Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Череповец Череповец-Вологда-Скалино


ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ОТ ЧЕРЕПОВЦА ДО СКАЛИНО В СТОРОНУ МОСКВЫ
Город Череповец до 1949 года (постройки Металлургического завода – теперь «Северсталь») ничем таким историческим не знаменит, но здесь родился поэт российского уровня – Константин Батюшков, художник мирового уровня – Василий Верещагин, и известный всему миру белый генерал Александр Павлович Кутепов. Все остальные – мелочь пузатая.
По пути в Вологду мы переезжаем всего 2-3 приметных мест. Если вы путешествуете на электричке, то вначале следует еще одна череповецкая станция на территории города – Заречье, потом маленькая станция Хемалда, затем дачная Дубрава, где выйдет половина пассажиров, а следом за ней (не пропустите) – неприметный полустанок Старое Шеломово. Вот между них и новым Шеломовым вы увидите слева реку, а справа большой кусок – похожий на водохранилище. Это первое красивое место на этом участке.
Самой большой станции по пути будет поселок Шексна – смотреть на него, в принципе, и нечего, но перед ним еще один крупный железнодорожный мост через широкую реку Шексна. Это второе и самое красивое место на этом участке дороги. Ну, а потом можно уже и не заглядывать в окно – до самой Вологды: две крупные поселковые станции Чебсара и Кипелово, да и еще одна с диким названием – Дикая.
Уже перед самой Вологдой мост через маленькую речушку Тошню, с правой стороны по ходу поезда она делает красивый изгиб – ну, так, стоит обратить внимание.
Вологда. Местные жители считают самым историческим событием города Вологды – это то, что Иван Грозный якобы хотел перенести туда российскую столицу, и то, что на него упал кирпич при постройке местного Софийского Собора. Скажу по секрету, так же претендуют на якобы несостоявшуюся столицу еще больше пятидесяти русских городов, и еще больше деревень, и в каждом таком населенном пункте на царскую голову обязательно падал или все тот же знаменитый кирпич или другой строительный мусор.
Уж даже время основания города Вологды – 1147 год – принято условно, потому что это до сих пор ничем научным не подтверждается, кроме поздних притч-сказок местного святого, который жил там уже гораздо позднее. Скорее всего, город Вологда основан не в 12, а в 14 веке, что и подтверждается археологически. Но жителям города Вологды приятно думать, что их город – ровесник Москвы, и надо сделать им эту приятность, то есть, не мешать и дальше так думать.
В российской истории Вологда не оставила ни одного мало-мальски приметного события, да и не родился здесь никто из действительно великих, а только некоторые временно там проживали и, уезжая, навсегда забывали этот город. В Вологде умер уже впавший в безумие череповецкий поэт Константин Батюшков. В здравом уме он бы туда ни за что не переехал.
Станция Вологда главная стоит на километровом столбике от Москвы 494 км 400 метров.
На 491 км еще одна городская станция Льнокомбинат, потом несколько незначительных станций до первого попавшегося в пути города Грязовца. Уж перед ним можно посмотреть только среднего размера речушку Комелу – 467 км 600 м от Москвы.
Этот небольшой уездный (теперь районный) город Грязовец (448 км от Москвы) знаменит исключительно тем, что ничем вообще не знаменит. Самым историческим городским событием до сих пор считается царское чаепитие. По пути в Вологду свита царствующей особы якобы остановилась на небольшой отдых в уездном городе Грязовце, где в октябре 1824 года российский император Александр I пил чай.
А может быть и не пил, кто знает. Ну, пусть пил – а то одна грязь от названия остается. Все остальные приметные здания в городе Грязовце снесли еще при Советской власти.
Но, как не странно, одним событием город Грязовец все-таки прославился. Здесь до 1917 года было выпущено самое большое количество земских почтовых марок, ни скажу, что дорогих, но довольно красивых.
Станция Бакланка (428 км от Москвы) сохранила развалины церкви, и еще, через эту станцию проходит богом забытая автодорога на Кукобой и город Пошехонье.
Станция Нефедово (413 км 200 м от Москвы) – последняя приметная вологодская станция, на ней есть даже один каменный двухэтажный дом, ну, а действительно последней станцией является платформа 409-й км. Слева по ходу видна деревня (не путайте с одноименно названной станцией) Скалино. В деревне 30 домов, еще дальше к границе Ярославской области (с железной дороги этого не видно) есть еще одна деревня Полянки, где живет всего один человек – Толик Томилин, с которым я, естественно, не знаком. Ну, и последняя деревня
перед границей – Висляково, там живут три семьи.
Но вернемся к железной дороге – точной границы между Вологодской и Ярославской областью, наверно, не существует. Видимо, администрациям этих соседних областей абсолютно безразлично сколько заросших кустов и корявых деревьев попадет или не попадет на их территорию. По мнению железнодорожных ремонтников – это 405 километр, а затем первая ярославская станция с историческим названием Скалино (404 км 300 м от Москвы).
Алексей Виноградов

http://kso.forum24.ru/?0-8

СТАРЫЕ КНИГИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ЧЕРЕПОВЦА И ВОЛОГДЫ, которые можно купить у ведущего этой рассылки (распродажа личной коллекции, только в Москве – по почте книги не высылаются):

*Продам книгу Ф.И.Кадобнов. «Краткий очерк возникновения города Череповца Новгородской губернии и его героический рост за время 50-летней деятельности Городского Головы И.А.Милютина». В приложении поверстное расписание пароходов по реке Шексне. Типография Калужского губернского земства, 1910 год. Обычный формат, мягкие корки, среднее состояние, 74 страницы, тираж не указан, известно 3 экземпляра этого издания, из газетной статьи местного краеведа можно предположить, что в калужской типографии эта книга была
«в 1910 году отпечатано 50 экз. для подарков». Цена - 1260 рублей: gazeta1975@mail.ru

*Продам книгу «Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда» с 12-ю диаграммами и картой. Диссертация доктора медицины Павла Грязнова. С-Петербург, 1880 год, тираж 400 экземпляров, увеличенный форма, в твердых корках, 216 страниц, потом еще страниц 40 приложений, карта Череповецкого уезда очень редкая, первая по уезду, и она более ни разу не переиздавалась. Состояние хорошее. Цена 2060 рублей: gazeta1975@mail.ru

*Продам книгу «Известия Вологодского общества изучения Северного края». Выпуск 1. Вологда, типография П.А.Цветкова, 1914 г. 96 страниц, мягкая обложка, иллюстрации черно-белые, состояние среднее, тираж 200 экз. Цена – 510 рублей: gazeta1975@mail.ru

*Продам книгу «Известия Вологодского общества изучения Северного края». Выпуск 3. Вологда, типография П.А.Цветкова, 1916 год. 139 страниц, мягкая обложка, иллюстрации черно-белые, состояние хорошее, тираж 200 экз. Цена - 960 рублей: gazeta1975@mail.ru

*Продам книгу «Крестьянский скотный двор, его устройство в северном районе маслоделия». К.Х.Риффесталь, Вологда, издание Вологодского губернского земства, 1916 год, типография «Знаменского и Цветова», увеличенный формат, тонкие корки, 30 страниц и 10 фотографий на вклейках, хорошее состояние. Цена 1060 рублей: gazeta1975@mail.ru

*Продам книгу «Руководство по устройству маслоделен в Северном районе». К.Х.Риффесталь, Вологда, издание Вологодского губернского земства, 1909 год, типография «Гудкова-Белякова», увеличенный формат, тонкие корки, 20 страниц, среднее состояние, но отлично сохранившиеся в приложении цветные планы большого формата. Цена 1060 рублей: gazeta1975@mail.ru

В избранное