Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Как мы дошли до жизни такой. Часть 5. Что предвещало Первую мировую войну?

камрад Танненберг

До­воль­но сложно спо­рить с тем, что Первая ми­ро­вая война сыг­ра­ла для Рос­сий­ской им­пе­рии фа­таль­ную роль, став спус­ко­вым крюч­ком, ко­то­рый за­пу­стил де­струк­тив­ные про­цес­сы внутри страны. Пред­ла­гаю по­смот­реть на самое начало Первой ми­ро­вой войны, а также на время ко­то­рое ему пред­ше­ство­ва­ло, чтобы понять на­сколь­ко слу­чай­ным и неза­пла­ни­ро­ван­ным было (или не было) уча­стие РИ в ней.

До­воль­но сложно спо­рить с тем, что Первая ми­ро­вая война сыг­ра­ла для Рос­сий­ской им­пе­рии фа­таль­ную роль, став спус­ко­вым крюч­ком, ко­то­рый за­пу­стил де­струк­тив­ные про­цес­сы внутри страны. Даже самые ярост­ные по­клон­ни­ки этого давно по­чив­ше­го в бозе го­су­дар­ства, вряд ли будут утвер­ждать, что война пошла ему ис­клю­чи­тель­но на пользу. Но кто-нибудь из этого лагеря вполне может ска­зать, что и сама война, и про­иг­рыш в ней — это воля сле­по­го случая и/или подлый за­го­вор пре­да­те­лей, ко­то­рые во­ткну­ли нож в спину «за пол­го­да до победы». С самим фактом на­ли­чия пре­да­те­лей глупо спо­рить, их у РИ был полный ком­плект, в том числе в высших эше­ло­нах власти («су­хом­ли­нов­щи­на», в част­но­сти «дело Мя­со­едо­ва» — самые яркие при­ме­ры). Но да­вай­те про­ве­дем неболь­шую па­рал­лель: в момент битвы под Ста­лин­гра­дом на сто­роне на­ци­стов воевал 1 млн «хиви» (доб­ро­воль­ные по­мощ­ни­ки). Вот уж всем пре­да­те­лям пре­да­те­ли, с ору­жи­ем в руках, зна­ю­щие мест­ную спе­ци­фи­ку, под на­ча­лом по­бе­до­нос­ных ге­не­ра­лов, ко­то­рые уже умуд­ри­лись дойти до Волги. Тем не менее, СССР на этом не за­кон­чил­ся. На мой скром­ный взгляд, до­воль­но обидно при­зна­вать, что такую ти­та­ни­че­скую по мас­шта­бам кон­струк­цию как РИ раз­ва­ли­ла горст­ка людей, ко­то­рые по недо­ра­зу­ме­нию про­рва­лись к власти. Из этого можно сде­лать очень нели­це­при­ят­ные выводы и о стране, и о народе, ко­то­рый его на­се­ля­ет. Лично я таких вы­во­дов делать не хочу. Пред­ла­гаю по­смот­реть на самое начало Первой ми­ро­вой войны, а также на время ко­то­рое ему пред­ше­ство­ва­ло, чтобы понять на­сколь­ко слу­чай­ным и неза­пла­ни­ро­ван­ным было (или не было) уча­стие РИ в ней.

Часть 5. Что пред­ве­ща­ло войну?

Сна­ча­ла, бук­валь­но два слова о том, как гря­ду­щую войну пред­став­ля­ли в начале XX века и как ней пред­ла­га­ли го­то­вит­ся (по­дроб­нее в мо­но­гра­фии Си­до­ро­ва).

Ждали боль­шую войну все, к мо­мен­ту се­ре­ди­ны 1914 года, уже до­воль­но давно. Не будет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что со времен англо-бур­ской войны. Пред­став­ле­ния о ней были сфор­ми­ро­ва­ны недав­но за­кон­чив­ши­ми­ся кон­флик­та­ми, такими как Русско-Япон­ская, Бал­кан­ские войны. Вы­со­ко­ин­тен­сив­ный кон­фликт, про­те­ка­ю­щий от 2 до 6 ме­ся­цев, мак­си­мум до года вместе с под­пи­са­ни­ем мирных со­гла­ше­ний. Боевые дей­ствия ве­дут­ся с по­мо­щью тех за­па­сов, ко­то­рыесде­ла­ны за­ра­нее, ни о какой мо­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки речь не идет. Глав­ной эко­но­ми­че­ской ком­по­нен­той под­го­тов­ки к войне, помимо раз­ви­тия транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, счи­та­ласьфи­нан­со­вая. На эту тему вы­сту­па­ли, писали статьи и книги. Осо­бен­но на этом по­при­ще от­ли­чи­лись до­тош­ные немцы, ко­то­рые пы­та­лись вы­счи­тать как можно более точную сумму, ко­то­рая по­на­до­бит­ся им для га­ран­ти­ро­ван­ной победы над всеми своими недру­га­ми. Так видели сле­ду­ю­щую войну, причем не только в РИ, но и во всем «ци­ви­ли­зо­ван­ном» мире.

К осо­бен­но­стям рос­сий­ско­го «взгля­да» можно было от­не­сти некор­рект­но рас­счи­тан­ные нормы рас­хо­да бо­е­при­па­сов, а также очень рас­плыв­ча­то по­став­лен­ную задачу для ка­зен­ной во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти. До­слов­но «чтобы в случае общей мо­би­ли­за­ции всей армии и боль­шой войны оте­че­ствен­ные заводы могли при на­пря­жен­ной работе вы­де­лы­вать в год при­мер­но то же ко­ли­че­ство боевых при­па­сов, какое в те­че­ние года будет рас­хо­до­вать­ся, так как только при этом усло­вии будет вполне обес­пе­че­на неослаб­ная боевая го­тов­ность армии, а также флота». Даже если бы нормы были верно ука­за­ны, не совсем ясно как вы­пол­нять данную ди­рек­ти­ву. А все от того, что вы­пол­нять ее никто толком и не со­би­рал­ся. Зачем, если создан до­ста­точ­ный, по мнению ру­ко­вод­ства, запас сна­ря­же­ния, по­ся­гать на свя­щен­ное право част­ной соб­ствен­но­сти и рас­хо­до­вать лишние деньги на обо­ро­ну? В кругах рос­сий­ской элиты зву­ча­ла даже мысль о том, что бо­гат­ство страны и народа важнее про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей и тех­ни­че­ско­го осна­ще­ния армии, так как поз­во­ля­ет рас­счи­ты­вать на со­ци­аль­ную ста­биль­ность и внут­рен­ние эко­но­ми­че­ские ре­зер­вы. Исходя из опи­сан­но­го выше, до­воль­но ло­гич­ны­ми ка­жут­ся все дей­ствия пра­ви­тель­ства перед войной.

Но по­стой­те, откуда пра­ви­тель­ство могло знать о войне? Мы не будем раз­во­дить кон­спи­ро­ло­гию, вы­смат­ри­вая в по­тем­ках ми­ро­вой за­ку­ли­сы трех­па­лую че­шуй­ча­тую лапу. Просто по­смот­рим на но­во­сти той поры и сви­де­тель­ства оче­вид­цев, до­шед­шие до нас.

В начале 1914 года Гер­ма­ния за­ме­ни­ла ин­струк­то­ра ту­рец­кой армии фон дер Гольц-пашу, на ге­не­ра­ла Лимана фон Сан­дер­са. И вроде бы ничего не пред­ве­ща­ло беды, но фон Сан­дерс ока­зал­ся не только ин­струк­то­ром, но и ко­ман­ди­ром 2-го кор­пу­са ту­рец­кой армии, при­кры­вав­ше­го Кон­стан­ти­но­поль. Это было на­столь­ко непри­ят­ной неожи­дан­но­стью для военно-по­ли­ти­че­ско­го ру­ко­вод­ства РИ, что 8 фев­ра­ля 1914 года было со­зва­но спе­ци­аль­ное со­ве­ща­ние. По сви­де­тель­ствам главы МИД Са­зо­но­ва, со­ве­ща­ние прошло на удив­ле­ние мирно. Уми­ро­тво­ре­ние это про­ис­те­ка­ло из неспо­соб­но­сти флота и армии про­ве­сти де­сант­ную опе­ра­цию по за­хва­ту про­ли­вов. Об­суж­де­ние плавно пе­ре­шло к во­про­сам про­ве­де­ния все­об­щей мо­би­ли­за­ции и воз­мож­но­стей же­лез­но­до­рож­ной сети, так как захват про­ли­вов ви­дел­ся воз­мож­ным только в ходе боль­шой об­ще­ев­ро­пей­ской войны. Со­ве­ща­ние было сек­рет­ным, но в Бер­лине о нем знали в те­че­ние недели.

В конце января 1914 года Ни­ко­лай II дал от­став­ку В. Н. Ко­ков­цо­ву, ко­то­рый сов­ме­щал долж­но­сти ми­ни­стра фи­нан­сов и главы ка­би­не­та. На первой его сменил Барк, на второй Го­ре­мы­кин. Новый ми­нистр, ко­то­ро­го впо­след­ствии на­ре­кут «непо­топ­ля­е­мый Барк», со­хра­нит свою долж­ность до ре­во­лю­ции несмот­ря на «ми­ни­стер­скую че­хар­ду». Злые языки го­во­ри­ли, что он этим обязан по­кро­ви­тель­ству со сто­ро­ны Рас­пу­ти­на, но в целом это все се­год­ня сложно до­ка­зать. Что можно ска­зать точно, так это то, что если Ко­ков­цов тща­тель­но со­би­рал ре­сур­сы и го­то­вил эко­но­ми­ку РИ, то Барк должен был ее ис­поль­зо­вать. «…Быст­рый ход внут­рен­ней жизни и по­ра­зи­тель­ный подъем эко­но­ми­че­ских сил страны тре­бу­ют при­ня­тия ряда ре­ши­тель­ных и се­рьез­ней­ших мер, с чем может спра­вить­ся только свежий че­ло­век…». Такова была офи­ци­аль­ная фор­му­ли­ров­ка ре­скрип­та от Ни­ко­лая II. «Новый курс» нового ка­би­не­та был на словах крайне ам­би­ци­о­зен, но размыт и некон­кре­тен. К сча­стью, на прак­ти­ке все про­ис­хо­ди­ло более опре­де­лен­но.

В марте 1914 года, на­ча­лась череда «об­ва­лов» на С.-Пе­тер­бург­ской бирже, ко­то­рую жур­на­ли­сты «Фи­нан­со­во­го обо­зре­ния» на­рек­ли «бир­же­вым ма­раз­мом». Первые про­яв­ле­ния этого фе­но­ме­на можно было на­блю­дать 11 марта, когда резко упали курсы акций банков, свя­зан­ных с гер­ман­ским ка­пи­та­лом. Причем, утвер­ждать, что это была спла­ни­ро­ван­ная атака против опре­де­лен­ной группы банков не при­хо­дит­ся, так как по­стра­да­ли самые раз­лич­ные участ­ни­ки рынка. Впро­чем, не только банки по­стра­да­ли от па­де­ния ко­ти­ро­вок. Се­рьез­ные про­бле­мы были также у ме­тал­лур­ги­че­ских и же­лез­но­до­рож­ных пред­при­я­тий. Вла­дель­цы ука­зан­ных ценных бумаг по­те­ря­ли 12 млн. рублей на кур­со­вых ко­ле­ба­ни­ях.

Па­ра­док­саль­ность по­доб­но­го па­де­ния, за­клю­ча­лась в том, что оно внешне было бес­при­чин­ным. Де­неж­ный рынок не ис­пы­ты­вал стес­не­ния и угне­те­ния — офи­ци­аль­ные учет­ные ставки в Париже, Лон­доне, Бер­лине были по­ни­же­ны. Рус­ский де­неж­ный рынок также не ис­пы­ты­вал стес­не­ния: по­ни­жен част­ный учет­ный про­цент, по­ни­же­ны ставки по он­коль­ным счетам. Страх перед новым про­мыш­лен­ным кри­зи­сом также был во многом необос­но­ван­ным: про­мыш­лен­ность не в силах была спра­вить­ся с уже имев­ши­ми­ся за­ка­за­ми, спрос на уголь и нефть пре­вы­шал пред­ло­же­ние, от чего цены были очень высоки; раз­во­ра­чи­ва­лось мас­штаб­ное же­лез­но­до­рож­ное стро­и­тель­ство, обес­пе­чен­ное ино­стран­ным ка­пи­та­лом. Виды на бу­ду­щий урожай не вы­зы­ва­ли ни­ка­ких опа­се­ний. Несмот­ря на все это, на бирже про­дол­жа­лась де­прес­сия.

В ка­че­стве при­чи­ны угне­тен­но­го со­сто­я­ния С.-Пе­тер­бург­ской биржи при­во­ди­лась пе­ре­гру­жен­ность новыми эмис­си­я­ми ценных бумаг. Хотя данным фактом ни в коем случае нельзя объ­яс­нить столь мас­штаб­ные кур­со­вые ко­ле­ба­ния, они на­во­дят нас на ин­те­рес­ные мысли. В первом квар­та­ле 1914 года, част­ные пред­при­я­тия, от­но­ся­щи­е­ся к до­бы­ва­ю­щей, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей, ма­ши­но­стро­и­тель­ной от­рас­лям и спе­ци­фи­че­ским от­рас­лям военно-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свой ка­пи­тал, неко­то­рые больше чем в два раза. Если ка­зен­ные заводы в 1914 году дали ре­корд­но низкие по­ка­за­те­ли вы­пу­щен­ной про­дук­ции, что было свя­за­но с вы­пол­не­ни­ем, на­ме­чен­но­го Во­ен­ным ми­ни­стер­ством плана за­го­то­вок, то част­ные пред­при­я­тия, на­про­тив, рас­ши­ря­лись, как будто го­то­ви­лись к вы­пол­не­нию объ­ем­ных за­ка­зов во­ен­но­го вре­ме­ни.

Пра­ви­тель­ство начало на­ступ­ле­ние на син­ди­ка­ты (крас­но­ре­чи­вый пример — обыски в ком­па­нии «Про­ду­голь», на ко­то­рые Па­риж­ская биржа от­ве­ти­ла резким по­ни­же­ни­ем сто­и­мо­сти ценных бумаг ме­тал­лур­ги­че­ских пред­при­я­тий). Если свести все во­еди­но, можно за­ме­тить до­воль­но ин­те­рес­ную кар­ти­ну: рост военно-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, как част­но­го, так и ка­зен­но­го; кон­цен­тра­ция кон­тро­ля над уже су­ще­ству­ю­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми ВПК в «одних руках», по­сред­ством при­нуж­де­ния ши­ро­кой об­ще­ствен­но­сти к про­да­же своих акций, с по­мо­щью паники, ин­спи­ри­ру­е­мой СМИ; по­пу­сти­тель­ство спе­ку­лян­там, с той же целью; по­пыт­ки дав­ле­ния на син­ди­ка­ты, кон­тро­ли­ро­вав­шие клю­че­вые от­рас­ли эко­но­ми­ки (неф­тя­ная, гор­но­до­бы­ва­ю­щая, ме­тал­лур­ги­че­ская и др.)

В апреле–мае 1914 года был принят ряд пра­ви­тель­ствен­ных ини­ци­а­тив. Они за­клю­ча­лись взна­чи­тель­ном рас­ши­ре­нии го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра в эко­но­ми­ке. В конце апреля по­яви­лись первые со­об­ще­ния о рас­ши­ре­нии ка­зен­ной неф­те­до­бы­чи, 1-го мая пра­ви­тель­ство решило огра­ни­чить част­ное же­лез­но­до­рож­ное стро­и­тель­ство, начав вы­ку­пать наи­бо­лее важные линии в казну, уси­ли­лась атака против син­ди­ка­тов — кроме обыска в глав­ной кон­то­ре «Про­ду­г­ля», была за­пла­ни­ро­ва­на пра­ви­тель­ствен­ная ре­ви­зия «Про­да­ме­та». В конце апреля в Совет Ми­ни­стров был предо­став­лен проект по огра­ни­че­нию прав ак­ци­о­нер­ных пред­при­я­тий в при­об­ре­те­нии недви­жи­мо­го иму­ще­ства. Там же было огра­ни­че­но уча­стие евреев в ак­ци­о­нер­ных кам­па­ни­ях, поль­зо­вав­ших­ся правом при­об­ре­те­ния зе­мель­ной соб­ствен­но­сти.

С 20 по 24 апреля в Киеве про­хо­ди­ла во­ен­ная игра для офи­це­ров Ген­шта­ба и выс­ше­го ко­ман­до­ва­ния (что делало данное ме­ро­при­я­тие уни­каль­ным, так как обычно, высшее ко­ман­до­ва­ние к ним не при­вле­ка­лось). Ввод­ная была такова: Россия и Фран­ция всту­па­ют в войну с Гер­ма­ни­ей, Австро-Вен­гри­ей, Ита­ли­ей; Ру­мы­ния при­сту­пи­ла к мо­би­ли­за­ции, но заняла вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. По плану игры со­зда­ва­лись два фронта: Северо-За­пад­ный (Глав­но­ко­ман­ду­ю­щий ген. Я. Г. Жи­лин­ский — ко­ман­ду­ю­щий вой­ска­ми Вар­шав­ско­го Во­ен­но­го округа, на­чаль­ник штаба фронта – ген.-лейт. В. А. Ора­нов­ский, на­чаль­ник штаба Вар­шав­ско­го округа) в со­ста­ве 1-й армии (ко­ман­ду­ю­щий — ген.-ад. П. К. Рен­нен­кампф — ко­ман­ду­ю­щий вой­ска­ми Ви­лен­ско­го Во­ен­но­го округа, на­чаль­ник штаба армии — ген.-лейт. Г. Г. Ми­ле­ант, на­чаль­ник штаба Ви­лен­ско­го округа) и 2-й армии (ко­ман­ду­ю­щий ге­не­рал от ка­ва­ле­рии барон Е. А. Рауш фон Трау­бен­берг — по­мощ­ник ко­ман­ду­ю­ще­го вой­ска­ми Вар­шав­ско­го Во­ен­но­го округа, на­чаль­ник штаба армии — ге­не­рал-квар­тир­мей­стер Вар­шав­ско­го Во­ен­но­го округа ген.-м. В. Г. Леон­тьев). Прак­ти­че­ски все участ­ни­ки бу­ду­ще­го на­ступ­ле­ния в Во­сточ­ной Прус­сии в сборе. В ходе игры, несмот­ря на по­став­лен­ные в ее начале задачи, в полной силе про­яви­лось увле­че­ние Жи­лин­ско­го и Да­ни­ло­ва во­сточ­но-прус­ским на­прав­ле­ни­ем и полное иг­но­ри­ро­ва­ние про­блем, свя­зан­ных с ор­га­ни­за­ци­ей работы тыла. Уже тогда, в Киеве, Рен­нен­кампф об­ра­тил вни­ма­ние на тот факт, что ре­ше­ние о пе­ре­хо­де в на­ступ­ле­ние его армии, не за­кон­чив­шей еще со­сре­до­то­че­ния, вряд ли может счи­тать­ся пра­виль­ным.

Со­бы­тия непо­сред­ствен­но перед войной уже не такие ин­те­рес­ные и до­воль­но оче­вид­ные. Но на один сюжет мы все-таки об­ра­тим свое вни­ма­ние. Убий­ство эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да уже про­изо­шло, Европа ба­лан­си­ро­ва­ла на грани войны, когда в селе По­кров­ском про­изо­шло очень лю­бо­пыт­ное со­бы­тие. 29 июня (12 июля) 1914 г. на Г. Е. Рас­пу­ти­на было со­вер­ше­но по­ку­ше­ние. По­ку­ша­лась на жизнь старца некто Хиония Гусева. Хиония Гусева до этого ин­ци­ден­та по­па­да­ла в поле зрения пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов. В начале 1912 года у нее был укра­ден пас­порт, после чего во время про­вер­ки по месту жи­тель­ства ее за­бра­ли как бес­пас­порт­ную. Даль­ней­шие два года ее жизни осве­ще­ны в ис­точ­ни­ках крайне скупо. О ней до­под­лин­но из­вест­но, что она была ре­ли­ги­оз­ным фа­на­ти­ком (крайне из­ну­ря­ла себя мо­лит­ва­ми и постом), по­клон­ни­ца иеро­мо­на­ха-рас­стри­ги Или­о­до­ра Тру­фа­но­ва (что осо­бен­но пе­да­ли­ро­ва­лось в прессе), си­фи­ли­тик, склон­на к ис­те­ри­кам. 16 июня 1914 года Хиония при­бы­ла в родное село Рас­пу­ти­на По­кров­ское То­боль­ской гу­бер­нии, где он в тот период на­хо­дил­ся. При жен­щине был кинжал, пред­став­ляв­ший собой сол­дат­ский тесак длиной около 12 верш­ков (ок. 50 см.). Несколь­ко дней она вы­сле­жи­ва­ла Рас­пу­ти­на возле его дома, а 29 июня со­вер­ши­ла по­пыт­ку убий­ства. Она ранила свою жертву в район брюш­ной по­ло­сти. Ра­не­ние носило по­верх­ност­ный ха­рак­тер, однако вскоре у Рас­пу­ти­на по­яви­лись явные симп­то­мы сеп­си­са. По­полз­ли слухи о смерти Рас­пу­ти­на. Неве­ро­ят­ным об­ра­зом, его со­сто­я­ние нор­ма­ли­зо­ва­лось через несколь­ко дней. Х. Гусеву за­дер­жа­ли на месте пре­ступ­ле­ния. Она была за­клю­че­на под стражу. На­хо­дясь в за­клю­че­нии, пред­при­ня­ла по­пыт­ку су­и­ци­да, с по­мо­щью оскол­ков окон­но­го стекла. На наш взгляд, данное по­ве­де­ние не вполне ти­пич­но для глу­бо­ко ве­ру­ю­щей пра­во­слав­ной. На­пом­ню, что Рас­пу­тин был ка­те­го­ри­че­ски против вступ­ле­ния в войну и об­ла­дал огром­ным вли­я­ни­ем на цар­скую семью.

Когда война все-таки на­ча­лась, то вне­зап­но ока­за­лось, что все пред­во­ен­ные рас­че­ты пра­ви­тель­ства ока­за­лись не вполне верны. Необ­хо­ди­мо было срочно пе­ре­стра­и­вать­ся, учи­ты­вая реалии уже на­чав­ше­го­ся кон­флик­та. Однако, этого не про­изо­шло. В войне про­иг­ры­ва­ет не тот, у кого не хва­ти­ло сил (что бы кто ни го­во­рил, силы у РИ оста­ва­лись и в 1917), а тот, кто не может пе­ре­груп­пи­ро­вать­ся перед сле­ду­ю­щим ударом. РИ не смогла. Причем не ее армия, а вся си­сте­ма це­ли­ком. По­дроб­но писать об этом не вижу смыла, так как тут двумя сло­ва­ми тут не обой­дешь­ся. Если А. Л. Си­до­ров для вас слиш­ком марк­сист, то по­чи­тай­те первые главы пер­во­го тома «Очер­ков рус­ской смуты», Де­ни­кин точно не марк­сист.

Мы же раз­бе­рем по­след­ний вопрос в этом цикле о кре­дит­но-фи­нан­со­вой си­сте­ме. Что же делали банки во время войны? Ответ прост — банки брали под кон­троль фи­зи­че­ское про­из­вод­ство. Про­ис­хо­ди­ло это неза­тей­ли­во, но эф­фек­тив­но. Перед войной ком­мер­че­ские банки влезли в огром­ные долги, так как фи­нан­си­ро­ва­ли про­мыш­лен­ность за­ем­ны­ми день­га­ми, в том числе день­га­ми Го­су­дар­ствен­но­го банка. Когда война на­ча­лась, то весь во­ен­ный заказ пол­но­стью обес­пе­чи­вал­ся за счет бюд­жет­ных денег. За­ча­стую банк осу­ществ­лял га­ран­тий­ную функ­цию, при ко­то­рой банк, вы­да­вая пра­ви­тель­ствен­ным ор­га­нам га­ран­тию за аван­си­ро­ван­ные пред­при­я­ти­ям сред­ства, по су­ще­ству ис­поль­зо­ва­ли их для при­сво­е­ния зна­чи­тель­ной части при­бы­лей пред­при­я­тия, для лик­ви­да­ции старых долгов.

При помощи га­ран­тий­ных опе­ра­ций банк лик­ви­ди­ро­вал свою за­дол­жен­ность, а за счет мно­го­крат­но уве­ли­чив­ших­ся до­хо­дов прак­ти­че­ски пол­но­стью за­хва­ты­вал кон­троль над пред­при­я­ти­я­ми. Тут особо по­ка­за­тель­ным при­ме­ром яв­ля­ет­ся то, что перед войной сред­ства группы Русско-Ази­ат­ско­го банка ока­за­лись им­мо­би­ли­зи­ро­ва­ны на син­ди­кат­ских счетах. На момент же на­ци­о­на­ли­за­ции на счетах син­ди­кат­ских Русско-Ази­ат­ско­го банка в 1917 году боль­шая часть опе­ра­ций была за­вер­ше­на со зна­чи­тель­ной при­бы­лью. Боль­шая часть опе­ра­ций банка носила ярко вы­ра­жен­ный спе­ку­ля­тив­ный ха­рак­тер и не вела к раз­ви­тию про­из­во­ди­тель­ных сил на под­кон­троль­ных ему пред­при­я­ти­ях.

Очень ко­рот­кий вывод. Не нужно счи­тать людей, живших в начале века, ду­ра­ка­ми. Они знали о войне, и они к ней го­то­ви­лись. По сути, весь цикл статей, ко­то­рые я под­го­то­вил для Aftershock, по­свя­щен фи­нан­со­вой под­го­тов­ке Рос­сий­ской им­пе­рии к ми­ро­вой войне. Вот только ре­аль­ный кон­фликт слиш­ком от­ли­чал­ся от ка­би­нет­ных вы­кла­док. Фи­нан­со­вая бо­е­го­тов­ность вне­зап­но ока­за­лась неспо­соб­на решить про­бле­мы с фи­зи­че­ским про­из­вод­ством, недо­ста­точ­но раз­ви­той транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­рой и па­ра­ли­чом цен­траль­ной власти. Это при том, что на местах люди иногда тво­ри­ли чудеса. Но эти чудеса не могли из­ме­нить при­го­вор го­су­дар­ству, ко­то­рое не смогло адап­ти­ро­вать­ся к новым усло­ви­ям.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ком­мен­та­рий автора: 

Вот я и за­кон­чил ос­нов­ную часть. Прошу про­ще­ния, что так объ­ем­но, но делить на 2 статьи не по­лу­ча­лось.
Потом по­про­бую из­ло­жить все, что было в 5 частях, в одной статье на 5-7 тыс знаков и мак­си­маль­но по­нят­но.
Спа­си­бо всем, кто читал. Про­сти­те, что за­ста­вил про­ди­рать­ся через уз­ко­спе­ци­аль­ные дебри, но без них я не понял как можно ар­гу­мен­ти­ро­ва­но вы­ска­зать­ся по этой теме.

Это интересно
0

21.02.2019
Пожаловаться Просмотров: 414  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены