В минувшую пятницу в Москве прошел
очередной этап рассмотрения иска
Никулинской межрайонной прокуратуры в
отношении генерального директора "Северстали"
Алексея Мордашова.
Напомним, что Никулинский суд вынес
решение о рассмотрении дела в Череповецком
горсуде. Адвокаты противоположной стороны
попытались его обжаловать в вышестоящей
инстанции - Мосгорсуде. Однако решение
осталось в силе, и дело будет
рассматриваться в Череповце. Вместе с тем
стало известно, что Никулинская
межрайонная прокуратура отозвала свой иск
к Мордашову без объяснения причин.
Дальнейшее продолжение дела будет зависеть
от бывшей супруги генерального директора.
Обратится ли она в суд с иском от своего
имени или пойдет на мировое соглашение -
пока не известно.
Андрей Бедрик.
Новый джип для "Северстали"
разработают в Тольятти
"Северсталь" планирует заказать
"Автовазу" разработку технического
задания и макета нового джипа, который
будет производиться на УАЗе.
Этой информацией поделился с
журналистами первый замгенерального
директора "Северстали" Вадим Швецов на
московском автосалоне, работа которого
завершается сегодня. Уже на следующем
автосалоне, который пройдет в 2003 году,
металлурги планируют представить прототип
этого автомобиля. Предполагается, что он
будет с просторным салоном и оснащен
дизельным двигателем объемом 2,2-3 литра.
Разработка займет не менее полутора лет.
Через 5 лет планируется запустить
автомобиль в серийное производство.
Тольяттинцы, которые и сами в
ближайшее время собираются освоить выпуск
нового внедорожника Chevy Niva совместно с General
Motors, кстати говоря, не опасаются, что джипы
УАЗ и ВАЗ станут конкурировать, поскольку
автомобили будут разными и по цене, и по
технической оснащенности. Это уже второй
проект, который "Северсталь"
осуществляет с "Автовазом". Ранее
достигнута договоренность о том, что
Заволжский моторный завод, подконтрольный
металлургам, будет поставлять в Тольятти
дизельные двигатели для класса "С".
Вообще же для этих двух
автопредприятий, принадлежащих "Северстали",
ЗМЗ производит 600 тысяч двигателей в год, 50%
из них - дизельные, 50% - бензиновые с
электронным впрыском. УАЗ к 2005 году должен
выйти на выпуск 150-160 тысяч автомобилей в год,
10 тысяч из которых пойдут на экспорт.
Генеральный директор комбината Алексей
Мордашов также посетил московский
автосалон. По сообщению пресс-центра "Северстали",
Алексей Александрович отметил, что "УАЗ
не достигает уровня "БМВ" и "Мерседеса",
но 10-12-кратная разница в цене оставляет
определенную нишу на рынке нашим машинам и
в России, и даже за рубежом".
Андрей Бедрик.
Топ-менеджеры "Северстали"
комментируют итоги участия двух
предприятий группы - ЗМЗ и УАЗ - в работе
Российского международного "Автосалона-2001".
Генеральный директор
ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов:
"Представленные на стенде УАЗа
автомобили в 2003 году будут поставлены на
поток, по крайней мере, УАЗ 3162. Мы нашли
оптимальное соотношение цены и качества, и
это позволяет УАЗу надеяться на хорошее
будущее. Вне всяких сомнений, "Северсталь"
будет уделять внимание и выделять средства
на перспективное развитие автомобилей.
Конечно, УАЗ не достигает уровня БМВ,
Мерседеса, но 10-12-кратная разница в цене,
которая есть сегодня даже между нашими
перспективными моделями и сегодняшними
западными моделями оставляет определенную
нишу на рынке нашим машинам и в России, и
даже за рубежом. Я считаю, что мы смотримся
вполне конкурентоспособными, начинаем
приближаться к западному уровню, что
подтвердил интерес посетителей
закрывающегося завтра автосалона к
продукции УАЗа".
О перспективах
развития УАЗа и ЗМЗ говорил на состоявшейся
в рамках автосалона пресс-конференции председатель
Совета директоров обоих предприятий,
первый заместитель генерального директора
ОАО "Северсталь" Вадим Швецов: "Самая
главная программа, без которой не может
развиваться автомобилестроение,
подчеркнул В. Швецов, - техническая и
инвестиционная программы. Сегодня можно
сказать, что стратегии УАЗа и ЗМЗ
определены. Для УАЗа стратегический выбор
сделан - это производство недорогих
специальных полноприводных автомобилей на
рамной основе широкого спектра применения.
Для ЗМЗ - массовое сборочное производство
дизельных и бензиновых двигателей. Планом
развития УАЗа предусмотрено производство в
2005 году 150-160 тысяч автомобилей, из них 10
тысяч - для экспорта. Общий объем выпуска
двигателей ЗМЗ должен быть не менее 600 тысяч
в год.
В этой связи большое значение
имеет договоренность Заволжья с
Тольятинскими автомобилестроителями. Она
касается производства на ЗМЗ семейства
дизельных двигателей для класса "С".
Теперь у ЗМЗ появляется новый покупатель в
лице ВАЗа. Кроме того, ЗМЗ будет продолжать
обслуживать такие автозаводы, как ГАЗ в
классе "С" и перспективные машины в
классе "Д", УАЗ в классе СУВ. Причем, 50%
производства ЗМЗ будут составлять
дизельные двигатели, другую половину -
бензиновые двигатели с электронным
впрыском".
Организационно-правовая форма/форма
собственности: открытое акционерное
общество
по ОКОПФ/ОКФС: 47
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ: 384
Наименование
показателя
Код
строки
За
отчетный период
За
аналогичный период прошлого года
1
2
3
4
I. Доходы и
расходы по обычным видам
деятельности
Выручка от продажи
товаров, продукции, работ, услуг за
вычетом налога на добавленную
стоимость, акцизов и т.п. налогов и
обязательных платежей (нетто -
выручка)
010
25 895 888
29 917 012
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг
020
(18 692 109)
(15 043 726)
Валовая прибыль
029
7 203 779
14 873 286
Коммерческие расходы
030
(1 359 212)
(1 459 187)
Прибыль / убыток от
продаж (строки 010-020-030)
050
5 844 567
13 414 099
II. Операционные
расходы и доходы
Проценты к получению
060
177 194
144 465
Проценты к уплате
070
(26 726)
(100 618)
Доходы от участия в
других организациях
080
-
-
Прочие операционные
доходы
090
362 566
120 446
Прочие операционные
расходы
100
(404 940)
(233 116)
III.
Внереализационные доходы и
расходы
Прочие
внереализационные доходы
120
423 669
359 988
Прочие
внереализационные расходы
130
(357 026)
(548 596)
Прибыль/убыток до
налогообложения (строки
050+060-070+080+090-100+120-130)
140
6 019 304
13 156 668
Налог на прибыль
150
(1 734 278)
(3 148 934)
Прочие обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные
фонды
В пункты приема лома ежегодно
поступает около 100 тыс. тонн краденых
цветных металлов. Криминальный оборот лома
в России оценивается в 100 млн. долларов, а
ущерб от хищения цветного металла достиг в
1999 году 2 млрд. рублей.
Стремясь навести порядок с
заготовками лома, правительство издало
постановление "Об утверждении положения
о лицензировании деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома черных и
цветных металлов". Пройти процедуру
лицензирования предписывалось в
трехмесячный срок, после чего действие
старых лицензий прекращалось. Час пробил 27
августа.
В новом документе выдвинуты жесткие
требования к ломозаготавливающим и
ломоперерабатывающим компаниям. В
частности, от каждого пункта по приему лома
требуется наличие пресса большой мощности,
химлаборатории, приборов радиационного
контроля и контроля за взрывобезопасностью.
Утверждается, что предъявленные к пунктам
заготовки черных и цветных металлов
требования исключат переработку "гаражным
методом" и избавят Россию от воровства
металла. Оказалось, что все не так просто.
Первыми возмутились сами
переработчики лома. Жесткие требования по
оборудованию ломоприемных организаций
лишают возможности работать мелким
сборщикам. Их большинство. Сборка лома
станет затруднительной. В Москве без
лицензий останется более 2 тысяч компаний, в
Санкт-Петербурге - более тысячи. По
Вологодской области таких данных пока нет.
Тревожатся и металлурги. На ОАО "Северсталь"
заявили, что у предприятия есть более 300
договоров на поставку лома с компаниями в
Московской, Свердловской, Владимирской,
Тверской, Мурманской и других областях. На
комбинате пока не знают, какие из них
получили новые лицензии. По
предварительным данным, лишь
незначительная часть. Считается, что в
результате введения жестких ограничений
резко возрастет стоимость металлолома,
поскольку удалит с рынка мелких игроков,
которые поддерживают достаточно низкую
цену. Рост стоимости металлолома вызовет
подъем цены проката. За ним последует
удорожание продукции машиностроения,
автомобилестроения. От этого снизится
прибыльность "Северстали" и других
металлургических предприятий. Не будет
возможности поднимать заработную плату,
что вместе с ростом цен на
народнохозяйственную продукцию приведет к
новому витку инфляции.
Если же металлурги не будут повышать
цены на свою продукцию, последует
увеличение ее себестоимости, а
следовательно, снижение поступлений в
бюджеты. Поэтому руководители
металлургических предприятий намерены
объединить свои усилия и обратиться в
правительство с просьбой о смягчении
требований к мелким ломосборщикам. Того же
хочет добиваться и Российская ассоциация
операторов рынка цветных и черных металлов.
На Российском международном
автосалоне, который закрывается в
среду, журнал "За рулем" вручил
свои традиционные призы наиболее
примечательным, с точки зрения
редакции, экспонатам и участникам
выставки. "Золотых Пегасов"
удостоились: "Ижмаш-авто" - за
возрождение марки "Иж", компания
Bosch - как наиболее популярная у
автомобилистов марка, а "Лучшим
автомобилем" автосалона назван
Volkswagen Passat W8.
Особенно интересно было следить за
выбором победителя в номинации "Прорыв
года", как провокационной по своей
сути (она введена в этом году впервые).
Жюри предстояло определить компанию,
существенно повлиявшую на развитие
отечественной автомобильной отрасли.
Это при том, что российский автопром
продолжает пребывать в полумертвом
состоянии, просит помощи у государства
и объективно не обещает реальных
перемен к лучшему в ближайшие 10 лет. Но
в то же время именно в прошедшем году в
отрасли начались изменения, связанные
с переделом собственности, приходом в
автомобилестроение "смежных"
отраслей, на смену "красным
директорам" пришли "молодые львы",
и начался перевод автозаводов с
госпланирования в режим реального
бизнеса.
- Нам тоже было интересно, - сказал "Известиям"
Владимир Аркуша, заместитель главного
редактора журнала "За рулем", -
лучшую компанию определяли известные в
стране государственные и общественные
деятели: Аркадий Вольский, Герман Греф,
Сергей Кириенко, Владимир Познер, Юрий
Батурин, Сергей Митин, Олег Морозов,
Сергей Франк, Наталья Раевская.
В претендентах оказались: ВАЗ (за
обширную экспортную программу, по
которой было продано за рубеж 100 тыс.
автомобилей), "Сибал" (как самый
активный инвестор автопрома), "Северсталь"
("металлисты" сумели вывести
Ульяновский автозавод на безубыточный
уровень производства), дирекция
строительства дороги "Дальний
Восток" (за трассу Чита-Хабаровск) и
"Форд СНГ" (за активную работу на
нашем рынке и усилия построить завод
"несмотря ни на что").
И все же предпочтение было отдано "Ижмаш-авто".
"За возвращение марки "Иж"
буквально с того света, - сказал летчик-космонавт
Юрий Батурин. - Это был отчаянный, на
стадии агонии рывок, который сравним с
движением тела космонавта в период
перегрузок".
А перед объявлением победителя в
номинации "Доверие потребителя" (тоже
впервые в этом году) под звуки там-тамов
почему-то танцевали негры с пустыми
цветными канистрами из-под
автомобильного масла. Опросы, в том
числе и по Интернету, показали, что
марки "ЛУКОЙЛ", ТНК, Shell, Turtle Wax (автокосметика)
и ВР пользуются в народе особым
доверием и популярностью. И все же
победителем стала марка Bosch. "За
автомобильную электрику, которую можно
встретить даже в езженной-переезженной
"копейке", - объявил ведущий шоу
Кирилл Набутов.
- Мне грустно, что сегодня забыты слова
Роберта Боша, великого изобретателя и
создателя марки, - сказал "Известиям"
вручавший премию Виктор Панярский,
президент Национальной ассоциации
издателей, - который мудро заметил: "Лучше
потерять деньги, чем доверие клиента".
По словам Владимира Аркуши, с
номинантами на звание "Лучший
автомобиль" все было проще. Интрига
заключалась лишь в том, кого, в конце
концов, сумеют выбрать журналисты
издания из плотного списка достойных
претендентов: шестидверный лимузин с 12-цилиндровым
мотором Audi A8L, полноприводный VW Passat W8,
обновленный Mercedes-Benz ML500 и этой же марки
удлиненный A-160, кардинально измененный
SAAB 9-5, автомобиль будущего BMW Z9, новые
Hyundai Sonata и Matrix или "Антэл" от ВАЗа.
Победителем стал Volkswagen Passat W8. И глава VW
в России Торсон Бландер, получая приз,
тут же пообещал удивить москвичей на
следующем автосалоне первым
внедорожником компании, имея в виду,
видимо, Colorado, у которого, правда, к тому
моменту еще может поменяться название.
Российской глубинке (а о ней ведь
совсем забыли) сегодня и в самом деле
нужны машины вроде "ижей" - по
карману, работящие и ремонтопригодные.
А нашим "рукастым" автомобилистам
- свечи, провода, аккумуляторы и "катушки",
способные бесперебойно работать на
любых машинах в слякоть и холод. Крутым
же автомобилистам подоспела пора иметь
W-образные моторы, которые не ставятся
еще на другие серийные автомобили.
Свои призы на российских автосалонах
журнал "За рулем" вручает в
восьмой раз. С 1994 года ими были отмечены
автомобили BMW 7-й серии, Mercedes-Benz E-класса,
Hyundai Sonata, Toyota Corola, Volvo S80, Nissan Primera, ГАЗ-2169
"Комбат".
Последним "бесхозным"
производителем легковых автомобилей
заинтересовался "Сибирский алюминий".
Его "дочка" - компания "Руспромавто"
- консультируется с правительством Москвы и
руководством "Москвича" о том, как
подключить АЗЛК к своему автохолдингу.
Успех этого проекта зависит от того, как
скоро столичные власти добьются передачи
контрольного пакета акций "Москвича"
из федеральной в городскую собственность.
Осведомленный
источник в московском правительстве сказал
"Ведомостям", что глава "Руспромавто"
Дмитрий Стрежнев провел серию встреч с вице-премьером
правительства Москвы Валерием Шанцевым и
гендиректором "Москвича" Рубеном
Асатряном. "Они говорили про альянс АЗЛК
с ГАЗом, позволяющий рационально
использовать действующие мощности "Москвича",
- уточнил наш собеседник.
Представители
"Руспромавто" не раскрывают детали
переговоров, утверждая, что компания всего
лишь изучает техническое состояние завода.
О покупке контрольного пакета АЗЛК речь
идти не может, поскольку более 59% акций
завода все еще находятся в собственности
РФФИ.
Согласно указу
президента и постановлению правительства
от 1997 г. федеральные власти должны передать
59% акций АЗЛК столичным властям. Однако
федерация готова отдать АЗЛК только при
условии урегулирования вопроса о долге
завода по кредиту в размере $625 млн,
выделенному в 1987 г. под строительство цеха
по производству двигателей. В начале 2001 г.
представители Минимущества заявляли, что
долги будут списаны в счет федеральных
субвенций Москве за исполнение столичных
функций. Однако эту идею заблокировал
Минфин, посчитав ее слишком невыгодной для
бюджета. В 2001 г. Москве полагается 6 млрд руб.
субвенций, что втрое меньше валютных долгов
"Москвича".
Источник в
московском правительстве недоумевает,
почему "Руспромавто" ведет переговоры
не с федеральными властями, а именно с
мэрией, которой "Москвич" не
принадлежит. Замминистра финансов Белла
Златкис сказала "Ведомостям", что "Сибал"
и "Руспромавто" не обращались в Минфин
с какими-либо предложениями относительно
долгов и акций "Москвича". Остается
предположить, что структуры "Сибала"
все же надеются на передачу акций
автозавода в собственность города. По
словам Златкис, это может произойти к концу
года: сейчас Минфин создает
внутриведомственную комиссию, которая
решит вопрос с валютными долгами
автозавода. Златкис отказалась
комментировать возможные варианты
расшивки долга АЗЛК, добавив: "Мы
надеемся, что до конца года вопрос будет
урегулирован и акции будут переданы
правительству Москвы".
Переговоры по
"Москвичу" - не первый проект столичной
мэрии и "Сибала". Еще в декабре
прошлого года они подписали масштабное
соглашение, которое предусматривает
участие группы в реализации различных
городских программ. Как говорят в "Русавтопроме",
скоро ГУП "Мосгортранс", "Русавтопром"
(торговый дом "Руспромавто") и компания
"Тушино-Авто", крупнейшим акционером
которой является мэрия, подпишут договор о
поставке до конца года 336 автобусов для нужд
муниципального транспорта. Контракт
оценивается примерно в $23,5 млн, и это будет
крупнейший заказ для "Русавтопрома".
Тем не менее
аналитик компании "Тройка Диалог "
Андрей Иванов был крайне удивлен интересом
"Руспромавто" к АЗЛК. По его мнению,
единственным российским предприятием,
занимающим твердые позиции на российском
рынке легковых автомобилей, является "АвтоВАЗ".
Иванов отмечает, что у "Москвича" нет
перспективных моделей: если "Сибал"
установит контроль над заводом, то
столкнется с теми же проблемами, что и на
ГАЗе, у которого дизайнерский портфель тоже
пуст.
"МОСКВИЧ"
ОСТАЛСЯ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ.
Правительство
своим постановлением признало утратившим
силу постановление от 17 июля 1996 г. "О
государственной поддержке акционерного
общества "Москвич". Это постановление
предусматривало, в частности, выделение 100
млрд неденоминированных рублей для
поддержки московского автозавода в
качестве предварительной оплаты
автомобилей завода в счет погашения
обязательств государства перед
владельцами целевых чеков на право
получения автомобилей, выданных в 1991 - 1992 гг.
Предусматривалось также, что "Москвич"
будет участвовать в товарных схемах
погашения внешнего долга бывшего СССР в
размере сумм контрактов, заключаемых
заводом с импортером, уполномоченным
правительством страны-кредитора.
Планировалось, что в бюджете страны в
период 1997 - 2001 гг. будет ежегодно
предусматриваться направление необходимых
средств на реализацию программы
реструктуризации и финансового
оздоровления "Москвича".