Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Российский истребитель 5-го поколения поднимется в воздух в конце года

Военно-воздушные силы России планируют полет истребителя пятого поколения в ноябре-декабре этого года, сообщил журналистам во вторник главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин. "В ноябре мы должны полететь, в крайнем случае - в декабре, но в любом случае в этом году мы поднимем машину", - сказал Зелин, отвечая на вопрос о сроках летных испытаний новейшего истребителя. Истребитель пятого поколения, который в России называют также перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), разрабатывается с 1990-х годов. Зелин сообщил, что сейчас завершается сборка первого летающего образца. "Три образца уже созданы по гособоронзаказу для испытаний", - добавил он. Генерал также сообщил, что совместно с Индией Россия намерена создавать истребитель пятого поколения маркировки УБ (учебно-боевой). "Сейчас мы создаем машину с одним летчиком, с Индией мы склоняемся к тому, чтобы производить спарки", - уточнил Зелин. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (11.08.2009).

 

Минобороны РФ настаивает на увеличении производства систем С-400

Минобороны РФ ставит перед промышленностью задачу увеличить производство систем С-400, сказал во вторник журналистам главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин. Он сообщил, что от ведущего разработчика системы корпорации "Алмаз-Антей" были получены документы, в которых говорится, что в настоящее время эта задача является неподъемной. В то же время Зелин подчеркнул, что гособоронзаказ на С-400 не подвергся корректировке в сторону уменьшения в связи с кризисом.  "На гособоронзаказ по С-400 кризис не отразился, и, думаю, что в 2010 году ситуация не изменится. Есть небольшие смещения сроков вправо, но мы еще будем об этом говорить с представителями промышленности", - сказал главком ВВС. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (11.08.2009).

 

ВВС РФ допустили ошибки во время конфликта в Южной Осетии

Командование Военно-воздушными силами России признает, что во время югоосетинского конфликта в августе прошлого года в применении авиации были допущены ошибки, сообщил во вторник журналистам в Москве главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин. По официальным данным ВВС, во время конфликта были сбиты четыре российских самолета: Ту-22 и три Су-25. По неофициальной версии, ВВС РФ потеряли во время конфликта более семи самолетов. "Ошибки, безусловно, были, но и выводы были сделаны. Основная задача была в оказании помощи миротворцам, в обеспечении действий сухопутных войск, которые решали главную задачу. И эти задачи были выполнены", - сказал Зелин. Он сообщил, что ошибки носили как объективный, так и субъективный характер. Например, отметил он, уничтожение стрелков с переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) не является задачей ВВС. "Но я, как главнокомандующий ВВС, все ошибки воспринимаю в свой адрес", - сказал Зелин. Права на данный материал принадлежат РИАНовости (11.08.2009).

 

Уго Чавес: Венесуэла закупит в России современные танки

Президент Венесуэлы Уго Чавес сообщил в среду, что во время его визита в Москву, запланированного на сентябрь этого года, будут обсуждаться вопросы как экономического, так и военно-технического сотрудничества Венесуэлы с Россией. В рамках ВТС Венесуэла приобретет современные российские танки, отметил он на состоявшейся здесь пресс-конференции. Чавес не указал число и тип бронетанковой техники, но отметил, что будет закуплено "несколько танковых батальонов". "Это самые современные, быстроходные, с газотурбинным двигателем, чуть ли не летающие, почти неуязвимые танки, оборудованные приборами ночного видения", - сообщил президент. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Чавес сделал это заявление, отвечая на вопрос об обострении отношений с Колумбией, власти которой приняли решение предоставить 5 военных баз для дислокации подразделений вооруженных сил США. Президент опроверг обвинения колумбийских официальных лиц о поставках Венесуэлой оружия левоэкстремистским группировкам, действующим в соседней стране. Размещение контингента ВС США на военных базах Колумбии и действия колумбийских властей Чавес расценивает как прямую угрозу Венесуэле. Президент напомнил, что заранее поставил в известность южноамериканских лидеров, в частности, президента Бразилии Луиса Игнасиу Лулу да Силву даже о временном базировании двух российских стратегических бомбардировщиков в Венесуэле и визите в минувшем году российских боевых кораблей Северного флота. При этом он подчеркнул, что речь никогда не шла о российских военных базах в Венесуэле, о чем сообщали оппозиционные и зарубежные СМИ. Размещение иностранных военных баз на территории Венесуэлы запрещено конституцией страны, указал глава государства. Права на данный материал принадлежат Вести.Ru (06.08.2009).

 

Корпорация Oshkosh получила дополнительный заказ на 1700 M-ATV стоимостью в 1.06 миллиардов долларов

Корпорация Oshcosh объвила о получении дополнительного заказа от научно-консультативной группы автобронетанкового управления. Oshkosh Defense поставит дополнительно 1700 вездеходов MRAP (M-ATV) вооруженным силам США до февраля 2010 года.

http://normativ-nt.ru/Rassilka/2009.08.11(01).jpg

Контракт также включает в себя поставку наборов запчастей до апреля 2010, а также техобслуживание в условиях эксплуатации. Данный заказ последовал за первым заказом стоимостью в 1,05 миллиарда долларов на 2244 M-ATV, который Oshkosh Defense получила 30 июня. «В Oshkosh мы главным образом стремимся быть уверенными, что M-ATV дожидаются военных в театре военных действий, а не наоборот», говорит Роберт Г. Бон, глава корпорации Oshkosh. «Мы уверены в своих возможностях расширить производство до 1000 единиц в месяц к декабрю и этот дополнительный заказ предоставит нам возможность удерживать такой уровень производства до февраля 2010 года». Oshkosh также объявила, что она превысила требования по доставкам на июль, предоставив 46 единиц вместо 45. «Нашей задачей было предоставить 45 машин, но нам удалось произвести на одну больше. Это несомненно свидетельствует о позиции и настроении наших покупателей, рабочих и поставщиков, которые совмещают ресуры и усилия для достижения общей цели – служить нашим войскам в Авганистане», заявил Бон. Увеличение производства M-ATV началось за несколько недель до получения первого заказа. Oshkosh Defense владеют высокопрофессиональной рабочей силой, за их плечами – десятилетия производства боевых колесных машин, их характеризует стабильность производственных возможностей и достойное качество продукции. Благодаря всему этому ожидается, что вскоре они получат правительственный график увеличения поставок M-ATV, при этом сохранив все остальные сущетсвующие и предполагаемые программы производства машин. Чрезвычайная мобильность M-ATV, которая на 70% определяется повышеной проходимостью, достигается за счет системы независимой подвески Oshkosh TAK-4®. Система прошла государственное испытание, выдержав более 400 000 миль пробега и является стандартом для оборудования на более чем 10 000 MTVR, используемых ВМС США, а также в армейских грузовиках с установкой нового поколения для самозогрузки грузов на поддоне (PLS) и парка автомобилей службы тыла (LVSR). Oshkosh Defense объединились с Plasan North America для изготовления высококачественных комплектов брони для M-ATV. Plasan также усовершенствовала решение, которое используется на более чем 5000 устаревших MRAP и тысячах бронированных корпусов MTVR Oshkosh, которые уже используются на театре военных действий. Права на данный материал принадлежат Army-guide.com  (06.08.2009).

 

Авиационный парк ВВС: переход к стратегии технического обновления

Александр ЗЕЛИН, Главнокомандующий Военно-воздушными силами России, генерал-полковник. Особенностью ВВС России, территория которой составляет одну седьмую часть земной суши, является то, что они должны обеспечивать возможность решения боевых задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон условий применения предопределил необходимость создания уникальной системы вооружений ВВС. Применительно к авиации, составляющей воздушный компонент группировки ВВС, следует отметить, что при переходе к новому облику в ее составе сохранятся все основные составные части, в том числе дальняя, фронтовая, армейская, специальная, военно-транспортная авиация, транспортная авиация объединений, формирования, вооруженные комплексами с беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, сохранится и будет и дальше развиваться авиация частей центрального подчинения и учебных заведений. Эффективное решение задач, возлагаемых на авиацию ВВС, во многом зависит от состава и состояния авиационного парка, а также направлений его дальнейшего развития. Вследствие этого, важнейшей задачей перехода на новый облик станет интенсивное техническое перевооружение авиационных группировок ВВС, которые станут более компактными, чем существующие, но и существенно более эффективными. Развитие технической оснащённости авиации ВВС в период до 2020 г. будет осуществляться на основе значительно увеличенного по сравнению с предшествующими годами объема закупок современной авиационной техники и продолжения работ по модернизации остающейся на вооружении наиболее эффективной существующей авиационной техники. При этом планируется, что к 2020 г. в составе авиационной группировки ВВС доля новой и модернизированной техники составит не менее 70 %. Начальной точкой интенсивного перевооружения авиации ВВС на новую авиационную технику можно считать 2009 год, в течение которого стал реально осуществляться переход от стратегии поддержания состояния существующего авиационного парка за счет проведения ремонтов, продления сроков службы и модернизации существующей авиатехники к стратегии кардинального технического обновления парка за счет закупок новых летательных аппаратов. Не секрет, что в составе авиации ВВС основной вклад в решение задач глобального сдерживания, наряду с силами ракетных войск стратегического назначения и морскими стратегическими ядерными силами, вносит дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиакомплексы – стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78. Стратегический ракетоносец Ту-95МС – это высокоэкономичный самолет межконтинентальной дальности полета с ядерными крылатыми ракетами большой дальности полета на борту, оснащенный интеллектуальной системой навигационного и информационного обеспечения их полета. В перспективе наращивание его боевых возможностей будет происходить за счет модернизации каждой из названных составляющих по линии повышения их технического совершенства и «интеллектуализации» информационных процессов боевого применения авиационного комплекса в целом. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является дальнейшим развитием военно-технической концепции комплекса Ту-95МС. Его уникальность определяется возможностью использования не только дозвуковых маловысотных, но и сверхзвуковых режимов полета для повышения гибкости применения и боевой устойчивости в широком диапазоне условий решения боевых задач в ходе ядерной войны. Перспективы его дальнейшей модернизации в основном связаны с наращиванием боевых свойств, необходимых для решения ударных задач с применением обычного (неядерного) вооружения, в том числе высокоточного, путем модернизации систем БРЭО и расширения номенклатуры вооружения. Одновременно ведутся активные поисковые исследования по формированию облика перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который будет способен не только существенно более эффективно по сравнению с существующими стратегическими самолетами выполнять задачи в обычной и ядерной войнах, использовать широкую номенклатуру высокоточного ударного вооружения, но и обладать целым набором качественно новых боевых возможностей, позволяющих реализовать совершенно новые способы решения задач сдерживания. Дальний самолет Ту-22М3 не имеет аналогов в мире. Он разработан в интересах реализации концепции сдерживания угрозы возникновения войн и конфликтов в региональном масштабе. Высокий уровень его летных качеств позволяет реализовать разнообразные способы и тактические приемы при действиях по наземным и надводным объектам в широком диапазоне режимов полета. Перспективы его дальнейшей модернизации связаны с реализацией программы по серьезному обновлению состава бортовых систем и довооружению высокоточным вооружением на базе управляемых бомбардировочных и ракетных средств поражения класса «воздух–поверхность». Самолеты-заправщики обеспечивают глобальную досягаемость стратегических самолетов для выполнения задач в любом регионе мира. Модернизацию самолетов-заправщиков Ил-78 планируется провести на основе комплексного обновления его бортового оборудования и средств заправки в воздухе. Основным компонентом ВВС, позволяющим вести активные боевые действия в воздухе на прилегающих театрах войны, является фронтовая авиация, в составе которой в настоящее время наиболее массово присутствуют такие боевые самолеты, как истребители МиГ-31Б, Су-27, МиГ-29, фронтовые бомбардировщики Су-24М, самолеты-штурмовики Су-25, самолеты-разведчики МиГ-25Р, Су-24Р. Так, истребитель-перехватчик МиГ-31Б, на котором реализован целый ряд уникальных технологий, до настоящего времени является основным самолетом истребительной авиации ПВО. Вобрав в полном объеме уникальные летно-технические характеристики своего предшественника МиГ-25, дальний истребитель-перехватчик МиГ-31Б обладает существенно расширенным диапазоном высот и скоростей полета. Однако основным шагом вперед является его повышенная дальность действий и расширенные возможности БРЛС, позволяющие создавать собственное радиолокационное поле при действиях в условиях отсутствия информационной поддержки наземных и воздушных пунктов управления. Расширенный диапазон высот и скоростей полета является основой для дальнейшего наращивания его боевых возможностей, и, прежде всего, в направлении обеспечения его многофункциональности. Уникальные лётные свойства самолета и его БРЛС могут быть с успехом использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных наземных (надводных) целей, ведения воздушной разведки. В 2008 г. состоялись первые поставки в войска модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. ВВС России обладает уникальным двухсамолетным парком фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29. Решение о таком типаже парка принималось из условия минимизации затрат на решение задач истребительной авиации и вполне оправдало себя в условиях мирового экономического кризиса, который затронул и экономику России. С возрастанием роли экспортных поставок наличие в России двух истребителей разного класса позволило существенно расширить географию продаж истребителей российского производства за рубеж. Оригинальная конструктивно-аэродинамическая схема этих истребителей, тяговые характеристики их силовой установки позволили достичь маневренности в ближнем воздушном бою, которой не располагают их аналоги. Об этом свидетельствуют отзывы не только российских, но и иностранных лётчиков. Бортовое оборудование и вооружение позволяют им решать боевые задачи днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Безусловно, удачная и, с точки зрения аэродинамических характеристик, не имеющая аналогов в мире, конструктивно-аэродинамическая схема самолетов обеспечила возможность их модернизации в направлении реализации такого свойства, как сверхманевренность. Демонстрация данного свойства российскими самолётами является украшением всех авиасалонов, проводившихся в последние годы. Следует отметить, что элементы сверхманевренности успешно осваиваются и наиболее подготовленными лётчиками строевых частей ВВС. В дальнейшем, при соответствующем уровне «интеллектуализации» борта их выполнение станет таким же обыденным как взлёт–посадка. Создание истребителей Су-27 и МиГ-29 можно рассматривать как высочайшее достижение российского авиастроения. Заложенные в них технические решения обеспечили самолетам уникальный модернизационный потенциал, который в настоящее время уже реализован в таких самолетах, как Су-27СМ и МиГ-29СМТ, на которые к исходу 2009 г. будут перевооружены несколько строевых частей. Но на этих образцах судьба знаменитых боевых истребителей не исчерпывается. После тщательной совместной проработки специалистами ВВС и разработчиками истребителей путей дальнейшего наращивания их боевых возможностей принято решение о принятии на вооружение в ближайшие годы глубоко модернизированных, а по сути, принципиально новых, переходных к пятому поколению, истребителей Су-35С и МиГ-35С. В начале следующего десятилетия они начнут массово закупаться российским Министерством обороны. Говоря о дальнейшем развитии комплексов фронтовой авиации, необходимо сказать и о перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации – ПАК ФА. Разработке этого комплекса в настоящее время большое внимание уделяется со стороны Правительства РФ, руководства Министерства обороны, командования ВВС, Объединенной авиастроительной корпорации. Во втором полугодии 2009 г. самолет выходит на летные испытания, и уже в ближайшие годы ВВС получат на вооружение авиационный комплекс, в полной мере воплотивший в себе самые передовые достижения науки и техники. Для ПАК ФА станут реальностью сверхманевренность, высокая «интеллектуализация» борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей. Среди других боевых качеств ПАК ФА необходимо отметить такие его качества, как многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокую эффективность и безопасность полетов. Фронтовые бомбардировщики Су-24М уже с этого года начинают интенсивно заменяться новым многофункциональным ударным самолетом Су-34. Его создание позволит существенно расширить досягаемость при действиях по наземным объектам. Исключительной особенностью самолета является возможность применения широкой номенклатуры вооружения, включая высокоточные средства поражения. Способность применения практически всей номенклатуры управляемых ракет класса «воздух–воздух» свидетельствует о его многофункциональности. Это свойство делает применение Су34 менее зависимым от возможности привлечения истребителей для обеспечения действий фронтовой бомбардировочной авиации. В ближайшей перспективе практически все части, оснащенные самолетами Су-24, буду перевооружены на самолеты Су-34. Не исчерпал свой боевой потенциал и штурмовик Су-25. Его дальнейшее развитие – модернизированный Су-25СМ поступает на вооружение строевых частей с 2006 г. и обладает способностью круглосуточного высокоточного применения управляемого оружия. Кроме того, самолет оснащается эффективным комплексом обороны, позволяющим существенно снизить боевые потери, прежде всего, от ПЗРК и других комплексов ПВО ближнего действия. Принято также решение о возобновлении производства, начиная с 2009 г., новых самолетов Су-25СМ в двухместном варианте, получившем название Су-25УБМ, что еще более повысит его боевые возможности за счет наличия в составе экипажа летчика-оператора, специализирующегося на работе с бортовым комплексом вооружения и обороны. Опыт современных войн показывает, что успех боевых действий во многом зависит от качества разведывательного обеспечения войск. Возможности авиации, в отличие от наземных и космических средств разведки, уникальны. Только авиация способна осуществлять в максимально короткие сроки детальную разведку обширных территорий круглосуточно и в любую погоду, обеспечивая при этом сухопутное, морское и авиационное вооружение своевременной и точной информацией об объектах поражения на всю глубину ведения боевых действий. В настоящее время на вооружении ВВС имеется достаточное количество самолетов-разведчиков Су-24МР и МиГ-25РБ. На момент их появления это были уникальные комплексы, способные решать все виды разведывательных задач. Однако высокодинамичный характер современных войн требует повышения уровня информированности о противнике. В связи с этим в ВВС взят курс на кардинальное обновление разведывательной авиации. В ближайшие годы на замену существующих комплексов будут созданы современные самолеты-разведчики, способные вести эффективные разведывательные действия на всю глубину решения задач фронтовой и частично дальней авиации. Особую роль для действий авиации должны сыграть разведывательные комплексы принципиально нового класса – высотные (стратосферные) пилотируемые самолеты-разведчики с длительным временем нахождения в воздухе, способные проводить мониторинг зоны боевых действий на большую глубину без захода в зоны ПВО противника. Для оснащения перспективной авиационной техники будут разработаны качественно новые образцы бортовой разведывательной аппаратуры различного назначения и наземные средства обработки и доведения развединформации. Одновременно все большее значение при решении разведывательных задач будут играть беспилотные разведывательные комплексы. Боевые свойства самолетов ФА только тогда будут реализованы в полной мере, если будет подготовлен соответствующим образом летный состав. Для этого в России разработан учебно-боевой самолет Як-130, который проходит в настоящее время испытания и в конце этого года будет поставлен на вооружение. Следует отметить, что Як-130 разрабатывался по концепции максимальной приближенности к боевому самолету. В нем реализованы перспективные информационные технологии, что позволяет проводить обучение курсантов и летчиков использованию всех режимов боевых самолетов, применению всех имеющихся на боевом самолете средств поражения без выполнения их реальных пусков, используя методы имитации. Одной из основных составных частей ВВС является военно-транспортная авиация (ВТА), предназначенная для обеспечения мобильности Вооруженных сил России и десантирования воздушных десантов, решения транспортно-десантных и специальных задач, обеспечения повседневной жизнедеятельности объединений ВС. В настоящее время самолетный парк ВТА имеет в своем составе тяжелые дальние военно-транспортные самолеты Ан-124 и Ан-22, тяжелые самолеты Ил-76МД, средние Ан-12 и легкие Ан-26. В связи с истечением сроков службы в ближайшие годы самолеты Ан-22, Ан-12 и Ан-26 будут выведены из боевого состава авиационных частей ВВС. Нуждается в дальнейшем обновлении и парк самолетов Ан-124 и Ил-76. В этой связи в предстоящее десятилетие планируется кардинально обновить парк военно-транспортных самолетов. Часть самолетов будет заменяться более современными, часть пройдет углубленную модернизацию. Например, самолет Ан-124. В целом это современный авиационный комплекс, не имеющий аналогов в мире, способный перевозить 100% техники и вооружения видов вооруженных сил, подлежащих аэротранспортировке. Нуждается в обновлении лишь бортовое оборудование самолета, что уже и осуществляется. Примерно такая же ситуация и с самолетом Ил-76МД – часть самолетов этого типа пройдут модернизацию бортового оборудования и одновременно с 2011 г. начнется производство на Ульяновском авиационном комплексе глубоко модернизированной версии этого самолета Ил-76МД-90А с новыми двигателями, новым бортовым и транспортно-десантным оборудованием. Всего таких самолетов будет заказано для ВВС порядка 40 единиц. В 2010 г. к испытаниям должен быть готов самолет для проведения ресурсных испытаний. В ближайшие два года планируется завершить разработку и начать закупки легких военно-транспортных самолетов Ил-112В, которые по сравнению со своим предшественником Ан-26 будут обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла. Первый опытный экземпляр самолета должен быть изготовлен в 2010 г., а первый полет головного Ил-112В запланирован на начало 2011 г. Всего в предстоящий период планируется закупить более 70 таких самолетов только для ВВС. Планируются массовые закупки самолета и для других видов и родов войск, а также для нужд авиации других министерств и ведомств России. Для замены самолетов Ан-12 ведется разработка перспективного среднего ВТС, в создании которого участвует Республика Индия. Самолет предназначается для внутри- и межрегиональной перевозки войск, грузов, вооружения и военной техники нового поколения типа боевой машины пехоты БМП-3 и боевой машины десанта БМД-3. Будет также обеспечено соответствие мировому уровню по топливной экономичности самолета. Основу военной вертолетной авиации составляет армейская авиация ВВС, предназначенная для решения огневых, транспортно-десантных и обеспечивающих задач. В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований (огневые задачи) решаются в основном вертолетами типа Ми-24. На смену им приходят вертолеты нового поколения – Ми-28Н и Ка-52. В декабре 2008 г. Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний Ми-28Н и о выполнении первого этапа испытаний по Ка-52. В этом году планируется завершить испытания по Ка-52 в полном объеме. Уже начаты поставки в строевые части вертолетов Ми-28Н и до конца года планируется перевооружить на этот тип вертолета как минимум одну эскадрилью. Одновременно, основываясь на успешном ходе проводимых испытаний, в этом году начинаются поставки установочной партии вертолетов Ка-52. В классе транспортно-десантных вертолетов продолжается перевооружение на новые вертолеты семейства Ми-8. Обновленные вертолеты Ми-8МТВ-5 имеют существенно улучшенные летные качества и транспортно-десантные возможности, имеют совершенно новую современную кабину экипажа и могут выполнять задачи круглосуточно. Начиная с 2006 г., в войска до конца текущего года будет поставлено около 20 вертолетов, а всего в десятилетний период будет осуществлено полное обновление парка средних транспортно-десантных вертолетов на вертолеты Ми-8МТВ-5. Большое значение в последнее время придается созданию легких многоцелевых вертолетов. Эти вертолеты будут являться базой для создания на их основе вертолетов специального назначения в интересах видов и родов войск (учебно-тренировочных, транспортных, разведки, медицинских и других). В настоящее время созданы два типа вертолетов этого класса – Ка-60 и АНСАТ, различающиеся весом перевозимого груза (первый с грузоподъемностью до 2300 кг, второй – до 1000 кг). Оба вертолета разрабатываются, в первую очередь, в варианте учебно-тренировочного вертолета для скорейшего начала поставок в Краснодарское ВВАУЛ. По вертолету АНСАТ-У в конце 2008 г. подписан акт о завершении государственных испытаний, и первые вертолеты начнут поступать в училище уже в этом году. По вертолету Ка-60У испытания пока продолжаются, поставки в училище планируется начать с 2011 г. Особое место в системе вооружения ВВС в перспективе должны занять комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). В настоящее время на вооружении ВВС имеются различные комплексы первого поколения, решающие только разведывательные задачи в тактической и оперативной глубине. За время эксплуатации этих комплексов в ВВС накоплен большой опыт их применения, позволяющий сделать следующий шаг по развитию этого направления. В процессе перехода ВВС к новому облику запланирован целый ряд интенсивных мероприятий по созданию качественно новой беспилотной авиационной техники, которая начнет поступать в войска с 2011 г. и будет способна решать не только разведывательные, но и целый ряд других боевых задач, выполняемых в настоящее время пилотируемой армейской, фронтовой и дальней авиацией. В перспективе, по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику, доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации. Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что современное состояние технической оснащенности авиации ВВС позволяет ей успешно решать стоящие задачи. В перспективе на разрабатываемых и модернизируемых образцах авиационной техники будут реализованы принципиально новые свойства, позволяющие достичь более высокой эффективности и обеспечить тем самым их высокий экспортный потенциал. Естественно, что развитие авиационной техники будет определяться конкретными военно-политическими и экономическими условиями, результатами реформирования Вооруженных Сил РФ и авиастроительной промышленности страны. Права на данный материал принадлежат Авиапанорама (06.08.2009).

 

Вещь недели: "Мистраль"

План купить для России французский универсальный десантный корабль "Мистраль" выглядит очень странно. Французская Tribune и российский "Коммерсантъ" сообщили, что длящиеся год вялотекущие переговоры дошли до стадии переписки министров обороны Франции и России. Якобы речь идет о покупке одного корабля во Франции и строительстве еще трех по лицензии в России при условии оснащения их российским вооружением и вертолетами. В любом случае цена превысит 1 млрд евро. Это примерно вдвое больше ежегодных расходов России на все надводное кораблестроение. Выделение таких средств на проект корабля, не адаптированного под холодные воды, превратит давно идущую постройку кораблей для отечественного флота - ТАКР "Адмирал Горшков", корветов типа "Стерегущий" и др. - еще в более рекордные долгострои и лишит флот средств на столь необходимый ремонт. Будучи уникальным кораблем с нестандартным для России оборудованием, русский "Мистраль" станет явно непростым в обслуживании - с учетом "славных традиций" нашего флота, погубившего большую часть больших кораблей ВМФ СССР сравнимого водоизмещения. Но самое удивительное в этом проекте - у российского флота нет задач, требующих такого корабля, который способен нести почти батальон морской пехоты на большие расстояния. Для флотов западных стран такие корабли строятся в целях экспедиционных заморских операций по "демократизации" очередной нефтеносной или другой ценной территории. Но универсальные десантные корабли ничего не могут сделать против сомалийских пиратов на моторках, так как решить эту проблему может только длительная интервенция с большими расходами, а желающих совершить ее что-то не видно. России же для обозначения своего флага в таких операциях - что необходимо - хватит и имеющихся кораблей, и наш флот это уже прекрасно продемонстрировал. Правда, на большой палубе "Мистраля" можно устраивать красивые показательные выступления, а его комфортабельные каюты смогут принять большое число адмиралов и других ответственных лиц в походах на теплые моря. И с этой точки зрения "Мистраль" - самый нужный для нашего флота корабль. Права на данный материал принадлежат Ведомости (07.08.2009).

 

Медведев поручил Генпрокуратуре определить судьбу госкорпораций

Президент России Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и своему помощнику Константину Чуйченко провести комплексную проверку работы госкорпораций и оценить целесообразность их дальнейшего существования. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу Кремля. Предполагается, что в ходе проверки особое внимание будет уделено эффективности использования госкорпорациями активов и средств, полученных от государства, передает "Интерфакс". Напомним, в марте текущего года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рекомендовал Медведеву упразднить госкорпорации как особую форму юридических лиц. Авторы "Концепции развития законодательства о юридических лицах" считают, что все существующие госкорпорации должны быть лишены привилегий и особого статуса, и трансформированы в иные формы юридических лиц. Разработчики законопроекта предлагали президенту преобразовывать госкорпорации постепенно, и начать с законодательного запрета на создание новых госкорпораций. Предполагалось, что подобный запрет помешает созданию еще одной подобной организации - "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Однако указ о создании "Автодора" был подписан Медведевым 17 июля 2009 года. Сейчас в России, таким образом, действует уже восемь госкорпораций. Это Внешэкономбанк, "Ростехнологии", Агентство по страхованию вкладов, "Росатом", "Олимпстрой", Фонд содействия развитию ЖКХ, "Роснанотех", а также "Автодор". В это число не входят Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Права на данный материал принадлежат Lenta.ru (07.08.2009).

 

Виталий Лопота: мы устремлены в будущее»

В середине апреля руководители Центра космических полетов им. Линдона Джонсона в Хьюстоне сообщили, что американским астронавтам придется учить русский язык и летать на борту российских кораблей «Союз» с 2010 по 2015 годы. Неделей раньше было объявлено, что РКК «Энергия» выиграла конкурс Федерального космического агентства России на эскизное проектирование перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) с пилотируемым транспортным кораблем нового поколения. В связи с этими и другими событиями редакция журнала «Авиапанорама» обратилась с вопросами к президенту Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королёва, Генеральному конструктору Виталию Лопоте.

– Виталий Александрович, насколько неожиданно и, скажем так, желанно решение американских партнеров об аренде российских кораблей «Союз»? Достаточно ли наших ресурсов, чтобы удовлетворять потребности американцев до начала плановых полётов американского корабля «Орион»?

– Во-первых, речь идёт не об аренде российских пилотируемых кораблей «Союз», а о предоставлении космических полётных услуг американской стороне с использованием этих кораблей, на которых командиром обязательно должен быть российский космонавт. Во-вторых, неожиданностей не было. Дело в том, что это решение появилось в результате переговоров представителей Роскосмоса и РКК «Энергия» с американскими партнёрами по программе Международной космической станции (МКС). Переговоры касались предоставления американской стороне вышеупомянутых полётных услуг и, естественно, учитывали состояние работ по созданию американского пилотируемого корабля «Орион» и прогноз сроков их выполнения. То, что американские партнёры заинтересованы в таких услугах, говорит о признании надёжности кораблей «Союз» и обеспечиваемой этими кораблями безопасности полёта экипажа, подтверждает экономическую привлекательность услуг. Напомню, что основной функцией российских кораблей «Союз» изначально в проекте МКС была функция кораблей-спасателей, постоянно присутствующих на борту станции и обеспечивающих возможность экстренной эвакуации экипажа на Землю в случаях появления угрозы жизни экипажу. Эта функция была предписана кораблям «Союз» благодаря их уникальной возможности полугодичного полёта в составе станции. Кроме того, примерно через полгода осуществляется замена корабля на новый ввиду завершения установленного технической документацией штатного ресурса пребывания в космосе. При этом в ходе замен кораблей предусматривалась возможность доставки на борт МКС людей и грузов, а также возвращения на Землю людей и некоторых результатов работ (исследований, экспериментов), выполненных на станции. Отмечу, что корабли «Союз» («Союз ТМ», затем «Союз ТМА») использовались для доставки и возвращения американских астронавтов с начала пилотируемого полёта МКС. В период длительного перерыва в полётах кораблей «Шаттл» после катастрофы корабля «Колумбия» (2003) именно российские пилотируемые корабли «Союз» и грузовые корабли «Прогресс» обеспечили транспортное снабжение, доставку экипажей на МКС и их возвращение на Землю. В настоящее время пока решены вопросы предоставления полётных услуг на период до 2011 года включительно. Нагрузка на российскую производственную космическую инфраструктуру серьёзно возросла. Но мы делаем всё необходимое, чтобы выполнить в установленные сроки намеченные планы. Учитывается и то, что с 29 мая 2009 года экипаж МКС увеличился до 6 человек. Это определяет необходимость ежегодно совершать по четыре полёта кораблей «Союз ТМА» для доставки и возвращения экипажей станции – вплоть до планируемого НАСА в 2016 году ввода в эксплуатацию нового пилотируемого корабля «Орион». Конечно, многое в возможностях выполнения наших планов зависит от бюджета, выделенного на выполнение пилотируемой космической программы. Каким он будет фактически на 2010-й и последующие годы в условиях мирового финансового кризиса, покажет время. Понимая всё это, мы относимся ответственно к выполнению обязательств российской стороны, стараясь спрогнозировать развитие ситуации и вовремя предпринять необходимые шаги, учитывая продолжительность производственного цикла изготовления кораблей.

– Предполагаемый срок предоставления полётных услуг ограничен. В связи с этим вопрос о российской перспективной пилотируемой транспортной системе, конкурс на эскизное проектирование которой выиграла РКК «Энергия». Что будет собой представлять её пилотируемый корабль? В чем его принципиальные отличия от «Ориона»?

– Разрабатываемый РКК «Энергия» пилотируемый транспортный корабль нового поколения идёт на смену заслуженному ветерану – кораблю «Союз». Одно из основных назначений нового корабля – транспортные операции в ближнем околоземном космическом пространстве: доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю космонавтов и грузов. Как и «Союз», он должен обеспечивать спасение космонавтов в случае возникновения аварийных ситуаций на пилотируемых орбитальных комплексах. Готовность к первому беспилотному пуску корабля – 2015 год, первый пилотируемый полёт предполагается в 2018 году. Основные отличительные особенности нового корабля – численность экипажа до шести человек и существенное увеличение массы доставляемого на орбиту и возвращаемого на Землю груза. Новый космический корабль предполагается строить по модульному принципу в виде функционально-законченных отсеков: спускаемого аппарата (СА) и двигательного отсека (ДО). Это позволит создавать его модификации для решения различных задач – выполнение научных исследований и космических экспериментов, сбор космического мусора, обслуживание различных космических объектов на низких околоземных орбитах, доставка экипажей и специальных грузов на борт лунных и межпланетных экспедиционных комплексов перед их стартом с низкой околоземной орбиты, а также их спуск на Землю после выполнения задач экспедиций. Выведение корабля будет осуществляться с российского космодрома «Восточный», создаваемого в Амурской области. Посадка его СА должна выполняться, в основном, в специально подготовленные районы, находящиеся на территории России. Спускаемый аппарат корабля предполагается использовать многократно с проведением для каждого последующего запуска необходимого технического обслуживания. При этом основной посадочный район будет находиться вблизи стартового комплекса космодрома. Перспективный российский транспортный корабль и американский корабль «Орион» имеют некоторые схожие черты: сегментно-коническая форма СА, предназначенного для размещения экипажа численностью до шести человек, применение экологически чистых компонентов топлива для двигателей ориентации и стабилизации СА. Принципиальные отличия связаны, в основном, с разработкой комплекса средств приземления. Выполненные проектные проработки показали, что установка на СА нового российского корабля парашютно-реактивной системы приземления, аналогичной используемой на СА корабля «Союз ТМА», не позволит достичь требуемой точности приземления из-за подверженности большому ветровому сносу (до 11 км). Поэтому на новом корабле предлагается использовать реактивный способ посадки, что должно обеспечить высокую точность приземления. В конструкции СА предусматривается посадочное устройство с выдвижными опорами. Кроме того, на СА предлагается установка управляемых аэродинамических щитков, что позволит существенно увеличить его маневренность при спуске, повысить точность посадки. В реактивной системе посадки СА транспортного корабля нового поколения ракетные двигатели будут выполнены твердотопливными. На высоте около одного километра от поверхности Земли они будут включаться и обеспечивать приведение СА в заданную точку посадки на Земле, уменьшая скорость практически до нуля в момент контакта с поверхностью посадочной площадки. Использование посадочных опор обеспечивает «щадящий» режим нагружения теплозащиты и конструкции корпуса СА, исключая типичное для кораблей «Союз» опрокидывание СА на бок после касания поверхности грунта. Кроме того, в дальнейшем опыт вертикальной реактивной посадки может быть использован и при создании посадочных аппаратов для Луны, Марса и других небесных тел. До нового корабля в основном предназначается для размещения баков с запасами жидких компонентов топлива двигательной установки, а также аппаратуры ряда служебных систем.

– Высшее руководство страны заявляет о том, что, несмотря на кризис, ограничений финансирования космических программ не будет. Председатель Правительства РФ сообщил о решении «освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого у нас не производятся», а также о госпомощи предприятиям. Как в связи с этим просматривается хронология основных этапов разработки и испытаний нового российского корабля?

– В 2009 году предусмотрен рост финансирования по пилотируемой космической тематике по сравнению с 2008 годом более чем в 2,5 раза, в том числе на проектные работы по ППТС с пилотируемым транспортным кораблём нового поколения. Исходя из ожидаемого финансирования на создание ППТС, планы работ РКК «Энергия» совместно с предприятиями кооперации предусматривают: выпуск эскизного проекта в середине 2010 г., разработка документации для производства – к концу 2011 г., проведение основного объёма отработки систем корабля – к середине 2013 г., изготовление первого лётного корабля и подготовка его к лётным испытаниям – в 2015 г.

– Со ссылкой на Вас, в апреле сообщалось, что при создании нового пилотируемого транспортного корабля будут использованы лучшие отечественные технологии разных космических фирм. Можно ли сказать, от каких технологий ожидается наибольший эффект и на какие фирмы ляжет основная нагрузка? Насколько будут задействованы в кооперации зарубежные разработчики и производители?

– Создание нового пилотируемого корабля ведётся в тесном контакте с партнёрами – ведущими российскими космическими предприятиями. Сложившаяся кооперация предприятий и организаций позволит реализовать широкий спектр инновационных решений с использованием лучших отечественных технологий. Кратко об основных из них, определяющих концепцию построения корабля: 1. Технологии промышленного применения перспективных конструкционных материалов с использованием алюминий-литиевых сплавов (для герметичных отсеков) и композиционных материалов (для негерметичных отсеков, баков, баллонов), которые позволят существенно снизить массу конструкции корабля, а также эффективно их использовать при изготовлении беспилотных и пилотируемых межпланетных аппаратов. 2. Перспективные теплозащитные материалы для создания теплозащиты многоразового использования. 3. Бортовой вычислительный комплекс на основе передовых цифровых технологий, авионики, высокоскоростных каналов обмена информации для управления кораблём, что качественно изменит облик борта по сравнению с сегодняшним «Союзом» – можно будет вести постоянный контроль состояния бортовых систем на основе диагностики их работы, повысив, тем самым, надёжность, живучесть и автономность корабля по выполнению ответственных операций без поддержки наземного комплекса управления, обеспечив возможность сокращения времени и средств при проведении наземных операций. 4. Бортовой радиотехнический комплекс на базе единого приемопередающего тракта с широкополосной связью, что существенно сократит приборный состав, обеспечит передачу качественной телевизионной, телеметрической, командной, голосовой, файловой информации (в том числе с использованием спутников-ретрансляторов), позволит оперативно вести пеленгацию СА и определять его местонахождение после посадки. Основную работу по внедрению перспективных технологий мы проводим в кооперации с ведущими научно-исследовательскими институтами и предприятиями отрасли. Возможность привлечения зарубежных организаций может быть рассмотрена на более позднем этапе разработки.

– Когда дискутировалась возможность дальнейшей эксплуатации орбитальной пилотируемой станции «Мир», звучали слова о безвозвратной утрате нашей страной ресурсов для создания новой станции. Тем не менее, уже очевидна необходимость в начале её разработки, так как просматривается предел возможностей МКС. Что Вы можете сказать на эту тему?

– На самом деле, ещё продолжается процесс развёртывания Российского сегмента (РС) МКС. В конце 2009 года к МКС готовится запуск нового малого исследовательского модуля (МИМ-2). Следом за ним, в 2010 и 2012 годах, соответственно, в состав РС будут введены малый исследовательский модуль (МИМ-1) и многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ). Дооснащение РС МКС новыми исследовательскими модулями (МЛМ, МИМ-1 и МИМ-2) намного расширит его возможности по выполнению научно-исследовательских целевых программ. В 2013 году планируется запуск узлового модуля (УМ), который позволит проводить дальнейшее развёртывание РС МКС. К агрегатам стыковки УМ в 2014 и 2015 годах будут пристыкованы научно-энергетические модули НЭМ-1 и НЭМ-2, которые значительно расширят возможности РС станции, особенно по снабжению электроэнергией. С приходом этих модулей завершится второй этап развёртывания РС МКС. Таким образом, в 2015 году в составе РС будут два совершенно новых модуля и три модуля не старше пяти лет. Конечно, нерационально с ними расставаться в случае прекращения эксплуатации станции. Уже сейчас с американской стороной и другими международными партнёрами обсуждается вопрос о продлении эксплуатации МКС, по меньшей мере, до 2020 года. И есть надежда, что они завершатся успешно. С другой стороны, в конфигурацию РС МКС закладываются такие возможности, которые позволят ему при необходимости функционировать после 2020 года отдельно от американского сегмента – как новая российская орбитальная станция, развиваясь практически неограниченно во времени. В процессе этого развития к узловому модулю предполагается пристыковать универсальный модуль базовый (УМБ), унифицированный на уровне конструкции и систем с модулями НЭМ-1 и НЭМ-2. С противоположной стороны на УМБ может быть установлен ещё один УМ, к которому впоследствии могут быть пристыкованы другие новые модули. Так будет происходить обновление станции.

– И заключительный вопрос. Каково Ваше видение космической программы освоения Луны и пилотируемых полётов на Марс?

– РКК «Энергия» считает целесообразным развитие пилотируемой космонавтики России последовательно по трём взаимосвязанным направлениям, предусматривающим создание: ∙ околоземной орбитальной станции, предназначенной для сборки крупногабаритных конструкций и проведения исследовательской деятельности в интересах России, ∙ комплекса средств для пилотируемых полётов Марс, ∙ комплекса средств, обеспечивающих пилотируемые полёты на Луну и другие небесные тела для выполнения программ их исследований и освоения. США, согласно объявленной программе, пока не предполагают строительство околоземной орбитальной станции. Их главная первоочередная задача – возвращение на Луну не позднее 2020 года. Средства для достижения этой цели создаются в рамках программы Constellation (Созвездие). Осуществление полётов к Марсу предполагается не ранее 2033 года. Как следует из вышесказанного, в Корпорации отдаётся приоритет исследованиям и освоению Марса. Проведены исследования и проработки, показавшие возможность осуществления таких полётов в обозначенные сроки. Предполагается, что при реализации программы полётов к Марсу будут созданы средства, которые могут использоваться при исследовании и освоении Луны. Такая последовательность, по нашим оценкам, позволит существенно снизить суммарные затраты на достижение заявленных целей.

Беседу вел Павел ИВАНОВ, кандидат технических наук, чл.-корр Российской академии космонавтики им. К.Э Циолковского. Права на данный материал принадлежат Авиапанорама (06.08.2009).

 

Информация к размышлению:

Грузия снимает с себя вину перед публикацией отчета ЕС ("Spiegel", Германия)

 

Грузинский президент Михаил Саакашвили готовит население Грузии к запланированной на сентябрь публикации отчета комиссии Европейского союза о причинах пятидневной войны между Грузией и Россией, произошедшей в августе 2008 года. Ожидается, что основная вина за нападение на южноосетинскую столицу Цхинвали будет возложена на Саакашвили - с оговоркой о том, что Москва спровоцировала его. В качестве контрмеры, правительство в Тбилиси уже опубликовало свой собственный, 190-страничный отчет, в котором сообщается, что в прошлом году именно Россия 'предприняла крупномасштабное наступление на Грузию'. 'Теперь Запад может не сомневаться, кто начал войну и почему,' - прокомментировал публикацию отчета министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили. Однако, эксперты НАТО и ЕС до сих пор не обнаружили никаких доказательств в поддержку грузинских утверждений о том, что российская колонна, состоящая из 150 танков и бронированных автомобилей, зашла в Южную Осетию до грузинской атаки на Цхинвали. Грузинские СМи немедленно сообщили о заявлениях западных политиков, поддерживающих грузинскую позицию. Однако критические замечания в отношении Грузии не публикуются или о них сообщается, что они являются продуктом заговора. После того, как в июне журнал Spiegel сообщил о предварительных внутренних результатах работы комиссии ЕС по расследованию причин войны, проправительственная еженедельная газета Georgia Today объяснила неудобные для читателей газеты выводы отчета, заявив, что Spiegel получил свою информацию у российской разведки. Кроме того, газета сделала откровенно ложное заявление о том, что немецкий журнал принадлежит дочерней компании российской энергетической компании 'Газпром' - и таким образом является 'рупором Путина'. Конфликт начался 7 августа 2008 года, когда Грузия напала на отколовшийся регион Южной Осетии. Российские военные быстро отразили грузинскую атаку и продвинулись на территорию Грузии. По сообщениям, за дни войны, окончившейся соглашением о прекращении огня, подписанным 12 августа, погибли сотни людей, среди которых было множество гражданских лиц. В отчете, посвященном годовщине конфликта и выпущенном на прошлой неделе, правозащитная организация Amnesty International сообщила, что 30 тысяч этнических грузин, которые были вынуждены покинуть Южную Осетию в результате конфликта, по-прежнему остаются бездомными. Права на данный материал принадлежат "Spiegel", Германия (10.08.2009 г)

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стали доступны для скачивания электронные книги:

 Автор и название

 Аннотация и ссылка для скачивания

Статюк И.

От обороны к наступлению 1941 г.

Настоящее издание посвящено трем сражениям начального периода ВОВ - Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции, Ростовской стратегической наступательной операции и Тихвинской стратегической наступательной операции. Впервые дается подробное описание состояния войск противоборствующих сторон, их боевого и численного состава, приводятся списки командного состава. Осенью 1941 г. наступательный порыв вермахта на советско - германском фронте постепенно угасал. Измотав и обескровив группировки врага в ходе оборонительных операций, Красная армия смогла перейти в контрнаступление в районах Тихвина и Ростова. Это был первый опыт организации и проведения наступательных операций стратегического масштаба. Германская армия была вынуждена отступать и переходить к обороне.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Тюменцев И.О.

Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.

Книга посвящена одному из ярких эпизодов Смуты в России начала XVII столетия - героической обороне Троице-Сергиева монастыря от тушинских отрядов. Исследование основано на вновь открытых документах и новом прочтении уже известных. Предназначено исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам, учащимся высших и средних учебных заведений, краеведам, всем интересующимся отечественной историей.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Тарле Е.В.

Наполеон

Книга академика Е.В.Тарле "Наполеон" представляет биографичное произведение об одном из великих людей 17-18 веков - Наполеоне Бонопарте. Электронное издание книги выполнено с издания книги выпуска 1936 г. 10 июня 1937 года в газетах «Правда» и «Известия» были опубликованы разгромные рецензии на книгу «Наполеон». В частности, она была названа «ярким образцом вражеской вылазки».

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

 

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Документальное видео о военной технике и военной истории стали доступны для скачивания следующие фильмы:

 Название фильма

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Неизвестная война

Фильм 1

22 июня 1941 года

 

Год выпуска: 1978

Страна: СССР - США

Жанр: Документальный сериал

Перевод: Профессиональный (одноголосый)

Режиссер: Роман Кармен

В ролях: ведущий - Берт Ланкастер

 

Посмотреть аннотацию

Скачать можно здесь

 

Фильм 2

Битва за Москву

Фильм 3

Блокада Ленинграда

Фильм 4

На Восток

Фильм 5

Оборона Сталинграда

Фильм 6

Сталинград выстоял

Фильм 7

Величайшее в мире танковое сражение

Фильм 8

Война в Арктике

Фильм 9

Война в воздухе

Фильм 10

Партизаны

Фильм 11

Битва на море

Фильм 12

Битва за Кавказ

Фильм 13

Освобождение Украины

Фильм 14

Освобождение Белоруссии

Фильм 15

От Балкан до Вены

Фильм 16

Освобождение Польши

Фильм 17

Союзники


В избранное