Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости кино-теле-шоу-бизнеса и фестивалей


НОВОСТИ кино- теле- шоу-бизнеса и фестивалей
Рассылка № 42 (247) от 25 октября 2006



Открытый конкурс переводчиков :
Расшифровывая «Код да Винчи»

Кажется, стало почти правилом, что летом издается какой-нибудь триллер, который мгновенно взлетает на самые верхние строчки рейтингов продаж, и остается там до самой осени - когда читатели возвращаются к серьезным делам и снова идут на учебу или на работу. Фаворит этого года - «Код да Винчи»- возглавляющий на этой неделе рейтинги продаж интернет-магазина Amazon.com и занимающий второе место в списке популярной художественной литературы газеты The New York Times среди книг, вышедших в твердой обложке. На прошлой неделе «Код да Винчи» в этом списке был на первом месте, а в общей сложности не покидает его уже 18 недель подряд. Не так уж плохо для произведения, которое состоит, как представляется, из неудобоваримой смеси мудреного сюжета, теорий заговоров и множества сведений о тайных католических орденах, искусстве Возрождения, религиозных ересях и теоретической математике. Ну как, уже проглотили наживку и не на шутку заинтересовались?

Я был заранее предупрежден об еретичности «Кода да Винчи», поэтому я открыл его с твердым намерением пробраться сквозь дебри трудного чтения и все же осилить это книгу. Но никакого «трудного чтения» не было. На деле оказалось, что сюжет столь занимателен, а содержание столь богато, что от книги было просто не оторваться. Писатель Дэн Браун может верить или не верить в то, что он пишет, но вот пишет он в своем жанре так хорошо, что среднестатистическому читателю просто все равно, каково личное мнение автора. В этом и кроется проблема.

Поклонники этого жанра - историй, щекочущих нервы и будоражащих воображение - читают ради интеллектуального удовольствия. Возможно, это удовольствие достигается не за счет размышлений над важными и серьезными проблемами, а из-за тревожных догадок о тайнах, заговорах и обманах. Браун взял на себя большой риск, сделав центром повествования своей книги заговор, включающий в себя абсолютно всех тех, кто хотя бы косвенно связан с христианством на протяжении двух тысяч лет. В этом тайном сговоре задействованы просто «армии» сообщников: рыцари - тамплиеры, масоны, римско-католическая церковь, Интерпол, а также общество, известное как Орден Сионских мудрецов, среди великих мастеров которого, как утверждается в книге, были такие известные люди, как Сандро Боттичелли, Исаак Ньютон и – как иначе!- Леонардо да Винчи.

Все это читателю постепенно разъясняется через героев книги: начиная от Роберта Лэнгдона, историка искусства из Гарвардского университета, до монаха-альбиноса, убийцы, посланного близким к римскому понтифику католическим орденом Опус Дей. У убитого директора Лувра, по большей части, немая роль - «говорит» он главным образом с помощью секретных кодов и шифров, написанных его собственной кровью прямо перед смертью. Остальные персонажи - необходимый набор героев для захватывающего повествования и успешного развития сюжета. Но обычные люди являются лишь пешками в великом заговоре, составляющем главную линию действия произведения. Именно в самой идее этого заговора и содержится ересь. Главная мысль книги «Код да Винчи» ни больше, ни меньше в том, что христианство основано на Великой лжи (божественность Иисуса Христа), которая использовалась патриархальными угнетателями, чтобы не допустить поклонение истинной богине. Вам все еще интересно? Если вы считаете фильм «Последнее искушение Христа» взрывоопасной картиной, книга «Код да Винчи»- просто термоядерная бомба. В этом произведении утверждается, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, что от этого союза родился ребенок, и что Мария с ребенком после распятия Иисуса бежали в Галлию, где стали родоначальниками королевской династии Меровингов.

Историки искусства могут со своей точки зрения оспаривать какие-то моменты книги Дэна Брауна, математики могут предъявлять претензии к его изложению ряда чисел Фибоначчи, но так как я - теолог, мое недовольство направлено на заигрывание автора с еретическими идеями, которые, однако, легко опровергнуть. Браун переступил черту, отделяющую триллер от книги, преследующей скрытый замысел - бросить вызов христианской церкви и Евангелию.

Чтобы воплотить в жизнь свой план, Брауну нужно прежде всего устами своих героев отрицать богодухновенность и авторитетность библейских тестов и заменить Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна евангелиями гностическими, найденными в Наг-Хаммади сразу после Второй мировой войны. Эти тексты в «Коде да Винчи» называются «неискаженными» евангелиями, в то же время, когда Евангелия Нового завета отвергаются как пропаганда в пользу притеснителей женского божества. Один из героев (намекаю - следите за ним повнимательнее) объясняет, что все это «величайший обман во всей истории человечества». Иисус («первый феминист») хотел, чтобы именно Мария Магдалина возглавила церковь после его смерти. Но возникли проблемы - у Петра на это было свое мнение и свои притязания. Поэтому Мария Магдалина, не сумев реализовать свои апостольские способности, перебралась в Галлию, взяв с собой не только своего сына, но и – вы уже догадались! – Святой Грааль.

Вы уже где-то слышали все это? Основные линии этой истории можно найти во многих оккультных произведениях. То же самое заявляется в книге «Святая Кровь и Святой Грааль» Майкла Бэйджента, Генри Линкольна и Ричарда Ли (1983), но уже не под видом развлекательного чтива, а, как претендуют на то авторы, в качестве результата исследовательской работы, срывающей покровы с неправды. «Святая Кровь и Святой Грааль» продавался тысячами. Публикации и доходы от «Кода да Винчи», очевидно, принесут миллионы. Никогда не нужно недооценивать коммерческий потенциал ереси в привлекательной обертке захватывающего романа. Брауну для всех своих гонораров придется открывать дополнительные счета в банках.


Я сказал, что ереси этой книги (далее – «КдВ») легко опровергнуть, и это действительно так – по крайней мере, для любого, кто на самом деле интересуется личностью Иисуса Христа и историей церкви. Называть тексты из Наг-Хаммади «неискаженными евангелиями» - все равно, что безоговорочно верить всему, что написано в официальной версии советской истории, словно объективным фактам, вместе с известными рассказами о ключевых деятелях, изображения которых затем бесследно исчезали со сделанных ранее общих фотографий. В «КдВ» утверждается, что Новый Завет – лишь результат господства церкви с доминирующим положением мужчин, которая просто-напросто придумала христианство, чтобы держать под контролем Римскую империю и последующий ход мировой истории, а также - чтобы подавлять женщин и преследовать поклоняющихся Великой богине.

В «КдВ» еретики - герои, апостолы - сообщники-конспираторы, которых невозможно призвать к ответу за все их преступления. Главным исчадием ада оказывается император Константин, который якобы никогда и не был христианином, зато мог сразу же распознать стóящий маркетинговый план, каким и являлась новая вера. Далее в книге говорится о том, что Константин в 325 году созвал Вселенский собор в Никее, чтобы придумать понятие о божественности Христа (а также целибат - обет безбрачия), а затем устроил гонения на несогласных, таким образом навсегда предав забвению настоящую историю Иисуса Христа (и Марии Магдалины). «Это все из-за власти», - говорит один из героев. Из-за неё Константин «поднял статус Иисуса».

Так что же насчет Никейского собора? На этом соборе – раскрывает нам глаза «КдВ»- император заставил епископов провести голосование и по его результатам объявил Христа Сыном Божьим. «Причем, победа в голосовании была с очень небольшим перевесом».

Настоящий Никейский собор принял это вероучение, чтобы отвергнуть еретические воззрения Ария, который говорил, что Иисус не был одной природы с Богом-Отцом. Браун с такой легкостью вплетает выдумку в исторические факты, что средний читатель сделает вывод о правдивости и этих сомнительных утверждений.

Вселенский собор не «придумывал» божественность Иисуса. Она была провозглашена церковью еще до этого – об этом говорил и сам Иисус, и апостолы. Собор же просто закрепил это как вероучение, одновременно объявив арианство ересью, а последователей Ария - еретиками и отступниками. Голосование с небольшим перевесом?! Лишь двое из более чем трехсот епископов не подписали документ. Не такой уж спорный и неожиданный результат.

Итак далее: писания из Наг-Хаммади - настоящие евангелия? Если такое и докажут, то явно не на нашем веку. Легко определить, что эти тексты принадлежат к гностической литературе, по значению второстепенной и не входящей в канон церкви. Раннехристианская церковь не устанавливала канонические писания (писания, официально входящие в Новый Завет) в Никее, хотя уже на той встрече было очевидно общее согласие по этому вопросу: тексты Нового Завета были определены и выбраны благодаря явному авторству одного из апостолов, а так же из-за их общепризнанного содержания, принимавшегося церквями во всем греко-римском мире и не расходящегося с другими писаниями в рамках Нового Завета.

Можно говорить еще о многом, но главный вопрос будет следующим: насколько оправдана и разумна идея о таком заговоре? Отправным пунктом веры в существование такого обмана должна быть убежденность в том, что вся христианская теология - лишь злостный план по одурачиванию масс. Затем, мы должны допустить, что руководители этого заговора знали, что Иисус не был Сыном Божьим, однако, охотно шли за это на смерть миллионами. Как однажды высказался по этому поводу К. С. Льюис, « люди могут добровольно становиться мучениками за ложь, если они искренне верят в неё, но лишь немногие способны умирать, если они знают, что то, за что они страдают - ложь».

Вера в эту теорию заговора вынуждает также доверять утверждению о том, что правда, известная миллионам, держалась до недавних пор в абсолютном секрете от остальных людей. Если быть точным - до выхода книги «Код да Винчи».

А что говорят атеисты - приверженцы рационализма, оппоненты христиан? Что считают либеральные теологи, отвергающие божественность Христа как пережиток мифологии? Уж они-то наверняка приняли «Код да Винчи» с ликованием? Едва ли. Скептиков отнюдь не впечатлила странная, не выдерживающая критики логика этой теории. Возможно, серьезно воспринять эту книгу сможет Ширли Маклейн (актриса, пропагандист внетелесных переживаний и реинкарнации), но явно не Ричард Докинс (профессор Оксфорда, биолог-неодарвинист). Главная мысль книги требует от читателя поверить в то, что почти каждое произведение искусства содержит скрытый код, а также, что этот код очевиден во всем, что нас окружает - просто мы этого не замечаем. Конечно, чтобы внушить нам эту идею, Брауну нужно повсюду видеть символы (особенно фаллические). По сравнению с ним Фрейд был лишь скромным любителем.

О привлекательности теории заговоров - с доказательствами или без - напомнила мне одна ночная беседа с близким другом. Этот друг, умнейший человек, обладатель докторской степени Гарварда, поведал мне следующее - он абсолютно уверен в том, что президент Джон Кеннеди стал жертвой гигантского международного заговора, включающего в себя коммунистических лидеров, мафию, Дж. Эдгара Гувера (тогдашнего директора ФБР), а также многих звезд Голливуда. Посмеявшись вдоволь, я вдруг понял, что мой друг не шутит. Несмотря на поздний час, мой разум отказывался принимать такую абсурдную версию событий, поэтому я просто спросил своего собеседника, какие факты и свидетельства он может привести в качестве доказательства или опровержения этой идеи. Он серьезно посмотрел мне в глаза и сказал, что свидетельства настолько скрыты и замаскированы, что правды, по крайней мере, нашему поколению, не узнать.

Что ж – держитесь за свою теорию без доказательств и будьте непреклонны, невзирая на факты. Кто хочет верить ересям из «Кода да Винчи», будет упорствовать в этом до конца, не признавая никаких очевидных фактов. Совершенно ясно, что объект нападок книги – Священное Писание, но правда да будет непоколебима.

«Код да Винчи» скоро покинет списки самых продаваемых изданий, займет свое место на книжных распродажах, выйдет в мягкой обложке и, быть может, заинтересует Голливуд. Вера во Христа же останется неизменной и незапятнанной.

Г. К. Честертон напоминал, что общепризнанная вера не просто истинна, она намного интереснее ереси. Вера жива, способна заинтересовывать и менять жизни, ереси же приходят и уходят вместе с модой. Истина неизменна и не может подвергаться изменениям по воле людей. Caveat emptor (лат. «Покупатель, остерегайся»).

Автор: Альберт Молер
Перевод с английского: Вера Санина



Наши сервисы :


В избранное