Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 16/09/2025


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 16/09/2025
============================================================
Рим: представители восьми Православных Церквей приняли участие в поминовении новомучеников XXI века

16.09.2025 22:30 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112499
------------------------------------------------------------




Фото: usccb.org



Рим, 16 сентября, Благовест-инфо. Иерархи и клирики восьми православных юрисдикций приняли участие в экуменическом поминовении новомучеников XXI века – христиан, убитых за свою веру с 2000 по 2025 год.



Поминовение прошло 14 сентября в римской базилике св. Павла за Стенами, его возглавил Папа Римский Лев XVI. Как отмечает CNS, встреча стала одним из мероприятий Юбилейного года. В прошлый Юбилей – в 2000 году – Папа Иоанн Павел II провел поминовение всех христиан, погибших за веру в ХХ столетии.



К церемонии был подготовлен список из 1624 имен христиан-новомучеников – католиков, православных, англикан, протестантов, верующих Восточно-Православных Церквей.



OrthoChristian приводит имена православных участников встречи:



архиепископ Хельсинский и всей Финляндии Илия (Валгрен) – Константинопольский патриархат;



митрополит Антоний (Севрюк) – Русская Православная Церковь



митрополит Западно- и Южноевропейский Игнатий (Алхуши) – Антиохийский патриархат;



Митрополит Британских островов и Ирландии Силуан (Онер) – Антиохийский патриархат;



епископ Неапольский Порфирий (Махериотис) – Кипрская Православная Церковь;



Священник Элисий Гулас – Элладская Православная Церковь;



епископ Новобрдский Иларион (Лупулович) – Сербская Православная Церковь;



епископ Супрасльский Андрей (Борковский) – Польская Православная Церковь;



митрополит Западно- и Южноевропейский Иосиф (Поп) – Румынская Православная Церковь.



Среди представителей других христианских деноминаций был англиканский епископ Энтони Болл, представитель архиепископа Кентерберийского при Святом Престоле.


============================================================


Успенский собор Тульского кремля откроют после реставрации

16.09.2025 17:59
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112496
------------------------------------------------------------




Фото: myslo.ru



Тула,16 сентября. Реставрационные работы в Успенском соборе Тульского кремля завершены, для прихожан он будет доступен в 2026 году, сообщает ИНТЕРФАКС.



«Осмотрел завершение реставрационных работ в Успенском соборе Тульского кремля. Он относится к категории выдающихся памятников русского зодчества 60-х годов XVIII века и является украшением Тульского кремля и всего региона. Открыть Успенский собор для прихожан планируют в следующем году», – написал губернатор региона Дмитрий Миляев в своем телеграм-канале.



Он напомнил, что в этом году исполняется 260 лет с момента, когда после завершения строительства храма, в 1765 году, началась его роспись и оформление интерьера.



«Художественная роспись собора является единственно сохранившейся в таком объеме работой иконописной мастерской Афанасия Андреевича Шустова», – отметил Миляев.



Успенский собор Тульского кремля относится к категории выдающихся памятников русского зодчества 60-х годов XVIII века. Собор был расписан в два летних сезона 1765 и 1766 годов артелью ярославских мастеров под руководством Шустова в технике темперной клеевой живописи.



Художественная роспись покрывает стены, столбы, своды и барабаны собора. Иконографическая программа настенной живописи охватывает цикл библейских и евангельских событий с включением в роспись редких сюжетов.



Центральным мотивом росписи является Успение Пресвятой Богородицы. В систему росписей включены изображения семи Вселенских соборов на северной и южной стенах, а также цикл евангельских притчей.



Историческую ценность и иконографическую редкость составляет летописный текст - роспись на дверном откосе северной стены, где указаны фамилии 36 мастеров - исполнителей живописных работ. Этот фрагмент настенной живописи является ценным источниковедческим историческим документом и своего рода авторской подписью художников.



Комплексная поэтапная реставрация собора проводилась с 1966 года. Второй этап реставрации осуществлялся с 2001 года по федеральной целевой программе «Культура России».



Заключительный этап реставрации производился в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля за счет средств федерального бюджета.



Тульский кремль – памятник оборонного зодчества XVI века. Построен по указу князя Василия III в 1507–1520 годах как южный форпост Московского государства. Каменный кремль имеет вид правильного прямоугольника с девятью башнями. Высота стен составляет около 10 м, толщина – 2,8–3,2 м. Протяженность стен кремля составляет 1 тыс. 66,5 м, общая площадь– 6 га.


============================================================


Эстония: президент Карис вновь отказался подписать "Закон о Церквях и приходах"

16.09.2025 16:31
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112495
------------------------------------------------------------




Фото: открытые источники



Вильнюс, 16 сентября. Президент Эстонии Алар Карис выступил с резкой критикой закона «О Церквях и приходах», который, по мнению Эстонской Православной Церкви (ЭПХЦ), фактически направлен на её запрет, сообщает Global Orthodox со ссылкой на европейские СМИ. На открытии осенней сессии Рийгикогу глава государства подчеркнул, что документ должен соответствовать Конституции и не может ограничивать свободу вероисповедания под предлогом защиты национальной безопасности.



Новую редакцию «Закона о церквях и приходах» принял ранее парламент республики. Для вступления этого закона в силу необходима подпись президента.



«Если мы спрашиваем, какие именно положения закона о климате или о защите данных реально достигают своей цели, то почему мы не можем задать этот же вопрос в отношении закона о Церквях?» – отметил Карис. По его словам, речь идёт не только о правах человека, но и о серьёзном отношении к самим целям закона.



Карис уже неоднократно возвращал законопроект в парламент. По его мнению, даже после доработки текст по-прежнему содержит слишком расплывчатые формулировки понятий «угроза» и «связи с иностранными структурами». Это создаёт риск, что под действие документа могут попасть и общины, которые не представляют реальной опасности. Президент подчеркнул, что закон непропорционально ограничивает свободу объединений и вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций.



Карис также раскритиковал закон о так называемой «супербазе данных», который предполагал хранение информации о религиозных убеждениях граждан, отметив, что без серьёзных гарантий такой подход угрожает правам человека.



В Эстонии Закон рассматривается как направленный прежде всего против Эстонской Православной Христианской Церкви (ЭПХЦ; ранее Эстонской Православной Церкви Московского патриархата).



Поправки обязывают ЭПХЦ изменить свой устав, выйдя из подчинения Московского патриархата. В противном случае МВД Эстонии сможет подать в суд для ликвидации православных приходов как юридических лиц.



Эстонская Православная Церковь (ЭПХЦ) объединяет значительную часть православных верующих страны, особенно русскоязычных жителей.


============================================================


Новейшие технологии помогают фонду "Белый Ирис" в сохранении культурного наследия
Ангел-гид расскажет о фресках XVIII века

16.09.2025 15:39
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112494
------------------------------------------------------------




Фото: nasledie-iris.org



Ярославль, 16 сентября. Искусственный интеллект помогает фонду «Белый ирис» сохранить фресковую живопись Казанского храма, что в ярославском селе Курба, сообщает РБК.



Дополненная реальность и ИИ впервые выступили помощниками фонда в июле, на фестивале «А Курба будет жить!». Для гостей фестиваля, желавших познакомиться с уникальными фресками, компания, специализирующаяся на новых цифровых решениях, подготовили виртуального AR-гида. Он провожал посетителей по храму и рассказывал интересные факты о сюжетах, запечатленных на фресках. Все, кто желал поддержать их восстановление, могли это сделать с помощью пожертвования на сайте фонда.



Как поясняет директор компании Александр Воробьев, гид визуализирован в виде ангела, прототипом которого послужил образ с одной из фресок того же храма.



Всего для проекта было подготовлено 13 видеороликов. Они показываются для 11 фресок и двух баннеров, на которых размещены приветственное обращение и заключительное: при входе в здание и при выходе из него.



Проект необычен еще и тем, что AR-персонаж здесь полностью создаван с помощью цепочки ИИ-сервисов: извлечение образа ангела из фотографии фрески – с помощью одного, финальная отрисовка ангела для дальнейшей анимации – с помощью другого, озвучка – с помощью третьего, анимация – с помощью четвертого.



Экскурсия доступна для всех, у кого есть сотовый телефон. Достаточно скачать бесплатное приложение, навести камеру на фрески, и виртуальный ангел проведет вас по храму, рассказывая о его удивительной живописи.



Идея осуществлена в рамках социального проекта «А Курба будет жить!», который реализуется с использованием гранта, предоставленного Фондом президентских грантов.


============================================================


Выставка "Сокровища Русского Севера" открылась в Музее им. Андрея Рублева

16.09.2025 14:12 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=112491
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. Выставка «Сокровища Русского Севера. Художественный металл XIII–XVIII веков из собраний Архангельского краеведческого музея и Музея им. Андрея Рублева» открылась 15 сентября в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Впервые в экспозиции показаны редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства из Архангельского краеведческого музея, созданные мастерами серебряного дела, резчиками по дереву и камню, а также уникальные иконы.



Многие из этих памятников, обладающих значимой историко-культурной ценностью, высоким художественным уровнем исполнения, ранее были доступны только избранным специалистам в фондах Архангельского краеведческого музея. Как рассказал «Благовест-инфо» куратор выставки, реставратор и искусствовед Валерий Игошев, показ этих предметов стал результатом их многолетней совместной работы с доктором искусствоведения Татьяной Кольцовой, которая выявляла происхождение памятников, хранящихся в запасниках Архангельского музея, по письменным источникам, архивным фотографиям, вкладным и охранительным надписям на предметах. Сам же Игошев сосредоточился на исследовании типологии, стиля, техники и технологии изготовления. Таким образом впервые была осуществлена комплексная атрибуция многочисленных памятников, большая часть которых попала в хранилище в 1920-е гг. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Это позволило представить памятники в экспозиции и в каталоге по типологичес
кому и хронологическому принципу, связать их происхождение с крупнейшими монастырями, храмами и историческими личностями, а также с ведущими русскими художественными центрами: Москвой, Великим Новгородом, Псковом, Ярославлем, Русским Севером (включая Архангельск, Сольвычегодск, Великий Устюг).







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Серебряные предметы северных мастеров выполнены в различных традиционных техниках, получивших широкое распространение с эпохи Средневековья: чеканка, басма, выколотка, гравировка, оброн, скань, зернь, литье, эмаль, чернь и др. Многие памятники сочетают разные техники, причем в некоторых случаях при отсутствии серебра мастера использовали медь, медные сплавы, олово с последующим золочением и серебрением.



Среди древнейших памятников церковного искусства – ставротека XIII в. из Антониево-Сийского монастыря. Этот небольшой реликварий для частицы креста Господня состоит из двух частей: ковчежца, обложенного чеканным серебром, и крышечки. В этом же разделе выставки среди других древностей – небольшие ковчеги-мощевики (энколпии), наперсные образки (панагии), складни, наперсные кресты XIV–XVII веков. Каждый экспонат представлен на фоне зеркальца, чтобы можно было рассмотреть оборотную сторону. Такие маленькие персональные реликварии, вырезанные из камня, ценных пород дерева, отлитые из цветного стекла («литики») или украшенные живописью, именовались «воротными» или «наперсными». У них подвижное «оглавие», куда продевали шнур или цепочку для ношения на груди. Обычай носить такие иконки, кресты-мощевики пришел на Русь из Византии, пояснил Игошев.







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Особую группу составляют деревянные богослужебные кресты в серебряных окладах XVI–XVIII вв., которые создавались под влиянием византийских образцов. Это четырех-, шести-, семи-, восьмиконечные напрестольные, воздвизальные, водосвятные, благословящие, моленные, запрестольные (выносные) кресты. В центре экспозиции – большой запрестольный выносной позолоченный крест с круглыми медальонами: на них в технике искусной чеканки изображены двунадесятые праздники. Выяснилось, что этот крест вложил в Антониево-Сийский монастырь «москвитин» Иван Култыгин, который сам же его и сделал – он известен как мастер и торговец серебряного ряда, выполнявший многочисленные патриаршие заказы.







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



По особенностям орнамента, характеру изображений и технике опытному реставратору нетрудно определить, откуда происходит тот или иной предмет. Игошев рассказал, как он с первого взгляда отличает, например, произведения ярославских мастеров, которые украшали иконы окладами с орнаментальными травами, цветами, «репьями» и другими элементами узорочья. Великий Устюг славился своей эмалью и чернью – этих мастеров вызывали в Москву, где они обучали чернению столичных художников. Украшение Владимирской иконы Богоматери специалист тоже ни с чем не перепутает – это работа строгановских мастеров, которые, помимо окладов, венчали образ «коруной» и подвешивали к нему «цату» (типично русское изобретение – вариант вотивных даров, пояснил Игошев).







Фото: rublagovest-info.ru



Важный раздел экспозиции – напрестольные Евагелия, украшенные серебряными окладами, а также евхаристические предметы (потиры, дискосы, дорные тарели). В создании некоторых из них принимали участие не только русские серебряники, но и заморские ювелиры. В витрине со сложносоставной серебряной дароносицей конца XVII в. внимание привлекает «струфокамилово» (страусиное) яйцо в серебряной оправе с самоцветами – подвеска к паникадилу, по-видимому, пасхальный дар.







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Все эти сокровища принято называть собирательно «декоративно-прикладное искусство». Но Игошев считает, что такое определение неточно; правильнее было бы говорить в целом о «сакральном искусстве» и его разных жанрах.



Выставка уникальных памятников Русского Севера открыта в ЦМИАР с 16 сентября по 23 ноября 2025 года.



Юлия Зайцева


============================================================


Патриарх Кирилл начинает визит в Казахстан

16.09.2025 13:21
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112489
------------------------------------------------------------




Успенский собор в Астане. Фото: открытые сетевые источники



Москва, 16 сентября. 16-19 сентября 2025 года состоится визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Казахстан, сообщает Патриархия.Ru.



Во вторник, 16 сентября, ожидается прибытие предстоятеля в Астану.



17 сентября в столице Казахстана глава Русской Православной Церкви выступит на церемонии открытия VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий.



В четверг, 18 сентября, Патриарх Кирилл совершит молебен в Успенском кафедральном соборе Астаны.



В ходе визита также запланированы посещения храмов, совершение богослужений, общение с духовенством и паствой Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.


============================================================


Конференция "Искусство византийского мира. Памяти О.С. Поповой". Москва
24 - 26 сентября

16.09.2025 13:09
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=112490
------------------------------------------------------------
Министерство культуры Российской Федерации



Государственный институт искусствознания



Международная научная конференция



«Искусство византийского мира. Памяти О.С. Поповой»



Международная научная конференция «Искусство византийского мира. Памяти О.С. Поповой» пройдет 24–26 сентября 2025 года в Государственном институте искусствознания (Москва, Козицкий пер., д. 5) в смешанном формате (очно и дистанционно).



В рамках конференции предполагается рассмотреть широкий круг вопросов, касающихся византийской художественной культуры и искусства IV–XV веков (архитектуры, живописи, скульптуры, прикладного искусства, искусства книги), а также истории ее изучения.



При составлении программы конференции предпочтение будет отдано темам, более близким к кругу научных интересов О.С. Поповой.



Регламент выступления – 15-20 минут.



По результатам конференции будет опубликован сборник статей.



Организационный комитет конференции:



Э.Н. Добрынина



А.В. Захарова, к.иск. (сопредседатель)



Л.И. Лифшиц, д. иск. (сопредседатель)



О.В. Овчарова, к. иск.



И.А. Орецкая, к. иск. (отв. секретарь)



М.А. Орлова, д. иск.



А.С. Преображенский, к. иск.


============================================================


В Москве завершили реставрацию церкви Вознесения Господня в Коломенском

16.09.2025 12:30
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112488
------------------------------------------------------------




Фото: br.pinterest.com



Москва, 16 сентября. Специалисты завершили работы по реставрации памятника русского зодчества – шатровой церкви Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на мэра столицы Сергея Собянина.



«В 1994 г. этот храм XVI века был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Кремлем, Красной площадью и Новодевичьем монастырем. Бережная и тщательная реставрация заняла два с половиной года. Особое внимание уделили шатру: расчистили кирпичную кладку от загрязнений и старой обмазки, выполнили биоцидную обработку, затем загрунтовали, обмазали и окрасили», – написал мэр в своем блоге.



Он отметил, что крест и яблоко – декоративный элемент в виде шара, расположенный под крестом – были расчищены и позолочены. Также специалисты расчистили и восстановили утраты белокаменных кокошников, наличников, капителей с резьбой и стрельчатых окон, были проведены и другие работы. «Сохранили исторический облик цоколя. Намеренно оставили небольшие утраты и шероховатости, их законсервировали – так гораздо сильнее чувствуется, что храму скоро исполнится полтысячи лет», – подчеркнул мэр.



По его словам, открытие храма запланировано к престольному празднику Вознесения Господня в мае 2026 года. К этому времени в верхний предел будет возвращен тябловый иконостас, а в подклете подготовят новую экспозицию, посвященную истории храма. Научным консультантом по созданию экспозиции выступил доктор искусствоведения, профессор, почетный член РАХ Андрей Леонидович Баталов. Выставка в подклете будет работать круглый год, а церковь – только в теплое время года.



Как и прежде, службы будут совершаться в дни важных церковных праздников. В остальное время храм будет функционировать как музей. Собянин заключил, что далее на очереди у реставраторов еще несколько объектов музея-заповедника «Коломенское», среди которых здание Сытного двора.


============================================================


"Зерно, упавшее в землю"
Как начинания о. Александра Меня продолжают его духовные чада

16.09.2025 11:47 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=112487
------------------------------------------------------------




Фото: blagovest-info.ru



Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. Вечер памяти, посвященный протоиерею Александру Меню, со дня убийства которого прошло 35 лет, состоялся в Культурном центре «Фавор» 9 сентября. «Зерно, упавшее в землю» – так назвала встречу ее инициатор Ирина Языкова, кандидат культурологии, искусствовед, духовное чадо отца Александра Меня. Участники вечера рассказали о том, как развиваются сегодня начинания пастыря, который стал первопроходцем в самых разных сферах.



«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Эта евангельская притча в полной мере проявилась в служении о. Александра Меня, который в последние годы своей жизни, когда в СССР стали пробиваться первые ростки религиозной свободы, получил возможность не только для широкой проповеди, но и для того, что сейчас принято называть социальным служением, а в советские годы было строго запрещено. «Отец Александр был могучим деревом, которое приносит обильные плоды. Встреча с ним вдохновляла многих людей, меняла их жизни. Сам он был человек пламенеющий, но умел зажечь и других», – свидетельствовала И. Языкова. Его прихожане не только «зажигались», но и смогли поддерживать этот огонь и делиться им спустя вот уже более 30 лет после гибели пастыря.







Прот. Александр Мень в РДКБ. Фото: Сергей Бессмертный https://www.miloserdie.ru/



Юлия Баранова рассказала о том, как в 1988 г. о. Александр с небольшой группой своих прихожан пришел в Российскую детскую клиническую больницу (РДКБ). Это особая больница – туда привозили детей со всей страны с самыми тяжелыми заболеваниями, многим из них врачи не могли помочь. Родители подолгу были рядом – растерянные, в страхе, без связи с семьей, без денег. По совету о. Александра волонтеры начали с того, что поддерживали родителей, помогали хоронить детей, налаживали отношения с врачами, которым тоже нужна поддержка. После гибели священника волонтерская группа не распалась, но приросла новыми добровольцами и новыми направлениями деятельности. Так, в 90-е гг. волонтеры находили благотворителей из разных стран, которые привозили лекарства, одноразовые шприцы, а заодно и одежду, и продукты для пациентов и их родителей. «Мы поняли: чем больше мы раздаем, тем больше Господь посылает по молитвам о. Александра», – рассказывала Ю. Баранова.



Постепенно с новыми людьми появлялись все новые инициативы: был организован семинар для психологической поддержки врачей, художники рисовали с детьми и устраивали выставки их работ, а также сделали с ними анимационные фильмы; ребят учат музыке, компьютерной графике. Появился больничный клоун, а позже – и школа больничных клоунов. В 2005 г. возникла программа «Ты не один» для сирот из региональных интернатов, которым необходимо было долечивание и реабилитация в столице. С помощью спонсоров был построен «Дом Незнайки», а за ним и целый «Городок Незнайки», где живут и лечатся такие дети. Но не только лечатся – руководитель всех этих программ Лина Салтыкова, духовная дочь о. Александра, организовала больничный театр, который поставил не одну серьезную пьесу, и это самым благотворным образом влияет на психологическое состояние детей и их социализацию. «Отец Александр вышел на поле, где никого еще не было. Он бросил зерна, котор
ые заколосились и стали примером для многих», – сказала Баранова, отметив, что многие благотворительные фонды помощи детям использовали опыт волонтеров РДКБ.







Фото: https://libfl.ru/



О другой стороне больничного служения – помощи взрослым с тяжелыми формами болезней крови рассказала Евгения Фотченкова. Она была в числе старшеклассников, на беседу к которым в школу 67 приходил о. Александр. Священник в школе – это было невиданно! Некоторые встречали его скептически, но на Женю и многих одноклассников эта встреча произвела глубокое впечатление. Когда она поступила в Литинститут, о. Александр прочитал лекцию и там, за несколько дней до гибели. На похороны приехали все ее одноклассники с учителями и однокурсники. Вскоре Евгения заболела болезнью крови и долго лечилась в Институте гематологии. «Во время лечения меня поддерживала мысль об о. Александре и участие людей, его знавших», – рассказала Фотченкова. Вылечившись, она сама стала помогать волонтерам-прихожанам о. Александра Борисова, друга и преемника о. Александра Меня, а позже возглавила фонд «Гематология и интенсивная терапия», который помогает тяжелым больным и
их семьям. После излечения многие пациенты тоже хотят помогать и включаются в работу фонда.







Учителя Пироговской школы, справа – директор Михаил Смола. Фото https://pirogovka.info/



Перед выступлением Ирины Букринской был показан видеофрагмент беседы о. Александра Меня о педагогике. Он настаивал на плюрализме школ, вариативности образования, необходимости создания экспериментальных учебных заведений «глубинного интеллектуального и духовного уровня». Он благословил своих духовных чад на создание первой в Москве частной школы (открылась 22 октября 1989 г.), которая получила название Пироговской. Ирина Букринская, которая много лет работает в Пироговке учителем, пояснила, что речь идет не о медицинском уклоне, а о принципах педагогики, разработанных знаменитым хирургом и ценимых о. Александром. «Научить думать, научить работать, научить любить… Не просто научить, а свидетельствовать, что каждая личность достойна уважения», – напутствовал он педагогов. То, что школа работает уже 36 лет, можно считать чудом, говорит Букринская, имея в виду все трудности на ее пути. Не меньшим чудом она считает выбор о. Александра: он благо
словил организовать школу Михаила Смолу – джазового музыканта, человека «абсолютно творческого», но не имеющего отношения к педагогике и совершенно не обладающего организаторскими способностями. «Более неподходящего человека для директорства трудно было найти», – улыбается Букринская. Но со временем коллеги поняли выбор о. Александра: директор – «человек исключительного смирения, лишь благодаря этому он смог удержать школу». Так реализовалась еще одного начинание о. Александра, а вслед за Пироговкой стали возникать разнообразные частные школы по всей стране.



О. Александр Мень ценил разные таланты и профессиональные навыки своих прихожан и побуждал использовать их для евангельской проповеди. Лидия Муранова – звукорежиссер, она занималась озвучкой диафильмов о христианстве, святых и истории религии, которые делал сам о. Александр и тайно показывал прихожанам. Сначала ей удавалось записывать комментарии к фильмам в литературном музее по выходным, потом с помощью баптистов достали звукозаписывающую аппаратуру, и студия переместилась к ней домой. Там же, по инициативе о. Александра, записывали радиоспектакль по роману А. Кронина «Ключи царства», и сам он тоже озвучивал одну из ролей. О. Александр нашел профессионального режиссера Юну Вертман, а роли исполняли его прихожане и несколько актеров, все это делалось подпольно в течение нескольких месяцев. «Религиозное воспитание и просвещение – это считалось антисоветчиной, за это можно было посадить», – вспоминала Муранова. С началом периода религи
озной свободы этот спектакль не раз звучал по Всесоюзному радио, добавила она. Сейчас его можно послушать на разных ресурсах, а после гибели о. Александра стали появляться самые разные миссионерские и просветительские христианские программы и фильмы.



«Мы видим, что сейчас живет все то, что о. Александр Мень посеял», – подытожила И. Языкова, отметив, что таких начинаний, которые плодоносят и сейчас, значительно больше. Она напомнила, что в 2017 г. вышла книга Юрия Пастернака «Цветочки Александра Меня» (название отсылает к жанру «Цветочков» Франциска Ассизского). Но сейчас этот же автор готовит к выходу вторую часть книги, которая будет называться «Плоды Александра Меня».



Юлия Зайцева


============================================================


Патриарх Варфоломей посетил Латвию
Экуменическая молитва в Домском соборе прошла без участия латвийских православных

16.09.2025 10:48 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112485
------------------------------------------------------------




Фото: orthodoxtimes.com



Рига, 16 сентября, Благовест-инфо. Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил 11-13 сентября Латвию по приглашению президента страны Эдгара Ринкевича, сообщает Orthodox Times.



Предстоятель Константинопольской Церкви прибыл в Ригу в сопровождении старшего митрополита Халкидонского Эммануила, митрополита Испанского и Португальского Виссариона, директора личного секретариата Патриарха великого экклезиарха Этия, заместителя секретаря Священного синода диакона Экумения, великого протосинкелла Иеронима и секретаря патриархии Гарри Джейкобсена.



12 сентября Патриарх Варфоломей встретился с политическим руководством Латвии.



Утром в Рижском замке состоялась его встреча с президентом Ринкевичем, в ходе которой было подчеркнуто, что между «Вселенским патриархатом и Латвией существуют крепкие связи». Церковный и светский лидеры отметили важность «развития диалога, мира и сотрудничества в Балтийском регионе в широком смысле слова».



Затем предстоятель Константинопольской Церкви встречался со спикером сейма Дайгой Миериней, премьер-министром Эвикой Силиней и министром иностранных дел Байбой Браже.



Во второй половине дня Патриарх посетил Латвийский университет, где прочел лекцию «Церковь перед лицом нынешнего экологического кризиса: наука, этика, совместное действие».



Вечером Патриарх побывал на ужине, который дал в его честь посол Греции в Латвии Эвангелос Турнакис.







Фото: Latvijas evaņģēliski luteriskā Baznīca



Утром в субботу, 13 сентября, Варфоломей и сопровождающая его делегация посетили рижский Домский собор, где состоялась экуменическая молитве, в которой также участвовали новоизбранный глава Евангелическо-Лютеранской Церкви архиепископ Риналдс Грантс, ее бывший глава архиепископ Янис Ванагс, католический архиепископ-митрополит Збигнев Станкевич, глава латвийских баптистов Каспарс Штернс и другие.



Как отмечает OrthoChristian, представители Латвийской Православной Церкви – третьей по количеству верующих конфессии в стране – на мероприятие не пришли.



Во второй половине дня Патриарх посетил обед, устроенный в его честь послом Турции Шуле Ёзтунч, а вечером вылетел из Риги, чтобы на следующий день прибыть в Вашингтон.


============================================================


Зилантову монастырю в Казани вернули историческое название

16.09.2025 10:10
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=112486
------------------------------------------------------------




Фото: открытые сетевые источники



Казань, 16 сентября. Зилантову монастырю в Казани официально вернули его историческое название – «Успенский Зилантов монастырь», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия.



«Исследования подтвердили, что правильное историческое название монастыря – именно Успенский, и теперь оно восстановлено», – говорится в сообщении.



Кроме того, эксперты уточнили пообъектный состав ансамбля, включив в него церковь Всех святых 1681 года и настоятельский корпус 1808 года.



Монастырь является одним из старейших в Поволжье. Он был основан в 1552 году Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством и включает уникальные постройки XVIII-XIX веков.



Изначально монастырь заложили на месте братской могилы воинов, павших во время взятия Казани, но из-за наводнений он был перенесен на Зилантову гору. Первый каменный храм возведен в 1625 году. Переживал разные этапы своей истории: был закрыт, находился в запустении, заново отреставрирован, начиная с конца XX века. Сегодня Успенский Зилантов монастырь открыт для прихожан и туристов.


============================================================

В избранное