Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мысли о прочитанном...


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 35   :   2 - 8 февраля 2009 года

Дядя Баламут

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая




автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Ближайшее занятие:
9 февраля в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:

Душевное и духовное

У архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) есть замечательная книга «Дух, душа и тело». На последнем занятии у нас возник вопрос: Что важнее для человека — духовное или душевное? Как оказалось, однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Мы попытаемся обратиться к труду архиеп. Луки и узнать позицию Церкви по этому вопросу.



Внимание!

Благотворительная акция «Подари ребенку книгу!»

Подари ребенку книгу!
Дорогие братия и сестры!
В сельских школьных библиотеках не хватает книг для детей. Если у вас остались детские книги - художественная литература, справочники, энциклопедии, словари и т.п. - не выбрасывайте их и не захламляйте ими свой дом. Подарите их детям!
Тел.: 8-908-287-40-64 (руководитель клуба Логос И.А.Щедрова).

Творчество

Мысли о прочитанном

Мы, современные христиане, как правило, еще новички в Церкви. Однако уже охотно рассуждаем на темы «искушений» и даже «вражеских нападок». Но как далеки мы от настоящего понимания всех этих вещей!
Главная ложь «князя мира сего» в наше время заключается в том, что его нет! И, действительно, большинство людей, даже соглашающихся на то, что Бог существует, отмахиваются и смеются, слыша о существовании сатаны, демонов и их вторжения в человеческую душу.
Раньше я и сама мало задумывалась над этой темой. Пару дней назад прочитала «Письма Баламута» К.С. Льюиса. Эта книга заставила меня по-другому взглянуть на свою «духовную жизнь», на свои представления о Боге, на свои отношения с ближними.
Конечно, многим известна книга, в которой бес Баламут пишет наставления своему подопечному – юному искусителю. Наверное, некоторым может показаться чуть ли не греховной сама идея создания такой «переписки». Но лично мне в этой книге открылись глубокие мысли.
«Пациент» Гнусика – молодой человек, который только начинает духовную жизнь. Самое важное здесь – обольстить новообращенного его же собственной «духовной жизнью» и превознести над всеми его окружающими. Дядя Баламут уже тут как тут. Предупреждает молодого беса и дает советы по «воспитанию» пациента. В частности такие: «Поощряй его всячески в этом "самоанализе" и отвращай его взор от простейших обязанностей, направляя к целям высоким и духовным. Обыграй полезнейшую черту человека – пренебрежение к будничному и страх перед ним. Доведи подопечного до того, чтобы он часами копался в себе, но при этом не обнаружил черт, которые совершенно ясно видны каждому, живущему или работающему с ним».
Вторая сфера действий – отношения с матерью. Наверное, практически каждый из нас в начале пути переживал не только непонимание родителей, но и их нежелание войти в Церковь. Тогда у многих начинались усиленные молитвы об обращении ближних. Хотя именно состояние душ наших ближних интересовали нас меньше всего. Вот что говорит об этом дядя Баламут: «его внимание будет приковано к тому, что он почитает за ее грехи, а под ними он, при небольшой твоей помощи, будет подразумевать те ее особенности, которые ему неудобны и его раздражают». <...> «Его представления о ее душе очень неточны, а часто и просто ошибочны, и потому он в какой-то степени будет молиться за воображаемую личность; твоя же задача в том, чтобы день ото дня эта личность все меньше и меньше походила на его настоящую мать – острую на язык даму, с которой он встречается за обедом. Со временем ты должен довести его до того, чтобы ни одна мысль и ни одно чувство из его молитв не излилось на его действительные отношения с матерью». И еще «Главное направлять его злобу на непосредственных ближних, которых он видит ежедневно, а доброту переместить на периферию так, чтобы он думал, что испытывает ее к тому, кого вообще не знает».
Третий удар враг намерен нанести на личные отношения и познания человеком Бога. «Самое простое – переключить его внимание с Врага на самого себя. Пусть сосредоточится на собственном сознании или пытается вызвать в себе чувства собственными волевыми усилиями. Когда ему захочется воззвать к Его милосердию, пусть он вместо этого начнет возбуждать в себе жалость к самому себе, не замечая, что делает. Когда он захочет молиться об укреплении мужества, пусть почувствует, что прощен. Научи его оценивать каждую молитву по тому, возбудила ли она желаемые чувства». «Но какова бы ни была природа сложного представления о Враге, главное следи за тем, чтобы подопечный молился именно своему представлению, идолу, которого он сам себе сотворил, а не Тому, Кто сотворил его. Принуждай подшефного и к тому, чтобы он постарательнее исправлял и улучшал объект поклонения и постоянно думал об этом, пока он молится. Если когда-нибудь он достигнет ясности, если когда-нибудь он сознательно направит свои молитвы не "Тебе, каким я помышляю Твой Образ", но "Тебе, единственно Сущему", нам конец». «Когда рассеянность наполняет его мысли, побуди его сопротивляться ей простым усилием воли и продолжать обычную молитву, как ни в чем не бывало. Если же он осознает свою рассеянность как подлинную проблему, обратится с ней к Врагу и сделает ее главной темой своих молитв и борьбы, тогда ты не приобрел, а потерял. Все, даже грех, может приблизить человека к Врагу и отдалить от нас».
Клайв Льюис как будто по шагам описывает вхождение в Церковь и те препятствия, которые строит лукавый. В определенный момент здесь каждый может увидеть себя. Бес действительно пытается действовать еще сильнее, когда его «пациент» обретает круг друзей и влюбляется в девушку-христианку. Дядя Баламут дает здесь Гнусику такие наставления: «Заставь его принять контраст между ее кругом и кругом, где он скучает, за контраст между христианами и неверующими. Заставь его считать (лучше и не выражать этого в словах), "какие же все-таки иные мы, верующие!". Под "мы, верующие" он, хотя и бессознательно, должен подразумевать "свой круг", а под "своим кругом" не "людей, которые по своей доброте и смирению приняли меня в свою среду", а "людей, к которым я принадлежу по праву"».
Но удивительно, что «пациент» в этой борьбе выстоял. Наверное, душа его действительно озарилась светом Христова учения так, что внешние обстоятельства жизни не смогли затмить этого света в его глазах. Молодой христианин с чистым сердцем и доверием шел к Богу, и Господь удивительно охранял его душу, такую слабую, в противовес злым духам.
Я не посмею рассуждать на высокие духовные темы. Выражу только свое мнение: самодовольство и «успех» в духовной жизни – вот первые индикаторы, которые, на самом деле, говорят об обратном. Христианин – воин, который несет повинность.
Я думаю, воин, в первую очередь должен просить у Воеводы помощи в брани, а не наград.
Эта книга Клайва Льюиса стала весьма популярной и привела к вере не одну тысячу людей. Он рассуждает здесь и о таких явлениях, как мода, современные СМИ, «культ молодости» и прочих, которые закрывают людям глаза на насущные проблемы, подменяют истинные ценности мишурой и заставляют думать, что пестрый круговорот поверхностных впечатлений и есть «настоящая жизнь».
В этой переписке автор ясно показывает, что между небом и землей идет настоящая война. Война за каждую человеческую душу. И нам надо об этом помнить. Всегда.
Акафист
чтение акафиста св.вмц. Варваре.
17:45, храм св.вмц. Варвары
(перед началом каждого занятия клуба)
по благословению прот. Святослава, настоятеля храмов свв. апп. Петра и Павла и св. вмц. Варвары.


Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
автор статьи
Сергей Мартинович
Сергей Мартинович
Фото Д. Биштейнова

Религия и наука

Памятник великому безумству

В самом центре Смоленска, где улица Конёнкова пересекается с улицей Пржевальского, во дворе Вознесенского монастыря, уныло возвышается мрачное многоэтажное здание. Ветер угрюмо завывает в пустых оконных проёмах, спугивая с ржавой провалившейся крыши стаи ворон. Смоляне обходят дом стороной, зная о его дурной славе и боясь возможного в любую минуту обрушения, гости города, впервые очутившиеся в этом районе, любопытствуют о доме у прохожих, иностранцы фотографируются на его фоне. Но обычно днём здесь никого нет. А по вечерам рядом с домом собирается ищущая острых ощущений подвыпившая молодёжь и наркоманы. Для жителей окрестных домов пустая «коробка» давно стала «проклятой», о ней из уст в уста передаются зловещие «легенды», одна страшнее другой. Густой мистический туман окутал эти старые стены, готовые поведать смолянам много тайн и загадок.
Молодые смоляне чаще всего просто никак не воспринимают это здание, относясь к нему как к очередному «долгострою». Людям же старшего поколения дом известен как «башня Коммуны», либо как «дом-коммуна».
Есть несколько версий объяснений этого довольно необычного названия. В «Своде памятников истории и культуры Смоленской области» сказано, что дом получил название «в честь Парижской Коммуны». Но, скорее всего, всё обстоит значительно проще. С самого начала дом был предназначен для «коммунального» заселения – по одной семье в каждой комнате.
Впрочем, слово «коммунальный» употреблено здесь в не совсем точном смысле. Время, когда возводился «дом-коммуна» - это закат НЭПа (временного оживления «капиталистических отношений») и переход к командному администрированию (нео-«военный коммунизм») в СССР. В годы «новой экономической политики» «допускалось», помимо государственно-муниципального, существование частного жилого фонда, нахождение жилья, как и других «недвижимых» объектов, в частной собственности. Кроме того, как альтернатива «государственному» (так называемому «коммунальному» - вот подлинное значение этого слова) домовладению допускалась так называемая «кооперативная» собственность на жилой фонд – его принадлежность к различным строительным и бытовым кооперативам. Такое «противоречие» просуществовало до 1937 г., когда «кооперативное» жильё было передано в собственность местным Советам – с последующим правом «уплотнения» и «самоуплотнения», выселения «неугодных» жильцов. Вторично жилкооперативы были восстановлены только через тридцать лет, в 1967 г.
Строго говоря, дом-коммуна принадлежал как раз к последнему типу жилых домов – кооперативным. Заказчиком и собственником здания являлся ЖСКТ (жилищно-строительное кооперативное товарищество) «Труд» (см. альбом «Городское строительство Смоленска 1929-35 г.г.») Именно кооператив «заказал» московскому архитектору Вутке сие сооружение. Впрочем, приведённая выше информация – это только лишь, как говорится, «для справки». Судя по всему, ЖСКТ «Труд» был весьма специфической организацией, раз позволил соорудить для своих «пайщиков» настолько, мягко скажем, странное здание. Перед нами, по сути дела, типичная «бытовая коммуна» - одна из характернейших форм организации «нового быта» тех лет.
Что же она собой представляла? В первые послереволюционные годы тысячи рабочих семей получили от новой власти жильё. Из тесных ночлежек люди переселялись – пока ещё в отдельные комнаты на каждую семью. Это было, безусловно, лучше, чем койки и углы в переполненных ночлежках, но, естественно, хуже, чем отдельные квартиры. Не все, конечно, переселялись добровольно – некоторых «переселяли» силой – давала о себе знать близость «старого» жилья к месту работы (весьма существенное условие при почти полном отсутствии общественного транспорта), да и расходы на отопление «буржуйских хором» значительно выше. Но как бы то ни было, такая мера существенно улучшила условия жизни большей части населения бывшей Российской Империи. Об «уплотнениях» в те годы никто пока не задумывался. Это – позже.
Государство предоставляло жильё бесплатно. За коммунальные услуги плата также не взималась (в условиях хозяйственной разрухи это было бы абсурдом). Оставалось только как-нибудь отопить жильё, чтобы не замёрзнуть в суровые зимы, и вести хозяйство – готовить еду, воспитывать детей и т.д. Вот для этих-то целей и создавались первые «бытовые коммуны» - не от хорошей жизни, а от нищеты подавляющего большинства населения. В те годы такая форма организации быта была вполне оправдана. Государство переживало сложный период, оно не могло пока предоставить всем своим гражданам необходимые культурно-бытовые учреждения (столовые, детские сады, ясли, прачечные и др.), вот и приходилось «самоорганизовываться». К середине 20-х годов такие «коммуны» стали исчезать – жизненный уровень повышался, и в них просто отпала необходимость. Но тогда-то и была выдвинута идея искусственного поддержания и насаждения «нового быта» для скорейшего перехода к коммунизму, мыслимому не позднее чем к 1940-му году.
Идея заключалась в следующем – раз люди не хотят «организовываться» сами, то их надо к этому «подтолкнуть» - в том числе и помимо их на то воли. «Идеальное общество» мыслилось как общество без семьи, «домашнего очага», с полным обобществлением всех и вся, и, естественно, без Православной церкви («безбожная пятилетка» должна была завершиться в 1942-м году символическим закрытием последнего храма). «Человек будущего», в понятии тогдашних социологов, - это «стандартная биологическая единица», «самец» или «самка» со строго нормированными потребностями, в том числе и половыми. И хотя ещё Маркс и Энгельс критиковали такой «казарменный коммунизм» (здесь – казарму «наоборот» - со «свободной любовью», но в строго отпускаемых, дозированных количествах), именно он и был взят за основу нового общественного устройства. «Ультралевые» пошли в наступление на всё старое – от искусства (теория «отмирания театра» от Сергея Эйзенштейна, теория «отмирания художественного кино» (в пользу документального) Дзиги Вертова, «отмирания художественной литературы» (в пользу очерка) от журнала ЛЕФ и т.д.) до взаимоотношений между людьми (теории «бескрылого эроса» от Александры Коллонтай, более радикальные «теории» «стакана воды» и «отмирания семьи» и т.д.). Впоследствии большинство вышеперечисленных людей относились к подобным своим «идеям» как к неизбежным «грехам юности». Но это были не отдельные заблуждения, а общее состояние общественно-политической и философской мысли. Да и среди адептов этих «теорий» много было людей немолодых.
фото 1930 г. и 2006 г.
Смоленский дом-коммуна – одно из порождений этих «идей». Порождение больной фантазии людей, забывших Бога, разрушивших и осквернивших Его храмы, расстреливавших Его служителей. Забывших, наконец, что главное предназначение человека – творить добро ближнему своему.
Но что же тогда является «добром»? Как отнести это понятие к творческой деятельности человека?
На мой взгляд, (можно, конечно, и не согласиться с ним), совершить добро со стороны автора художественного произведения (будь то книга, картина, пьеса, кинофильм) – это создать такое произведение, которое заставило бы человека задуматься над смыслом жизни, помогло бы ему ответить на волнующие его вопросы. А для архитектора сотворить добро ближнему – это создать такое здание, которое украсило бы город, радовало бы глаз прохожему и, главное, имело бы как можно больше удобств для проживающих в нём людей. Но безумцы от архитектуры, чьи проекты предлагались для реализации в 1920-е – начале 1930-х годов, как будто забыли об этом. Слепое безумие, основанное на безверии, прикрытое левацкой фразеологией и принявшее за норму разрушение всего, что было так дорого их отцам и дедам, давало свои плоды. «Идея» ослепила людей, лишила их не только веры, но и элементарного здравого рассудка. И как расплата за это – появление на на необъятных просторах нашей страны многочисленных «домов-коммун» наподобие смоленского.
Справедливости ради надо сказать, что самые радикальные проекты всё-таки не были реализованы. Не потому, что здравый смысл возобладал. Нет. Всё гораздо проще. У государства на тот момент просто не нашлось денег на реализацию утопических прожектов. Озабоченное проблемами проведения индустриализации, советское правительство попросту отложило их «в долгий ящик», на будущее. Прошло несколько лет – и совсем другие ценности возобладали в Стране Советов. Стало ясно, что ни одно государство в мире не может существовать без элементарных понятий о патриотизме, любви к Родине (в СССР эпохи 1920-х это объявлялось «выдумкой эксплуататорских классов»), что «свободная любовь» - это, по сути дела, скрытая форма проституции, что семья – это экономическая ячейка общества, а с каждым сделанным абортом страна теряет потенциальных рабочих и красноармейцев. От идеи «домов-коммун» отказались, предпочтя им строительство «старорежимных» квартир, а сами их авторы отправились в места не столь отдалённые. Такая судьба постигла и Вутке (кстати, сына обрусевшего немца). Правда, на Колыме ему побывать не пришлось. Одного из «столпов» «новой архитектуры» расстреляли в 38-м как… немецкого шпиона! Говорят, что в узоре кирпичной кладки смоленского дома-коммуны кому-то померещилось стилизованное изображение свастики. Так это или нет, нам неизвестно. Интересно другое. Сам Вутке в последние годы жизни руководил строительными работами на канале Москва – Волга – теми самыми «работами по перевоспитанию», где основной рабочей силой были заключённые. Самому ему, как видим, места не нашлось даже там…
окончание статьи в следующем выпуске
г.Смоленск, ул.Коненкова, 9а
г.Смоленск, ул.Коненкова, 9а

В избранное