У гроба Ленина
Крещенские морозы в 2006 году примерно такие же, какие были в январские дни 1924
года, когда умер Владимир Ильич Ленин. Народ нутром чуял величие этого человека,
самого великого в истории России. Поэтому русские люди хлынули в центр Москвы,
чтобы проститься с гением и вождем. Примерно такой же порыв на моих глазах бросил
миллионы соотечественников к гробу Иосифа Виссарионовича Сталина в марте 1953
года, и из нашей Удельной, даже из нашего класса, многие отправились к Дому Союзов
(я не поехал и до сих пор сожалею).
Сейчас читаю в газете "Советская Россия" беседу Виктора Кожемяко с выдающимся
русским мыслителем Александром Зиновьевым, которого знаю с 1962 года по Институту
философии АН СССР. Александр Александрович - благородный человек, прямой, честный.
Он не мог не войти в конфликт с позднекоммунистической бюрократией, и ему пришлось
отъехать в эмиграцию. У него, как и у меня, нет личной признательности советской
власти, и тем ценнее его оценки Ленина (21 января 2006 г., № 5 /12784/, стр.
2 http://www.sovross.ru/2006/05/05_2_1.htm):
"— Я буду говорить не как последователь марксизма-ленинизма, а как ученый, исследователь,
руководствующийся принципом: истина, любой ценой — истина!
Моя оценка Ленина, которую я не раз высказывал, такова: это один из величайших
людей в истории человечества и величайший человек ХХ века. Когда меня просили
назвать самых великих людей минувшего столетия, я называл и сейчас повторю: Ленин
и Сталин. ХХ век — это век Ленина и Сталина. Хотя смолоду я был антисталинистом,
арестовывался, сидел на Лубянке и так далее, вывод мой на сегодня именно такой.
И если я так говорю, значит, имею для этого достаточно серьезные основания как
ученый.
— Тут, Александр Александрович, возникает вопрос, на котором многие антикоммунисты
по-своему играют, вроде бы даже признавая величие Ленина. Говорят: великий человек
может быть со знаком плюс и со знаком минус. Бывает, дескать, и гений, но гений
зла.
— Я бы не назвал Ленина и Сталина величайшими людьми ХХ столетия, если бы они
были великими со знаком минус. Несмотря ни на какие недостатки, которые отмечают
всякие критики, если брать общую оценку роли, которую сыграл Ленин в истории,
то это роль больше чем положительная. Я сомневаюсь, что можно назвать еще каких-то
других деятелей, которые сопоставимы с ним. Ну вот в XIX веке сомасштабен Ленину
Маркс. Они сомасштабны по своей значимости для истории.
XIX век ознаменовался появлением величайшей в истории человечества марксистской
идеологии. Она сыграла колоссальную роль уже в том веке, а в ХХ столетии стала
одним из важнейших факторов, определивших эволюцию мира. Огромная историческая
заслуга Ленина состоит в том, что он разработал марксистскую идеологию с учетом
тех изменений, которые произошли в человечестве к началу ХХ века, создал учение,
которое можно назвать ленинизмом и которое стало по сравнению с марксизмом значительным
шагом вперед.
Далее. Используя это учение, Ленин создал большевистскую партию — организацию
революционеров, ориентированную на революционный перелом. И как только представился
исторический случай, он был использован. В истории я не знаю другого примера
такой же масштабности, когда роль личности отдельного человека была такой большой.
Не было бы Ленина, Великой Октябрьской социалистической революции и потом Советского
Союза, в истории не возникла бы целая эволюционная линия, сомасштабная той, которую
представлял западный
капиталистический мир. Она, эта новая эволюционная линия, оказала громадное влияние
на все последующее развитие человечества. Если с этой точки зрения рассматривать,
то Ленин, конечно, человек номер один.
— Но ставят сегодня вопрос: а нужна ли была революция, учитывая те потрясения,
которые произошли в связи с ней? И второе: зачем тогда были все эти советские
годы — значит, все это оказалось напрасным и было не нужно?
— Я считаю такого рода вопросы и соответствующие утверждения абсолютно бессмысленными.
Они, по-моему, свидетельствуют о каком-то интеллектуальном убожестве и какой-то
животной ненависти ко всему тому, что принесли с собой марксизм, ленинизм, коммунизм.
В чем бессмысленность? Революция-то состоялась, на пустом месте она бы не произошла.
Она была подготовлена столетиями, борьбой лучших представителей рода человеческого.
— Вы исходите из мотивов, из побуждений?
— Я анализирую, как социолог, эволюцию человечества, революцию и послереволюционное
время. И утверждаю: если бы Октябрьская революция не произошла, если бы не сложился
Советский Союз и если бы коммунистическое движение на планете не сыграло такую
роль, какую оно играло в ХХ столетии, то человечество давно стало бы на путь
деградации и сейчас находилось бы в ужасающе жалком состоянии. Благодаря коммунистической
революции и всему тому, что с этим было связано, человечество тогда было спасено
от страшнейшего отката
назад, от падения.
Рассматривая то, что сейчас происходит в России, мы видим, что после антикоммунистического
переворота начался погром, буквально погром всех великих достижений советского
периода. И специально создается такое впечатление, что все в советские годы вроде
было напрасно. Однако достижения эпохи советского коммунизма, начатой Лениным,
вошли в плоть и кровь человечества. Влияние нашей революции и того, что делалось
у нас, на все человечество было таким могучим, что весь мир, в том числе и Запад,
несмотря ни на что
пошел в этом направлении. Многих достижений, которые можно наблюдать на Западе,
не было бы, не будь Советского Союза, не будь этой конкуренции двух систем. Анализируя
западный мир, я могу показать, сколько Запад позаимствовал и что сделал под влиянием
успехов коммунистического движения в ХХ столетии.
— В плане социальном, вы имеете в виду?
— В плане социальном, да и во всех отношениях. И научно-технический прогресс,
и многое другое.
Как социолог, я утверждаю, что вспышка сейчас частнособственнических тенденций
— это агония, это не навечно пришло, долго это продолжаться не может. Человечество
не сможет существовать, если это озверение, связанное с возрождением прошлого,
будет дальше продолжаться.
Так что не надо говорить о Ленине и о нашей революции: дескать, не стоило этого
затевать. Стоило! Не только стоило затевать, а надо было защищать. А получилось:
капитулировали без боя, можно сказать. Разумеется, тут и фактор предательства
бывших руководителей.
— И фактор пропаганды небывалого размаха, в том числе антиленинской. Одурачили
народ.
— Конечно. Это составляло элемент антикоммунистической пропаганды. Антикоммунизм
был важнейшим элементом западной идеологии, а необходимый компонент антикоммунизма
— дискредитация вождей.
— Сначала Сталина, а потом Ленина.
— Их одновременно дискредитировали, только в большей или меньшей степени. И сейчас
якобы раскапывают документы какие-то. Я презираю этих людей. Это шакалы, мародеры,
какая-то доисторическая мразь".
Александр Зиновьев не упомянул Коммунистический Китай, который уверенно выходит
на лидирующее место в мире, обгоняя США. И он все же во многом мыслит категориями
эпохи индустриализма с её акцентом на социализацию, между тем как уже наступила
эпоха постиндустриализма с её приоритетом субъектизации. Социализация - это почтва
субъектизации, а субъектизация - двигатель социализации. И самодостаточная частная
собственность предстает, как в КНР, необходимым условием субъектизации, высвечивая
глубинную суть мысли
Ленина о коммунизме как "строе цивилизованных кооператоров".
Вспоминаю детство. Нашел на чердаке деревянного дома в селе Быково под Москвой
томик стихов Демьяна Бедного. И почему-то очень проникся стихотворением "Снежинки"
(1925):
Засыпала звериные тропинки
Вчерашняя разгульная метель,
И падают и падают снежинки
На тихую задумчивую ель.
Заковано тоскою ледяною
Безмолвие убогих деревень.
И снова он встает передо мною -
Смертельною тоской пронзённый день.
Казалося: земля с пути свернула.
Казалося: весь мир покрыла тьма.
И холодом отчаянья дохнула
Испуганно-суровая зима.
Забуду ли народный плач у Горок,
И проводы вождя, и скорбь, и жуть,
И тысячи лаптишек и опорок,
За Лениным утаптывавших путь!
Шли лентою с пригорка до ложбинки,
Со снежного сугроба на сугроб.
И падали и падали снежинки
На ленинский - от снега белый - гроб.
ПО ТВ показывали, как сотни членов и сторонников КПРФ вышли к Мавзолею возложить
цветы, почтить Ленина.
У власти - шкурники, мародеры, предатели. Для них Мавзолей Ленина на Красной
Площади - ненавистен. Они порушили тысячелетнюю Русь, столкнули её в кювет, ограбили,
осквернили. И самопредательский народ, ошкурившись, рассыпался и равнодушно смотрит
на разорение его святынь. Путин хочет вышвырнуть Ленина из Мавзолея. Неужто не
хватит сил дать отпор?