Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4590 участников
Администратор Adm-X
Администратор vladmiza

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор группы пишет:

Мы никуда не полетим с Земли без «гипердвигателя». И нам придётся его создать, если хотим осваивать космос…

Кочетов Алексей   6 августа      

Невзирая на то, что минуло уже 60 лет с тех пор, как человечество вошло в космическую эпоху, прогресс в космической экспансии совсем незначительный. Ещё меньше прогресса наблюдается в скорости перемещения по нашей Солнечной системе.

Современные ракетные двигатели позволяют достигнуть в приемлемые сроки разве что Луну. Полёт же к планетам Солнечной системы занимает годы, а некоторые миссии по их изучению становятся делом нескольких поколений людей.

Показательным примером служат программы «Вояджер» и «Пионер», зонды которых уже полвека бороздят просторы Солнечной системы.

      Космические зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» запущены в 1977 году в рамках проекта по исследованию дальних планет Солнечной системы. В настоящее время аппараты пересекли границу Солнечной системы (точнее, гелиосферы) и покидают её навсегда.       Схема  удалённости космических зондов от Солнца     Космические зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» запущены в 1977 году в рамках проекта по исследованию дальних планет Солнечной системы. В настоящее время аппараты пересекли границу Солнечной системы (точнее, гелиосферы) и покидают её навсегда.

 

Почему так? Во-первых, Вселенная огромна, а во-вторых, перемещение в космическом пространстве имеет ряд фундаментальных ограничений, которые совершенно не способствуют покорению космоса.

Даже если не брать во внимание биологические факторы, а оперировать сугубо техническими, проекты межпланетных путешествий представляется весьма ограниченными.

На сегодня одним из реализованных на практике способов передвижения в космическом пространстве является реактивное движение. Согласно третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), для того, чтобы оттолкнуться от пустоты и начать двигаться, требуется отбросить часть собственной массы. Увы, но другого эффективного способа передвижения вдали от массивных небесных тел (звёзд и планет) на сегодня нет.

Для эффективного передвижения по Солнечной системе мы используем гравитационные манёвры вокруг планет. Это придаёт космическому аппарату больше скорости при минимальных затратах энергии и топлива. Но всё равно, полёты до внешних планет Солнечной системы длятся годами.
    Траектория полёта на Марс.  К сожалению, по прямой космический аппарат добраться не может, хотя время полёта в таком случае заняло бы всего 2 месяца.  А так, увы, придётся потратить 6-8 месяцев.   Траектория полёта на Марс. К сожалению, по прямой космический аппарат добраться не может, хотя время полёта в таком случае заняло бы всего 2 месяца. А так, увы, придётся потратить 6-8 месяцев.

 

В общем, при реактивном движении есть прямая зависимость от скорости истечения топлива и его массы. Чем больше эти физические величины, тем большую скорость будет развивать космический аппарат.

Тут у нас есть один выход – увеличивать скорость истечения топлива: чем она будет больше, тем меньше топлива потребуется брать с собой.

Физические процессы, происходящие при химических реакциях окисления, которые используются в сегодняшних ракетных двигателях для создания тяги, ограничены скоростью истечения в 5 км в секунду (удельная тяга).

Выходит, что для путешествия по Солнечной системе в разумные сроки требуются космические корабли исполинских масштабов с огромным количеством топлива. Это совершенно неприемлемо с точки зрения затрат ресурсов на данное путешествие.

Но принципы реактивного движения могут быть реализованы не только классическими химическими ракетными двигателями, но и многими другими.

Например, тяга в ионных двигателях создаётся за счёт истечения заряженных частиц – ионов. Разгоняются они благодаря электромагнитному полю, и скорость истечения ионов в десятки раз превышает аналогичный показатель химических двигателей.

    Схема работы ионного двигателя   Схема работы ионного двигателя

 

Ионные двигатели обладают очень низком энергопотреблением и практически не расходуют топливо. Из недостатков – очень маленькая тяга.

 

Однако соотношение количества топлива на борту к полезной массе корабля и скорости, которую он может развить, идёт в пользу ионного двигателя.

  • Так, например, космический зонд "Deep Space 1" массой в 373,7 кг достиг скорости в 4,3 км/сек, израсходовав при этом 74 кг ксенона.
  • Дугой космический - аппарат "Dawn" - разогнался до 41 км/сек. Его ионный двигатель расходовал всего 280 граммов ксенона (рабочее тело) в сутки.
Топливная эффективность – превосходная, однако время разгона аппарата (прирост в скорости на 97 км/ч каждые 4 дня работы двигателей) все же слишком велико для эффективной экспансии Солнечной системы.

 

Но и тут есть один обнадёживающий факт: небольшое увеличение удельной тяги двигателя приводит к значительному сокращению расхода топлива.

Согласно формуле Циолковского, при одной и той же массе космического корабля скорость в 16 км/секунду (минимальная скорость для осуществления свободного путешествия по Солнечной системе) будет достигнута израсходованием 1300 тонн топлива при удельной тяге в 3400 м/сек, и 380 тонн - при удельной тяги в 4550 м/сек.

    Формула Циолковского очень точно предсказывает как массу топлива, которую должен нести космический корабль, так и его конечную скорость, которую он сможет развить, израсходовав всё топливо.   Формула Циолковского очень точно предсказывает как массу топлива, которую должен нести космический корабль, так и его конечную скорость, которую он сможет развить, израсходовав всё топливо.

 

Рекорд истечения ионов в ионных двигателях на сегодня – 210 км/сек, что в 50 раз больше, чем у сегодняшних химических ракетных двигателей. Другими словами, ионный двигатель в перёсчете на масса-габаритную и топливную экономичность в 50 раз эффективнее химических ракетных двигателей.

Следующей по эффективности идёт одна из разновидностей электростатических ракетных двигателей – стационарный плазменный двигатель.

    Схема работы плазменного двигателя, разработанного в Центре Келдыша.   Схема работы плазменного двигателя, разработанного в Центре Келдыша.

 

У плазменного двигателя более высокая концентрация ионов в рабочей камере, что даёт большую тягу при одинаковых масса-габаритных характеристиках с ионным двигателем. Да и энергию к ним подвести можно в тысячи раз большей мощности. А это уже даёт возможность эффективно использовать плазменный двигатель в качестве маршевого двигателя космического аппарата.

Работы по таким двигателям уже ведутся. Пример тому - американский плазменный двигатель «VASIMR» мощностью 200 кВт и Российский «БПРД» мощностью 100 кВт.

Тяги этих двигателей уже достаточно, чтобы космический аппарат массой в 1 тонну достиг Марса за 41 день. Согласитесь, это уже лучше, чем 6-12 месяцев лететь на химическом ракетном двигателе.

Однако такие двигатели уже сильно требовательны к энергии, и для реализации концепции полёта на плазменных двигателях нужны мегаватты электрической энергии.

    США уже более 15 лет работают над двигателем "VASIMS". На данный момент пока всё на стадии экспериментальных наземных испытаний.   США уже более 15 лет работают над двигателем "VASIMS". На данный момент пока всё на стадии экспериментальных наземных испытаний.

 

К сожалению, в космосе получить подобную электрическую мощность крайне сложно, о чём я писал в статье «Российский Ядерный Космический Буксир создаётся не для исследования космоса».

Однако работы в этом направлении активно идут. Наиболее проработанной и близкой к практической реализации на сегодня является программа «Нуклон», в рамках которой "Роскосмос" создаёт ядерный космический буксир «Зевс».

    Макет космического аппарата "Зевс" с ядерным реактором для полётов к планетам Солнечной системы, продемонстрированный на авиакосмическом салоне "МАКС-2021". Космический корабль должен отправиться в космос к 2030 году по маршруту Земля - Луна - Венера - Юпитер.   Макет космического аппарата "Зевс" с ядерным реактором для полётов к планетам Солнечной системы, продемонстрированный на авиакосмическом салоне "МАКС-2021". Космический корабль должен отправиться в космос к 2030 году по маршруту Земля - Луна - Венера - Юпитер.

 

И на сегодня это единственная реализуемая технология, которая обеспечит пилотируемые путешествия к планетам Солнечной системы в разумные сроки, да ещё и с возможностью возвращения экипажа на Землю.

Так, по расчётам до Юпитера и обратно «Зевс» на ионных двигателях "ИД-500" затратит всего 2 тонны топлива (с учётом применения гравитационных манёвров).

 

Полёт "Зевса" до Марса на плазменном двигателе типа «БПРД» или «VASIMR» по расчётам займет всего 1,5 месяца (с полным торможением на его орбите), а запаса топлива (10 тонн) хватит для возвращения обратно на Землю. При этом экипаж будет независим от так называемого
полётного окна, которое для полёта на Марс открывается раз в 2 года. В худшем случае полёт займёт 3-4 месяца вместо 1,5.

При этом топливная эффективность просто поражает. Так, например, если мы используем всё вещество во вселенной (10 в 53 степени кг) в качестве топлива, например, для обычного химического ракетного двигателя Илона Маска "Раптор", то "Starship" разовьёт скорость всего в 500 км/сек и затем топливо закончится.

Аналогичную скорость «Зевс» разовьёт, израсходовав всего 12000 тонн топлива.

Более подробно про концепцию ядерных двигателей и российскую программу "Нуклон" я писал в сатье "Космические аппараты высокой энерговооружённости"

    Покорять Солнечную систему человечество будет при помощи плазменных двигателей на ядерной тяге. Это уже в 1000 раз эффективнее современных ракетных химических двигателей.   Покорять Солнечную систему человечество будет при помощи плазменных двигателей на ядерной тяге. Это уже в 1000 раз эффективнее современных ракетных химических двигателей.

 

Однако, хотя концепция «Зевса» и его будущее развитие позволяют начать экспансию Солнечной системы и перемещаться по ней в разумные сроки, даже эта технология не позволит нам достичь звёзд и других планетарных систем. Потребуется совершенно другой подход к космическим путешествиям, который теоретически начал прорабатываться, и уже даже есть обнадеживающие результаты по технологии искривления пространства-времени (Варп-двигатель), но об этом поговорим в следующей статье.

    Без Варп-двигателя или полёта через гиперпространство ( пространство анти-де Ситтера), похоже, не обойтись. И работы по этим направлениям уже начаты.   Без Варп-двигателя или полёта через гиперпространство ( пространство анти-де Ситтера), похоже, не обойтись. И работы по этим направлениям уже начаты.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------
https://zen.yandex.ru/media/dbk/my-nikuda-ne-poletim-s-zemli-bez-giperdvigatelia-i-nam-pridetsia-ego-sozdat-esli-hotim-osvaivat-kosmos-610bd5548b5c8b6b3de2eec3

Это интересно
+2

Модератор группы 25.10.2021
Пожаловаться Просмотров: 348  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены