Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Истребители ВВС США сопровождали российские Ту-95 над Тихим океаном Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95 МС во вторник совершили полет по плану воздушного патрулирования над Тихим океаном к Алеутским островам, их сопровождали два истребителя пятого поколения F-22 ВВС США, сообщил в среду РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению подполковник Владимир Дрик. F-22 (Raptor) на сегодняшний день является единственным самолетом пятого поколения и самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире. "Экипажи Ту-95 МС успешно выполнили задачи по плану воздушного патрулирования, отработав навыки ведения полетов над безориентирной местностью... Продолжительность полета самолетов составила около 15 часов. Во время полета экипажи отработали дозаправку топливом в воздухе от танкеров Ил-78", - сказал Дрик. Летчики Дальней авиации регулярно выполняют полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана, как с базовых, так и с оперативных аэродромов. Летные экипажи во время таких полетов повышают уровень натренированности. В ходе полетов отрабатываются различные вопросы, такие как слетанность летных экипажей, отработка различных элементов летной подготовки. Все полеты самолетов ВВС России выполнялись и выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
Количество военкоматов в России 1 октября будет уменьшено в 20 раз Количество военных комиссариатов на территории России 1 октября 2009 года будет уменьшено в 20 раз - с 1647 до 81, все военные должности в военкоматах будут упразднены, сообщил в среду на пресс-конференции, посвященной началу осенней призывной кампании в Вооруженных силах РФ, начальник главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба ВС РФ Василий Смирнов. "С 1 октября на территории России начнет действовать 81 военкомат, остальные военкоматы станут их структурными подразделениями и (будут) преобразованы в отделы", - сказал Смирнов. По мнению Смирнова, реорганизация военкоматов позволит усилить контроль за деятельностью подразделений, непосредственно ответственных за учетно-призывную работу, сократить излишние подразделения обеспечения и обеспечить эффективное расходование бюджетных ассигнований. Начальник ГОМУ уточнил, что в результате реорганизации военкоматов, во-первых, сокращается такое звено как военный комиссариат муниципального образования. "Их место займут отделы военных комиссариатов субъектов РФ на территории соответствующего муниципального образования", - сказал Смирнов. Во-вторых, по его словам, все должности военнослужащих военных комиссариатов заменяются на должности гражданского персонала. "Полагаю, что на должности военкомов придут бывшие военнослужащие, увольняемые из Вооруженных сил, а также бывшие сотрудники военкоматов, занимавшие в них военные должности", - считает Смирнов. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
С 1 декабря в ВС РФ останутся только части постоянной готовности Минобороны РФ завершает формирование нового облика Вооруженных сил РФ, и с 1 декабря на территории России не будет соединений и воинских частей сокращенного и кадрового состава, а останутся только части постоянной готовности, сообщил в среду в Вооруженных силах РФ, начальник главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба ВС РФ Василий Смирнов. "Призывники этой осенью будут направляться для дальнейшего прохождения военной службы в соединения и воинские части постоянной готовности", - сказал Смирнов на пресс-конференции, посвященной началу осенней призывной кампании. Таким образом, по словам Смирнова, у военнослужащих появится возможность заниматься только боевой подготовкой, а не службой в караулах и так далее, как это было в сокращенных и кадрированных воинских частях. Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ - армия - дивизия - полк) на трехзвенную (округ - оперативное командование - бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов и другие меры. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 миллиона до 1 миллиона военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства - в 2.5 раза - до 8,5 тысячи человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте - с нынешних 355 тысяч до 150 тысяч. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
Ющенко настаивает на увеличении расходов на армию Президент Украины Виктор Ющенко заявляет, что не подпишет бюджет на 2010 год, если в нем не будут увеличены расходы на финансирование армии. "Я не будут подписывать бюджет, предложенный правительством. Это будет развала армии", - сказал Ющенко на пресс-конференции в среду. По его словам, финансирование Вооруженных сил на уровне менее 1% ВВП (как это предусмотрено проектом бюджета) недопустимо, и такого нет ни в одной стране мира. Ющенко заявил, что он будет настоятельно просить правительство пересмотреть бюджетное финансирование армии в сторону увеличения. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
Минобороны до конца 2011 года закупит 26 истребителей МиГ-29К для ВМФ Министерство обороны РФ планирует до конца 2011 года закупить для ВМФ России 26 палубных истребителей МИГ-29К, успешные испытания которых прошли на Северном флоте, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель Военно-промышленного комплекса (ВПК) РФ. "Планируется, что до конца 2011 года Минобороны России закупит для Военно-морского флота 26 истребителей МИГ-29К. Проведенные накануне испытания показали отличные летные характеристики этих машин", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что испытания будут продолжены, "но у специалистов оборонного ведомства уже есть уверенность в том, что эти машины необходимы для российского флота". Собеседник агентства выразил уверенность, что первые истребители начнут поступать в войска в середине 2010 года. В рамках испытаний самолеты МиГ-29К и МиГ-29КУБ 28 и 29 сентября 2009 года совершили несколько посадок и взлетов с палубы авианесущего крейсера Северного флота "Адмирал Кузнецов", находящегося в акватории Баренцева моря. За ходом испытаний наблюдали представители Минобороны РФ и ВМС Индии. Первые четыре корабельных истребителя МиГ-29К, предназначенных для индийского авианосца "Викрамадитья", который проходит модернизацию в России, будут доставлены в Индию в октябре. Первая партия включает в себя два одно- и два двухместных самолета. Всего Индия заказала 16 истребителей, в том числе 12 одноместных МиГ-29К и четыре двухместных учебно-боевых МиГ-29КУБ. В ходе испытательных полетов в Баренцевом море самолеты пилотировали летчики-испытатели РСК "МиГ" Михаил Беляев, Павел Власов, Николай Диордица и летчик-испытатель ВВС России полковник Олег Спичка. Полетами руководил заместитель генерального директора РСК "МиГ" по летной работе - начальник летно-испытательного центра имени Федотова Герой России Павел Власов. По мнению производителя летные испытания МиГ-29К/КУБ подводят итог большой работы по созданию в России нового истребителя корабельного базирования. Гендиректор РСК "МиГ" Михаил Погосян, находившийся во время испытательных полетов на крейсере "Адмирал Кузнецов", поблагодарил пилотов за отличную работу и отметил, что полеты с палубы корабля требуют высочайшего летного мастерства. Погосян также выразил уверенность, что самолеты МиГ-29К/КУБ будут востребованы российскими Вооруженными силами. Корабельные МиГи представляют собой многофункциональные истребители поколения "4++". Они способны защищать от атаки с воздуха корабельные соединения, завоевывать господство в воздухе, поражать надводные и наземные цели в любую погоду. МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тысяч тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
Нападение Грузии на Южную Осетию было неоправданным Неоправданное военное нападение Грузии на Южную Осетию стало причиной войны на Кавказе в августе 2008 года, говорится в опубликованном в среду докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств конфликта на Кавказе. Авторы доклада пришли к выводу, что вначале военный ответ России на грузинскую агрессию был "законным", поскольку действия РФ носили оборонительный характер, однако последующая реакция российских вооруженных вышла за "разумные границы". По мнению комиссии, вероятность новой конфронтации на Кавказе "остается серьезной". В документе также говорится, что грузинские, российские и югоосетинские вооруженные силы нарушили международное гуманитарное законодательство в ходе пятидневного военного конфликта. Комиссия отмечает, что августовской войне на Кавказе предшествовали "длительные периоды нарастания напряженности, провокаций и инцидентов" между Грузией и РФ. Международная комиссия под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года официально приступила к работе 2 декабря. Целью ее работы было объективное выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта. Изначально планировалось, что финансируемая ЕС комиссия завершит работу над докладом до 31 июля 2009 года, однако его представление Совету ЕС было отложено по просьбе главы миссии Хайди Тальявини в связи с "новыми документами", поступившими в ее распоряжение. В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела туда войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ документально подтвердил гибель 162 жителей республики. По данным СКП РФ, ранения в результате войны получили 255 жителей Южной Осетии, потерпевшими признаны 5,143 тысячи жителей из числа гражданских лиц. "Принуждение к миру" стоило России 64 погибших военнослужащих, в том числе 15 миротворцев. В результате грузинской агрессии в Цхинвали и других населенных пунктах Южной Осетии полностью разрушены и сожжены 655 жилых домов, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений и помещений, в которых проживало преимущественно осетинское население. В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями. Страны Запада, в том числе члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (30.09.2009).
Сломанный мечБуквально каждая неделя приносит сообщения о новых планах закупки вооружения за рубежом. При нынешнем состоянии ОПК они действительно неизбежны. Однако параллельно формируется убеждение, что такая ситуация совершенно нормальна – и это уже гораздо хуже. Основных аргументов у «импортеров» три. Во-первых, закупки вооружения «за бугром» не несут особых издержек. Во-вторых, разрабатывать и производить всю линейку современных вооружений на уровне лучших образцов физически невозможно. В-третьих, от импорта вооружений зависят все – даже США. Указывается, например, что в производстве 12 важнейших систем оружия, применявшихся в Ираке, включая ракету «Томагавк» и беспилотный самолет «Прeдатор», принимали участие 73 иностранные фирмы. Выводы делаются соответствующие. Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, в статье «ОПК для армии, а не наоборот» («Независимое военное обозрение») предполагает, что «по-видимому, необходимо снять ограничения на импорт вооружений и военной техники всех классов (кроме, естественно, того, что предназначено для стратегических ядерных сил, но в любом случае нам это никто и не продаст)… Для защиты страны должно приобретаться оружие, адекватное задачам, стоящим перед вооруженными силами. Где оно будет куплено – не имеет значения». Начнем с того, что большинство примеров импорта вооружений в США вообще не имеют отношения к делу. Как правило, речь идет либо о ввозе комплектующих для экспортных версий американской техники, либо о лицензионном производстве, либо вообще о продукции гражданского назначения. Впечатление же, что за длинными списками и круглыми цифрами скрываются большие объемы закупок, иллюзорно. Например, данные о 73 иностранных фирмах, задействованных в производстве 12 систем вооружения, попросту смехотворны – в производстве каждой сложной системы вооружения участвуют сотни компаний. При этом громадная часть поставок осуществляется «иностранцами» с принадлежащих им предприятий на территории США. В действительности на внешнем рынке Пентагон расходует только 2% выделяемых ему ассигнований (в последние годы – от $0,5 млрд) – причем зарубежные расходы «пятиугольника» отнюдь не сводятся к закупке вооружений. Все остальные средства он тратит на содержание своих ВС, операции в Ираке и Афганистане, а также на закупки вооружений у национальных компаний. В целом положение дел выглядит так. В 1990 году рекордный показатель импорта продукции военного назначения (ПВН — то есть вооружения, комплектующих к нему, технической документации и т.п.) в США составлял немногим более $470 млн, а к концу 90-х снизился до $262 млн в год. В «нулевых» цифры полезли вверх — в 2003 году объем экспорта поднялся до $3,27 млрд, к 2004-му – до $3,74 млрд, и в 2005-м — $3,5 млрд. В 2007 году реальный объем поставок составил $3,75 млрд, а объемы контрактов – $7,4 млрд (абсолютный рекорд). Всего за указанный период по контрактам образовалась цифра в $20 млрд при реальных поставках в $13,9 млрд. Свидетельствует ли это о бурной «глобализации» оружейных Пентагона? Нет, не свидетельствует. Во-первых, суммарные расходы США на закупку вооружения и военной техники (ВВТ) за период 2000-2007 зашкалили за $450 млрд, составляя обычно более $70 млрд в год, а в 2007 году достигнув $84 млрд. Таким образом, доля импорта обычно не превышала 5% от общего объема закупок. Во-вторых, здесь речь идет о воюющей стране. Практически любая война вскрывает недостатки, требующие «пожарных» закупок ВВТ, пусть даже за рубежом. Между тем, начиная с 2003 года слово «пожарный» вдруг обрело для Пентагона совершенно конкретное содержание. Дело в том, что министр Дональд Рамсфелд решил позаимствовать идею-фикс многих отечественных «стратегов», сделав ставку на подвижную легкобронированную технику, поддержку авиации и дистанционное поражение. Это решение доставило иракским повстанцам море простого человеческого счастья. Как следствие, американцы были вынуждены обратиться к поднаторевшему в контрпартизанских операциях Тель-Авиву. Тамошней оборонке заказали броню, динамическую защиту, бронетранспортеры с повышенной противоминной стойкостью, бронирование грузовиков и самоходные минометы, а также контейнерные прицельно-навигационные комплексы (поды) «Лайтнинг» для ВВС. В итоге Израиль внезапно оказался на четвертом месте в мире среди экспортеров вооружения. Американцы заключили контракты с местной оборонкой без малого на $3 млрд. Однако лозунг «заграница нам поможет» отнюдь не стал лозунгом Пентагона. Уже в следующем году закупки ограничились миллиардом долларов, а Израиль вновь переместился на шестое место. При этом отношение американцев к импорту продвинутых систем вооружения весьма показательно. Так, несмотря на давление насмотревшейся на горящие «Страйкеры» общественности в лице NBC и конгресса, Пентагон старательно уклонялся от закупок израильских систем активной защиты «Трофи», дожидаясь окончания собственных разработок. Равным образом в качестве головного производителя разработанного израильтянами пода «Лайтнинг» для американских ВВС быстро возник «Нортроп». Производством динамической защиты для тех же «Страйкеров», изначально разработанной израильской Rafael, занялась «Дженерал дайнэмикс». Такая вот «глобализация». Даже относительно интернациональные закупки Пентагона имеют ряд особенностей. Американцы закупают конечные образцы и комплектующие почти исключительно у ближайших союзников или попросту сателлитов (Англии, Израиля, Японии и т.п.). Впрочем, даже здесь практикуются явные и неявные ограничения – США стараются не сдавать союзникам ничего такого, что вызвало бы затруднения у американской промышленности при необходимости быстро развернуть производство на своей территории. Так, делать РЭБ для Ф-35 израильтянам не дали, хотя израильские средства радиоэлектронной борьбы заметно эффективнее американских. К тому же технологическая «зависимость» Штатов является взаимной – американские производители также поставляют комплектующие для вооружения контрагентов. Что же касается ограниченных закупок в менее «правильных» странах вроде КНР, то речь идет о низкотехнологичных компонентах, наладить производство которых у себя американцы могут практически мгновенно. Иными словами, США «сбрасывают» производство того, что сами делать могут, но не хотят. Плюс закупки лицензий и технологий – но это естественно. Примерно в том же положении находился СССР, закупавший ограниченное количество ВВТ в пределах соцлагеря. Впрочем, апологеты импорта заявляют, что США – это исключение из правил, СССР – патология, а страна, не являющаяся империей, не может позволить себе «независимую» оборонку. Что ж, посмотрим на страну умеренных масштабов – а именно на Францию. ВВП Франции по паритету покупательной способности (ППС) – то есть фактическому размеру экономики – чуть меньше российского. Население меньше в 2,5 раза. Военные расходы в долларовом выражении практически одинаковы, но, пересчитав их по ППС, мы обнаружим, что реальные затраты Парижа на оборону вдвое уступают российским. Каков результат? В первой половине «нулевых» доля импорта в общих закупках вооружения и военной техники составляла во Франции 5%. Сейчас она несколько выше, но не радикально. Существеннее расширились программы совместного производства военной техники – однако, во-первых, речь идет о взаимозависимом производстве с «обменом» комплектующими, во-вторых, в качестве компаньонов Парижа выступают ближайшие партнеры страны по ЕС. При этом военный «индивидуализм» Франции был прямо связан с необходимостью обеспечить политическую и экономическую независимость от США. Еще более живописный пример – Швеция с ее 9 млн населения и ВВП, кратно уступающим российскому даже в долларовом выражении. В последнее время Стокгольм «либерализовал» свою закупочную политику, однако вплоть до середины 1990-х шведы ухитрялись самостоятельно производить практически весь спектр обычных вооружений (доля импорта чуть более 5%). И оружие скандинавов вовсе не было кучей хлама, а активно экспортировалось. Впрочем, многие другие развитые страны куда более «либеральны» — у Англии, например, доля импорта в закупках ВВТ доходит до 15-20%, а у Испании – до 30%. Однако подавляющая часть импорта приходится на ближайших союзников. Кроме того, та же Англия в последние полвека никогда не пыталась играть самостоятельную роль – это фактически приложение к США. До последнего времени в той же ситуации находились немцы, итальянцы и др. Теперь посмотрим на Россию. Очевидно, что никакие аналогии с США в нашем случае неуместны — наша ситуация диаметрально противоположна американской. Так, мы уже сейчас импортируем в разы больше, чем Франция и США – один только «Мистраль» съест около 10% суммы, заложенной на закупку ВВТ в 2009 году, а между тем, МО собирается продолжить закупку беспилотников и много чего еще. О комплектующих не приходится и говорить. В итоге фактическая доля импорта, по-видимому, уже сопоставима с британской. При этом мы закупаем оружие и комплектующие у потенциального противника, который от нас никак не зависит (кстати, Франция громче всех требовала ввести санкции против России во время первой чеченской войны). Если американцы живут по принципу «хайтек делаем сами, а производство низкотехнологичных компонентов сбрасываем, хотя можем их клепать без проблем», то у нас все ровно наоборот. Мы делаем примитив, а закупаем хайтек, который производить на приемлемом уровне не можем. Это принципиально иной уровень зависимости от вероятного противника. При этом «партнеры» вовсе не стремятся передавать нам новые технологии – вопреки всем надеждам МО. Так, по поводу сделки с «Мистралем» французы недвусмысленно намекают, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной». Разумеется, можно кивать на зависимость Запада от экспорта нашего сырья. Однако эта зависимость глубоко асимметрична – мы сейчас не можем не продавать сырье, а вот западная оборонка вполне может обойтись без российского рынка. Каковы издержки? Лучше всего о них говорит тот факт, что все сколько-нибудь амбициозные страны, импортирующие вооружение, всеми силами стараются избавиться от такого счастья. Так, Китай в последние годы целенаправленно снижает импорт ВВТ. Докризисная динамика оружейного импорта КНР выглядит чрезвычайно наглядно: в 2005 году контракты были заключены на сумму в $4,2 млрд, в 2006-м – $839 млн, в 2007-м — $306 млн. И речь идет не о текущем импорте, а именно о контрактах. Равным образом, Индия упорно проводит в жизнь план «индианизации» своих закупок. По словам ее министра обороны, «такая страна, как Индия, просто не может зависеть от импорта вооружения». Иными словами, тезис о том, что «для защиты страны должно приобретаться лучшее оружие, а где оно будет куплено – не имеет значения», отнюдь не разделяется теми, кто это оружие действительно покупает. Это неудивительно. Оружейный импорт на деле порождает целый Эверест издержек – технических, экономических и политических. При этом Россия – основной поставщик вооружения Индии и Китаю — и близко не располагала теми возможностями для «выкручивания рук» партнерам, какими располагает Запад. Евгений Пожидаев. Права на данный материал принадлежат Росбалт (11.09.2009).
НАТО больше не нужен санитарный кордон Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что "НАТО не намерена оказывать военную помощь Украине и помощь в обеспечении безопасности". Перед этим Украина и альянс подписали 21 августа декларацию о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией североатлантического договора от 9 июля 1997 года. Дополнение предусматривает возможность созыва Украиной заседания комиссии Украина-НАТО, если Киев "будет чувствовать прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности". Этот пункт вызвал обеспокоенность Москвы. Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин даже п12редположил, что это "может втянуть НАТО во внутренние дела Украины". Учитывая, что две соседних страны пребывают в состоянии дипломатической войны, а в некоторых СМИ и политики по ту и другую сторону границы пророчили скорую украино-российскую войну, повод для беспокойства имелся. Джеймс Аппатурай повод для беспокойства устранил. А председатель отдела по работе со странами - партнерами НАТО Мишель Дюре его дополнил: "Мы заинтересованы, чтобы Украина со своими соседями имела позитивные и плодотворные отношения". И уточнил, что НАТО, в частности, заинтересована в хороших отношениях Украины с Россией. В МИД Украины натовский отказ в вооруженной поддержке вызвал глубокое разочарование: "А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером?" - высказался заместитель директора департамента НАТО МИДа Вадим Пристайко. Бывший министр обороны Украины, а ныне глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны в Верховной Раде, депутат от Партии регионов Александр Кузьмук поражен: "Такое заявление спикера НАТО свидетельствует об отношении НАТО к нашей стране. Сначала было заявление нового генерального секретаря НАТО о том, что Украина не имеет ближайших перспектив вступления в НАТО, теперь - вообще из ряда вон выходящее заявление. Возникает вопрос: как мы будем дальше сотрудничать с НАТО, если слышим такое в свой адрес?" Поразительно - взрослые люди, политики, высокопоставленные чиновники, законодатели, а ведут себя как дети, которые задирали соседей, обещая в случае чего позвать на помощь старшего брата-боксера. А брат возьми да и скажи: "Вы как хотите, а у меня с соседями свои деловые отношения". И как теперь жить с таким братом? А вдруг он и не брат вовсе, а тоже сосед? Лидеры некоторых постсоветских стран решили взять на себя благодарную, как им казалось, роль - превратить свои государства в санитарный кордон между Западом и Россией. Это стало краеугольным камнем не только их внешней политики, но и внутренней - с гонениями на русский язык и "неграждан". При этом они еще использовали свое положение транзитера российских углеводородов и других грузов. Но наступил момент, когда санитарный кордон оказался лишним звеном в отношениях Европы и России. Он не связывает два континентальных конгломерата, а, наоборот, разобщает их. И речь уже идет не о поставках газа и нефти - обходные пути прокладываются. Дело коснулось миллиардных поставок вооружений, да еще в условиях экономического кризиса. Россия заявила о намерении закупать корабли и другую технику в странах НАТО, а это резко меняет уровень взаимоотношений. К тому же главный натовец - США - выдернул основную подпорку санитарного кордона - европейский район стратегической ПРО. Кордон разваливается, рушатся мечты, поднимает голову оппозиция. В Украине ситуация осложнена президентскими выборами, внутриполитическими и экономическими проблемами. Само государство уже впору разгораживать кордонами. Впрочем, некоторые признаки этого уже имеются. В Крыму начались маневры 25-й отдельной воздушно-десантной бригады 6-го армейского корпуса Сухопутных войск Украины. Эти подразделения в основном укомплектованы выходцами из западных областей и являются резервом Верховного главнокомандующего. Легенда учений -уничтожение вооруженных формирований, вторгшихся на территорию Восточного Крыма и угрожающих территориальной целостности страны. Кто вторгся, кто угрожает, ответа нет. Грядущие выборы уже начинают раскалывать Украину. Прежняя оранжевая коалиция давно распалась, доверие в народе к известным политикам подорвано, зато есть массовое недовольство шахтеров и металлургов, полной мерой хлебнувших кризиса. И вовсе не со стороны России возникают угрозы безопасности и целостности Украины. Они выпестованы внутри страны ее собственным руководством. Как бы не пришлось срочно перебрасывать парашютистов из Крыма в Донбасс. Но в подобной ситуации НАТО тем более умывает руки... . Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение (25.09.2009).
Информация к размышлению: Перед публикацией отчета ЕС, Грузия утверждает, что 'Кремль лгал об атаках' ("The Times", Великобритания) Вчера Грузия нанесла превентивный удар по отчету Европейского Союза, который, как ожидается, раскритикует ее роль в прошлогодней войне с Россией из-за Южной Осетии. Отрицая, что более десятка российских миротворцев были убиты в Южной Осетии во время нападения грузинских сил, правительство в Тбилиси опубликовало доказательства, предоставленные комиссии ЕС, расследовавшей причины войны, чтобы его версия событий была услышана первой. Тбилиси обвинил Кремль в распространении 'откровенно лживой информации о надуманных атаках на российских миротворцев'. Далее в грузинских документах говорится: 'Эта ложь, распространяемая при поддержке пропагандистских усилий России, была использована Россией, чтобы оправдать свою военную агрессию против грузинской территории'. Ожидается, что отчет, ставший результатом девятимесячного расследования, проводившегося под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини (Heidi Tagliavini), возложит вину за прошлогоднюю войну и на Грузию, и на Россию. Отчет должен быть опубликован сегодня. По словам грузинского чиновника, ознакомленного с результатами расследования, авторы отчета пришли к выводу, что Кремль послал боевые части в отколовшийся регион Южной Осетии до того, как начались боевые действия. Грузия утверждает, что она также отрицает российские заявления о том, что грузинские военные совершали акты геноцида против гражданского населения Южной Осетии. Вместо этого, утверждает грузинский чиновник, Грузия обнаружила свидетельства того, что российские солдаты были ответственны за этнические чистки грузинских сел в регионе. Чиновник сообщил газете The Times, что расследование ЕС также не смогло подтвердить, что грузинские войска атаковали и убили российских миротворцев в Южной Осетии. Кремль утверждал свое право на защиту миротворцев, как главное оправдание для переброски армейских подразделений в Южную Осетию. Россия держала своих миротворцев в регионе с тех пор, как он впервые откололся от Грузии после войны 1992 года. Грузинский министр реинтеграции Темури Якобашвили заявил: 'Я не знаю, удалось ли русским доказать, что миротворцев убили грузины. Я сомневаюсь в этом. Мы стреляли по военным целям, которые стреляли по нам. Мы не целились специально в российских миротворцев'. Многочисленные публикации в прессе намекают на то, что отчет ЕС обвинит в инициировании войны президента Саакашвили, который приказал войскам войти в Южную Осетию 7 августа. Но также ожидается, что отчет обвинит Москву в проведении долгосрочной кампании поддержки сепаратистов, в особенности, через распространение российских паспортов среди населения Южной Осетии. Россия заставила грузин выйти из Южной Осетии, а затем оккупировала крупные районы страны. Танки и войска подошли на расстояние 25 миль к грузинской столице Тбилиси, прежде чем они были отозваны в рамках соглашения о прекращении огня, посредником в котором явилась Франция. Немедленно после конфликта президент Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии, еще одного отколовшегося грузинского региона. Сегодня численность российских войск, расквартированных в двух регионах, составляет почти 8000 человек. В документах, поданных в ЕС, Тбилиси обвинил Россию в подготовке 'полномасштабной войны против Грузии' в течение многих месяцев до начала конфликта. Однако, официальный Тбилиси также признал, что г-н Саакашвили приказал войскам войти в южноосетинскую столицу Цхинвали после дня обостряющейся конфронтации с сепаратистами. 'Военные усилия Грузии были направлены против ранее идентифицированных военных целей, расположенный в регионе Южной Осетии/Цхинвали', - заявляется в документах. 'В соответствии с оборонными задачами Грузии, артиллерийский огонь также был направлен на российский танковый конвой, двигавшийся в сторону конфликтной зоны Южная Осетия/Цхинвали. Схожим образом, военная авиации провела бомбежку моста Гупта, чтобы не дать российским танкам продвинуться в сторону региона Южная Осетия/Цхинвали'. Г-н Якобашвили заявил, что отчет ЕС не может обвинить Грузию в войне, добавив: 'Как могла Грузия начать войну на своей собственной территории, когда мы воевали с русскими на нашей территории? Война не началась 7 августа. Существует масса доказательств, что русские вооружали так называемых сепаратистов и размещали войска до 7 августа, а также провоцировали столкновения'. Посол России в НАТО Дмитрий Рогозин защищает действия Кремля и отрицает обвинения в том, что Москва использовала несоразмерную силу. Выступая в Москве, г-н Рогозин сообщил журналистам: 'Грузия напала на Южную Осетию и совершила это максимально жестоким образом. Эта трагедия Грузии, поскольку в результате этой атаки Грузии стало меньше'. 'Когда вам кислотой плещут в лицо, а вы достаете кастет и даете оплеуху нападавшему - это пропорционально или непропорционально? Если бы ответ России был непропорциональным, то, я думаю, наши войска стояли бы в Тбилиси', - добавил он. Наблюдатели ЕС, работающие на фактической границе между грузинскими и южноосетинскими силами, усилили патрулирование накануне публикации отчет, беспокоясь, что он может спровоцировать новые столкновения. Тони Хэлпин (Tony Halpin). Права на данный материал принадлежат ("The Times", Великобритания) (30.09.2009).
|
В избранное | ||