Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Бессмертие не в вечном возвращении, а в конце времен

Если все космические циклы тождественны и потому есть только один изваянный в
вечности Круг Времени, то бессмертен каждый миг сущего и каждое его состояние,
в том числе любая тварь и любой человек. Такое бессмертие не вдохновляет и не
является стимулом самосовершенствования и эволюции. Оно вырождается в вечную
смерть. Какой смысл в осознании, что ты сгинешь в этом цикле, а в предыдущих
и последующих циклах опять и опять будешь бегать по этому замкнутому кругу, пусть
в нём и случаются отдельные недурные моменты
(если к Кругу Времени применимо понятие «последовательности», «до» и «после»).
Да, такое бессмертие на первых порах может побудить к нравственным подвигам и
к более строгому отношению к своим решениям и поступкам – ведь последствия уже
не изменишь, и ни одну ошибку и ни одно прегрешение не исправишь, сколько ни
кайся. Однако вскоре может наступить депрессия – что за тоска, одно и то же без
надежд на исправление. В тюрьме можно раскаяться и исправиться за совершенное
преступление, а в жизни – сколько ни кайся,
так и останешься навеки со своими болячками и пакостями. Короче – «вечное возвращение»,
взятое само по себе, без активного вмешательства человека в собственную судьбу
и без шанса на изменение кармы, становится издевательством.

Однако не так примитивен «мир Божий». И бег жизни, и само бессмертие – не непрерывность
однообразного повторения будней, а постоянная «прерывность». Душа любого живого
сущего способна отключаться от линейности времени и впасть, например, в сон,
где время часто течет в обратную сторону, а тело меняется. Как видим, душа относительно
автономна от тела и может вести параллельное существование. Душа способна сбрасывать
телесную оболочку и переселяться в новую. Значит, если душе не нравится болячки
данного тела и
пакости данной жизни, она способна обновиться.

Отсюда – более глубокий взгляд на бессмертие в том же самозамкнутом космическом
цикле «вечного возвращения», Круга Времени. В нём душа может свершить эволюцию
самосовершенствования или, наоборот, самоуничижения. Выбор в данной жизни сказывается
на следующей жизни, как поступки и выборы дня сказываются на жизни этой же нашей
души в сновидении ночи. Да, ученые обнаружили неизменность генома в эволюции
телесной жизни от поколения к поколению, но более удивительна сохранность «кода
души» от одной телесной оболочки
к другой. Свидетельства о «жизни после жизни», то есть о жизни после естественного
телесного конца, указывают на автономность души. Впрочем, это – аксиома религиозно-мистического
откровения. Однако нас убеждает эксперимент, воспроизводимость. Не всё сразу.
Сейчас наука лишь подбирается к исследованию поведения души после смерти тела
живого существа, но можно предположить, опираясь на уже имеющиеся данные, что
душа обретает новую телесную оболочку и соответственно новую жизнь.

В чем же тогда разница между «бессмертием» души досубъектных зверей и тем бессмертием,
которое жаждут обрести смертные? Ведь в любом случае жизнь после смерти продолжается
в новой телесной оболочке. Чего же хочет человек?

Конечно, хочется сохранить своё «я», не допустить провала в «загробный сон» и
потерю памяти. Сохранить свою индивидуальность, субъектность. Но это невозможно
даже в данной жизни – отключки неизбежны, присущи каждому человеку. Жалко данного
тела? Боязно за боль при расставании с ним? Но ведь, потребляя наркотик, человек
как бы отрывается от тела, хотя неявно сохраняет память, ибо сохраняется его
«код души» и «код тела». Скорее боязно перед Судьей (Светящееся Существо в воспоминаниях
вернувшихся «с того света»),
который «приговаривает» к новой жизни в новой телесной оболочке, не обязательно
человеческой.

Не будем уходить в эту захватывающую тему. Тысячи книг написаны о странствиях
душ после смерти, о переселении душ, о метемпсихозе. Но эта тема открывает новую
грань бессмертия, которое отнюдь не связано с непрерывностью памяти, времени.
Время прерывно! В жизни каждого конкретного микрокосмоса (человека)! И оно прерывно
в жизни макрокосмоса.

Вот с этой «макрокосмической» прерывностью, с прерывностью времени – и связано,
возможно, бессмертие смертных.

Это настоящее, подлинное бессмертие – воскрешение нашей данной личности в некий
особый момент будущего, который в христианской традиции называется Страшный Суд.
Об этом особом моменте макрокосмического времени пророчествуют все мировые религии.
Воскрешает и тем самым обретает «живое бессмертие» не сущее вообще, как в концепции
«вечного возвращения», а конкретные смертные люди. И не все из них обретают это
«живое бессмертие», а лишь те, кто своими усилиями заслужил статус  «праведных»,
«правоверных». 

Такое «бессмертие смертного» отличается от статуса продленной жизни. Продлевать
жизнь вскоре станет сравнительно легко и дешево. Ученые обещают, что совсем скоро
старение и смерть будут побеждены, люди смогут жить 120, 150, а то и 800–900
лет, как в первых главах Библии. 

Академик Российской академии наук Владимир Скулачев говорит: «Старость, как и
смерть, придумана природой в процессе эволюции. Смерть не так уж и неизбежна.
По большому счету, ниоткуда не следует, что живые организмы обязательно должны
быть смертными». Правда, надо уточнить, что всё на свете, в том числе любая материальная
оболочка жизни (тело), подвергается росту энтропии, дряхлению, и без искусственного
воздействия на неё нельзя добиться её нетленности. «Элексир молодости» - это
наружное средство, которое
можно найти и в природе, но лучше сотворить в лаборатории и запустить в организм.

Такое средство «омоложения» и продления жизни – давняя мечта человечества. Начиная
с эпоса о Гильгамеше (который отправился по свету искать секрет бессмертия и
даже нашел его, но, к несчастью, потерял), через все мифы, религии и сказания
проходит мысль о том, что смерть преодолима, что можно избежать её. Например,
в библейской Книге Бытия  говорится о Дереве Жизни, растущем посреди рая. Кстати,
есть его плоды Бог людям не запрещал! Только после грехопадения путь к нему закрыл
Адаму ангел с огненным мечом -
чтобы «не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил,
и не стал жить вечно» (Бытие 3:22).  

О продолжительности жизни первых разумных существ сообщает та же Книга Бытие
– Адам жил 930 лет, Ною же «было пятьсот лет и родил Ной /трех сынов/: Сима,
Хама и Иафета» (Бытие 5:32). А затем случилось что-то необычное (пока не будем
вникать), и продолжительность жизни наших предков резко сократилась: «Когда люди
начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели
дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь /Бог/: не вечно Духу моему
быть пренебрегаемым человеками /сими/, потому что они плоть; пусть будут дни
их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени,
как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им:
это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:1-4).  

Что бы это значило – земной предел в 120 лет? С одной стороны, как раз через
сто двадцать лет и произошел Потоп. С другой - примерно такую цифру называют
ученые, говоря о продолжительности жизни, на которую рассчитано человеческое
тело. Впрочем, до такого возраста дотягивают единицы. И в ХХ веке было потрачено
огромное количество усилий, чтобы узнать, как добиться долголетия. Хотя еще в
притче от орле и вороне ставится вопрос о том, что главное - не сколько жить,
а как. И все с этим согласны. Никого не устраивает
бессмертие в стиле «струльдбругов» Свифта, долгая бессильная старость. Даже академик-кардиохирург
Николай Амосов (родился в 1913 году) с сожалением констатирует, что старость
ему не нравится, но это - единственный способ прожить долго. 

Однако ныне мировую общественность больше не устраивает старение. Геронтологи
говорят о том, чтобы не только увеличить количество жизни, но и улучшить ее качество.
Наука рекомендует множество средств желающим добиться долголетия - от кисломолочных
продуктов и оптимизма для беднейших слоев населения до специальных омолаживающих
курсов для обеспеченных. Всего 1–2 тысячи долларов ежемесячно - и ты в два раза
моложе! А также гормон роста, мелатонин, витамины, антиоксиданты. Среди других
методов - «разгрузочные
дни» на особом питании, состоящем из специально выращенных белков, идентичных
белкам собственного организма (это тоже уже возможно, но пока дорого). О мелочах
вроде борьбы с остеопорозом, сединой, недостатком гормонов и т.д. и говорить
не стоит. Разумеется, обсуждается и вопрос о генноинженерных методах увеличить
продолжительность жизни.

В то же время увеличение продолжительности жизни вызывает социальные и психологические
проблемы, которые обсуждает в своих книгах, например, французский философ Жан
Бодрийяр. Так, во Франции долгожители уже сейчас составляют отдельную проблему
- люди просто не знают, что делать с дополнительными 20-30 годами жизни, вдруг
оказавшимися в их распоряжении.  

Было бы слишком просто, если бы «жизнь будущего века» была всего лишь проекцией
человеческой мечты о бессмертии, всего лишь жизнью без конца, пусть и с неизбежными
проблемами. Все усилия по продлению жизни надо, конечно, всячески приветствовать
и поддерживать. Однако «вечная жизнь», о которой возвещают пророки и мечтают
люди, даже иногда решаясь ради этого на шахидство, - не просто долголетие, а
совершенно другой способ существования. Иногда говорят, что земная жизнь соотносится
с вечностью так же, как маленькое
семя - с выросшим из него огромным цветущим деревом.  
Искусственно продленная жизнь – это не бессмертие, а продолжение привычного жизненного
комфорта. Бессмертие предполагает, во-первых, смерть, а во-вторых, воскрешение
в некий особый момент времени. Долголетие же – относительно. Так, в рассказе
Рэя Бредбери «Лед и пламень» нормальная земная жизнь кажется «почти вечной» колонистам
на Меркурии, живущим всего по 8 дней. Конечно, прекрасно, если долгую жизнь удается
совместить с праведностью. А если нет? Если однажды ради получения продлевающего
жизнь «средства Макропулоса»
придется поступиться своими принципами или верой? Иисус Христос говорил, что
тот, кто станет сберегать свою жизнь, потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь
ради Него и Евангелия, тот сохранит ее в жизнь вечную. 

И лучше всего о соотношении «кода души» и «кода тела» и о грядущем особом моменте
или эпохе времени, когда обретется для праведников бессмертие «в Духе», то есть
в собственной субъектности, сказал Святой Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам
(Глава 15):

35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? 
36 Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится,
пшеничное или другое какое; 
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. 
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов,
иная у рыб, иная у птиц. 
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. 
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится
в славе. 
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело
и духовное. 
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть
дух животворящий. 
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. 
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. 
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия,
и тление не наследует нетления. 
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут
нетленными, а мы изменимся. 
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься
в бессмертие. 
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие,
тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою 
55 Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? 
56 Жало же смерти - грех; а сила греха закон. 

Итак, что дороже - несколько десятков лет земной жизни или вечное спасение, -
зависит  исключительно от веры каждого. Ясно, что адепт Правой Веры выбирает
Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь». Не в настоящей жизни,
а в будущей – наше спасение и воскресение, обретение бессмертия. Через тернии
земли прорываемся мы к душам звезд. Соединяясь со звездой своей души, мы предстаем
перед Судьёй и, повинуясь Его приговору, или вознаграждаемся «вечной жизнью»,
или низвергаемся в «геенну огненную». Подлинное
бессмертие смертного достигается в «космологическом коллапсе», в Конце Времени.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное