Отношения Алена Проста с французским правительством испортились еще 3 года
назад. Произошло это незадолго после приобретения им команды Ligier. В то
время во французском парламенте господствовали республиканцы, пришедшие к
власти после социалистического периода. После выборов 1997 года многие связи
Алена с правительственными кругами оборвались. Потом социализм вновь пришел к
власти в лице коммунистов и "зеленых".
С тех пор премьер-министр Лайонел Джоспин успешно занимается всяческими
авантюрами. Президент Жак Ширак по-прежнему руководит страной, являясь истинным
республиканцем, но все же будучи по натуре несколько пассивным человеком.
Для команды Ligier самой благоприятной внешней средой всегда был
социалистический строй.
В то время, когда ею руководил Ги Лигье, команда получала крупные денежные
суммы от французского правительства, а также от государственных компаний:
национального табачного монополиста, национализированной компании Elf и
народной лотереи Loto. Этим организациям просто не оставалась иного выхода:
они были обязаны спонсировать Ligier.
Правда, бывали моменты, когда некоторые из них восставали против этого порядка.
Например, однажды на ужине после очередного Гран-При с протестом выступил глава
Loto. Он заявил тогда, что его компания не заинтересована в спонсорской
поддержке Ligier, так как их основной задачей является создание имиджа работы
с удачливыми и процветающими компаниями, а команда Ligier никак не подпадает
под эту категорию. Было также сказано, что спонсорство - вынужденный шаг
компании.
Ги Лигье и Франсуа Миттеран были неразлучны, и, как только Ги понадобились
двигатели, Renault сразу же предложила свои. Детали были потрачены на
совершенно неконкурентоспособные машины.
Крепкая дружба Миттерана и Лигье - явление необъяснимое, хотя ходили слухи,
что в прошлом Лигье был личным шофером Миттерана.
По мере приближения окончания президентского срока Миттерана, он стал терять
свою влиятельность, и Лигье начал подумывать о сложении с себя обязанностей
руководителя, решив продать команду одному французскому политику по
имени Кирилл де Рувр, который вскоре попал в заключение за какое-то
правонарушение.
Позже команда переходила то к Флавио Бриаторе, то к Тому Уолкиншоу. Неожиданно
ее приобрел Ален Прост.
Алену пришлось бороться за право получить новый завод, который он хотел
разместить в Гьянкуре. Социалисты хотели, чтобы он остался в Маньи-Кур, и Ален
добился своего лишь после того, как пригрозил им вывозом команды за
рубеж. Однако Прост по-прежнему нуждался в финансовой поддержке.
Несмотря на большие сложности, Алену удалось привлечь в команду британского
технического директора и британских инженеров. Прямо перед Гран-При Монако
Прост совершил очень экстравагантный поступок: он уволил Дженкинса под
давлением бунтовавших французских инженеров.
С увольнением Дженкинса команда совсем сдала позиции. В последние месяцы Прост
уже начинал подумывать об уходе из Формулы-1. Ему совсем не понравилось слыть
неудачником.
Но Ален привык бороться до конца, он серьезно взялся за дело и выжил в жестокой
рыночной борьбе. Когда Peugeot решила прервать с ним отношения, Прост обратился
за двигателями к Renault. Руководство Renault отказало ему. Правительство также
не оказывало никакой помощи. Прост был связан по рукам и ногам. В конце концов,
он нашел поставщика в лице Ferrari.
Алену не понравилось поведение Renault и, возможно, именно поэтому он
разорвал спонсорский контракт с Gauloises. Естественно, что Прост не сделал
бы этого, если бы у него не было какого-то другого спонсора.
В результате, Прост более никак не связан с правительством и может действовать,
как ему вздумается. Вряд ли он перевезет команду в Британию, хотя это было бы
неплохим выходом. В этом случае он избавится от назойливых требований
французских инженеров и наймет людей, которые знают толк в конструировании
первоклассных болидов.
Для Ligier "золотым" временем был, пожалуй, лишь 1996 год, когда ее машины были
точной копией Benetton. Дело в том, что Флавио Бриаторе выбрал для обеих своих
команд одинаковую стратегию. Для публики машины команд были совершенно разными,
но в Формуле-1 каждый знал, что это лишь миф.
Prost не была задумана и никогда не собиралась становиться национальной
командой Франции, просто так сложилась ее судьба. Ален Прост уже завершил
процесс денационализации своей команды. Теперь он не обязан оказывать карьерную
поддержку молодым французам. И ему не нужно льстить коррумпированным
французским чиновникам.
Теперь Прост, скорее всего, займется поиском нового технического директора. Не
исключено, что он возьмет обратно Дженкинса. Но главное, что отныне
Prost - независимая команда, и Франции теперь стоит возлагать надежды
о создании долгожданной национальной команды разве что на Renault.
Важно заметить, однако, что Renault начнет свою деятельность с создания штаба
в Англии, что, в свою очередь, значительно увеличивает ее шансы на успех.