Новости: иммиграция, работа, курсы и образование за рубежом

СТРАНЫ.....
NASA на русском
zagran.com
AU PAIR
Чемодан Харьков

О нас: Координаты центральных офисов партнерской сети "Гольфстрим"
В ГАЛАКТИКАХ РАННЕЙ ВСЕЛЕННОЙ ЗВЕЗДЫ РАСПОЛАГАЛИСЬ В МИЛЛИОН РАЗ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ
Ультракомпактные карликовые галактики, впервые обнаруженные в 1999 году, представляют собой особый тип небольших по размерам (около 60 световых лет в поперечнике, что составляет менее одной тысячной доли диаметра Млечного Пути) галактик с очень плотным расположением звезд. По мнению многих астрономов, эти необычные объекты образовались в результате столкновений галактик ранней Вселенной...

Наблюдения за свечением звезд привели ученых к интереснейшему выводу: полная масса вещества, заключенного в ультракомпактных карликовых галактиках, значительно превышает массу всех входящих в них видимых космических объектов. До настоящего момента образующийся дефицит массы было принято объяснять наличием темной материи; группа исследователей из Боннского университета (Германия), возглавляемая профессором Павлом Крупой (Pavel Kroupa), недавно представила альтернативную версию возникновения этого феномена.

На снимке, полученном Майклом Хилькером (Michael Hilker) из Боннского университета, выделены две ультракомпактные карликовые галактики. Увеличенные изображения переданы телескопом "Хаббл" (иллюстрация с сайта Eso.Org).

Проведенные учеными расчеты говорят о том, что в начале своего существования ультракомпактные карликовые галактики служили "домом" для невероятного количества звезд (авторы оценивают плотность их расположения в один миллион на кубический световой год; для сравнения: в прилегающей к Солнцу области космического пространства на такой же объем приходится всего одна звезда). Если это предположение верно и космические объекты находились настолько близко друг к другу, они неизбежно должны были постепенно объединяться в более массивные звезды, которые расходуют водород (ядерное топливо) гораздо быстрее и заканчивают свой жизненный цикл мощнейшим взрывом. В результате образуются либо сверхплотные нейтронные звезды, либо черные дыры.

Значительная часть вещества ультракомпактных карликовых галактик, согласно теории ученых, приходится на практически неразличимые для телескопов объекты, что и объясняет видимый недостаток массы. "Зато миллиарды лет назад эти галактики должны были производить невероятное впечатление, - рассуждает Йорг Дабрингхаузен (Joerg Dabringhausen), ответственный за вычислительную часть работы. - Ночное небо на (гипотетических) планетах, расположенных в их пределах, по яркости не уступало привычному нам дневному".

САМАЯ БЛИЗКАЯ СВЕРХНОВАЯ ОКАЗАЛАСЬ РОЖДЕНИЕМ КВАРКОВОЙ ЗВЕЗДЫ
В результате взрыва сверхновой в 1987 году могла появится кварковая звезда. К такому выводу пришла группа ученых после анализа данных более чем 20-летней давности, сообщает New Scientist. Работа исследователей появится в журнале he Astrophysical Journal, а ее препринт в формате pdf доступен на сайте arXiv.org...

В рамках исследования астрономы изучали результаты наблюдений взрыва сверхновой SN 1987A. Считается, что этот взрыв стал результатом гравитационного коллапса голубого гиганта, располагавшегося на расстоянии "всего" нескольких сотен тысяч световых лет от Земли.

Согласно современным представлениям, рождение сверхновой сопровождается выбросом нейтрино. Анализ данных нейтринных детекторов Kamiokande II в Японии и Irvine-Michigan-Brookhaven в США (который прекратил работу в 1991 году) позволил установить, что данный выброс происходил в два этапа.

По мнению исследователей, первая волна нейтрино стала результатом рождения в центре голубого гиганта нейтронной звезды - сверхплотного объекта, преимущественно состоящего из нейтронов. Дальнейшее обрушение материи из внешних слоев погибшего голубого гиганта на нейтронную звезду привело к росту массы данного объекта и превращению его в экзотическую кварковую звезду. Именно последнее и явилось причиной возникновения второй волны нейтрино.

Известно, что кварки не встречаются в природе по отдельности, а только в составе других частиц, в частности, нейтронов. Считается, что сверхсильное гравитационное воздействие может приводить к разрушению частиц и образованию так называемой странной материи, которая может рассматриваться как "жидкость", состоящая из верхних, нижних и странных кварков, удерживаемых вместе гравитацией. Кварковые звезды состоят именно из такой "жидкости".

Новые результаты позволяют объяснить одну загадку, связанную с останками сверхновой SN 1987A. Несмотря на многолетние наблюдения, астрономам до сих пор не удалось обнаружить компактный объект (черную дыру или нейтронную звезду), который образовался после взрыва. Компьютерное моделирование процессов формирования кварковой звезды позволило астрономам установить, что получившийся объект является холодным, поэтому испускает недостаточное для обнаружения с Земли количество электромагнитного излучения.

В августе 2007 года ученым из Университета Калгари удалось доказать, что яркая сверхновая SN 2006gy, взрыв которой состоялся в сентябре 2006 года, может оказаться кварковой звездой.

АСТРОНОМЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕДОСТАЮЩУЮ БАРИОННУЮ МАТЕРИЮ
Астрономам удалось обнаружить часть недостающей барионной (то есть состоящей из барионов (протонов, нейтронов) и электронов) материи. Об этом сообщает информационная служба Science NOW. Работа ученых появится в апрельском номере The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org...

В настоящее время считается, что обычная материя составляет менее пяти процентов от всей материи Вселенной (остальное приходится на темную энергию и темную материю), причем звезды "занимают" лишь половину от этих пяти процентов. Другая половина рассеяна в пространстве в виде ионизированного газа, который довольно сложно "увидеть" с Земли из-за его разреженности.

В рамках исследования астрономы наблюдали излучение блазара, расположенного за крупным галактическим скоплением, которое находится на расстоянии около 400 миллионов световых лет. Ранее ученые предполагали, что подобные скопления должны содержать большое количество межзвездного газа. Наблюдения проводились при помощи орбитальных телескопов NASA Chandra и ESA XMM-Newton.

Анализ спектра излучения блазара позволил установить, что часть этого излучения в рентгеновском диапазоне не доходит до Земли. Сравнив свои данные с результатами компьютерного моделирования, астрономы пришли к выводу, что это излучение поглощается ионизированным межзвездным газом, в частности, ионами кислорода.

Ранее ученым уже удавалось обнаружить не столь крупные скопления ионизированного газа. Так, в 2002 году другая группа исследователей обнаружила недостающую барионную материю, проведя анализ поглощения излучения квазаров в ультрафиолетовом спектре.

Новая работа была воспринята ученым сообществом положительно. Некоторые специалисты, однако, отмечают, что в прошлом уже поступали ложные сообщения об обнаружении недостающей барионной материи. По их мнению, необходима тщательная проверка полученных данных. Если новые результаты подтвердятся, то это докажет правильность современных представлений о структуре межгалактического пространства.

ЗЕЛЕНАЯ КОМЕТА ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ЗЕМЛЕ
4 февраля 2009 года: В 1996 году семилетний мальчик из Китая склонился к окуляру небольшого телескопа и увидел нечто такое, что в дальнейшем изменит его жизнь - комету необычайной красоты, яркую и пышную, с огненным хвостом. Сначала он подумал, что это он сам её открыл, но как бы ни так, он узнал, что двое мужчин с именами «Хейл» ("Hale") и «Бопп» ("Bopp") обскакали его. Справившись со своим разочарованием, юный Цюань Чжи Е (Quanzhi Ye) решил, что когда-нибудь он откроет свою собственную комету...

И вот, в один прекрасный день, он сделал это. Перенесемся в летний июльский полдень 2007 года. Е (Ye), теперь уже 19 -летний юноша и студент факультета метеорологии китайского университета Сунь Ятсена (Sun Yat-sen), склонился над столом и пристально всматривается в черно-белое изображение звездного пространства. Фотоснимок был сделан ранее ночью тайваньским астрономом Чи Шен Линем (Chi Sheng Lin) во время «звездного патрулирования» в обсерватории Лулин (Lulin). Палец Е (Ye) двигался от точки к точке - и вдруг замер. Без сомнения, одна из звезд вовсе не была звездой, это была комета, и на этот раз Е (Ye) увидел её первым.

Комета Лулин (Lulin), названная так в честь тайваньской обсерватории, в которой был сделан снимок, который помог сделать открытие, сейчас приближается к Земле. "Это зеленая красота, которую, наконец, можно будет увидеть невооруженным глазом уже в ближайшие дни",- говорит Е (Ye).

Астроном-любитель Джек Ньютон (Jack Newton) посылает этот фотоснимок, сделанный с его загородного наблюдательного пункта в Аризоне: "Мои «утомленные» глаза по-прежнему не могут смотреть на сияющую комету", - говорит Ньютон (Newton)", - но мой 14-дюймовый телескоп отлично справился с этим 1-го февраля."

Комета приблизится к Земле на самое близкое расстояние (0.41 AU - 0.41 астрономические единицы) 24 февраля 2009 года. По современным оценкам, комета достигнет максимальной яркости, примерно на уровне 4-ой или 5-ой величины, и это значит, что для наблюдения за ней необходимо выбирать местность с темным небосклоном. Никто, однако, не может ничего сказать наверняка, поскольку, это, оказывается, будет первый визит Лулин (Lulin) в солнечную систему, и впервые комета подвергнется воздействию интенсивного солнечного света. Поэтому возможны сюрпризы.

Зеленый цвет кометы Лулин (Lulin) обусловлен газами, из которых состоит её атмосфера, характерная для небесных тел размерами с Юпитер. Струи газа, извергающиеся из ядра кометы, содержат циан (CN: ядовитый газ, обнаруженный во многих кометах) и двухатомный углерод (C2). Оба вещества светятся зеленым при освещении солнечным светом в пространстве, которое является почти вакуумом.

В 1910 году многих людей охватила паника, когда астрономы объявили о том, что Земля пройдет через хвост кометы Галлея (Halley), который насыщен цианом. Ложная тревога: дымчатый хвост кометы не мог проникнуть в плотную атмосферу Земли; даже если бы это и произошло, количества циана было бы недостаточно, чтобы создать реальную угрозу. Комета Лулин (Lulin) будет являться поводом для беспокойства еще в меньшей степени, чем комета Галлея (Halley). В конце февраля, максимально приблизившись к Земле, Лулин (Lulin) зависнет на расстоянии 38 миллионов миль от Земли, которое совершенно безопасно.

Чтобы увидеть комету Лулин (Lulin) своими собственными глазами, позаботьтесь, чтобы ваше сигнальное устройство просигналило в 3 часа утра. Комета появится за несколько часов до восхода солнца, и её можно будет увидеть где-то в верхней трети южного неба, незадолго до рассвета. Вот некоторые даты, в которые её будет особенно легко найти:

6-ое февраля: Комета Лулин (Lulin) плавно движется к Zubenelgenubi, двойной звезде в центре чашек созвездия Весов (Libra). Zubenelgenubi - не только забавно произносится, (zuBEN-el-JA-newbee), но также является удобным ориентиром. Вы можете видеть Zubenelgenubi невооруженным глазом (она имеет примерно такую же яркость, как и звезды Большой Медведицы (Big Dipper)); бинокль, нацеленный на двойную звезду, обнаружит комету Лулин ( Lulin) в превосходной близости от неё.

16-ое февраля: комета Лулин (Lulin) проходит мимо звезды Spica в созвездии Девы (Virgo). Spica - это звезда первой величины и направляющий пост, который трудно не заметить даже астрономам, ведущим наблюдения в городской черте. Оптический прибор, нацеленный на Spica, захватит в поле зрения и комету Лулин (Lulin), центрируя оптику в пределах «локтя» от обоих объектов.

24-ое февраля: ближайший подход! В это особенное утро Лулин (Lulin) будет находиться всего в нескольких градусах от Сатурна (Saturn) в созвездии Льва (Leo). Сатурн виден даже невооруженным глазом, и Лулин (Lulin) также. Если вас это не сможет «вытащить» из постели, то вам уже ничто не поможет.

Е (Ye) отмечает, что комета Лулин (Lulin) примечательна не только своей редкой красотой, но также и тем необыкновенным способом, которым она была обнаружена. "Это «комета сотрудничества» тайваньских и китайских астрономов", - говорит он. "Открытие не было бы совершено, если бы не было вклада с обеих сторон Пролива, разделяющего наши страны. Чи Шен Линь (Chi Sheng Lin) и другие сотрудники обсерватории Лулин дали мне возможность получить снимки, которые я хотел, в то время как я анализировал данные и обнаружил комету."

Где-то в этом месяце, представляет Е (Ye), другой мальчик склоняется над окуляром, видит комету Лулин (Lulin), и переживает такое же глубокое волнение, какое испытал он, пристально вглядываясь в комету Хейла-Боппа (Hale-Bopp) в 1996 году. И кто знает, чем это закончится ...?

"Я надеюсь, что мой опыт сможет вдохновить других молодых людей на то, чтобы они неуклонно добивались осуществления своей «звездной» мечты, такой же, как и моя" , -говорит Е (Ye).

Переводчик: Дорохова Елена (Бюро переводов "Гольфстрим")

Права на статью, а также фотографические и иные материалы к ней принадлежат NASA
Перевод статьи осуществлен Бюро переводов "Гольфстрим" и размещен на сайте с разрешения NASA
Права на перевод принадлежат ООО "Гольфстрим+"
Копирование перевода статьи, а также фотографических и иных материалов к ней, в целях размещения на иных сайтах в сети интернет, а также для издания и распространения в бумажном варианте, в том числе, но не исключая иного, в журналах, газетах, книгах и прочее, возможно только с разрешения ООО "Гольфстрим+", по согласованию с NASA.

Подробнее на сайте >>

Рассылка подготовлена партнерской сетью "Гольфстрим" (TM Гольсфстрим (R))
Победители PING-премии в номинации "Наука и техника" 2002.
Победители 1-го Украинского Фестиваля Интернет - "Образование и Наука" 2002.