1000 и 1 тренинговая игра. Золотой фонд тренера. Фасилитация глазами зарубежных ГУРУ. 5, 2009-07-19 15:04
Дорогой Тренер!
Мастерская Тренерских Технологий Ольги Кабалик и Александра Молярука снова рада приветствовать Вас!
Коллега!
Наш сегодняшний выпуск посвящен ФАСИЛИТАЦИИ:
1) Статья Гэри Раша "Принятие Фасилитации".
2) Статья доктора Тияги "Фасилитативное
обучение"
Я заметил, что раздел статьи Фасилитация самый мало посещаемый раздел нашего сайта и это неудивительно - большинство тренингов для тренеров посвящены научению тренеров навыкам эффективной презентации информации... печально... однако есть "бешенные" тренеры, типичные представители (наша мастерская) которых смело заявляют: "тренер-презентатор = лектор, фасилитатор = супер тренер"! Итак, поехали: 1. Принятие фасилитации.
Когда я 16 лет назад начал свою карьеру фасилитатора, очень сложно было привести организации к пониманию полезности использования фасилитаторов в совещаниях и встречах. Сейчас ситуация несколько улучшилась, но по-прежнему нет-нет, да и прозвучит вопрос: «Что мне сделать, чтобы в моей компании приняли фасилитацию?» Во-первых, есть улучшения.
Ситуация с принятием фасилитации улучшилась по двум основным причинам:
∙ Фасилитаторы стали больше процессными
консультантами, и это добавляет им ценности.
∙ Организационная культура в Северной Америке и Северной Европе изменилась от иерархичной к горизонтальной, основанной на консенсусе.
Эти два фактора сильно способствовали принятию фасилитации. Однако даже несмотря на это, принятие далеко не гарантировано во всех случаях. Некоторые проблемы.
Основная проблема в том, что это все еще новое явление – и совершенно другое. Другое может означать хорошее, но не все
согласятся с этим с самого начала.
Сопротивление возникает, потому что:
∙ Менеджеры могут чувствовать, что они теряют контроль. Это особенно верно для проектных менеджеров (они и сопротивляются больше всех). Фасилитатор воспринимается как претендующий на руководство проектом (да иногда так оно и есть!).
∙ Фасилитаторы часто продают концепцию сессии, а не всего процесса. По этой же логике программисты могли бы осуществлять
продажу своим пользователям программирования на языках JAVA или C++. Они не то продают.
∙ Время. Слово говорит само за себя. В условиях перегрузки и конкуренции, как вы умудритесь оторвать ключевых людей на сессию в 1, 2 или даже 3 дня?
∙ Я по-прежнему временами слышу старый комментарий: «Верблюд – это лошадь, модифицированная комитетом». Некоторые по-прежнему думают, что лучшие идеи могут генерироваться отдельными людьми, а не группами.
А теперь
- предложения Никаких серебряных пуль. Продолжение читайте тут: 2. Фасилитативное обучение
Несколько лет я разрабатывал тренинговые игры, имитации и другие виды деятельности, использовал их и обучал им других тренеров. И я открыл для себя, что типичная программа подготовки тренеров не позволяет развить компетенции, необходимые для ведения тренинга. И тогда я начал вести программу
«Разучение тренеров» в противовес «Обучению тренеров», целью которой было замещение презентационных навыков фасилитационными.
В данной статье исследуются базовые понятия фасилитативного обучения.
Что такое фасилитация?
Словарь определяет фасилитацию как действие по облегчению. Роджер Шварц в своей книге «Искусный фасилитатор» (издание 2007 года) определяет фасилитацию более конкретно:
Групповая фасилитация– это процесс, в котором участвует человек, выбранный и принимаемый группой, нейтральный по своей сути, не имеющий власти принятия решений, но который диагностирует и предпринимает необходимые шаги, чтобы помочь группе идентифицировать и решить проблемы и принять решения, и таким образом повысить ее эффективность.
Используя различные методы, от простого мозгового штурма до компьютерных протоколов по решению проблем, фасилитаторы помогают группам планировать проекты и стратегии, собирать
и обсуждать информацию, интерпретировать и анализировать данные, делать обзоры и оценивать продукты, разрабатывать и корректировать политики, делать реинжиниринг бизнес-процессов, управлять кризисом, разрешать конфликты, расставлять приоритеты и принимать решения.
Что такое Фасилитативное Обучение?
Несмотря на то, что многие тренеры называют себя фасилитаторами, специалисты спорят, что тренеры не могут брать на себя эту роль, т.к. у них есть заранее поставленные цели для
участников. Также идут дебаты о том, может ли фасилитация быть частью тренинга или у нее какой-то другой способ использования. Я предпочитаю оставаться в стороне от этих бесполезных споров и, ради прояснения предмета исследования в данной статье, предлагаю следующее определение:
Фасилитативное обучение – это процесс, в котором человек помогает группе выбрать, модифицировать или принять ряд учебных задач и приобрести новые навыки, знания и отношения, связанные с этими
задачами. Фасилитатор поддерживает коллективный поиск через использование действий, поощряющих взаимодействие участников друг с другом и с разнообразными источниками информации.
P.S.: Кстати, а Вы почему не
участвуете в акции по привлечению новых подписчиков? Наверное модель дебрифинга, она же коучинговая техника стоимостью 7 $, Вас не привлекает как подарок, и даже снабженная подробнейшим примером из опыта применения модели ORID участниками наших очных мастер-классов?
Ну и зря, потому что уже 4 наших подписчика (все женского
пола) получили свой подарок! Друг, ну неужели у Вас нет 2-х знакомых тренеров, которым может быть данная рассылка интересна и полезна? Если есть, пусть они подпишутся на данную расылку по Вашей рекомендации (конечно сначала на нее должны подписаться Вы сами), а Вы пришлете мне их e-mail, чтобы я смог проверить и выслать Вам Ваш подарок! Участвуйте обязательно!
Мастерская Тренерских Технологий "Обучайте играючи,
учитесь играя!" http://www.metodmaster.ru/