Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Е.П. БЛАВАТСКАЯ И ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ХИРУРГ ПИРОГОВ Н.И..

Е.П. БЛАВАТСКАЯ И ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ХИРУРГ ПИРОГОВ Н.И. Юрий Горбунов       идеологии история литература образование педагогика творчество 

Мне посчастливилось почти полвека прожить в Симферополе. Дольше чем где-либо в других городах России и мира.

Проходя по тихой улице Горького в областную библиотеку, я всегда вспоминал хирурга, выдающегося авторитета по военно-полевой хирургии Пирогова Н.И. (1810-1881). В годы Крымской войны в середине XIX века в этом неказистом одноэтажном здании великий хирург спасал жизнь тысячам русских раненых солдат и офицеров

Читая Блаватскую, я узнал, хирург был еще и крупным мыслителем. Его посмертно опубликованный «ДНЕВНИК СТАРОГО ВРАЧА» был назван «одним из самых назидательных произведений русского ума». Он затронул в них «проклятые вопросы», о которых не писать было бы малодушием, – считал он. Ответы на эти вопросы искала и Е.П. Блаватская. Поэтому она с восхищением писала о своём современнике Пирогове в своей статье «Космический Разум».

1

В Словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона о мировоззрении Пирогова говорилось следующее: «Вера в высшее существо, как источник жизни, во Вселенский Разум, разлитый повсюду, не противоречит научным убеждениям. Вселенная представляется ему разумной, деятельность сил ее – осмысленной и целесообразной, человеческое Я – не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего Вселенского разума. Постоянное проявление мировой мысли во вселенной тем непреложное для Пирогова, что все проявляющееся в нашем уме, все изобретенное им уже существует у мировой мысли».

Воспоминания Пирогова не могли не удивить российскую общественность, которая считала его образцом «европейской образованности».

Однако, оказалось, что он верил в «предрассудки полупомешанных алхимиков». Несколько глав в своих воспоминаниях он посвятил описанию «жизненной силы», не зависящей ни от каких физических или химических процессов. То была его великая догадка, которая так понравилась Блаватской, что она писала в упомянутой статье: «он признавал поруганную и подзапретную идею однородности природы – Жизненный Принцип – ту самую гонимую, злосчастную телеологию, или науку о первопричине вещей, которая, если верить имперским и королевским академиям, является столь же философичной, сколь и ненаучной.

Однако же его смертный грех в глазах догматической современной науки заключается в следующем: великий анатом и хирург имел дерзость заявить в своих «Мемуарах» следующее: «У нас нет причин не допускать возможность существования организмов, наделенных такими качествами, которые бы позволяли видеть в них непосредственное воплощение вселенского разума, совершенно недоступное нашему разуму (человеческому)... Поскольку у нас нет никакого права утверждать, что человек есть наивысшее выражение божественно творческой мысли…»

Его «Мемуары» ясно указывают на то, что он не только верил во Вселенское божество, божественное Творение (или Герметическое «Божественное мышление») и жизненный Принцип, но и изучал все это и пытался научно объяснить. Так, он настаивал на том, что Вселенскому Разуму не нужен физико-химический мозг как особый передающий орган».

Разумеется, Блаватская делает вывод о том, что Пирогов «... буквально пропитан философией аргументированного научного мистицизма..., практически полностью разделяет основополагающие учения и утверждения Теософии»

 

Далее в той же статье она не могла не сделать несколько эмоциональных выпадов в адрес своих оппонентов: «Заполучив в ряды мистиков такой исключительный научный ум, мы можем позволить воспринимать идиотские ухмылки, пошлую сатиру и язвительные выпады в адрес нашей Великой философии со стороны некоторых европейских и американских вольнодумцев, почти как комплементы».

Вероятно, Пирогов, совершенно не догадываясь о том, сделал гораздо больше для признания философских изысканий Блаватской научными, чем кто-либо другой в российской культуре. При этом, он не рассуждал о восточных учениях.

Все его выводы вытекали сами собой из тех открытий, которые сделал этот великий врач и мыслитель. Он на практике соединил, вернее, синтезировал науку, религию, философию, рассуждая категориями, которыми обычно оперировала Блаватская. Однако это произошло почти незамеченным.

Ее статью на английском языке, в которой Блаватская с восхищением пишет о Пирогове, едва ли прочитали многие в России в ее время. Пирогова же читали все крупные российские ученые, и потому от идей великого хирурга и праматери современной эзотерической философии до философских обобщений академика В.И. Вернадского о планетарной мысли, и энергии пассионарности, открытой профессором Л.Н. Гумилевым, оставался всего один шаг.

И этот шаг в ХХ веке был сделан. Правда, некоторые забыли об этом. И если Пирогова кое-кто ныне еще вспоминает, то почти никто из ученых не вспоминает о статье Е. П. Блаватской, написанной о нем.

А зря!

русский хирург Пирогов Н.И.

 

Мне посчастливилось почти полвека прожить в Симферополе. Дольше чем где-либо в других городах.

Проходя по тихой улице Горького в областную библиотеку, я всегда вспоминал хирурга, выдающегося авторитета по военно-полевой хирургии Пирогова Н.И. (1810-1881). В годы Крымской войны в середине XIX века в этом неказистом одноэтажном здании великий хирург спасал жизнь тысячам русских раненых.

Читая Блаватскую, я узнал, хирург был еще и крупным мыслителем. Его посмертно опубликованный «ДНЕВНИК СТАРОГО ВРАЧА» был назван «одним из самых назидательных произведений русского ума». Он затронул в них «проклятые вопросы», о которых не писать было бы малодушием, – считал он. Ответы на эти вопросы искала и Е.П. Блаватская. Поэтому она с восхищением писала о своём современнике Пирогове в своей статье «Космический Разум».

 

1

В Словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона о мировоззрении Пирогова говорилось следующее: «Вера в высшее существо, как источник жизни, во Вселенский Разум, разлитый повсюду, не противоречит научным убеждениям. Вселенная представляется ему разумной, деятельность сил ее – осмысленной и целесообразной, человеческое Я – не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего Вселенского разума. Постоянное проявление мировой мысли во вселенной тем непреложное для Пирогова, что все проявляющееся в нашем уме, все изобретенное им уже существует у мировой мысли».

Воспоминания Пирогова не могли не удивить российскую общественность, которая считала его образцом «европейской образованности».

Однако, оказалось, что он верил в «предрассудки полупомешанных алхимиков». Несколько глав в своих воспоминаниях он посвятил описанию «жизненной силы», не зависящей ни от каких физических или химических процессов. То была его великая догадка, которая так понравилась Блаватской, что она писала в упомянутой статье: «он признавал поруганную и подзапретную идею однородности природы – Жизненный Принцип – ту самую гонимую, злосчастную телеологию, или науку о первопричине вещей, которая, если верить имперским и королевским академиям, является столь же философичной, сколь и ненаучной.

Однако же его смертный грех в глазах догматической современной науки заключается в следующем: великий анатом и хирург имел дерзость заявить в своих «Мемуарах» следующее: «У нас нет причин не допускать возможность существования организмов, наделенных такими качествами, которые бы позволяли видеть в них непосредственное воплощение вселенского разума, совершенно недоступное нашему разуму (человеческому)... Поскольку у нас нет никакого права утверждать, что человек есть наивысшее выражение божественно творческой мысли…»

Его «Мемуары» ясно указывают на то, что он не только верил во Вселенское божество, божественное Творение (или Герметическое «Божественное мышление») и жизненный Принцип, но и изучал все это и пытался научно объяснить. Так, он настаивал на том, что Вселенскому Разуму не нужен физико-химический мозг как особый передающий орган».

Разумеется, Блаватская делает вывод о том, что Пирогов «... буквально пропитан философией аргументированного научного мистицизма..., практически полностью разделяет основополагающие учения и утверждения Теософии»

 

Далее в той же статье она не могла не сделать несколько эмоциональных выпадов в адрес своих оппонентов: «Заполучив в ряды мистиков такой исключительный научный ум, мы можем позволить воспринимать идиотские ухмылки, пошлую сатиру и язвительные выпады в адрес нашей Великой философии со стороны некоторых европейских и американских вольнодумцев, почти как комплементы».

Вероятно, Пирогов, совершенно не догадываясь о том, сделал гораздо больше для признания философских изысканий Блаватской научными, чем кто-либо другой в российской культуре. При этом, он не рассуждал о восточных учениях.

 

Все его выводы вытекали сами собой из тех открытий, которые сделал этот великий врач и мыслитель. Он на практике соединил, вернее, синтезировал науку, религию, философию, рассуждая категориями, которыми обычно оперировала Блаватская. Однако это произошло почти незамеченным.

Ее статью на английском языке, в которой Блаватская с восхищением пишет о Пирогове, едва ли прочитали многие в России в ее время. Пирогова же читали все крупные российские ученые, и потому от идей великого хирурга и праматери современной эзотерической философии до философских обобщений академика В.И. Вернадского о планетарной мысли, и энергии пассионарности, открытой профессором Л.Н. Гумилевым, оставался всего один шаг.

И этот шаг в ХХ веке был сделан. Правда, некоторые забыли об этом. И если Пирогова кое-кто ныне еще вспоминает, то почти никто из ученых не вспоминает о статье Е. П. Блаватской, написанной о нем.

А зря!

Это интересно
+1

05.03.2021
Пожаловаться Просмотров: 185  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены