Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Чуркин: для борьбы с пиратами нужно укрепление правительства Сомали
Для успеха международных усилий по борьбе с пиратством Россия призывает мировое сообщество укреплять потенциал правительства Сомали, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в пятницу на заседании Совета безопасности, на котором обсуждался доклад генерального секретаря Пан Ги Муна о мерах по противодействию морскому разбою. Согласно докладу, за 2008 год у сомалийского побережья зафиксировано 111 разбойных нападений на торговые суда, что втрое превышает показатели 2007 года. По оценке генсека ООН, две основные пиратские группировки - в Пунтленде на северо-востоке страны и в районе Мудуг в ее центральной части - не уступают по вооружению и ресурсам центральному правительству Сомали, которое после полутора десятков лет гражданской войны фактически не может контролировать значительную часть территории страны. Российский постпред подчеркнул, что путь к долгосрочному решению проблемы пиратства лежит через продвижение процесса мирного урегулирования в Сомали, восстановление правопорядка и безопасности в стране, устранение социально-экономических факторов, способствующих разрастанию пиратской преступной сети. В занятия морским разбоем вовлекаются главным образом бедные слои населения на фоне безвластия. "Следует всячески содействовать укреплению собственного потенциала правительства Сомали, от усилий которого в конечном счете и будет зависеть общий успех в борьбе с пиратством", - сказал Чуркин. Он также заверил, что "Россия будет оказывать возможное содействие... руководству и народу Сомали" на пути вывода страны из затянувшегося кризиса. По мнению Чуркина, "международные начинания, вдохновленные решениями Совета безопасности, уже начали давать результаты, однако мы пока далеки от того, чтобы констатировать перелом негативных тенденций распространения пиратства у берегов Сомали". Для прогресса в этом, отметил российский постпред, необходимо решить проблемы в области выработки единой информационной и правовой базы для задержания и судебного преследования пиратов. Он напомнил, что Россия вносит вклад в международные антипиратские усилия. "Корабли ВМФ России выполняют задачу по обеспечению безопасного морского судоходства и других видов морской экономической деятельности в районе побережья Сомали. В ходе выполнения этой задачи организована координация с кораблями ВМС Китая, Индия, Франции и США, а также с группировкой ВМС Европейского союза и 151-м тактическим соединением НАТО", - сказал Чуркин. В октябре 2008 года эсминец "Неустрашимый", первым из российских боевых кораблей, приступил к дежурству у берегов Сомали. На смену ему в январе пришел большой противолодочный корабль (БПК) Тихоокеанского флота "Адмирал Виноградов", который в апреле сдаст вахту БПК ТОФ "Адмирал Пантелеев". За это время российские военные моряки осуществили сопровождение более 80-ти российских и иностранных судов, предотвратили четыре попытки захвата пиратами торговых судов. "Готовы и впредь тесно взаимодействовать с заинтересованными сторонами по всем аспектам данной проблематики", - сказал Чуркин. Говоря о перспективах отправки в Сомали миротворческого контингента ООН на смену силам Африканского союза, российский постпред поддержал выводы Пан Ги Муна о том, что пока для этого не сформировались базовые условия, главное из которых - улучшение ситуации в области безопасности и достижения серьезного прогресса в политическом урегулировании. "Тем не менее, полагаем необходимым продолжать планирование возможной операции ООН в Сомали", - уточнил постпред РФ. 21.03.2009
Военные прокуроры во всех регионах РФ разъяснили служащим их права Более тысячи военных прокуроров совместно с командованием в рамках недели правовых знаний, которая проводилась в воинских формированиях по всей стране с 16 по 21 марта, консультировали военнослужащих по различным правовым вопросам, сообщил РИА Новости представитель Главной военной прокуратуры (ГВП) России Михаил Яненко. "Военнослужащие различных категорий и члены их семей приняли участие в правовом информировании, работе "круглых столов" и консультационных пунктов, на личном приеме получили разъяснения по актуальным вопросам действующего законодательства, в том числе в сфере обеспечения социальных гарантий. По поступившим обращениям будут приниматься исчерпывающие меры по устранению нарушений законов и восстановлению прав", - сказал Яненко. Помимо индивидуальной работы с военнослужащими, обучения командиров и начальников правовым основам служебной деятельности офицеры военных прокуратур провели надзорные мероприятия по обеспечению безопасных условий военной службы и правопорядка, отметил собеседник агентства. Завершилась неделя единым днем правовых знаний, который прошел в субботу, 21 марта, во всех воинских частях Внутренних войск (ВВ) МВД РФ с участием руководящего состава Внутренних войск, командования округов, объединений и соединений, ГВП, военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев. Эти мероприятия являются продолжением целенаправленной профилактической работы по укреплению законности и правопорядка в воинских коллективах, подчеркнул представитель Главной военной прокуратуры. 21.03.2009
В ходе спецоперации в Дагестане уничтожены 12 боевиков Спецоперация в Дагестане полностью завершена, уничтожены 12 боевиков, все они принадлежали к диверсионно-террористической группе Абдулгапура Закарьяева, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы МВД Дагестана. "В результате спецоперации в Карабудахкентском районе Дагестана уничтожена бандгруппа Абдулгапура Закарьяева, убиты всего 12 боевиков, среди них и лидер этой группы Закарьяев", - сказал собеседник агентства. "Спецоперация полностью завершена, в настоящее время проводится прочесывание лесного массива на предмет обнаружения взрывных устройств и боеприпасов, оставленных боевиками", - отметил он. Спецоперация в районе селения Какашура Карабудахкентского района Дагестана началась в среду днем после боестолкновения между милиционерами и боевиками. За два дня спецоперации погибли пять военнослужащих, три сотрудника правоохранительных органов получили ранения. 21.03.2009
Планы по модернизации ВС РФ будут выполнены в полном объеме Планы по модернизации российских Вооруженных Сил будут выполнены в полном объеме, но скорость модернизации будет скорректирована, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. "В силу кризисных явлений нам придется скорость модернизации немного скорректировать, но средств на эти цели в 2009 году будет выделено больше, чем в 2008", - сказал Шувалов в субботу в интервью программе "Вести в субботу" телеканала "Россия". Он добавил, что расходы на содержание силового блока не сокращаются. "Если вы посмотрите на расходы 2009 года по новому плану относительно расходов 2008 года, то эти расходы значительно увеличиваются", - сказал Шувалов. "Надо посмотреть, как теперь в целом построен бюджет 2009 года по тому плану, который правительство одобрило. То вы увидите по этим направлениям реальное и значительное увеличение средств, в том числе и на приобретение новой техники", - добавил первый вице-премьер. "Все те планы, о которых говорил президент, и говорит председатель правительства по модернизации вооруженных сил, все выполняется в полном объеме и будет выполнено", - сказал Шувалов. 21.03.2009
Кризис поставил под удар судьбу нового истребителяПроизводство российских истребителей пятого поколения может быть отложено. Сроки реализации этого проекта переносились и раньше. На этот раз причина - массовые увольнения на заводе-производителе. Сокращение коллектива на Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении имени Гагарина должно начаться через три месяца. Сегодня на Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении имени Гагарина - крупнейшем авиазаводе России реализуется сразу три новых проекта. Это самолет пятого поколения, полеты которого по плану начнутся в течение года. Это производство опытных образцов истребителя Су-35, а также изготовление корпусов нового регионального лайнера Superjet 100. На предприятии трудятся 17 тысяч человек. В течение прошлого года было уволено около 2000 работников. Приятно на работу столько же. Действительно, в этом году приказ генерального директора "Об упорядочении численности персонала" подписан. Подобные мероприятия вызваны неравномерной производственной загрузкой разных цехов, что в свою очередь связано с особенностью цикла авиастроительных работ. Примерно 700 работникам предприятие придется покинуть. Прощаться собираются с работниками вспомогательных производств, а также с теми, кто достиг пенсионного возраста. Одновременно продолжается выведение непрофильных активов из состава завода и придания им самостоятельных юридических лиц. Люди, которые трудятся в этих подразделениях, будут не сокращены, а переведены на новые места работы. Мировой финансовый кризис, как считает руководство, практически не сказался на деятельности предприятия. Авиазаводу остро требуются новые кадровые силы, говорит Александр Пекаш - генеральный директор Комсомольского-на-Амуре производственного авиационного объединения имени Гагарина. "У нас не хватает фрезеровщиков, операторов станков с числовым программным управлением, - констатирует он. - Мы ищем эти категории работников. Не отказались бы сегодня от квалифицированных конструкторов, технологов. Мы ведем работу по их поиску". Информационные агентства упоминают и проблему, связанную с разногласиями профсоюза завода с администрацией. Александр Пекаш разъяснил, что не удалось договориться лишь по двум пунктам коллективного договора - величине тарифа первого разряда и и количеству индексаций в год. "Наши предложения по тарифу первого разряда -1800, предложение профкома - 2116 рублей, - сообщил он. - И мы предложили проводить индексацию раз в год, а профком настаивает на двух индексациях в год, что несколько больше". В авиации есть такое понятие - "точка возврата", то есть тот предел, когда самолет можно развернуть назад. Комсомольский завод ее уже прошел - назад не повернешь. Руководство предприятия уверено, что на нем есть все необходимые ресурсы, чтобы благополучно достичь цели. 18.03.2009
Российская "оборонка" - угроза развала?Как пишет журналист The Weekly Standard Ройбен Ф.Джонсон, ежегодная выставка-показ военной техники в Абу-Даби стала одним из важнейших мероприятий для российской оборонной промышленности. Однако за уверенным выступлением делегации от России в ОАЭ, как выяснил автор статьи, стоит лишь огромная госкорпорация, находящаяся на грани развала. На фоне перспектив российской оборонки, иронизирует издание, можно назвать финансовое состояние AIG и Bank of America благополучным. Госкорпорация "Ростехнологии", вобравшая в себя под руководством Сергея Чемезова, близкого друга Владимира Путина, несколько сотен предприятий, сейчас заявляет о том, что 30% из них - на грани банкротства, а среди оставшихся 70% лишь половину можно охарактеризовать как "стабильные". Больше всего пострадали, как сообщается, предприятия по производству амуниции и взрывчатых веществ. Компания "Ростехнологии" была сформирована лишь в прошлом году, напоминает Джонсон. Туда вошли, насколько известно, 426 компаний, причем порядка ста из них вообще не имели отношения к оборонной промышленности, однако приносили прибыль. Сейчас же 326 компаний имеют общую задолженность в 25 млрд рублей, и проблема заключается в том, что большинство российских банков вообще отказываются выдавать кредиты, а остальные предлагают высокие процентные ставки (13%). Ведутся переговоры с западными банками, но все подробности пока тщательно скрываются, говорится в статье. Ройбен Ф. Джонсон, The Weekly Standard 18.03.2009
В Германии разработан новый многофункциональный гранатометНемецкий разработчик вооружения компания Dynamit Nobel Defence GmbH (DND) продемонстрировала ручной многофункциональный гранатомет нового поколения, который специалисты называют революционным, сообщает DefPro. Новинка, получившая название Wirkmittel 90, имеет три режима, позволяющих поражать технику и фортификационные сооружения. Как уточняет издание, новая разработка производителя известных немецких гранатометов серии Panzerfaust имеет эффективную дальность стрельбы до 1200 метров и в два раза превосходит по этому показателю Panzerfaust 3-IT. 90-миллиметровый гранатомет может использоваться для разрушения практически всех видов зданий и фортификационных сооружений, включая бункеры, кирпичные стены и укрепленные строения. Оператор может выбрать различные режимы стрельбы, при которых боеприпас будет детонировать после попадания в цель или, например, после проникновения внутрь здания. Граната также может взорваться в воздухе прямо над целью. Представитель компании отметил в интервью DefPro, что в настоящее время многие государства заинтересованы в приобретении вооружения такого класса. Некоторые потребители были бы не против заменить старые модели гранатометов, включая РПГ-7 советского производства. Wirkmittel 90 может стать вероятным кандидатом на эту роль. В качестве рынков сбыта DND рассматривает как европейские государства, так и другие регионы. Производитель позиционирует свой гранатомет в качестве нового решения для иррегулярных войн - современного и многофункционального. Оно призвано заполнить брешь между эффективным, но дорогостоящим противотанковым оружием, а также дешевым вооружением малого радиуса действия. Тем не менее, по словам представителя немецкой компании, новая разработка не рассматривается в качестве замены Panzerfaust и будет предлагаться потенциальным покупателем параллельно с уже известной продукцией 18.03.2009
На вооружение японских ВМС поступил самый крупный в стране эсминец-вертолетоносец "Хюга"На судоверфи в порту Иокогама сегодня состоялась торжественная передача морским силам самообороны Японии эсминца-вертолетоносца "Хюга", который имеет палубу с посадочной площадкой, сопоставимой по размеру с авианосцем. Он станет самым крупным кораблем на вооружении японских ВМС. На своем борту "Хюга" способен нести до 11 вертолетов, а палубой корабля одновременно могут пользоваться четыре вертолета. Его водоизмещение составляет 13950 тонн, а длина достигает почти 200 метров. Экипаж корабля - около 340 человек, причем впервые на японском эсминце есть каюты для женщин (два офицера и 15 матросов). 18.03.2009
Россия планирует создать новый пилотируемый космический корабльВ ближайшие месяцы будет объявлен победитель конкурса на создание нового российского пилотируемого космического корабля. Об этом сообщил руководитель пилотируемых программ "Роскосмоса" Алексей Краснов. По словам Краснова, кто бы ни стал победителем в конкурсе, взаимодействие российской и европейской космической промышленности продолжится. Так он ответил на вопрос журналистов о работе российской космической промышленности над новым космическим кораблем и о возможном участии в этом вопросе Европы. Как напоминает "Интерфакс", ранее Европа и Россия планировали создать совместный космический корабль, но в связи с различными подходами к его созданию и целями использования. Россия решила заняться разработкой собственного пилотируемого корабля. "Мы приняли решение вернуться к проведению собственного российского конкурса, который объявлен среди российских предприятий", - рассказал Краснов. 18.03.2009
СОБЛАЗНЕНИЕ ДЕЛИ. США получили контракт на переоснащение ВВС ИндииВ понедельник Госдепартамент США подтвердил появившуюся в начале года информацию о том, что Вашингтон и Нью-Дели подписали контракт на поставку в Индию восьми самолетов дальней радиолокационной разведки на сумму 2, 1 млрд. долл. Эта сделка стала крупнейшей в истории военно-технического сотрудничества двух стран - эксперты уверены, что она свидетельствует о попытках Белого дома установить с Индией максимально доверительные отношения. В этой ситуации под угрозой оказываются российские интересы - на сегодняшний день индийская армия почти полностью оснащена оружием советского и российского производства, а правительство этой страны является одним из крупнейших клиентов ВПК России. Сообщения о том, что контракт на поставку восьми Boeing P-8i, предназначенных для отработки морских целей, заключен, появились еще в начале января, однако официального подтверждения тогда не получили. А в минувший понедельник Госдепартамент США официально уведомил парламентариев о том, что сделка заключена и будет полностью реализована до конца 2016 года. Сумма сделки - 2, 1 млрд. долл. - является самой крупной в истории военной торговли Индии и США, до этого объем самого серьезного контракта не превышал 962 млн долл. Показательно, что аппараты Boeing призваны заменить российские самолеты Ту-142М, уже практически выработавшие свой ресурс. "Российское оружие, к сожалению, постепенно теряет свои конкурентные преимущества - американцы предлагают лучшее, чем мы, качество за более приемлемые деньги. Военно-техническое сотрудничество Индии и России в последнее время сопровождается скандалами, вызванными претензиями к качеству поставляемых образцов, поэтому индусы и покупают оружие не только у нас, но и в США, которые пользуются ситуацией для того, чтобы укрепить свое влияние в этой стране. Индусам это выгодно - предложение явно превышает спрос, и они могут выбирать то, что им подходит больше всего", - говорит руководитель Центра военной информации Анатолий Цыганок. По мнению экспертов, авиационная сделка - всего лишь звено в цепи мероприятий, проводимых Белым домом с целью как можно плотнее привязать Индию к США. В этой связи стоит вспомнить соглашение о ядерном сотрудничестве, подписанное между Вашингтоном и Нью-Дели в конце минувшего года, снявшее препятствия для поставок в Индию американских ядерных технологий и горючего для 14 национальных АЭС. "Стремление США привязать Индию к себе объясняется просто - Вашингтон готовится к противостоянию с Китаем в бассейне Индийского океана, и отказываться от такого союзника, как Индия, было бы для американцев непозволительной роскошью. Мы же, увы, играем в этой ситуации роль статистов, медленно уходящих со сцены", - констатировал г-н Цыганок. "Американцы абсолютно сознательно делают из Индии региональную сверхдержаву, которая была бы им лояльна, одновременно являясь раздражителем для Китая. Отсюда и очевидно дружеское отношение Белого дома к Нью-Дели: Индия нужна США больше, чем США - Индии. Думаю, что следующим шагом по поддержанию лояльности будет попытка американцев легализовать индийский ядерный потенциал", - сказал РБК daily эксперт ПИР-центра Дмитрий Евстафьев. Поморцев Анатолий 18.03.2009
Российские авианосцы: пессимизма больше, чем оптимизма. Авиация играет решающую роль в боевых действиях на океанских ТВДЗаявления главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого о том, что в России с 2012 года начнется строительство авианосцев, вызвало неподдельный интерес не только за рубежом, но и в самой России. Каждый к этому заявлению относится по-своему, но мало кто знает, что в Союзе уже были попытки иметь такие корабли… Определение в Военно-морском словаре гласит: "Авианосец - боевой надводный корабль, основным вооружением которого являются корабельные летательные аппараты морской авиации, а авианесущий корабль (крейсер) - корабль, на котором базируются летательные аппараты, предназначенные для решения боевых задач". Чувствуется разница. Первые боевые надводные корабли строили и строят американцы, англичане, французы и некоторые другие страны. Вторые - наше детище. Даже составители словаря, видимо, дабы не кривить душой, не придавали авианесущим кораблям статуса боевого, поскольку по сути это "полунедоавианосцы". В двадцатилетний период между мировыми войнами еще сохранялось влияние сторонников уходящих в Лету представлений о том, что исход вооруженной борьбы на море будет решаться в групповых эскадренных сражениях и боях, где главную роль играет главный калибр кораблей. Основной ударной силой любой морской державы рассматривались большие надводные корабли - линкоры и крейсеры. В то время линкоры строили все крупные державы. Сходили они и со стапелей удаленной от Старого Света Америки. Не остались в стороне и японцы. Ими, к слову, был построен поистине гигантский (водоизмещением около 73 000 тонн) линкор "Ямато" с артиллерией чудовищной мощи (девять орудий калибра 460 мм). Если проследить эволюцию военных флотов, то они все больше и больше превращались из средства ведения войны в орудие политики. Иметь линкоры считалось престижным, многие страны стремились к этому - примерно, как сейчас некоторые страны стремятся иметь ядерное оружие, ракеты и авианосцы. Однако реализовать свои планы удалось немногим. Дредноутами располагали флоты только 13 государств (турки все-таки заимели столь желанный корабль, "приватизировав" брошенный в 1918 году немцами "Гебен"). Желание попасть в "линкорный клуб" настойчиво высказывали Голландия, Португалия и даже Польша (с ее 40-километровым побережьем) и Китай. Однако эти мечты, к счастью для экономик этих стран, остались на бумаге. Уже к концу 30-х годов прошлого столетия появились новые воззрения на содержание борьбы на море, результатом чего явилось строительство авианосцев. Перед Второй мировой войной самый мощный авианосный флот имели США. Второе место занимала Великобритания, хотя численность авианосцев значительно уступала американской. К ним подтягивались японцы, перестраивая под авианосцы крупнотоннажные транспорты и крейсеры. Немцы заложили авианосец "Граф Цеппелин". Но в 1945-м недостроенный "Граф" по репарациям был передан Советскому Союзу. Во Второй мировой войне авианосцы явились главной ударной силой флотов США, Японии и Великобритании, особенно в боевых действиях на Тихоокеанском театре военных действий. В ходе войны этими странами было построено около 120 кораблей такого класса. А что же наш родной ВМФ? Следует отметить, что в предвоенные годы идея создания авианосца для ВМС РККА периодически циркулировала на совещаниях политического и военного руководства страны. Роль и значение корабельной авиации правильно оценивались передовой частью представителей науки и промышленности. Подтверждением этого является разработанный в 1938 году эскизный проект легкого авианосца. Предвоенной кораблестроительной программой его строительство было запланировано на 1944 год. Но при корректировке судостроительной программы он не вписался в границы лимита суммарного водоизмещения и был из нее исключен. В 1944 г. к этой теме вернулись вновь при разработке авианосца (проект 72) водоизмещением 28 800 тонн. Основу авиационного вооружения этого корабля должны были составлять 30 самолетов. К сожалению, командование флота, несмотря на понимание необходимости наличия авианосцев в боевом флотском строю, так и не сумело в то время определиться в отношении концепции их строительства и применения. Несмотря на впечатляющие по размаху действия палубной авиации в еще продолжающейся войне и полную ясность относительно боевой мощи пикирующих бомбардировщиков корабельного (авианосного) базирования, место авианосцев в системе отечественного ВМФ так и не было определено. Итоги Второй мировой войны подтвердили решающую роль авиации в боевых действиях на море. Из общего числа уничтоженных кораблей авиация поразила 55,3% авианосцев всех воюющих сторон, 51,3% всех линкоров, 32,2% крейсеров и 31% подводных лодок. Советская авиация потопила 66,2% кораблей, потерянных фашистской Германией на советско-германском фронте. Вывод о необходимости завоевания господства в воздухе над морским театром военных действий был очевиден. Последовательным сторонником авианосцев выступал Николай Герасимович Кузнецов. Еще осенью 1945 г. в самолете на пути с Дальнего Востока в Москву он очертил контуры кораблестроительной программы в дневнике: "Линкоры - нет. "Тирпиц", которого в конечном счете прикончила авиация, больше сковывал флот Германии, чем действовал. Крейсеры, эсминцы себя оправдали. ПЛ перспективны, но без поддержки надводных сил и авиации им нет оперативного простора. Авианосцы!.." С присущим ему упорством Н. Г. Кузнецов настойчиво добивался включения в план кораблестроения авианосцев, зная, что у него есть союзники, но еще больше противников и недоброжелателей. Так, контр-адмирал В. П. Боголепов полагал, что "…нет надобности доказывать необходимость авианосцев, осознанную еще до войны". Контр-адмирал А. Б. Елисеев был другого мнения и нашел, что "авианосец является беспомощным под артиллерийским огнем линейного корабля" (хотя статистика свидетельствует, что из 42 авианосцев, потерянных в ходе Второй мировой войны, только два - "Глориес" и "Гэмбиер Бей" погибли от огня корабельной артиллерии). В 1947 г. в журнале "Морской сборник" появилась статья адмирала И. С. Исакова, который назвал авианосцы "плавающими гробами". Ко всему этому общая нелюбовь высшего военного руководства к флоту. Например, Г. К. Жуков, назначенный в 1953 г. первым заместителем министра обороны, а затем министром, занимал антифлотскую позицию, особенно в части строительства кораблей, и этого не скрывал. Например, при докладе о необходимости развития десантных средств заявил главкому ВМФ, что пользоваться ими не собирается, а пойдет куда требуется на танках. Строить авианосцы было дорого, мало того, напрочь отсутствовал опыт строительства кораблей такого класса. Даже достраивать по новому проекту заложенный еще до войны тяжелый крейсер "Кронштадт", имевший готовность по корпусу около 10% и допускавший необходимую модернизацию, было слишком сложно. Нецелесообразным было признано восстанавливать пострадавший от бомбежек уже известный нам бывший немецкий авианосец "Граф Цеппелин", разукомплектованный и проржавевший. Флот использовал его в качестве корабля-мишени и в конечном итоге потопил в аварийном порядке, когда он, сорвавшись с якоря, стал дрейфовать в сторону финского берега. Приемлемым решением для разоренной войной страны была аренда или покупка авианосца за рубежом. В начале 1946 г. велись переговоры с Великобританией относительно перспектив приобретения авианосцев типа "Триумф" и "Гермес" для Северного флота. Уже была достигнута договоренность о покупке пяти таких кораблей. Однако речь Уинстона Черчилля в Фултоне (1946 г.), ознаменовавшая начало эры холодной войны между вчерашними союзниками, поставила крест на этой договоренности. Круг замкнулся. Запятая в почти энциклопедической фразе "Купить нельзя строить!" поставлена не была. Американцы наращивали авиационную мощь, немногим более полувека назад начав строить суперавианосцы с атомными энергоустановками. Сегодня они в силу высокой боевой мощи и мобильности являются идеальным карающим мечом в руках американских политиков. Мы тоже за это время многое успели. Осуществили несколько кораблестроительных программ. Потом выступили с "мирной инициативой" и в назидание другим раскромсали автогеном вполне боеспособные корабли. Затем опять строили, в том числе те самые полунедоавианосцы (авианесущие крейсеры) типа "Киев". Но и здесь что-то не заладилось. Видимо, поняв их полунедо-, отечественные адмиралы с наступлением рыночных времен продали их за бесценок… Сегодня у нас остался один ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - более совершенный, чем "Киев", но все-таки не совсем авианосец. Еще в конце прошлого века он должен был идти в Средиземное море, но не пошел - то ли денег не хватило, то ли что-то сломалось. Потом этим планам помешала трагедия АПЛ "Курск" (август 2000 г.), которая должна была взаимодействовать с ТАВКР. Потом все-таки "Кузнецов" с отрядом кораблей (декабрь 2007 г. - январь 2008 г.) продемонстрировал наш Андреевский флаг в океане. Но это, по-моему, была "лебединая песня" "Адмирала Кузнецова". Заявление главкома ВМФ о начале строительства авианосцев в России с 2012 года не вселяет оптимизма. Опять что-то не складывается в судьбе авианосцев в России, и только приходится уповать на "Поживем - увидим!". Вадим Кулинченко 18.03.2009
Информация к размышлению: Латвия использует полицию для подавления разговоров об экономическом крахе ("Christian Science Monitor", США) В ноябре прошлого года молодой профессор экономики Дмитрийс Смирновс (Dmitrijs Smirnovs) из университета этого приморского города опубликовал в ведущей латвийской газете очерк, в котором предупредил, что страна идет к финансовому краху сродни тому, что произошел в Исландии. Вскоре после этого у него дома появилась тайная полиция. Полицейские задержали Смирновса на двое суток. Суть обвинения: провоцирование паники и подрыв финансовой и банковской системы Латвии. "Я сказал, что мы банкроты. Я написал, что людям не следует хранить свои деньги в банках, что они не должны хранить свои сбережения в местных латах, - вспоминает Смирновс, сидя в своем холодном кабинете, где отключено отопление с целью экономии денег, - этого было достаточно, чтобы задержать меня. Они все еще ведут следствие по моему делу". Местные законодатели вначале не хотели признавать, что фортуна очень быстро повернулась к Латвии спиной. Но сокращение экономики, рост безработицы и 7-миллиардный в долларовом выражении кредит от Международного валютного фонда изменили такое отношение. На прошлой неделе у руля власти встало новое правоцентристское правительство. Оно надеется вывести эту крошечную прибалтийскую страну с населением в 2,3 миллиона человек из экономического кризиса, который, как опасается Евросоюз, может вскоре дестабилизировать весь этот регион. На саммите в Брюсселе, который проходит с четверга по пятницу, ЕС продолжил дискуссию о том, стоит ли помогать испытывающей острый денежный дефицит Восточной Европе. Латвия, бывшая когда-то широко разрекламированным образчиком экономического успеха, сегодня превратилась в героиню сказки-страшилки об ужасном капитализме, который привел ее на край пропасти. С момента вступления Латвии с Евросоюз в 2004 году темпы роста ее ВВП измерялись двузначными цифрами. Но в последнем квартале прошлого года они снизились на 10,5 процента по сравнению с соответствующим периодом года предыдущего. Согласно прогнозам, в этом году валовой внутренний продукт уменьшится еще на 12 процентов. Уровень безработицы может достичь 15 процентов. По данным Global Property Guide, цены на жилье, когда-то увеличивавшиеся большими темпами, сегодня упали на 25 процентов. Депутаты латвийского парламента пытаются до минимума свести панику в обществе, которую можно было наблюдать в прошлом году в Исландии, а чуть позже в Ирландии. И они нацеливаются на таких как Смирновс, считая, что именно эти люди виноваты в ее распространении. Когда известный латышский певец Вальтерс Фриденбергс (Valters Fridenbergs) пошутил как-то на концерте по поводу изъятия денег с банковских счетов, тайная полиция нанесла визит и ему. "Девальвация [экономики] здесь очень болезненная тема, - говорит редактор самой влиятельной латвийской газеты Diena Паулс Раудсепс (Pauls Raudseps), - наше общество не привыкло к открытому обсуждению таких вещей". Но недовольство в обществе по поводу того, как правительство действует в условиях экономического кризиса, постоянно растет. В конце прошлого года был национализирован крупнейший банк страны Parex, а правительство обратилось за помощью к МВФ. Этот шаг повлек за собой крайне непопулярное уменьшение расходов на социальные нужды, включая 15-процентное сокращение зарплат в сфере услуг. Он ускорил отставку премьер-министра Иварса Годманиса (Ivars Godmanis), который ушел со своего поста в прошлом месяце. Были здесь и беспорядки. В январе 10-тысячный митинг в столице Латвии Риге закончился столкновениями с полицией. А в прошлом месяце фермеры заблокировали главную дорогу, ведущую в столицу. Сделали они это в знак протеста против политики правительства в области сельского хозяйства. Вид тех супермодных кафе, многоэтажных торговых центров и элегантных ресторанов суши, которые можно увидеть в Риге, опровергает заявления латвийцев о том, что ситуация постоянно ухудшается. Два года назад Михаил Арутюнов переехал в столицу с побережья, где он работал на судостроительном предприятии. Он водит автобусы и такси, однако подумывает о том, чтобы вернуться. "Жизнь здесь уже не такая хорошая, - говорит Арутюнов, - раньше деньги здесь платили приличные, но теперь зарплаты слишком низкие". Проблемы Латвии как в зеркале можно увидеть и в других странах Восточной Европы. Этот регион идет ко дну - но не из-за неоплаченных ипотечных кредитов, а из-за огромных и непомерных долгов, в которые эти страны влезли в надежде усовершенствовать свои институты и инфраструктуру перед вступлением в ЕС. А вступив в Евросоюз, эти страны начали делать новые долги. Туда рекой хлынули иностранные инвестиции, резко подскочили цены на недвижимость, начал бурно развиваться рынок жилья, а обычные потребители получили доступ к кредитам, о которых в мрачные времена коммунизма нельзя было и подумать. "Правительство просто сошло с ума, - говорит Раудсепс, - оно начало бездумно и расточительно тратить деньги". Страны Балтии брали большие кредиты в иностранной валюте, в основном в евро, но эта денежная единица существенно потеряла в цене с началом финансового кризиса. А они сохраняли фиксированный обменный курс всех трех своих валют, привязав его к единой европейской. Они просто лишили себя возможности девальвировать свои валюты для увеличения экспорта. "Это было очень существенное упущение в финансово-бюджетной политике Латвии и других стран Балтии, - говорит Андерс Аслунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник в Институте мировой экономики им. Петерсена (Petersen Institute for International Economics), - во времена экономического бума они импортировали инфляцию, импортировали слишком много краткосрочного капитала, а это привело к перегреву их экономик". Некоторые ведущие экономисты Латвии, особенно из числа достигших зрелости в первые годы капитализма в своей стране, говорят, что у Латвии есть только один выход - стать банкротом подобно Исландии и начать все заново, когда этой осенью закончатся заемные средства МВФ. Совет довольно рискованный, однако Смирновс говорит так: "Нам надо уйти из дикого капитализма в простой капитализм". По словам Раудсепса, народ Латвии готов к тому, что новое правительство поведет страну через волны кризиса, и он смирился с неизбежностью определенных сокращений. "Когда это закончится? Этот вопрос создает большую напряженность. Люди просто не знают, как со всем этим справляться", - говорит он. 20.03.2009 ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стали доступны для скачивания электронные книги:
_____________________________________________________________________________ РЕКЛАМА на VPN
Если Вам нужен тот или иной ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru. Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru |
В избранное | ||