1000 и 1 тренинговая игра. Золотой фонд тренера. Тренинговый Формат 2, 2009-07-02 16:35
Тренинговый Формат: Мыслительные Эксперименты.
Мыслительные эксперименты являются независимым видом интеллектуальной деятельности, способствующие развитию самоосознанности студентов. Некоторые из мыслительных экспериментов включают в себя направляемые фантазии, в которых участники визуализируют новые паттерны поведения или ведут диалог с собственным альтер-эго. В сочетании с саморефлексией идеи и эмоции, сгенерированные в этих играх, обеспечивают ценные инсайты.
ПОТЕРИ: Образец мыслительного эксперимента
Вы – один из 15 менеджеров, отобранных для тренинга по управлению изменениями. Тренер проводит направленную визуализацию – вид деятельности, предполагающий работу с личностной информацией. Это вас слегка беспокоит. Но тренер успокаивает вас, объяснив, что взаимодействия между участниками не будет, никто никого не будет заставлять делиться друг с другой своими чувствами и мыслями.
Тренер просит каждого участника взять лист бумаги и разорвать его на восемь частей. Она просит вас написать имена двух людей, с которыми вам нравится работать, по одному имени на отдельном кусочке бумаги. Вы пишете имена двух ваших менеджеров, Екатерины и Дины.
Далее, следуя указаниям тренера, вы пишете по два пункта на отдельных кусочках бумаги:
∙ Рабочие обязанности, которые вам нравится выполнять больше всего;
∙ Личностные компетенции, которые вы привнесли в работу;
∙ Оборудование, которым вам нравится пользоваться.
Тренер начинает рассказывать историю. Ваша компания наняла высокооплачиваемого консультанта по реинжинирингу бизнес-процессов. В результате выполнения рекомендованных им изменений вы потеряли два из ваших любимых предпочтений. В целях имитации этого процесса тренер просит вас убрать два кусочка бумаги, которыми вы готовы пожертвовать ради сохранения производительности.
После некоторой внутренней борьбы вы пожертвовали вашим компьютером и еженедельными совещаниями. Вы откладываете эти кусочки бумаги в сторону.
Тренер продолжает историю. Через 3 недели консультант добавляет еще несколько рекомендаций. В результате вам надо пожертвовать еще 2 пунктами.
Как вы и предполагали, в следующем фрагменте истории вам пришлось пожертвовать еще двумя пунктами.
Во время третьего раунда тренер слегка меняет процедуру. Она объясняет, что в результате усилившейся конкуренции ваша компания запустила агрессивную кампанию по сокращению издержек. Ваши полномочия по принятию решений существенно уменьшились. Тренер просит повернуться к соседу и наугад убрать один из двух оставшихся у него пунктов.
Теперь у вас остался лишь один пункт – «креативное решение проблем», важная компетенция, которую вы привнесли с собой в работу.
Тренер просит каждого посмотреть на свой оставшийся пункт и насладиться им в последний раз.Затем она говорит: «Скомкайте этот кусочек бумаги и бросьте его на пол. Вас сокращают, ваше отделение переводят в другой город».
После перерыва тренер говорит о непредвиденных личных потерях, которые всегда сопровождают крупные изменения в больших организациях.
Преимущества
Как учебная стратегия, мыслительные эксперименты имеют несколько преимуществ:
∙ Цели более высокого уровня. Мыслительные эксперименты позволяют участникам достигать целей внутриличностного порядка через развитие самоосознанности. Это могут быть даже цели духовного порядка.
∙ Любое количество игроков. В ситуации коучинга вы можете проводить мыслительный эксперимент и с одним участником. Бывает и другая крайность: вы можете вести этот вид деятельности и с большой группой участников, и тогда они будут работать параллельно, не взаимодействуя друг с другом (как в вышеописанном примере).
∙ Любое время и место. Большинство мыслительных экспериментов не требуют специальных материалов или оборудования. Требуется лишь мышление в заданной структуре ситуации.
∙ Проверенные техники. Этот вид деятельности получил эмпирическую поддержку различных психологических школ. Например, бихевиоральные терапевты доказали эффективность мысленной ролевой игры. Психологи, исследовавшие креативность, многократно продемонстрировали позитивный эффект визуализации. Ограничения
∙ Крайний скептицизм. Большинство менеджеров отрицают этот тип деятельности, т.к. он требует мышления нового типа. Реагируя на более ранний опыт участия в эксцентричных видах деятельности, проводимых тренерами с повышенным энтузиазмом, участники могут усомниться в том, что вы собираетесь сделать.
∙ Крайнее легковерие. Так же дисфункциональным может быть и бездумное принятие результатов мыслительного эксперимента как вердикта о личной слабости или силе наивными участниками.
∙ Давление участников друг на друга. Важным условием успеха мыслительного эксперимента является сохранение приватности. Даже если вы не поощряете ненужное обсуждение личностной информации между участниками, некоторые спонтанные само-открытия перед другими могут оказать на группу ненужное давление.
Типы мыслительных экспериментов
Все мыслительные эксперименты объединяют следующие две характеристики:
∙ Структура. От вас требуется свободная визуализация и воображаемые идеи. Однако все эти задания выполняются по четко организованной структуре.
∙ Концентрация на личности. Этот вид деятельности охраняет приватность и безопасность личности, позволяя ей мыслить и испытывать чувства без надобности делиться ими с другими людьми.
Разные типы мыслительных экспериментов различаются по двум ключевым аспектам: как даются инструкции и какие типы реакции требуются.
Инструкции участникам могут даваться в следующей форме:
∙ Письменные инструкции могут быть представлены в форме вопросника или рабочего листа. В этом подходе внешний фасилитатор не нужен, а участнику обеспечивается полная свобода и приватность. Однако это может закончиться преднамеренным или случайным забеганием вперед. Письменные инструкции также будут бесполезны, если участника попросить закрыть глаза и визуализировать воображаемые события.
∙ Аудиозаписи особенно полезны с упражнениями на визуализацию. Полезно иметь профессиональную запись, но иногда я просил участников самим наговорить себе инструкции, пользуясь сценарием.
∙ Фасилитаторы могут дать инструкции по сценарию. Преимуществом такого подхода является гибкость в последовательности и темпе. Недостатком является сам факт присутствия авторитетного аутсайдера. В мыслительных экспериментах можно запрашивать реакцию в следующих режимах:
∙ Мышление. В некоторых мыслительных экспериментах участникам предлагается представить себе, визуализировать, фантазировать, вспоминать, анализировать, оценивать и даже проживать заново – и это все в голове. Эта чистая форма мыслительного эксперимента может проводиться в любой обстановке. (Я часто использую этот тип на середине скучных совещаний, сохраняя зрительный контакт со спикером.)
∙ Письмо. В некоторых мыслительных экспериментах участники записывают свои идеи, инсайты и планы действий. Преимуществом этого подхода является постоянная фиксация результатов. Недостаток – вмешательство в мыслительный процесс.
∙ Рисунки. В некоторых мыслительных экспериментах участники рисуют (и интерпретируют) свои идеи и инсайты. Этот подход может быть эффективно использован с людьми с ограниченными языковыми возможностями. Однако в нем необходимы дополнительные материалы – чем и на чем рисовать.
∙ Говорение. В некоторых мыслительных экспериментах участники могут проговаривать вслух свои мысли и чувства. Иногда я предлагаю участникам записать свои мысли на диктофон и прослушать запись позже. Я много раз говорил так сам с собой в переполненных аэропортах, не привлекая внимания окружающих. Нужно просто держать диктофон около уха, имитируя мобильный телефон. А в ситуации коучинга, когда доверие уже построено. Вы можете предложить вашему подопечному поразмышлять вслух, задавая
ему направляющие вопросы.
∙ Компьютеры могут предоставлять простейшие инструкции и принимать введенные с клавиатуры ответы. Вы, может быть, читали о компьютерных программах, которые успешно использовались в целях получения простейшего терапевтического эффекта. В этих программах используется искусственный интеллект для ведения «безоценочного» разговора с людьми. С внедрением технологий распознания голоса недалеко то время, когда участники действительно смогут разговаривать с компьютером.