AIN - all about hi-tech
14/03/02
http://ain.com.ua
**
ТЕМА ДНЯ
Лицензировать нельзя помиловать
Где поставить запятую в этой фразе, с точки зрения деятельности компаний, предоставляющих
услуги по доступу в интернет?
http://ain.com.ua/communication/2002/03/14/1021.html
Начнем, пожалуй, рассказ о лицензировании с самого начала, а то большая часть
разговоров на эту тему сводится к разговорам ни о чем. Очень мало конкретных
фактов как по условиям, так и по формату того, что требуется лицензировать.
Но кое-что всё же есть. В своем Указе от 6 декабря 2001 года (1193/2001) Президент
Украины поручил Кабинету министров в двухмесячный срок «подготовить законопроект
о внесении изменений в законодательство, предусмотрев в нем лицензирование деятельности
провайдеров на территории Украины по предоставлению доступа к сети Интернет».
На рассмотрение профильного Комитета Верховной Рады Украины по строительству,
транспорту и связи такого законопроекта пока не поступило. Об этом свидетельствует
список законопроектов, которые находятся на рассмотрении этого комитета ВР.
Зато на рассмотрении комитета находится два законопроекта «О телекоммуникациях»
(один подан Правительством в конце 2000 года, второй подготовлен народными депутатами
и подан на рассмотрение в середине 2001 года). Неудачная попытка рассмотреть
эти два документа в первом чтении состоялась в начале 2002 года. Самое интересное,
что они оба предусматривают лицензирование «в сфере телекоммуникационных услуг»
и услуг передачи данных.
К счастью, оба законопроекта вызвали жесткую критику и были отправленны на доработку,
но то, что тема лицензирования украинских ISP (интернет-сервис-провайдеров) далека
от жанра фантастики - факт. Происходит реальное движение к тому, что такое лицензирование
рано или поздно будет введено. Пусть пока Указы Президента и не выполняются,
но когда-то это время должно закончиться.
Теперь мы закончим говорить о лицензировании, поскольку какими-либо документами
с описанием возможных условий этого процесса или же какими-то специальными законопроектами
мы не располагаем. Может быть они и готовятся где-то в недрах Кабмина, но, по-видимому,
еще не готовы.
Об этом же говорил и председатель правления Ассоциации участников рынка интернет
в Украине Константин Синявский. В конце февраля 2002 года на открытии Недели
цифровых технологий прозвучало заявления премьер-министра Украины Анатолия Кинаха
о том, что Правительство «уже практически заканчивает работу над подготовкой
законодательных инициатив, которые регулируют деятельность интернет-провайдеров.
При этом, хочу подчеркнуть, что в основе этой работы - создание максимально содействующих
условий для доступа к сети интернет и большего создания условий для прозрачной
и равноправной конкуренции. Мы планируем внести этот проект в Верховную Раду
в первой половине марта, и будем рассматривать его как неотложный законопроект,
который должен дать нам возможность не только повысить интеллект граждан за счет
доступа к мировым информационным системам, но и стать толчком для решения проблем,
которые касаются формирования Украины как технологического государства». Однако
на обращения уполномоченных представителей АУРИУ в украинское правительство с
просьбой ознакомиться с существующими законодательным инициативами по этому поводу
не поступило какого-либо определенного ответа, что по мнению г-на Синявского
свидетельствует о том, что пока этих документов просто нет.
Но, тем не менее, отсутствие документов и невыполнение поручений и указов, как
уже говорилось, не означает, что движения по этому направлению не происходит
вообще. Да, оно, может быть, кем-то тормозится, но генеральная линия задана и
процесс идет.
Правда, есть и сомнения о том, та ли выбрана «генеральная линия» в случае с интернет-провайдерами,
особенно если учитывать, что ранее президентом Украины провозглашался курс на
либерализацию рынка. Заместитель председателя правления Интернет-ассоциации Украины
Валерий Пекар многократно заявлял о том, что «провайдеров пугают лицензированием
уже очень давно, но курс на либерализацию экономики, провозглашенный президентом
Украины, однозначно предполагает не расширение, а сокращение количества видов
предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию.
Во всяком случае, в процессе принятия решения и выработки условий лицензирования
обязательно должны принимать участие объединения участников рынка. В частности,
Интернет Ассоциация Украины к такому диалогу готова. Но на сегодняшний день,
насколько я знаю, отраслевые бизнес-ассоциации никто не пока к этому диалогу
не приглашал,» - заявил г-н Пекар.
Это, наверное, самая «оптимистическая оценка» происходящего, не особо привязанная
к теме самого лицензирования. Есть и мнение экс-председателя правления ИнАУ Алексея
Бурсука, высказанное в эксклюзивном интервью АИН перед 3-м съездом ИнАУ в начале
декабря 2001 года (т.е. сразу после подписания Кучмой Указа 1193): «Я не за лицензирование
и не против. Я за конкретную лицензию в зависимости от того, что в ней написано
и сколько она стоит. Я всегда всем дискуссию порчу на тему абстрактного лицензирования.
Это бессмысленно обсуждать, абстрактного лицензирования не существует. Лицензирование
решает какие-то совершенно конкретные задачи.
Например, в США вы размещаете информацию о себе, что вы - Интернет-провайдер.
Задача там чисто пиаровская - вы объявляете себя интернет-сервис-провайдером.
Лицензирование по-украински совершенно другое. Мы с ним (с Шевчуком - бывшим
председателем Госкомсвязи) поговорили про лицензирование ip-телефонии. Потом
спускается проект, по которому это лицензирование стоит 150 тыс. долларов. Какая
задача у такого лицензирования? Убить рынок».
Как верно отметил г-н Бурсук, надо определить свое отношение к какой-то конкретной
лицензии, а рассуждать о том, что может дать, а что забрать какое-то абстрактное
лицензирование - занятие для людей, которым делать нечего. С другой стороны,
вполне нормально, что определенная часть людей все же пытается жить не только
сегодняшним днем, но и думать о будущем и при этом как-то на формирование этого
будущего влиять. Кто-то уже сейчас готов положительно воспринимать грядущее,
но пока еще очень виртуальное лицензирование, кто-то наоборот - активно выступает
против. И как показывает практика, мнения эти расходятся приблизительно 50 на
50.
Это показывает и результат рейтингового голосования по формулировке резолюции
по поводу возможного лицензирования на 4-ых общих сборах Ассоциации участников
рынка интернет, которые прошли в Одессе с 5 по 7 марта 2001 года. Всего было
7 формулировок, и участники голосования могли оставить несколько формулировок,
которые на их взгляд соответствуют их принципам и взглядам по вопросу лицензирования.
Если несколько систематизировать результаты, то картина такова - 15 голосов за
жесткую формулировку «считать введение лицензирования услуг интернет нецелесообразным»
в 2-х различных вариациях. Всего 10 голосов набрало одно предложение «поддержать
инициативу Президента Украины о введении лицензирования интернет-услуг в Украине».
И наибольшее количество голосов - 54 у 3-х вариантов «отложить или признать введение
лицензирования нецелесообразным до выработки соответствующих условий».
В итоге победила формулировка, предложенная Сергеем Чешихиным (Общество пользователей
интернет, Симферополь): «Поскольку в настоящий момент в отрасли предоставления
услуг интернета отсутствует нормативно-правовая база ее регулирующая, АУРИУ выходит
с предложением к Президенту и Верховной Раде Украины отложить введение лицензирования
деятельности по предоставлению услуг интернет и создать рабочую комиссию по разработке
лицензионных условий, правил и нормативной базы, в которую включить представителей
АУРИУ».
Т.е. как бы ни да, ни нет, а давайте подумаем над тем, что и как лицензировать.
Кто-то может воспринимать такую позицию как соглашательскую, но все же видится
определенное разделение мнений поровну. Практически каждый может представить
себе угрозу от возможного внешнего ограничения в виде вероятного лицензирования,
которое неизбежно приведет к усилению контроля со стороны государства над этим
видом деятельности. Можно даже долго философствовать и дискутировать на тему
необходимости вообще какого-либо государственного контроля, но гораздо полезнее
сейчас все-таки услышать аргументы «за» лицензирование, которые сейчас активно
продвигаются, и попытаться в предметной дискуссии аргументами «против» доказать
обратное.
Автором проекта резолюции 4-ых общих сборов АУРИУ о том, что «АУРИУ поддерживает
инициативу Президента Украины о введении лицензирования интернет-услуг в Украине.
И примет активное участие в рабочих органах по выработке лицензионных условий»,
является руководитель компании Global Ukraine Юрий Корж.
По его словам, «компании, которые работают на рынке давно, в 1994-1995 году получали
лицензии в Министерстве связи на предоставление услуг передачи данных. После
того как Верховная Рада приняла дополнение и поправку к Закону «О лицензировании»
и этот закон вступил в силу 1 апреля 1998 года, лицензирование данного вида деятельности
было отменено.
Де-факто последствий от отмены лицензирования никаких не было. Единственное:
мы сдавали с 1995 по 1998 год отчеты о том, какое количество абонентов обслуживается,
какие каналы подключения в интернет имеются и на каком оборудовании работаем.
Отсутствие лицензирования не стало следствием того развития, которое мы наблюдали
впоследствии на рынке предоставления услуг доступа к интернету. Так может говорить
только человек, который мало представляет, из чего на самом деле сделан рынок.
Идет нормальное увеличение количества пользователей и развитие интернет. В первую
очередь это развитие обеспечило появление и развитие веб-технологий и интерфейсов.
Они стали на порядок больше и лучше и, соответственно необходимая квалификация
пользователя этих технологий постоянно понижались.
Второй фактор развития заключается в том, что в украинский интернет пришли деньги,
инвестиции. По моим оценкам, за последние два года общий объем инвестиций (с
учетом реинвестиций) составил до $100 млн.
Я считаю, что отсутствие или наличие лицензирования на это развитие не повлияло.
Мои аргумента «за» лицензирование.
Аргумент первый. В 1998 году интернет-провайдеры утратили статус оператора связи.
Порядка 10% всех провайдеров базируется на базе телефонных операторов. Остальные
провайдеры на сегодняшний день не являются операторами связи. Статус оператора
связи позволяет интернет-провайдеру на равных участвовать во взаимодействиях
с Укртелекомом и другими операторами связи. С этим статусом интернет-провайдеры
получат все права и обязанности, которые имеют и остальные операторы связи.
Аргумент второй касается пользователей. Все считают деньги и все платят налоги.
Если они оплачивают услуги оператору связи, то они относят эти расходы на себестоимость
своего предприятия. На сегодняшний день относить услуги по доступу в интернет
на себестоимость нельзя.
продолжение http://ain.com.ua/communication/2002/03/14/1021.html
**
В случае, если Вас заинтересовал какой-то конкретный материал, но Вы не имеете
возможности наблюдать его через http, мы вышлем Вам этот материал отдельно по
Вашему запросу на адрес ain@brams.com