При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет, деньги и коммерция" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
AIN - all about hi-tech 20/03/02 http://ain.com.ua ** ВНИМАНИЕ! Анонсированный в истории "ДоменUAда продолжается" (http://ain.com.ua/web/2002/03/19/1025.html) круглый стол "Администрирование домена .UA", провести, который планировалось 20 марта, перенесен на более позднее время без указания конкретной даты. ** http://ain.com.ua/politeconomia/2002/03/20/1026.html ТЕМА ДНЯ ФЭП поднимет политпланку UAnet? Акции российских политтехнологов могут оказать негативное влияние и в Украине более активными темпами продолжится процесс по урегулированию правового статуса информации в интернете 15 марта российские политтехнологи «обрадовали» украинскую сетевую, политически-активную общественность новым интернет-проектом «Выборы в Украине. Международный контроль», который, по мнению создателей, должен «исключить возможность манипулирования социологическими данными в ходе последних недель избирательной кампании в Украине». Проект предполагает публиковать данные по электоральным предпочтениям украинских избирателей, которые будут получены в результате социологических опросов фондом "Общественное мнение". В ходе работы проекта новые данные опросов, проводимых фондом "Общественное мнение", будут публиковаться еженедельно. Создатели проекта не скрывают, что в Украине публикация социологических данных в СМИ запрещена за две недели до выборов. Но, как говорится в официальном пресс-релизе по поводу открытия проекта, дайджест "Выборы в Украине" не зарегистрирован в качестве СМИ и, кроме того, является российским проектом. Таким образом, ФЭП отрабатывает в Украине все те старые технологии, которые уже были апробированы в Рунете. В ФЭПовской методичке под названием «Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика» данная технология называется «Легитимизация информации с использованием неоднозначности статуса сетевой публикации». Кратко поясняется, что по этой схеме на сайтах, незарегистрированных в качестве СМИ, публикуются материалы, опубликовать которые иным образом принципиально невозможно. Примеры реализации этой технологии в России: агитационные материалы на сайтах политических партий и персональных сайтах политиков, как правило, остаются доступными и в день выборов; 19 декабря 1999 года на сайте «Выборы в России» публиковались результаты exit polls в режиме реального времени, аналогично - 26 марта 2000 года на сайте «ВВП.Ru». Если следовать этой методичке, то публикация данных социологических опросов на ukr.ru - это еще цветочки. Ягодки будут в день выборов, когда, видимо, следует ожидать и публикацию результатов exit polls. В сравнении с социологическими опросами, exit polls может быть еще более «страшным оружием». Этот продукт представляет собой данные опросов избирателей на избирательных участках после того как они проголосовали. Такие опросы, как правило, позволяют практически в режиме онлайн давать оценочные прогнозы по поводу победы той или иной политической силы. Представляете, как классно - пойти голосовать часам к 12, а перед этим полезть в интернет и посмотреть какой же там расклад, чтобы голос «зря не пропал», т.е. голосовать не по убеждениям, а «за компанию». В связи с тем, что те же данные социологических опросов показывают, что процент избирателей еще не определившихся в своих предпочтениях достаточно высок (около 20%), то можно ожидать, что часть из них вообще на выборы не пойдет, а часть пойдет, повинуясь стадному инстинкту. При такой ситуации данные exit polls, опубликованные во время выборов являются весьма эффективным орудием влияния на предпочтения избирателей. Данные социологических опоросов также можно расценивать как оружие «массового поражения». Социологические страсти вокруг выборов разгорелись в Украине задолго до 15 марта, когда был не только открыт сайт ukr.ru, но еще и согласно Закону Украины о выборах, за 15 дней до голосования было запрещено публиковать в СМИ данные о рейтингах субъектов избирательной кампании. Но мы не собираемся вдаваться в суть этих тонкостей с политическим запахом. Для интересующихся можем предложить пару ссылок на публикации в Украинской Правде, которые представляют весьма радикальную оценку ситуации под интригующими названиями: Вот они, проститутки! и Социология для идиотов. Можно лишь отметить, что в теме о законности публикации политических предвыборных социследовниях далеко не все так просто и однозначно. Так, например, в интервью интернет-газете ForUm Александр Вишняк (Ukrainian Sociology Service) 14 марта заявил: «Прежде всего, я хочу сказать вот о чем. В законе о выборах написано, что опрос волеизъявления избирателей запрещается проводить в день выборов до окончания голосования. Это понятно. И никто, конечно, этого делать не будет. А еще в законе записано - СМИ запрещается предавать огласке результаты опроса общественного мнения. Так вот - опроса общественного мнения вообще не существует. Общественное мнение опросить нельзя, потому что никто не знает, где оно живет. Опрашивать можно избирателей. А общественное мнение можно только исследовать. Но рейтинги не являются ни общественным мнением, ни индивидуальным мнением. И что люди думают о партиях - на цензурном языке передать сложно. А рейтинги - это данные о намерениях голосовать за кого-то. Это совсем другое. И я лично буду предавать огласке данные опросов. О прогнозах, кстати, в законе вообще ничего не сказано. И пусть ЦИК придирается. Но сначала пусть разберется в элементарных вещах. Потому что рейтинги не являются ни опросами общественного мнения, ни исследованиями общественного мнения. Рейтинги не являются даже суммой индивидуальных мыслей. Они вообще не являются мнением. И если социологи прекратят с завтрашнего дня предавать огласке данные своих опросов, это значит, что они глупцы. Или не социологи. Дело в том, что некоторые социологические центры выдают опрос населения за опрос общественного мнения. Казалось бы, что это сугубо терминологическая проблема. Однако это совсем не так. Потому что общественное мнение - это священная корова демократии. А то, что выясняется во время опроса, не является общественным мнением. А подмена понятий приводит и к подмене политических заключений. Настоящие социологи это прекрасно понимают. Этого не понимают те, кто просто бегает с анкетами. Поэтому я не считаю, что завтра - последний день предания огласке социологических опросов. И я на этом буду настаивать. Нужно было написать - нельзя предавать огласке данные о намерениях людей голосовать за кого-то. Тогда бы это было запрещением. А записано о каком-то опросе общественного мнения, чем я лично, например, вообще не занимаюсь. И к электоральной социологии подобные исследования никакого отношения не имеют. А вообще - даже если бы мы провели опрос в преддверие выборов, то и эти бы данные отличались от результатов выборов. Однако социологи должны прогнозировать и поведение тех, кто не определился. Однако никто этого не делает». Но нам не слишком интересно и важно рассматривать тонкости и нюансы вопросов, связанных с самими исследованиями. Гораздо ближе и нужнее попытаться оценить каким же образом интернет-акции, которые проводятся ФЭПом (да и не только им) могут повлиять на отношение украинских властей и политического бомонда к интернету. Уже есть опыт России и, хотя здесь есть отличие в том, что ФЭП на нынешних украинских выборах проводит удаленные действия, прикрываясь на этот раз не только «неоднозначностью статуса сетевой публикации», но и межгосударственными границами, все-таки сложно рассчитывать на такие же последствия, как и в отработанном российском сценарии. Тем не менее, российская история видится весьма полезной в попытке оценить возможные последствия. Вот некоторые выдержки из новостийных сообщений на Ленте.Ру (часть которой, кстати, принадлежит тому же ФЭПу) времен 1999 - 2000 годов: «16 декабря 1999 года начал работу сервер "Выборы в России", новый проект Фонда эффективной политики. В рамках проекта планируется оперативно публиковать свежую информацию о ходе выборов, а также хронику нарушений действующего избирательного законодательства, прогнозы и комментарии. Авторы проекта позиционируют его как "машину превентивного контроля", которая призвана противодействовать "машине фальсификаций" результатов выборов, отслеживая все возможные нарушения, без которых не обходятся ни одни выборы в России. Согласно действующему в РФ выборному законодательству, публикация результатов голосования до окончания выборов во всех регионах страны запрещена. Однако Интернет-проекты, не имеющие статуса СМИ, российским выборным законодательством не регулируются. И, безусловно, не могут подпадать под действие каких-либо российских законов информационные ресурсы, расположенные за пределами юрисдикции РФ. Проект "Выборы в России" физически расположен на американском сервере и имеет доменное имя в зоне .com. На сайте проекта 19 декабря с 5.00 до 19.00 по московскому времени будут оперативно публиковаться последние данные о голосовании граждан России из разных регионов (т.н. exit polls). Методика получения этих данных сводится к следующему: на выходе из избирательных участков интервьюеры будут опрашивать граждан о том, за кого те голосовали. Опросы проводят региональные социологические службы, список которых будет объявлен в момент публикации данных. Авторы проекта рассчитывают посредством публикации данных, полученных в результате этих exit polls, проконтролировать результаты выборов в Государственную думу. На сайте в режиме реального времени будут публиковаться сообщения обо всех нарушениях, происходящих на избирательных участках страны. Кроме того, на сайте будут размещаться комментарии экспертов, политиков, политологов к предварительным результатам голосования и их прогнозы относительно результата выборов». «Как сообщает СМИ.Ru, 27 января в Фонд эффективной политики была доставлена повестка из 60-го отделения милиции города Москвы, в которой руководителю ФЭП Глебу Павловскому было предложено явиться в милицию "по вопросу передачи в "Интернет" 19.12.1999". Напомним, что 19 декабря на сайте "Выборы в России" по адресу www.elections99.com (а затем, после того как этот адрес сделали недоступным - по адресам www.fep.ru и www.elections.ru) представители ФЭП публиковали данные опросов о выборах. За три дня до этого публикация результатов опросов в СМИ была запрещена по "Закону о выборах". Позже глава ЦИК Александр Вешняков во время обсуждения процедуры выборов особо указал на то, что ФЭП нарушил закон, публикуя данные опросов в Интернете. Однако Глеб Павловский, комментируя эту ситуацию, заявил, что Интернет не является СМИ, и потому запрет на публикацию результатов опросов не распространяется на сайты ФЭП. Но ЦИК на этом не успокоился. Хотя до сих пор в России нет закона, определяющего все сайты Интернета как "средства массовой информации", глава Центризбиркома уже неоднократно заявлял, что во время президентских выборов Сеть будет рассматриваться как СМИ - то есть владельцев сайтов при обнаружении какого-либо нарушения будут наказывать так же, как руководителей СМИ. Правда, в последнем заявлении на эту тему во вторник Вешняков все-таки уточнил, что рассматривать Интернет как СМИ "в чистом виде" нельзя, для этого нет достаточных правовых оснований, однако "по ряду позиций" законодательство дает ЦИК право подходить к Сети как к средству массовой информации. Вероятно, вызов Павловского в милицию означает, что его тоже решили наказать, на всякий случай: ведь иначе потом кто-нибудь может обвинить ЦИК в непоследовательности. Такие странные "ходы в прошлое" у ЦИКа уже случались. Достаточно вспомнить историю с Жириновским, партию которого сначала отказались регистрировать, а затем вдруг зарегистрировали после того, как другая партия добилась отмены аналогичного отказа. Но к тому времени Жириновский создал другое объединение - "Блок Жириновского", так что "обратный ход" ЦИКа привел к удивительному казусу: появилось две партии Жириновского, и по списку одной из них Жириновский был зарегистрирован как честный лидер, а по списку другой он оказался нарушителем и зарегистрирован не был. СМИ.Ru также сообщает, что повестку "по вопросу передачи в Интернете" с приглашением в органы Павловскому принесли позднее указанного для явки срока». продолжение http://ain.com.ua/politeconomia/2002/03/20/1026.html ** В случае, если Вас заинтересовал какой-то конкретный материал, но Вы не имеете возможности наблюдать его через http, мы вышлем Вам этот материал отдельно по Вашему запросу на адрес ain@brams.com
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||