Фактически все популярные Интернет-проекты
на Западе представляют собой конгломерат интегрированных самостоятельных
компонент, каждая из которых администрируется и эксплуатируется сторонней
компанией. Разделение труда, при котором каждый занимается своим делом,
логически оправдано и наиболее ярко проявляется в деятельности так называемых
сервис провайдеров или ASP. Бум ASP, начавшийся буквально несколько месяцев
тому назад, завершился, и провайдеры приложений ломают головы над тем,
как им выжить в суровых реалиях новой экономики.
Напомню, что провайдер прикладных услуг
(Application Service Provider - ASP) или, более определенно и развернуто,
провайдер услуг доступа к приложениям - это внешняя по отношению к потребителю
компания, предоставляющая последнему на своей технологической площадке
в аренду необходимый набор соответствующих программных приложений. ASP
размещают на своей территории серверы и сетевое оборудование, устанавливают
прикладное программное обеспечение, а также программные средства мониторинга
и управления, и предоставляют своим заказчикам доступ к этим средствам
с помощью выделенных сетей или Интернет, как правило, за повременную оплату.
Рынку услуг ASP пророчили большое и
светлое будущее. Особенно в Англии и Германии, которые занимают лидирующие
позиции в Евросоюзе по числу устройств, имеющих доступ в Сеть. Так, по
оценкам аналитиков IDC, объем ASP-рынка к концу 2004 года должен был увеличиться
в Великобритании на порядок и составить почти 500 млн. фунтов стерлингов.
И даже в Латинской Америке, по их прогнозам, рынок "проката" приложений
вырастет с $131 млн. в 2000 г. до $418 млн. в 2004 г.
На расцветающий в недалеком прошлом
рынок ASP, где уже "хорошо сидели" корпорации Lotus Development и Microsoft,
пытались пробиться и другие известные имена. Так, компания Novell заявила
осенью прошлого года об "ASP-стратегии", фокусирующей бизнес на услугах
по размещению сетевых служб. Ранее Novell позиционировала NetWare-6 как
"самую надежную и защищенную платформу для хостинга интернет-сервисов".
Карл Ледбеттер, главный технолог компании говорил: "Мы движемся к модели
продаж, основанной на степени использования продуктов на уровне ASP и ниже.
Мы будем все сильнее опираться на эти модели".
Услуги ASP включают хостинг Web-сайтов
и почтовых служб, эксплуатацию сложных систем управления предприятием и
планирование его деятельности (ERP-системы), предоставление в аренду виртуальных
торговых площадок, предоставление доступа к каталогам Интернет-продавцов,
поддержку электронного обмена данными, предоставление защищенного доступа
к корпоративным данным и т.д. С разнообразием типов ASP, начиная от Enterprise
ASPs (Провайдеры решений по эксплуатации систем масштаба предприятий) до
Business process outsourcers (BPOs) (Провайдеры по эксплуатации и обслуживанию
законченных бизнес-процессов) можно познакомиться на cтраницах журнала
"Открытые системы".
Скорость изменений потребностей бизнеса
может быть значительно выше скорости внедрения программных систем, предугадать
конечную стоимость внедрения которой и оценить риски этого внедрения, практически
невозможно. Поэтому модель ASP освобождает потребителя от больших финансовых
и временных затрат, связанных с эксплуатацией и развитием необходимых приложений
и сопутствующей технологией. Компании, таким образом, нет необходимости
держать штат дорогих квалифицированных специалистов, занимающихся обслуживанием
таких приложений; не нужно ей и ломать голову, как использовать устаревшее
оборудование. Ей выгоднее сосредоточиться на своем бизнесе, а недостающий
сервис арендовать.
Однако не стоит забывать, что любое
лекарство обладает побочным действием.
Здесь и частичная потеря контроля
над приложениями, и возможные сбои с увеличением трафика. ASP - новое юридическое
лицо, взаимоотношения с которым необходимо строить и регулировать, а это
не так просто, как кажется на первый взгляд.
Как оценить степень конфиденциальности
и безопасности передаваемых ASP данных? Обеспечит ли ASP необходимую производительность
сдаваемых в аренду приложений и не будет ли она деградировать с ростом
объемов работ или заказов? Имеет ли ASP штат высококвалифицированных специалистов,
необходимых для решения Ваших задач и обеспечения должного уровня сервиса
и насколько легко эти специалисты могут настроить непосредственно под ваши
нужды необходимый комплект приложений и обеспечить их беспроблемное совместное
функционирование? И, наконец, обладает ли ASP достаточной финансовой стабильностью
для выполнения долгосрочных контрактов?
Главный недостаток использования ASP-модели
связан с увеличением вероятности несанкционированного доступа к корпоративной
информации. Другие факторы, которые весьма ощутимо мешают новой технологии
утвердиться на рынке, - опасения ИТ-отделов остаться не у дел, потерять
влияние. Но самый серьезный удар бизнесу сервис-провайдеров нанес все еще
продолжающийся кризис НАСДАК. Аналитики даже заговорили о том, что ASP-системы
уже отжили свое время.
В этой суровой рыночной экономике 60%
из 480 ASP-компаний, по данным Gartner Group, через год прекратят свою
работу. Среди последних жертв можно назвать закрывшуюся компанию Enabled
Markets, которая занималась календарным планированием и отслеживанием товаров,
а предприятие Hosteu - один из 12 партнеров Microsoft по Exchange 2000
- было приобретено своим собственным конкурентом 7 Global и тем самым спасено
от банкротства.
Один из важнейших рынков сбыта для
ASP - dotcom-компании - постепенно исчезают. И последствия таких изменений
нельзя недооценивать. Например, сервис-провайдер Corio из 9-ти подписанных
контрактов расторгнул 7, поскольку они были заключены с dotcom-компаниями,
которые уже обанкротились.
Итак, само право на существование ASP-систем
поставлено под сомнение. Представители этого ранее столь процветающего
сегмента рынка решили сделать акцент на консалтинге. Однако на практике
оказалось, что консалтинговые услуги, которые должны были предоставляться
единожды и в самом начале работы, превратились в постоянный процесс, и
ASP-компаниям приходилось постоянно изменять и переделывать уже готовые
пакеты программ предприятия. Таким образом, сервис провайдеры могут стать
еще одним источником дохода для компаний-производителей программного обеспечения,
компьютеров и услуг. Выжившим ASP-компаниям, вероятно, придется заниматься
не хостингом, своим основным делом, а переориентироваться на консалтинг.
В качестве примера компании, которой пришлось вернуться в основной поток
индустрии ИТ-услуг, где хостинг приложений является лишь составной частью
консалтинговых операций, можно назвать FutureLink.
Но не все так плохо для есть ASP. Аналитики
отмечают рост числа ASP и хостинговых компаний, которые заключают сделки
с операторами онлайновых торговых площадок. В частности, недавно был подписан
контракт между крупной автомобильной торговой площадкой Covisint и ASP-компанией
NexPrise.