Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 22/11/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 22/11/2019
============================================================
Лекция "Православие и католицизм в истории Украины: почему столько драм и конфликтов?" Москва
30 ноября

22.11.2019 18:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85637
------------------------------------------------------------
Исторический факультет МГУ приглашает на очередную встречу в лектории «Хронограф», которая состоится 30 ноября в 14:00 в Шуваловском корпусе МГУ.



С лекцией «Православие и католицизм в истории Украины: почему столько драм и конфликтов?» выступит д.и.н., профессор кафедры истории южных и западных славян Михаил Владимирович Дмитриев.



Различия между католическим и византийско-православным пониманием христианства очень веско сказались на судьбе Украины и на связях Украины с Россией. Начиная с XIV века на западе Украины, в Галичине прочно укоренился католицизм, и это привело и к «сращению» этой части Украины с Польшей, и к тому, что вся культура этой части украинских земель стала развиваться не так, как культура восточной Украины и Московской Руси.



В XVII веке из-за попытки утвердить унию на всей православной территории Речи Посполитой вспыхнули религиозные конфликты, которые по своей резкости и жестокости мало чем отличались от французских религиозных войн и Тридцатилетней войны. Почему?



Исходом конфликтов середины XVII века стала Переяславская рада, а также присоединение казацких земель к Русскому государству и возникновение Малороссии. Галичина жила своей особой жизнью в составе Польско-Литовской державы и, позднее, в Габсбургской империи, и её католическая культура противостояла российскому православию. Всё это очень драматично сказалось в судьбе Украины в XX веке.



В ходе лекции вы узнаете:





чем православная культура Украины отличалась от католической;

почему Брестская церковная уния 1595-1596 гг. принесла кровавые раздоры вместо вожделенного религиозного мира;

как уния и католицизм сказались на политической культуре Галичины в XIX веке и, соответственно, на последующей судьбе Украины.





Встречи в историческом лектории «Хронограф» проходят в аудитории Д-1, расположенной на первом этаже Шуваловского корпуса МГУ и являются бесплатными. Гостям МГУ для посещения лектория необходимо до 12:00 28 ноября зарегистрироваться, а при входе в корпус предъявить паспорт сотруднику охраны. Обратите внимание на то, что организаторы могут пригласить для присутствия на лекции ограниченное количество слушателей. Поэтому при достижении предельной величины заявок регистрация будет остановлена.


============================================================


Семинар "Единство и разделения христиан". Москва
29 ноября

22.11.2019 18:41
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85636
------------------------------------------------------------
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына приглашают 29 ноября в 19-00 на семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Единство и разделения христиан».



На семинаре выступят:

— Протоиерей Владимир Архипов, клирик храма Сретения Господня в Новой Деревне, г. Пушкино, Московская область

— Протоиерей Игорь Петров, клирик Георгиевского прихода, Рыбинской епархии, Ярославской митрополии

— Карина Асафовна Черняк, руководитель семейного духовно-просветительского клуба «Встреча»



В первую очередь интересует проблема взаимодействия с людьми других верований на личном уровне в реальных ситуациях: не решать церковную политику или проверять верность решений Церквей по евхаристическому общению, а поразмышлять, как это нас касается в нашей жизни и что мы конкретно хотим для себя и близких; задаться вопросами единства и разделения христиан на уровне - почему они для меня важны/не важны.



Вопросы для подготовки к семинару:



1. Как возможно созидательное общение с человеком других взглядов, веры, мировоззрения?

2. Что такое единство? Что мешает нам по-настоящему услышать другого и увидеть общее в нас?

3. Что такое терпимость друг к другу? Нужна ли она? В чем ее роль?



Текст митрополита Антония для обсуждения: «В поисках единства». Его можно найти в книге «Уверенность в вещах невидимых» 14-я глава (М.: Никея, 2012. С. 220–237) или по ссылке.



Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова.



Дата и время: 29 ноября (пт.) 2019 в 19-00.



Адрес: ул. Нижняя Радищевская, д. 2 (м. «Таганская»-кольцевая).



Контакты: +7 (495) 137-84-08, +7 (965) 130-63-26 (подробнее о мероприятии).


============================================================


В китайской провинции Шаньдун статую Христа на колокольне католического храма заменили громоотводом

22.11.2019 18:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85635
------------------------------------------------------------




Фото: heraldmalaysia.com



Пекин, 22 ноября. Статуя Христа Царя, которая возвышалась на колокольне католической церкви Линьцзячжуан (Цзинань, Шаньдун), была заменена громоотводом по требованию китайских властей. Об этом сообщает «Седмица» со ссылкой на агентство AsiaNews.



Операция, организованная Объединенным фронтом, проведена в рамках кампании по «китаизации» католичества с использованием «инструментов и образов, приближенных к китайской культуре». На самом деле многие католики Китая считают, что замена статуи Христа громоотводом осуществлена во исполнение положений, введенных коммунистическими властями в этом году, направленных на то, чтобы сделать внешние проявления христианской веры менее заметными.



С 2014 года в ходе кампании, начатой Чжэцзянской региональной организацией Коммунистической партии Китая, устранены тысячи «слишком видимых» крестов на колокольнях и церковных фасадах. Затем кампания распространилась по всему Китаю, особенно в Хэнани, Синьцзяне, Шаньси, Хубэе, Гуйчжоу.



Недавно с колокольни был снят крест церкви Уда (Внутренняя Монголия). Причина этого шага, озвученная Объединенным фронтом, заключается в том, что он был «слишком высок». Крест на здании церкви в Жумадане (Хэнань) также недавно был снесен.


============================================================


От Крыма до Приморского края: РПЦ открыла два новых приюта для беременных женщин

22.11.2019 17:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85633
------------------------------------------------------------




Руководитель приюта в селе Анучино Приморского края иеромонах Варсонофий (Рыжов)



Москва, 22 ноября. В Симферополе и селе Анучино Приморского края начали работу церковные центры для беременных и женщин в кризисной ситуации. Приют в Симферополе – первый на территории Крыма. Он предоставит возможность бесплатного проживания шести мамам с детьми до 10 лет, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе Синодального отдела по благотворительности.



«Задача нашего проекта – поддержать женщин, попавших в сложную ситуацию. Мы предоставим им не только временное бесплатное жилье, но и помощь квалифицированных специалистов – социальную, юридическую, психологическую и, конечно, духовную помощь, чтобы вернуть человека к нормальной самостоятельной жизни», – отметил создатель приюта иерей Дионисий Волков.



Срок проживания индивидуален, в зависимости от сложности ситуации. Во время проживания в приюте женщин и их детей обеспечивают необходимым питанием, вещами и предметами быта. Подопечным мамам также помогут оформить документы, восстановить социальные связи, найти различные пути решения проблем. Приют для мам поддерживают специалисты Крымского Республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.



В селе Анучино Приморского края Церковь при поддержке благотворителей также открыла приют для беременных и женщин с детьми в кризисной ситуации. Двухэтажный дом предназначен для проживания 10 человек. На цокольном этаже приюта будут организованы мастерские для детей. Впоследствии на этом уже участке планируется построить гараж для занятий с мальчиками по автоделу и ремонту велосипедов.



«Еще когда я учился в семинарии, приходилось постоянно встречаться с людьми, которые жили на улице, попав в трудную жизненную ситуацию. Мы помогали им продуктами, одеждой, но часто бывало так, что им просто негде было ночевать, – рассказал руководитель приюта иеромонах Варсонофий (Рыжов). – И теперь есть возможность помочь людям полноценно. Это очень важно: ведь иногда человек может просто не выжить, если его нигде не приютить. А жизнь человека – бесценна».



Подопечные приюта получат не только жилье и питание. Волонтеры и социальные работники при необходимости помогут организовать лечение, восстановить документы, решить различные административные вопросы.



За последний год Русская Православная Церковь открыла 13 приютов для мам. Сейчас их уже – 71 и в ближайшее время откроется еще три – в Оренбурге, Нижнем Тагиле и Братске.



Обратиться за помощью в приют в Симферополе можно по телефону: +7 (978) 751-80-04; в селе Анучино Приморского края +7 (914) 345-84-82.


============================================================


Папа Римский встретился с религиозными лидерами Таиланда

22.11.2019 16:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85632
------------------------------------------------------------




Встреча с религиозными лидерами в Университете Чулалонгкорна. Фото: Vatican Media



Бангкок, 22 ноября. Папа Римский Фрпнциск встретился с 18 главами христианских конфессий и нехристианских религий Таиланда. Встреча состоялась в Университете Чулалонгкорна в Бангкоке, носящем имя сиамского короля, который был принят на аудиенции Папой Львом XIII в 1897 году – это была первая аудиенция главе нехристианского государства в Ватикане, пишет Vatican News.



«Память об этой важной встрече, равно как и о периоде его правления, охарактеризованном, среди множества заслуг, упразднением рабства, побуждает нас с мужеством и решимостью встать на путь диалога и взаимопонимания», – сказал Папа Франциск, подчеркнув необходимость братского сотрудничества, особенно в борьбе против торговли людьми.



В условиях финансово-экономической глобализации, продолжающихся гражданских конфликтов, деградации окружающей среды «ни один регион, ни один аспект нашей человеческой семьи не может считать себя непричастным или защищенным больше, нежели другие: мы должны построить солидные базы для уважения и признания достоинства каждого человека», подчеркнул понтифик.



Папа считает, что отличительной чертой и подлинным сокровищем тайцев является почитание пожилых и забота о них. Это сокровище «следовало бы экспортировать в другие регионы нашей человеческой семьи», поскольку старики – это хранители корней, благодаря которым «ваш народ не развращается определенными слоганами», отметил Папа. По его словам, в особенности это касается молодежи: мы наблюдаем «тенденцию к ʺгомогенизацииʺ молодых людей, к растворению различий,
свойственных их месту происхождения и превращению их в субъекты серийного производства, которыми легко управлять».



Для противостояния этой тенденции незаменимо участие образовательных учреждений, таких как Университет Чулалонгкорна. Каждый член человеческой семьи «призван принять в этом участие, разделяя прямую ответственность за строительство культуры, основанной на общих ценностях, которые ведут к единству, взаимному уважению и гармоничному сосуществованию», подчеркнул Папа Франциск.



Поездка Епископа Рима в Таиланд продлится до 23 ноября под девизом «Ученики Христа, ученики-миссионеры», который напоминает о 350-летии основания в стране апостольского викариата (1669 г.).


============================================================


В РПЦ приветствовали решение КС о возможности обрядов в жилых помещениях

22.11.2019 16:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85631
------------------------------------------------------------




Фото: globus.aquaviva.ru



Москва, 22 ноября. Постановление Конституционного суда (КС) России, согласно которому граждан нельзя штрафовать за предоставление своего жилья для проведения богослужений, не вызывает возражений, поскольку полностью соответствует практике Русской православной церкви и основано на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», сообщили РИА Новости в правовом управлении РПЦ.



14 ноября КС РФ вынес решение по жалобе прихожанки Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Ольги Гламоздиновой. Она предоставила церкви свой дом для проведения богослужений, обрядов и церемоний на 4 часа в неделю и согласилась на внесение в ЕГРЮЛ адреса дома в качестве адреса религиозной организации. Райотдел Росреестра привлек ее к административной ответственности и оштрафовал на 10 тысяч рублей за нецелевое использование земельного участка, что, по мнению заявительницы, стало нарушением конституционного
права свободно владеть и распоряжаться своим имуществом, а также права на свободу совести и вероисповедания.



КС подтвердил конституционность абзаца второго ст. 42 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и разъяснил их конституционно-правовой смысл. Согласно постановлению КС, собственники жилых помещений вправе разрешать религиозным организациям проводить в их домах религиозные обряды и использовать адрес жилых помещений в качестве адреса религиозной организации, но при условии, что «сохраняется установленный законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий придание им иного –
культового значения, когда они используются религиозной организацией на постоянной основе для осуществления уставной деятельности, включая размещение руководящих органов».



«Постановление КС не вызывает возражений, поскольку полностью соответствует практике совершения религиозными организациями Русской православной церкви религиозных обрядов (например, крещения, венчания, отпевания) в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан», – сказала РИА Новости руководитель правового управления Московского патриархата игумения Ксения (Чернега).



По ее словам, вывод КС основан на положении Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 2 ст. 16), согласно которому религиозные организации могут беспрепятственно совершать религиозные обряды в жилых помещениях.



Представитель РПЦ уточнила, что это постановление КС не затрагивает вопросы совершения религиозных обрядов в жилых помещениях, находящихся в собственности религиозных организаций поскольку, «в силу прямых указаний закона, такие помещения должны использоваться для осуществления уставной деятельности религиозных организаций с учетом положений жилищного законодательства».


============================================================


Папа Франциск встретился с Верховным патриархом таиландских буддистов

22.11.2019 15:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85630
------------------------------------------------------------




Встреча Папы с Верхованым патриархом и буддийскими монахами. Фото: Vatican Media



Бангкок, 22 ноября. В ходе своего визита в Таиланд Папа Римский Франциск встретился с Верховным патриархом таиландских буддистов Сомдету Пхра Ариявонгсагатанане. Об этом сообщает Vatican News.



«Я признателен вашему народу за то, что с момента появления христианства в Таиланде около 4,5 столетий назад католики, будучи меньшинством, пользовались свободой в религиозной практике и на протяжении многих лет жили в гармонии с буддийскими братьями и сестрами», – с этими словами благодарности Папа Франциск обратился к Верховному патриарху таиландских буддистов.



Встреча состоялась в ходе апостольского визита Папы в Бангкок в храме Ратчабофит – «символе ценностей и учений, которые характеризуют этот возлюбленный народ», как назвал его Папа, отметив, что из источников буддизма его таиландские последователи почерпнули «обычай почитать жизнь и почитать стариков и сдержанный образ жизни, основанный на созерцании, отрешенности, тяжелом труде и дисциплине». Эти особенности, добавил Папа, «питают вашу отличительную черту, благодаря
которой вас называют народом улыбки».



Понтифик упомянул о визите, нанесенном 50 лет назад Папе Павлу VI в Ватикане группой буддийских монахов во главе с XVII Верховным патриархом. Эта встреча стала поворотным моментом в диалоге между двумя религиозными традициями, который позволил Папе Иоанну Павлу II посетить этот же самый храм и встретиться с Верховным патриархом.



Эти шаги навстречу друг другу свидетельствуют о том, что культура встречи возможна, и когда мы учимся уважать друг друга и уважать наши различия, «мы предлагаем миру слово надежды, способное ободрить и поддержать тех, кто больше всего страдает от разобщенности», подчеркнул Папа. Он выразил пожелание, чтобы посредством созерцания, милосердия и распознавания – присущих как христианству, так и буддизму – мы могли возрастать в духе добрососедства и «продвигать среди верных наших
религий развитие новых проектов милосердия, способных порождать и умножать конкретные дела на стезе братства, особенно с наибеднейшими, а также по отношению к нашему общему дому, с которым так дурно обращаются». Таким образом мы вместе сможем содействовать «культуре сострадания, братства и встречи», сказал Папа Франциск.


============================================================


Нотр-Дам возобновляет ночную подсветку после разрушительного пожара

22.11.2019 15:46
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85629
------------------------------------------------------------




Восстановительные работы после пожара в Соборе Парижской Богоматери в Париже. Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов



Париж, 22 ноября. Собор Парижской Богоматери возобновляет ночную подсветку здания спустя восемь месяцев после разрушительного пожара, сообщает РИА Новости со ссылкой на телеканал BFMTV.



Начиная с 21 ноября Нотр-Дам, как и другие архитектурные памятники Парижа, будет включать ночную подсветку с наступлением сумерек и до часа ночи.



Отмечается, что до пожара у собора было две системы освещения, одну из которых еще не удалось восстановить. Однако отремонтированной цепочки прожекторов будет достаточно для подсветки фасада.



Крупнейший в истории пожар в соборе Парижской Богоматери произошел 15 апреля 2019 года. Обрушился шпиль собора, пламенем была объята несущая конструкция. Как сообщили пожарные, структура Нотр-Дама и главные произведения искусства, хранившиеся в соборе реликвии, уцелели. Прокуратура Парижа исключает криминальную версию возгорания. В качестве возможных причин пожара рассматриваются непотушенная сигарета или проблемы с электричеством.



Президент Франции Эммануэль Макрон заявил об амбициозной цели восстановить Нотр-Дам за пять лет, хотя многие эксперты говорят, что на реконструкцию уйдет 10-15 лет.


============================================================


В Риге проходит XVIII Международная конференция "Церковь, семья и школа"

22.11.2019 15:16 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85628
------------------------------------------------------------




Фото: Nora Krevneva / riga.lv



Рига, 22 ноября, Благовест-инфо. Председатель Рижской думы Олег Буров 22 ноября принял участие в XVIII Международной конференции «Церковь, семья и школа». Тема конференции – «Благотворительность. Пожертвования. Служение».



В этом году участниками конференции стали митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), представитель Римско-Католической Церкви в Латвии кардинал-эмиритус Янис Пуятс, епископ Даугавпилсской епархии Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви Эйнарс Алпе, председатель Совета Латвийской Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Жилко, представитель Армянской Апостольской Церкви в странах Балтии Хосров Степанян и другие.



«Конференция уникальная, поскольку мы говорим об основных ценностях существования человечестве – духовности, нравственности, человечности. Сегодня у нас гостят участники из сфер духовенства, науки, культуры и науки, а также из социальной области и сферы здравоохранения. Тема „Церковь, семья и школа” актуальна и необходима обществу, чтобы можно было дискутировать о ценностях и морали, что в эпоху перемен меняющихся ценностей важно, поскольку связано с традиционными ценностями. Я
удовлетворен тем, что международный научный форум с высокой „добавленной стоимостью” – человеческой ценностью – проходит в Рижской думе. К тому же привлечены и наши специалисты», – сказал участникам конференции Олег Буров.



Конференцию с 2002 года организует Латвийская Православная Церковь в сотрудничестве с Рижской думой и Департаментом благосостояния Рижской думы. Каждый год это мероприятие объединяет представителей различных христианских конфессий, специалистов в области науки, культуры и медицины, а также работников социальной и других сфер.


============================================================


"Да будут все едино"
Гость - архиепископ Паоло Пецци

22.11.2019 14:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=29&id=85638
------------------------------------------------------------

============================================================


Жизнеутверждающая выставка про смерть
В Музее Рублева открылась экспозиция "Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве"

22.11.2019 14:16 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85626
------------------------------------------------------------
Москва, 22 ноября, Благовест-инфо. Уникальная выставка, посвященная изображению смерти в христианском искусстве, открылась 21 ноября в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Кураторы – директор ЦМИАР Михаил Миндлин и замдиректора ЦМИАР Светлана Липатова назвали экспозицию «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве». Около 100 произведений различных видов и жанров: русские и греческие иконы, нидерландские и итальянские гравюры,
старообрядческие иллюстрированные рукописные книги, предметы декоративно-прикладного искусства – все это можно увидеть в музее до 26 января 2020 г.







«В христианском понимании смерть означает не конец жизни, а ее начало в новом качестве. На протяжении веков момент окончания жизни человека воспринимался как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с Богом. Поэтому смерть не воспринималась трагически», – вводит в тему пресс-релиз выставки. И действительно – выставка отнюдь не производит гнетущего впечатления. Напротив: как сказала на открытии Наталья Шередега, завотделом древнерусской живописи Третьяковской
галереи, тщательно подобранные произведения искусства убеждают, что «жизнь побеждает смерть». «Это радостная выставка, которая дает надежду на жизнь вечную, дает представление о том, что Христос воскрес», – сказала она и приветствовала собравшихся троекратным пасхальным возгласом.



Тема смерти и перехода в вечную жизнь волновала всех людей на протяжении тысячелетий, отметил М. Миндлин. По его словам, кураторы ставили перед собой задачу показать, насколько отличаются и каким образом взаимосвязаны представления о смерти в западноевропейской культуре и православном мире, какие заимствования имеют место, на чем основаны разные трактовки близких сюжетов. «Визуальные ряды западноевропейского искусства – это такая физиологичная, натуралистичная, брутальная передача ужасов смерти
и загробного мира, который выглядит порой весьма отталкивающе. В восточнохристианском и особенно в русском православном искусстве – это такое метафизически-созерцательное осмысление, порой даже романтически окрашенное, как это ни парадоксально. Переход в вечную жизнь осмысливается как высшая благодать», – сказал директор ЦМИАР.







Входящих в зал встречает долбленая гробовая колода – ее предоставил для выставки коллекционер-старообрядец. Как рассказала «Благовест-инфо» С. Липатова, эта домовина была найдена на чердаке и сейчас, по старинной традиции, стоит в доме хозяина, напоминая о смерти. Это лишь один из образов «memento mori», которых много в экспозиции.







«Единородный Сыне» (сер. XVII в.)



Все произведения сгруппированы по пяти разделам. Первый посвящен библейской истории возникновения смерти как результата первородного греха и искуплению человечества через воплощение Христа, Его Распятие и Воскресение. Об этом подробно повествуют иконы редкой иконографии, расписанная дверь в жертвенник (XVII в., Поволжье), две уникальные плащаницы, паломнические реликвии, привезенные со Святой Земли (на одной из таких небольших икон Воскресший Христос парит над Кувуклией, довольно точно изображенной).







Второй раздел «Образы смерти и исхода души» рассказывает о персонификации смерти в русском и европейском искусстве. Светлана Липатова напомнила, что в Западной Европе в средние века были популярны сюжеты Триумфа смерти и Плясок смерти – хороводов, в которые мертвые вовлекают живых. На выставке об этом напоминают гравюры Нового времени, где смерть изображается костлявой старухой в причудливых головных уборах или в виде анатомически точных скелетов. Эти композиции не встречаются в русском
искусстве, однако персонифицированные изображения смерти, вооруженной копьем, косой, трезубцем, топором и даже пищалью проникли в иконографию Апокалипсиса, сцены исхода души и другие сюжеты.







О разнице в восприятии образа смерти ярко свидетельствуют два изображения на один сюжет «Христос, попирающий смерть», помещенные рядом: голландская гравюра XVII в., выполненная по оригиналу Рубенса, и написанная веком позже вологодская икона. Как предполагает куратор, необычная иконография этого образа может быть опосредованно навеяна подобной западной гравюрой, но при этом смерть здесь изображена по-другому: если на гравюре ноги Христа опираются на оскаленного дракона и драматично изогнутый
скелет, по которому можно изучать анатомию, то в иконе из-под упитанного красного чудища с добродушной мордой выползает удрученная смерть (весьма условный скелет) с поникшей косой, которая в печали хватается за голову. «В русском искусстве задача художников – не напугать смертью, а напомнить о ней, поэтому смерть – это всегда символ, образ», – пояснила куратор.







Ярко и красочно напоминают о грядущей смерти и необходимости покаяния две иконы конца XVIII в. из Третьяковской галереи. Это не моленные образы, а изображения-притчи на тему «memento mori», снабженные поясняющим текстом: на первой из них царь Птолемей Филадельф «познает тщету человеческой жизни», на второй – состоятельный юноша стремится к богатству и почестям, при этом он стоит на гробе, а за спиной у него маячит смерть-скелет с копьем. «Смертный человек, бойся Того, Кто
над тобой» – так называется это изображение.







Скульптура «Крестьянин и смерть»



В этом разделе привлекают внимание назидательная картина на холсте «Купец и смерть» (вторая половина XIX в.) и кабинетная скульптура «Крестьянин и смерть», которая, как выяснила Липатова, иллюстрирует басню Эзопа, переложенную Лафонтеном и затем, для русского читателя, Крыловым. Здесь же ряд икон с редким сюжетом рассказывает о роли ангелов в жизни человека и в его посмертной судьбе.







Третий раздел «Смерть праведника» представляет образ кончины идеального христианина: он открывается иконой «Успение Богоматери» (XVI в., самый ранний экспонат выставки), где уход Марии из земного мира и переход ее в жизнь вечную изображается как торжество, а не как трагедия, отметила Липатова. Далее представлены изображения мученической кончины святых (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и мирной кончины праведников – Серафима Саровского, Прокопия Устьянского, Алексия человека
Божия, а также собирательные образы идеального монашества («Старчества достойное изображение»). Маленькая модель гроба – атрибут монашеской кельи, который напоминает о неминуемой перспективе.







Привлекает внимание картина на холсте «Успение рабы Божией Анны» – подробный рассказ об истории кончины мирянки в родах, о том, какие провидческие сны видел в связи с этим ее супруг и какие чудеса совершились по его молитвам.







Почитание мощей святых – тема следующего раздела, в котором собраны иконы прп. Сергия Радонежского у мощей своих преподобных родителей, поклонения мощам свт. Митрофания Воронежского, вертикальной раки прп. Спиридона Тримифунтского, редкое изображение раки прп. Павла Обнорского. На картине XIX в. (холст, масло) мы видим известного «гробового монаха» Амфилохия у раки свт. Димитрия Ростовского.







Изображения загробного мира – райского блаженства и адских мук – встречают посетителя в последнем разделе, который завершается большой иконой «Страшной суд» из коллекции К. Воронина (экспонируется впервые). В этом отсеке экспозиции – иллюстрированное житие св. Василия Нового со сценами мытарств Феодоры (этот сюжет был излюбленным в русских синодиках); очень необычный резной «райский» фрагмент иконы «Страшный суд» (перв. пол. XVIII в.), где подробно
изображено «Лоно Авраамово» и преподобные, на красных крыльях воспаряющие в рай, где праведники «вкушают небесное блаженство», сидя строго по чинам святости. В витрине лежит рукопись 1860-х гг., где на очень длинной развертке рай изображен ярко и во всех подробностях. Как сказали на открытии выставки кураторы, они решили оставить «открытый финал»: дать возможность зрителю самостоятельно поразмыслить над увиденным.



В выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Егорьевский художественный музей, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, частные коллекционеры. Большинство из представленных произведений демонстрируются впервые.



Светлана Липатова сообщила на открытии, что в рамках выставки запланирован ряд просветительских мероприятий для взрослых и детей, с анонсами которых можно ознакомиться на сайте ЦМИАР.



Юлия Зайцева,

Фото: «Благовест-инфо»


============================================================


Иерарх Православной Церкви Чешских Земель и Словакии сослужил главе ПЦУ в Киве

22.11.2019 14:02 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85624
------------------------------------------------------------
Киев, 22 ноября, Благовест-инфо. Иерарх Православной Церкви Чешских Земель и Словакии сослужил главе частично признанной Православной Церкви Украины митрополиту Епифанию (Думенко). Епископ Шумперкский Исаия (Сланинка), викарий Оломоуцко-Брненской епархии, принял участие в литургии, которую возглавил 21 ноября в Михайловском Златоверхом монастыре Киева митрополит Епифаний, сообщает сайт ПЦУ.



В богослужении по случаю престольного праздника кафедрального сора ПЦУ приняли участие архиереи и клирики «новой Церкви Украины», а также экзарх Константинопольского Патриарха архимандрит Михаил.



По информации греческого агентства «Ромфеа», решение епископа Исаии сослужить митрополиту Епифанию противоречит позиции синода ПЦЧЗС и ее предстоятеля митрополита Ростислава. Агентство приводит русский текст письма митрополита Ростислава, в котором, в частности говорится:



«Поскольку Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии до настоящего времени не признал автокефалию Православной церкви Украины, вынужден признать Ваше «оповещение» об участии в торжествах в Киеве проявлением грубого пренебрежения к председателю Священного Синода и непочтительности и несолидарности к другим членам Священного Синода.



Вы, так же, как и остальные епископы нашей Поместной Церкви, подписали решение о нашей сдержанной позиции до того времени, пока в вопросах украинского раскола и автокефалии не будет принят всеправославный консенсус».



Митрополит Ростилав предупредил епископа Исаию, что в случае его участия в киевских торжествах к нему будут применены соответствующие меры за «нарушение послушания епископа своему митрополиту».


============================================================


В Индии чиновника-христианина обвинили в использовании власти для насаждения христианства

22.11.2019 12:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85622
------------------------------------------------------------




Нью-Дели, 22 ноября. Лидер ведущей партий Индии обвинил главного министра штата Андхра-Прадеш, который стал христианином, в том, что он использует свою власть для "насильственного обращения" в свою веру.



На церемонии инаугурации в конце октября лидер партии Бхаратия Джаната (БДП) Канна Лакшми Нараяна заявил, что количество религиозных обращений в христианство увеличилось с тех пор, как партия "Конгресс молодежи, труда и крестьянства" (YSR) пришла к власти. Он обвинил лидера партии "Конгресс YSR" и главного министра штата Андхра-Прадеш Джаганмохана Редди в том, что он планирует снести все индуистские храмы, сообщает Христианский Мегапортал invictory.com со ссылкой на International Christian Concern.



Лидер БДП ранее часто обвинял других чиновников в массовом принудительном обращении в христианство. Подобные утверждения приводили к тому, что христиане и другие меньшинства подвергались растущим гонениям. По данным правозащитной группы Alliance Defending Freedom (ADF), христиане в Индии пережили 247 нападений только за первые восемь месяцев 2019 года.



"Мы осуждаем подобные обвинения, потому что они порождают разногласия между представителями разных религий, - заявил президент Глобального совета индийских христиан Саджан К. Джордж. - Согласно переписи 2011 года, большинство населения в штате Андхра-Прадеш - индусы (90,87%), за ними следуют мусульмане (7,32%) и христиане (1,38%). С каждым годом христиан становится меньше".




============================================================


Образ, созданный Самим Христом. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым
Спас Нерукотворный - аргумент в борьбе с иконоборцами и уникальное космическое действо

22.11.2019 11:01 | "Православие и мир"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85621
------------------------------------------------------------

============================================================


Скончался бывший архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий (Феохарус)

22.11.2019 10:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85620
------------------------------------------------------------




Лондон, 22 ноября. Бывший архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий (Феохарус), глава архиепископии Константинопольского патриархата в Великобритании, скончался 20 ноября 2019 года в Лондоне в возрасте 92 лет после продолжительной болезни, сообщает «Седмица» со ссылкой на греческое информационное агентство «Ромфея».



В последние годы у архиепископа Григория возникли серьезные проблемы со здоровьем. Несколько месяцев назад иерарх был заменен на Фиатирской кафедре из-за своего преклонного возраста и слабого здоровья митрополитом Дарданеллским Никитой, который стал новым архиепископом Фиатирским.



Бывший архиепископ Григорий (в миру — Григориос Феохарус Хадзитофис) родился 28 октября 1928 года близ г. Фамагусты на Кипре (ныне территория под контролем Турецкой Республики Северного Кипра). В трехлетнем возрасте остался сиротой после смерти отца. По завершении начального образования в сельской школе, в возрасте 11 лет стал учеником в мастерской сапожника, где работал в течение 8 лет. В 20-летнем возрасте в 1949 году поступил во 2-й класс средней коммерческой школы города Лефконико. В 1951 году
перешел в Панкипрскую гимназию в Никосии. Окончил гимназию в 1954 году. Поступил на богословский факультет Афинского университета, который окончил в феврале 1959 года. В 1969—1970 годы обучался в Кембриджском университете. В 1999 году присвоено звание доктора honoris causa Лондонского университета.



В 1951 году пострижен в рясофор в монастыре Ставровуни на Кипре. В 1953 году в церкви Святого Саввы в Никосии Архиепископом Кипрским Макарием III рукоположен в сан иеродиакона. В 1959 года Архиепископом Фиатирским Афинагором (Кавадасом) рукоположен в сан иеромонаха, после чего служил настоятелем храма во имя Всех святых в Лондоне. В 1964 году назначен протосикеллом Фиатирской архиепископии Константинопольского патриархата.



12 декабря 1970 года в соборе Святой Софии в Лондоне рукоположен в сан епископа Тропейского, викария Фиатирской архиепископии. Получил в управление греческую православную общину cвятого Варнавы в Северном Лондоне.



16 апреля 1988 года решением Священного Синода Константинопольского патриархата единогласно избран архиепископом Фиатирским и Великобританским. Интронизация состоялась в соборе Святой Софии в Западном Лондоне. Освобожден от управление Фиатирской архиепископией в 2019 году.


============================================================


Рождество Христово в Институте св.Фомы. Москва
25 декабря

22.11.2019 10:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=85619
------------------------------------------------------------
25 декабря Институт Святого Фомы приглашает на праздник Рождества Христова.



Святая месса в 18:00 часов



После службы последует чаепитие (печенья и другие угощения приветствуются).



Приглашаются все желающие!



Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 46, стр.4. (м. Бауманская).


============================================================


Около 60 тыс. верующих присутствовали на мессе Папы Римского Франциска в Бангкоке

22.11.2019 10:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85618
------------------------------------------------------------




Бангкок, 22 ноября. Папа Римский Франциск возглавил в четверг богослужение на стадионе в Бангкоке. По данным организаторов апостольской поездки понтифика в Таиланде, на мессу собрались 60 тыс. верующих.



Глава Римско-католической церкви объехал стадион на открытом папамобиле. В толпе помимо флагов Ватикана и Таиланда были и флаги других государств, в частности, Лаоса, Камбоджи, Китая. Чуть более года назад ватиканская дипломатия подписала с Пекином соглашение о назначении Папой местных епископов, которые ранее утверждались только китайскими властями, контролирующими церковь. Около 5 тыс. верующих прибыли из Вьетнама, утончили организаторы.



По завершении службы Папе Франциску, выглядевшему достаточно уставшим, преподнесли сюрприз. Сотня танцовщиц в национальных платьях исполнили традиционный танец, передает ТАСС.



Католики в Таиланде составляют менее одного процента почти 70-миллионного населения, преимущественно исповедующего буддизм. Визит Папы Римского в Бангкок приурочен к 350-летию первой апостольской миссии в этой азиатской стране. А первые католические миссионеры прибыли сюда более четырех с половиной столетий назад.



До мессы на стадионе Франциск побывал с частным визитом в резиденции короля Рамы X. Как сообщили в службе печати Святого престола, понтифик преподнес монарху мозаичную копию картины известного итальянского художника XIX века Ипполито Каффи, одного из видных представителей жанра ведуты. На ней изображена площадь Святого Петра с одноименным собором.


============================================================


Патриарх Кирилл приедет в Белоруссию на торжества в Жировичи в мае 2020 года

22.11.2019 09:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85617
------------------------------------------------------------




Фото: m.news.yandex.by



Минск, 22 ноября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл примет участие в праздновании в мае 2020 года 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря. Об этом сообщил в четверг журналистам проректор по научной работе Минской духовной академии и Минской духовной семинарии Александр Слесарев, передает ТАСС.



«2020 год в белорусском экзархате будет юбилейным. Основные торжества пройдут 20 мая на территории монастыря, куда запланирован приезд предстоятеля Русской православной церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Помимо основных торжеств, праздничного богослужения, на территории монастыря состоится заседание Священного синода РПЦ», - приводит слова Слесарева агентство БелТА.



Свято-Успенский Жировичский монастырь Белорусской православной церкви, расположенный в деревне Жировичи Гродненской области, - один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране архитектурных ансамблей XVII-XVIII веков. В комплекс монастыря входят четыре храма и примыкающие постройки - Явленская церковь, Крестовоздвиженская церковь и Успенский собор, звонница, зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, церковь великомученика Георгия Победоносца, здание семинарии, жилой монастырский
комплекс, трапезная. Главная святыня монастыря - чудотворная икона Божией Матери Жировицкая.


============================================================


В РПЦ поддержали предложение о созыве совещания предстоятелей

22.11.2019 09:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85616
------------------------------------------------------------




Москва, 22 ноября. В Московском патриархате поддерживают предложение Иерусалимского патриарха Феофила созвать совещание глав Церквей по ситуации в православном мире, «альтернативы началу прямого диалога нет», заявил в четверг РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.



«Высоко оцениваем инициативу патриарха Иерусалимского Феофила, с которой он выступил в Москве при вручении ему премии Международного общественного фонда единства православных народов. Русская православная церковь поддерживает все усилия, направленные к развитию диалога поместных православных Церквей, к братскому совместному обсуждению сложных вопросов церковной жизни, вызывающих разногласия и даже разделения», - сказал Балашов.



Важно, добавил он, что с такой инициативой общеправославного характера выступил предстоятель древнейшей Православной церкви, которая является «изначальной колыбелью христианства и матерью всех впоследствии возникших поместных Церквей, включая древние патриархаты».



«Приятно, что это предложение было озвучено в Москве, в храме Христа Спасителя, после совместного совершения литургии двумя Патриархами. Восстановление и защита единства православного мира, канонического строя Церкви - важнейшая задача. На пути мы встретим немало трудностей, но альтернативы началу прямого диалога нет», - добавил собеседник агентства.



Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда также охарактеризовал предложение патриарха Феофила как «очень важное», напомнив со своей стороны, что Русская православная церковь последовательно выступает за диалог в разрешении подобного рода ситуаций и что в РПЦ уже неоднократно ранее призывали «к общеправославному решению в связи с неканоническими действиями Константинополя на Украине».



«Поэтому, мне кажется, важно, что это предложение сегодня прозвучало - оно прозвучало в Москве, оно прозвучало из уст предстоятеля древнейшей Церкви. И, конечно, я надеюсь, что будет и соответствующая реакция предстоятелей поместных Церквей», - сказал Легойда РИА Новости.



Иерусалимская церковь занимает четвертое место в диптихе («списке чести») поместных православных Церквей, являясь при этом самой древней из всех. Патриарх Феофил ранее высказывался в поддержку канонической Украинской православной церкви и митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.


============================================================

В избранное