Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
18 июня 2009, четверг

Сотовые подключения: оптимистичные плюсы

Автор: Алена Журавлева

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу мая 2009 года достигло 195,11 млн абонентов, увеличившись с конца апреля на 2,29 млн (на конец апреля данный показатель равнялся 192,82 млн). Отметим, что уже в прошлом месяце наблюдалось значительное увеличение прироста: если в марте увеличение составило 1,2 млн, то уже в апреле – 2,01 млн. Таким образом, майский показатель прироста оказался самым высоким с начала года. При этом, если сравнивать с майскими результатами прошлых лет, то 2009 год продемонстрировал весьма неплохой прирост: и в 2008, и в 2007 годах прирост абонбазы за май был ниже, чем в нынешнем году – 1,57 млн и 1,73 млн соответственно. Правда, в 2006 году прирост был выше – 2,715 млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу мая 2009 года до 134,4 %, тогда как на конец апреля текущего года этот показатель равнялся 132,8 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России составило 1,6 %, что на 0,2 % выше, чем в апреле 2009 года. За год увеличение проникновения составило 16,7 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец мая 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 33,007 млн и 11,0 млн соответственно. При этом прирост в столицах составил 380 тыс. и 177 тыс. соответственно. Интересно, что если в России в целом прирост абонбазы за месяц в мае оказался выше, чем в апреле, то в Москве прирост несколько снизился: в апреле прирост составлял 537 тыс. абонентов. В Петербурге же, как и в целом по Россия, майский прирост оказался выше апрельского.

Проникновение же в столицах на конец мая 2009 года составило 194,3 % (Москва) и 173,5 % (Петербург). Показатели апреля текущего года – 192,1 % (Москва) и 170,7 % (Петербург). Таким образом, увеличение проникновения за май текущего года в Москве и Петербурге составило 2,2 % и 2,8 %.

В мае 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте с довольно большим отрывом от остальных оказались МТС: не долю этого оператора пришлось 42,1 % прироста. На втором – "МегаФон" с 29,9 %, а "Билайн" – на третьем с 7,7 %. На долю остальных операторов пришлось 20,3 %. Отметим, что "Билайн" и в марте, и в апреле был на первом месте по доле в приросте по России, причем, если в марте с довольно большим отрывом, то уже в апреле отрыв от второго места сократился и составил всего 2,7 %. В апреле доля "Билайн" составила 31,2 %, МТС – 28,5 %, "МегаФон" - 26,1 %. На долю остальных операторов приходилось 14,3 %.

В итоге к концу мая 2009 года абонентская база операторов "большой тройки" в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 66,469 млн, что на 792 тыс. больше, чем в предыдущем месяце. Количество абонентов "ВымпелКом" в мае достигло 50,123 млн абонентов (прирост – 145 тыс.), "МегаФона" - 44,608 млн (прирост 562 тыс.).

Рынок России в конце мая 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,1 % (результат без изменений), "ВымпелКом" - 25,7 % (потери 0,2 %), "МегаФон" - 22,9 % (прирост 0,1 %). Доля остальных операторов составила 17,3 % (прирост 0,1 %).

В Петербурге в мае 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 177 тыс. абонентов. Лидером по доле в приросте остаются МТС с 40 %, затем следует Tele2 с 31,1 %. Третье место занимает "МегаФон" с 27 %. На четвертом оказался "Скай Линк" с 1,2 %, обогнавший "ВымпелКом", на чью долю пришлось лишь 0,7 %. Отметим, что МТС и Tele2 уже третий месяц подряд являются лидерами по доле в приросте, однако в апреле третье место было за "ВымпелКомом", тогда как "МегаФон", по данным AC&M Consulting, демонстрировал негативный прирост в Петербурге.

Доли петербургского рынка по итогам мая 2009 года в результате распределились так: "МегаФон" получил 32,3 % (потеря за месяц 0,1 %), МТС – 31,8 % (прирост за месяц 0,1 %), "Билайн" - 19,3 % (потеря 0,3 %), Tele2 – 14,5 % (прирост 0,3 %), "Скай Линк" - 2,1 % (потери 0,1 %).

Что касается маркетинговых инициатив, то в мае наблюдались несколько основных тенденций. Среди них - вывод роуминговых и "дальних" предложений, запуск инициатив, ориентированных на летний сезон, а также коробочные предложения и расширение партнерских взаимоотношений.

Так, "Билайн" в самом начале мая вывел на рынок тарифный план "Международный", основным отличием которого является единая стоимость международных вызовов независимо от страны, куда совершается звонок – дифференцирована стоимость только в соответствии с тем, на мобильный или на фиксированный телефон совершается вызов. МТС запустили услугу "Родные города", при активации которой абоненты получают возможность совершать междугородные звонки на мобильные телефоны абонентов МТС всех регионов России по 1,50 рубля за минуту. Стоимость подключения услуги составляет 30 рублей, а абонентская плата – 1,00 рубль в сутки.

Что касается летних предложений, то "МегаФон Северо-Запад" объявил в начале мая о старте сезонного модификатора "1 Мбайт за 1 рубль", продвигаемого под слоганом "Лето мобильного Интернета".

Среди "коробочных" решений выделим два: решение МТС по цене 990 рублей, включающее телефон Alcatel OT-S210, подключенный к тарифному плану МТС "Супер Ноль", а также предложение сети "Евросеть", в рамках которого предлагается бюджетный телефон LG KP105 с бонусом в виде стартового контракта "Билайн" или "МегаФон" по цене 987 рублей.

Два наиболее ярких партнерства, о которых было официально объявлено в мае текущего года, связаны с МТС. Во-первых, "Мобильные ТелеСистемы" и торговая сеть "Ашан" запустили в семи крупных городах России проект ретейл-MVNO "А-Мобайл", до этого апробированный в Москве. Во-вторых, "Мобильные ТелеСистемы" и "Северо-Западный Телеком" объявили параметры первой совместной инициативы для корпоративных клиентов "Альянс МТС_СЗТ", реализованной в рамках сотрудничества операторов, которое было анонсировано МТС еще в апреле текущего года на VAS-road-show в Петербурге. Согласно условиям проекта абоненты могут получить скидку как на фиксированную, так и на мобильную связь.

Кроме того, о старте новых проектов по сотрудничеству с торговыми сетями объявили сразу два оператора Северной столицы – "Мегафон Северо-Запад" и "Скай Линк Петербург". "МегаФон Северо-Запад" начал сотрудничество с новыми для себя сетями - гипермаркетах Real (Metro) и мегамаркетах бытовой техники MediaMarkt. Особенностью проекта стало то, что для оператора это первое сотрудничество как с торговой сетью, занимающейся продажей бытовой техники, так и с сетью, ориентирующейся преимущественно на корпоративных клиентов. "Скай Линк" заключил договор с сетью гипермаркетов "Окей", причем, здесь речь идет о продаже коробочных решений оператора. Брендированные блистеры с логотипами "Скай Линк" представлены в отделах электроники.

Среди других инициатив месяца – расширением "МегаФон Северо-Запад" линейки предложений, ориентированных на корпоративных клиентов. Так, с начала мая запущена опция "Бизнес группа Люкс", основной особенностью которой является возможность безлимитной голосовой связи между абонентами, обслуживающимися на одном корпоративном счете. Кроме того, параллельно с запуском модификатора стартовала акция по ее продвижению, в рамках которой средние и крупные компании могут получить скидку на абонентскую плату.

Также в мае МТС запустили тарифный план "Много звонков", ориентированный на многоговорящих абонентов. Среди особенностей тарифа – степ-тарификация местного трафика: после трех минут трафика в день стоимость внутрисетевой минуты, например, составит 0,07 рубля. Кроме того, абонентам предоставляется возможность подключения модификатора, в рамках которого остальные местные вызовы будут тарифицироваться как внутрисетевые.


Кодекс для избранных

Вчера Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщила о подписании Кодекса добросовестных практик, призванного урегулировать отношения ритейлеров и поставщиков. Теперь документ ждет одобрения ФАС. Однако, как выяснилось, подписали кодекс лишь члены АКОРТ, но даже среди них есть недовольные содержанием документа. Производители продуктов питания не принимают кодекс и продолжают надеяться на закон о торговле.

Согласно сообщению АКОРТ, вчера члены ассоциации утвердили Кодекс добросовестных практик розничных сетей при взаимодействии с поставщиками продуктов питания. Текст был направлен в ФАС для проверки на соответствие с нормами антимонопольного законодательства. Документ вступит в силу, как только вернется из ведомства, говорится в сообщении ассоциации.

По данным РБК daily, кодекс пока принят только членами АКОРТ, да и то не единогласно. По словам одного из участников переговоров, против утверждения кодекса выступили представители сети Metro Cash & Carry. "Компании подписывали кодекс не по отдельности, а все вместе, как члены ассоциации. Большинством голосов документ был утвержден", - пояснила директор по внешним связям сети Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Одним из инициаторов создания кодекса выступал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Производители и поставщики наравне с сетями при поддержке министерств и ведомств должны были выработать устраивающие все стороны правила работы друг с другом и в начале июня подписать кодекс. Но на данный момент члены РСПП не подписали документ и, по словам председателя комиссии по агропромышленному комлексу РСПП Ивана Оболенцева, ведут "активное участие в работе над законом о торговле".

Поставщики считают, что в кодексе слишком много поблажек сделано сельхозпроизводителям и малому бизнесу. Действительно, в списки социально значимых товаров из 230 наименований входит только отечественная небрендированная продукция. К ней, согласно кодексу, приравнены и private label самих торговых сетей. Напомним, что изначально планировалось включить в данные списки продукцию отечественных и зарубежных компаний, попадающую в определенную товарную категорию, к примеру молоко 1,5% жирности, кефир 1% и т.д. Отсрочка по платежам для этих товаров составляет от 14 до 30 календарных дней, для других поставщиков, согласно кодексу, - до 150 дней. Производители отмечают, что такие сроки и так прописываются в большинстве договоров.

"Помимо всего прочего в кодексе нет достаточной конкретики в формулировках. Непонятно, к примеру, считается ли отечественным производителем отделение иностранной компании, юридически зарегистрированное в России и осуществляющее здесь свою деятельность", - говорит глава ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев. По его мнению, "из кодекса розницы и производителей документ превратился в кодекс сетей, который они заключили между собой".

Понятие "бонус" в кодексе заменено "премией", а дополнительные услуги по продвижению товара, согласно документу, поставщик может приобрести только на добровольной основе, и торговая сеть не в праве их навязывать. Тем не менее ритейлер остается свободен в выборе поставщика и имеет право отказать в сотрудничестве без видимых причин. Таким образом, для компаний - производителей брендированного товара фактически ничего не меняется.


Виртуальные операторы оказались реальными

"Ъ" удалось ознакомиться с перечнем восьми первых обладателей лицензий виртуальных операторов. Развивать MVNO будут компании, подконтрольные члену правления "Стройтрансгаза" Сергею Кошкину, экс-главе федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Валериану Георгу, бывшему заместителю председателя центрального исполкома партии "Единая Россия" Эльдару Янбухтину, а также бизнесмену и основателю группы "Белый орел" Владимиру Жечкову.

Роскомнадзор выдал восемь лицензий виртуальных операторов. Их обладателями стали ООО "Нефтегазтелеком", ООО "Спринт", ЗАО "Радиана", ООО "Народный телеком", ОАО "Дельфин телеком Е.А.", ООО "Наша сеть", "Народный мобильный телефон" и "Мобильные медицинские технологии".

MVNO, mobile virtual network operators - операторы, которые продают услуги мобильной связи под своей торговой маркой, не обладая собственной сетью и используя инфраструктуру операторов мобильной связи. По прогнозу аналитиков, к 2009 году MVNO в мире будут обслуживать более 320 млн абонентов. В европейских странах доля MVNO составляет около 20% сотового рынка.

По данным ЕГРЮЛ, учредителями "Нефтегазтелекома" и "Народного телекома" являются Сергей Кошкин, Николай Крупин и Дмитрий Иванкин. Все трое с 2006 по конец 2007 года занимали руководящие посты в "Сумме Телеком" Зиявудина Магомедова, где развивали различные телеком-направления компании. Сейчас господин Кошкин входит в правление "Стройтрансгаза", контролируемого известным трейдером Геннадием Тимченко. Связаться с господином Кошкиным вчера не удалось, в пресс-службе "Стройтрансгаза" не смогли прокомментировать отношение к виртуальным операторам, но о его проекте MVNO знает менеджер крупной телекоммуникационной компании.

ОАО "Дельфин Телеком ЕА" (торговая марка Dolphin Telecom), согласно информации на его сайте, входит в группу компаний швейцарского телекоммуникационного холдинга Dolphin Telecom AG. Среди учредителей, согласно ЕГРЮЛ, помимо швейцарской компании, указывается Эльдар Янбухтин, Владимир Жечков и Валериан Георг. Господин Янбухтин в свое время занимал должность заместителя председателя центрального исполкома партии "Единая Россия", а до этого работал председателем исполкома Союза правых сил. Второй учредитель компании - Владимир Жечков, бизнесмен и основатель группы "Белый орел", в прошлом бизнес-партнер нынешнего владельца холдинга "Моссельпром" Сергея Лисовского, а третий, Валериан Георг, занимал должность руководителя федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры.

Еще один обладатель лицензии MVNO - компания "Мобильные медицинские технологии". Ее учредителями называют швейцарское "МЕДоктор (Еуроп) С.А.", а также Михаила Хабарова, Валерия Фронтова и Владимира Шульгу. Господин Фронтов ранее работал вице-президентом по обеспечению операторской деятельности "Вымпелкома", он подтвердил, что участвует в проекте. Владимир Шульга является гендиректором еще одного обладателя лицензии виртуального оператора - "Народный мобильный телефон". Господин Шульга говорит, что по обоим его проектам есть договоренность об использовании сети операторов СМАРТС и "Скай Линк".

Единственным учредителем ЗАО "Радиана" является Дмитрий Замковой, который также является гендиректором петербургского оператора ЗАО "Радион" (связаться с его представителями, так же как и с ООО "Спринт", не удалось). По предположению представителя одного из операторов "большой тройки", ООО "Наша сеть", скорее всего, является одноименным небольшим столичным оператором.

На сегодняшний день в России не работают виртуальные операторы. Приказ Минкомсвязи, который позволяет выдавать лицензии MVNO, вступил в силу лишь в конце прошлого года. Но запускать проекты, схожие с классической моделью MVNO, операторы связи и компании начали еще несколько лет назад. Свои MVNO с 2005 года тестировали "Народный мобильный телефон" и "Евросеть", в прошлом году совместный проект запустили МТС и ритейлер "Ашан", теперь аналогичный проект представят "МегаФон" и Carrefour.

Для получения лицензии MVNO в России необходимо предоставить регулятору схему организации сети связи, подписанную оператором, чью инфраструктуру намерен использовать MVNO. Представители крупнейших российских сотовых операторов МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" вчера заявили "Ъ", что на сегодняшний день договоренностей с перечисленными компаниями нет.


ЕС не использует свои таланты

59% высококвалифицированных и опытных специалистов Европы не используют свои профессиональные знания на работе, выяснилось в результате опроса, проведенного ведущим исследовательским консультационным агентством Oxford Intelligence. Опрос проводился в рамках одного большого исследования "Аудит талантов в странах Западной Европы".

Первый крупномасштабный опрос специалистов по восьми самым дефицитным специальностям в 10 ключевых странах показал, что самые квалифицированные европейские профессионалы находятся в Великобритании, затем следуют Франция, Нидерланды, Испания и Германия.

"Компании, которые рассматривают возможности инвестиций в Европу, считают, что основным двигателем для принятия решений по инвестициям является "наличие высококвалифицированных специалистов", а не предоставление субсидий, – заявил Питер Леманен, глава Oxford Intelligence. - И это хорошо, поскольку в Европу, таким образом, будут привлекаться динамично развивающиеся компании".

При этом Леманен предупреждает, что Европа должна найти общий язык со своими квалифицированными специалистами, дабы остаться конкурентоспособной. "В программе заседания ЕС в 2000 г., проходившего в Лиссабоне, было сказано, что одна из главных целей европейских стран - стать самой конкурентоспособной наукоемкой мировой экономикой. Прошло 9 лет, но между словами и делом - огромная пропасть. В среднем, 59% имеющихся в Европе квалифицированных кадров не используют свои таланты в полной мере. Европа не сможет конкурировать с другими странами, если ее таланты остаются в стороне", - отметил он.

Исследование показало, что Европа уже подрастеряла свои таланты в таких ключевых наукоемких отраслях, как ИТ, медико-биологические науки и перспективные технологии. В то время, как этот показатель по Европе в среднем составляет 59%, в некоторых отраслях ситуация еще хуже. В сферах технологии пищевых продуктов, медико-биологических наук и нанотехнологий наблюдается наихудший уровень сохранения специалистов (25-40%), за ними сразу следуют сектор финансовых услуг, технологии защиты окружающей среды и использования возобновляемых источников энергии, а также перспективные технологии.

Использование ключевых квалифицированных специалистов на рабочих местах

Общий кадровый резерв (млн чел.)

% применяющих свои знания на работе в наст. время

Нераскрывшие свои таланты (млн чел.)

Иностранные языки (свободное владение) 44,6 49% 22,3
Перспективные технологии 12,1 50% 6,1
Технологии защиты окружающей среды и использования возобновляемых источников энергии 5,6 40% 3,4
Финансовые услуги 21,3 40% 12,8
Наука о продуктах питания 7,1 30% 5,0
Медико-биологические науки 5,0 39% 3,0
Нанотехнологии 1,3 25% 1,0
Информационные технологии 13,8 57% 5,9
Всего Н/Д 41% Н/Д

"Позитивный взгляд на будущее заключается в том, что Европа имеет мощные кадровые ресурсы и что перспективные решения у нее находятся прямо под носом, - считает Леманен. - Oxford Intelligence планирует в будущем дополнить свое исследование предложениями по определению латентных кадровых ресурсов для создания новых программ для правительства и промышленности по привлечению и использованию таких специалистов. У Европы есть большая возможность разработать низкобюджетные, практические программы по улучшению ситуации с нехваткой талантливых специалистов за короткий период".

Рекомендации от Oxford Intelligence для проведения восстановительных мероприятий включают в себя проекты и исследования демографических факторов, изучение гибкого подхода работодателей к решению проблемы, организацию доставки сотрудников до рабочих мест, гендерное деление и знакомство с последними научными достижениями. "Наш анализ, проведенный на местах, и топография расположения талантов также будут способствовать оказанию помощи предприятиям и целевым государственным регионам, где подобные программы приведут к отличным результатам в будущем", - заключил Леманен.


МТС вышел в интернет

МТС первой из компаний "большой тройки" намерена открыть полноценный интернет-магазин. Компания намерена вложить в проект около 500 тыс. долл. и запустить его осенью этого года. По мнению отраслевых экспертов, МТС использует все возможности, чтобы сохранять темпы набора абонентской базы. С начала года МТС оставалась на втором месте по числу вновь подключенных абонентов, уступая "ВымпелКому", однако в мае МТС вышла на первое место.

Осенью этого года МТС собирается запустить под своим брендом полноценный интернет-магазин, торгующий телефонами, контрактами и аксессуарами (сейчас на сайте МТС можно купить только контракты), рассказал РБК daily источник, знакомый с планами оператора. Инвестиции в проект на первом этапе составят 500 тыс. долл., коммерческий запуск запланирован на осень этого года. Такой проект действительно существует, подтвердила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, однако пока он разрабатывается внутри компании, тендеры по выбору поставщика решения и партнера, который обеспечит поставки товара и логистику, еще не запущены. Запуск бета-версии сайта в Москве произойдет осенью, а тестирование продлится до конца года. На федеральный уровень проект выйдет в 2010 году. В долгосрочной перспективе МТС планирует продавать через Интернет около 3% контрактов.

Президент Leta IT Александр Чачава оценивает стоимость запуска подобного проекта в 100 тыс. долл, без учета рекламы: "Скорее всего это имиджевый проект, своего рода ответ на наличие у "ВымпелКома" "Евросети" с ее интернет-магазином. Оборот такого магазина скорее всего не превысит нескольких десятков тысяч долларов, что почти никак не повлияет на финансовые результаты МТС". Директор по связям с общественностью интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский считает действия МТС логичными: "Сейчас все крупные сети по торговле электроникой активно развивают собственные интернет-магазины. У них есть склады, логистика и персонал во многих крупных городах, так что фактически они тратятся на движок сайта и наем курьеров".

Эксперт ИК "Финам" Алексей Курсов согласен, что МТС будет проще, чем компаниям, открывающим подобные проекты с нуля: "Как правило, основные затраты в таких проектах связаны с логистикой и вложениями в оборотный капитал. МТС имеет возможность сэкономить на логистике за счет того, что у компании уже есть региональная сеть, складские мощности. Конечно, придется инвестировать в продвижение, формирование команды, наем дополнительного персонала и т.д. Однако 500 тыс. долл. оператору может хватить на то, чтобы начать полноценную работу магазина примерно в восьми-десяти крупных городах. Выручка интернет-магазина за первый год работы вполне способна превысить 5 млн долл.".


Кассы закрылись на майские праздники

После апрельского снижения задолженности работодателей в мае отмечен резкий рост этого показателя - за месяц объем невыплаченной зарплаты вырос на 10,8% и, по мнению экономистов, летом будет прирастать на 5% в месяц. Зарплата не выплачена 500 тыс. работников, в целом на 1 июня работодатели России должны своим наемным сотрудникам 2% месячного фонда заработной платы в целом по стране - 8,78 млрд руб.

Долги по зарплате, по данным Росстата, на 1 июня 2009 года увеличились по сравнению с 1 мая 2009 года на 10,8% и достигли рекордного уровня этого года в 8,78 млрд руб. Отчетливый рост задолженности по зарплате наблюдался с начала года: с января до начала апреля 2009 года объем просроченных долгов вырос почти вдвое - с 4,6 млрд до 8,75 млрд руб. Однако по данным на 1 мая 2009 года, задолженность впервые за год снизилась по сравнению с 1 апреля 2009 года на 9,5% и составила 7,9 млрд руб., что дало основание Минздраву и правительству в середине мая предполагать улучшение ситуации.

Вчерашние данные дают основания экономистам говорить, что этот эффект был временным. "Очевидна неустойчивая тенденция снижения задолженности. Финансовое напряжение у предприятий вновь нарастает",- отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По его словам, несмотря на все принимаемые чиновниками меры и строгий контроль соблюдения трудового законодательства, апрельское сокращение задолженности за счет перераспределения средств предприятий в мае бизнес предпочел не повторять. Таким образом, оплачиваются лишь текущие ежемесячные расходы на зарплату теми, кто в состоянии платить, погашения прежних долгов не происходит.

Объем просроченной задолженности по зарплате на 1 июня 2009 года составляет около 2% месячного фонда заработной платы РФ, без зарплаты сейчас остаются 0,5 млн человек, или 2% работников. Из них больше половины - работники обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых, 10% работают в строительстве, 9% - в сельском хозяйстве, 7% - на транспорте. На долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг, приходится 2%.

В Роструде заявляют, что не могут даже предположить, будет продолжаться рост задолженности или нет. "Принимаются все меры, чтобы рост был как можно меньше. Инспекция труда выясняет причины и обстоятельства наличия задолженности. При нашем вмешательстве идет процесс погашения долгов по зарплате, очень активный. Если наших полномочий недостаточно, то работаем с Генпрокуратурой",- заявил "Ъ" глава Роструда Юрий Герций. По его данным, задолженность по зарплате уже меньше данных Росстата на 300 млн руб.- за последние два дня прошло серьезное погашение долгов, их сейчас нет точно на Байкальском ЦБК и у работников предприятий в Пикалево.

В Роструде продолжают настаивать на том, что административное давление, особенно на собственников предприятий, должно дать результат. Впрочем, эксперты полагают, что рост задолженности по зарплатам по крайней мере летом 2009 года просто неизбежен. "Сейчас, когда кризис вошел в вялотекущую стадию, собственникам легко отказываться от обязательств перед работниками, долги по зарплатам будут расти. Опасность роста социального напряжения по-прежнему существует, особенно в моногородах",- говорит руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов. Кроме того, по его словам, несвоевременность платежей связана с тем, что банковская система "работает с определенными сбоями". В ЦМАКП прогнозируют, что в летние месяцы задолженность будет расти на уровне 5% в месяц - то есть теми же темпами, что в среднем с начала года.


Осторожно, двери открываются

Количество проверок предприятий значительно увеличится уже в 2010 году. При замене единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами проверять правильность их уплаты будет не Федеральная налоговая служба (ФНС), а по отдельности три структуры - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сотрудники фондов получат право не только проверять правильность уплаты взносов, но и будут обладать всеми функциями, имеющимися сейчас в распоряжении фискалов: взыскивать недоимки, приостанавливать операции по счетам, арестовывать имущество должников. Эксперты говорят, что рост числа проверок неизбежно приведет к увеличению рентной составляющей: предприниматели будут откупаться от "набега" проверяющих.

Как заявил вчера замминистра финансов Сергей Шаталов, фонды будут проводить самостоятельные проверки, не связанные с проверками налоговой службы. Для этого, по его словам, ПФР придется нанять 7-10 тыс. человек. В ФСС численность персонала увеличена не будет, поскольку контроль за уплатой взносов в ФСС - функция не новая. "И сейчас фонд контролирует уплату предприятиями взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний", - пояснила РБК daily руководитель пресс-службы ФСС Елена Сунюкова.

Сейчас система контроля за уплатой взносов в фонды (внутри ЕСН) крайне неудобна, говорит руководитель департамента налогов и права ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров. Контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов осуществляют налоговики. При этом право взыскания пенсионных взносов принадлежит ПФР, а, например, наложить арест могут уже только судебные приставы. "Таким образом, есть риски повторного взыскания взносов и пени с налогоплательщиков из-за несвоевременной передачи информации между ФНС и ПФР", - предупреждает г-н Кучеров.

Бизнес, естественно, высказывается против увеличения числа проверок. Зампред налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Тихоновский сообщил, что в ближайшее время бюро РСПП письменно выскажет свою позицию по этому вопросу. "Бизнес долго жаловался, что его "кошмарят" налоговики, а теперь на предприятие придет не только налоговый инспектор, но и сотрудники внебюджетных фондов", - возмущается глава комитета "ОПОРА России" по налоговому учету и администрированию Михаил Орлов. В итоге коммерсанты будут уменьшать издержки, сокращая фонд оплаты труда: либо уволят часть работников, либо сократят зарплаты. "Зарплаты в малых предприятиях массово уйдут в тень", - прогнозирует г-н Орлов.

Сейчас число проверок ограничивает Налоговый кодекс (НК), но для внебюджетных фондов ограничений пока нет, отмечают эксперты. О сокращении сотрудников ФНС, администрировавшей ЕСН, пока не объявлялось, а это значит, что применять полномочия по взысканию взносов, скорее всего, будут люди, мало знакомые с НК, опасается ведущий консультант по праву ООО "Финэкспертиза" Дмитрий Ширяев. "Поэтому для предприятий в первое время проверки фондов будут даже опаснее, чем налоговые", - предупреждает г-н Ширяев.

Рентная составляющая, которую бизнесмены будут платить за лояльность при проверке, также возрастет. "Любое увеличение числа проверок приводит к росту коррупции, - говорит РБК daily председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Хотя уже сейчас объем рынка коррупции в России составляет 300 млрд долл. в год".



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное