Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Как Витька-диссидент Злых Чекистов оборол



Как Витька-диссидент Злых Чекистов оборол
2016-02-24 18:29
Оригинал взят у dneprovskij в Как Витька-диссидент Злых Чекистов оборол
В позапрошлом своём посте я рассказывал про парнишку-стукача, а заодно и припомнил нескольких фриков эпохи так называемого "неформального движения" рубежа 80-х - 90-х г.г. прошлого века. Что и говорить! - в те годы каких только весёлых персонажей нельзя было встретить! "Гонимые за убеждения" неудачники, а то и просто откровенные психи вылезли тогда отовсюду, наводнили собою всевозможные тогдашние "дискуссионные клубы", толкали речи на митингах... Нет, я вовсе не хочу сказать, будто бы Софья Власьевна была чиста, аки агнец, и содержала в стенах своих "спец-учреждений" исключительно опасных психов, возомнивших себя "борцами с кровавым режимом". Ничего подобного! - проклятая власть мордовала в те годы и тех, кто реально выступал против Совка - и многих из них она, действительно, сама сделала инвалидами, и от этих преступлений ей вовек не отмыться. Но ведь были и другие: были те, кто собственную глупость и бесталанность, неспособность состояться в жизни и в профессии списывал хоть на "козни коммуняк проклятых", хоть на "происки сионо-масонского лобби", хоть на "парагвайцев" каких-нибудь (последнее - вовсе не метафора: помню, жил в те годы в родном городе один совершенно вольтанутый на всю голову учёный, который рассказывал всем желающим, что за ним "охотятся парагвайцы"). Однако же, среди тогдашних "неформалов" был и ещё один тип людей - это те, кто из какого-то спортивного интереса дразнил Софью Власьевну, так сказать, дёргал тигра за усы: а вот интересно, мол, что мне вот за это сделают?... ничего? а за это? - ах, просто пожурили, да и отпустили душу на покаяние? - а мы тогда вот так!...


Несколько дней назад в ЖЖурнале уважаемого votjak я обнаружил публикацию, посвящённую книжке, изданной в 1967 году в Уфе и прославляющей "подвиги" уфимских чекистов. Тут же вспомнил я, что и в моей библиотеке есть подобный артефакт - книжка "Верность долгу", посвящённая "подвигам" уже иркутских чекистов. Книжечка эта, уже сама по себе, заслуживает отдельного разговора - а тут ещё вспомнилась мне одна весёлая, почти приключенческая история, с нею связанная. Хотя, почему - "почти"?  - приключенческая и есть: история о том, как мой тогдашний приятель Витька Подкопаев умудрился подсунуть эту книженцию одному из местных Глав-Чекистов и получить трогательную дарственную надпись, а потом этой самой дарственной надписью запугал, едва ли, не насмерть других гебешников, зашедших к нему на огонёк. Правда, кончилось всё это не очень хорошо: известно ведь, что тот, кто садится за карточную игру с самим диаволом, обычно не выигрывает... Ну, да Витька лишь лёгким испугом тогда отделался. Но - довольно предисловий! Расскажу, как дело было - с Витькиных слов, разумеется.

Для начала, судари вы мои, следует сказать о том, в каком году и в честь какого такого события книжка про отважных иркутских чекистов была написана и издана. А написана она была, в аккурат, к юбилею ихней Кровавой Лубянки: в 1987 году отмечала Контора Глубокого Бурения свой 70-летний юбилей. Известно: 70 лет - это такой возраст, когда уже даже у самого свирепого людоеда и хер не стоит, и зубы все повыпадали былая кровожадность сходит на нет, а ностальгических воспоминаний о днях боевой юности накапливается вагон и маленькая тележка. Вот и наши местные "рыцари без страха и укропа" - туда же: решили, стало быть, вспомнить о днях своей боевой юности, как мы этих котов душили-душили, душили-душили, ДУШИЛИ-ДУШИЛИ... и поведать о них, так сказать, Urbi et Orbi. Сказано - сделано: для реализации честолюбивого замысла был собран круг авторов - не сильно известных читающей публике, зато на все триста процентов надёжных и проверенных товарищей - и работа закипела!



Открываю книжку на той самой странице, где читателям предлагается ознакомиться с её содержанием, читаю фамилии авторов... Ага, вот и знакомые имена попадаются - Анатолий Шастин, Вячеслав Имшенецкий, Леонид Огневский, Юрий Самсонов, Борис Лапин, Станислав Китайский... Имена - знаю. Книг почти не читал, и не думаю, что потерял слишком много: уж что-что, а "литературный продукт", производимый местными "инженерами человеческих душ" у меня, мальчика, выросшего на творчестве сэра Чарльза Диккенса, никогда не вызывал ни капли интереса. Впрочем, вру безбожно! - кое-что читал, конечно же! Например, научно-фантастическую повесть для шкорльников "Стеклянный Корабль", написаную Юрием Самсоновым, как-то начинал читать (этого Юрия Самсонова, по слухам, в самом конце 1980-х свои же "братья по цеху" затравили и довели до петли). И приключенческую повесть бессменного редактора газеты "Иркутская Неделя" товарища Имшенецкого тоже читал! - там, в этой повести, автор рассказывал своим юным читателям про то, как в "роковые-сороковые" местные школьники помогали доблестным чекистам японских шпиёнов в Сибири ловить. И роман товарища Китайского о гражданской войне "Поле Сражения" тоже, было ж дело, принимался читать от скуки... (потом, правда, слышал, будто бы это самое "Поле Сражения" писатель Китайский вовсе и не писал, а вовсе "творчески переработал" записки какого-то старого большевика, да и опубликовал их под своей фамилией - но за достоверность этих слухов не поручусь). А вот про писателя Бориса Лапина тоже где-то краем уха слышал, что он не просто писатель, а писатель-фантаст!... Что ж, может быть, может быть... Если пригласили его писать книжку об отважных чекистах с чистыми руками и горячим сердцем, то стало быть, точно - фантаст.

Вот про других авторов этого сборника - увы, ничего сказать не могу. Кто они? - все эти Г. Белоусов, Г. Гудков, А. Семёнов, С. Верин, В. Лукатин - кто они? начинающие литераторы, которым оказали высокое доверие обрабатывать воспоминания ветеранов НКВД и рассказы тогдашних гебешных оперативников?... Или, может быть, какие-нибудь аспиранты истфака Университета, специализировавшиеся на послеоктябрьской истории Сибири?... Или, может быть, это - скромные "бойцы невидимого фронта" с местной Лубянки, которым не чуждо и писательство - в редкие часы отдыха от борьбы с фарцовщиками и распространителями политических анекдотов?... Чёрт их знает.

Зато, о составителе этого, во всех смыслах, замечательного сборника могу сообщить вам, друзья мои, что он - личность во всех отношениях замечательная! Ибо, составителем этой книжицы был ни кто иной, как сам Первый заместитель Начальника Управления КГБ по Иркутской области, полковник Юрий Александрович Гуртовой. Бывший врач, по заданию Партии сменивший белый халат на васильковые погоны, господин Гуртовой - личность в Иркутске известная: последняя должность, которую занимал этот человек в наших краях, была должность Вице-губернатора при губернаторе Говорине. Ну, а на излёте совецкой власти товарищ Гуртовой, как мы видим, не только с антисовецкими элементами боролся, но ещё и юбилейные сборники для родной Конторы составлял. И не только составлял, но и писал для этих юбилейных сборников очерки и рассказы о нелёгком хлебе иркутских чекистов! - в книжке, о которой мы сегодня говорим, Первый зам. Начальника иркутского управления ГБ опубликовал пару своих рассказов - правда, под псевдонимом.

Ну, а теперь мы от писателей к читателям перейдём. К Витьке Подкопаеву, приятелю моему. Этот самый Витька - он, как раз, из той породы, о которой мы в самом начале говорили - из породы любителей дёргать тигров за усы. Он ещё в школе учился, Витька то есть, когда из совецкого Совка выслали Солженицына - а выслав, стали публично клеймить его, как "литературного власовца" и "перерожденца" на всяких публичных собраниях, начиная от октябрятских дружин и заканчивая стационарами КВД и психушек. Не Витьку клеймить, нет - писателя Солженицына.

На фото: скан из газеты "Водосточно-Сибирская Правда" за 1974 год, с подборкой писем от простых совецких хорьков людей, которые сильно негодуэ на писателя Солженицына (из моей коллекции, понятное дело):


А незадолго до того, как с Солженицыным случилась такая неприятность, Витька Подкопаев нашёл среди валявшихся на даче журналов номер "Роман-Газеты" за какой-то тысяча девятьсот шестьдесят забытый год, в котором был опубликован "Один день Ивана Денисовича". Про то, что писателя Солженицына ругают в газетах и по телевизору за антисоветчину, Витька уже слышал что-то - поэтому, "Один день..." он, конечно же, сразу же прочёл, а номер "Роман-Газеты" на всякий случай привёз с дачи в город и припрятал у себя в комнате. А как только, значит, выслали Солженицына из Совдепии, и как только начались все эти собрания, на которых тогдашний Уралвагонзавод простые совецкие труженики гневно осуждали "очернителя совецколй действительности", принёс Витька на такое собрание в школу давешний журнальчик... Принёс, значит, извлёк на свет Божий - да и говорит:

- Как же это так? Вот, значит, повесть этого Солженицына - "Один день Ивана Денисовича", в нашем совецком журнале опубликованная, и ни разу не антисовецкая, а наоборот - разоблачающая перегибы, допущенные в период культа личности. Я, - говорит Витька охреневшей от ужаса училке, - прочитал эту повесть, и могу сказать вот что...

Сказать Витьке училка ничего не дала - она закричала, чтобы он немедленно! вышел! ВОН!!! ИЗ КЛАССА!!! - и даже злополучный журнал у Витьки не догадалась изъять - со страху, наверное.

Через пару дней Витьку Подкопаева прямо с урока пригласили зайти в кабинет завуча. В кабинете Витьку ждал улыбчивый майор КГБ, который провёл с ним литературоведческий диспут о творчестве литературного власовца, перерожденца, очернителя совецкой действительности и Нобелевского лауреата Солженицына. Диспут закончился тем, что улыбчивый литературовед в штатском попросил у Витьки тот самый номер журнала - насовсем и в подарок. А Витька сказал, что нету, мол, больше того журнала: дескать, он, Витька, ещё позавчера осознал глубину своих заблуждений столь глубоко, что в тот же вечер изорвал злополучный журнал на мелкие клочки и спустил те клочки в унитаз. Витька, конечно же, соврал: никуда он никакие клочки не спускал, и не рвал журнала - он же не дурак, чтобы такие артефакты уничтожать? - но лучащийся дружелюбием майор был тоже не дурак - настолько не дурак, что сразу же сделал вид, что поверил Витьке. И на том они и разошлись.

На фото: тот самый выпуск "Роман-Газеты", которым Витька Подкопаев так потряс свою училку:



Но пугать Софью Власьевну Витьке с тех пор понравилось - и уже закончив школу, сначала солдат-срочник, а потом и студент-химик Подкопаев иногда позволял себе какой-нибудь фокус: то политрука в лужу перед всем коллективом посадит неудобным вопросом, то лектора из общества "Знание". В студенческие годы он, к тому же, насобачился всякие буржуйские радио-голоса слушать, иностранные шмотки у фарцовщиков покупать, и однокурсниц направо и налево развратничать, что также способствовало дальнейшему моральному разложению студента Подкопаева, и его дальнейшему скатыванию в гнилое болото диссидентства и разной прочей антисоветчины.

А потом Витька свой химфак закончил, и осел на должности младшего помощника наблюдателя за мойщиком пробирок в одном из научно-непонятно-что-исследовательских институтов СО АН СССР в иркутском Академгородке. Должность его называлась не иначе, как "лаборант", но единственное, что он, будучи лаборантом, делал в той лаборатории, было разведение предварительно очищенной водой лабораторного спирта - и его дальнейшее употребление вовнутрь в компании старших товарищей. А так как подобное времяпрепровождение очень способствует духовному сближению индивидуумов и неминуемо провоцирует их на ведение откровенных разговоров друг с другом, то Витька стал щедро делиться с коллегами всякой интересной информацией, которую он почерпнул, слушая "Немецкую Волну", "Голос Америки", "ВВС" и прочую "Свободу". А коллеги сидели, слушали, да на ус мотали.

Был на дворе 1987 год - год 70-летнего юбилея Софьи Власьевны и её верных рыцарей-чекистов. По всей стране художники-оформители рисовали аршинные портреты ильичей и мудмундычей, пионеры и октябрята разучивали торжественные речёвки, киностудия имени Александра Довженки на-гора выдавала фильмы о героях-революционерах - и тогдашний юбилейный психоз был, наверное, даже похлеще, чем нынешний олимпийский (правда, до нынешнего же "велико-победного" он, всё же, не дотягивает). В тот славный год и была издана в Иркутске книжечка, над написанием которой трудились члены местной организации Союза Совецких Социалистических Писателей под чутким руководством Первого зама Начальника местного КГБ товарища Гуртового. И надо же такому случиться, что родная мама нашего лирического героя Витьки Подкопаева оказалась не просто коллегой, но даже ещё и приятельницей супруги одного из авторов, а самое главное - составителя юбилейного сборника сказок про отважных чекистов! Поэтому, дорогие друзья, вы нисколечки не удивитесь, узнав, что Витька не только купил в магазине эту книжечку, но и подкатил к маме с просьбой: не уговорит ли она свою приятельницу, чтобы та попросила своего супруга сделать для него, Витьки, короткую дарственную надпись?... короткую - но чтобы было понятно, кому именно и кем именно книжка надписана. И ещё через несколько дней Витька стал обладателем шикарного литературного автографа: "Моему юному другу Виктору Подкопаеву - на добрую память от составителя и одного из авторов" - а дальше шла подпись. Хорошо известная в узких кругах полковничья подпись.

На фото: Юрий Александрович Гуртовой, собственной персоной:


...Мог ли подумать даритель, чем обернётся его автограф на книжке, которую он надписал для своего "юного друга", которого и в глаза-то прежде ни разу не видел? Вряд ли. Скажем даже больше: Витька и сам не думал, что всё так обернётся! - он просто хотел стать обладателем уникального литературного автографа. А вышло всё немнего не так, как думали оба героя этого повествования.

Витька Подкопаев продолжал разводить у себя в лаборатории спирт, употреблять его вовнутрь в компании коллег, и устраивать для них под это дело альтернативные политинформации, состоящие из краткого пересказа того, что там накануне вещали "Радио Ватикана" и "Голос Израиля". Коллеги всё больше и больше дивились тому, что рассказывал им Витька, и несли всё услышанное в ширнармассы. И естественно, через некоторое время настал такой момент, когда к витькиной осведомлённости проявили профессиональный интерес Те, Кому Положено. Проявили, и заявились к парню в гости - просто так, без приглашения, словно старые знакомые...

Вот как вы, дорогие друзья, стали бы вести себя, если бы к вам в гости пришли такие гости? Вы бы, наверное, растерялись, правда?... Вы растерялись бы, и не знали бы, куда таких гостей усаживать, и чем занять их внимание, ведь верно?... А вот Витька Подкопаев сразу понял, как развлечь и удивить неожиданных гостей: он им книжечку про славную историю их конторы показал! и не только показал, но и сказал им, что очень глубоко уважает и высоко ценит профессиональные и литературные таланты своего Старшего Товарища, который - по чистой, конечно же, случайности! - является их, гостей этих, непосредственным начальником! Да что там! - он сейчас позвонит своему Старшему Товарищу, полковнику КГБ Гуртовому - и тот сам расскажет им, своим подчинённым, какие они с Витькой Подкопаевым хорошие друзя! Хотите?...

Почему-то, Витькины гости не захотели. И почему-то очень быстро ушли - а Витьку оставили дома, даже не пригласив с собой (а ведь могли бы!) - видимо, решили не отвлекать его от чтения Полезных Книг. Вот так.

Правда, через пару лет среди тусовки здешних "неформалов", в которой Витька Подкопаев был одной из центральных фигур, стали циркулировать какие-то странные слухи... Слухи эти утверждали, что Витька - и не Витька вовсе, но самый настоящий сексот! И что работает он не на какого-нибудь мелкого гебешного опера, а на самого полковника Гуртового, Первого зама начальника здешней "конторы" - что встречаются они каждую неделю в валютном баре "Интуриста", и что Подкопаев "сливает" своему патрону всё-всё-всё, чем живёт здешняя диссида - а тот поит его специальным кагебешным коньяком "КВ", угощает икрой и балыками, да  за верную службу, значит, каждую неделю дарит книги собственного сочинения. С трогательными дарственными надписями. Вот.

Я не стану утверждать на все сто процентов, будто знаю наверняка, кто тот слух запустил. Но ведь догадаться о том, откуда его ветер принёс, в самом деле, не так уж трудно. Витьку, бедолагу, было, конечно, жаль: кому понравится, что все на тебя косятся и у тебя за спиной шепчутся? - а всё же, осуждать его за то, что сам дал повод для таких слухов, я не могу. Уже, хотя бы, потому, что вряд-ли у кого-то из тех, кто сегодня стучит себя пяткой в грудь, хватит остроумия и наглости так красиво развести зашедших на огонёк "фэйсов".

Или я не прав, и есть такие, у которых духу на такой кульбит хватит?...





О тамплиерах: Воинствующие монахи.
2016-03-03 07:52
Оригинал взят у tvsher в О тамплиерах: Воинствующие монахи.

Каких только чувств не вызывают тамплиеры, что только о них не говорили. Если Вальтер Скотт в «Айвенго» показывает их лицемерными и спесивыми, злоупотребляющими своей властью и богатством, то другие писатели 19 века видят в них злодеев, еретиков, магов и алхимиков. Современные же историки считают их жертвами в политических играх Церкви и государства. Есть категория людей, которая рассматривает тамплиеров как мистиков, хранителями некой тайны. Но никто не отрицал их вклад в развитие западноевропейской культуры 12-13 веков.

Так кем же были в действительности рыцари Христа?

x_9e401df9.jpg

Первое упоминание о тамплиерах мы находим в книге «Historia rerum transmarinarum» («История заморских событий»), написанную архиепископом Вильгельмом Тирским между 1175 и 1185 годами. В книге описывалась жизнь франкского королевства в Палестине. Но печалька в том, что автор сам не присутствовал лично при возникновении ордена и никогда не был в тех местах, о которых писал, а пользовался свидетельствами из вторых и третьих лиц. Также он использовал устные предания и легенды. И всё же его труд является основой для понимания того, что тогда происходило на Востоке и именно на его книге базируются все последующие рассказы о тамплиерах.
Если верить Вильгельму Тирскому, то орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» был основан в 1118 году Гуго Пайенским рыцарем из Шампани и вассалом графа Шампанского. Звучит красиво и вкусно...)) Гуго и восемь его товарищей предложили королю Иерусалима Балдуину I свои услуги по защите паломников от неверных, по надзору над дорогами, ведущими к святым местам и охране Гроба Господня. В течении девяти лет в орден не был принят ни один рыцарь. Члены ордена жили в бедности, на что указывает их печать с изображением двух людей на одной лошади и девиз «Бедность и мелосердие». Тут нужно отметить, что печать появилась век спустя, когда тамплиеры уже не были бедными. А некоторые историки вообще сомневаются в рассказы о бедности рыцарей...

Король с согласия представителя Папы одобрил планы рыцарей и отдал целое крыло своего дворца, расположенного на фундаменте Храма Соломона. Отсюда орден и получил своё название - орден Храма. Недалеко от них проживал королевский капеллан и официальный историк Фульхерий (Фурше) Шартрский, который вёл летопись своего короля.
И вот тут самое любопытное. Летописец не упоминает ни о каком ордене, ни об отдельных рыцарей. Нет ни одной записи тех лет и, кстати, в более поздний период тоже, о деятельности самого ордена. И естественно возникает вопрос: каким образом свои обязанности выполняли всего девять человек?

Но в тоже время слава тамплиеров достигла Европы. В 1128 году или чуть позже Бернар Клеровский, к которому в то время прислушивался весь христианский мир, в своём трактате объявляет тамплиеров олицетворением христианских ценностей.
В том же 1128 году Папа собрал совет в Труа, где в то время находился двор графов Шампанских, сюзеренов Гуго, где тамплиеры были официально признаны членами общества одновременно военного и религиозного. А сам Гуго Пайенский получил звание «великого магистра». Были утверждены устав и правила нового ордена, простые и строгие.

Тамплиеры должны жить в бедности, целомудрии и послушании. Им следовало стричь волосы, но не брить бороду. Пища, одежда и другие аспекты повседневной жизни регулировались в соответствии как с военным укладом, так и монашеским. Устав предусматривал подробную административную иерархию и строго определённый свод законов: от обмундирования и использования ценностей, отданных в распоряжение тамплиеров, до их поведения на поле битвы. Так, например, попав в плен рыцарь не должен просить пощады или предлагать выкуп, но должен биться насмерть. Ему разрешалось отступать лишь в том случае, если число нападающих превышало в три раза.

В 1139 году булла Папы Иннокентия II даровала тамплиерам значительные привилегии. С этого момента орден становится независимым от любой власти: светской и религиозной, благодаря чему эта организация грозила превратится в международную автономную империю, которая не отчитывается ни перед кем, только самой себе. Но об этом речь пойдёт в следующий раз.













В избранное