Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Российские военные приедут на празднование 30-летия армии Никарагуа

Военнослужащие 12 стран, включая Россию, Венесуэлу и США, прибудут в конце августа в Никарагуа для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 30-летию образования никарагуанской армии. Датой создания никарагуанской армии считается 2 сентября 1979 года. Именно в этот день после многолетней гражданской войны против диктатора Анастасио Сомосы, была распущена национальная гвардия, а ее место заняли вооруженные отряды партизан. "Иностранные военнослужащие примут участие в показательных выступлениях и продемонстрируют навыки владения оружием и техникой, а также примут участие в совместных показательных учениях с никарагуанскими военными в ходе военного парада, который пройдет в Манагуа 2 сентября", - сообщил в пятницу официальный представитель вооруженных сил Никарагуа генерал Адольфо Сепеда (Adolfo Zepeda). "Кроме того, в эти дни будет развернута выставка военной техники и оружия, состоящих на вооружении никарагуанской армии, а также фотовыставка, посвященная знаменательной дате", - сказал генерал. По его словам, в торжествах примут участие военнослужащие из России, Боливии, Кубы, США, Мексики, Доминиканской республики, Тайваня, Венесуэлы, а также ряда стран Центральной Америки. Сепеда сообщил, что президент Никарагуа Даниэль Ортега уже направил соответствующий запрос в парламент, который, в соответствии с конституцией, должен дать разрешение на пребывание иностранных военнослужащих в стране. Вначале вооруженные силы Никарагуа назывались Сандинистской народной армией, а после поражения Ортеги на выборах в 1990 году, были переименованы в Никарагуанскую армию. В настоящее время численность никарагуанской армии составляет около 14 тысяч человек. На ее вооружении находится преимущественно оружие советского производства. Это автомат Калашникова, пистолет Макарова, снайперская винтовка Драгунова. Авиационный парк никарагуанской армии представлен в основном вертолетами советского производства. Это вертолеты Ми-2, Ми-24, Ми-8 и транспортные самолеты Ан-26. Ранее главком вооруженных сил Никарагуа генерал Омар Халлеслевенс (Omar Halleslevens) заявил, что Никарагуа заинтересована в приобретении в России от четырех до восьми самолетов и двух вертолетов, а также в модернизации еще двух воздушных судов, уже состоящих на вооружении ВВС. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (8.08.2009).

 

Президент России пообещал оказывать Южной Осетии военную помощь

Президент РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия будет оказывать Южной Осетии военную помощь. "Россия будет вам во всем помогать - с точки зрения экономики, социальной сферы", - сказал глава российского государства на встрече с жителями Южной Осетии. "Мы, конечно, будем оказывать помощь и по военным вопросам, потому что без военной помощи будут большие проблемы", - заявил Медведев, напомнив, что все необходимые договоры по этому поводу подписаны. Однако, по словам Медведева, жители Южной Осетии и сами должны стремиться построить процветающее государство. "Мы обязательно будем помогать, но внутренняя мотивация должны быть у вас - создать маленькую и процветающую страну", - сказал президент. Говоря о впечатлениях от недавней поездки в Цхинвали, Медведев сказал, что "видны признаки новой жизни - новые дома, школы". "Конечно, за год ничего не решить, но главное - видна перспектива", - сказал он. "Пусть не все дома можно поменять, вычистить улицы, но надо, чтобы было движение вперед. Сейчас оно есть", - считает Медведев. По его словам, развитие Южной Осетии во многом зависит от ее жителей и, в первую очередь, от молодежи. "Я желаю вам успехов, и ваш успех будет зависеть от вас, от того, насколько вы хотите создать современное, маленькое, компактное, процветающее государство", - сказал президент России. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (8.08.2009).

 

Военные: заявления Саакашвили о планах РФ захватить Тбилиси – бред

Командующий 58-й российской армии генерал-лейтенант Анатолий Хрулев опроверг утверждение президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что российские военнослужащие в ходе грузино-югоосетинского конфликта планировали захватить Тбилиси. С таким заявлением Саакашвили выступил на мероприятиях, посвященных годовщине поражения Грузии в августовской войне 2008 года. "Это полный бред. Перед нами стояла задача провести демилитаризацию в прилегающих к Южной Осетии и Абхазии зонах, которые занимали силовые структуры Грузии", - сказал Хрулев в субботу журналистам во Владикавказе. "На абхазском направлении российские военнослужащие продвинулись на глубину 15 километров. Там мы грузинские формирования разоружили и остановились", - напомнил военачальник. По его словам, отряд российских десантников выдвигался в район расположения горийской бригады и провел операцию по разоружению в пункте ее постоянной дислокации. "А тот батальон, который Саакашвили выдает за наш, был бежавшим грузинским батальоном", - сказал Хрулев и посоветовал Саакашвили "по планам нападения на Грузию обращаться к своим собственным трусливым военным". Ранее замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын сообщил журналистам, что никаких планов по захвату Тбилиси в августе 2008 года у России не было. Российская армия вполне могла бы это сделать, если бы стояла такая задача, сказал Ноговицын. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (8.08.2009).

 

Медведев внес в ГД законопроект об использовании армии за пределами РФ

Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил на встрече с лидерами парламентских партий в понедельник, что внес в Госдуму законопроект о порядке применения Вооруженных сил РФ за пределами страны. "Это связано с известными событиями, произошедшими год назад", - пояснил глава государства, имея в виду агрессию Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. "Эти вопросы должны иметь четкую регламентацию", - отметил он. "Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти события повторились, но четкую регламентацию нужно иметь", - добавил президент. В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. В конце августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (10.08.2009).

 

МВД Чечни и Ингушетии продолжат операции против боевиков

МВД Ингушетии продолжит совместные силовые операции с чеченскими коллегами против боевиков, заявил журналистам президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выписанный в понедельник из Института хирургии имени Вишневского, куда попал после покушения. "Совместные операции приносят свои хорошие плоды. Это будет продолжаться", - сказал Евкуров. Покушение на президента Ингушетии было совершено 22 июня на автотрассе "Кавказ" недалеко от Назрани. Рядом с его кортежем взорвался автомобиль, начиненный 70 килограммами взрывчатки. Глава республики получил тяжелые ранения и был отправлен на лечение в Москву. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (10.08.2009).

 

Будущая военная доктрина России претерпела существенные изменения

На выездном совещании Совета безопасности России в Приволжском федеральном округе сегодня были обсуждены положения военной доктрины. "Военная доктрина РФ - один из тех концептуальных документов, которые мы готовим после Стратегии национальной безопасности. Люди относятся к доктрине очень заинтересованно. Если бы мы сейчас сравнили первый вариант и тот, который обсуждали сегодня, мы бы заметили между ними мало сходства", - признал секретарь Совбеза Николай Патрушев. Анатолий Сердюков в феврале пообещал, что новая военная доктрина будет представлена уже в сентябре 2009 года. По словам экспертов, необходимость в новой доктрине обусловлена радикальными изменениями в развитии геополитической и военно-политической обстановки, характере угроз оборонной безопасности государства. К тому же некоторые положения военной доктрины, принятой в 2000 году, просто не выдержали испытания временем. "Новую военную доктрину от действующего варианта будет отличать более прикладной характер, в ней будет гораздо меньше отвлеченных теоретических положений. Кроме того, в доктрине обязательно найдут свое отражение концептуальные взгляды на противодействие угрозам и обеспечение оборонной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, - отметил источник ИТАР-ТАСС, близкий к военно-научным кругам. - В ней также появятся актуальные представления о военном строительстве, подготовке страны и ее Вооруженных сил к обороне, способах подготовки и ведения вооруженной борьбы в целях защиты отечества". Права на данный материал принадлежат Известия.ru (5.08.2009).

 

Крылья пятого поколения

ВВС начинают полное обновление устаревшего авиапарка. Главком Военно-воздушных сил генерал-полковник Александр Зелин заявил об интенсивном перевооружении авиации новыми и усовершенствованными машинами. По словам главкома, начальной точкой интенсивного перевооружения можно считать текущий 2009 год, когда ВВС перешли от стратегии продления ресурса давно выпущенных машин к стратегии кардинального технического обновления за счет закупок новой авиатехники. Начались поставки в войска фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые в скором времени полностью заменят Су-24. Анализ итогов августовской войны прошлого года в Южной Осетии позволил ускорить модернизацию штурмовиков Су-25. Как выяснилось, они настолько устарели, что применение их в современной войне несет опасность даже своим войскам. На смену придет полностью обновленный Су-25СМ. Появятся в войсках и двухместные Су-25УБМ. Ускорится модернизация всего парка истребителей Су-27 и МиГ-29 в варианты Су-27СМ и МиГ-29СМТ. Как сказал главком ВВС, принято решение о закупке крупных партий многоцелевых истребителей Су-35С и МиГ-35С. А "Сухой" пятого поколения может быть принят на вооружение в 2015 году. В 2009 году этот перспективный авиационный комплекс должен выйти на летные испытания. Правда, есть одна проблема. Сам планер и вся его наисовременнейшая начинка спроектированы и построены, а двигателя пятого поколения нет даже в проекте. И с каким мотором выйдет на летные испытания новый чудо-самолет, до сих пор неясно. Появятся и по-настоящему новые вертолеты. Первые Ми-28Н летчики армейской авиации уже осваивают. В следующем году в войска пойдут еще более мощные Ка-52. С 2011 года планируются поставки Ка-60. В войсках эту винтокрылую машину заждались. Вертолет среднего класса летает со скоростью 300 км/час, обладает прекрасной маневренностью и отличными тактико-техническими характеристиками. Он прекрасно дополнит нишу, которую сейчас занимает Ми-8. Со следующего года в военные училища и строевые части начнут поступать учебно-боевые Як-130УБС, что должно значительно повысить качество обучения боевых летчиков. Вообще подготовке летного состава, невзирая на значительные затраты, в ВВС станут уделять особое внимание. Стоимость подготовки одного летчика первого класса и летчика-снайпера в зависимости от типа летательного аппарата варьируется от 3,4 миллиона до 14 миллионов долларов. Время подготовки - от 7 до 17 лет. Для поддержания классности пилот должен ежегодно летать не менее 100 часов. Сегодня же средний налет - около 60 часов. Значительно обновится парк военно-транспортной авиации. Он износился, пожалуй, больше всех. В скором времени Ан-22, Ан-12, Ан-26 будут выведены из состава ВВС. На смену Ил-76 придет полностью обновленный Ил-76МД-90А. В строю останутся обновленные тяжеловозы Ан-124, парк которых, возможно, будет даже расширен. Несмотря на массовое обновление авиапарка военных самолетов, пилотируемая авиация ВВС России и в 2025 году не сможет решать все возложенные на нее в период возможных локальных войн задачи - констатировал генерал-полковник Зелин. Это, по его мнению, приведет к широкому применению беспилотных летательных аппаратов. В состав ВВС ударные и разведывательные беспилотники начнут поступать через два года. В перспективе они составят около половины боевых летательных аппаратов. Птичкин Сергей. Права на данный материал принадлежат Российская газета (5.08.2009).

 

Индийцам выкрутили руки

Авианосец "Викрамадитья" все-таки продадут Дели по повышенной цене

Российские оборонщики готовятся праздновать громкую победу - в ближайшее время ожидается, что Дели все-таки согласится существенно доплатить России за достройку тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", который был продан Индии и переименован в "Викрамадитью". Российская сторона рассчитывает, что уже в этом месяце будет достигнута окончательная договоренность о выделении дополнительных 1,2 млрд. долл. Эксперты отмечают, что Дели просто вынужден будет согласиться на повышение цены, несмотря на резкое противодействие контрольно-счетных органов страны, поставивших в конце июля под сомнение целесообразность сделки. "Мы рассчитываем, что на предстоящих в августе переговорах будет достигнута окончательная договоренность с индийскими партнерами о дополнительном выделении 1,2 миллиарда долларов на ремонт и модернизацию авианосца "Адмирал Горшков", - заявил вчера Интерфаксу источник, близкий к переговорам. По его словам, уверенность в успехе вселяет заявление помощника министра обороны Индии Палама Раджи, который во вторник заявил о готовности Дели рассмотреть предложения России об увеличении стоимости контракта. "Мы удовлетворены, что наиболее проблематичный вопрос в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве наконец-то будет решен, мы сможем завершить работы на корабле и, как было объявлено, в 2012 году передать его заказчику", - пояснил собеседник агентства. Напомним, что контракт по модернизации авианосца на сумму 616 млн. долл. был подписан в 2004 году. Еще 730 млн. долл. составляла стоимость разработки и постройки 12 истребителей МиГ-29К и четырех МиГ-29КУБ для авиагруппы авианосца. В 2006 году, когда Индия перечислила около 500 млн. долл., российский исполнитель заказа - "Севмашпредприятие" - поставил вопрос об увеличении цены, ссылаясь на недооценку необходимого объема работ и удорожание стоимости материалов и комплектующих. Как отметил вчера собеседник информагентства, "эта новость стала шоком для индийской стороны". "Прошла целая серия трудных переговоров и встреч, в результате которых Индия объявила, что готова выделить дополнительно 500-600 миллионов долларов, - уточнил источник. - Но эта сумма не устраивала российскую сторону. Таким образом, до сегодняшнего дня вопрос о дополнительном финансировании контракта остается неурегулированным". В 2007 году Индия прекратила финансирование проекта, так что "Викрамадитью" российские исполнители достраивали на свой страх и риск, надеясь, и, как выяснилось, небезосновательно, что Дели рано или поздно согласится выкупить его с новыми наценками и накрутками. Между тем споры в Индии, которая и без того имеет многочисленные претензии к России в сфере оборонно-технического сотрудничества, не утихали до последнего времени. В конце июля Генпалата по контролю и аудиту Индии (CAG) потребовала отчет по "Викрамадитье". "Доклад палаты ставит под вопрос разумность действий Министерства обороны по покупке подержанного российского корабля, который уже отслужил половину предписанного ему срока, а стоит на 60% дороже нового авианосца", - сообщил в интервью The Hindustan Times один из ее руководителей. Тем не менее индийское правительство все же пришло к выводу, что в нынешней ситуации альтернативы приобретению "Адмирала Горшкова" нет, так как флоту авианосец необходим. Российские эксперты единодушны в том, что Индия поставлена в безвыходное положение и Дели придется пойти на дополнительные затраты. "Индия загнана в угол, и сегодня это единственная причина, почему ее власти согласились на продолжение переговоров по поводу цены. Несмотря на то что Москва предложила товар, которого, по сути, у нее нет, Дели невозможно от него отказаться - индусы слишком глубоко втянулись в этот проект, - считает заведующий информационно-аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Но радоваться преждевременно - может оказаться, что для России столь крупный контракт с Индией может стать последним. Индийцы нам потом все это припомнят и дважды на собственные грабли наступать не станут". Аналогичную точку зрения разделяет и эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, который напоминает, что Индии, учитывая усиление военно-морской мощи Китая и наличие у Пекина амбициозной программы строительства авианосцев, сегодня нет иного выхода, кроме как соглашаться на достройку "Викрамадитьи", пусть даже если это и потребует дополнительных расходов. "Единственный индийский авианосец "Вираат" в течение ближайших лет будет выведен из состава флота, а собственные авианосцы Дели строит еще дольше, чем Россия, так что вариантов практически нет", - полагает аналитик. Впрочем, в вопросе о том, является ли итоговая цена бывшего "Адмирала Горшкова" завышенной, мнения экспертов разделились. "Американский авианосец "Нимиц" стоит около 3 миллиардов долларов, что вполне сопоставимо с ценой "Викрамадитьи", - отмечает Храмчихин. - Тогда как "Нимиц" с бывшим "Адмиралом Горшковым" сравним, как "Мерседес" с "Запорожцем". В свою очередь, Макиенко считает выводы контрольных органов Индии несправедливыми. "С учетом дополнительных расходов и уже затраченных средств "Викрамадитья" будет стоить чуть более 2 миллиардов долларов, - напоминает аналитик. - Тогда как цена нового авианосца составляет не менее 4 миллиардов". Сергей Куликов. Права на данный материал принадлежат Российская газета (6.08.2009).

 

Без пилотов и в стратосфере

Главком ВВС рассказал о будущем российской авиации

5 августа главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин в очередной раз с начала реформирования армии рассказал журналистам о будущих перспективах военной авиации, затронув, в том числе, самые интригующие и наболевшие вопросы, в последние месяцы не сходившие со страниц печати. Среди них - перспективный истребитель пятого поколения и новый дальний бомбардировщик, беспилотные летательные аппараты отечественного производства и обновление парка разведывательных самолетов. Если верить генералу, перспективы российские ВВС ожидают заманчивые. Конечно, если обещания не останутся просто словами.

Израиль нам поможет

Без преувеличения можно сказать, что самым интересным и неожиданным стало заявление главного военного летчика страны по поводу того, что в 2011 году российские ВВС начнут вооружать новыми отечественными беспилотниками, которые в перспективе составят до сорока процентов авиапарка. Подобная информация не может не радовать, поскольку ставку на технику такого рода за последние годы стали делать во многих передовых армиях мира. Американцы, к примеру, отметили эффективность БПЛА во время войн в Ираке и Афганистане. И хотя, как говорят, в техническом отношении многие из них пока далеки от совершенства, интенсивность использования беспилотной техники в горячих точках растет, а вслед за Пентагоном закупки и разработку аналогичных систем начинают форсировать и в военных ведомствах других стран. Россия, долгое время считавшаяся самодостаточной страной в области производства и разработки вооружений, в этом плане сегодня ничем особым похвастаться не может. Разработку беспилотников в стране запустили еще несколько десятилетий назад, и все шансы вырваться вперед на этом направлении были. Сегодня сами же военные называют отечественные БПЛА оборонного назначения отсталыми, а наверстывать упущенное приходится за счет чужих технологий.  Об этом красноречиво свидетельствуют закупки тех же израильских беспилотников. В Минобороны утверждают, что они будут использоваться для отработки принципов применения такой техники, а не для боевых действий. При этом сам продавец признает, что Израиль не планирует поставлять России самые совершенные беспилотные летательные аппараты, а проданные за 53 миллиона долларов системы не критичны с точки зрения утечки важных технологий. До 2011 года времени осталось не так уж и много, но пока анонсировать собственные, способные составить конкуренцию зарубежным аналогам беспилотники российская промышленность не спешит. И это несмотря на то, что Генштаб еще в феврале 2009 года поручил отечественным производителям создать к лету новый тактический аппарат, основным пользователем которого должны стать Воздушно-десантные войска.

Все выше, и выше, и выше...

Не менее интригующим стало и заявление Зелина о том, что в ближайшие годы ВВС получат принципиально новый стратосферный и недосягаемый для систем противовоздушной обороны противника самолет-разведчик. По словам главкома, он сможет долгое время находиться в воздухе и проводить мониторинг зоны боевых действий на большую глубину без захода в зоны действия средств вражеской ПВО.  Генерал также заявил, что в интересах российской авиации будет создан целый ряд современных самолетов-разведчиков, способных вести эффективные разведывательные действия "на всю глубину действия фронтовой и частично дальней авиации". Для их оснащения будут разработаны качественно новые образцы бортовой разведывательной аппаратуры различного назначения и "наземные средства обработки и доведения развединформации". Эти меры вызваны "высокодинамичным характером современных войн, требующим повышения уровня информированности о противнике". В настоящее время, по словам генерала, на вооружении ВВС России стоят самолеты-разведчики Су-24МР и МиГ-25РБ. При этом, по данным на 2008 год, в строю находились до 100 разведчиков "Су" и до 30 "МиГов". Но Су-24МР разрабатывался еще в 1970-е годы и совершил свой первый полет в 1980 году, а первый МиГ-25РБ поднялся в воздух за десять лет до этого. Самым новым "МиГам" должно быть уже не меньше 27 лет, поскольку производство этих машин завершилось в 1982 году. Су-24 всех модификаций перестали выпускать в 1993 году. Интересно, что про стратосферные разведывательные летательные аппараты российской разработки раньше ничего не было слышно, хотя в военном ведомстве США уже давно занимаются проектом стратосферного дирижабля. Предполагается, что он сможет находиться на высоте около 30 километров над Землей длительное время, обеспечивая связь и разведку на очень больших территориях, оставаясь малоуязвимыми для средств ПВО. Впрочем, не исключено, что пока американские инженеры испытывали первые образцы своих стратостатов, российские коллеги не отставали от них, не афишируя свои достижения. В ином случае придется констатировать, что новый самолет ВВС получат еще очень не скоро. И вовсе не факт, что до этого времени существующий парк разведывательной авиации сможет остаться в годном к эксплуатации состоянии.

ПАК не видали?

Зато перспективный российский истребитель пятого поколения, если верить генералу Зелину, может совершить первый полет уже в 2009 году. Об этом, к слову сказать, и раньше уверенно заявляли чиновники более высокого ранга, хотя до сих пор, пока в США сравнивают возможности вполне реальных F-22 и F-35, будущую надежду отечественных ВВС никто даже в глаза не видел. Как его летно-технические характеристики, так и внешний вид до сих пор остаются предметом домыслов. В интернете можно найти огромное количество картинок с изображением ПАК ФА ("перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"), однако ни про одну из них нельзя сказать, что она достоверно отображает оригинал. Но постепенно военные раскрывают все больше подробностей по поводу характеристик новой машины. Как сообщил 5 августа главком ВВС, "для ПАК ФА станут реальностью сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей". Среди других боевых качеств нового авиационного комплекса он назвал многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокую эффективность и безопасность полетов. Кроме этого, как сообщил Зелин, в ближайшие годы на вооружение будут приняты глубоко модернизированные, а по сути принципиально новые, переходные к пятому поколению истребители Су-35С и МиГ-35С. В начале следующего десятилетия российское военное ведомство должно начать массово закупать их.

Дальние перспективы

А вот сроки принятия на вооружение перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) так и вовсе пока неясны, поскольку, как отметил главком, Минобороны России пока только ведет "активные поисковые исследования по формированию облика" этой машины. Зато он "будет способен не только существенно более эффективно по сравнению с существующими стратегическими самолетами выполнять задачи в обычной и ядерной войнах и использовать широкую номенклатуру высокоточного ударного вооружения, но и обладать целым набором качественно новых боевых возможностей, позволяющих реализовать совершенно новые способы решения задач сдерживания". Зелин не уточнил, какие характеристики закладываются в самолет, а также когда ориентировочно он будет разработан и поступит на вооружение. Но, по его словам, уже в ближайшее время существующий парк стратегической авиации России будет обновлен, что, как можно предположить, позволит авиаторам продержаться до начала поставок пока еще не существующего ПАК ДА. В частности, стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 модернизируется для более эффективной работы в дозвуковых скоростях и на малых высотах, а также в сверхзвуковых режимах. Номенклатура его вооружения расширится за счет неядерных средств. Ту-22М3 ожидает серьезное обновление бортовых систем и дополнительное высокоточное вооружение на базе управляемых бомб и ракет "воздух-поверхность". Кроме этого, ВВС планируют провести модернизацию самолетов-заправщиков Ил-78, чтобы "обеспечить глобальную досягаемость стратегических самолетов для выполнения задач в любом регионе мира".

Ближе к земле

Перспективы - перспективами, но что происходит в российских Военно-воздушных силах сейчас? Если обращать внимание не только на выступления пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи", а, скажем, на статистику поставок в войска новых самолетов, то впечатление сложится не самое благоприятное. Неудивительно, что наиболее активно эти вопросы обсуждаются не в официальных СМИ, а в интернет-сообществах. В феврале один из пользователей Livejournal, подписавшийся как летчик-снайпер И.Иванов, отметил в своем дневнике, что определенный рост часов налета российской авиации связан не с обновлением материально-технической базы или улучшением обеспечения, а с сокращением численности ВВС. Реально же боеспособных самолетов у военных далеко не так много, как свидетельствует статистика. Не говоря уже о падении престижа профессии военного летчика, ведь зарплата офицера ВВС, как утверждает автор, нередко не превышает 15-20 тысяч рублей. Действительно, одним из самых громких фактов технического обновления российской боевой авиации стала покупка для них 22 новых модификацией истребителей МиГ-29 - МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ. Это, безусловно, приятно, если бы не одно "но": не отвергни в свое время эти самолеты Алжир (по техническим или политическим мотивам - совершенно неважно), российским авиаторам они бы не достались. Новейшие многоцелевые истребители Су-35, которые, по оценкам многих экспертов, после принятия на вооружение могут стать одними из лучших в мире, в первую очередь должны получить именно российские ВВС. По крайней мере, об этом говорят чиновники. Но будет ли так на самом деле, неизвестно. Ведь куда выгоднее продавать их за рубеж, тем более что покупатели на них обязательно найдутся. Не совсем понятная ситуация складывается и с учебно-боевыми самолетами Як-130. Несмотря на то, что зарубежные покупатели на них также имеются, начался выпуск серийных машин для российского Минобороны. Только, как недавно заявили производители этой машины (а точнее - ее двигателей), пока военные не в состоянии даже вовремя оплатить поставки. И это несмотря на обещанный рекордный гособоронзаказ. Впрочем, чего не отнять у российской авиации, а точнее - у ее руководства, так это оптимизма. Фактор, конечно, немаловажный, хотя и далеко не самый главный. Андрей Федоров. Права на данный материал принадлежат Lenta.ru (6.08.2009).

 

Беспилотные надежды главкома ВВС

К 2025 году пилотируемая авиация ВВС России может оказаться небоеспособной

Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин провел вчера пресс-конференцию, отличавшуюся необыкновенным здравомыслием. Он обещал принятие на вооружение самолета 5-го поколения к 2015 году, описал облик ВВС в перспективе до 2025 года и рассказал всю правду об обучении летчика-снайпера, не скрывал и проблемы, которые существуют в военной авиации. Генерал-полковник Александр Зелин рассказал вчера журналистам о состоянии и, главным образом, о перспективах российской военной авиации. Касаясь любимой всеми СМИ темы истребителя 5-го поколения, генерал сообщил, что "во втором полугодии 2009 года самолет выходит на летные испытания". На вооружении они появятся в 2015 году, хотя основу авиации будут составлять имеющиеся сейчас истребители 4-го поколения. Он перечислил характеристики самолета нового поколения - сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракусный обстрел целей, сверхкороткий взлет и посадка, длительные перелеты на сверхзвуковых скоростях с дозаправкой, способность атаковать воздушные и наземные цели, всепогодность. В 2010 году, по словам главкома ВВС, завершатся государственные испытания вертолета разведки Ка-52. И хотя он отметил такие боевые качества этой машины, как круглосуточность боевого применения, оперативность поиска целей и высокую точность выхода на них, видимо, ниша боевых "вертушек" бесповоротно отдана Ми-28, а Ка-52 будет использоваться в той сфере, где конкурентов у него точно нет. Удивляет только, что Ка-52 существует уже добрый десяток лет, а испытания закончит лишь в будущем году. Если такими темпами будут испытывать истребитель 5-го поколения, то к 2015 году на вооружение его не принять. Зато в конце 2009 года на вооружение начнет поступать учебно-боевой самолет Як-130. По контракту, заключенному в 2005 году, нижегородский авиазавод "Сокол" должен был поставить 12 Як-130 еще до 2008 года, но, видимо, предприятие пришло в такой упадок, что контракт продлили до 2010 года. Новый самолет должен стать основным компонентом учебно-тренировочного комплекса ВВС России. В последние годы звучали жалобы, что курсантов военных авиационных вузов не на чем учить летать - вся техника еще советских времен и выработала ресурс. И 12 самолетов, наверное, будет маловато для всей системы подготовки летчиков. С другой стороны, реформа военного образования предусматривает сведение всех профильных учебных заведений в один летный учебный центр с сокращением числа курсантов. Но по-настоящему летать и воевать летчики учатся в воинских частях. Как рассказал генерал-полковник Зелин, подготовка летчика фронтовой авиации первого класса занимает 7-8 лет и обходится в 3,4 млн. долл. Летчик-снайпер готовится 10-12 лет с затратами 7,82 млн. долл. При этом подготовка экипажей перспективных авиационных комплексов, то есть самолетов 5-го поколения, существенно возрастет: летчик первого класса будет готовиться до 8-10 лет и стоить 5,5-6 млн. долл., а подготовка летчика-снайпера займет 15-17 лет с затратами в 12-14 млн. долл. При этом, добавил главком ВВС, средний годовой налет летчиков первого класса должен составлять 100-120 часов. Средний годовой налет военных летчиков США и Индии, например, составляет более 200 часов, а Израиля - свыше 300 часов в год. Правда, у них не воруют керосин эшелонами. Российские летчики в год набирают в среднем часов по 60. Но при этом большинство полетов совершают летчики опытные, в звании от майора и выше, а лейтенантам дают порулить раз в три месяца, а то и реже. Для того же чтобы получить лишь третий класс, необходим налет более 200 часов. Их молодые летчики даже за 5 лет службы набрать не могут. За 7-8 лет первый класс получали летчики в Советском Союзе, которые летали по 150 и более часов в год начиная с первого года службы. Это одна из причин, по которой ВВС обратили внимание на беспилотные летательные аппараты (БПЛА). "В перспективе, по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику, доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации", - заявил генерал-полковник Александр Зелин. В 2011 году начнется поставка в ВВС первых боевых БПЛА, способных решать не только разведывательные, но и другие задачи, выполняемые сейчас армейской, фронтовой и дальней авиацией. По словам главкома ВВС, сейчас на вооружении имеются различные беспилотные аппараты первого поколения, эксплуатация которых позволила приобрести большой опыт их применения. Трудно сказать, о каком полезном опыте идет речь. Аппараты первого поколения созданы в 1960-1970-х годах. Они летели на автопилоте, в автоматическом режиме делали снимки, а затем опускались на парашюте. Современные БПЛА управляются оператором с земли в режиме реального времени. Подготовка такого оператора сродни обучению летчика. А об этом генерал Зелин ничего не сказал. В то же время, если в ВВС 40% машин будут составлять беспилотники, специальные вузы надо создавать уже сейчас, чтобы разработать программы обучения, методики, подготовить тренажерные комплексы. Да и тактические приемы использования беспилотных ударных комплексов надо еще разработать. А потом совместить эти системы с пилотируемой авиацией... Генерал-полковник Александр Зелин считает, что к 2025 году пилотируемая авиация ВВС России окажется не способна решать все возложенные на нее во время локальных войн задачи. "К такой ситуации при прогнозируемом уровне финансирования, учитывая стоимость создания и эксплуатации перспективных самолетов, а также затраты на подготовку летчиков, может привести сокращение российского военного авиапарка", - корректно обрисовал главком ВВС провальные перспективы. В то же время объем задач должен вырасти в полтора раза. Надежда только на беспилотники. Виктор Мясников. Права на данный материал принадлежат Независимая газета (6.08.2009).

 

Перехватчики МиГ-31 распродавали за… 153 рубля

Следственное управление СКП РФ по Нижегородской области возбудило уголовное дело в связи с незаконной продажей сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31. Об этом 6 августа сообщается на сайте Генпрокуратуры РФ. В ходе проверки, совместно проведенной прокуратурой и ФСБ, выяснилось, что должностные лица Приволжского территориального управления Росрезерва по ПФО продали четыре самолета МиГ-31 без двигателей и вооружения, хранившихся на оборонном предприятии НАЗ "Сокол". Истребители купила фирма "Металснаб", не имеющая права на торговлю военной техникой. Приглашенная продавцами фирма-оценщик решила, что цена одного самолета составляет 153 рубля (официально каждый из истребителей оценивается в 116 миллионов рублей). После этого 153 рубля были заявлены в качестве стартовой цены на аукционе, в ходе которого истребители были проданы "Металснабу" без повышения стоимости. В результате этой сделки государству был причинен ущерб на сумму 466 миллионов рублей. Где сейчас находятся самолеты, неизвестно. Кто из должностных лиц Росрезерва организовал продажу истребителей, пока не установлено. Известно лишь, что сделка была совершена в период с 26 октября 2006 года по 12 июля 2007 года. Уголовное дело возбуждено по статье УК РФ 159 ("мошенничество"). Права на данный материал принадлежат Lenta.ru (6.08.2009).

 

Черноморский флот России провел испытания единственной подлодки

Единственная подводная лодка Черноморского флота России "Алроса" успешно прошла глубоководные испытания. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявили 6 августа в службе информации и общественных связей флота. Испытания проводились под общим руководством командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Клецкова после докового ремонта субмарины. При этом она опускалась на рабочую глубину до 240 метров. "Подводники и экипажи кораблей обеспечения профессионально справились с поставленной задачей, операция прошла успешно", - подчеркнул представитель ВМФ. Дизель-электрическая субмарина "Алроса" проекта 877B типа "Варшавянка" в настощее время является единственной действующей подводной лодкой Черноморского флота. Она была заложена в 1988 году и вошла в состав ВМФ в 1990 году. "Алроса" была оснащена экспериментальным водометным двигателем, а после модернизации стала самой тихой субмариной проекта. Подводное водоизмещение подводной лодки составляет 3950 тонн, скорость - до 17 узлов, дальность плавания - до 400 миль в подводном и 6000 в надводном положении. Субмарина вооружена торпедами и минами. Экипаж состоит из 52 человек. Права на данный материал принадлежат Lenta.ru (6.08.2009).

 

Информация к размышлению:

Российские мечты об авианосцах затонули ("Strategy Page", США)

В прошлом году российские адмиралы говорили о постройке полудюжины авианосцев плюс кораблей сопровождения. Нефть (основной предмет российского экспорта) стоила тогда больше ста долларов за баррель. Сейчас на фоне глобальной рецессии сырьевые цены упали. Более того, адмиралы осознали, что под угрозой оказалась будущее их подводного флота. До начала девяностых со стапелей заводов сходило ежегодно несколько подлодок, сейчас российская промышленность выпускает в строй меньше одной АПЛ в год. Это означает, что новые субмарины строятся недостаточно быстро, чтобы заменить выходящие из строя.После того, как в 1991 году закончилась 'холодная война', российский флот не только сократился, но и резко снизил свою активность. За последние три года, каждый год в море на боевое патрулирование выходили только 10 АПЛ. В основном речь идет о многоцелевых подводных лодках, реже о подводных лодках-ракетоносцах. Разумеется, помимо этого, проводились краткосрочные учебные выходы на несколько дней или даже часов. Однако истинным показателем мощи флота служит 'боевое патрулирование' или 'походы'. Во флоте США они обычно продолжаются от 2 до 6 месяцев. В последние три года подлодки США выходили на патрулирование вдесятеро чаще, чем российские. У России сейчас имеются 14 ракетоносцев, причем не все из них обладают полным комплектом ракет. У некоторых из них также недоукомплектованы экипажи, а у некоторых ключевые системы нуждаются в починке. В море способны выйти лишь восемь из них. Кроме того у России есть только 14 современных многоцелевых подводных лодок 'Щука-Б' водоизмещением 7 000 тонн. Их начали строить в конце восьмидесятых, по типу они примерно сравнимы с американскими 'Лос-анджелесами'. Все более старые российские многоцелевые АПЛ ни на что не годны, и в основном уже списаны. Следует также упомянуть о восьми атомных подводных лодках, оснащенных крылатыми ракетами, и двадцати дизельных подводных лодках. Россия планирует ввести в строй новый тип лодок с крылатыми ракетами, но этот проект продвигается медленно и слабо финансируется. Пик активности русских приходится на 1984 год, когда их АПЛ провели 230 выходов на боевое патрулирование. После этого, она начала быстро спадать, и в 2002 году уже не было сделано ни одного выхода. С конца девяностых российские военные всеми силами пытался остановить этот спад, однако бюджет флота, несмотря на недавнее увеличение, по-прежнему недостаточно велик, чтобы в должном темпе заменять разваливающиеся советские корабли новыми. Стремительный упадок российского подводного флота привел к тому, что Россия не смогла утилизировать больше ста устаревших или пришедших в негодность атомных подлодок без международной помощи. Она добивалась ее больше десяти лет, и, в конце концов, начала угрожать просто утопить старые АПЛ в Северном Ледовитом океане. Если бы речь шла об обычных кораблях, в этом не было бы ничего страшного, однако международная общественность испугалась того, что может произойти с навеки захороненными на дне реакторами. В итоге Россия великодушно согласилась принять пожертвования на программу разоружения, включавшую в себя безопасную утилизацию ядерного топлива. После окончания 'холодной войны', деньги, отпущенные на строительство кораблей, шли в основном на новые атомные подлодки. За это время были введены в строй шесть 'Щук-Б', однако все они закладывались еще до распада Советского Союза. С 1991 года была заложена и доведена до конца только одна субмарина. Строительство ракетоносцев нового поколения - серии 'Борей' - долгое время затягивалось из-за технических проблем, трудностей с новой баллистической ракетой и нехватки денег. Головной корабль серии после долгих проволочек, наконец, готов вступить в строй, но обошелся он, в конечном счете, в два миллиарда долларов. Российские адмиралы допустили в начале девяностых серьезную ошибку. После распада Советского Союза Россия осталась со вторым по размерам в мире флотом, но лишь с малой частью флотского бюджета времен 'холодной войны'. Вместо того, чтобы немедленно списать девяносто процентов кораблей, она попыталась их сохранить. Такой подход пожирал большую часть отпущенных на флот средств, и не приводил ни к чему. Кораблей было слишком много, моряков - слишком мало, денег не хватало ни на поддержание флота в порядке, ни на морские учения. В итоге могучий советский флот в основном превратился в металлолом или в ржавеющие у причалов на отдаленных полуразрушенных базах остовы. Если срок службы западных субмарин составляет около тридцати лет, то российские модели редко способны продержаться дольше двадцати. Это означает, что для того, чтобы поддерживать число подлодок на прежнем уровне сорока единиц, каждый год в строй должны вводиться две многоцелевые или оснащенные крылатыми ракетами АПЛ. Если годовой бюджет флота не будет увеличен на миллиарды долларов, этого не произойдет. В настоящий момент приоритетным направлением признана новая серия подводных ракетоносцев - в планах или на стадии строительства находятся еще 11 'Бореев'. Эти 'Бореи' для России особенно важны - ведь вооружены они будут баллистическими ракетами морского базирования, которые играют ключевую (их намного сложнее уничтожить первым ударом, чем ракеты наземного базирования) роль в ядерном сдерживании. Так как в остальном российские вооруженные силы, в том числе и флот, находятся в плохой форме и неспособны противостоять масштабному вторжению, безопасность государства гарантируют только баллистические ракеты. Таким образом, если все будет идти так, как оно идет, через десять-двадцать лет Россия останется с дюжиной многоцелевых подлодок и с дюжиной подводных ракетоносцев. А вот никаких авианосцев у нее не будет. Джеймс Данниган (James Dunnigan). Права на данный материал принадлежат "Strategy Page", США (08.08.2009 г)

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стали доступны для скачивания электронные книги:

 Автор и название

 Аннотация и ссылка для скачивания

Статюк И.

От обороны к наступлению 1941 г.

Настоящее издание посвящено трем сражениям начального периода ВОВ - Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции, Ростовской стратегической наступательной операции и Тихвинской стратегической наступательной операции. Впервые дается подробное описание состояния войск противоборствующих сторон, их боевого и численного состава, приводятся списки командного состава. Осенью 1941 г. наступательный порыв вермахта на советско - германском фронте постепенно угасал. Измотав и обескровив группировки врага в ходе оборонительных операций, Красная армия смогла перейти в контрнаступление в районах Тихвина и Ростова. Это был первый опыт организации и проведения наступательных операций стратегического масштаба. Германская армия была вынуждена отступать и переходить к обороне.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Тюменцев И.О.

Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.

Книга посвящена одному из ярких эпизодов Смуты в России начала XVII столетия - героической обороне Троице-Сергиева монастыря от тушинских отрядов. Исследование основано на вновь открытых документах и новом прочтении уже известных. Предназначено исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам, учащимся высших и средних учебных заведений, краеведам, всем интересующимся отечественной историей.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Тарле Е.В.

Наполеон

Книга академика Е.В.Тарле "Наполеон" представляет биографичное произведение об одном из великих людей 17-18 веков - Наполеоне Бонопарте. Электронное издание книги выполнено с издания книги выпуска 1936 г. 10 июня 1937 года в газетах «Правда» и «Известия» были опубликованы разгромные рецензии на книгу «Наполеон». В частности, она была названа «ярким образцом вражеской вылазки».

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Документальное видео о военной технике и военной истории стали доступны для скачивания следующие фильмы:

 Название фильма

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Неизвестная война

Фильм 1

22 июня 1941 года

 

Год выпуска: 1978

Страна: СССР - США

Жанр: Документальный сериал

Перевод: Профессиональный (одноголосый)

Режиссер: Роман Кармен

В ролях: ведущий - Берт Ланкастер

 

Посмотреть аннотацию

Скачать можно здесь

 

Фильм 2

Битва за Москву

Фильм 3

Блокада Ленинграда

Фильм 4

На Восток

Фильм 5

Оборона Сталинграда

Фильм 6

Сталинград выстоял

Фильм 7

Величайшее в мире танковое сражение

Фильм 8

Война в Арктике

Фильм 9

Война в воздухе

Фильм 10

Партизаны

Фильм 11

Битва на море

Фильм 12

Битва за Кавказ

Фильм 13

Освобождение Украины

Фильм 14

Освобождение Белоруссии

Фильм 15

От Балкан до Вены

Фильм 16

Освобождение Польши

Фильм 17

Союзники


В избранное