Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Череповец OnLine


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка 'Череповец OnLine'

дела газетные

Умирающая "оранжерея" череповецкой журналистики

  Когда то лет пять назад, тогдашний редактор "Речи" В.Е. Терехин, в своей изнурительном ежедневном труде широко использовал казавшийся ему тогда беспроигрышный прием: сделал ему какой-нибудь сторонний человек работу на "честном слове", а он - ловкий русский скряга, взял да не заплатил за нее. Ведь какая экономия средств получается: и машина на ходу и масла в бензобаке ничуть не убавилось. А за те деньги, которыми он должен был бы поделиться с обманутыми - кто ж его распрекрасную жизнь к криминальному финишу развернет?

  Признаюсь, попал под его фальшивое обаяние и я - мне он тоже как-то раз ... Но я не пошел ни в милицию, ни к "бандитам", а просто рассказал ВТ небольшую футурологическую притчу о том, что настанет еще тот день, когда подписав один-единственный экземпляр последнего номера сделанного рукописно собственной кровью (не будет денег, чтобы заплатить за типографию и чернила), он,  в полной темноте (свет тоже отключат за неуплату), играя зубами "Варшавянку" (за теплые батареи, черт возьми, опять же - надо платить!), выберется на крыльцо перед зданием газеты и прикрепив ватман (а что же еще!) завалявшимся подзасохшим пластилином вытащенным из широких штанин, кусочком угля выведет рядышком предсмертное граффити: "Газета "Речь" больше не выходит. А написал это я - Вовочка!"

  К тому времени, кстати, некогда 100 тысячная газета уже "сползла" до тиража в 26-28 тысяч экземпляров. Правда некоторые, тогда еще патриотично настроенные работники этого издания (ныне, кстати, или уже покойные или почти все уволившиеся во время сообразив, что были не правы!) с пеной у рта доказывали, что резкий процесс падения тиража в нынешних условиях вполне закономерен. Мол, времена такие. В ответ же на реплику о том, что у других эти тиражи, кажется, назло всему, растут, только отмахивались: "Ну, ты, недоумок,  еще будешь мне (нам) "профи" своего дела рассказывать!"

  Однако, сползание тиража вниз с окончанием той эпохи не прекратилось. Известно, что редакция газеты долгое время гнало своим читателям и рекламодателям "настоящее фуфло". Человек, плативший на разный манер журналистам деньги, внизу 4 страницы газеты неизменно читал: "Тираж - 23000 экземпляров". Однако, близким к череповецкой журналистике было известно - это неправда! Тираж "Речи" был всего лишь 8-10 тысяч экземпляров!!!

  Не правда ли - здорово! Очень напоминает методы работы шулеров в поездах дальнего следования: покажи какой ты "толстый, солидный, кредитоспособный" и все деньги сидящего перед тобой человека, считай, уже весело хрустят у тебя в кармане!

  Но вот к руководству уже "переструктурированной и укрупненной" конторы под названием "Издательский Дом "Череповецъ", внутри которого оказалась и историческая неудачница газетного бизнеса,  пришел новый человек - Илона Спасова. Казалось бы, торжество честного ведения дел произошло - с 1 июля на вышеназванной странице вышеуказанной газеты красовалась цифра в 8000 экземпляров! Да здравствует умница и красавица Илона!!!

  Однако!

  Однако, не так давно мне позвонил один (одна) журналист (журналистка) этой газеты и в разговоре, между прочим, пикантно заметил (заметила):

- А ты знаешь какой у нас сейчас ежедневный тираж?

- ?

- 2500!!!

- Не может быть! А почему эту цифру Илона на последней странице не выводит?

- Стыдно!!!

  Я, конечно, не утверждаю, что нынешний тираж именно такой. За что, как говорится, купил, за то и продаю - в "грязном белье" вышеназванного издания я копаться не собираюсь. Но, боюсь, что именно так и есть.

  Более того, в среде журналистов распространяются совсем уж невероятные слухи. Мол, главный редактор "Речи" Лариса Кот зарабатывает в месяц аж 3000 долларов, а администрация рангом поменьше (а это уйма народа!) меньше тысячи долларов просто уже и видеть "не хотит"!

  Считать деньги в чужом кармане не самое лучшее занятие. Да и речь, вообще, не об этом. Но, дорогие друзья, прикиньте - максимальная выручка данного издания в месяц, вместе с явно "дохлой" рекламой, может составить миллион - миллион двести - пятьсот тысяч рублей (20 номеров газеты с подобным тиражом умножаем на 2-2,5 рубля "отпускной" цены). Это с оплатой типографских услуг, зарплатой персонала, гонорарами журналистов, распространением и т.д. и т.п..  Вроде пора от голода умирать, а журналисты живут и не тужат!!! Я, в своем пятилетней давности прогнозе, оказался на все 100 процентов прав, но г-н Терехин, несмотря ни на что, может только хохотать над моими недоуменными вопросами: "Жизни не знаешь, сынок!"

  Понятное дело - "Речь" газета, принадлежащая холдингу АО "Северсталь". И всем редакторам, как наемным работникам этого холдинга, АО "Северсталь" платит очень высокую зарплату согласно персонального контракта. Ну, вроде бы, и пусть платит. Тем более, что глава Фонда региональных проблем, а, в первую очередь, член Совета директоров и глава социально-бытового комплекса "Северстали" г-н Шевцов Георгий Егорович вроде бы считает, что средства массовой информации это не бизнес, а всего лишь инструмент политического влияния в умелых руках. А это означает, что его надо поддерживать!

- А почему именно "Речь", ведь ее уже никто почти не читает?! - спросите вы.

- А потому, что газету "Речь" все таки еще читают некоторые начальники старше 45 лет, так как за все годы своей  предыдущей жизни они ничего другого читать так и не научились!  

  Такова оказывается сила читательской инерции!!!

  И все же, что то плохо вериться, что Мордашов и его команда, исповедующие в бизнес - культуре своего подхода к делам идеологию интенсивно разрабатываемых "крупных плантаций"  (УАЗ - одна плантация, ЗМЗ - другая, Костомукша и Оленегорск - третья и т.д. и т.п.) будет долго терпеть столь убыточное и бесперспективное предприятие у себя под носом, только потому, что данная "шайка-лейка"  старых и видавших виды хитропопых журналистов может в нужном месте и в нужное время скандировать необходимые политические лозунги. Конечно, это не московские "рэкитиры" из экс - НТВ и на своих хозяев они никогда не  "накатят". Но очень это все напоминает сюжеты из бессмертного творения Антона Палыча под названием "Вишневый сад", в котором выходящие "в тираж" бывшие помещики - дворяне молят своего нового кредитора не уничтожать единственное, что у них осталось, т.с. - оранжерею их когда-то прекрасной и безпроблемной жизни.

  Правда, в случае с "Речью", "вишневого - то садика" уже давно нет, да и не было. А вот психология растений "оранжереи" осталась и активно воспроизводиться.

- Жизнь идет рядом. Жизнь шумит за окном, проходит мимо. А мы - дружная "шатия - братия" журналистов самого популярного издания у обитателей зареченского кладбища, ничего этого видеть не хотим. Ведь мы такие хорошие, такие верные, такие - растакие и этакие ...

  Другие издания холдинга, да и Череповца, тоже звезд с неба не очень то и хватают. А кому сейчас легко? Но эти то, хоть "рыпаются", не сдаются, копают и копают свои "грядки" нежно сдувая пыль с каждого нового "колосика" (то бишь - читателя). А в "Речи" или все по-прежнему или имитация творческой деятельности и сумасшедших, захватывающих дух предпринимательских проектов, катастрофическая несостоятельность которых навевает на мысль о ... полном крахе по крайней мере "газетной политики" АО "Северсталь". То, что делается в художественно-театральной сфере, не вызывает никакого сомнения. Но то, что получилось со СМИ (а ничего хорошего не получилось!) заставляет задуматься примерно вот о чем.

  Бюрократическая, сформированная годами и огромными размерами предприятия, организационная культура металлургического комбината, означающая, что каждый "болтик и винтик" должен знать свое место (и вполне, с некоторыми допусками, приемлемая для больших предприятий со стандартной повторяющейся технологией работы), транслируемая на творческие журналистские коллективы дает явные сбои. Журналист, по природе своей, человек свободолюбивый, со своей позицией, с творческим и политическим кредо, в ситуации "комедии положений", когда алгоритм и ощущение твоей деятельности тебе прямо или косвенно навязываются начальником, который делает мало и плохо, а получает много и хорошо, теряет свою привлекательность. "Поющий по заказу" (в том числе - негласному или вообще согласно ложному представлению) в журналистике ничего, а тем более мощного прорыва совершить не может. Хорошо, если еще такой журналист фигу в кармане держит. А если уже и держать нечего?!

  Вот и живут в "Речи" "творческие и административные работники" и только посмеиваются: мы тут сидим, ничего не делаем (или столичные журналы переписываем, либо пресс-релизы про увеличивающееся на том или ином предприятии количество производимых болтов с левой резьбой), а денежки идут! А покажется денег маловато, так мы, свободные страницы газеты, на которых кроме как перепечаток их Газеты.ру или Страны.ру или Вашингтон Пост, мы по своему статусу самой респектабельной газеты и ставить ничего не хотим, "понапишем" своего. Посмотрим в воскресенье передачу Сванидзе или какого - нибудь Кознера, не согласимся с ними так на 5-7 процентов, вдохновимся и заработаем лишние $$$. Будет на что новых московских журналов купить!

  Так и вижу сцену достойную пера русских классиков. Встречаются, например, вечером после тяжелой смены (надо было "Северсталь восхвалять, спать было некогда!), в баре на ул. Металлургов представители "новостийного цеха" АО "Северсталь" (а такой эвфемизм от чиновников АО "Северсталь" я уже слыхал!) г-н международный обозреватель газеты "Речь"  Терехин и г-н международный обозреватель газеты "Речь", лауреат всевозможных премий и немного того г-н Бегляк и ведут беседу примерно следующего плана:

Терехин:

- Ты знаешь, Серега, я вчера весь вечер "Коммерсантъ" читал, да так зачитался, что от руки весь журнал в виде собственной статьи переписал. Сегодня Ларисе Кот (нынешнему редактору) для публикации отдал. Она от восторга прямо вся извизжалась. Да, трудно ли женщину такому умному и в меру упитанному мужчине до состояния довести.

Бегляк:

- Ты, Вова, молоток. А у меня вот нескладуха получилась. Только я хотел вчера Киселева в "Итогах" изложить, да чего то прямо и заснул по - мертвецки холостяцким сном рядом с телевизором. Теперь чего - откуда переписать прямо не знаю. Может ты чем, Вова, подсобишь?

Терехин:

- Да подсоблю, Серег. Я ведь совсем недавно из Москвы вернулся. Журнальчик тут один привез про металлургию тиражом "только для своих". У нас в городе его, наверное, еще никто не читал. Почитай, вдохновись, перепиши все это как думаешь

Бегляк:

- Ну, Вовка, ты настоящая морковка!

Терехин (довольно усмехаясь):

- А ты думал! Я весь из себя сплошной штатив - креатив!

...

  Все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. "Комедия положений" постепенно эволюционирует в "комедию абсурда" и специфический товар - газета, в нашем конкретном случае - старейшая в городе, постепенно начинает предлагаться покупателям не сама по себе, как некое "духовное орудие", а в качестве приложения к канцтоварам, тетрадкам, мылу, прокладкам и т.д. и т.п. - чего там "Издательский Дом" предлагает...

  Конечно, всякий человек может ошибиться. И, приняв неправильное стратегическое решение, можно в ответ получить массу неприятностей. Но главное ведь в таких, а особенно в творческих, человеческих "бизнесах" не отдельные частные решения, а целостные личности, люди, со своими жизненными ценностями, устремлениями, открытыми и скрытыми способностями. Они могут ошибаться и колебаться. Но ведь найдут, если ищут! Я, например, не очень верю, что в городе нужна ежедневная, якобы "новостная" газета. Может быть я не прав. Но, братцы дорогие, взгляните какие и для кого там новости печатаются изо дня в день. Да там ничего "живого" нет!

  Журналисты - соседи  из "Голоса Череповца" местами "жилы рвут", но стремятся познакомить своих читателей с новыми и актуальными для них аспектами городской жизни. Деньги, образование, жилье - да мало ли животрепещущих тем ради которых можно и копья ломать и здоровьем рискнуть. Чувствуется неуспокоенность, командная жизнь. А в нашей "Речи" из номера в номер "молотят и молотят" прескучнейшие новости, изобилующие сплошными общими местами и никому неинтересными. Точнее интересными только тем, чья жизнь заключается в том, чтобы все контролировать. Чтобы ничего светлого: "Дави в зародыше!", "Жми на психику!", "Дави на слезу!"... И полнейшее самодовольство и самоуспокоенность. Тоже мне - "английские лорды"!

  Раз начал, надо б и закончить. Надеюсь, что Терехин, все-таки, последний номер своей газеты собственной кровью подписывать не будет. Да и я не кровожадный - дам ему авторучку, скотч, все что нужно для этого богоугодного дела. Но мое убеждение таково, как в бородатом анекдоте: "Если бабушка умерла, то уж - умерла!" Делать ставку на людей и исповедуемый ими тип организационной культуры и организационного поведения, который за 10 последних лет абсолютно себя дискредитировал, поведения глупо и бессмысленно - надо менять команду и не слишком церемонясь выводить ее в тираж.

  Мне опять могут сказать, что я "такой эдакий садист и даже фашист". Но на это я отвечу. Известен закон Паркинсона о том, что "человек стремится к уровню своей некомпетентности". Этой вот некомпетентности, по моему глубокому убеждению, "речевская" журналисткая "команда" уже благополучна достигла и давно перевыполняет план по этому показателю. Может хватит?

- А что с ними делать будем? - спросите вы.

  А им мы объясним, что списывая их "в тираж" за черту жизни мы их вовсе не выводим. Вот в свое время, почувствовав давление молодых тогда Крупенникова, Ненастьева, Кот ушла в "Череповецкий металлург" тогдашняя команда журналистов: Шкловский, Минин, Минина, Гагарина. В зарплате не потеряли, а жить стали спокойнее. Не состоялся Ненастьев как редактор - ничего, сделал правильный выбор: каждую неделю теперь надевает каску на голову и бороздит океаны череповецких производств - делает им правильный PR. А чем не работа? Иногда даже его за особые заслуги в монастыри мужские и женские на задание посылают! Тоже самое и для этих. Раз пришло новое время, а адаптироваться к его экономическим требованиям просто нет сил - ищите себе более спокойную и сытую нишу. Одну могу, например, подсказать: пресс-служба регионального отделения партии "Единства". Организаторские способности у вас не утеряны, листовочку сносную намалевать туда-сюда вполне способны, мероприятице  какое-никакое организовать тоже в силах вполне. А будет ГЕШ недоплачивать - можно и на "шабашке" заработать - там ЛДПР или КПРФ помочь (у них - кадровый дефицит), да и новая старая "Речь" всегда с удовольствием напечатает материальчик старых "речевцев" под заголовком: "А помнишь как бывало..."

  Да помню, помню я ваши...

  Герой Андрея Миронова в "Стариках -разбойниках" говорил своему визави философско-поэтически: "Нам время цвесть, вам время - умирать". И старик-разбойник понял все правильно. Как бы, между прочим, намного пережив, к сожалению, реального артиста изображавшего молодого нахала...

Игорь Васюков

Приглашаем на нашу страницу http://kyrier.km.ru 

Подпишитесь на наши рассылки!

Рассылки Subscribe.Ru
Череповец - Политическая жизнь
Череповец - Крупный бизнес и экономика
Череповец - малый и средний бизнес
Череповец - Культура и Искусство
Череповец - Информационные и компьютерные технологии
Череповец - Интернет
Череповец - Жизнь молодежи
Череповец - Жизнь среднего класса
Череповец - Спорт
Череповец - Отдых и досуг
Череповец - Вокруг права
Череповец - Средства Массовой Информции

 

MAFIA's Top100 become number one

MAFIA's Top100 SpyLOG

Для предложений пишите сюда - vil@tchercom.ru

"Курьер OnLine" 2000-2001

Перепечатка - только с разрешения редакции и ссылкой на данную страницу


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное