Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Промежуточное бессмертие Из концепции «вечного возвращения» следует, что каждый из нас бессмертен, ибо повторится в следующем цикле. И ученик Аристотеля Эвдем на лекциях говорил своим слушателям - "Если верить пифагорейцам, что все повторяется многократно, то я некогда снова буду рассуждать перед вами, и вы будете сидеть здесь, и все остальное снова будет таким же". Тождественность циклов означает, что цикл – один и единственен, и каждый из нас в нем – уникален. Но тонкость в том, что можно взглянуть на этот Круг Времени как бы извне, субъектно – и душа человека может странствовать в прошлое, заглядывать в будущее. Привязки к моменту нет, воображение человека выстраивает историю мира от Начала до Конца. Волшебник Алькандр в комедии Пьера Корнеля «Иллюзия» (1636) предлагает проследить жизненный путь любого человека: И если смелы вы, то в иллюзорном виде Я покажу вам то, что слышал он и видел, Что в жизни испытал. И перед вами тут Воскреснет прошлое и существа пройдут, Не отличимые от созданных из плоти. Конечно, общая рамка «вечного возвращения» фокусирует судьбу каждого из нас. Однако субъектность человека не удовлетворяется воскрешением лишь в «следующем» цикле, а требует овладения временем уже в этом. В то же время ясно, что личность человека невозможно воскресить лишь по его геному. А не попробовать ли воскресить человека не просто по геному, а также по духовным его отпечаткам? Более того, нельзя ли ограничиться лишь отпечатками духа и по ним воскресить как тело, так и душу? Ведь в духе, в субъектности человека в «снятом виде» содержится и душа, и тело. Дух человека не умещается в пространственно-временной Вселенной. «Как тесен мир и как обширен мозг!» - восклицал Шиллер. На самом деле сущее не четырехмерно, а по крайней мере 11-мерно, как открыла современная физика. И такое особое сущее, как человек, способный проникнуть мыслью вплоть до 11-го измерения, укоренен, естественно, не в четырех, а во всех 11 сферах сущего. Пятое измерение с благословения Альберта Эйнштейна исследовал еще в 1921 году немецкий математик Теодор Калуза, а затем независимо шведский физик-теоретик Оскар Клейн. Оказалось, в этом измерении – корни света. К пятому и к более высоким измерениям пробиваются уже более столетия импрессионисты, абстракционисты, экспрессионисты и сюрреалисты, его как измерение «феноменов» философски исследовал Эдмунд Гуссерль и затем его ученик Мартин Хайдеггер, а литературно постигали такие классики ХХ века, как Марсель Пруст или Джеймс Джойс. Чем больше измерений «отворяется» в творении искусства, тем более глубокие «струны души» это творение затрагивает. Современные художники, а также музыканты, научились затрагивать «мировую душу» в своей душе. Мы на пороге экспериментального исследования глубинных измерений нашей психики, что открывает перспективы реального воскрешения личности. Личность человека в его глубинном «я» запечатлевается в творчестве, прежде всего в слове. По обороту речи, нюансу мысли, интонации реконструируется «код личности», «код духа». Более низким измерениям соответствуют «код души» и «код тела». Более высокий «код духа» воспринимает низшие «коды» человека и сам воздействует на них. Через «код духа», укорененный в 6-11 измерениях, в принципе можно воссоздать более простые «код души» и «код тела», даже если от них не останется никаких вещественно-земных следов. Если личность человека укоренена в нескольких надпространственно-временных измерениях, то следует держать в уме несколько видов бессмертия. Самый общий – бессмертие «вечного возвращения», когда мы возвращаемся в своем собственном теле, душе и духе. Нас же интересуют виды бессмертий в этом цикле сущего, от нашей кончины в данной жизни до Конца мира и выворачивания его в новое Начало, до самозамыкания Круга Времени. Человек изначально бился над постижением этих «внутрицикловых» видов бессмертия. Выявились по меньшей мере три вида такого бессмертия – через возврат души и духа в уже покинутое (биологически умершее) тело, через переселение души (с неким воспоминанием духа) в новую телесную одежду и через промежуточное воскресение в неких надтрехмерных измерениях. Упрощенно представим двухуровневое существование человека, как в фильме «Матрица». В земном мире мы ведем знакомую всем жизнь, и в то же время дух наш способен иногда прорываться в подлинную нашу «небесную» Родину. Миф о пещере, гениально осмысленный Платоном, приходит здесь на ум. И сразу возникает мысль о двух видах внутрициклового бессмертия – внепещерном и внутрипещерном. С внутрипещерным бессмертием, то есть с воскресением в привычной среде нашего прижизненного обитания, сталкиваются те, душа которых после клинической смерти попадала через туннель в пятое измерение света, а оттуда Светящееся Существо направляло её обратно. Воскресение Лазаря относится к этому виду «бессмертия». Отметим также, что невозможно вернуться в обжитую пещеру посредством восстановления тела по геному, ибо душа через какое-то краткое время после смерти отрывается от тела и поступает в распоряжение высших сил, которые могут направить её или в тело другого живого существа, или держат в состоянии «промежуточного бессмертия». «Код духа» приобретает при таком подходе решающее значение в нашей посмертной судьбе, в том числе или в облагораживании, или в порче кармы. «Код тела» (геном) можно увидеть и видоизменить, а «код души», будучи в плену времени, укоренен в более высоких измерениях сущего и потому почти невидим телесным глазом. А «код духа» вообще не вовлечен в поток текущего времени и потому «вечен». Апостол Павел указывает, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2-ое послание Коринфянам 4:18). Все видимое нами, в том числе психические проявления, проходит подобно тому, как перестает звучать песня, или подобно тому, как увядает цветок. Вечность по своему значению превосходит все временное. Все, переживаемое нами сейчас - будь то страдания во время тяжелой болезни или заключение в тюрьме, - это 'скорбь временная', после которой настанет новое состояние жизни в измерениях сущего, превосходящих привычное телесное четырехмерие (трехмерное пространство и «стрела времени»). Не очень пока понятное нам «вечное» превышает лишения нашей краткой жизни. Апостол Павел начинает 5-ю главу 2-го послания к Коринфянам с таких слов: 'Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный'. Наше тело представляет собой сотворенное Богом чудо, объект удивления и восхищения. Глаза человека, в которых отражается его душа, или изменяющая лицо земли рука- все это неповторимо. Анатомия человека постоянно открывает в нем новые чудеса. И Апостол Павел говорит самое лучшее, что когда- либо было сказано о теле: 'Тело - храм Духа Святого' (1-ое послание Коринфянам 6:19). Вместе с тем это чудо подвержено тлению и распаду. Достаточно крохотной инфекции, чтобы тело стало жертвой неизлечимой болезни, или достаточно попадания осколка снаряда, чтобы прервать его жизнь. Говоря о такой участи человеческого тела, Апостол Павел использует два образа, связанные друг с другом и показывающие временность этого творения. Тело, с одной стороны, хижина, которая скоро распадется, обреченный на разрушение арендуемый дом. С другой стороны, оно - облачение, или одежда, которую однажды мы должны снять. Греческие философы времен Апостола Павла утешали себя мыслью о разрушении тела. Потому что, по их представлению, тело- темница духа, и только смерть открывает дверь этой темницы, и дух выходит на свободу, подобно выпущенной из клетки птице. Но такое утешение обманчиво, поскольку смерть здесь воспринимается вульгарно-материалистично, как некое просто околевание. Да и само тело не темница. Обладая им, мы можем творить и трудиться. Вульгарно-понимаемая смерть лишает нас статуса сотворца. А слова Апостола Павла возвышают нас в смерти, открывают перспективу приближения к Богу. Ибо мы в смерти не просто лишаемся привычного тела, а обретаем новое тело, более глубокую, хотя и невидимую земными очами, телесность. Оказывается, Бог уже приготовил нам жилище, в которое мы облечемся, оденемся после разрушения нашей хижины. Новое жилище состоит не из земного, временного материала, а представляет собой совершенно иную телесность, о которой мы имеем очень туманное представление. Это новое истинное тело впервые ощутили Ученики Христа, встретив Его воскресшим из мертвых. От встречи с Ним на три дня лишился зрения гонитель христиан Савл. Став очевидцем чуда воскресения Господа, Апостол Иоанн восклицал: 'Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам' (1-ое послание Иоанна 1:2). Он прекрасно осознавал, что все, увиденное им до сих пор, не было истинной, вечной жизнью. Лишь теперь ему стало ясно, что она из себя представляет! О том, насколько новое тело отличается от нашего настоящего, возвещает Иисус Христос в Евангелии от Луки (20:35-36): «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых не женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». То есть после смерти в «жизни вечной» также прекращается размножение людей. Поэтому исчезает половое различие и все, что связано с размножением. Начинается жизнь, подобная ангельской. Вместе с тем важно подчеркнуть, что мы не обретаем эти «нетелесные» новые тела в «жизни вечной» сразу после смерти. Они будут даны нам после кончины данного телесного мира, когда великий Суд подведет окончательный итог мировой истории и когда смерти не будет уже. Ибо сначала 'Всем нам должно явиться пред судилище Христово' (2-ое послание Коринфянам 5:10). Но между нашей смертью и кончиной мира, после которой мы получим новые тела от Бога, будет некоторый промежуток времени. Что же произойдет тогда с нами? Что происходит с теми, кто до нас был отозван от земли? Иными словами: что ожидает нас сразу после смерти? В уме надо держать исходную для наших суждений концепцию «вечного возвращения». Конец нашего мира – это та «особая точка», после которой начинается Начало нашего же мира, Царство Божие, в котором некоторые из нас (праведные, правоверные) становятся Сынами Божьими и обретают ангельскую жизнь в ангельском теле. С недавнего по астрономическим меркам Грехопадения наших Прародителей началась эра смерти и нас, смертных. Души смертных претерпевают свой путь в земной юдоли, облачаясь в тленные тела и меняя их во времена от Грехопадения до Суда. Путь этот надо пройти так, чтобы на Божьем Суде обрести жизнь вечную, а не геенну огненную. Апостол Павел страстно ожидал кончину мира. Ему было больно осознавать, что он не доживет до этого решающего момента и ему, как земному человеку, тоже предстоит дожидаться его в других земных телах, подвергаясь соблазнам и риску греха. Поэтому он произносит (2-ое послание Коринфянам, Глава 5): 2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. 4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. 5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -- 7 ибо мы ходим верою, а не видением, -- 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Апостол Павел не дожил до Конца мира, он еще был очевидцем смерти многих верующих, тоже не ставших свидетелями кончины мира. Да и другие Апостолы умерли до того момента. Что же ожидает нас после смерти, если мы не станем очевидцами кончины мира? И что будет с нами, когда настанет кончина мира? Переселение душ, метаморфозы сущего от Грехопадения до Суда – вот terra incognita, пока непознанная нами область нашей «загробной жизни». В каком состоянии сейчас находятся умершие наши родные и близкие и что будет с нами после нашей смерти в данной жизни? Что произойдет с нами между нашей смертью и кончиной мира? В Откровении Апостола Иоанна преимущественно говорится о кончине мира. Все предшествующее ей представляет собой преддверие, промежуток времени, в течение которого "поезд жизни" движется по темному, слабо освещенному тоннелю. Лишь только после того, когда тоннель останется позади, будет ясно и светло. На многие вопросы, связанные с промежуточным состоянием - между смертью человека и кончиной мира, когда он получит бессмертное тело - Библия дает вполне четкие ответы. Прежде всего, она сообщает, что состояние, в котором мы окажемся после смерти, - вполне сознательное. Некоторые считают, что после смерти человек пребывает в глубоком сне: его сознание не работает, и он не замечает, как протекает время. Это отнюдь не так. Ведь наша душа после смерти данного тела продолжает пребывать в более высоких измерениях. Только здесь две ипостаси – или превалируют измерения духа, или измерения души. Промежуточное состояние – не только в просторах высших измерений или на других планетах, а на земле, в продолжении данного времени. Апостол Павел хотел бы 'совлечься' (по-гречески 'быть раздетым'), находиться 'вне тела', но тогда как прожить промежуточное состояние от смерти до Конца? Апостол Иоанн свидетельствует - 'И когда Он /Агнец/ снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число' (Откровение 6:10-11). Как видим, находящиеся в промежуточном состоянии мученики после своей телесной смерти до момента воскресения страдают совершенно сознательно, и продолжают мучиться, и испытывают убийство своих тел, пока не наберется «критическая масса» убиенных правоверных. Так что промежуток времени после их мученической смерти до предстоящего их прославления может длиться долго. И они молятся Богу о сокращении этого промежутка. Отсюда ясно, что в промежуточном состоянии ВРЕМЯ и СОЗНАНИЕ существуют. Земное существование перевоплотившихся следует отличать от существования образов и привидений умерших людей, в том числе наших родных и близких, которые являются нам во сне или в привидениях не в каком-то новом теле, теле нового своего существования (в котором они не помнят или помнят смутно прежние существования), а такими, какими были до своей смерти. Известный немецкий богослов Курт Кох сообщает такой случай: "Однажды утром господин Шауер трудился в своем рабочем кабинете. Вдруг открылась дверь, и вошел бывший его однополчанин. Шауер поприветствовал его, но поскольку у вошедшего было очень бледное лицо, господину Шауеру стало не по себе. Он вспомнил о том, что его товарищ погиб в бою 22 года тому назад. Вошедший начал говорить: "Ты виновен в том, что я теперь нахожусь в месте мучений. Почему ты не предостерег меня? Но чтобы с моей женой не случилось подобное - прошу тебя: найди ее и скажи, чтобы она покаялась и обратилась к Богу, иначе она тоже будет там, где и я". Сказав это, пришелец исчез. После такого видения Шауер пошел к пастору. Тот посоветовал выполнить просьбу умершего. Жена умершего была очень взволнована таким необычным явлением своего мужа. В ней произошла глубокая перемена, и она стала усердно служить Богу. Но вернемся к Новому Завету. Он называет пространство, в котором протекает промежуточное состояние, еврейским словом "ХАДЕС" (Гадес, Аид), что значит мир мертвых. Было бы неправильным переводить это слово как ад. Согласно еврейскому представлению, которому здесь следует Новый Завет, уже в промежуточном состоянии происходит разделение участи умерших. В Гадесе (хадесе), или мире мертвых, два места. Одно - небо, рай, место мира и богообщения, также называемое "лоном Авраамовым", а другое - геенна, где в безутешном состоянии умершие ожидают окончательный приговор. Вспомним притчу о богаче и Лазаре (Евангелие от Луки 16:19-31): «19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Из притчи, в частности, следует, что в царстве мертвых – два отделения для умерших, лоно Авраамово и геенна, причем из ада можно видеть «вдали» «Авраама и Лазаря на лоне его», то есть осознавать разделение между «их» праведным и «своим» неправедным. Земная юдоль и Царство Небесное тоже разделены, но окончательно, а в промежуточном состоянии еще можно исправиться, покаяться. Только каждый должен выбирать путь по своей воле, а не под внешним внушением. Надо слушать голос внутри себя, а голоса Лазаря не послушает все равно тот, кто внутренне выбрал соблазны мира сего. Подтверждение – на Голгофе мира сего, на котором сораспяты с Иисусом Христом двое злодеев: «39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Очевидно, Иисус Христос имел в виду не рай как Царство Божье, которое наступает после Конца в новом Начале нашего мира и длится до Грехопадения Прародителей и описан в заключительной Главе 21 Откровения Святого Иоанна (Апокалипсис), а часть хадеса - мира умерших, куда попадают после своей смерти обретшие спасение люди. Это же имел в виду Апостол Павел, писавший в Послании к Филиппийцам (Глава 1): «21 Ибо для меня жизнь -- Христос, и смерть -- приобретение. 22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. 23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас. 25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии». Апостол Павел считал, что уже до воскресения, до получения одеяния славы, будет с Иисусом Христом. И пророк Мухаммед во время знаменитого ночного путешествия в Иерусалим тоже встречался с Иисусом Христом не только в более высоких измерениях, но и на земле - в удаленной мечети Святого Града. Так что принимаемое нами различие между промежуточным состоянием, продолжающимся до дня Последнего Суда, и Царствием Божьим (Небесным) «после» него, - соответствует Священному Писанию.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||