ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 июня 2009, вторник

О чем думают россияне во время кризиса?

Компания Google опубликовала результаты исследования, посвященного влиянию экономической ситуации на интересы россиян и проводившегося с помощью сервиса Google Insights for Search.

В рамках исследования изучалась динамика запросов пользователей Google в период с марта по май 2009 года по ключевым словам "кризис", "работа", "бизнес" и "интернет".

Согласно полученным данным, мировой экономический кризис продолжает оставаться главным вопросом для миллионов интернет-пользователей. Первые 9 из 10 самых популярных запросов, содержащих слово "кризис", имели непосредственное отношение к экономическому кризису, его влиянию на Россию и прогнозам по его дальнейшему развитию в 2009-м.

В ходе анализа запросов также было выявлено, что пользователи обеспокоены прогнозами нового витка кризиса, обусловленного возможными проблемами с погашением значительных сумм кредитов предприятий и частных лиц банкам. Таким образом, запрос "банковский кризис" стал вторым самым быстрорастущим запросом за указанный период, показав прирост в 80%.

Исследователи отметили, что, несмотря на общий спад экономической активности, российские компании и предприниматели продолжают искать новые стратегии и эффективные способы ведения бизнеса в период сложной экономической ситуации. Количество запросов "бизнес в кризис" выросло на 70%. Интересно, что в число самых быстрорастущих "кризисных" запросов вошли и "анекдоты про кризис", которые выросли на 40%.

Исследование Google по слову кризис

В Google констатировали, что весной запрос "работа на лето" стал самым быстрорастущим, за три весенних месяца он продемонстрировал рост в 5,5 раз (550%). Исследователи считают, что к числу студентов и школьников, которые, как правило, ищут возможность подработки на летние каникулы, могли добавиться и люди, лишившиеся постоянной работы и, соответственно, рассматривающие возможности сезонного или даже разового заработка (запрос "разовая работа" вырос на 130% - 3-е место в списке самых быстрорастущих запросов).

Исследование Google по запросу работа

Также большой энтузиазм у пользователей вызывает возможность найти работу в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Запросы по этой теме заняли 6-е и 8-е места в списке самых быстрорастущих запросов.

Полученные Google Insights for Search данные по характеру и числу запросов, связанных с ведением бизнеса в России, говорят о том, что интерес к созданию собственного дела и уровень предпринимательской активности в нашей стране остаются высокими. Запрос "бизнес в России" вошел в число не только самых популярных, но и самых быстрорастущих.

Исследование Google по запросу бизнес

Самым популярным запросом, содержащим слово "интернет", за три весенних месяца стал "интернет магазин". Вторым самым быстрорастущим запросом со словом "интернет" стал запрос "создать интернет магазин", практически удвоившийся за исследуемый период. Кроме того, динамика запросов показывает, что российские предприниматели действительно заинтересовались интернетом как способом увеличить эффективность своего бизнеса и его прибыльность. Подтверждением тому служат оказавшиеся в числе самых быстрорастущих запросы "интернет реклама" (60-процентный прирост, 4-я позиция) и "интернет маркетинг" (50-процентный рост, 6-е место).

Исследование Google по запросу интернет

Исследователи отметили общее снижение интереса к теме кризиса, что, по их мнению, говорит о том, что шок от резкого ухудшения экономической ситуации уже прошел. Кроме того, был зафиксирован рост оптимизма у потребителей, инвесторов и компаний, хотя это явление и может оказаться временным. Тем не менее, аналитики убеждены, что именно повышение оптимизма поможет в дальнейшем вывести экономику из кризиса.


Для американского рынка высоких технологий худшее позади

Так сильно, как в первом квартале текущего года, финансовые показатели рынка высоких технологий уже не упадут, считает аналитическая компания Forrester Research.

По крайней мере в Соединенных Штатах.

Тем не менее исследовательская фирма ухудшила свои прогнозы на 2009 год: ожидается, что объем рынка США уменьшится в этом году на 5%. В марте Forrester Research предсказывала сокращение на 3%.

Экономический кризис и заметное снижение объемов инвестиций, в частности в высокие технологии, - вот причины упадка. Аналитики считают, что бизнес и правительство слишком серьезно отреагировали на глобальный экономический спад и кредитный кризис, очень резко снижая расходы в течение последних девяти месяцев. По мере того как компании начнут понимать, что рецессия не столь глубока и длительна, расходы на высокие технологии снова возрастут.

"Хорошая новость заключается в том, что все это позади, - говорит аналитик Forrester Research Эндрю Бартельс. - Ужасного-преужасного спада уже не будет".

Исследователи ожидают, что рынок высоких технологий США достигнет дна в третьем квартале и начнет восстанавливаться в четвертом.

Все рыночные ниши пострадали в результате кризиса. Forrester Research считает, что по итогам 2009 года рынок телекоммуникаций сократится на 11%, так как предприятия тратят меньше на сетевое оборудование, мобильные гаджеты и технологии видеоконференций. Рост возобновится в 2010 году, когда, по данным Forrester Research, расходы на связь увеличатся примерно на 7%.

Спрос на компьютерную продукцию тоже, как ожидается, снизится в этом году на 10%, но увеличится почти на 12% в следующем. Несмотря на это, объем рынка в 2010 году будет по-прежнему ниже уровня 2007-го в денежном исчислении, предсказывает Forrester Research.

Аутсорсинг является единственным сектором, который может вырасти в текущем году, да и то всего на 2%.

Показатели глобального рынка высоких технологий еще хуже, чем в США: по итогам 2009 года ожидается падение спроса на 11%. В декабре Forrester Research предсказывала всего 3%. Причина кроется в усилении экономического кризиса во всем мире и колебании валютных курсов (особенно в укреплении доллара).

Напомним, что на днях аналитическая компания Gartner предсказала рост рынка ПК в последней четверти года.


Разъединенные телесистемы

"Альфа-групп" официально сообщила о прекращении переговоров с Telenor по поводу объединения "Вымпелкома" и "Киевстара". Создание совместной компании разрешило бы многолетний конфликт российского и норвежского акционеров, результатом которого может стать принудительная продажа пакета Telenor в "Вымпелкоме". Договориться сторонам не помогло даже то, что российский премьер Владимир Путин в мае призывал объединять усилия компаний России и Норвегии на рынке третьих стран, "а не мешать друг другу".

Переговоры между Altimo (входит в "Альфа-групп", владеет 44% "Вымпелкома" и 43,5% "Киевстара") и Telenor (29,9% и 56,5% соответственно) "уже не ведутся", подтвердил "Ъ" старший вице-президент Altimo Кирилл Бабаев. Он отказался обсуждать детали, но один из менеджеров "Альфа-групп" уточнил, что последний раз вопрос объединения "Вымпелкома" и "Киевстара" стороны обсуждали на встрече в Лондоне в конце мая. По ее итогам Altimo и Telenor уведомили друг друга о прекращении переговоров.

Весной этого года, как утверждали источники, близкие к переговорам, Altimo предложила Telenor объединить "Вымпелком" и "Киевстар" в новую компанию, которая будет контролироваться акционерами на паритетных условиях за исключением 24,3% акций "Вымпелкома", которые обращаются на NYSE (см. "Ъ" от 8 апреля). Совет директоров, как предполагалось тогда, будет формироваться следующим образом: по 40% мест в совете получат Telenor и Altimo, оставшиеся 20% мест достанутся независимым директорам. При этом последние должны были получить право избирать менеджмент.

По словам менеджера "Альфа-групп", последний из обсуждаемых вариантов предполагал, что в объединенной компании у Altimo будет 44%, у Telenor - 37%, а 19% - у миноритариев "Вымпелкома". "Стороны не смогли найти компромисса по вопросам корпоративного управления новой компанией, в частности, кто будет назначать CEO: Altimo выступала за то, чтобы этот вопрос решало собрание акционеров, а Telenor - за то, чтобы это был совет директоров",- рассказал он, добавляя, что Altimo не намерена теперь возобновлять переговоры по собственной инициативе.

Директор по внешним связям Telenor Украина (его представители, по словам источника "Ъ", участвовали в последних встречах с Altimo) Анастасия Гоголева вчера отказалась от комментариев. Директор по внешним связям Telenor Russia Анна Иванова-Галицина заявила, что между ними и "Альфа-групп" "не может быть никаких договоренностей, пока существует дело Farimex Products Inc" (владеет ADR на 0,002% уставного капитала "Вымпелкома"). 2 марта Восьмой арбитражный апелляционный суд в Омске по иску этой компании постановил взыскать с Telenor $1,73 млрд в пользу "Вымпелкома" в качестве компенсации за задержку выхода оператора на украинский рынок. Telenor отказался исполнять это решение добровольно, теперь взыскание пытаются обратить на принадлежащие норвежцам 26,6% акций "Вымпелкома" (этот пакет с середины марта находится под арестом Федеральной службы судебных приставов). Неделю назад судебные приставы заявили, что вынесли постановление о передаче пакета в Росимущество для выставления на торги.

Акционерный конфликт между Altimo и Telenor начался в 2005 года из-за разногласий по вопросу выхода "Вымпелкома" на украинский рынок. С тех пор компании несколько раз обсуждали варианты размена или слияния активов. В начале февраля 2006 года "Вымпелком" направил в Telenor и Altimo предложение приобрести 100% акций "Киевстара" за $5 млрд в обмен на обыкновенные акции "Вымпелкома", а также принятие обязательств украинского оператора по долгам. Норвежцы готовы были продать "Киевстар", но при условии, что сделка будет полностью денежной и состоится только после договора о прекращении партнерства Telenor и Altimo, который позволит тому из экс-партнеров, кто предложит большую цену за акции "Вымпелкома", выкупить долю другого и сделать аналогичное предложение миноритариям. В октябре прошлого года стало известно еще об одной схеме: Altimo отдает Telenor 43,5% акций "Киевстара" в обмен на 12% "Вымпелкома" (это увеличило бы ее долю до контрольной) и 5% самой Telenor.


"Связьинвест" трубит сборку

"Связьинвест" намерен обратиться в правительство с просьбой ввести через пять лет заградительные пошлины для иностранных производителей телекоммуникационного оборудования (сейчас размер пошлин составляет 5-10%). Их повышение приведет к тому, что компании начнут открывать свои производства в России, уверены в холдинге. Как стало известно "Ъ", американская Cisco Systems уже подписала такой меморандум со "Связьинвестом".

О том, что "Связьинвест" намерен обратиться в правительство с предложением ввести инвестиционный режим для западных производителей телекоммуникационного оборудования, стимулирующий открывать производство в России, "Ъ" рассказал независимый директор холдинга Константин Малофеев. По его словам, на вчерашнем совете директоров правлению "Связьинвеста" было дано поручение разработать конкретные механизмы к третьему кварталу. Источник, близкий к "Связьинвесту", добавляет, что на заседании комитета по стратегическому развитию при совете директоров "Связьинвеста" обсуждался вариант введения заградительных пошлин для иностранных производителей через пять лет, чтобы они в течение этого времени были мотивированы строить свое производство в России. Сейчас пошлины на операторское телекоммуникационное оборудование составляют 5-10%.

По данным J-son & Partners, в прошлом году объем российского рынка телекоммуникационного оборудования вырос на 16% и составил 152 млрд рублей. 31% от этой суммы пришелся на оборудование для мобильных сетей. "В этом году мы ожидаем падения объема рынка на 34% - до 114 млрд рублей",- рассказал "Ъ" аналитик J-son & Partners Виталий Солонин. По его словам, сборкой телекоммуникационного оборудования в заметных масштабах в России никто не занимается.

Источник "Ъ" в правительстве утверждает, что заинтересованность в создании производства в России проявила американская Cisco Systems. В частности, в конце июня Москву посетил президент корпорации Джон Чемберс, который подписал со "Связьинвестом" меморандум о намерениях. По словам собеседника "Ъ", в документе прописаны также планы по созданию завода. "О конкретных сроках говорить еще рано",- утверждает источник "Ъ" в "Связьинвесте". Директор пресс-службы российского представительства Cisco Александр Палладин сказал, что "разговоры о строительстве завода ведутся", но от комментариев отказался.

Cisco Systems создана в 1984 году в США. Мировой разработчик сетевых технологий и телекоммуникационного оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы и т. д.). Объем продаж в первом квартале 2009 финансового года достиг $10,3 млрд, чистый доход - $2,2 млрд.

Большинство участников рынка негативно отнеслись к инициативе "Связьинвеста". "Не вижу никакого смысла в подобном стимулировании создания локальной сборки,- категоричен менеджер отдела телекоммуникаций Samsung Андрей Непомнящий.- Это же не товары массового потребления, как телефоны или телевизоры. Создать-то производство можно, но кому это все продавать?". По мнению господина Непомнящего, заградительные пошлины приведут, скорее всего, к повышению цен на телекоммуникационное оборудование. "И к замедлению развития отрасли",- соглашается с ним региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш.

В Samsung отмечают, что инвестиции в создание подобного производства в России обойдутся в десятки миллионов долларов. В частности, в строительство завода по производству телевизоров в Калужской области Samsung вложил более $200 млн.

Глава представительства Nortel в СНГ Сергей Фишкин, напротив, сообщил, что компания рассматривает возможность создания производства в России. "Если пошлины повысят разом, пострадают все игроки телекоммуникационного рынка",- говорит он. По его словам, нужно "дать хотя бы год на проведение оценки экономической целесообразности". Сергей Фишкин отметил, что если стимул будет заключаться только в пошлинах, то вендоры создадут в России отверточную сборку. "Это максимум полгода. Завод строить не надо, достаточно лишь найти партнера и договориться о сборке",- подчеркнул он. По его мнению, если правительство хочет создать в стране высокотехнологичную сборку, подразумевающую передачу в страну патентов, необходимо обеспечить компании заказами. "Без этого передавать технологии сюда никто не будет",- настаивает Сергей Фишкин.


ФТС пошла на обратную связь

Новые правила ввоза мобильных телефонов в Россию, действовавшие всего одну неделю, были отменены: со вчерашнего дня стопроцентный досмотр партий мобильных трубок заменен частичным. Предполагается, что данная мера поможет ускорить процесс растаможивания аппаратов и предотвратит дальнейшие задержки поставок телефонов в Россию. Опыт прошлой недели, скорее всего, заставит таможенников отказаться от идеи стопроцентного контроля мелких грузов, однако, в целом это не помешает ужесточению контроля за импортом, считают эксперты.

Инструкция, ранее разосланная на посты Федеральной таможенной службы (ФТС) и предполагавшая досмотр 100% мобильных телефонов, ввозимых в Россию, отозвана, рассказал РБК daily источник в одном из вендоров. Согласно правилам, принятым вчера, таможенная служба обязана проводить досмотр 50% содержимого каждого пятого самолета с мобильными телефонами, сообщил собеседник РБК daily. В компании Samsung, несколько сотен тысяч аппаратов которой ранее "зависли" в столичных аэропортах, подтвердили информацию о том, что досмотр 100% товара с понедельника прекращен. Однако о введении частичного досмотра представителям вендора ничего неизвестно. "Партии Samsung, которые поступили на посты таможенной службы в понедельник, проверялись по стандартной схеме документарного досмотра, которая использовалась много лет подряд. Проводился досмотр лишь нескольких телефонов из партии, после чего груз отправлялся на склады", - сообщил директор подразделения телекоммуникаций Samsung Дмитрий Кузнецов. Представители компании Nokia, чьи телефоны также "зависли" на границах, вчера воздержались от комментариев, отметив лишь, что новые партии телефонов финского производителя поступят на регистрацию ФТС лишь во вторник. В пресс-службе ФТС вчера отказались комментировать ситуацию.

На прошлой неделе столичные посты ФТС получили инструкцию с новыми правилами досмотра мобильных телефонов. Таможенную службу обязали проводить досмотр каждой коробки с аппаратом и проверять комплектность в соответствии с тем, что заявлено поставщиком или производителем. По данным аналитиков, на домодедовской и шереметьевской таможнях с прошлого воскресенья, когда данная инструкция вступила в силу, "зависло" порядка 1 млн телефонов, в том числе от 400 тыс. до 500 тыс. аппаратов Nokia, от 300 тыс. до 420 тыс. телефонов Samsung, от 60 тыс. до 80 тыс. терминалов Sony Ericsson.

"Скорее всего, после того как таможня поняла невозможность оперативно осуществлять проверку мелких грузов, об их стопроцентной проверке речи больше не пойдет. Но никто не мешает по той же модели, что и телефоны, проверять всю портативную технику - от MP3-плееров до ноутбуков. В конце концов, объемы импорта в Россию сокращаются, а штат проверяющих остается прежним - нужно чем-то занять сотрудников. Однако более интересный сегмент - различная крупная техника. Например, ЖК-телевизоров или кондиционеров в страну ввозится значительно меньше, значит, здесь гораздо проще провести полную проверку", - говорит аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков.

"Отмена стопроцентного досмотра - позитивный знак. Это было сделано вовремя, так что на состоянии рынка недельные задержки поставок, связанные с длительной процедурой досмотра, отразятся мало. Разве что на кошельках производителей, которые все это время вынуждены были оплачивать хранение телефонов на складе", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.


Как создать уникальное ценностное предложение?

В помощь бизнес-руководителям по менеджменту и маркетингу недавно была создана новая программа, предназначенная для того, чтобы добавить отличительные характеристики в свои предложения и преодолеть царящую на рынке суматоху.

От провайдеров, конкурирующих на развитых рынках с весьма однообразными предложениями и возможностями, особенно сильно требуется четкая формулировка уникального ценностного предложения, считают в компании Gartner. Аналитики описали трехступенчатый процесс, который способен помочь провайдерам раскрыть уникальные свойства своего ценностного предложения и дифференцировать те качества, которые присущи только их продукции.

"Большинство ценностных предложений терпят поражение на рынке, потому что главное место в них занимает корпоративное "эго" или характеристики продукции или услуг провайдера, а вовсе не ценность результата деятельности, которую клиент может достичь с помощью данного решения, - говорит Ричард Фоутс, руководитель по исследовательской деятельности в Gartner. - Многие участники рынка конструируют ценностные предложения в стиле эффектных броских фраз или маркетинговых слоганов. Эти попытки не подходят под определение истинного ценностного предложения. Более того, в них упускается возможность сообщить о конкурентоспособной уникальности или превосходстве".

В 2008 году компания Gartner провела опрос, в котором участвовали более 600 покупателей ИТ-продукции, которых попросили определить сильные и слабые стороны маркетинга и продаж среди всех предложенных вариантов.

"Более половины респондентов отметили, что самая слабая сторона или недостаток в усилиях, направленных на продажи и маркетинг ИТ-продукции - это отсутствие определенного ценностного предложения, - заявил Фоутс. - Данные опроса также показали, что, покупатели, в среднем, в 2,5 раза более склонны покупать ту продукцию, вендор которой может эффективно определить ее ценностное предложение".

Даже те вендоры, которые продают инновационные подходы на развивающихся рынках, не освобождаются от задачи создания ценностного предложения.

"В эру подкастов, микроблогов вроде Twitter, социальных сетей наподобие Facebook и MySpace, а также других социальных медиа-средств, беспорядка на рынке становится все больше, что само по себе говорит о необходимости создания ценностного предложения, которое могут заметить в этом "хаосе"", - сказал Фоутс.

В Gartner создали программу, которая сможет расширить представления маркетологов о ценностном предложении и позволит включить ценность, возможности и опыт клиентов (плюс тот, который был получен во время предпродажной фазы) для того, чтобы помочь компаниям разобраться со сложностями современного рынка.

"Довольно часто лучший способ получить более полное представление о концепции - это разбить ее на части, - уверен Фоутс. - Особенно успешно справляются с этой задачей менеджеры по проектам. Они научились деконструировать большие проблемы на более мелкие, которыми легче управлять, перед тем, как интегрировать промежуточные результаты в более крупное конечное решение".

В Gartner директорам по маркетингу рекомендуют применять трехступенчатый процесс для создания определенного уникального ценностного предложения, чтобы помочь своим компаниям преодолеть все экономические невзгоды.

Шаг 1: Проанализируйте ценность с точки зрения цены/исполнения

Даже если вендору не хочется этого делать, это именно то, с чего обычно большинство покупателей начинает процесс покупки. Через какое-то время многие вендоры частенько с удивлением обнаруживают, что функциональность и характеристики продукции, которую они предлагают, уже не могут идти нога в ногу с конкурентами. Последние начинают чаще предлагать более широкие возможности продукции по таким же или даже более низким ценам, дабы привлечь внимание к своей более высокой и отчетливой цели, проделав на пути к созданию ценностного предложения анализ соотношения цены/исполнения в первую очередь.

Шаг 2: Проанализируйте свое бизнес-предложение

Директора по маркетингу должны определить, каким образом их способ ведения бизнеса привносит ценность в общее дело. Например, насколько они конкурентоспособны в отношении предоставления услуг, своего финансового предложения по ведению бизнеса или клиентского опыта? Им следует думать об этом "до и после продаж", чтобы получить более полное представление о том, как увеличить ценность своей продукции.

Шаг 3: Совместите понятия "ценность" и "предложение"

Сопоставьте результаты двух вышеописанных действий вместе. Сложив их и определив результаты ведения дел, а также тот опыт, который клиент может получить только от определенного провайдера, участники рынка смогут приблизиться к созданию уникального ценностного предложения, присущего только им.


Belkin расширяет партнерство с ASBIS Russia

Компания Belkin International, Inc. подписала соглашение с ASBIS Russia, филиалом ASBISс Enterprises PLC, тем самым, расширив свой канал сбыта в Российской Федерации.

По условиям нового соглашения, ASBIS Russia становится авторизованным дистрибьютором всей продукции Belkin, включая удостоенные наград аксессуары и сумки для ноутбуков, а также средства связи для продукции Apple, которые сразу после подписания договора станут доступными для клиентов ASBIS в России.

По словам Эфрэина Монтесиноса, директора по продажам Belkin в России и СНГ, его компания, специализирующаяся в области создания аксессуаров для ПК, стремится сейчас сделать свою продукцию доступной всем российским пользователям ПК, iPod, iPhone и других видов домашней электроники. А союз с ASBIS должен помочь еще больше увеличить доступность продукции Belkin во всех городах и регионах России.

Со своей стороны, Алексей Крутицкий, директор по развитию бизнеса ASBIS Russia, считает, что сотрудничество с Belkin будет полезным как для самого производителя, его компании, так и для конечных пользователей в Российской Федерации.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное