тактического использования боевой авиации (CONOPS) "красных". Правда, "красными", неприятно поразивших американцев своими особенностями CONOPS оказались не российские, а индийские ВВС. По признанию М.Сноудена, "американские участники учений ничем не смогли удивить в плане оперативно-тактического мастерства своих индийских коллег".

И, может быть, в этом заключается один из факторов, определивших по итогам учений "Коуп Индия-2004" боевую эффективность истребителей ВВС Индии, которая для истребителя Су-30МКИ, если исходить из некоторых заявлений американцев, соответствовала коэффициенту побед 3:1. А это более чем в три раза выше того показателя, который в свое время установили специалисты британского агентства DERA для подобного истребителя при его сравнении с истребителем F-15C по результатам своих имитационных исследований. Учитывая ограниченность, которая отличает имитационные исследования от боевых учений в части моделирования фактора оперативно-тактического мастерства и летной подготовки, характеризующего ту боевую систему, в рамках которой проводится оценка боевой эффективности конкретного истребителя, отмеченное повышение коэффициента побед Су-30МКИ над истребителем F-15C можно отнести на счет именно этого фактора.

Возможно, подобная мысль посетила при разборе итогов боевых учений "Коуп Индия-2004" и представителей командования ВВС США. Во всяком случае, добившись от индийской стороны повторения проведенных учений уже с участием истребителей Су-30МКИ, американцы предложили еще и новую их постановку. Если основным содержанием боевых учений "Коуп Индия-2004" было имитирование воздушных боев между истребителями индийских и американских ВВС, то в учениях "Коуп Индия-2005", состоявшихся в конце 2005 года на авиабазе Калейкунда индийских ВВС, этим содержанием стало имитирование боевых действий друг против друга двух смешанных групп самолетов, состоящих из истребителей военно-воздушных сил двух стран.

В состав каждой группы включался также самолет радиолокационного дозора и наведения Е-3 "Сентри" ВВС США, что создавало замкнутую в информационном отношении авиационную боевую систему, подобную тем, появление которых в современной практике ведения боевых действий обусловлено использованием технологии ЦСУ. Отличием боевых учений "Коуп Индия-2005" от маневров "Коуп Индия-2004" стало и то, что с американской стороны в этот раз были представлены истребители F-16C, переброшенные для этого в Индию с одной из авиабаз Японии. С индийской стороны в учениях были задействованы истребители Су-30МКИ, дополненные небольшой группой истребителей МиГ-21 "Бизон".

Очевидно, что, принимая участие в учениях "Коуп Индия-2005", американцы не только хотели реализовать свою давнюю мечту - "прощупать" истребитель Су-30МКИ в части его боевых свойств. Они задались целью определить и возможности, которыми обладают ВВС Индии в части реализации этих свойств в боевых действиях истребительной авиации. Для этого и была устроена проверка интероперабельности Су-30МКИ, то есть его совместимости (прежде всего в информационном отношении) с типичной авиационной боевой системой тактической авиации ВВС США.

По результатам данной проверки возникли очередные "недоразумения". Например, использование смешанных групп истребителей из машин американских и индийских ВВС, информационно взаимосвязанных в единую боевую систему за счет включения в эти группы еще и самолета радиолокационного дозора и наведения Е-3 "Сентри", позволило индийским летчикам более многогранно продемонстрировать свою оперативно-тактическую подготовку. Один из операторов системы наблюдения американской крылатой машины ДРЛО не смог удержаться от признания, что "в большинстве случаев индийские пилоты реагировали на информационное целеуказание, передаваемое с борта самолета Е-3 "Сентри" быстрее, чем это делали американские летчики, - факт, который у всех вызвал крайнее удивление".

Ближний воздушный бой и сверхманевренность

Чтобы не создать впечатления, будто фактор оперативно-тактического мастерства и летной подготовки в оценке боевой эффективности истребителя в рамках авиационной боевой системы проявляется только в ходе ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости, приведем впечатления еще некоторых непосредственных участников учений "Коуп Индия-2005".

В частности, капитан М.Мени, один из пилотов истребителей F-16C, принимавших участие в учениях, после их завершения констатировал: "Су-30МКИ - уникальный боевой самолет. Он обладает чрезвычайно высокой маневренностью, а она в значительной степени определяет боевую эффективность в ближнем воздушном бою". Другой американский участник воздушных боев, прошедших в рамках маневров "Коуп Индия-2005", пожелавший сохранить анонимность, даже три года спустя не мог удержаться от лестных отзывов в адрес индийских летчиков, пилотировавших истребители МиГ-21 "Бизон": "Они успешно применяли в ближнем воздушном бою тактический прием "Ножницы", пользуясь способностью своих самолетов сохранять устойчивый полет на скорости всего 200 км/ч, а затем резко уйти вверх под 60? с высоты 3000 м на 6000 м".

К сожалению, это не конкретные оценки боевой эффективности, выраженные коэффициентом побед в воздушном бою. Для ближнего воздушного боя такие оценки практически отсутствуют в результатах проведенных учений. Что связано, по-видимому, с гораздо большей зависимостью исхода ближнего маневренного боя, по сравнению с боем дальним ракетным за пределами визуальной видимости, от фактора оперативно-тактического мастерства и летной подготовки. То есть того "человеческого фактора", который в отличие от технических характеристик боевых самолетов является величиной весьма непостоянной.

В связи с этим понятно стремление американцев свести в воздухе в ходе боевых учений свои истребители F-15C не просто с самолетами-имитаторами, изображающими российские боевые машины семейства Су-30/ Су-35, а с реальными образцами этих истребителей, в кабинах которых находятся пилоты не американской, а иной школы летного мастерства. Такая возможность представилась уже при их участии в учениях "Коуп Индия-2004", но в полной мере она реализовалась в 2008 году, когда боевая группа самолетов индийских ВВС прибыла на авиабазу Неллис ВВС США в штате Невада для участия в очередных учениях "Рэд Флэг". Пилотируемые индийскими летчиками истребители Су-30МКИ сменили здесь традиционно используемые для имитации "красных" машины так называемой "агрессорской" эскадрильи, максимально приблизив имитируемые боевые действия к реальным условиям.

По результатам этих учений приведенное выше мнение капитана ВВС США М.Мени относительно боевой эффективности Су-30МКИ в ближнем воздушном бою, сделанное после учений "Коуп Индия-2005", может быть дополнено распространенным через интернет (портал Jon Tube) сообщением неназванного американского летчика: "Пилоты F-15C смогли эффективно противостоять применению индийскими летчиками свойств сверхманевренности истребителя Су-30МКИ при выполнении ими маневров типа "Молот". Пилотам F-15C надо было только точно поймать момент, когда, взяв ручку управления самолетом на себя и потянув назад РУД, можно поймать на прицел пушки самолет противника, который, потеряв скорость после достижения верхней точки выполняемого маневра, начинает беспомощно падать вниз". (Упомянутый американским летчиком боевой маневр "Молот" впервые был продемонстрирован на выставке "Фарнборо-96" на самолете Су-37. Эта фигура высшего пилотажа получила тогда наименование "Кульбит".)

Данный факт, составивший один из результатов учений "Рэд Флэг-2008", не очень афишировался. Командование ВВС США опасалось, что в случае, если сведения о превалирующей боевой эффективности стоящих на вооружении американской военной авиации истребителей F-15C дойдут до лиц, принимающих решения в соответствующих комиссиях Конгресса Соединенных Штатов, опять возникнут старые проблемы с выделением финансирования на программу истребителя 5-го поколения F-22 "Рэптор". Командование ВВС США более устраивало поддержание той версии о полной неэффективности существующих истребителей F-15C в сравнении с истребителем Су-30МКИ, которую с таким трудом удалось создать после боевых учений "Коуп Индия-2004".

Очевидно, это обстоятельство заставило неназванного американского участника боевых учений "Рэд Флэг-2008" дополнить свое сообщение дополнительным пояснением, что в кабинах F-15 на этих учениях находились пилоты не той квалификации, которую имели пилоты F-16C, участвовавшие за три года до этого в боевых учениях "Коуп Индия-2005". Это были летчики, прошедшие специальную подготовку по ведению ближнего воздушного боя со сверхманевренными самолетами противника, роль которых при проведении этой подготовки выполняли истребители F-22 "Рэптор". Данное пояснение было резюмировано специальной оговоркой: "Продемонстрированное преимущество F-15C в ближнем бою, безусловно, является преходящим явлением. Поняв свою слабость в тактическом ведении ближнего воздушного боя с использованием элементов сверхманевренности, индийские летчики, безусловно, найдут со временем приемы, позволяющие им, используя маневренные свойства истребителей Су-30МКИ, противостоять в воздухе истребителям F-15C, пилотируемым летчиками американских ВВС".

Предположение американского участника учений "Рэд Флэг-2008" о возможно скорой адаптации индийских летчиков к боевым приемам авиационного воздушного боя, освоенных пилотами американских истребителей F-15C, не лишено основания. Ведь, согласно опубликованным ранее в печати данным, ежегодный налет строевых летчиков истребительной авиации ВВС США составляет 250 часов, а в индийских ВВС он доходит до 300 часов. (Для справки заметим, что для отечественной практики годовой налет летчиков-истребителей 120 часов является пока что планируемой целью.)

В заключение необходимо сказать следующее. Истребители семейства Су-30/Су-35, являющиеся в последние годы основным экспортным продуктом отечественного авиапрома, стали предметом пристального внимания в проводимых за рубежом исследованиях по сравнительной оценке боевых самолетов. Начатое британским агентством DERA еще в начале 1990-х годов сравнение этих российских машин с новыми образцами западных истребителей продолжается до сих пор. И здесь появляется много неожиданных результатов, которые могут восприниматься как "недоразумения", если не учитывать, что в реальных условиях боевого применения истребитель уже давно перестал быть изолированным объектом, а стал элементом боевой системы, эффективность которой есть нечто большее, чем летное совершенство самолета, демонстрируемое в ходе авиационных шоу на международных выставках.

Вячеслав Володин

26.06.2009
        Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.

 

В США представили беспилотник нового поколения

Корпорация Northrop Grumman и ВВС США представили 25 июня первый беспилотный летательный аппарат RQ-4 Block 40 Global Hawk, оснащенный радарной системой MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program), сообщает DefPro. По данным разработчиков, БПЛА отличается улучшенными летными характеристиками, а установленные на нем радары обеспечат "беспрецедентные" возможности обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.

Представленный беспилотник Global Hawk стал 27-м по счету, построенным с момента начала программы в 1995 году, а также первым БПЛА в модификации Block 40. Его испытания, как сообщил представитель компании-производителя, должны начаться в июле 2009 года, хотя общий налет БПЛА типа Global Hawk уже превысил 31 тысячу часов. В перспективе в авиабазу Grand Forks ВВС США в штате Северная Дакота планируется поставить 15 аналогичных беспилотных летательных аппаратов в варианте Block 40.

Northrop Grumman утверждает, что он способен подниматься на высоту более 18 тысяч метров и находиться в воздухе более 32 часов. При этом максимальная скорость беспилотника достигает 630 километров в час. Новейшая радарная система MP-RTIP, которая используется в конструкции аппарата, позволит вести наблюдение за наземными и воздушными целями в любое время суток, независимо от погодных условий.

Отметим, что радиолокационная система MP-RTIP, которая разрабатывается корпорацией Northrop Grumman с 2000 года, в перспективе должна улучшить возможности американской авиации по обнаружению и сопровождению крылатых ракет. Помимо БПЛА Global Hawk, ее планировалось установить на американский многоцелевой самолет E-10 MC2A, однако проект был закрыт. Вместо этого ими планируют переоснастить старые разведывательные самолеты E-8 JointSTARS.

26.06.2009
        Права на данный материал принадлежат Lenta.ru

 

Салон последней надежды

"Ле Бурже 2009" завершил работу, оставив богатую пищу для размышлений

Мировое авиастроение поразил глубочайший кризис, который лишь продолжает углубляться. Еще в начале этого года было неясно, состоится ли самый старый и самый известный в мире авиасалон в пригороде Парижа или нет. Его организаторы предприняли просто невероятные усилия, чтобы уговорить былых участников вновь собраться в Ле Бурже. Произошло невиданное. Руководители салона почти в полном составе прилетали в Москву для того, чтобы устроить во французском посольстве презентацию для российский журналистов. Впервые даже объемный пресс-кит был выпущен на русском языке.

Лиха беда начало

Усилия дали результат. "Ле Бурже-2009" состоялся и даже несколько расширил количество участников. Впрочем, ярких новинок представлено не было, и по общей экспозиции салон смотрелся достаточно скромно. А ведь случались в его истории экспозиции, которые привлекали внимание и въедливого специалиста, и любопытствующего зеваки.

Прошедший салон лишний раз подтвердил, что XXI век скорее всего будет столетием гражданских самолетов. Объективно человечество стремится к миру, и опять же объективная глобализация требует скоростных средств передвижения, то есть авиационных - прежде всего.

Неудивительно, что объем торговых сделок, заключаемых "Боингом" и "Эрбасом" по продаже пассажирских самолетов, измеряется десятками миллиардов долларов. По прогнозам специалистов, мировой рынок гражданской авиатехники на ближайшие пятнадцать лет оценивается в несколько триллионов долларов. Драться есть за что, и битва мировых авиастроительных гигантов разыгрывается нешуточная.

В каком положении Россия? Как ни странно, отнюдь не в самом плачевном. На "Ле Бурже-2009" наша страна оказалась единственной, которая презентовала действительно новый авиалайнер - "СухойСуперДжет-100". Машина настолько новая, что даже с окончательным правописанием ее названия разработчики не определились. Пишут и с заглавных букв все три слова слитно, и раздельно, и по-английски - SSJ-100. Этот региональный самолет стал небольшой сенсацией Ле Бурже, ну или во всяком случае новостью первых дней работы салона.

Ожидается, что первый российский суперлайнер начнет перевозить пассажиров уже в будущем году, постепенно вытесняя Як-42, Ту-134 и Ту-154. Вот только какой реальный доход получит государственная казна от продажи этих самолетов, если практически вся его комплектация либо зарубежного, либо совместного производства?

Тем не менее, как говорится, лиха беда начало.

Добротный лайнер будущего

Еще более интересным может стать амбициозный проект разработки и строительства магистрального самолета XXI века - МС-21. Задумывался он на рубеже столетий и предполагался как некий общенациональный суперпроект, который поднимет с колен и вытянет к сияющим вершинам весь отечественный авиапром. Вокруг МС-21 должны были объединиться и двигателестроители, и материаловеды, и авиационная наука. В итоге Россия должна была явить миру к заветному 2020 году некий суперлайнер, который бы превосходил по безопасности, управляемости, экономичности, техническим характеристикам, комфорту, в общем, по всем параметрам, последние модели самолетов "Боинга" и "Эрбаса". По законам рынка все авиакомпании бросились бы расставаться со своими аэробусами и спешно покупать МС-21.

Пока сия футуристическая мысль дошла до конкретных производителей, она значительно ужалась по замаху и стала как-то приземленнее. Конкретным производителем МС-21 была назначена корпорация "Иркут", которая и представляла на Ле Бурже концептуальные проекты будущей машины. Речь уже не идет о чем-то сверхвыдающемся. Решено делать обычный добротный лайнер на условиях широкой международной кооперации. Фактически это будет развитие тех подходов, которые удалось опробовать при создании SSJ-100. Желающих участвовать в проекте МС-21 со стороны иностранных производителей хватает. Между ними идет конкурентная борьба, что российской стороне только на руку. Возможно, уже на салоне МАКС-2009 будут объявлены первые счастливчики-иностранцы, которые в условиях кризиса смогут рассчитывать на выгодные заказы, связанные со строительством нового российского магистрального самолета.

Конечно, SSJ-100 и МС-21 вряд ли окажутся вне конкуренции, скорее для них она будет очень жесткой, но все-таки есть надежда, что хоть какой-то сектор гражданского авиарынка в своей родной стране мы оставим за отечественными самолетами.

А о том, что за небо России в ближайшие годы развернется жесточайшая борьба, в кулуарах салона говорилось много. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять - для авиаперевозчиков огромная территория нашей страны - настоящий Клондайк. Многие специалисты утверждали, что Россию ожидает бум строительства новых аэродромов, особенно для региональной и малой авиации. Значительные финансы будут вложены в аэродромную инфраструктуру и в развитие систем управления воздушным движением.

В этой связи особые виды на наши территории имеют зарубежные вертолетостроители. Между тем у нас есть свой уникальный проект - скоростной вертолет Ка-92, реализация которого совершит революцию в транспортном обеспечении районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. Такая машина вполне может быть востребована на мировом рынке. И опять же ее создание можно осуществлять в международной кооперации.

Что было и чего не было

Увы, Ка-92 на Ле Бурже представлен не был. Вообще вертолетная экспозиция России оказалась одной из самых убогих. В прошлые годы и фирма "Миля", и фирма "Камова", и Казанский вертолетостроительный завод, выступавшие самостоятельно, свои экспозиции строили несравнимо более ярко. Сейчас все объединено в холдинг "Вертолеты России". "Акул" выставочного бизнеса из некогда самостоятельных фирм отодвинули в сторону, набрали молодой персонал. И ничего путного из этого не получилось. Непонятно и то, что топ-менеджеры "Вертолетов России" даже не посоветовались с ведущими разработчиками винтокрылых машин, на что же лучше делать упор в подборе экспозиции. Очевидно посчитали, что показывать надо то, что покупается, а не какую-то отдаленную перспективу. Как и двадцать лет назад, основа отечественного вертолетного ряда это - Ми-8 (вечный, как автомат Калашникова) и тяжеловес Ми-26.

Не было на наших стендах и беспилотников, хотя на салоне они представлялись очень широко. Между тем даже прошлый МАКС-2007 показал, что проектов БПЛА у нас множество. Но вот у начальников авиации и тех, кто занимается маркетингом, на этот счет какие-то свои представления.

Начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров сказал журналистам, что армия будет заказывать у отечественного авиапрома беспилотники только тогда, когда они станут отвечать жестким требованиям Минобороны. Однако разработчики отечественных дронов как раз и требуют от военного ведомства конкретных требований для проектирования действительно нужных войскам БПЛА. А в ответ слышат что-то невразумительное.

Впрочем, один из ведущих представителей авиапрома сказал, что Россия отстала в проектировании БПЛА навсегда. Если это так, то почему бы не начать совместную разработку какого-нибудь российско-европейского супердрона, по примеру Суперджета? Кстати, корпорация EADS показала концепт-проект прекрасного по ожидаемым характеристикам беспилотника Talarion. Наверное, можно было бы прощупать варианты доведения этого аппарата до идеального состояния совместными усилиями. Но переговоров по этому направлению не велось, да и российские специалисты по БПЛА в Ле Бурже на этот раз отсутствовали.

Впервые Россия не показала в Ле Бурже свои боевые самолеты в натуральном виде, только в макетах. И пусть кое-кто из руководителей нашего ОПК уверял, что некоторые отечественные истребители мало в чем уступают F-22 или не хуже F-35, верилось в это с трудом. Единственное, с чем можно согласиться, российские машины дешевле и купить потенциальным заказчикам их можно много. Но ведь воюют не числом, а качеством техники и умением тех, кто ею владеет.

Боевая составляющая авиации и вертолетов западных стран, показанная на "Ле Бурже-2009", это действительно техника нового века и по формам, и по технологиям, и по концепциям применения. А у нас все остановилось на уровне "бессмертных" Ми-8, МиГ-29 и Су-27.

На салоне впервые наши истребительные фирмы "МиГ" и "Сухой" выступали под единым флагом и под общим руководством. И было официально объявлено, что начался процесс слияния двух былых самостоятельных гигантов в один дивизион боевых самолетов в рамках ОАК. Так что на смену прославленным брендам придет новый, а скорее всего старый, зато нейтральный, - "И", что значит "истребитель".

Россия на "Ле Бурже-2009" показала, что у нее есть потенциал в развитии гражданской авиации. И это самое главное. Если мы сможем не оказаться последними в битве за мирное небо своего Отечества, то авиапром действительно поднимется и денег, заработанных от продажи пассажирских самолетов, хватит даже на перевооружение своих ВВС теми самыми машинами, которые будто бы не хуже американских "Рэпторов".

Как говорили партийные классики былых эпох: цели ясны, задачи поставлены, за работу, товарищи! И уже "Ле Бурже-2011" покажет, сможем мы реализовать свои надежды или они останутся в прошлом.

Сергей Птичкин

26.06.2009
        Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.

 

Информация к размышлению:

Военные США проводят крупную операцию в Афганистане ("BBCRussian.com", Великобритания)

Представители военных США сообщили, что начали крупную операцию против талибов в провинции Гильменд на юге Афганистана.

В операции задействованы около четырех тысяч морских пехотинцев, а также 650 афганских военнослужащих.

Бригадный генерал Лари Николсон сообщил, что эта операция отличается от всех предыдущих "существенно большим числом войск" и скоростью.

Военные командиры на месте говорят, что это самая крупная операция морских пехотинцев со времен войны во Вьетнаме.

Операция началась рано утром в четверг, когда американские подразделения вошли в долину реки Гильменд.

В военных действиях участвуют вертолеты и транспортные средства, воздушную поддержку обеспечивают самолеты НАТО.

Обеспечить мирную жизнь

Южные районы Афганистана считаются оплотом талибов.

"Куда мы войдем, мы там и останемся, а территорию, где мы останемся, мы будем удерживать, и будем упорно работать для того, чтобы можно было передать ответственность за обеспечение безопасности афганским силам", - говорится в заявлении генерала Николсона.

На брифинге в американском военном лагере на прошлой неделе он заявил, что "одним из самых важных задач является разъяснение местным жителям, почему мы здесь". По его словам, у военных "будет не так много возможностей добиться их доверия".

Как передает агентство Франс пресс, первая стадия операции - первые 36 часов - будет проводиться весьма агрессивно.

Ее целью, как пояснил генерал Николсон, является улучшить положение с безопасностью накануне президентских выборов 20 августа с тем, чтобы избиратели могли зарегистрироваться для голосования в тех районах, где этого никогда ранее не было.

Представитель американских военных капитан Уильям Пелетьер рассказал Би-би-си, что в первые часы операции "контакта с врагом" не было, но один морской пехотинец был легко ранен при взрыве самодельного фугаса.

Капитан Пелетьер сказал, что американские солдаты готовы к тому, что будут жертвы, но подчеркнул при этом, что "абсолютно необходимо не причинить ущерба мирным жителям".

Губернатор провинции Гильменд Гуляб Мангал надеется, что эта операция будет весьма эффективной.

"Силы безопасности построят базы для обеспечения безопасности местных жителей с тем, чтобы они могли работать в благоприятной обстановке и жить в мире", - сказал он.

Численность

По состоянию на июнь 2009 года силы НАТО в Афганистане состоят из 61130 человек из 42 стран, включая США, европейские страны, Австралию, Иорданию и Новую Зеландию.

Среди них самый многочисленный контингент составляют военнослужащие США - 28850 солдат.

Кроме того, на востоке Афганистана на границе с Пакистаном размещаются дополнительные войска, численностью более 17 тысяч человек.

Президент США Барак Обама обещал направить в Афганистан дополнительно 21 тысячу военнослужащих для помощи в подготовке афганских сил безопасности и борьбе с талибами. Многие из этих американских солдат ранее были в Ираке,

В провинции Гильменд действуют и британские военные.

На прошлой неделе командующий британскими силами в Афганистане генерал Джим Даттон опроверг утверждения о том, будто борьба против талибов "обречена на поражение".

Он приветствовал решение США увеличить свой контингент.

"Я уверен, что дополнительные [американские] войска помогут улучшить положение с безопасностью", - заявил он.                

2.07.2009     

        Права на данный материал принадлежат "BBCRussian.com", Великобритания

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стали доступны для скачивания электронные книги:

 

 Автор и название

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Ревяко К.Я

Пунические войны

 

В книге исследуются войны Рима с Карфагеном (264—146 гг. до н. э.), открывшие Риму путь к мировому господству и уничтожившие пуническую цивилизацию.  Для преподавателей-историков, студентов, тех, кто интересуется античной историей.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Мощанский И.

Тяжелый танк Тигр I

 

Самый изестный и популярный тяжелый немецкий танк “Тигр” выпускался сравнительно недолго - с августа 1942 года по август 1944 года. Всего за период серийного производства на заводе фирмы “Henschel” было изготовлено порядка 1354 танков. Пик выпуска пришелся на май 1944 года, когда заводские цеха покинуло 104 машины. Процесс изготовления “Тигра” был очень сложным и дорогостоящим делом, что в условиях военного времени являлось большой проблемой. В ходе производства в конструкцию машины вносились многочисленные изменения. И тем не менее, в конструкции этого танка воплотились самые передовые идеи немецких танкостроителей. Именно он стал первым тяжелым немецким танком, выпускавшимся крупносерийно. По боевым характеристикам танк “Тигр” превосходил все средние и тяжелые танки стран антигитлеровской коалиции, уступал он лишь советскому тяжелому танку ИС-2.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Фомин А.В.

Су-33. Корабельная эпопея

 

Книга знакомит читателя с историей создания, испытаний и боевой службы первого отечественного сверхзвукового корабельного истребителя Су-33 - основного летательного аппарата авиагруппы флагмана Российского Флота - тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Рассказывается о долгом и нелегком пути к первому отечественому авианесущему кораблю со сверхзвуковыми истребителями на борту и развитии российской корабельной авиации. Отражена хроника разработки и испытаний самолета Су-33 и ТАВКР проекта 1143.5. Много внимания уделено освоению первого в стране серийного корабельного истребителя строевыми военными летчиками авиации ВМФ и боевой службе Су-33 на Северном Флоте. Рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования самопета. Отдельный раздел посвящен двухместному корабельному учебно-боевому самолету Су-27КУБ. Широкому кругу читателей впервые предоставляется возможность ознакомиться с подробным описанием конструкции самолета Су-33, его оборудованием,

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Документальное видео о военной технике и военной истории стали доступны для скачивания следующие фильмы:

 Название фильма

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Неизвестная война

Фильм 1

22 июня 1941 года

 

Год выпуска: 1978

Страна: СССР - США

Жанр: Документальный сериал

Перевод: Профессиональный (одноголосый)

Режиссер: Роман Кармен

В ролях: ведущий - Берт Ланкастер

 

Посмотреть аннотацию

Скачать можно здесь

 

Фильм 2

Битва за Москву

Фильм 3

Блокада Ленинграда

Фильм 4

На Восток

Фильм 5

Оборона Сталинграда

Фильм 6

Сталинград выстоял

Фильм 7

Величайшее в мире танковое сражение

Фильм 8

Война в Арктике

Фильм 9

Война в воздухе

Фильм 10

Партизаны

Фильм 11

Битва на море

Фильм 12

Битва за Кавказ



В избранное