Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 13/11/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 13/11/2019
============================================================
Протопресвитер Александр Киселев как один из первых вестников воссоединения Русской Церкви

13.11.2019 17:59 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85482
------------------------------------------------------------




Москва, 13 ноября, Благовест-инфо. Вечер памяти выдающегося деятеля Русского Зарубежья, протопресвитера Александра Киселева (1909-2001 гг.) состоялся 11 ноября в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Мемориальная встреча была приурочена к 110-летию со дня рождения известного православного священника.



«Знаменательно, что наша встреча организована в Соборной палате, где проходили заседания Поместного Собора 1917-1918 гг. В сложную эпоху, которая началась тогда, отец Александр явил образ верности Богу, православию, России», – начал свое выступление епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он тепло вспоминал об отце Александре и его супруге матушке Каллисте, с которыми общался после их возвращения в
Россию в 1991 году. Переехав из США, они жили в маленьком помещении в Донском монастыре, матушка тяжело болела, но даже в таком сложном положении эти два весьма пожилых человека были примером любви, взаимопонимания, настоящей супружеской верности и соработничества. Сам отец Александр был «очень живой человек, отзывчивый на любую беду, готовый помочь, очень искренний, что в церковной среде встретишь далеко не всегда», – сказал выступавший.







Любовь к России, из которой о. Александр был увезен родителями сразу после революции 1917 г., – еще одно замечательное качество этой семьи, продолжил епископ. По его словам, можно было ожидать, что в конце 80-начале 90-х гг., когда наступило время религиозной свободы, многие зарубежные священники вернутся в Россию, чтобы возрождать Русскую Церковь. Но вернулись совсем не многие, и один из первых – о. Александр, который приехал без всяких гарантий, не имея здесь жилья, но как только устроился,
продолжил в Москве активную просветительскую деятельность и даже издавал свой журнал «Русское возрождение».



Протоиерей Владимир Воробьёв, ректор ПСТГУ много раз встречался и служил вместе с о. Александром. «Он прошел удивительный путь, полный испытаний, страданий, а его простое лицо всегда сияло радостью, спокойствием, дружелюбием. Рядом с ним ты всегда чувствовал себя на равных, с каждым он говорил, как с близким человеком», – такое впечатление сложилось у о. Владимира от общения с о. Александром в Москве.



Отметив основные вехи жизненного пути семьи Киселевых, ректор акцентировал роль о. Александра в событиях, которые предшествовали воссоединению двух ветвей Русской Церкви в 2007 г. В США о. Александр находился в юрисдикции РПЦЗ. Когда Синод РПЦЗ принял решение о создании приходов РПЦЗ в России, священник «нашел силы выступить против» углубления раскола, отметил о. Владимир. Он также рассказал, что о. Александр и Патриарх Алексий II были очень давно знакомы: юношей Алеша Ридигер прислуживал в
алтаре, когда о. Александр, тогда уже молодой священник, служил в Эстонии. Семьи Киселевых и Ридигеров были дружны. Во время визита Патриарха Алексия II в США в ноябре 1991 г. о. Александр подошел под благословение главы Московского патриархата, за что тут же был запрещен в служении митрополитом Виталием, возглавлявшим РПЦЗ. По словам ректора ПСТГУ, это во многом побудило о. Александра «в глубокой старости, оставив прихожан, детей и внуков, возвратиться в Россию», к
оторую он покинул в восьмилетнем возрасте.



Таким образом «о. Александр проторил дорогу для воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в России. Он вступил на путь церковного подвига… Это один из первых шагов примирения и прощения. И это величайший подвиг, который мы пока не оценили, он достоин быть вписанным в историю нашего воссоединения и всего ХХ века», – сказал о. Владимир. По его словам, сейчас многим трудно представить степень отчуждения и враждебности, которая существовала между РПЦЗ и РПЦ. «Нас воспринимали как
советскую чуму. Нас даже не пустили на порог храма (РПЦЗ - ред.), и священник не вышел к нам познакомиться», – поделился он впечатлением от своей поездки в США в 1997 г.



В Нью-Йорке храмы РПЦЗ и РПЦ находились буквально через улицу, но их прихожане и клирики никогда не общались, подтвердил протоиерей Петр Холодный, внук протопресвитера Александра Киселева. О. Петр принимал непосредственное участие в процессе переговоров, предшествовавших воссоединению РПЦ и РПЦЗ в 2007 г., и он также считает, что в этом событии сказалось «огромное влияние дедушкиной работы». «Он 40 лет прожил в США, но ни слова не говорил по-английски, все мысли его были о России. Дома нам
запрещали говорить по-английски. Вся семья жила глубокой верой в воскресение России», – вспоминал о. Петр.







О.Александр и м. Каллиста. Фото: protopresviter.narod.ru



На вечере он показал ряд фотографий, рассказывающих об о. Александре – его семье (мать – урожденная княгиня Шаховская, о. Александр составил родословное древо, восходящее к Рюрику), о скаутской юности в Таллине, о дружбе с Ридигерами, знаменательном паломничестве на Валаам, женитьбе. Особое внимание о. Петр уделил времени Второй мировой войны, когда Киселевы оказались в Германии, где священник «развернул огромную деятельность», заботясь о советских пленных и остарбайтерах: старался
их подкормить, крестил, исповедовал и причащал. В 1945 г., после разгрома Гитлера, в Мюнхене о. Александру удалось получить почти полностью разрушенный дом, в котором он устроил приют «Милосердный самарянин». Со временем там разместился целый комплекс: столовая, школа, мастерские, сестричество милосердия, издательство и домовый храм в честь преп. Серафима Саровского. Это посвящение связано с чудом: на развалинах разбомбленного здания, в котором размещался ранее ш
таб Гитлерюнгенда, была найдена небольшая фотография с иконы прп. Серафима, которая стала реликвией храма. Эта икона была специально принесена на вечер памяти о. Александра.



«Житие о. Александра Киселева было поистине евангельским, он реализовал Евангелие в своей жизни», – сказал протоиерей Леонид Калинин, который часто навещал о. Александра в Донском монастыре в 90-е г. и участвовал в его просветительских проектах. Уже тогда он «проникся подвигом о. Александра, который пошел против своего руководства (митрополита Виталия – ред.), он действовал как христианин».



Протоиерей Валентин Васечко обратил внимание на то, что о. Леонид совершенно сознательно сказал «житие» о. Александра, а не «жизнь». По словам о. Валентина, одно из условий канонизации – это церковное почитание. «Его мы сейчас и видим. В Донском монастыре, на пустом месте, о. Александр создал общину людей, которые его по сей день помнят», – сказал он, добавив, что священник был для него «символом России, которую мы потеряли».



«Прошло уже много лет, но о. Александра любят и вспоминают», – подтвердил директор Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына Виктор Москвин. Он вспомнил, что в русском зарубежье о. Александра называли «движенцем» – он был активным участником РСХД в Прибалтике в 30-е гг. «Высокие идеалы РСХД он пронес через всю свою жизнь. Созданный им дом «Милосердный самарянин» – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближнему», – отметил
Москвин.







О.Александр Киселев. Фото: protopresviter.narod.ru



«Евангельская доминанта жизни о. Александра – помогать людям, где бы он ни оказывался», – сказал священник Игорь Шумилов, который создал сайт, посвященный о. Александру Киселеву, где собраны его автобиографические заметки, многие публикации, семейные фотографии и воспоминания о нем и о матушке Каллисте.



О. Игорь коснулся страницы биографии о. Александра, которая смущает даже некоторых его почитателей: священник принял активное участие в организации Русской освободительной армии (РОА) генерала А. А. Власова, был заместителем Власова на посту президента Общества «Народная Помощь» при КОНР (Комитет освобождения народов России) для оказания социальной помощи семьям чинов РОА, был главным военным священником «власовцев». По словам же о. Игоря, о. Александр использовал любую возможность,
чтобы помочь страждущим, пленным, что и делал он в рамках КОНР. А в генерале Власове он «видел патриотизм, а не коллаборационизм». «Для чистых все чисто», – процитировал он в связи с этим апостольское послание.



О. Владимир Воробьев тоже не обошел эту тему: «Генерал Власов считается в России предателем. Но о. Александр увидел в нем человека, достучался до его сердца, оставил свидетельство о его обращении к вере». Священник сотрудничал с Власовым «без политической подоплеки, без антисоветского стремления объединиться с нацистами», он собрался «помочь не в борьбе с СССР, а в борьбе с атеизмом», считает ректор ПСТГУ. Ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Гачева полагает, что
участие о. Александра в духовном окормлении РОА продиктовано его стремлением «идти в гущу человеческого страдания». «Он крестил и причащал всех – и власовцев, и интернированных, и пленных. Это подвиг святости. Я убеждена, что мы будем почитать о. Александра в лике святых», – заключила филолог.



Юлия Зайцева


============================================================


Всемирный день бедных в Москве будет посвящен бездомным

13.11.2019 17:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85480
------------------------------------------------------------




Москва, 13 ноября. «Каритас России» - российское отделение международной благотворительной организации Caritas internationalis - проведет ряд мероприятий по случаю Всемирного дня бедных 17 ноября.



«Бедные нуждаются в наших руках, чтобы подняться; в наших сердцах, чтобы почувствовать заново тепло любви; в нашем присутствии, чтобы выдержать одиночество. Проще говоря, они нуждаются в любви»: именно этими словами Папы Франциска из Послания на Третий всемирный день бедных будут вдохновляться начинания 17 ноября.



В Москве они станут местом взаимодействия тех, у кого есть дом, с теми, у кого его нет. Согласно официальным данным Мосстата, в 2018 году только в Москве погибли 2674 бездомных. Поэтому именно бездомные будут основными участниками дня солидарности с людьми в трудной жизненной ситуации. Они приглашены выступить на круглом столе в Москве, который пройдет в культурном центре «Встреча» в 14 часов (ул. Дербеневская 14, корп. 3). Бездомные ответят на вопросы о своей проблеме и о социальной работе с
ними. Будут также представлены данные социологических исследований Службы помощи бездомным, охватывающих столицу и область. Речь пойдет о роли различных организаций в жизни нуждающихся и о вариантах улучшения их ситуации. Вечером волонтеры выйдут на улицы Москвы для общения с людьми, гуманитарной поддержки и предложения помощи.



В Саратове, Волгограде и Астрахани вся неделя, предваряющая Всемирный день бедных, посвящена милосердию. В Новосибирске 17 ноября запланированы мероприятия в детском клубе, благотворительной столовой и патронажной службе «Каритас», сообщает Vatican News.


============================================================


Бог оставляет нам право на ошибку. А мы ищем пошаговую инструкцию
Священник Глеб Козлов - о духовном взрослении

13.11.2019 16:53 | "Православие и мир"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85479
------------------------------------------------------------

============================================================


Презентация-встреча: о красоте через науку. Москва
14 ноября

13.11.2019 16:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85478
------------------------------------------------------------
Дата проведения: 14 ноября 2019



Время: 19:00–21:00



Место: ул. Покровка, д. 27, стр. 1. Культурный центр «Покровские ворота»



Книга «Хаос. Закон. Свобода» — это беседы об общечеловеческих смыслах, обращенные к светской аудитории, никогда не издававшиеся на русском языке ранее.



Хаос и порядок, красота и сложность, закон и свобода, дух и психика — митрополит Антоний поднимает важнейшие вопросы бытия и дает на них глубокие, умные, честные и вдохновляющие ответы. Владыка рассматривает в одном ключе юридический, природный и моральный законы, говорит о творческом хаосе потенциальных возможностей, о стабильности, которая не является признаком духовности, и многом другом.



На встрече Артём Оганов, доктор физико-математических наук, поделится своими впечатлениями о книге митрополита Антония, а также расскажет о личных встречах с владыкой. Слушатели смогут взглянуть на наследие митрополита Антония Сурожского глазами знаменитого ученого-естественника и просто мыслящего человека.



Артём Оганов — российский кристаллограф-теоретик, минералог, химик, педагог, профессор РАН. Наиболее известен работами по созданию методов компьютерного дизайна новых материалов и предсказания кристаллических структур, а также по химии высоких давлений и изучению вещества планетных недр. Является одним из самых цитируемых ученых России.



Модератор встречи: Константин Мацан — журналист, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера», писатель, музыкант.



На встрече вы сможете:

∙ задать интересующие вопросы участникам презентации;

∙ приобрести книги митрополита Антония и другие издания «Никеи».



Встреча состоится при поддержке издательства «Никея» и Фонда духовного наследия митрополита Антония Сурожского.



Вход свободный, но требует регистрации.


============================================================


Более 30 священников подписали открытое письмо в защиту нарколога Каклюгина

13.11.2019 16:23
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85477
------------------------------------------------------------




Москва, 13 ноября. Более 30 священнослужителей Русской православной церкви подписали открытое письмо в защиту ростовского врача-нарколога, православного общественного активиста Николая Каклюгина, которого суд признал виновным в хранении наркотиков.



Автор более 200 публикаций в светских и церковных изданиях по борьбе с наркоманией, 38-летний психиатр-нарколог Николай Каклюгин был задержан в Ростове-на-Дону в октябре прошлого года и заключен под стражу. Сначала он обвинялся в «покушении на сбыт наркотиков в крупном размере». Затем, как уточнил РИА Новости представитель ростовского суда, статью переквалифицировали, и во вторник Каклюгина приговорили к четырем годам колонии за «приобретение, хранение наркотиков в крупном размере».
Приговор еще не вступил в законную силу.



Открытое письмо в защиту Каклюгина, опубликованное на православном портале «Правмир», подписали на данный момент более 400 человек, в их числе священники и дьяконы, православные общественные деятели, журналисты, юристы, медицинские работники и другие его сторонники. Сбор подписей под письмом продолжается.



В письме говорится о том, что у многих общественных деятелей страны и священнослужителей Русской православной церкви арест Каклюгина вызвал недоумение. Авторы обращения заявляют, что Каклюгин «много лет боролся не только с наркоугрозой, но и с тоталитарными религиозными организациями, многие из которых под видом реабилитации наркозависимых стремились расширить свое присутствие в России». В письме также утверждается, что «разговоры о наркозависимости Каклюгина и его причастности к сбыту
наркотиков не имеют под собой ни малейших оснований».



При этом подписанты отмечают, что расследование было проведено не достаточно тщательно и с нарушениями, которые были отражены в жалобах адвокатов.



Ранее депутат Госдумы РФ, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Сергей Шаргунов сообщил РИА Новости, что, «основываясь на большом количестве обстоятельств», обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с запросом по делу Каклюгина «с просьбой разобраться в этой истории». По словам Шаргунова, улики и основания обвинения, на которых строится дело Каклюгина, «вызывают большие сомнения».



В поддержку Каклюгина ранее также было подписано обращение 17 православных священников во главе с главой координационного центра РПЦ по противодействию наркомании епископом Каменским Мефодием. Кроме того, ряд священнослужителей после задержания Каклюгина записали видеообращения в его защиту.


============================================================


На телеканале "Мир" покажут фильм об отшельнице Агафье Лыковой

13.11.2019 16:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85476
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости/Илья Питалев



Москва, 13 ноября. Документальный фильм «Одна дома», снятый телеканалом «Мир» совместно с агентством «Социальные Сети», о жизни отшельницы Агафьи Лыковой, живущей в глухой тайге на территории заповедника в Республике Хакасия, покажут на телеканале в среду. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу канала.



«В среду, 13 ноября 2019, в полночь, на телеканале «Мир» выходит документальный фильм «Одна дома», посвященный знаменитой российской отшельнице Агафье Лыковой. Это одна из первых попыток рассказать о Лыковой, не как о «таежном Робинзоне», а раскрыть религиозный и социальный аспект затворничества - осознанный побег от цивилизации», - говорится в сообщении.



Съемки картины проходили на заимке Лыковых у реки Еринат в Хакасском национальном заповеднике. Кроме того, съемочная группа посетила село старообрядцев Таяты, природный парк Ергаки, соленые озера Хакасии, Саяно-Шушенскую ГЭС и техногенный Туимский провал, а также встретилась с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием.



«Про Агафью Карповну снято немало фильмов, и написаны сотни статей, но там ее представляют эдакой чудачкой, которая живет на опушке леса. На самом деле Лыкова осознанно не хочет возвращаться на «большую землю» и стала примером для подражания для многих, уставших от цивилизации», - приводит пресс-служба слова продюсера фильма и организатора экспедиции Дениса Терехова.



Второй фильм, созданный в рамках этой же поездки, «Сельские леди и джентльмены» находится в производстве. Он расскажет о том, почему люди осознанно отказываются от цивилизации и уезжают в сибирские села. ТАСС является партнером проекта.



Об Агафье Лыковой



Агафья Лыкова - единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры.



К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин (45 лет) и Димитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года) и Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли трое из детей, а в 1988 году ушел из жизни отец Лыковых. Агафья живет в тайге одна, периодически с ней остаются добровольные помощники, чтобы управляться с хозяйством.


============================================================


Радио "Вера" начало вещание в Вологде

13.11.2019 15:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85475
------------------------------------------------------------




Москва, 13 ноября. 13 ноября в Вологде на частоте 96.0 FM начало вещание радио «Вера» — крупнейшая сетевая православная радиостанция, слушателями которой уже стали десятки миллионов россиян из разных регионов страны. В настоящее время радио «Вера» вещает в 52 городах России, сообщает Патриархия.Ru.



По сообщению информационного отдела Вологодской епархии, в декабре 2018 года состоялся конкурс на получение права осуществлять наземное эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот. По итогам конкурса частоту 96.0 FM в городе Вологде выиграл радиоканал «София», время вещания — ежедневно, круглосуточно с программной концепцией радио «Вера»/



Радио «София» — это православный информационный проект Вологодской епархии по обеспечению эфирного вещания радио «Вера» и созданию регионального контента в Вологодской области. Проект реализуют инициативные православные миряне, получившие благословение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия на создание и развитие профильной автономной некоммерческой организации.



«Важность расширения вещания радио «Вера» по новым городам отмечал Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2017 года, назвав этот проект «большим прорывом», — рассказал главный редактор радио «София» Павел Щербина. — Вологодская епархия активно включилась в расширение вещания радио «Вера» на региональном уровне, учитывая, что это важный просветительский проект помогает людям разных религиозных убеждений лучше понять
и узнать основы православной веры, культуру и традиции народов, живущих в регионе».



Проект ориентируется не только на воцерковленных слушателей, но в первую очередь — на людей светских, интересующихся смыслами и вопросами веры.



Усилия Вологодской епархии по созданию оригинального радио, которого до сих пор не было в Вологодском регионе, поддержало Правительство Вологодской области, Законодательное Собрание области и полномочный представитель Президента в Северо-Западном Федеральном округе.



«Стоит отметить, что радио «Вера» с 12 ноября 2018 года уже стало доступным в эфире для слушателей индустриального Череповца, — отметил Павел Щербина. — В зоне уверенного приема находится Череповецкий, Кадуйский и Шекснинский районы Вологодской области. Теперь же, после начала вещания в Вологде слушателями «светлого радио» стали жители Вологодского, Грязовецкого, Междуреченского, Сокольского и Усть-Кубинского районов».



Эфир радио «Вера» — это диалог с современным горожанином о целостности восприятия окружающего мира, вере, нравственности, культуре, традициях. Основу информационного вещания составляют авторские и разговорные программы, а также рассказы об искренней любви и благотворительности, литературе и семейных традициях, примерах самоотверженности и самых обычных житейских радостях.



Ежедневно радиостанция приглашает в эфир известных священнослужителей, общественных деятелей, представителей творческой и научной интеллигенции, спортсменов и других интересных людей. Музыкальный формат радиостанции включает, в частности, классические и современные российские и зарубежные музыкальные произведения, мелодичные русскоязычные баллады, романсы, авторскую песню.



В эфире радио отсутствует коммерческая реклама. В то же время заметное место уделяется рассказу о благотворительных и социальных проектах.



Радио «Вера» можно слушать в Интернете.



У радиостанции есть два канала в мессенджере Telegram: Канал Евангелие, Канал Церковный календарь. Первый канал ежедневно присылает отрывки из Евангелия, второй напоминает о православных праздниках, постах, днях памяти святых и важных событиях в жизни Церкви.


============================================================


Австралия: Верховный Суд принял к рассмотрению апелляцию кардинала Пелла

13.11.2019 14:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85473
------------------------------------------------------------




Канберра, 13 ноября. Верховный Суд Австралии – последняя инстанция в австралийской судебной иерархии – принял к рассмотрению апелляцию кардинала Джорджа Пелла, приговоренного к шести годам лишения свободы за насилие над двумя малолетними, сообщает Vatican News.



На протяжении всего судебного процесса иерарх настаивал на своей невиновности. Решение суда первой инстанции, обнародованное в феврале, но вынесенное еще в декабре прошлого года, было подтверждено в августе Верховным Судом штата Виктория двумя голосами против одного. Судья Марк Вейнберг выступил против потому, что единственная жертва предполагаемого преступления, оставшаяся в живых, не заслуживает доверия, а сам приговор не удовлетворяет базовому принципу, согласно которому он не может быть вынесен, если
доказательства не подтверждают виновность вне всякого разумного сомнения. Именно этот факт, считают адвокаты кардинала, вселяет надежду на отмену решения суда предыдущей инстанции.


============================================================


Верховный суд Индии вынес решение о сносе мечети XVI века и постройке индуистского храма

13.11.2019 14:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85472
------------------------------------------------------------
Нью-Дели, 13 ноября. Верховный суд Индии 9 ноября вынес вердикт по делу, которое длилось не один год. Спорный земельный участок в городе Айодхья с развалинами старинной мечети 16 века Бабри будет отдан под постройку нового индуистского храма. Споры о том, кому должен принадлежать земельный участок, где в разные исторические периоды были построены храм в честь бога-героя Рамы, а также стояла мечеть, возведенная после завоевания Индии мусульманами, не угасали в течение десятилетий, сообщает
«Седмица» со ссылкой на канал «Аль-Джазира».



Все члены судебной коллегии Верховного суда проголосовали за то, чтобы передать спорный земельный участок в управление правительственному фонду, который должен восстановить индуистский храмовый комплекс. Решающим аргументом, который и определил, кому будет принадлежать спорный земельный участок, стали утверждения некоторых экспертов, что до постройки мечети здесь находились памятники, которые «не имеют отношения к исламской архитектуре». Однако это не было подтверждено проведенными раскопками.



Для мусульманской общины для восстановления мечети в другой части города уже выделен земельный участок площадью 5 акров (около 2 гектаров). Премьер-министр Индии Нарендра Моди прокомментировал решение высшей судебной инстанции страны, заявив, что оно вовсе «не означает чьей-либо победы или поражения». Он обратился «с призывом сохранять мир и спокойствие после вынесения вердикта по делу Айодхья». Такое обращение премьер-министра вызвано опасениями, что может вспыхнуть новый конфликт
между индуистами и мусульманами. Для его предотвращения предпринимаются усиленные меры безопасности.



Количество полицейских и военных, стянутых в Айодхью в эти дни просто зашкаливает. После того, как в 1992 году многотысячная толпа индуистов сильно повредила мечеть, вспыхнул конфликт, который унес жизни более 2 тысяч человек. Индийские власти делают все возможное, чтобы трагедия не повторилась.


============================================================


В Турции учреждено общество русскоязычных православных верующих провинции Анталья

13.11.2019 13:36
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85471
------------------------------------------------------------




Город Демре. Фото: pravantalya.com



Анталья, 13 ноября. Первое в истории страны Общество русскоязычных православных верующих провинции Анталья учреждено в Турции. Оно объединяет русскоязычных православных верующих провинции Анталья, в которую входят города Демре, Кемер, Анталья, Белек, Сиде, Манавгат, Авсаллар, Аланья и Махмутлар.



Сбор документов для официальной регистрации общества инициировала Оксана Владимировна Алыкан, которая и стала его председателем. Учредительные документы общества несколько месяцев согласовывались с министерствами юстиции и культуры Турции. Общество подведомственно Управлению Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, сообщает Патриархия.ру. Начал работу сайт общества, также образована группа в социальной сети Facebook.



Параллельно шел поиск помещения, в котором могли бы совершаться регулярные богослужения для жителей Антальи. 1 ноября 2019 года было получено официальное разрешение губернаторства Антальи и Службы безопасности на проведение регулярных богослужений в арендованном помещении в районе Муратпаша.



В связи с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 октября 2018 года о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом в Московскую Патриархию стали приходить многочисленные обращения проживающих в Турции русскоязычных православных верующих с просьбой об организации пастырского окормления. В страну направлены священники Русской Православной Церкви. Духовное окормление верующих, проживающих в провинции Анталья, осуществляет клирик Белгородской митрополии
священник Георгий Иванчогло.


============================================================


Новое музейное пространство Соловков будет меньше, чем планировалось

13.11.2019 13:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85468
------------------------------------------------------------




Соловецкий музей-заповедник. Фото: Антон Агарков / strana.ru



Москва, 13 ноября. Строительство нового музейного пространства на территории Соловецкого государственного историко-археологического заповедника возобновится в 2020 году, сообщил агентству «Интерфакс-Религия» директор музея Владимир Шутов.



«Мы надеемся, что в будущем году строительство возобновится. Там сделан фундамент <...>, посередине поселка такой недострой стоит. Год-два – и всё построят, это наша надежда на ближайшие три года, что он начнет работать в полной мере. У нас уже к 2017 году должна была вся реставрация быть закончена. Сроки зависят не совсем от нас. Пространство будет небольшое, планировалось в три раза больше», – сказал Шутов после защиты концепции развития Соловецкого музея.



Он уточнил, что планируется построить одноэтажное здание, скрытое под холмом. «В нем будут совершенно необходимые для Соловецкого музея подразделения: основная экспозиция, благодаря которой мы сможем комплексно рассказать человеку, что такое Соловки, от А до Я. Во-вторых, нам негде располагать временные экспозиции. Мы дружим со многими музеями, они готовы что-то привозить, а нам их негде показать. Кроме этого, будет еще конференц-зал: мы проводим международные форумы и конференции, но условия пока
неадекватные. Плюс, конечно, хранение крупногабаритных фондов», – сказал Шутов.



Концепция развития музея разработана до 2030 года. Основные проблемы, которые обозначил в концепции Шутов, связаны с нехваткой имущества и кадров. Он рассказал, что в музее существует нехватка оборудованных экспозиционных помещений, а также оборудованных помещений для сотрудников музея.



В частности, Шутов предлагает провести ремонт, строительство объектов музея для размещения в них музейных служб, а также жилых помещений для сотрудников, обеспечение сохранности памятников, находящихся в управлении музея, реконструкцию инфраструктуры на территории и вокруг ансамбля монастыря, сформировать экспозиционные комплексы и ландшафты, модернизировать системы безопасности музейных объектов и фондовых коллекций.



Как отметил во время защиты концепции развития Соловецкого музея директор департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов, отличительной особенностью Соловков является не только география и история, но и модель управления, которая на сегодня существует в музее. «У нас наместник монастыря одновременно является и директором светского учреждения – музея. Это единственный случай, аналогичных нет. И в этой модели мы видим огромные резервы и перспективы дальнейшего сотрудничества Церкви и
музейного сообщества», – сказал Кононов.


============================================================


В РПУ стартует экспедиция "Московский православный некрополь XVIII-XX века"

13.11.2019 12:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85467
------------------------------------------------------------




Фото предоставлено пресс-службой РПУ



Москва, 13 ноября. В текущем учебном году Российский православный университет (РПУ) св. Иоанна Богослова при поддержке Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы проводит историко-археологическую экспедицию «Московский православный некрополь XVIII–XX вв.». Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-службе РПУ.



Новый для университета проект ставит целью вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны, в активную работу поисковых, археологических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений. Он реализуется с использованием гранта Министерства науки и высшего образования РФ с ноября по декабрь 2019 года.



Участие в экспедиции могут принять молодые люди в возрасте до 30 лет, обучающиеся в общеобразовательных, средних профессиональных или высших учебных заведениях.



Экспедиционные выезды будут осуществляться на территории города Москвы и Московской области под руководством опытного российского антрополога и археолога Дениса Валерьевича Пежемского.



По его мнению, потенциал исторического некрополя не исчерпан, а надгробные памятники XVIII–XX вв. хранят еще очень много нераскрытой или недоступной широким слоям общества исторической информации. «Молодежь мало знает о них и не понимает коренной связи этих памятников с прошлым их страны, их собственной историей, в том числе семейной, что должно быть близко каждому неравнодушному человеку – даже далекому от исторических исследований, – говорит Пежемский. – Намогильным
памятникам редко посвящают популярные книги или выставки. Да и чисто научный потенциал их еще велик, так как изучались надгробия Нового времени в основном историками, то такие аспекты, как археологический и филологический остались раскрытыми очень слабо».



В рамках проекта участникам предстоит сбор новых данных, розыск надгробий, которые еще не внесены справочники, и поиск надгробий, которые были зафиксированы, но судьба которых неизвестна. Также будут выполняться такие виды полевых работ, как фотографическая фиксация, обмеры надгробий, копирование эпитафий и многое другое.



Инновационный характер проекта предполагает, что зафиксированные надгробные памятники будут в дальнейшем исследоваться методами археологии и филологии. По итогам проекта будет издан каталог-справочник выявленных надгробий и эпитафий.


============================================================


Папа Римский молится за погибшего в Сирии священника

13.11.2019 12:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85466
------------------------------------------------------------




Фото: baznica.info



Ватикан, 13 ноября. Папа Римский Франциск выразил поддержку армянским католикам в сирийском Камышли в связи с убийством пастора Армянской Католической Церкви иерея Овсепа Петояна и его отца Абраама Петояна. Как сообщает РИА Новости, глава Римско-Католической Церкви написал об этом в своем микроблоге в Twitter.



«Я – рядом с армянскими католиками Камышли в Сирии, собравшимися на похороны своего приходского священника отца Овсепа Петояна, который был убит вчера вместе со своим отцом. Я молюсь за них, их семьи и за всех христиан в Сирии», – написал Папа Франциск.



Как сообщалось ранее, министерство иностранных дел Армении выступило с заявлением, в котором призвало международное сообщество «решительно осудить продолжающиеся преследования и убийства на почве идентичности».



Армянская община в Сирии считалась одной из самых крупных диаспор до начала конфликта в стране и насчитывала около 110 тысяч человек. В основном члены диаспоры жили в Алеппо (60 тысяч человек), Дамаске (7 тысяч), Латакии, Кесабе и Эль-Камышли. После начала сирийского кризиса, по разным оценкам, более 90 тысяч армян покинули Сирию. Ранее МИД Армении заявлял, что республика предоставила убежище свыше 22 тысячам граждан Сирии, став третьим в Европе государством по числу принятых сирийских беженцев относительно
численности населения страны.


============================================================


Наводнение в Венеции привело к сильному затоплению собора Святого Марка

13.11.2019 12:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85465
------------------------------------------------------------




Затопленная площадь Святого Марка, Венеция, 12 ноября 2019 г. Фото: AP Photo / Luca Bruno



Венеция, 13 ноября. Уровень воды в Венеции поднялся до самого большого значения за более чем 50 лет, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на агентство АНСА.



В результате наводнения погибли два человека. Оба они проживали на острове Пеллестрина, разделяющем венецианскую лагуну и Адриатическое море.



Затопило, в частности, центральную площадь Венеции Сан-Марко, одну из главных достопримечательностей города. Вода залила крипту находящегося на площади собора Святого Марка, в залах самого собора уровень воды превысил один метр.



Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Имеет статус патриархальной базилики. В соборе, украшенном многочисленными мозаиками, нахождятся мощи апостола Марка и множество ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошел в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


============================================================


МИД Армении осудил убийство католического священника в Сирии

13.11.2019 11:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85464
------------------------------------------------------------




Последствия ракетного обстрела в сирийском Дейр-эз-Зоре. Архивное фото РИА Новости / Михаил Алаеддин



Ереван, 13 ноября. Министерство иностранных дел Армении сообщило о гибели армянских католических священников в результате теракта в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, информирует РИА Новости. По уточненной информации, погибли клирик Армянской Католической Церкви в Камышли священник Овсеп Петоян и его отец, ранен диакон церкви.



«Строго осуждаем террористический акт в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, в результате которого были жестоко убиты духовный пастырь Армянской Католической Церкви в сирийском Камышли священник Овсеп Петоян и его отец, <...> получил ранения дьякон церкви», – говорится в заявлении, размещенном на сайте МИД.



Во внешнеполитическом ведомстве отметили, что жизнь священнослужителя прервалась в момент, когда он нес службу в истощенной войной общине Дейр-эз-Зора, добавив, что согласно различным источникам, ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) взял на себя ответственность за это убийство. «Международному сообществу следует решительно осудить продолжающиеся преследования и убийства на почве идентичности… Армения продолжит содействовать стабилизации гуманитарного положения в
Сирии», – говорится в заявлении МИД.



Армянская община в Сирии считалась одной из самых крупных диаспор до начала конфликта в стране и насчитывала около 110 тысяч человек. В основном члены диаспоры жили в Алеппо (60 тысяч человек), Дамаске (7 тысяч), Латакии, Кесабе и Эль-Камышли. После начала сирийского кризиса, по разным оценкам, более 90 тысяч армян покинули Сирию. Ранее МИД Армении заявлял, что республика предоставила убежище свыше 22 тысячам граждан Сирии, став третьим в Европе государством по числу принятых сирийских беженцев относительно
численности населения страны.


============================================================


Эксперты в области образования рассказали о проблемах в преподавании курса ОРКСЭ

13.11.2019 10:45 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85463
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева



Москва, 13 ноября, Благовест-инфо. Некоторые итоги общественной и профессиональной дискуссии по поводу реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) подвели 12 ноября эксперты, приглашенные на пресс-конференцию в МИА «Россия сегодня». Речь шла об исследовании «Реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ», которое проводится по
инициативе Министерства просвещения Российской Федерации союзом «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира» при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета.



Обобщая разные позиции, которые прозвучали в ходе дискуссий на площадках ряда округов России, эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Павел Костылев отметил: «Мы встретили разные мнения (о преподавании ОРКСЭ – ред.), но нигде не было точки зрения, что это не важно».



Буквально теми же словами говорила о восприятии упомянутых курсов директор Правового департамента Министерства просвещения Российской Федерации Светлана Нуждина: «У общества очень много вопросов, но никто не говорит, что это неважно».



«Воспитательный компонент, который содержится в курсе ОРКСЭ, жизненно важен для нашей страны, особенно учитывая те вызовы, с которыми мы сталкиваемся», – подтвердил главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации Андрей Третьяков. Он положительно оценил заинтересованность и «трепетное отношение» к предмету всех участников процесса создания, экспертизы и внедрения курса
ОРКСЭ, однако отметил, что этот курс «в какой-то степени недооценен в нашем обществе».



По его словам, курс ОРКСЭ – «один из мировоззренческих курсов, который предполагает, что мы сможем передать детям те традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые были важны для наших предков и для нас». Хотя курс «говорит о чем-то древнем», продолжил он, имея в виду религии, но «образовательная область это самая молодая», поэтому о содержании и методическом обеспечении ведутся дискуссии на разных уровнях.



Что касается содержания курса, то эксперты неоднократно подчеркивали, что «мы не преподаем религию» (Светлана Нуждина). А.Третьяков отметил, что религиозные ценности – только один из компонентов того, что принято называть российскими «традиционными духовно-нравственными ценностями». Говоря о дискуссиях по поводу содержания ОРКСЭ – «тонкой сферы, связанной с культурами и их многообразием», он подчеркнул: «Эти дискуссии должны преследовать одну цель
– чтобы было обретено единство, чтобы в диалоге противоречия снимались, чтобы дети понимали, как выстраивать свой диалог с представителями других культур и традиций».



Религиовед, преподаватель НИУ ВШЭ Всеволод Золотухин взялся описать этот комплекс ценностей. По его словам, речь идет в целом о «ценностях российской цивилизации»: это «в немалой степени ценности традиционных религий и культур, но также и философские, и научные, и литературные ценности, <…> ценности научного знания и уважения к прогрессу, и рефлексивное отношение, которое воспитывается русской литературой». При этом надо понимать, что «традиционные ценности
меняются, обогащаясь со временем». «Надо транслировать традиционные ценности на сегодняшний момент, а не ситуацию конца XIX века», – сказал Золотухин.



Цели преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР – «поддержание гражданской идентичности», знание своей страны, «упрочение знакомства с культурой народов России – традиционной и современной, чтобы усвоить поликультурность, полифоничность», продолжил религиовед. Он выделил также «более практическую воспитательную задачу» – это «профилактика не только религиозно мотивированных экстремистских, ультраправых, радикальных идей, но в целом – выработка рефлексивного
отношения как к собственной, так и к другим религиозным традициям. Невозможно понять другие традиции, если плохо знаешь свою». Поэтому о религиозных традициях нужно говорить продуманно, основываясь «как на рецепции доктринальной традиции, так и на обращении к современным академическим источникам». При этом в учебниках по ОРКСЭ необходимо исходить из «грамотного отношения к корреляции между религией и моралью – они тесно связаны, но между ними
есть и понятное концептуальное расхождение», сказал эксперт, не пояснив при этом суть «расхождения». Пособия по ОРКСЭ и ОДНКНР он советует дополнить «детективными историями об изучении религий, священных текстов» и уделить внимание «их динамическому развитию, аксиологическим смещениям на протяжении веков».



Светлана Нуждина рассказала о непростом процессе поиска баланса в формировании воспитательного содержания курса ОРКСЭ. С одной стороны, надо учитывать и уважать особенности религиозной картины региона и конфессиональные предпочтения семьи, поскольку «часть регионов заточена на прививание ценностей определенного религиозного движения во всех сферах жизни». С другой стороны, цель образовательной системы – создание «единого образовательного пространства, чтобы школьники в разных
регионах говорили "на одном языке", имели общие ценности». В целом вызов, стоящий перед специалистами, чиновник Министерства просвещения сформулировала так: «дать представление о системообразующих, государствообразующих ценностях, при этом не вмешиваясь больше определенного уровня в ту тонкую сферу, за которую отвечает семья».



Павел Костылев рассказал о том, что союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», который он представляет, провел 11 форумов разного формата, посвященных проблемам преподавания ОРКСЭ, во всех округах РФ. Вовлечение в дискуссии более тысячи специалистов дало возможность составить представление о специфике внедрения нового курса в каждом из регионов и сформулировать запросы «с мест». Так, есть очевидный запрос «на усиление связи этих курсов с проблематикой традиционных
российских духовно-нравственных ценностей в сфере воспитания гражданской идентичности». При этом, по наблюдениям эксперта, многие преподаватели «не до конца понимают, что это за ценности, как эта проблематика связана с идентичностью подростков и с духовно-нравственной культурой». Кроме того, учителя хотят четче понимать, «как корректно в этих курсах использовать конфессиональную тематику, на каком уровне преподавать тонкости религиозных учений в 4 кл
ассе». А учитывая, что область ОДНКНР в перспективе собираются расширить и преподавать и дальше, с 5 по 9 класс, необходимо разработать критерии эффективности этих курсов.



П. Костылев упомянул также «большой запрос на методическую помощь "из центра" и переквалификацию учителей». О проблемах в этой области рассказала заместитель директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ по научной работе Елена Омельченко. По ее словам, в большинстве случаев курс ОРКСЭ ведут учителя начальной школы, «а они и прежде, и сейчас, что греха таить, сталкиваются с большими трудностями: часто не владеют содержанием курса, не имеют достаточно методической
поддержки».



Воспитательная направленность курса представляет серьезную проблему для учителей, особенно молодых, «потому что это те уроки, на которых с детьми нужно говорить о жизни, о ее смысле, о ценностях, о тех вещах, о которых учитель на других уроках не имеет возможности и времени говорить». «Иногда это вызов для учителя в текущей педагогической практике, потому что учителя, особенно те, которые <…> формировались в 90-е годы, сами часто не имеют духовно-нравственного базиса, не имеют
ответов на те вопросы, на которые они вынуждены будут отвечать вместе с детьми».



Еще одна существенная проблема, связанная с преподаванием ОРКСЭ, – необходимость «вступать в очень тесное взаимодействие с родителями, поскольку он нацелен на поддержку семейных ценностей, в нем много заданий для совместного выполнения в семье». Учитывая эти проблемы и вызовы, очень важно развивать систему методической поддержки учителей ОРКСЭ, постоянного повышения квалификации, возможность консультаций, а также обмен этими практиками между регионами, отметила Омельченко.



В России в 2012 году был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он рассчитан на учащихся 4-х классов и предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики. В РПЦ неоднократно предлагали расширить предмет и на другие года обучения – с 5 по 9 классы.



Юлия Зайцева


============================================================


В Латвии подсчитали количество священнослужителей

13.11.2019 10:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85462
------------------------------------------------------------




Foto: D. Veiss



Рига, 13 ноября, Благовест-инфо. Согласно данным Министерства юстиции Латвии, в 2018 году на территории республики насчитывался 1 151 священнослужитель, а также 35 капелланов.



В прошлом году больше всего священнослужителей оказалось у «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена в РФ) — 338 (годом ранее – 329). За ними следует Латвийская Евангелическо-Лютеранская Церковь – 224 (годом ранее – 213). На третьем месте – Римско-Католическая Церковь Латвии – 132 (в 2017 году – 159).



Следом идут: баптисты (96 священнослужителей) и Латвийская Православная Церковь (95 священников). У пятидесятников в прошлом году насчитали 61 служителя, у староверов – 42 наставника.



Кроме того, еще 52 священнослужителя у христиан веры евангельской, 25 – у евангельских христиан, 33 – у адвентистов Седьмого дня, 20 – у церкви «Новое поколение», 14 – у методистов.



Что же касается капелланов, то в 2018 году больше всего капелланов было представлено среди баптистов – 12. На второй позиции Римско-Католическая Церковь Латвии – 11 капелланов. На третьей позиции капелланы-пятидесятники — 4, за ними следуют лютеране – 3, а также 3 капеллана у староверов. Отмечается, что в прошлом году службу несли 2 православных капеллана.


============================================================


Министерство юстиции Латвии: в 2018 году в Латвии насчитывалось более 1 млн 250 тысяч верующих

13.11.2019 10:05 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85461
------------------------------------------------------------




Foto: D. Veiss



Рига, 13 ноября, Благовест-инфо. В 2018 году латвийские религиозные общины и приходы насчитывали 1 254 954 верующих, что на 226 869 меньше, чем годом ранее, когда общее число верующих составило 1 481 823 человека. Об этом сообщило Министерство юстиции Латвии.



Каждая религиозная организация на территории Латвии проводит подсчет членов согласно своим внутренним правилам, учитывая периодичность проверок, присвоение статуса члена общины и другие факторы. В этой связи количество верующих каждый год может меняться. Иногда изменения минимальны, однако иногда они являются существенными и обусловлены тем, что в конкретный год было проведено уточнение количества членов общин религиозной организации.



Также в Министерстве юстиции указали, что в установленный срок отчеты о своей деятельности на территории Латвии не подала 21 автономная религиозная организация.



По данным отчета Минюста, содержащим приблизительную информацию о положении в церквах и приходах Латвии, основанную на предоставленных религиозными организациями данных, в 2018 году лютеранские общины насчитывали 700 312 верующих, что на 191 меньше, чем годом ранее.



В 2018 году почти на 44 221 уменьшилось число католиков: согласно отчету, их было 333 253, а годом ранее — 377 474. Возможно, это связано с тем, что в прошлом году не все диоцезы Римско-Католической Церкви Латвии предоставили отчеты.



В православных общинах и приходах в 2018 году насчитывалось всего 180 тысяч верующих. Во все предыдущие годы Латвийская Православная Церковь указывала всегда одно и то же количество верующих — 370 тысяч. С чем связан тот факт, что в прошлом году количество прихожан ЛПЦ сократилось сразу на 190 тысяч, пока не сообщается.



При этом увеличилось количество верующих так называемой Латвийской автономной православной церкви: если в 2017 году их было всего 220, то в 2018 году уже 1 415.



В прошлом году в староверческих общинах Латвии было 1 989 человек, что на 584 меньше, чем годом ранее. В своем отчете Древлеправославная поморская церковь Латвии указала, что богослужения в храмах посещают 46 482 верующих (в 2017 году – 47 476). В ДПЦЛ членом общины считается только прихожанин, имеющий права голоса на собраниях.



В 2017 году баптистские общины насчитывали в своих рядах 6 734 человекa. По данным отчета Минюста Латвии, в прошлом году зарегистрировано 3818 адвентистов седьмого дня, 554 методиста, 174 иудея (годом ранее – 287), 134 мусульманина (годом ранее –198), 158 вайшнавов (кришнаитов), 3274 пятидесятника, 3 тысячи членов церкви «Новое поколение», 3004 христиан веры евангельской, 170 буддистов, 530 язычников (диевтуров), 997 мормонов, 205 членов реформатских общин, 2 216 последователей
организации «Свидетели Иеговы» (запрещена в РФ), 685 членов Армянской Апостольской Церкви (в 2017 году – 458), 1303 члена новоапостольских общин, 448 членов Армии спасения (годом ранее – 306), 21 индуист, 37 виссарионовцев, 87 англикан и др.


============================================================

В избранное