Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 12/09/2025


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 12/09/2025
============================================================
Конференция "Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана". Москва
12 - 13 декабря

12.09.2025 17:44
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=112466
------------------------------------------------------------
12 – 13 декабря 2025 г. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея проводит конференцию «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана».



В следующем году мы отмечаем 100 лет со дня рождения выдающегося немецкого богослова Юргена Мольтмана (8 апреля 1926 – 3 июня 2024), попечителя ББИ. В связи с этим событием ББИ проводит конференцию, посвященную центральной теме Мольтмана – богословию надежды.



Согласно Мольтману, будущее не заложено в настоящем, а, наоборот, направляет его, постоянно открывая перед настоящим новые возможности. Поэтому эсхатология должна быть не завершением богословия, не «учением о последних вещах», как она традиционно понимается, а его отправной точкой. Приход же будущего в настоящее возможен благодаря надежде, которая становится для Мольтмана основой его богословия.



В ходе предстоящей конференции планируется обсудить различные аспекты богословия Мольтмана, а также его влияние на сегодняшнее богословие.



Заявки на выступление с докладом принимаются до 1 ноября. Иногородним докладчикам могут быть частично компенсированы транспортные расходы или расходы на гостиницу.



Библейско-богословский институт св. апостола Андрея



ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия



Телефон: (495) 670-22-00



Е-mail: standrews@yandex.ru



Web: www.standrews.ru



Telegram: https://t.me/BBI_theology


============================================================


Новым главой Августинского ордена избран священник Джозеф Фаррелл

12.09.2025 17:37 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112465
------------------------------------------------------------




Фото: открытые сетевые источники



Рим, 12 сентября, Благовест-инфо. Орден св. Августина сообщил об избрании нового лидера. 98-м генеральным настоятелям ордена с более чем 750-летней историей стал священника Джозеф Лоуренс Фаррелл, сообщает CNA. На этом посту он сменит священника Алехандро Мораля Антона, который занимал должность в течение двух шестилетних сроков. Избрание состоялось 9 сентября в Риме на 188-ой коллегии ордена, в голосовании участвовали 73 брата – члены коллегии.



Джозеф Фаррелл родился в 1963 в Пенсильвании, США. Первые монашеские обеты принес в 1987, рукоположен во священника в 1991. Изучал теологию в США, докторскую богословскую степень получил в Папском Григорианском университете в Риме. Служил приходским священником, университетским капелланом, преподавал и занимал различные посты в Августинском ордене. С 2013 г. – генеральный викарий августинцев.



Орден св. Августина (OSA) был создан в Риме в 1256 г. по инициативе Папы Александра IV, в результате объединения ряда общин монахов-отшельников, живших по Уставу св. Августина. Со временем августинцы распространились по всей Европе, а затем сыграли важную роль в католической миссии в Америке, Африке, Азии и Океании. На сегодня августинцы несут служение в 50 странах мира. Папа Лев XIV (Роберт Фрэнсис Превост) – первый в истории член ордена августинцев, избранный на престол св. Петра. Превост много лет служил в августинской мисии в Перу, а в 2001-2013 был генеральным настоятелем ордена.


============================================================


Храм в Псковской области может получить статус Всемирного наследия ЮНЕСКО

12.09.2025 16:05
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112464
------------------------------------------------------------




Фото: открытые сетевые источники



Псков, 12 сентября. Псковский храм Успения Пресвятой Богородицы XV века в деревне Мелетово может быть включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь знаменита своим уникальным ансамблем фресок, не имеющим аналогов в древнерусском искусстве, сообщила ТАСС генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.



«Сотрудники Псковского музея-заповедника ведут работу по включению храма Успения Пресвятой Богородицы (XV век) и его фресок, находящегося в деревне Мелетово, в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ранее памятник культуры «Церковь Успения в Мелетово» уже становился претендентом на попадание в список еще в 2002 году», – сообщила Мельникова.



Художник-реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов о живописи храма высказался так: «Мелетовские росписи выдают руку опытнейших мастеров, которые в быстрой технике фрески сумели достичь иконной тщательности в проработке живописи». Храм был построен в 1462 году по заказу псковских посадников и расписан всего через три года.



Церковь представляет огромную ценность как памятник архитектуры и монументальной живописи. Храм демонстрирует оригинальные архитектурные решения, повлиявшие на развитие псковского зодчества. Здесь впервые появились характерные элементы псковской архитектуры, которые потом широко распространились.



«Мелетовский храм и его фресковый ансамбль созданы в период падения Византийской империи. Фрески храма – отблеск византийского искусства на северо-западе русских земель. Ряд сюжетов, основанных на литературных источниках, не имеет аналогов в древнерусском и византийском искусстве. Наиболее известными являются композиции: «Христос несет на плечах Благоразумного разбойника в рай», «Ант скоморох», «Единорог», «Птица Неясыть». К настоящему времени сохранилось около 53% авторской живописи», – пояснила Мельникова. Фрески созданы в технике альсекко по сухой штукатурке и следуют византийской традиции.


============================================================


Три крестных хода встретились у Александро-Невской лавры в день небесного покровителя Петербурга

12.09.2025 15:27 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112463
------------------------------------------------------------




Фото: gov.spb.ru



Санкт-Петербург, 12 сентября, Благовест-инфо. Более 70 тысяч человек приняли участие в Большом, Малом и Водном крестных ходах, которые соединились на площади перед Александро-Невской лаврой в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Губернатор Александр Беглов и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавили торжественные мероприятия, сообщает сайт районы.рф.



Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Иерарх отметил, что девизом крестного хода стали слова «Вера, традиции, единство», неразрывно связанные с наследием святого князя.



Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении иерархов и духовенства Русской Православной Церкви, клира собора, сообщает ИА «Вода живая».



После богослужения состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери.



Частью праздника стало водное шествие по Неве из крепости Орешек к лавре, повторяющее последний этап перенесения мощей святого в 1724 году. Божественную литургию в Благовещенском соборе Шлиссельбурга совершил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. Затем он отслужил молебен в крепости Орешек, где в 2024 году была установлена плита в память о пребывании мощей в Иоанно-Предтеченском соборе, ныне разрушенном. Участники шествия на катамаране прибыли к Синопской набережной и присоединились к собравшимся на площади Александра Невского.



Был совершен малый крестный ход с мощами святого из Александро-Невской лавры на площадь его имени, где правящий архиерей отслужил молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга.



На территории Александро-Невской лавры состоялся концерт.



В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Позже, по указу императрицы Елизаветы Петровны, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход. До 1917 года от Исаакиевского собора по главной городской магистрали совершалось шествие до Александро-Невской лавры, этот день был выходным. Традиция, прерванная в годы советской власти, возобновилась во время празднования 300-летия монастыря в 2013 году.


============================================================


В Вологде увековечат память преподобного Герасима Вологодского

12.09.2025 14:30
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112462
------------------------------------------------------------
Москва, 12 сентября. Памятник преподобному Герасиму Вологодскому намерены установить к 880-летию столицы Вологодской области, которое будет отмечаться в 2027 году. Объявлен конкурс на эскизный проект памятника, передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу губернатора.



Преподобный Герасим – основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье и, согласно преданию, основатель города Вологды.



«В преддверии 880-летнего юбилея нашей областной столицы запускаем еще один масштабный культурно-просветительский проект. Приняли решение уделить особое внимание фигуре, чье имя неразрывно связано с историей города, и установить памятник его основателю – преподобному Герасиму Вологодскому. Согласно преданию, в 1147 году он основал на берегу реки первый в этих краях Троицкий монастырь, вокруг которого и вырос город. Величественный монумент одному из первых подвижников нашей земли планируем возвести к 2027 году», – привела пресс-служба слова губернатора Георгия Филимонова.



К участию в конкурсе приглашены профессиональные российские архитекторы, скульпторы, дизайнеры, художники, а также творческие коллективы страны, руководитель которых имеет соответствующее профобразование.



Работы оценит экспертный совет, в состав которого войдут представители органов власти региона, Вологодской епархии, художественных вузов России, ведущие художники и архитекторы. Заявки принимают до 17 октября, итоги конкурса подведут 31 октября.



Вологда – административный, промышленный и культурный центр Вологодской области. Датой основания считается 1147 год. В этот год монах Герасим пришел из Киева на реку Вологду на «великий лес» и застал там деревянную церковь Воскресенья, вокруг которой и раскинулся «средний посад малого торжка». Есть мнение, что название города связано со словом «волок». Другая версия говорит о том, что название происходит от реки Вологды (в переводе с финно-угорского языка «чистая вода»).


============================================================


Канада: правительство провинции Квебек планирует запретить публичные молитвы в общественных местах

12.09.2025 13:27
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112461
------------------------------------------------------------




Собор Нотр-Дам-де-Квебек. Фото: catholicnewsagency.com



Квебек, 12 сентября. Правительство крупнейшей канадской провинции Квебек на востоке страны объявило, что вскоре планирует ввести запрет на публичную молитву в общественных местах в рамках мер «по усилению светскости провинции». Это сразу вызвало резкую критику со стороны представителей религиозных конфессий и правозащитных организаций, сообщает «Православие.ru» со ссылкой на OrthoChristian.com.



Министр по вопросам секуляризма в провинции Квебек Жан-Франсуа Роберж заявил, что правительство внесет на рассмотрение законопроект, направленный на «борьбу с распространением уличных молитв», назвав это «серьезной проблемой».



Это последовало за заявлением премьер-министра Квебека Франсуа Лего, который выразил растущее недовольство публичными молитвами в Монреале, пишет британская газета The Guardian.



«В Квебеке мы совсем не желаем видеть, как люди молятся на улицах или в общественных парках. Хотите помолиться – идите в церковь или мечеть, а не в общественные места», – заявил Ф. Лего еще в конце прошлого года.



В свою очередь священник Глеб Мельник, клирик кафедрального собора святых Петра и Павла в Квебеке (Православная Церковь в Америке), выразил обеспокоенность по поводу предлагаемого закона.



«В этих действиях мы видим дискриминацию. Основные свободы людей не должны ущемляться, и это очень важно», – сказал отец Глеб. Он также отметил, что мероприятия на открытом воздухе, такие как Пасхальные крестные ходы, помогли сплотить их общину и всегда проходили без проблем на протяжении десятилетий.



Правительство выступило с таким предложением на фоне общей атмосферы напряженности в связи с мусульманскими молитвами, проводимыми во время пропалестинских демонстраций, в том числе у католической базилики Монреальской Богоматери. Уже более полугода группа Montreal4Palestine организует воскресные акции протеста, которые включают публичную молитву, что приводит как к демонстрациям, так и к контрпротестам.



В Канадской Ассоциации гражданских свобод убеждены, что запрет на молитву в общественных местах будет ущемлять свободу вероисповедания, свободу выражения мнений, свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, которые закреплены в Канадской хартии прав и свобод.



«Ограничение права на мирное религиозное самовыражение, будь то индивидуальное или коллективное, под видом секуляризма не только маргинализирует религиозные общины, но и подрывает принципы инклюзивности, достоинства и равенства», – предупредила Харини Сивалингам, директор программы по вопросам равенства Канадской Ассоциации гражданских свобод.



Президент Ассамблеи католических епископов Квебека Мартен Лалиберте задается вопросом, коснется ли новый запрет обрядов и церемоний, таких как шествие с крестом в Страстную пятницу, а также будет ли незаконным занятие йогой в парке или молитва во время визита Папы Римского.



Также сообщается, что лидер Квебекской партии Поль Сен-Пьер Пламондон, чья партия лидирует в опросах общественного мнения, назвал публичные молитвы «присвоением общественного пространства религиозными фундаменталистами».



Предлагаемый закон расширит существующие в Квебеке «меры по продвижению и укреплению светскости», которые включают принятый в 2019 году закон 21, запрещающий судьям, полицейским, тюремным охранникам и учителям носить символы на рабочем месте, демонстрирующие их религиозную принадлежность.


============================================================


Знаменская церковь под Волоколамском в усадьбе Безобразовых

12.09.2025 12:53 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=112460
------------------------------------------------------------




Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Знаменская церковь в селе Ивановском была построена в 1780-е годы. У нее редкая для Подмосковья композиция, состоящая из церкви-ротонды и двух парных колоколен, примыкающих к ней с западной стороны. Есть версия, что храм строился по проекту архитектора Елизвоя Назарова, автора московского храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище. В 1860-е годы купол Знаменской церкви обрушился, после чего здание воссоздавалось уже другим зодчим в более простых формах. Возможно, в изначальном виде Знаменский храм имел псевдоготические черты, как у баженовских построек в усадьбе Царицыно. Елизвой Назаров вполне мог «заимствовать» их у своего родственника Баженова – оба зодчих были женаты на родных сестрах.



До революции главной святыней церкви в Ивановском была старинная икона Божией Матери «Знамение». Местный священник вел записи чудес, совершавшихся от иконы, а в 1880-е годы еще были живы люди, исцелившиеся здесь по молитвам к Божией Матери. Тем не менее, эта икона была мало известна за пределами Ивановского прихода. В Волоколамске и уезде были иные святыни, привлекавшие множество богомольцев, например, знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь с гробом преподобного Иосифа (Санина), а в самом городе – чтимая Страстная икона Божией Матери и резной образ Николая Чудотворца.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Упомянутый резной образ Николы Можайского из собора города Волоколамска почитал на протяжении всей жизни и владелец села Ивановского Александр Михайлович Безобразов – сын храмоздателя Знаменской церкви. В детстве Безобразов перенес болезнь глаз, из-за которой мог навсегда лишиться зрения. Врачи не могли ничем помочь мальчику, и тогда мать привела его в Воскресенский собор Волоколамска помолиться у резного образа Николая Чудотворца. После молебна глаза ребенка помазали маслом от лампады, которая висела у чтимой деревянной скульптуры. На следующее же утро слепота прошла, и вскоре Безобразов получил полное исцеление. С тех пор, будучи уже высоким сановником, он был частым посетителем и жертвователем волоколамского собора.



Александр Безобразов скончался в 1871 году девяностолетним старцем и был погребен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Однако его родные нашли покой на волоколамской земле. Основатели усадьбы Ивановское его дед Иосиф Иванович и бабка Мавра Дмитриевна были погребены в Иосифо-Волоцком монастыре. Там же в семейном некрополе был похоронен и его отец Михаил Осипович. Внуки Александр и Павел и другие родственники А. Безобразова были похоронены уже при Знаменской церкви в Ивановском. Могилы Безобразовых в Волоцкой обители утрачены, а некрополь в Ивановском, напротив, сохранился до сего дня. Среди уцелевших надгробий есть и памятник последнего владельца усадьбы графа Чернышева-Безобразова.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



В 1847 году Александр Безобразов пожертвовал в Иосифо-Волоцкий монастырь, где были погребены его предки, драгоценное Евангелие, украшенное золоченым серебром и накладными клеймами. Однако для Безобразова был важен не только драгоценный оклад священной книги. Еще будучи тамбовским губернатором, он стал одним из тех, кто поддержал начинание царя Александра I по созданию в России библейского общества.



28 октября 1817 года в его доме было торжественно открыто отделение библейского общества в Тамбове. На этом собрании присутствовало более 200 человек разных сословий. Среди них были грузинский Патриарх-Католикос Антоний II (Багратион), епископ Тамбовский и Шацкий Иона, а также гражданские чиновники, духовенство, купцы и мещане. Губернатор Безобразов составил длинную речь, похожую по стилю на церковную проповедь. В ней он говорил: «Мы единодушно горим усердием просветить храмины сердец наших светом Слова Божия… Познать истинную добродетель во всем ее блеске, нет другого пути и другого средства, как Слово Божие!»







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Александр Безобразов кроме того, что последовательно занимал пост губернатора в Ярославле, Тамбове, Петербурге и возглавлял в Сенате межевое отделение, был известен тем, что сочинял стихи. Одно из его стихотворений было посвящено волоколамскому краю и называлось «На реке». В нем сенатор воспевал красоту реки Ламы, в излучине которой находится усадьба Ивановское.



С конца XIX столетия история Знаменской церкви в большей степени стала связана не с владельцами усадьбы, а с располагавшейся неподалеку текстильной фабрикой. Еще до отмены крепостного права крестьянин Егор Старшинов основал небольшое текстильное производство в деревне Шишкиной. Это была одна из первых фабрик в Волоколамском уезде по выработке тканевых одеял. В 1880-е годы тот же Старшинов открыл вторую фабрику недалеко от Ивановского в деревне Щекиной, выкупив часть земли некоего помещика Лисатовича. По своему устройству и условиям труда фабрика Старшинова в Щекине считалась одной из лучших не только в уезде, но и за его пределами.



В конце XIX века фабрику в Щекине возглавили братья Николай и Аркадий Старшиновы. Щекино входило в приход Знаменской церкви села Ивановского, поэтому с ростом фабрики прибыло и прихожан из числа щекинских рабочих. С этого времени церковным старостой храма стал сам фабрикант Аркадий Старшинов. На его средства в 1903 году в церкви были сделаны новые росписи и обновлены интерьеры. В жизни прихода участвовала супруга ктитора Мария и брат Николай. Последний, например, стал восприемником у рабочего – местного старообрядца, пожелавшего присоединиться к Православной Церкви.



К началу XX столетия стенная живопись Знаменского храма во многих местах повредилась и осыпалась. По описанию, составленному, вероятно, сыном настоятеля семинаристом Александром Соколовым, старая живопись была невысокого качества и «незатейливого вкуса». Однако совсем другое мнение о прежних росписях встречается в описании 1888 года. Еще в первой половине XIX века Знаменский храм был украшен живописью академика Конобеевского, взятой с академической выставки. Искусно был выполнен образ Благовещения на Царских вратах и запрестольная картина. А над сюжетом Воскресения Христова, по преданию, работал знаменитый художник Карл Брюллов. В Знаменской церкви также находился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, принадлежавший владельцам усадьбы Безобразовым.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Освящение новых росписей в 1903 году было приурочено к престольному празднику, который по местному обычаю отмечался в Михайлов день 8 ноября по старому стилю. В тот день в Знаменской церкви служили, кроме местного священника Павла Соколова, соборный протоиерей Волоколамска и священник из отдаленного села Амельфина, где была расположена другая фабрика Старшиновых. Новые росписи развивали тему храма как «врачебницы» душевных и телесных недугов. Центральным был сюжет «Приидите ко Мне все труждающиеся».



Знаменская церковь в селе Ивановском действовала до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году немцы заняли Волоколамск, закрепившись в том числе и в бывшей усадьбе Безобразовых. На одной из колоколен Знаменской церкви был установлен наблюдательный пункт, с нее велись обстрелы наступавших со стороны Истры советских солдат. Несмотря на ожесточенные бои в Ивановском, Знаменская церковь уцелела. Часть звонницы была разобрана уже после войны – кирпичи пошли на нужды аграрного техникума. Несколько лет назад церковь была восстановлена в своем прежнем виде.



Антон Саков


============================================================


Круглый стол "Книга в мировых религиях", посвященный памяти о. Александра Меня, прошел в Библиотеке иностранной литературы

12.09.2025 12:52 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=112459
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Москва, 12 сентября, Благовест-инфо. Круглый стол «Книга в мировых религиях» с участием представителей разных религий состоялся 11 сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино (ВГБИЛ). Центр межрелигиозного диалога ВГБИЛ приурочил эту встречу к 35-летию со дня трагической гибели богослова и мыслителя протоиерея Александра Меня (1935–1990).



Модератор круглого стола Мигель Паласио, заместитель генерального директора ВГБИЛ, сообщил, что предполагается обсуждение духовного, исторического и культурного значения священных писаний разных религий, их влияния на современное общество, сохранение гуманитарных ценностей и национальной идентичности, продвижение межкультурного и межрелигиозного диалога. В этой повестке важно опираться на наследие о. Александра Меня, который «открыл новые горизонты для поиска точек пересечения между различными религиозными учениями».



Участников приветствовали гендиректор ВГБИЛ Марина Захаренко, протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, друг и соратник о. Александра Меня. Приветствие от архиепископа Павла Пецци, митрополита Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, зачитал историк Алексей Юдин. Тему круглого стола он раскрыл на примере сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу» и его влияния на многих церковных деятелей, не только католических, в течение последующих веков.



Давид Ариэль Шапиро – раввин молодежного еврейского клуба Яхад Jewell. Будучи методистом-консультантом в области изучения и сохранения еврейской истории, традиции и религии, а также блогером, он показал красочную презентацию о значении Торы, адресованную молодым людям. Это был пример того, как можно адаптировать к современному восприятию основные положения священного текста, с акцентом на том, что заповеди Торы «предписывают человечность», что Тора «учит, как привести человека к гармонии».



Ильгизар Давлетшин, руководитель Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Российской Федерации, редактор Издательского дома «Медина», в сообщении «Коран как основа книжной традиции в исламе» раскрыл эту тему в трех аспектах: сакральном, историческом и культурном. Он сообщил также о тех мероприятиях, которые позволяют всем заинтересованным вникнуть в кораническую традицию: 13-15 сентября в московской Соборной мечети пройдет интерактивная выставка «Мир Корана»; 22 сентября там же откроется выставка разных изданий и рукописей Коранов, в том числе будет воспроизведена рукопись стихотворения Пушкина «Подражания Корану»; недавно увидело свет репринтное издание так называемых Екатерининских Коранов (издания 1780-х гг.).



Основная мысль сообщения священника Александра Гапко, настоятеля Сергиевского храма в Семхозе, построенного на месте убийства прот. Александра Меня, была сформулирована в заглавии – «Слово Божье и слово человеческое. Почему Священное Писание – место встречи Творца и творения». Опираясь на наследие о. Александра Меня, который видел в Библии «не архаичный памятник, а живой, обращенный к человеку диалог со стороны Творца», священник показал, что этот подход особенно актуален в наше время. Подчеркнув, что Библия – это богочеловеческий феномен, он отметил: «Главная задача – не академическое изучение Священного Писания, а встреча души с Богом, когда слово со страниц Библии обращается прямо к нам, а чтение становится актом общения человека с Богом». По мысли выступавшего, такой подход создает общее поле для чтения и исследования священных текстов представителями всех авраамических религий.



На методе о. Александра Меня, позволяющем пробудить в слушателях именно такой подход к Священному Писанию, сосредоточился Владимир Фролов, магистр теологии, руководитель Центра междисциплинарных исследований ВГБИЛ. В сообщении «Актуальна ли сегодня майевтика о. Александра Меня в молодежной среде» он показал, что этот сократический метод извлечения скрытого в каждом человеке знания с помощью наводящих вопросов пастырь использовал и в проповедях, и в своих многочисленных публичных выступлениях в студенческих и школьных аудиториях в конце 1980-х гг. Это «искусство правильно задавать вопросы», которым в совершенстве владел о. Александр, применяется и в текстах других конфессий (Фролов привел в пример молодежный католический катехзис Youcat).



Диакон Михаил Гар, научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ (ПСТГУ), представил три книги, написанные новомучениками и обретенные недавно сложным, а иногда и просто чудесным путем. Так, «Беседа двух друзей» была найдена на чердаке в глухой деревне под Угличем, в деревянном чемодане, в котором обнаружился архив сщмч. Серафима (Самойловича). В составе этого архива оказалось полемическое произведение, посвященное острым вопросам конца 1920-х гг. о том, как жить Церкви в условиях давления со стороны властей: идти ли путем компромисса или исповедничества. Удалось установить автора «Беседы» – это иеромонах Александр (Носков), его текст сейчас готовится к изданию.



Сторонником исповеднического пути был киевский профессор Георгий Косткевич, который написал «Обзор главнейших событий церковной истории с 1925 г. до наших дней»: труд, адресованный русским эмигрантам и найденный исследователями ПСТГУ в Пражском архиве, материалы которого попали в свое время в СССР. О. Михаил также представил недавно изданные три книжки с житиями Касимовских святых, тексты которых были составлены в 1920-е гг. двумя братьями – сщмч. Николаем и мч. Владимиром Правдолюбовыми. Эти записки, изъятые при обыске, были переданы из архива ФСБ о. Сергию Правдолюбову, представителю этой священнической династии, и сейчас напечатаны.



Александра Фролова, ведущий специалист Центра специальных выставочных проектов ВГБИЛ, координатор Корейского книжного клуба Московского движения корейцев, представила сообщение «Трипитака Кореана» – один из древнейших памятников буддийского канона в Корее». Это уникальное собрание буддийских канонических текстов, написанное в XIII в. на тысячах деревянных табличек, сохранилось до сих пор и представляет собой целостную систему знаний о мире и человеке.



Послушать выступления участников и посмотреть их презентации можно на странице ВГБИЛ в VK, где размещена видеозапись круглого стола.



Юлия Зайцева


============================================================


В Китае появилась новая католическая епархия и назначен новый епископ

12.09.2025 11:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112458
------------------------------------------------------------




Фото: sib-catholic.ru



Пекин, 12 сентября. В Китайской Народной Республике упразднены две католические епархии и хиротонисан новый епископ. Решение об изменениях в церковных структурах принял Папа Лев XIV 8 июля этого года, сообщает Vatican News.



Упразднены епархии Сиваньцзы и Сюаньхуа, учрежденные Папой Пием XII в 1946 году, и одновременно основана епархия – Чжанцзякоу, суффраганная по отношению к Пекинской. Она включает в себя территории двух упраздненных епархий за исключением тех, которые теперь относятся к Пекинской архиепархии и к епархии Цзинина. Новая епархия Чжанцзякоу охватывает площадь более 36 тыс. кв. км и насчитывает более 4 млн жителей, из которых около 85 тыс. – католики. Всего в епархии несут служение 89 священников.



10 сентября состоялась хиротония первого архиерея для новой епархии: им стал монсеньор Иосиф Ван Чжен-гуй. Назначение этого кандидата, одобренного китайскими властями, было подписано Папой Львом XIV 8 июля в соответствии с положениями Временного соглашения между Святым престолом и КНР.



Иосиф Ван Чжень-гуй родился в 1962 году; в 1980-е годы посещал духовную семинарию провинции Хэбэй, затем проходил пастырскую практику в приходе Цуйцзячжуана. 24 мая 1990 года был рукоположен во священники для епархии Сяньсянь. Впоследствии служил в епархии Сюаньхуа.






============================================================


Патриарх Александрийский Феодор II посещает Мадагаскар

12.09.2025 10:24 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112457
------------------------------------------------------------




Фото: orthodoxtimes.com



Антананариву, 12 сентября, Благовест-инфо. Предстоятель Александрийской Православной Церкви прибыл в Антананариву 10 сентября. Визит на Мадагаскар – часть пастырского путешествия Феодора II по митрополиям и епархиям Александрийского патриархата в преддверии сессии Священного Синода.



В аэропорту Патриарха Феодора II встречал митрополит Антананариву и Северного Мадагаскара Игнатий (Сеннис), представители правительства страны и посольства Греции.



Прямо из аэропорта Патриарх вылетел в Толиару – центр митрополии Южного Мадагаскара, где он проведет ближайшие шесть дней. В этой епархии Патриарх Феодор II будет проводить собрания клириков, освящать храмы, рукопологать священников, пишет Orthodox Times.


============================================================

В избранное